ТОП 10:

Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными



 

1. Вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы.

3. Выделяем главную и придаточные части. Определяем тип подчинения (последовательное, однородное, неоднородное, комбинированное).

4. Строим графическую схему предложения.

5. Объясняем постановку знаков препинания в предложении.

 

Образец:

Отецтолковал мне, (о чем?) что вся степная птицапрячется по низким ложбинкам, (каким?) где трававыше и гуще.

1) Повествовательное, невосклицательное.

2) Первая грамматическая основа отец () толковал (гл. прош. вр., изъявит. н., м.р., ед. ч.). Вторая грамматическая основа птица (сущ., Им. п.) прячется (гл. наст. вр., изъявит. н., ж.р., ед. ч.). Третья грамматическая основа трава (сущ., Им. п.) выше и гуще (кр. прил.).

3) В предложении 3 грамматические основы, следовательно, оно сложное. Первая часть предложения – главная. 1-я и 2-я части соединены подчинительным союзом что. 2-я и 3-я соединены союзным словом где. Придаточное 1-ой степени является изъявительным, 2-ой степени – определительным. Это СПП с последовательным подчинением.

4)

[ ], что ( ), (где ).

5) Придаточные предложения выделены запятыми.

Бессоюзные сложные предложения

 

Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, части которого объединены в одно целое. Части БСП соединены только интонацией и соотношением форм времени и вида глаголов. В таких предложениях отсутствуют союзы и союзные слова.

 

Знаки препинания в БСП

 

1. Запятая ставится, если между частями БСП наблюдаются отношения перечисления событий, действия происходят одновременно или одно за другим (запятая = союзы И, ИЛИ):

Уж небо осенью дышало, уж режесолнышкоблистало, короче становилсядень. [ ], [ ], [ ].
Дождиккончился сразу, тучапошла дальше, показалосьсолнышко. [ ], [ ], [ ].

 

2. Точка с запятой ставится, если:

- между частями предложения наблюдаются отношения перечисления или одновременности;

- части предложений распространены и имеют внутри запятые.

Лесной запахусиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетавший ветер около нас замирает. [ ]; [ ].
Прыгают, чирикают, возятсяворобьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби. [ ]; [ ].

 

 

3. Двоеточие ставится, если:

 

а) вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части (двоеточие = союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК):

А за переправой клубитсястена пыли: от города на запад шливойска. [ ]: [ ].
Любите книгу: онапоможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. [ ]: [ ].

 

б) вторая часть предложения раскрывает содержание первой части (двоеточие = А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ):

Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника, угнетённый, вышел на свет и зацвёл в сентябре. [ ]: [ ].
Предметыпотеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. [ ]: [ ].

 

в) вторая часть дополняет содержание первой (двоеточие = И УВИДЕЛ, ЧТО…; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО….):

Вдруг вижу: от табора спешно Радаидет. [ ]: [ ].
Я оглянулся (и увидел): вдоль перегородки, оделявшей мою комнату от конторы, стоял огромный кожаный диван. [ ]: [ ].

 

4. Тире ставится, если:

 

а) в частях предложения отражена быстрая смена событий или неожиданный результат:

Синцовдал очередьтанкист исчез, люкзахлопнулся. [ ] - [ ], [ ].
Вы нам только шепнитемы на помощь придём. [ ] - [ ].

 

 

б) в первой части предложения обозначено время или условие того, о чём говорится во второй части (тире = союзы КОГДА, ТО…; ЕСЛИ, ТО…):

(если, то) Назвался груздем – полезай в кузов. [ ] - [ ].
(когда, то) Лес рубятщепкилетят. [ ] - [ ].

 

в) содержание первой части предложения противопоставлено по содержанию второй части (тире = союзы НО, А):

Шестнадцать лет служу – такого со мной ещё не бывало. [ ] - [ ].
Высь взлетелсокол жмётсяуж к земле. [ ] - [ ].

 

г) содержание одной части сравнивается с содержанием другой (тире = союзы БУДТО, СЛОВНО, КАК):

Посмотрит – рублем одарит. [ ] - [ ].
Слово молвит соловейпоёт. [ ] - [ ].

 

д) вторая часть предложения заключает в себе следствие, вывод из первой части (тире = союз ТАК ЧТО):

Слой облаковбыл очень тонок – сквозь него просвечивалосолнце. [ ] - [ ].
Снег долго не выпадал – на санках начали ездить только в декабре. [ ] - [ ].

 

Синтаксический разбор БСП

 

1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы предложения.

3.Устанавливаем смысловые отношения между частями предложения. Объясняем постановку знаков препинания.

4. Строим графическую схему предложения.

 

Образец:

Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды.

1) Невосклицательное, повествовательное.

2) В первой части предложения грамматическая основа ландыши созрели. Подлежащее ландыши (сущ., Им.п.), простое глагольное сказуемое созрели (гл. изъявит. н., прош. вр., мн. ч.).

Во второй части грамматическая основа висели ягоды. Подлежащее ягоды (сущ., Им .п.), простое глагольное сказуемое висели (гл. изъявит. н., прош. вр., мн. ч.).

3) В предложении 2 грамматические основы, поэтому оно сложное. Во второй части предложения раскрывается следствие того, о чём говорится в первом: Ландыши созрели, поэтому меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды. Между частями предложения ставится тире, поэтому предложение бессоюзное.

4) Схема предложения: [ ] - [ ].

Главные члены предложения

Понятие

Главные члены предложения –это члены предложения, составляющие грамматическую основу предложения. В грамматической основе должен быть минимум один главный член, тогда предложение называют односоставным. К ним главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

 

Подлежащее Сказуемое
Обозначает лицо, предмет, явления природы и отвечает на вопросы Им. п.: Кто? Что? О чем (о ком) говорится в предложении? Подлежащее чаще всего выражено существительным, числительным, местоимением, инфинитивом, словосочетанием. Обозначает действие, состояние предмета и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Каков он? Кто он такой? Сказуемое может быть выражено любой частью речи, но чаще всего глаголом, кратким прилагательным или причастием, категорией состояния.
Пример: Вверху дул слабый ветер. Пример: Вверху (что делал? ) дул слабый ветер.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.008 с.)