Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стилистические пометы в словаряхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В толковых словарях русского языка стилистически окрашенные слова сопровождаются стилистическими пометами. Стилистические пометы - это указание нормативного словаря на стилистическую окрашенность слова или фразеологического выражения. Помета разг. - разговорное указывает на разговорный характер слова и уместность его употребления в разговорном стиле. Помета науч. - научное означает, что данное слово является научным термином и употребляется в научном стиле. Следует иметь в виду, что язык - это развивающееся явление, поэтому стилистические пометы в словарях разных лет отражают ту стилистическую окрашенность слова, которую оно имело в момент создания словаря. Стилистическая окрашенность слов с течением времени изменяется.
876. Некоторые ученые утверждают, что слова престиж, привилегия, принцип, проблема, перспектива, ситуация, тенденция, элементарный, стихия (в значении «явление природы») и т.п., которые в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (1934-1940) аттестовались как книжные, в дальнейшем утратили эту стилистическую окрашенность и превратились в стилистически нейтральные. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Проверьте по современному толковому словарю правильность вашей точки зрения. 877. Слова компетенция и компиляция, начиная с четвертого издания «Словаря русского языка» С.И.Ожегова, стали отмечаться пометой книжное. Можно ли на этом основании утверждать, что вначале они были стилистически нейтральными, а потом стали книжными? Выпишите из токового словаря слова, не имеющие стилистических помет, но воспринимающиеся носителями языка как книжные или разговорные. Докажите правильность своей точки зрения. 878. В первом издании «Словаря русского языка» С.И.Ожегова слово телевизор сопровождается пометой специальное, обозначающей принадлежность слова к определенному кругу профессионального (научного, технического и т.п.) употребления. В последующих изданиях эта помета была устранена. Чем это объясняется? Приведите свои примеры изменения стилистической окраски слов, вошедших в активное употребление в последние 15-20 лет. Для этого возьмите толковые словари разных лет (1970-х или 1980-х годов издания) и сравните выбранные вами слова по ним и словарям, изданным в последние годы. 879. В толковых словарях современного русского литературного языка слово глухомань приводится без стилистической пометы. Можно ли на этом основании согласиться с составителями словарей в том, что оно стилистически нейтрально? Докажите правильность своего ответа и составьте небольшой текст с использованием этого слова. Где может прозвучать такой текст? 880. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова, появившемся в 1949 г., слово зазнаться было приведено без стилистических помет. В 1952 г. во втором и в 1953 г. в третьем изданиях при слове появилась помета неодобрительное. В издании 1960 г. и во всех последующих изданиях вместо нее дается помета разговорное. Как вы думаете, чем объясняются такие изменения: изменением стилистической окрашенности слова или уточнением стилистической характеристики слова? Можно ли утверждать, что это слово имеет нейтральную (нулевую) эмоционально-оценочную окрашенность? Докажите. 881. Автор одной из научно-популярных брошюр отнес приведенные ниже слова к книжной лексике. Согласны ли вы с тем, что каждое из этих слов, выступая в своем прямом значении, является книжным? Свой ответ проверьте по словарям и приведите примеры употребления этих слов. Составьте предложения и запишите их. Свобода, труд, партия, российский, приказ, суд, приговор, адвокат, судья, следователь, договор, дипломат, приказать, визит, делегация.
Вопросы для самопроверки 1. Какие синонимы называются стилистическими? Чем они отличаются от других близких по значению слов? 2. Зачем нужно грамотному человеку знание стилистических синонимов? Докажите. 3. Что такое стилистическая окрашенность слова? 4. Какие виды стилистической окраски имеют слова русского языки? 5. Какими пометами отмечается стилистическая окрашенность слов в словаре? 6. Является ли стилистическая окрашенность слова постоянным признаком этого слова? От чего это зависит? Приведите примеры. 7. Зачем нужно знать, имеет ли слово стилистическую окрашенность? Докажите.
Задания для самостоятельной работы 882. Прочитайте фрагменты статей синонимических словарей. Проанализируйте их и ответьте на данные вопросы. 1. Какие из указаний вы считаете бесспорными и почему? 2. Какие указания кажутся вам необоснованными и почему? 3.Что нужно было бы добавить к характеристикам отдельных слов? Подберите литературные и публицистические примеры употребления этих слов сегодня или составьте собственные предложения. Земледелец, землепашец, хлебопашец, землероб (обл.), хлебороб. Слово земледелец в современном языке имеет книжный и официальный характер, употребляется, когда дается общая характеристика занятия и положения человека; еще более редко употребляется землепашец; чаще других, в особенности в прессе, употребляются землероб и хлебороб, которые постепенно утрачивают свой областной характер; слово хлебопашец устарело и употребляется обычно по отношению к прошлому... (Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. - Л., 1970. - Т. 1. - С. 400). КРЕСТЬЯНИН, земледелец, хлебопашец, пахарь, хлебороб; землероб (обл.); мужик (уст. и обл.); землепашец, селянин, сельчанин, поселянин (уст.); оратай, ратай (уст., поэт, и народно-поэт.); пейзан (уст., шутл. и ирон.) / к мн. собир:. мужичье (уст., прост.) (АлександроваЗ.Е. Словарь синонимов русского языка. - 4-е изд. - М., 1975. - С. 205). 883. Расположите данные ниже слова в составленной вами таблице. Значения незнакомых слов ищите в толковом словаре.
Предначертание, сударушка, пиетет, ребятишки, зиждитель, презент, благоверная, вприглядку, ручонка, панацея, вояка, расфуфыренный, рвач, перерожденчество, голосище, ворюга, брехня, кликуша, ваятель, властелин, ратник, хваленый, дерзновенно. В какой графе мало примеров? Подберите недостающие примеры из произведений художественной литературы, газет и журналов.
Разговорный стиль
Сфера бытования разговорного стиля речи - быт, неофициальное общение, преимущественно в устной форме. В разговорно-бытовой речи нередко употребляются слова и формы, которые придают речи непринужденный характер и позволяют выразить разные эмоции и чувства: белобрысый-блондин, окошко-окно, мешкать-медлить. К разговорным обычно относят слова с суффиксами субъективной оценки: ручка-ручонка-ручища-рука, малюсенький –маленький-небольшой, отглагольные формы типа прыг, стук, брык и т.п. Предложения, составляющие разговорную речь, как правило, простые по составу, часто встречаются неполные предложения. Это объясняется спецификой разговорной речи - она имеет преимущественно диалоговый характер. Если бытовая речь представлена в письменной форме (личные письма, дневниковые записи), то, как правило, ее лексический и грамматический характер остается таким же, как и устной форме. В текстах разговорного стиля можно встретить просторечные и диалектные слова, которые невозможны в таких книжных стилях, как научный, официально-деловой и публицистический: бить-колотить-лупцевать-тузить-охаживать; друг-товарищ-приятель-кореш. Такие слова в большинстве случаев находятся за пределами литературного языка, их употребление оправдано только в разговорном стиле речи и в языке художественной литературы. Разговорный стиль речи не так строг и требователен в отборе языковых средств, некоторая «сниженность» отличает его от книжных стилей. Кроме того, в разговорном стиле преобладают экспрессивно-окрашенные средства (суффиксы, префиксы), передающие позитивное или негативное отношение автора речи к тому, о чем он говорит. Правда, не следует забывать о том, что «сниженность» разговорного стиля речи не следует понимать слишком буквально, например как вседозволенность. Образованному человеку необходимо помнить о том, что человека всегда характеризует его речь. По тому, что и как говорит человек, всегда можно определить, каков его образовательный и культурный уровень. В языке художественной литературы разговорный стиль используется писателем для создания достоверности повествования и речевой характеристики героя.
884. Прочитайте. Найдите признаки разговорного стиля. Отметьте их, попробуйте заменить разговорные слова и обороты их нейтральными синонимами. Что вы можете сказать об авторе речи? Доктор веселый. Большею частью специалист по нервным и детским болезням. Подходит к кровати больного с открытым лицом и дружеским смехом. «Ну что? Мы захворали немножко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш язычок. Язычок хоро-оший, микстурку пропишем сладенькую». (А. К. Толстой) 885. Прочитайте текст. Укажите языковые средства разговорного стиля. Выпишите разговорные и просторечные слова, укажите, какова их окраска. Что вы можете сказать об отношениях между героями? Почему вы так решили? У деда Коковани в лесу у покосных ложков балаган поставлен. Вот и пришли они туда с девочкой Даренкой и кошкой Муренкой. Зимуют. А Даренка попривыкла к лесу-то. Сама говорит старику: - Дедо, сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой увезти. Кокованя даже удивился: - Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна! Как большая рассудила. Только забоишься, поди, одна-то. - Чего, - отвечает, - бояться. А ты поскорее ворочайся все-таки! Как темнеть стало, Даренка запобаивалась. Только глядит - Муренка лежит спокойнехонько. Она и повеселела. (По П. Бажову) 886. Прочитайте текст и представьте себе ситуацию общения, восстановите ее, введите начало ситуации, диалог героев и окончание общения. В этом вам поможет следующий план: 1. Кто говорит? 2. Кому говорит? 3. Почему герой говорит именно так? 4. Как может закончиться этот диалог? - Дети, вы без меня никакой телеграммы не получали?.. Отвечайте, мучители!.. Вот где моя погибель!.. Вот кто, конечно, сведет меня в могилу! Да перестаньте вы гудеть и расскажите толком, как было дело. (А. Гайдар) 887. Прочитайте формы собственного имени. Используйте их в качестве обращений в составе предложений. Укажите те их них, которые могут быть употреблены в неформальной обстановке. Какова окраска каждого обращения? Произнесите предложения так, чтобы было понятно, в какой ситуации общения они уместны и кто ваш адресат: директор или Александр Александрович; Александр; дедушка Саша; дед Саня; Санек; Сашуня; Сашка; Сашенька; Алекс; Сандро. 888. Обратите внимание на то, как незнакомые люди обращаются друг к другу в неофициальной обстановке (во дворе, в магазине, в транспорт, в поликлинике). Отметьте среди обращений нейтральные и разговориые, положительно или отрицательно окрашенные. Дайте свои рекомендации, как следует обращаться друг к другу в неофициальной обстановке. 889. Замените приведенные предложения их разговорными синонимами. Оцените каждый вариант с точки зрения уместности в определенных условиях неофициального общения. 1. Отправляя письмо, не забудьте написать на конверте обратный адрес. 2. По окончании занятий вы должны явиться к директору. 3. Поскольку Петров опоздал, он не будет допущен к участию в соревнованиях. 4. В случае неблагоприятных погодных условий лыжный поход будет перенесен на следующую субботу. 5. Иванов хороший спортсмен, но тем не менее выиграть в этом турнире он не смог. 6. Он получил на выпускном экзамене отметку «хорошо», так что о дипломе с отличием не может быть и речи. 890. Выделите в предложениях слова, словосочетания и предложения, характерные для разговорного стиля речи. По каким приметам вы их узнали? 1. Приехал этот мальчишечка... Парнишечку того звали Ванькой. Такой шшербатенький, так, невысокого росточка. (Шукш.) 2. Появилась песенная старушка. - Сашенька такой бледненький, такой слабенький, такой нежненький. (Сол.) 3. Прочитав в глазах Смурого <...> мелкий, собачий страшок <...> она ответила. (Триф.) 4. Значит, клубишко имеется? - Имеется, Паша. (Шукш.) 5. Там дома коровушка да заботушка. (Лих.) 6. А вот другая популярная розовая сказочка. (PP.)
Вопросы для самопроверки 1. Какие сферы жизни человека обслуживает разговорный стиль? 2. Чем отличается разговорный стиль от остальных стилей речи? 3. Обязательно ли соблюдение норм литературного языка в разговорном стиле речи? Почему? 4. Каковы лингвистические приметы разговорного стиля (темп речи, лексика, словообразование, морфология и синтаксис)? Приведите примеры. 5. В каких письменных жанрах реализуется разговорный стиль речи? 6. Почему в произведениях художественной литературы мы находим черты разговорного стиля? 7. Что можно узнать о человеке, если внимательно слушать его речь? Задания для самостоятельной работы 891. В поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» найдите фрагмент, в котором представлен разговорный стиль. Объясните свой выбор. Докажите, что языковые средства, отнесенные вами к разговорным, действительно разговорные. 892. В приведенных ниже фрагментах из литературных произведений найдите черты разговорного стиля, укажите их и определите роль каждого из них в художественном тексте. I. Во дворе школы уже было полно ребят. Ребята собирались группами. Каждый класс отдельно. Я быстро разыскал свой класс. Ребята увидели меня и с радостным криком побежали навстречу, стали хлопать по плечам, по спине. Я и не думал, что все так - А где Федя Рыбкин? - спросил Гриша Васильев. - Правда, где Федя? - закричали ребята. - Вы всегда вместе ходили. Где ты его потерял? - Нету Феди, - ответил я. - Он не будет больше у нас учиться. - Почему? - Он уехал из нашего города со своими родителями. - Как так? - Очень просто. - А ты не врешь? - спросил Алик Сорокин. - Вот еще! Стану я врать! Ребята смотрели на меня и недоверчиво улыбались. - Ребята, и Вани Пахомова нет, - сказал Леня Астафьев. - И Сережи Букатина! - закричали ребята. (Н. Носов) II. Грузовик зафырчал, Тимохин полез в кабину. Грузовик фырчал громче и громче, стараясь сдвинуться с места... Вот сдвинулся: подался назад, потом вперед и опять назад. Сейчас уедет, ворота закроют, фонарь потушат, и все будет кончено. Сережа стоял в стороне под снегом. Он изо всех сил помнил про свое обещание и только изредка всхлипывал длинными, безотрадными, почти беззвучными всхлипами. И одна-единственная слеза просочилась на его ресницы и заблистала в свете фонаря - слеза трудная, уже не младенческая, горькая, едкая и гордая слеза... И, не в силах дольше тут быть, он повернулся и зашагал к дому, сгорбившись от горя. - Стой! - отчаянно крикнул Коростелев и забарабанил Тимохину. - Сергей! А ну! Живо! Собирайся! Поедешь! И он спрыгнул на землю. - Живо! Что там? Барахлишко. Игрушки. Единым духом. Ну-ка! - Митя, что ты! Митя, подумай! Митя, ты с ума сошел! - заговорили тетя Паша и мама, выглянувшая из кабины. Он ответил возбужденно и сердито: - Да ну вас. Это что же, понимаете. Это вивисекция (операция на живом животном с целью изучения функций организма, действия на него различных веществ, разработки методов лечения) какая-то получается. Вы как хотите, а я не могу. И все. - Господи ты: боже мой! Он же там погибнет! - кричала тетя Паша. - Идите вы, - сказал Коростелев. - Я за него отвечаю, ясно? Ни черта он не погибнет. Глупости ваши. Давай, давай, Сережка! (В. Панова) 893. Прочтите повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» и проследите за тем, какова речь Лизы -Акулины. Найдите сцену свидания, на котором героиня была близка к тому, чтобы выдать свою тайну. Почему это произошло?
Научный стиль речи
Науку обслуживает научный стиль речи, который характеризуется отвлеченностью, строгой логикой изложения, большим количеством специальных терминов. В научном стиле используется преимущественно книжная, специальная, а также стилистически нейтральная лексика. Синтаксические конструкции в научной речи - это преимущественно сложноподчиненные предложения. В предложениях научного стиля используется прямой порядок слов; простые двусоставные предложения осложнены обособленными определениями, выраженными причастными оборотами и однородными членами с обобщающими словами. Синтаксис научной речи отличается неличной манерой изложения: явление называется, факт имеется, теорема доказывается. Общие свойства научной речи: точность, строгая последовательность, лаконичность, «интеллектуальность», регулярное использование терминов, ограничение стилистически окрашенных средств языка и т. п. Научная речь различается в зависимости от области знаний не только терминологическим составом (в каждой науке свои термины), но и характером изложения. Скажем, в математическом тексте материал изложен в виде условных знаков, символов, формул. В литературоведческом или историческом тексте много описательного материала, допустимы метафоры и сравнения. В научном стиле выделяются различные жанры: монография, диссертация, рецензия, реферат, аннотация, учебник, научно-популярная книга, лекция учителя, научный доклад, конспект и т.п. Каждый жанр имеет свои специфические черты. Так, научно-популярная речь в отличие от собственно научной характеризуется живостью изложения, наличием образных средств, некоторой близостью к художественной речи. 894. Сравните тексты из учебников по физике, литературе, биологии и истории. Укажите приметы научного стиля речи и отметьте, чем отличается научный текст по физике от текста по литературе, а текст по биологии от исторического. 895. Найдите в ваших учебниках по два термина разных наук: математики, физики, истории, литературы, русского языка, биологии, географии. Укажите значение каждого термина и область науки, в которой он употребляется, составьте с ними предложения. 896. Вспомните 10 специальных слов, относящихся к вашей будущей профессии, объясните их значения, составьте с ними предложения и запишите их. 897. Прочтите тексты. К какому стилю речи вы их отнесете? Почему? Как называется этот жанр? Отметьте характерные черты жанра. 1. Мы живем в мире кристаллов, и даже наше тело отчасти состоит из них, но не из обычных, а так называемых жидких кристаллов... Кристаллы называют «цветами земли» не столько за необычайную внешнюю красоту, сколько за красоту скрытую - прекрасную гармонию геометрически точных построений. Высокий порядок расположения и строгая периодичность повторения одних и тex же частиц - главный признак кристалла. Тогда что же такое «жидкие кристаллы»? Ведь в жидкостях и газах не существует строго упорядоченного расположения частиц, главный их признак - ионная одинаковость свойств. Жидкие кристаллы - своеобразное промежуточное состояние вещества, они текучи, как вода, обратил капли, но имеют упорядоченную структуру и неодинаковые по разным направлениям физические свойства. (По Г.Я.Солганику) II. Пыли в космосе больше, чем считалось прежде. Известное явление зодиакального света (свечение ночного неба в плоскости созвездий Зодиака), как установили недавно, - отражение света от частиц космической пыли. Альбедо - красивое слово, похоже на название испанского города. Однако такого города на карте нет. По-русски альбедо значит «белизна». Это не простое слово, а серьезный научный термин, обозначающий отношение количества света, отраженного участком поверхности во всех направлениях, к количеству света, падающего на этот участок. Каждый на глаз отличит дерево от металла, стекло от камня, алюминий от меди. Пользуясь такими свойствами вещества, как цвет, яркость, прозрачность, блеск, человек может определить, из чего сделан данный предмет. (По Г.Я.Солганику) Конспект - это краткая запись содержания прочитанного. Конспект статьи или книги помогает лучше понять ее содержание, запомнить наиболее важные положения и в случае необходимости регулярно обращаться к тексту. Правила составления конспекта: 1. Записать выходные данные источника: автор, название, год и место издания. 2. Оставить поля слева и справа. Слева отмечаются страницы, оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), формулируются основные проблемы. На полях справа записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса. 3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочи тайного текста. 4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника (его композицию, последовательность изложения и тематические разделы). 5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень содержащихся в ней конспектов.
898. Ознакомьтесь с правилами составления конспекта и составьте конспект указанной учителем статьи учебника. Аннотация - краткая характеристика статьи, книги и т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации - дать ответ на вопрос, о чем говорится в статье, книге, т. е. дать общее представление о статье или книге. В аннотации находят отражение: 1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание). 2. Тема статьи (книги). Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: статья посвящена актуальной, спорной, важной теме, вопросу, проблеме. 3. Проблематика. Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в статье. Используются следующие выражения: в статье анализируются (освещаются, описываются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы; дается анализ (характеристика, описание); приводятся результаты; излагается теория (история, методика, проблема); исследуется вопрос (проблема, процесс, зависимость, свойства). 4.Адресат. Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения: статья предназначена для специалистов в области; представляет интерес для (широкого круга читателей, учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов, учителей) и т.п.
899. Образец аннотации содержится практически в любой книге. Ознакомьтесь со структурой аннотации и составьте свой вариант аннотации статьи, указанной учителем. Реферат - это краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата - ответ на вопррос о том, что нового и существенного говорится в статье (книге). Реферат может быть составлен по одному источнику (реферат-резюме) или по нескольким (реферат-обзор).
900. Ознакомьтесь с принципами составления реферата-резюме и напишите реферат по предложенной учителем теме, книге или статье. 1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание). 2. Тема. Указывается общая тема источника, при этом используются следующие выражения: посвящена теме (вопросу, проблеме). 3. Композиция. Указывается, сколько структурных частей, какие. При этом используются следующие выражения: состоит из (включает в себя, содержит) разделов (частей, глав). 4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения: во введении указывается (отмечается), что; в первой главе (части) автор отмечает (указывает, делает вывод), что; вторая глава (часть, раздел) посвящена (содержит), по мнению автора; в третьей главе; в заключении указывается (отмечается, автор приходит к выводу о том), что и т. п. 5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие рисунков, таблиц, схем. Используются выражения типа: свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы и т.д. 6. Оценка сделанных автором статьи (книги) выводов, собственные аргументированные выводы об анализируемой проблеме. Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте сферу применения научного стиля речи, его роль в жизни общества. 2. Каковы основные стилевые особенности языка науки? Приведите примеры. 3.Что представляет собой лексика научной речи? Приведите примеры. 4. Приведите примеры лингвистических терминов или терминов, использующихся в вашей будущей профессии. Каковы особенности термина? 5. Каковы синтаксические особенности научной речи? Приведите примеры. 6. Какие жанры научной речи вы знаете? Укажите сходство и различие жанров.
Задания для самостоятельной работы 901. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, устраните многословие и исправьте ошибки. Определите отрасль науки и жанр научной речи, в котором могли бы быть использованы приведенные фрагменты. 1. Метод фотоупругости является весьма эффективным при исследовании динамического напряженного состояния строительных конструкций. 2. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит перевод первого тома отредактированных лекций по наиболее актуальным вопросам современной квантовой химии. 3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правилен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершено отказаться. 4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить дитя будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов. 902. Прочитайте, сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Объясните, в чем состояла правка и почему она была необходима. 1. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер. - Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер. 2. Свое образование закончил Паллас уже в Голландии. - Образование Паллас закончил в Голландии. 3. Одному из замечательных русских зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие. - Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века. 903. Прочитайте предложения. Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетрадь отредактированные вами предложения. 1. Три года тому назад состоялась первая конференция. 2. Был намечен целый ряд экспедиций. 3. Полосы сближаются между собой. 4. Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 5. Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 6. По-новому изложен весь вопрос об этой экспедиции. Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль обслуживает официально-производственные и официально-дипломатические отношения: производственные, дипломатические, юридические, т.е. отношения между государственной властью и населением, между странами, предприятиями, учреждениями и организациями, между личностыо и обществом. Официально-деловой стиль относится к книжным стилям и функционирует преимущественно в письменной форме речи. Устная форма официально-деловой речи - это выступления на торжественных собраниях, заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей и т.д. Официально-деловой стиль характеризуется высокой регламентированностью речи: высокой стандартизированностью, определенным запасом средств выражения и способов их построения, большим количеством устойчивых оборотов, клише - вменить в обязанность, ввиду отсутствия, принять меры; официальностью (точностью формулировок, строгостью изложения и выражения - слова употребляются обычно в своих прямых значениях, образность, как правило, отсутствует) и безличностью. Известный французский лингвист Шарль Балли писал: «Язык официальный резко отличается от общеупотребительной речи и обладает ярко выраженной социальной окраской, он владеет совокупностью речевых фактов, служащих для того, чтобы в точных и безличных формулах выражать обстоятельства, которые накладывает на человека жизнь в обществе, начиная с нотариальных актов и полицейских уложений и кончая статьями кодекса и конституции» (Балли Ш. Французская стилистика. - М., 1961. - С. 60-61). Официально-деловой стиль подразделяется на два подстиля - официально-документальный (язык дипломатии и язык законов) и обиходно-деловой (служебная переписка и деловые бумаги). Язык дипломатии весьма разнообразен, у него своя система терминов и этикетных слов. Прошу Вас, господин Посол, принять уверения в моем весьма высоком уважении - так принято заканчивать личную ноту. Для синтаксиса языка дипломатии характерны длинные, развернутые предложения с разветвленной союзной связью, с причастными и деепричастными оборотами, вводными и обособленными конструкциями. Нередко предложение состоит из отрезков, каждый из которых выражает законченную мысль, оформлен в виде абзаца, но не отделен от других точкой, а входит формально в структуру одного предложения. Такое синтаксическое строение имеет, например, преамбула (вводная часть) Устава Организации Объединенных Наций: Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения наших целей. Весь этот фрагмент текста - одно предложение, в котором абзацами и шрифтом выделены значащие части документа: цели и субъект договора. Язык законов - это официальный язык, язык государственной власти, на котором она говорит с народом. Он требует точности выражения мысли. Другая важная черта языка законов - обобщенность выражения: Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом. Для языка законов характерны также полное отсутствие индивидуализации речи, стандартность изложения. Обиходно-деловая разновидность официально-делового стиля обслуживает производственные отношения и реализуется в разнообразных жанрах деловых бумаг. Такими жанрами являются: резюме, заявление, протокол, договор, расписка, акт, служебная переписка, доверенность, автобиография и т.д. Главной чертой всех официально-деловых документов является стандартизованность формы и средств выражения, краткость (телеграфный стиль). С правилами создания основных производственных документов мы ознакомимся в процессе выполнения упражнений. Резюме - краткое изложение сути вопроса. В современных условиях нередко до встречи с претендентом на рабочее место руководители просят направить в адрес предприятия резюме. Резюме не заменяет заявления, оно предъявляется до оформления заявления, но нередко дает работодателю информацию о необходимости встречи с претендентом. Резюме пишется в свободной форме. Автор резюме указывает все те сведения о себе, которые наиболее выгодно представят его и убедят руководство в том, что именно этот претендент должен занять вакантную должность. Заявление - официальное письменное обращение с просьбой о чем-либо, которое подается руководителю предприятия или вышестоящему лицу. Заявление пишется обычно о приеме на работу, о предоставлении отпуска и т.д. В заявлении должна быть кратко и понятно изложена суть просьбы, приведены необходимые факты, подтверждающие правомерность обращения заявителя. Каждую новую мысль в заявлении следует писать с красной строки. Обратите внимание: заявление пишется от руки.
904. Прочитайте образец резюме. Выделите части этого документа. Укажите черты официально-делового стиля в резюме. Найдите черты сходства и различия резюме и заявления. Резюме Иванова Полина Петровна родилась 5 января 1983 года в г. Москве. В 1998 году окончила среднюю общеобразовательную школу № 127 г. Москвы и получила аттестат о среднем образовании. В 1998 году поступила в среднее специальное училище № 15, которое окончила в 2000 году, получив диплом с отличием по специальности «секретарь-референт». В 1999 году окончила курсы и получила свидетельство по профессии «оператор ЭВМ». В 2000 году окончила курсы немецкого языка и прошла стажировку в Германии. Немецким языком владею свободно, читаю профессиональную литературу на языке. В 2001 году окончила курсы автолюбителей и получила права на вождение легковой машины. В 1999 году успешно прошла производственную практику в управлении Мосэнерго, рекомендация руководителя практики прилагается. С января 1999 по декабрь 2000 года выполняла работу секретаря-референта в ООО «Энергон», заменяя временно нетрудоспособного работника. Рекомендация президента ООО прилагается. Мой адрес: Москва, ул. Покровка, д. 15, кв. 9, тел. 123-45-67. 18 мая 2003 г. Подпись 905. Прочитайте текст заявления, обратите внимание на форму и содержание документа. Отметьте черты официально-делового стиля в этом документе. Директору Московского станкостроительного техникума
Иванова Павла Петровича, проживающего по адресу: 103107, Москва, ул. Лесная, д. 64, кв. 18, заявление. Прошу допустить меня к вступительным экзаменам в Московский станкостроительный техникум на вечернее отделение электромеханического факультета. В 2001 годуя окончил СПТУ № 23 г. Москвы, получил диплом об окончании училища и квалификационное свидетельство электрика 5 разряда. К заявлению прилагаются следующие документы: 1) диплом; 2) справка о состоянии здоровья; 3) характеристика; 4) 2 фотографии.
10 июля 2003г. Подпись 906. Напишите заявление о приеме на работу. 907. Подготовьте и напишите резюме в адрес того предприятия, где вы хотели бы работать. 908. Напишите заявление о предоставлении отпуска. Автобиография - это описание своей жизни, обычно пишется от
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 8213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.161 (0.017 с.) |