Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные



К разносклоняемым существительным относятся 10 су­ществительных на -мя: пламя, время, племя, знамя, семя, имя, вымя, темя, стремя, бремя - и существительное путь.

Особенностью склонения этих существительных является то, что они имеют падежные окончания существительных 1-го (в Т.п.) и 2-го склонения (в Р., Д., П. падежах). При изменении по паде­жам (кроме И. и В. падежей) у них появляется суффикс -ен-.

И. кто? что? знам-я им-я путь
Р. кого? чего? знам-ен-и им-ен-и пут-и
Д. кому? чему? знам-ен-и им-ен-и пут-и
В. кого? что? знам-я им-я путь
Т. кем? чем? знам-ен-ем им-ен-ем пут-ем
П.о ком? о чем? о знам-ен-и об им-ен-и о пут-и

 

Несклоняемые имена существительные не имеют падежных окончаний. Значение падежа у этих существительных определяется благодаря другим словам в словосочетании и предложении: подойти к кафе - Д.п.; с забавным шимпанзе - Т.п.

270. Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж существительных. Выделите окончания.

Недостает времен.., назвать имен..м героя, идти со знамен..м, думать о бремен.., невзгод, обогреться у пламен., костра.

271. Просклоняйте существительные пламя, желудь, акварель. Выделите окончания, сравните их.

272. Определите, в каком падеже употреблены несклоняемые существительные в следующих словосочетаниях.

Купить бра, отойти от шоссе, есть безе, излечиться благодаря алоэ, дать интервью, встречаться у кафе, с пышным жабо, к кра­сивому кашпо, купить жалюзи, соревнования по водному поло.

273. Составьте и запишите предложения с несклоняемыми существительными жалюзи, интервью, фойе, киви. Укажите, в каком падеже употреблены эти существительные.

 

§ 62. Словообразование имен существительных

Имена существительные в русском языке образуются разными способами.

Приставочный способ - образование существительных с помощью приставок: от- +звук - отзвук.

Суффиксальный способ - образование существительных О помощью суффиксов: забор+ -чик - заборчик; забор+ -ищ - заборище.

Приставочно-суффиксальный способ - образование существительных с помощью приставок и суффиксов одновре­менно: под- + стакан +-никподстаканник.

Безаффиксный способ - образование существительных от глаголов и прилагательных без участия приставок и суффиксов: син-ийсинь; смотр-е-тъ — смотр.

Сложение - образование существительных путем сложения целых слов: диван + кровать - диван-кровать; корней слов с помощью соединительных гласных о или е: лес +о +руб-и-тьлесо­руб; пешком +е+ ходить - пешеход; основ слов: лес+о+защит-ный - лесозащитный; сложения с одновременным присоединени­ем суффикса: бетон +о + мешать + -лк- (а) - бетономешалка.

Из перечисленных способов словообразования существитель­ных наиболее продуктивным является суффиксальный. Среди суф­фиксов, участвующих в образовании существительных, можно вы­делить следующие группы.

Суффиксы со значением лица:

-тель-: строи-тьстрои- тель, чита-ть — чита- тель;

-ист-: трактор — трактор- ист, гитар-агитар- ист;

-ник-: лыж-и — лыж- ник, охот-а — охот- ник;

-чик-: разнос-и-ть — разнос- чик, груз-и-ть — груз- чик;

-щик-: камень — камен- щик, пили-ть — пиль- щик и некото­рые другие суффиксы.

Суффиксы со значением предмета:

-лк-: вея-тъ — вея- лк -а, суши-тъ — суши- лк -а;

-ок-: гуд-е-тъ — гуд- ок, свист-е-тъ — свист- ок;

-ник-: бумаг-а — бумаж- ник, градус — градус- ник — и некото­рые другие суффиксы.

Суффиксы с отвлеченным значением:

-ни(е)-: мечта-ть — мечта- ни - е, пе-ть — пе- ни - е;

-ени(е)-: огорч-и-ть — огорч- ени-е, кипят-и-ть — кипяч- ени-е;

-ств-: автор — автор- ств -о, брат — брат- ств -о;

-еств-: сопер-ник — сопер-нич- еств -о, невеж-аневеж- еств -о;

-ость-: горд-ыйгорд- ост ь, смел-ый — смел- ость;

-изн-: желт-ый — желт- изн -а, нов-ыйнов- изн -а.

Суффиксы субъективной оценки, с помощью которых выра­жается отношение говорящего к предмету. Принято различать уменьшительно-ласкательные и увеличительно-уничижительные суффиксы.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы:

-ек-, -ок-(-ёк-): звонок — звоноч- ек, кулак — кулач- ок, огонь — огон- ёк;

-онък-, -еньк-: берез-а — берез- оньк -а, дорог-а — дорож- еньк -а;

-к-: дорог-а — дорож- к -а, берез-а — берез- к -а;

-ушк-(-юшк-), -ишк-(-ышк-): мать - мат- ушк -а, вол-я - вол- юшк -а, брат - брат- ишк -а, пер-о - пер- ышк -о;

-ец-: хлеб — хлеб- ец, мороз — мороз- ец;

-иц-: сестр-асестр- иц -а, масл-о — масл- иц -е;

-чик-: вокзал — вокзаль- чик, карман — карман- чик;

-ик-: двор — двор- ик, стол — стол- ик.

Увеличительно-уничижительные суффиксы:

-ищ-: бород-а — бород- ищ -а, ветер — ветр- ищ -е, пол-е — пол- ищ -е;

-ишк-: нос — нос- ишк -о, голос — голос- ишк -о;

-онк- (-ёнк-): одежд-а — одеж- онк -а, рук-а — руч- онк -а, ло­шадьлошад- ёнк -а.

 

274. Составьте схемы строения следующих существительных. Укажите, каким способом они образованы.

Образец: молоток; молот - молот- ок суффиксальный способ;

Молоток, подводник, волейболист, буфетчик, канатоходец, увлечение, листопад, дороженька, усиление, подберезовик, си­ничка, садовод, медвежонок, земледелец, скороговорка.

275. Образуйте существительные со значением лица от приведенных ниже слов. Выделите суффиксы.

Летать, нырять, буфет, грузить, фонарь, строить, виолончель, машина, водить, дрессировать, воспитать, носить, дружина.

276. Из данной группы существительных выпишите только те, строите которых соответствует схеме Установите значение суффикса.

Звонок, вершок, кувырок, ходок, песок, носок, волосок, со­пок, потолок, дружок, каток, едок, котелок.

277. Приведенные ниже существительные распределите по двум группам: 1) с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2) с увеличительно-уничижительными суффиксами.

Бороденка, платьишко, хлебец, здоровьишко, ножонка, головища, избенка, гнездышко, грибок, креслице, пиджачок, рубашонка, домище.

278. С помощью суффиксов субъективной оценки образуйте новые существительные от приведенных ниже.

Образец: сестр-а - сестр-енк-а, сестр-иц-а, сестр-ичк-а.

Человек, голос, мороз, глаз, волк, нос, заяц, забор, сила, книга, шуба.

279. Подберите существительные, строение которых соответствует схе­мам: . К какой группе по зна­чению относятся эти существительные?

280. Составьте и запишите 2—3 предложения с существительными из предыдущего задания. Укажите, в форме какого падежа употреблено каж­дое из этих существительных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.014 с.)