Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок разбора бессоюзного сложного предложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Обозначьте грамматическую основу в каждой части бессоюзного сложного предложения. Пронумеруйте основы. 2. Установите границы между частями знаком //. Определите тип предложения по структуре. 3. Назовите главное средство связи частей в предложении. 4. Определите синтаксические отношения между частями. Объясните постановку знака препинания. 5. Начертите схему предложения. 6. Определите тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Образец разбора: 1 2 2 [ Красоту только тронь небрежной рукой ]— [ она исчезнет навеки ]. (Пауст.)
1. В первой части главный член тронь представлен глаголом в форме 2-го лица повелительного наклонения в значении изъявительного и передает действие, которое может быть совершено любым человеком. Во второй части подлежащее выражено личным местоимением она в форме именительного падежа, простое глагольное сказуемое исчезнет представлено глаголом в форме 3-го лица единственного числа будущего времени изъявительного наклонения. 2. Предложение сложное, так как состоит из двух частей: первая часть Красоту только тронь небрежной рукой//, вторая часть она исчезнет навеки. 3. Главным средством связи частей является интонация. Следовательно, данное предложение бессоюзное сложное. 4. В первой части заключено условие, при котором может совершиться событие второй части. Значит, это бессоюзное сложное предложение со значением обусловленности. Поэтому между частями следует поставить тире. 5. Схема предложения: [1] — [2]. 6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.
790. Спишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор трех предложений по вашему выбору. 1. Нам сказали в доме невесты нет. (Песк.) 2. Теплый сумрак наполнял комнату в нем колебались желтенькие живые цветы восковых свечей. (М.Г.) 3. В гвардейской конной артиллерии не хотят присягать поезжай туда. (Тын.) 4. За все браться ничего не сделать. (Посл.) 5. Полетите из Одессы в Карелию вы поразитесь различию темперамента. (Песк.) 6. Это было заранее известно посад сдадут без боя. (Шукш.) 7. Когда залпы прекратились Вася огляделся ни стонов ни раненых ни мертвых. (Ос.) 8. Утро было прохладное росистое вздыхал предрассветный ветер зеленовато-жемчужное небо дышало запахом яблоков. (М.Г.) 791. Спишите предложения. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, указав грамматические средства связи частей. 1. Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут; на рассвете в долинах теплом и черемухой веет, соловьи до рассвета поют. (Б.) 2. Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины - это была последняя память о лете, об осени. (Пауст.) 3. Широкий подъезд на улицу был закрыт наглухо; окна занавешены шторами. (А.Т.) 4. Тьма свету не любит — злой доброго не терпит. (Посл.) 5. Полет птиц разрезал этот искристый воздух: он звенел от взмахов птичьих крыльев. (Пауст.) Вопросы и задания для самопроверки 1. Докажите, что бессоюзные сложные предложения - это особый вид сложных предложений. Чем они отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений? 2. С какими смысловыми отношениями в бессоюзном сложном предложении связано различие перечислительной, противительной и объяснительной интонации? 3. Как мы узнаем о причинных и других отношениях между частями в бессоюзном сложном предложении? 4. В каких случаях ставится запятая в бессоюзном сложном предложении? Приведите примеры из произведений художественной литературы. 5. Расскажите о постановке точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Приведите свои примеры. 6. Расскажите о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Приведите свои примеры. 7. Расскажите о постановке тире в бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры из произведений художественной литературы. Задания для самостоятельной работы 792. Какому из перечисленных условий соответствует двоеточие в данном бессоюзном сложном предложении, если: а) вторая часть дополняет содержание первой части; б) вторая часть поясняет содержание первой части; в) вторая часть называет причину того, о чем говорится в мерной части? Теперь ясно: внешнее звуковое сходство между словами не является доказательством их родства и одинакового происхождения. (Усп.) 793. Какому из перечисленных условий соответствует тире в бессоюзном сложном предложении, помещенном ниже, если: а) в первой части названо условие, при котором совершится событие второй части; б) во второй части заключены следствие, логический вывод; в) содержание одной части противопоставляется содержанию другой; г) содержание первой части сравнивается с содержанием второй? По путям червонными слитками лежали опавшие листья берез - август растерял уходя. (Ш.) 794. Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения. Выделите части, отметьте их границы. Начертите схемы этих предложений. А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голос малиновки звучит невинной, болтливой радостью он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес... Лес глохнет... Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед. (И.Тургенев)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.009 с.) |