Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды сложноподчиненных предложений с приосновными придаточными

Поиск

 

Приосновные придаточные части относятся ко всей главной части сложноподчиненного предложения. Различаются следующие разновидности приосновных придаточных частей: времени, при­соединительная, причины, следствия, сравнительная, условия, уступительная, цели.

1. Придаточная часть времени присоединяется к главной при помощи подчинительных союзов когда, как только, лишь только, едва, едва лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, в то время как, после того как, пока не, как вдруг и др. и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.: Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь трес­ком (когда именно?), когда мелькала красноватая молния (Б.).

 

745. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы их частей. Назовите союзы, соединяющие придаточные части с главными. Каков вид придаточных частей?

1. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер. (П.) 2. С тех пор пока разоделись березки и выросли под ними разные травы с колосками и шишечками и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья. (Пришв.) 3. Солнце уже садилось, когда я, наконец, выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село. (Т.) 4. В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение. (Ч.)

2. Придаточная присоединительная часть присоединяется к главной при помощи союзных слов что, где, куда, откуда, как, почему, отчего и др. и дополняет, поясняет сообщение, из­ложенное в главной части: Года за два перед этим в Москве появился В.Н.Бестужев, дворянин одной из черноземных губерний, выда­вавший себя за богатого человека, что ему и удавалось благодаря его импозантной наружности (Гил.).

746. Спишите предложения. Обозначьте главную и придаточную части. Определите функцию союзного слова, при помощи которого придаточная часть присоединяется к главной.

1. Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул ее, отчего тот­час же раздался оглушительный выстрел. (Ч.) 2. Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность, почему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море. (Пауст.) 3. Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. (Г.) 4. Во время силь­ной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма. (Ч.)

3. Придаточная часть причины присоединяется к главной при помощи подчинительных союзов потому что, оттого что, так Как, ибо, поскольку, благодаря тому что, вследствие того что и др. и отвечает на вопросы почему? по какой причине?: Все звуки были особенно отчетливо слышны (почему?), потому что над морем простирался штиль (Пауст.).

 

747. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы частей. Назовите союзы, при помощи которых придаточная часть присоединяется к главной.

1. Поскольку о награде речь опять зашла, друзья, то уже не шутки ради кое-что добавлю я. (Тв.) 2. Ночью я проснулся оттого, что кто-то тряс меня за плечо. (Арс.) 3. А много было взору моему доступно и понятно, потому что узами земными я не связан и вечностью и знанием наказан. (Л.) 4. Вяземский очень отговаривал Пушкина от поездки, так как с Каспия, по Волге, поднималась эпидемия холеры и уже подходила к Нижнему. (Т.-В.)

4. Придаточная часть следствия присоединяется к главной при помощи подчинительного союза так что и указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части: Этот, казалось бы, простенький вопрос почему-то расстроил сидящего, так что он даже изменился в лице (Булг.).

 

748. Спишите данные сложноподчиненные предложения. Обозначьте грамматические основы в обеих частях. Обратите особое внимание на союз так что, находящийся в придаточной части.

1. И по странности, бывало, одному ему почет, так что даже генералы были будто бы не в счет. (Тв.) 2. Я открыл дверцу, так что жар начал обжигать мне лицо и руки. (Булг.) 3. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все. (Л.) 4. Бельтов встал и всею фигурою своей выразил вопрос, так что слов не нужно было. (Герц.)

5. Придаточная сравнительная часть присоединяется к главной при помощи подчинительных союзов как, будто, словно, точно, подобно тому как, как будто и др. и имеет значение сходства события с тем, что обозначено в главной части: Человек то и дело радостно и многозначительно мне подмигивал, словно мы с ним maйком украли какое-то запретное наслаждение (Наг.).

 

749. Спишите предложения. Укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные части, в каких - сравнительные обо­роты.

1. Гул приближался, будто на нас, все смывая, катился океан. (Пауст.) 2. К концу охоты утки, словно на прощанье, стали подниматься целыми стаями. (Т.) 3. Ветер валил их с ног и застилал весь воздух водяною пылью, словно в море бушевала вьюга. (Б.) 4. Иней лежал даже на палубе, как белая крупная соль, и хрустел под ногами. (Пауст.) 5. На небе сверкнула, как живой глаз, первая звездочка (Гонч.) 6. Голоса звучат глухо, безжизненно и однообразно, точно они выцвели, потеряли силу в этом осеннем дожде. (Купр.)

6. Придаточная часть условия присоединяется к главной при
помощи подчинительных союзов если, ежели, когда, коли, как скоро, кабы, раз и др. и отвечает на вопрос при каком условии?: Раз посеял просо, не жди бобов (Посл.).

 

750. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы в обеих частях. Назовите условные союзы, встретившиеся в предложениях.

1. Коли жив я только буду, чудный остров навещу и у князя погощу. (П.) 2. Если вы знали урок на пятерку, то должны были отвечать на четыре, от силы на четверку с плюсом. (Тарк.) 3. Не подвержен Теркин смерти, коль войне не вышел срок. (Тв.) 4. И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей. (Ф.)

7. Придаточная уступительная часть присоединяется к главной при помощи подчинительных союзов хотя (хоть), не смотря на то что, пусть (пускай) и др., союзных слов с усилительной частицей ни: что ни, как ни, где ни, куда ни, кто ни, сколько ни и др., отвечает на вопросы несмотря на что? попреки чему?: Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно (Пауст.).

 

751. Прочитайте. Спишите сначала предложения, придаточная часть которых присоединяется подчинительными союзами, а затем предложе­ния с союзными словами и усилительной частицей.

1. Пусть укрыла от дольнего горя утонувшая в розах стена, - ни душить рокотание моря соловьиная песнь не вольна. (Бл.) 2. Ведь куда ни кинешь око, всюду праздник, всюду лето. (Заб.) 3. Как ни жги бензин-керосин в самодельных светильниках, осеннюю ночь не переборешь. (Наг.) 4. Несмотря на то, что меня осыпает дожде­выми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи. (Л. Т.) 5. Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез - не замыть тоски! (Ш.) 6. Царь, хоть был встревожен сильно, усмехнулся ей умильно. (П.)

8. Придаточная часть цели присоединяется к главной при по­мощи подчинительных союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др. и отвечает на вопросы с какой целью? зачем? для чего?: И отец Федор, чтобы не было больно, стал постукивать головой о гравий (И. и П.).

Приосновные придаточные части обычно называют обстоятельственными.

752. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте главную и придаточную части. Укажите союзы, которыми присоединяются придаточные части к главным.

1. К..мандир бр..гады принял решение прекратить пр..следование до рассвета, с тем чтобы к утру подтянуть р..зервы. (Ш.) 2. Для того, чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вп..ред. (М.Г.) 3. Я старался казаться веселым и равн..душ­ным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. (Купр.) 4. Чтоб концы своих вл..дений охранять от нападений, должен был он с..держать многочисленную рать. (П.)

753. Спишите предложения. Обозначьте главную и придаточную части, назовите основное средство их связи. Определите виды приосновных придаточных частей. Объясните постановку знаков препинания.

1. Он [Пушкин] приехал сюда тотчас, покончив с лицеем, потому что здесь было легкое дыхание. 2. Каждое блюдо было достаточно, чтоб убить человека, привыкшего к европейской пище. (Герц.) 3. С Яши слетела шапка, точно невидимая рука сорвала ее и откинула далеко в сторону. (Шукш.) 4. Устоял - и сам с испугу Теркин немцу дал леща, так что собственную руку чуть не вынес из плеча. (Тв.) 5. Атарщиков, скрестив на коленях пальцы, на высоких тонах вел песню, за все время ни разу не сбился, несмотря на то, что, варьируя, он дале­ко оставлял за собой напористый бас Долгова. (Ш.) 6. Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут. (Л.) 7. И только когда на повороте показались крестьянские девки в пестрых сарафанах, с кошелками в руках, и проплыли в ближний лесок за грибами, арап перестал жевать. (Тын.)

754. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, выделите в нихсредства связи, соединяющие главную и придаточную части. Определите виды придаточных частей в сложноподчиненных предложениях.

Мне попала соринка в глаз. Пока я ее вын..мал, в другой глаз еще попала соринка.

Тогда я замет..л, что ветер несет на меня опилки и они тут (же) ложат..ся дорожкой в направлени.. ветра. Значит, в той стороне, откуда был ветер, кто (то) поработал над сухим деревом.

Я пош..л на ветер по этой белой дорожк.. опилок и скоро увид..л, что это две самые маленькие синиц.., гаечки, работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в сухой древесине. Работа шла так бойко, что птички на моих глазах все глубже и глуб­же уходили в дерево. Я терпеливо смотрел на них в б..нокль, пока наконец от одной гаечки (на) виду остался лиш.. хвостик. Тогда я тихонечко заш..л с другой стороны, подкрался в то место, где торчит хвостик, покрыл ладон..ю. Птичка в дупле (н..) (с,з)делала (н..) одного движения и как (буд)(то) ум..рла.

(М.Пришвин)

755. Определите виды придаточных частей, присоединяемых союзом и союзным словом что. Укажите, каким членом предложения является союзное слово в каждом случае. Объясните постановку знаков препинания.

1. По тропинкам, что с детства дороги, в час вечерний, росой пыля, бродят завтрашние геологи, инженеры, учителя. (Рыл.) 2. Было так тихо, что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей. (Б.) 3. От палатки, что стояла недалече, шагах в полутораста, легко и споро шел стройный офицер. (Ког.) 4. Важно то, что мы на пароходе. (И. и П.) 5. Теперь мы можем справедливо сказать, что в наши времена супругу верная жена, друзья мои, совсем не диво. (П.) 6. И весь отряд Фрола на добром скаку скрылся в улочке, что вела от Кремля наискосок к Волге. (Шукш.)

756. Определите значения придаточных частей с союзом и союзным словом когда. Укажите, в каких предложениях слово когда является союзом, в каких - союзным словом. Объясните постановку знаков препинания.

1. Когда в круглой зале зажгли сальные свечи в высоких жестяных подсвечниках, самая молодая из фрейлин села за клаве­син. (Тын.) 2. Бывает погода, когда зима, словно озлившись на человеческую немощь, призывает к себе на помощь суровую осень и работает с ней сообща. (Ч.) 3. Когда Пушкин и Дельвиг начали писать, привычка к мифологической фразеологии еще царила в поэзии. (Т.-В.) 4. Когда я вошел в Притынный кабачок, в нем уже собралось довольно многочисленное общество. (Т.) 5. Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но теплое. (Пауст.) 6. Когда мы возвращались обратно, лес совсем проснулся и ожил и весь наполнился птичьим радостным гомоном. (Купр.) 7. Есть мгновения, когда ни единого звука нельзя вымолвить. (Б.)

757. Определите виды придаточных частей с союзными словами который и какой. Укажите, какими членами предложения являются эти слова. Докажите свои предположения.

1. Великий комбинатор издал звук, какой производит кухонная раковина, всасывающая остатки воды. (И. и П.) 2. Англичане сначала удивленно, потом озлобленно посмотрели на маленького человечка, который ни жив ни мертв сидел подле меня. (Т.) 3. На блед­но-голубой эмали, какая мыслима в апреле, березы ветви подни­мали и незаметно вечерели. (О. М.) 4. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живет. (Ч.) 5. Стол, уставленный множеством блюд, был окружен суетливой и многочисленной челядью, между которою отличался дворец­кий строгим взором, толстым брюхом и величавой неподвижно­стию. (П.) 6. И по его [хозяина] щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя. (Ч.) 7. Моргала и кланялась сальная свеча, с которой никто не снимал нагара. (Тын.) 8. Я не знал, какие птицы водятся в нашем лесу за озером. (Песк.)

758. Прочитайте предложения. К чему относится придаточная часть: ко всей главной части или только к слову либо к словосочетанию в ней? Назовите вид придаточной части, указав главное средство связи. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

1. Отец ударил кулаком по столу так что свеча выск..чив из подсвечника погасла. (М.Г.) 2. Никита об..яснил ей что у господ своих он обязан был каждое утро пр..носить цветы княгин... (М.Г.) 3. В маленькой (не) глубокой завод.. плавала стайка плотвы точно стальные иглы прошивали воду. (М. Г.) 4. Палатка и кухня отправлены были (в) перед на место где Кирила Петрович должен был обедать. (П.) 5. Перед домом рассылался (густо) зеленый луг на коем паслись швейцарские коровы звеня своими колокольчиками. (П.) 6. Утром ранним утром дымным разглядел я (в) далеке как куски дороги зимней упл..вали по реке. (Тв.) 7. Ветер пр..носил из города ворчливый шумок точно там кипел огромный самовар на­полненный целым озером воды. (М.Г.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.012 с.)