Понятие о сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная части



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная части



 

В синтаксической форме сложноподчиненных предложений вы­ражается синтаксическое значение зависимости од­ной части от другой.

Главная часть - независимая часть сложноподчиненного предложения, которая занимает господствующее положение по отношению к придаточной части: Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычен (Булг.); Брала зна­комые листы и чудно так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело (Ф.Т.).

Придаточная часть - синтаксически зависимая часть сложноподчиненного предложения, в состав которой входит под­чинительный союз или союзное слово: За приплату карусель вер­тели так быстро, что все превращалось в пеструю смесь лошадиных морд из папье-маше, галстуков, сапог, вздувшихся юбок, разноцвет­ных подвязок, кружев, платков (Пауст.); Когда ракеты гасли, в парк возвращалась летняя ночь с ее отдаленным криком лягушек, блеском звезд и запахом цветущих лип (Пауст.); Мы подошли к выбеленной известью мазанке, вокруг которой росли мальвы, подсолнухи и та­бак (Тарк.).

 

733. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание суффиксов. Главные части заключите в квадратные скобки, придаточные — в круглые. Выделите союзы и союзные слова.

1. Но самыми счастливыми считались те, чей венок попадал в водоворот и медле(н,нн)о кружился над омутом. (Пауст.) 2. Пока приятели и опекуны волн..вались, начальство решило судьбу Пуш­кина. (Т.-В.) 3. Темнота театрального зала, запах духов и апельси­н..вых корок - все это казалось мне настолько заманч..вым, что я мечтал спрятаться под креслом и провести ночь в пустом театре. (Пауст.) 4. Не столько Пушкин приспосабл..вался к треб..ваниям хозяина, сколько Инзов считался с фантазиями своего гостя и подчине(н,нн)ого. (Т.-В.) 5. Гражданка, над которой только что чита­ли стихи самых лирич..ских поэтов, поднялась с места. (И. и П.)

734. Спишите предложения, раскрывая скобки. Главные части заключите в квадратные скобки, придаточные - в круглые. Выделите союзы и союзные слова.

1. Концессионеры были удовлетворены, потому что их стул, совместно с тремя пышными (полу) креслами рококо, был на месте. (И. и П.) 2. Сколько Иван (ни) прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им (ни) чуть (не) сокращалось. (Булг.) 3. Пушкин рассказывал друзьям, как ребенком любил он бродить по (3,з)ахаровским рощам, предаваясь смутным, сладким меч­там, воображая себя героем сказочных подвигов. (Т.-В.) 4. Пора было на волю, что (бы) (по) настоящему, (до) сыта, (до) пьяна упиться блеском молодой жизни. (Т.-В.)

В структуре сложноподчиненного предложения могут употребляться составные союзы: Если скрипка вызывала зубную боль, то от этого голоса получалось ощущение выбитого зуба (Ол.); Если и бы­вали студенческие беспорядки, всегда академического характера, то они происходили только в стенах университета (Гил.). В составном союзе одна часть является более важной и обязательной для структуры сложного предложения, а другая, менее важная, может быть опущена. Ср.: Если и бывали студенческие беспорядки, всегда акаде­мического характера, они происходили только в стенах университе­та. В таком случае главной частью признается та, в которой содер­жится необязательная часть союза, придаточная же часть содержит обязательный компонент составного союза.

 

735. Определите, какую часть союза в приведенных сложноподчиненных предложениях можно опустить. Где в них главная и придаточная части? Объясните постановку знаков препинания.

1. И если мне небесные черты сейчас же не откроешь ты - то я сорву коварную личину... (Л.) 2. И ежели писал немножко вольно, то слишком уж за то наказан больно. (Кр.) 3. Если бы Вы были композитором, то избегали бы писать марши. (Ч.) 4. Если бы авторская принадлежность первой пьесы вызывала сомнения, то их нетрудно было бы развеять прямыми сопоставлениями с поздней драматургией и прозой. (Гром.)

Придаточная часть может занимать по отношению к главной части разное положение: располагаться после главной, перед ней и внутри главной части в составе сложноподчиненного предложе­ния: Больше вокруг не было ничего, если не считать индигового неба, моря, солнца и желтой травы (Пауст.); В багряно-дымчатом воздухе какой бывает на пожаре, я не видел ее лица (Наг.); Когда тебе придется туго, найдешь и сто рублей и друга (Тарк.).

Придаточные части, присоединяющиеся к главной части с по­мощью подчинительного союза или союзного слова, бывают двух видов:

1) присловные - изъяснительные, дополнительные, подлежащные, пояснительные, определительные - относятся к од­ному слову в главной части и поясняют его: Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце - солнце бесконечного летнего дня (Пауст.);

2) приосновные - времени, присоединительные, причи­ны, следствия, условия, уступительные, цели и сравнительные - относятся к главной части в целом: Он работал на подоконнике, потому что стола в комнате до сих пор не было (И. и П.).

 

736. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы в каждой части, выделите союзы и союзные слова. Определите местоположение придаточной части по отношению к главной. Заключите главную часть в квадратные скобки, а придаточную — в круглые.

1. Достаточно было тонкого напева комара, чтобы очнуться. (Б.) 2. Красный жестяной конус, хотя и являлся единственным в доме предметом, имеющим отношение к пожарной охране, вызвал в инспекторе особое раздражение. (И. и П.) 3. Все тяжелее стучали волны в дно лодки, потому что уже нет земли под теми волнами. (Б.) 4. Хозяин, пригибаясь, почти цепляя руками землю, словно над ним взыкали пули, побежал к дому. (Ш.) 5. Он был женихом Таши Гончаровой, когда писал этот сонет. (Т.-В.) 6. Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете, из-под которого падали зеленоватые куд­ри, и в длинной дохе блестящего каштанового меха. (Б.) 7. Ильи­нична кружевным рукавом кофты вытирала выжатую ветром сле­зинку, мигая, глядела, как на спине Григория трепещет, надува­ясь от ветра горбом, сатиновая синяя рубаха. (Ш.)

737. Спишите предложения, обозначьте грамматические основы в глав­ной и придаточной частях. Определите, к какому слову или ко всей глав­ной части относится придаточная часть.

1. И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пи­нать друг друга ногами. (И. и П.) 2. Потом мать слышала, как впри­прыжку, с пристуком, топочут по крыльцу ножки ее маленького Яшутки, возвращающегося из школы. (Ш.) 3. Лицейские стихи Пушкина - ступени, по которым он взбегал все выше к ясным вершинам поэзии. (Т.-В.) 4. Когда комета не взвилась, и это назо­вешь удачей. (Тарк.) 5. Вслед за тем, откуда ни возьмись, у чугун­ной решетки вспыхнул огонечек и стал приближаться к веранде. (Булг.) 6. Когда стало совсем темно, двинулись без шума к Цари­цыну водой и сушей. (Шукш.) 7. После Лицея Пушкин так раздразнил Кюхлю шутливыми стихами, что тот вызвал его на дуэль. (Т.-В.)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.007 с.)