Понятие о стилистике и культуре речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о стилистике и культуре речи



 

Русский национальный язык один и един, но он неоднороден но своему составу. Русский язык - это и художественная литература, и научные статьи, и деловая речь, и публицистика - сред­ства массовой информации, и обиходно-бытовая речь, которой мы пользуемся в повседневной жизни. Сфера применения языка определяет его стилистическое разнообразие. Для каждой сферы жизни человека есть своя разновидность литературного языка: для сферы обиходно-бытового общения - разговорный стиль, или науки - научный, для обслуживания производственных отношений людей - официально-деловой стиль, для общественного воздействия - публицистический, для создания художественных произведений - язык художественной литературы. В зависимости от той сферы человеческой жизни, в которой мы пользуемся родным языком, в зависимости от того, каковы цели, преследуемые нами, мы выбираем ту или иную раз­новидность языка - стиль литературного языка. Знать язык в совершенстве - значит владеть его стилями, потому что именно благодаря стилистическому разнообразию язык приобре­тет такие качества, как гибкость, разнообразие, точность, богатство, выразительность. Наука, изучающая стили как разновидности литературного языка, употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется стилистикой.

 

825. Прочтите выразительно и сравните тексты, объединенные одной темой. Определите, в какой ситуации уместно использование каждого текста, кто мог бы быть автором каждого текста, а кто - слушателем или читателем. Обоснуйте свою точку зрения.

1. Лес, точно терем расписной,

лиловый, золотой, багряный,

веселой, пестрою стеной

стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

а между кленами синеют

то там, то здесь, в листве сквозной,

просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

(И.Бунин)

II. Лес - один из основных типов растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов, с сомкнутыми кронами; для леса характерны также травм, мхи, лишайники. Различают хвойные и лиственные (как чистые, так и смешанные), листопадные и вечнозеленые леса. Лес – это жизненная среда для многих птиц и зверей, источник древесины, ягод, грибов и технического сырья. Биомасса, накапливаемая лесом, составляет 90 % всей наземной биомассы... Имея важное климаторегулирующее, почво- и водозащитное значение, лесной покров Земли является одним из факторов устойчивости
биосферы и требует постоянной заботы о его сохранении и возобновлении.

(Большой энциклопедический словарь)

III. Тайга - это почти две трети сибирских пространств. В тайге предполагается создать могучие промышленные комплексы - многие большие и малые производства, потребляющие древесину. Можно понять беспокойство одной учительницы, которая мне писала: «Неужто пойдут все наши прекрасные сибирские леса на капроновые чулки?»

Очень может быть, что все леса на это не пойдут: некоторые ученые уверяют, что «лесоруб в тайге не уничтожает зеленою друга, а освобождает богатырские силы природы, так как тайга - средоточие перестойного леса, вырубка которого означает прежде; всего сохранение и упрочение великого лесного богатства».

Не буду оспаривать это утверждение. Допускаю, что в масштабах миллионов гектаров, в общем и целом, так оно и есть - если иначе, пусть об этом спорят специалисты. Но вижу, что часто лесоруб освобождает не богатырскую силу природы, а природу от ее богатырских сил.

«Тайга отступает» - этот кочующий заголовок мало радует задумчивого читателя. Борьбы между тайгою и людьми никакой нет, деревья безоружны перед техникой корчевания и пиления, им не под силу отступать, сохраняясь, - они гибнут. И разбегаются птицы и звери, и лишают нас ресурсов продовольствия.

(Из газет)

IV. - Я вчера вам звонила весь день. Поняла, что в такую погоду вы уехали отдыхать. Вы были в лесу?

- Да, вчера весь день провели на природе.

- Хорошо отдохнули? Есть ли грибы и ягоды?

- Отдохнули чудесно: свежий воздух, птички поют! Грибов еще нет, а ягод и цветов много.

(Из разговорной речи)

826. Подберите примеры, показывающие, как об одном и том же можно сказать по-разному в разных ситуациях общения: в бытовом разговоре, и научной книге, в средствах массовой информации, в официально-деловой обстановке или в художественной литературе (поэзии или прозе).

Темы на выбор: лес, погода, зима, каникулы, вредные привычки, спорт, мода, путешествия.

827. Выберите из предложенных в предыдущем упражнении тем или придумайте интересную для вас тему и напишите мини-тексты из 7-10 предложений, которые различались бы только тем, что их употребление место в определенной сфере человеческого общения: в быту, в офи­циально-деловой обстановке, на научной конференции, в средствах массовой информации.

Культура речи - это раздел языкознания, исследующий проблемы литературной речи, ее развитие и изменения, происходящие в ней. Говоря о культуре речи отдельного человека, мы обычно понимаем под этим его умение использовать язык в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Речь образованного, культурного человека должна обладать следующими качествами.

Она должна быть правильной, т.е. отвечающей языковым нормам: произносительным, словоупотребительным, грамматическим, стилистическим.

Точной называют речь, в которой, с одной стороны, точно выражается действительность, с другой - точно отражена мысль в слове. Первое качество связано с истинностью речевого высказы­вания (правда или ложь). Второе качество связано с точным зна­нием лексики родного языка, пониманием значения слова, уме­нием различать паронимы: абонемент - абонент, командирован­ный - командировочный.

Логичность изложения означает правильное отражение фактов действительности и их причинно-следственных связей, об­основанность выводов и непротиворечивость суждений. Наруше­ние этого критерия, как правило, создает комические ситуации и приводит к недопониманию между участниками речевого общения. Следует отметить, что специальным нарушением логики изложе­нии как приемом создания комического эффекта нередко пользуются писатели, так они создают комические ситуации и заставляют читателя смеяться: Евсей прочно занимал место за печкой и в сердце Агафьи (Сонч.); Паровоз и проводница взвыли одновременно (Думб.); Шел дождь и два студента, один в пальто, другой - в университет (Кав.).

В устном народном творчестве нарушение этого критерия отражено в поговорке: В огороде бузина, а в Киеве дядька.

Ясность и доступность означают понятность речи ее адресату. Адресатом называется получатель речи: читатель, слу­шатель, зритель. Достигается ясность путем точного и однознач­ного употребления слов, терминов, словосочетаний, граммати­ческих конструкций. Примером нарушения этого критерия может служить предложение из ученической работы: «Ребята хорошо уха­живают за телятами, хотя они еще не окончили седьмого класса» (кто не окончил — школьники или телята?). Доступность изложе­ния - это способность выбранной говорящим формы быть по­нятной (доступной) адресату, заинтересовать его. С понятиями «ясность» и «доступность» связано понятие коммуникатив­ной целесообразности высказывания, которое не только включает эти два понятия в свое содержание, но и является поня­тием более широким. Этот критерий предполагает учет всей ситу­ации общения, учитываются: сфера применения языка и обслу­живающая эту сферу стилистическая система, знание правил об­щения и соблюдение их говорящими, подготовленность слушателя, цель общения, ситуация общения, содержание речи.

Чистота речи связана с соблю­дением правила не засорять свою речь словами-«паразитами»: как бы, на самом деле, это самое, как его, вот, значит, так сказать, диалектизмами и просторечными словами: нету, тута, здеся, чаво, иностранными словами, имеющими русские синонимы: исп. камарадос, куб. компанъеро, англ. комрид = рус. товарищ, жаргониз­мами: бабки = деньги, клевый = очень хороший, сачковать = бездель­ничать - и вульгаризмами — бранными словами.

Выразительность речи определяется по тому, насколько говорящий умеет заинтересовать своего собеседника. Создается вы­разительность речи не только соблюдением всех критериев хоро­шей речи, но и специальными приемами: использованием стили­стических фигур речи и выразительных средств языка - метафор, сравнений и т.д. Выразительность бывает информационная (интересное содержание речи), эмоциональная (способ изложения, манера исполнения) и языковая (использование специальных приемов создания выразительности речи, заключа­ющееся в умении использовать разнообразные средства выражения, что предполагает большой словарный запас и умение пользоваться синонимами). Все виды выразительности взаимосвязаны и взаимообусловлены: речь не может быть выразительной, если че­ловек не владеет хотя бы одним из этих способов. Выразитель­ность речи тесно связана с понятием эстетичности речи, т.е. с соблюдением прав адресата, которые заключаются в подбо­ре эмоционально нейтральных слов и выражений, и исключени­ем слов, представляющихся адресату неприличными, грубыми или бестактными.

Уместность подразумевает такой подбор и организацию языковых средств, которые соответствуют целям и условиям об­щения. К.Чуковский так описывал случаи нарушения этого кри­терия: молодой человек, обращаясь к плачущему малышу, спра­шивал: По какому вопросу плачешь?; мужчина, прогуливаясь по парку с дамой, спрашивал у своей спутницы: Тебя не лимитирует плащ?

Чем правильнее и точнее речь, тем понятнее она собеседнику; чем речь выразительнее и красивее, тем сильнее она воздействует па слушателя или читателя.

Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики, речевого этикета и нормы литературного языка: произносительные, словоизменительные, грамматические, стилис­тические и т.д. Научиться правильно выбирать из всего языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, форму предложения, соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о благозвучии речи может каждый человек. Для этого нужно знать законы родного языка, много и внимательно читать.

 

828. Прочтите фрагменты из произведений художественной литерату­ры. Обратите внимание на наблюдения авторов за речью героев. Сделайте вывод о том, каковы взгляды героев литературных произведений на культуру речи.

I. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Все слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т.д.)

5. Мрак.

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам/независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка» - при игре в карты «Я его срезала, как ребенка», - как видно, в разговоре с/ ответственным съемщиком.)

10. Кр-р-расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика не одушевленных и одушевленных предметов.)

12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14. Увас вся спина белая. (Шутка.)

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)

17. Ото! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, пре­зрение и удовлетворенность.)

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова слу­жили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками уни­версальных магазинов.

(И.Ильф и Е.Петров)

Вы узнали Эллочку-людоедку из романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова? Что вы можете сказать о том, как речь Эллочки характеризует ее образовательный и культурный уровень? Какие критерии хорошев речи нарушены героиней? Как оценивают речь своей героини писатели?

II. Машка Гордеева безусловно попадает в интеллигенцию, по­тому что от ее мозгов гораздо больше пользы, чем от ее рук. А у меня ни рук, ни мозгов — один словарный запас. Это даже не литературные способности, просто я много знаю слов, потому что я много читаю. Это у меня от папы. Но знать много слов совершенно не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: точняк, нормалек, спокуха, не кисло, резко, структура момента. А Ленка Коновалова любую беседу под держивает двумя предложениями: «Ну да, в общем-то...» и «Ну, в общем-то, конечно...» И этого оказывается вполне достаточно во-первых, дает возможность говорить собеседнику, а это всегда приятно. Во-вторых, поддерживает его сомнения. «Ну да, в об­щем-то...», «Ну, в общем, конечно...»

(В. Токарева)

Найдите в приведенном фрагменте нарушения критериев хорошей речи, ответьте их. Как автор относится к качеству речи, которую он слышит ют своих сверстников?

829. Найдите в предложениях просторечные слова и замените их подходящими синонимами. Объясните свой выбор.

1. Трудно понять, почему ученый допустил такую промашку. 2.Простакова всячески стращает Софью. 3. Вперед я хочу кратко остановиться на сюжете повести. 4. В инструкции содержались дель­ные советы о том, как надлежит обращаться с электробытовым прибором. 5. К счастью для Чичикова, на подмогу ему пришел капитан-исправник.

830. Найдите в предложениях диалектизмы. Какова их стилистическая роль?

У Агафона по изрубленному ос­пою лицу пошли бледные матежины, он тоже повысил голос.

- Я на конюшне или в воловне ночевать вам обязан! Нечего на меня шуметь. А коли вы уж даже чересчур храбры - подите вер­ните быков!..

Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин разделил свой немногочисленный отряд надвое:

- Агафон, бери троих и шибкой рысью через балку заходи с правого фланга, а я обойду их слева.

(М. Шолохов)

831. Найдите в предложениях иноязычные слова. Правильно ли они употреблены? Почему вы так думаете? Замените их, где нужно, подходящими по смыслу русскими словами. Исправленный вариант запишите.

1. Перед читателем проходит целая армада ярких представите­лей народа. 2. Писателю удалось продемонстрировать подлинную сущность Половцевых. 3. Особенности поэтической речи лимити­руются общеязыковыми нормами. 4. Иллюстрации хорошо имити­руют главные эпизоды повести. 5. Хотя в романе Базаров и оди­нок, в жизни количество его единомышленников прогрессирует.

832. Прочитайте предложения. Какие нормы литературного языка нарушены авторами предложений? Выделите среди предложений такие, в которых встречаются стилистические ошибки. Найдите в предложениях орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки и исправьте их. Запишите исправленные предложения.

1. Даже чернило у Плюшкина превратилось в какую-то заплисневевшую жидкость. 2. Образ жизни ченовников губернского горо­да вызывает наше негодования и презрения. 3. Мальчик не ожиданно поскальзнулся. Ребята смиялись в его адрес. 4. После грозы, на ветвях деревьев блистели капли атмосферных осадков. 5. Чичи­ков говорит Ноздреву что я давненько не брал в руки шашек. 6. Прочетав комедию мне наглядно представились ее персонажи. 7. Пассажир просил, принести чемодан носильщика, который находился в камере хранения. 8. Возвратившись в город, у Чичикова возник ряд не приятностей.

833. Исправьте предложения. Укажите, какие критерии хорошей речи были нарушены авторами.

1. Взрыв аплодисментов взорвал зрительный зал. 2. Кипящая и бурлящая жидкость жарившейся в жаровне рыбы загасила огонь. 3. Разбушевавшаяся стихия грозила опрокинуть стоявшую в сторо­не сторожку. 4. Все население села стало стекаться к сельсовету. 5. Живописная летопись города и городского пейзажа, рисунки, представленные на выставке, вызвали живо интерес у посетителей выставки.

 

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что изучает стилистика?

2. От чего зависит разделение литературного языка на стили?

3. Что изучает культура речи?

4. Каковы критерии хорошей речи? Приведите свои примеры для иллюстрации каждого критерия.

5. Расскажите, почему важно уметь говорить правильно и уместно.

6. Как можно выработать у себя навыки хорошей речи?

 

Задания для самостоятельной работы

834. Замените глагольно-именные сочетания глаголами. Составьте и запишите с ними предложения. В каком стиле речи будет уместно употребить ваши предложения?

Осуществлять заботу, подвергнуть сокращению, осуществлять выдачу, допустить отставание, подвергнуть исследованию, до­стигнуть опережения, осуществить руководство, произвести посев.

835. Закончите предложения, употребив один из синонимов, приведенных в скобках. Объясните свой выбор. В какой ситуации общения будут уместны такие высказывания? Спишите предложения.

1. На месте небольшого завода (возведен, построен, создан) крупный: деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных усилий установка может быть (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Ужев октябре совхоз стал (отгружать, поставлять, отправ­лять, продавать, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух (большой, мощным, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На городском ковровом комбинате план выпуска продукции на (этот, нынешний, текущий) год выше уровня достигнутого в (минувший, прошедший, прошлый) году на 32 тысячи квадратных метров.

836. Отметьте особенности в использовании А.С.Грибоедовым в ко­медии «Горе от ума» средств речевой характеристики Скалозуба и Молчалина.

837. Приведите примеры речевой характеристики героев произведе­ний художественной литературы и покажите, как отражается внутрен­ний мир героя в его речи.

838. Найдите в поэме Н.Гоголя «Мертвые души» примеры речевой характеристики героев. Как характеризует героя его речь?

839. Напишите домашнее сочинение «Речевая характеристика лите­ратурного героя» (например, Ноздрева или Собакевича).

 

Стили литературного языка

 

Стилем языка обычно называют такую разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону человеческой жизни.

Для каждой из сфер многообразной жизни человека существует своя особая стилистическая разновидность языка. Так, неофициальное, обыденное (бытовое) общение обслуживает разговор­ный стиль, официальные, производственно-деловые отноше­нии людей - официально-деловой стиль, общественно-политические отношения - публицистический стиль, научное общение - научный стиль, а словесно-художественное творчество - язык художественной литературы. И это не множество разных языков, а стилистические разновид­ности общенационального литературного языка, создающие сти­листическую систему современного русского языка. В этой систе­ме отражаются специфические черты, присущие тому или иному стилю и вытекающие из особенностей употребления языка в той или иной сфере жизни. Так, для разговорного стиля речи характерна преимущественно устная форма речи, а для научного и офи­циально-делового - письменная. Публицистический стиль и язык множественной литературы могут быть реализованы как в устной, так и в письменной форме речи. Особенности того или ино­го стиля речи сказываются в отборе, сочетании и употреблении всех языковых средств.

 

840. Определите, какие слова и словосочетания употребляются в официально-деловом, научном, публицистическом и разговорном стилях. Как вы это определили? Составьте с ними предложения. Запишите 6-7 предложений разной стилистической принадлежности.

Ввиду плохой погоды; в соответствии с планом; прибытие по­сла; нежданно-негаданно; авось; оказать содействие; устранить не­достатки; опротестовать решение; распрекрасный; премилый; разделался; редактирование; трансформация; тангенс; информация; улепетывать; молодцеватый; опротестование; гонка вооружения; разрядка международной напряженности.

841. Прочтите тексты. В каких сферах человеческой жизни возможно употребление этих текстов? Какова их стилистическая принадлежность? Кто мог быть автором каждого из них? Докажите свою точку зрения. Выделите несколько языковых стилистических примет.

I. Восстание зажглось, горит и распространяется в Польше. Что де­лают петербургские пожарные ко­манды?.. Зальют его кровью - или нет?.. Да и тушит ли кровь?

Неужели этому царствованию, которое так легко могло быть кротким, человечественным, суждено заступить глубже и глубже в кровь? Кровью не везде можно перейти вброд; а плохие пловцы в Зимнем дворце.

Восстание это все предвидели, оно не могло не быть при безобразном полицейском наборе; об нем предупреждали и мы и десять других журналов; были даже люди, которые предупреждали великого князя и государя, - они не хотели отстранить вос­стания, они избрали кровь!

II. Отца моего я не помню. Он умер, когда мне было два года. Мать моя вышла замуж в другой раз. Это второе замужество принесло ей много горя, хотя и было сделано по любви. Мой отчим был музыкант. Судьба его очень замечательна: это был самый странный, самый чудесный человек из всех, которых я знала. Он слишком сильно отразился в первых впечатлениях моего детства, так сильно, что эти впечатления имели влияние на всю мою
жизнь.

III. Согласно статье 10 инструкции «О порядке регистрации актов гражданского состояния» имя ребенка записывается по желанию родителей, а при отсутствии родителей - по желанию лиц, на попечении которых находится ребенок.

Если родители у ребенка имеются, но они по какой-либо уважительной причине не могут сами явиться в ЗАГС для регистрации рождения, то и в этих случаях выбор имени лицами, обратившимися в ЗАГС с заявлением о регистрации рождения ребенка, должен быть согласован с родителями. Если такого согласования не было или если имя было присвоено вопреки воле родителей, то родители сразу же вправе обратиться в ЗАГС с просьбой об исправлении записи о рождении.

IV. - Все... время... мело. Там... с Северного Кавказа... пыль. Киев заносило. А там на 10 сантиметров снесло.

- Да, в газетах ведь писали. Прямо кошмар там был. А у нас озимые померзли. Ты же ехал - видел. Нет озимых. А ведь я вот осенью ездила в Москву, ведь сплошь был изумрудный ковер. А сейчас ведь нет. Сеют снова яровые. А яровые очень к засухе устойчивы. А засуха будет наверняка.

- Неустойчивы.

- Куда неустойчивы, что ты ерунду говоришь.

V. Предметом научного языкознания является человеческий язык в его истории. Язык каждого народа, каждой общественной группы, каждого индивидуума не остается в течение времени неизменным, он подвергается постоянным, хотя и постепенным видоизменениям; каждый язык в известный период своего существования представляет собою результат тех изменений, которые были пережиты им в предшествующий период. Это постоянное видоизменение языка заключается в том, что он переживает постепенные изменения и в области звуков, и в формальных значениях; он утрачивает некоторые из этих фактов и приобретает новые, неизвестные ему раньше.

Итак, стиль речи - это разновидность литературной речи, которая определяется условиями речевого общения. В современ­ном литературном языке выделяются следующие основные стили: разговорный и книжные - научный, официально-деловой и публицистический. Отдельно стоит поэтический стиль - это такая разновидность литературного языка, которая используется писателями и поэтами для создания литературных произведений. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами речи, т.е. жанрами, в которых он существует. Стиль литературного языка называется функциональным, потому что он выполняет определенную функцию (роль) в речи. Определяется стиль по совокупности всех признаков.

 

842. Вместо точек употребите один из синонимов, приведенных в скоб­ках. Объясните свой выбор. Запишите предложения, объясните знаки препинания.

1. По приглашению словацких друзей российским писателям (до­вестись, посчастливиться, удаться, прийтись) (побывать в, посе­тить) Баньске-Бистрице. 2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, (необходимо, нужно, требоваться) (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали. 3. Коллективом цеха немало (делаться, предприниматься, совершаться) для того, что бы (закрепить, удержать, упрочить) людей на производстве, однако слесарей-ремонтников все еще (недоставать, не хватать). 4. За последние пять лет в селах Подмосковья (возведен, воздвигнут, отстроен, построен, сооружен) около 200 спортивных залов. 5. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них (жить, обитать, проживать) до трети населения.

 

Вопросы для самопроверки

1. На каком основании выделяются стили речи?

2. Какие стили речи вы знаете?

3. Чем отличаются стили речи?

4. Какие стили речи обычно относят к книжным? Почему?

5. Чем отличается разговорный стиль от остальных стилей речи? Докажите.

6. Зачем специалисту знать стили речи? Приведите примеры, иллюстрирующие ваш ответ.

 

Задания для самостоятельной работы

843. Создайте таблицу «Стили русского литературного языка» и под­берите собственные примеры для доказательства верного выполнения задания.

В таблице должны быть отражены следующие рубрики:

1) «сфера общения», в которую необходимо включить «общение людей в быту», «производственные отношения», «агитационно-массовое общение», «научная деятельность» и «словесно-художественное творче­ство»;

2) «стиль речи», включив в нее все известные вам стили литературного русского языка;

3) «примеры», иллюстрирующие каждый стилистический фрагмент

 

Сфера общения Стиль речи Примеры

 

844. Подберите 2-3 текста, выдержанных в соответствии с разными стилями речи, объединенных одной темой. Сравните тексты и сделайте свои выводы о том, какими языковыми средствами они различаются. Отметьте случаи, когда один и тот же факт описывается по-разному.

845. Составьте предложения с приведенными ниже предлогами. Укажите, в каком стиле речи уместно употребление этих предлогов. Запишите составленные предложения так, чтобы у вас получились примеры на нее стили речи.

I.1. Ввиду - вследствие - в силу - в связи с - по причине - благодаря - в результате. 2. О - про - насчет - относительно. 3. С помощью - при помощи. 4. По отношению - в отношении. 5. С целью - в целях.

II.1. Между - меж. 2. Через - сквозь. 3. По - после. 4. По - о (при глаголах скучать, тосковать). 5. По - за (при существитель­ных грибы, ягоды). 6. В - за (при словосочетании последнее время).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.068 с.)