Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сложносочиненные предложения с соединительными союзамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Соединительные союзы - союзы, которые предназначены для выражения перечислительных и неперечислительных отношений между частями сложносочиненного предложения: и, да, и... и, ни... ни и др.: Уже вечерело, и сумрачное небо подернулось багровым отсветом пожара (Пауст.). Чаще других используется союз и. Обычно в перечислительных сложносочиненных предложениях части называют такие события или явления, которые происходят одновременно: Снежинка легкою пушинкою порхает на ветру, и елка слабенькой вершинкою мотнет на юру (Бл.). В таких предложениях союз можно поставить в каждую часть или, не меняя смысла, обойтись без союза. Повторяющийся перед каждой частью союз усиливает, подчеркивает перечисление.
707. Определите, можно ли в приведенных предложениях поставить союз в каждую часть. Найдите предложения с перечислительными отношениями. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. 1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет. (П.) 2. По ночам горели дома и дул ветер и от ветра качались черные тела на виселицах и над ними кричали вороны. (Купр.) 3. При встрече с ней скажет два слова и в этих двух словах проглядывает досада. (Гонч.) 4. Остыла кровь и сердце холодеет. (А.К.Т.) 5. Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. (Б.) Повторяющийся союз ни... ни употребляется в сложносочиненных предложениях со значением отрицательного перечисления: Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели (Кр.). Составной союз не только... но и выражает градационные отношения между грамматическими частями: Ты не только не можешь говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня (Булг.). В таких предложениях второе из явлений представляется как более существенное.
708. Определите, можно ли вместо союза не только... но и употребить покоряющийся союз и. Сделайте такую замену и укажите, чем отличаются по смыслу полученные предложения от данных. 1. Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него. (Герц.) 2. Не только сильный штормовой ветер препятствовал нашему продвижению вперед, но и крутая встречная волна очень замедляла бег судна. (В.Пан.) 3. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, завидев этот взгляд. (Л.Т.) 4. Не только нашему герою было сейчас как-то не по себе, но и все остальные чувствовали приближение чего-то недоброго. (В.Пан.) В неперечислительных сложносочиненных предложениях союз и одиночный. Он не может повторяться в каждой части. Особенно часто между частями с одиночным союзом и складываются отношения следствия: Солнце согревало меня, и я закрывал глаза, чувствуя себя бесконечно счастливым (Б.). Слова следовательно, поэтому и подобные, находящиеся во второй части сложносочиненного предложения, способствуют проявлению следственных отношений.
709. Определите, какие слова и почему способствуют выражению отношений следствия в следующих предложениях. 1. Огней в городе не зажигали, и сумерки постепенно закутывали его в изменчивую дымку. (Пауст.) 2. Морозило крепко, и Большая Медведица бриллиантами висела по небу над снежной поляной. (Б.) 3. У печки сидела служанка за самопрялкою, и легкий шум ее веретена прерывал один тишину светлицы. (П.) 4. Ветер поднимает пыль на дорожках почти темного сада, и с деревьев сыплются листья. (Б.) 710. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. 1. Разговор замазывался шуткой и старики расходились. (Ш.) 2. Солнце скрылось в густую чашу леса за поляной и лес темнел на шафрановом фоне заката. (Б.) 3. Морозец затянул лужи тонкой коркой льда и шаги редких прохожих слышались еще издали. (Ш.) 4. Костер догорал и угли затягивало седою золой. (Булг.) 5. Уроженцы Таганрога они любили южные кушанья и Евгения Яковлевна мастерски их готовила и любила угощать по-донскому. (Гил.) 711. Найдите во второй части сложносочиненных предложений слова, которые прямо указывают на отношения следствия. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописание приставок в словах с пропущенными буквами. 1. Действительность классового строя общества стесняет свободу роста личности и поэтому личность ищет себе места и покоя за пределами действительности. (М.Г.) 2. Была среда день постный и потому бабушке п..дали постный борщ и леща с кашей. (Ч.) 3. Заочно приговор по такому важному делу вынесен быть не может и поэтому дознание протекало длительнее обычного. (Фед.) 4. Благоразумие ваше мне известно и потому я вам д..веряю. (М.Г.) 5. Научив людей работать их не учили жить и потому день отдыха для них является трудным днем. (М.Г.) 6. Он теперь не жених тебе и следовательно вам в одном доме жить нельзя. (Остр.) 7. Она тропилась и потому р..сспросы и разговоры пр..шлось отложить На завтра. (Пауст.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.007 с.) |