Особенности склонения некоторых существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности склонения некоторых существительных



1.Существительные мужского и среднего рода с суффиксом ищ- в И.п. ед.ч. имеют окончание -е, существительные жен­ского рода — -о: морозищ- е, ведрищ- е, ручищ- а.

2. Одушевленные существительные мужского и женского рода с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ишк- в И.п. ед.ч. имеют оконча­ние -а: купчишк- а, вдовушк- а. Окончание имеют неодушев­ленные существительные мужского и среднего рода: городишк- о, полюшк- о.

3. Существительные с вещественными значением чай, сахар и др. в Р.п. имеют вариантные окончания -а (-я), -у (-ю): чашка ча- ячашка ча- ю, стакан квас- астакан квас- у.

Более употребительными являются окончания -а (-я). Оконча­ния -у (-ю) могут быть у вещественных существительных при обозначении части целого: килограмм сахар- у, ложка мед- у.

4.Существительные 2-го скл. в П.п. ед. ч. вместо окончания могут иметь окончание -у, если выражают обстоятельствен­ное значение места: на кра- ю, на луг- у; ср. о кра- е — о луг- е.

5.Существительные мн. ч. в Р.п. имеют нулевое окончание и основу на -ий, если в И.п. ед.ч. они заканчиваются на безудар­ные -ья, -ье: плясун ьяплясун ий, помест ье — помест ий. Если же существительные в И.п. ед.ч. имеют ударные -ья, -ьё, то в Р.п. мн.ч. у них нулевое окончание и основа на -ей: руж ьё — руж ей, стат ья — стат ей. Исключение: коп ье — коп ий.

6.В Т.п. существительные, являющиеся русскими фамилиями на -ов (-ёв), -ев, -ин (-ын), имеют окончание -ым: Карп ов - Карпов- ым, Сычёв - Сычёв- ым, Солжениц- ын - Солженицын- ым, а существительные, являющиеся названиями населенных пунктов на -ин (-ын) и -ов, — окончание -ом: Рост овпод Ростов- ом, Бород ин опод Бородин- ом.

7.В П.п. ед. ч. существительные среднего рода оканчиваются на -ье, если в И.п. ед.ч. они оканчиваются так же: счаст ье — о счаст ье, варен ье — о варен ье.

8.В Р.п. мн.ч. существительные на -ня с предшествующим соглас­ным в И.п. не имеют мягкого знака: ставн я — став ен, часовн я — часов ен. Исключения: кухонь, деревень, барышень, боярышень.

9.В И.п. мн.ч. некоторые одушевленные существительные муж­ского рода имеют окончание -е: горожанингорожан- е, калу­жанинкалужан- е.

10.Существительные 1-го и 2-го скл. в Т. п. ед.ч. после шипящих

и ц имеют в ударных окончаниях -о, в безударных - - е: свеч о й, сердц е м, саж е й.

 

259. Образуйте от данных существительных существительные с суф­фиксом -ищ-, употребив при этом нужные окончания. Укажите род су­ществительных.

Борода, ветер, забор, жара, нога, дом, столб, локоть, спина, баба, сила, пыль, толпа, дождь, бык, сапог.

260. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами -ушк- (юшк-), -ишк- (-ышк-), употребив при этом нужные окончания.

Платье, лгун, перо, поле, воля, доля, ружье, волк, купец, ум, забор, заяц, трус, город, зима.

261. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму нужного падежа. Укажите вариантные окончания.

Вкус (мед), запах (мед), ложка (мед), съесть (мед); купить (сахар), положить в чай ложку (сахар), избыток (сахар), взвесить килограмм (сахар); тосковать о (дом); думать о (берег), стоять на (берег), огни на (берег); фонарь на (мост); жить в (лес); дом на (край) деревни.

262. Перепишите предложения, употребляя существительные, заключенные в скобки, в нужном падеже и числе. Выделите окончания и объясните их написание.

I. 1. Дни (томление) острых прожиты вместе с белою зимой. (Ахм.) 2. Оставшись один, Тема как-то бессильно, тупо оглянулся, точно отыскивая потерявшуюся связь (событие). (Г.-М.) 3. Когда небольшой запас (сведение) Тёмы о (гимназия) был исчерпан, кто-то предложил идти купаться. (Г.-М.) 4. Алеша подходит и видит: висит доска, а на доске много (объявление). (Горб.) 5. Женщина потянулась с блаженным сознанием, что лишения (молодость) не приблизили (огорчение) старости. (Леон.)

II. 1. Во дни (веселье) и (желанье) я был от балов без ума: верней нет места для (признанье) и для вручения письма. (П.) 2. Во дни (сомненье), во дни тягостных (раздумье) о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый, красивый и свободный русский язык. (Т.) 3. Не устрашуся гибели, ни (копье), ни стрел дождей. (Ес.) 4. Как скоро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба (ружье) и (орудие), которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. (Л. Т.)

263. Составьте словосочетания, употребив следующие существительные в П.п.

Раздумье, санаторий, армия, ущелье, Дарья, лишение, несча­стье, фальшь, гордость, варенье, край, расстояние.

264. Приведенные ниже существительные поставьте в форму Тв.п. ед.ч. Объясните правописание окончаний.

Серов, Куприн, Клычков, Карамзин, Рахманинов, Крылов, Соболев, Шишкин, Шмелев, Катаев.

265. Образуйте форму Т.п. ед.ч. Выделите окончания, объясните их правописание.

Строгино, Орехово-Зуево, Косино, Кусково, Солнцево, Пе­ределкино, Люблино, Красково, Царицыно, Киев, Пушкино.

266. Придумайте 5-6 существительных на -ня. Образуйте от них форму Р.п. мн.ч. Объясните написание образованных вами существи­тельных.

267. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Заросший плющ..м, укрытый плащ..м, вошедший со свеч..й, чашка с блюдц..м, чувствовать сердц..м, с красивым лиц..м, жу­равлиным клич..м, детским плач..м, открыть ключ..м.

268. Образуйте форму Р.п. мн.ч. от приведенных существительных. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Солдат, чулок, сапог, апельсин, помидор, мандарин, килограмм, дно, простыня, блюдце, цапля.

269. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясни­те правописание окончаний существительных.

I. 1. После ча.. мы садились у печ.. и читали. (Пауст.) 2. В памят.. мелькают картины прошлого. (Гил.) 3. В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свет... (Шукш.) 4. Но вот на дорожк.., около плах.., мелькнула фигура - мелькнула и скрылась. (Кор.) 5. Постичь я пытался безумных событий причинность. (Рожд.)

II. 1. И ты порой почти полжизн.. ждешь, когда оно придет - твое мгновение. (Рожд.) 2. Из своих необычайных странствий я тебе, любимая, привез сон о звездах, дымный запах станц..й и букет тяжелых влажных роз. (Долм.) 3. В любой облает.. человеческого знания заключается бездна поэз... (Пауст.) 4. На душе было легко от этих мыслей и от ощущения, что все вокруг подвластно поэзи... (Пауст.) 5. Теперь отец Игнат дома, на кроват.. Манечка в
отчаяни... (Шишк.) 6. Ганин устроился в кают-компани.., где тяжело качалась лампа и стояли на длинном столе какие-то тюки, как гигантские бледные луковицы. (Наб.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.006 с.)