Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Пунктуация при вводных предложениях
Похожие статьи вашей тематики
1. Запятыми выделяются вводные предложения:
- личные нераспространённые я думаю, я вижу и др.: Вот у него, я думаю, получше результат.
- безличные и неопределённо-личные, небольшие по объёму: Буран, мне казалось, всё больше свирепствовал.
- предложения, присоединённые посредством союзов или союзных слов: Берег, как я уже сказал, был низкий, песчаный.
2. Тире или скобками выделяются вводные распространённые предложения с добавочным или пояснительным значением: Однажды – не помню почему – спектакля не было.
Внимание! Надо отличать вводные слова от наречий:
Вводные слова
| Другие части речи
| Это была красивая, умная, и, наконец, добрая женщина.
Наконец - вводное слово, если обозначает порядок изложения, оценку, «и ещё».
| Мы поднимались выше и наконец достигли вершины.
Наконец - это наречие в значении «под конец».
| Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный.
Однако – вводное слово, если стоит в середине и в конце предложения.
| Мы ехали быстро, однако до города было довольно далеко. День солнечный, однако холодный.
Однако – это союз, = «но».
|
Запомни! Никогда не бывают вводными словами и не выделяются запятыми следующие слова:
авось
большей частью
будто бы
буквально
в основном
в то же время
вдобавок
вдобавок
вдруг
весьма
вместе с тем
воистину
вот
вряд ли
вряд ли
всё же
все равно
всё-таки
| даже
даже
едва ли
из-за чего
из-за этого
именно
именно
как будто
Как бы
как бы
как раз
как раз
лишь
между тем
непременно
неужели
неужели
особенно
| от этого
оттого
поистине
по-прежнему
потому
поэтому
преимущественно
приблизительно
примерно
примерно
притом
причём
так называемый
также
тем не менее
тоже
якобы
якобы
|
13. Вставные конструкции, приложение, слова-обращения
Вставные конструкции
Вставные конструкции – это вставленные автором в текст предложения. Они содержат информацию, не относящуюся напрямую к данному предложению и тексту. Вставные конструкции выделяются (обособляются) интонацией при произношении, скобками и тире на письме. Примеры:
Вот идут Маша и Люда (Люда – сестра Катиной подруги).
Однажды – не помню почему – спектакля не было.
Мелодия народной песни (если вы её слушали) несколько единообразна.
В дни голодовок - а ему приходилось их испытывать неоднократно - он приходил сюда.
Приложение
Приложение – это особый вид определения. Приложение всегда выражено существительным. Приложение характеризует предмет, даёт ему дополнительное название. Примеры: утёс- великан (какой?), журнал (который?) «Наука и жизнь».
Правописание приложений
Через тире
| Раздельно
| 1. Приложение и определяемое слово являются нарицательными существительными: листья – сабли, вулкан – ворчун, утёс – великан, чайки – рыболовы, диван- кровать, выставка – продажа, командир – киргиз, учитель – француз.
2. Имя собственное стоит перед именем нарицательным: Волга – матушка, Москва – река, Илья – пророк, Кипренский – художник.
| Имя собственное (определяемое слово) стоит после имени нарицательного (приложение): сын Николай, город Кунгур, пароход «Енисей», собака Анчар, газета «Аргументы и факты».
|
Слова-обращения
Слова-обращения – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к нему нельзя задавать вопрос. К словам-обращениям относятся имена и фамилии людей, клички животных, явления природы. Обращения произносятся со звательной интонацией.
Адресат – тот, к кому обращаются.
Адресант – тот, кто обращается.
Обращение выражается:
1. Существительным в Им. п.: Маша, подойди ко мне! Иван Петрович, будете выступать? Бури, ветры, с Балтики не дуйте, не врывайтесь в этот низкий дом.
2. Словосочетанием: Примеры: Гори, звезда моя, не падай. Ты прощай, село родимое, темна роща и пеньки.
Знаки препинания в предложениях со словами-обращениями:
1. Обращения всегда выделяются запятыми.
2. Не выделяется частица О перед обращением: О мой милый, нежный, прекрасный сад!
3. Выделяется междометие перед обращением: Эй, любезный, подожди маленько.
4.Если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, после него ставится восклицательный знак: О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?!
Прямая речь
Прямая речь -это точно воспроизведённая чужая речь, преданная от лица, произнесшего или написавшего её. Прямая речь может включать несколько предложений.
Слова автора служат для введения прямой речи в повествование и показывают, кому принадлежит прямая речь, кому она адресована, как произнесена. Слова автора включают в себя глаголы (сказать, произнести, прошептать, решить, добавить).
1. Прямая речь перед словами автора:
Предложения
| Схемы предложений
| «Я послезавтра на Волгу поеду», - сказал Саша.
| «П»,- а.
| «Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Лев Толстой.
| «П?» - а.
| «Пожар! Пожар!» - разразился внизу отчаянный крик.
| «П!» - а.
| «Ветру бы теперь дунуть…» - говорил Сергей.
| «П…» - а.
|
2. Прямая речь после слов автора:
Предложения
| Схемы предложений
| М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».
| А: «П».
| Татьяна Ильинична подошла к двери и крикнула: «Митя!»
| А: «П!»
| Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
| А: «П?»
|
3. Прямая речь разрывается:
Предложения
| Схемы предложений
| «Ну что, Михайло Савельич, - начал я. – наловил рыбы?»
| «П, - а,- п?»
| «Гуси летят, - с удовольствием говорил Ростовцев. – Сейчас целый косяк видел».
| «П, - а. – П».
| «Что вы говорите? – воскликнула Анна Гавриловна. – Как это странно!»
| «П? – а. – П!»
| «Ты с ней танцуешь? – спросил он. – Она мне призналась».
| «П? – а. – П.»
| «Но как отлично, что ты попал в воскресенье и застал меня! – сказал брат, обнявшись со мной.- Хотя, собственно, зачем ты приехал?»
| «П! (?) – а – П?»
|
4. Прямая речь без слов автора:
Предложения
| Схемы предложений
| «До завтра. Завтра всё будет решено».
| «П. П».
| «Как они хорошо плавают! Как хорошо!»
| «П! П!»
|
Косвенная речь
Косвенная речь – это чужая речь, переданная в форме придаточного предложения. Она представляет собой СПП, где главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь.
1. Повествовательное предложение Придаточное изъяснительное с союзом что, будто.
Лесничий сказал: «Я видел на озере лебедей».
| Лесничийсказал, что онвидел на озере лебедей.
| «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости», - сказала Валя.
| Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.
|
2. Побудительное предложение Союз чтобы.
Капитан приказал: «Шлюпки на воду!»
| Капитанприказал, чтобы шлюпки спустили на воду.
| Иван Фёдорович попросил: «Назови, Егор, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».
| Иван Егорович попросил, чтобы Егор назвал всех членов штаба и охарактеризовал их.
|
3. Вопросительное предложение с вопросительным местоимением или наречием Союзные слова который, какой, что.
«Который час?» - спросил я.
| Яспросил, который час.
| «Кто этот человек?»- спросил я дежурного.
| Яспросил дежурного, кто этот человек.
|
4. Вопросительное предложение с частицей ли или без неё (можно вставить) Частица ли:
«Петя, ты решил задачу?» - спросил учитель.
«Петя, решил ли ты задачу?» - спросил учитель.
| Учительспросил, решил ли Петя задачу.
| «Уж не думаешь ли ты со мной в прятки играть?» - сказал Дима с досадой.
| Димасказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.
|
Диалог
Диалог (греч. dialogos – «разговор, беседа») – это объединённый общей темой разговор двух и более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это слова, обращённые к собеседнику.
1. Реплика стоит перед словами автора:
-Ну, я очень рада, - сказала жена.
| - П, (!?) – а.
|
2. Реплика стоит после слов автора:
Никита, поклоняясь в землю, сказал:
- Прости, батюшка.
| А:
- П. (?!)
|
3. Реплика разорвана словами автора:
- Я уверен, - продолжал я, - что мы ещё встретимся.
| - П, - а, - п.
|
4. Реплики без слов автора следуют одна за другой в строчку:
«Скажи-ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье».
Цитата
Цитата – это чужое дословное высказывание, используемое для подтверждения своих мыслей, рассуждений.
Способы оформления цитат
1. Как прямая речь
Правило
| Примеры предложений
| 1. «Ц», - а.
| «Он вкрадчив, тих, немногословен», - говорится о Молчалине в пьесе.
| 2. «Ц!(?)» - а.
| «Приюти же в долях необъятных! Как и жить и плакать без тебя?» - обращается Блок к разбуженной первой революцией России.
| 3. А: «Ц».
| Гоголь писал о Коломне: «И не столица, и не провинция».
| 4. «Ц, - а, - ц».
| «Тургенев, - пишет Д.И. Писарев, - очевидно, не благоволит своему герою».
| 5. «Ц, - а. Ц».
| «Базаров – сын уездного лекаря, - пишет Д.И. Писарев. – Тургенев ничего не говорил о студенческой жизни».
| 6. А: «Ц»- а.
| Картина успокоения природы: «Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман» - не соответствует внутреннему состоянию героя.
| 7. А: «Ц!»- а.
| Ноздрёв кричит: «А, херсонский помещик, он торгует мёртвыми душами!» - чем порождает массу слухов.
| 8. А: «Ц»,/; а.
| Говоря: «И вы забыты мной, изменницы младые», Пушкин противоречит себе.
|
3. Цитирование с помощью вводных слов
Вводное слово, «ц».
| По словам М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
| 4. Цитата оформлена как вставная конструкция
А («Ц») а.
| Хотя Онегин был воспитан согласно традициям света («Он по-французски совершенно мог изъясняться и писать»), он резко отличается от людей своего времени.
| 5. Частичное цитирование
А «ц» а.
| В полемике с Фамусовым и его сторонниками Чацкий осуждает «век минувший» и клеймит «прошедшего житья подлейшие черты».
| 6. Как косвенную речь
Чернышевскийговорил, что русская литературасамая значительная.
7. Цитирование стихотворных строк (эпиграф)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что потерял в краю родном?
М.Ю. Лермонтов «Парус»
Внимание! Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие:
Чернышевский говорил: «Русская пьеса прекрасна… и вечна».
| А: «Ц … ц».
| Л.Н. Толстой писал: «… в искусстве чистота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»
| А: «… ц …».
|
Эпиграф
Эпиграф – это цитата, отражающая главную мысль текста, которая помещается перед произведением или его частью (главой, разделом). Эпиграф в кавычки не заключается, располагается в левом краю страницы. Между эпиграфом и заголовком (текстом) должна быть пустая строка. Ссылка на автора (источник) делается на следующей строке без скобок.
Примеры оформления эпиграфов повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
Береги честь смолоду.
Пословица
|
Глава 3.
КРЕПОСТЬ
Мы не в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьем.
А как лютые враги
Придут к нам пироги,
Зададим гостят пирушку:
Зарядим картечью пушку.
Солдатская песня
Белгородская крепость находилась в сорока километрах от Оренбурга…
|
Глава 4
ПОЕДИНОК
-Ин изволь, и стань же в позитуру,
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Княжин
Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белгородской крепости сделалась для меня не только сносную, но даже…
|
Список литературы
1. Русский язык и культура речи: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 6-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 17-е издание, прераб.- М.: Дрофа, 2008. – 319 с.: ил.
3. Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. Учебное пособие. Пермский университет – Пермь, 2009. – 228 с.
4. Сурикова Т.И. Русский язык: повторительный курс: учебное пособие / Т.И. Сурикова. – 2-е изд., перераб. – М.: Альфа- М: ИНФРА – М, 2011. – 544 с.
5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2007
6. Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М., 2002
7. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учеб. пособие. – М., 2001
8. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов.
Оглавление
Здравствуйте, ученики!
|
| Глава 1. Люблю тебя, русская речь (Стили и типы речи)
|
| 1. Речь. Типы речи………………………………………………………….........................
|
| 2. Стили речи и их характеристика……………………………………………………….
|
| 3. Художественные средства выразительности………………………………………….
|
| Глава 2. Звучи, родная речь(Фонетика)
|
| 1. Фонетика. Гласные и согласные звуки………………………………………………..
|
| 2. Ударение. Гласные звуки……………………………………………………………….
|
| 3. Согласные звуки…………………………………………………………………………
|
| 4. План звукобуквенного анализа слова………………………………………………….
|
| 5. Орфоэпия. Нормы произношения……………………………………………………..
|
| 6. Правила переноса слов………………………………………………………………….
|
| 7. Графика. Русский алфавит……………………………………………………………...
|
| Глава 3. Слова, слова, слова (Лексика и фразеология)
|
| 1. Лексика. Фразеология.…………………………………………………………..............
|
| 2. Разные группы слов по смыслу…………………………………………………………
|
| 3. Классификация русской лексики……………………………………………………….
|
| 3. Лексические нормы русского языка……………………………………………………
|
| Глава 4. Лес частей речи(Грамматика)
|
| Грамматика. Разделы грамматики………………………………………………………..
|
| 1. Классификация частей речи…………………………………………………………….
|
| 2. Имя существительное:
Понятие. Синтаксическая роль имен существительных…………………………
постоянные признаки имён существительных………………………...................
Непостоянные признаки имён существительных……………………………….
Группы имён существительных по значению……………………….…………..
Правописание имён существительных…………………………………………..
Морфологические нормы употребления существительных…………………….
Словообразование существительных…………………………………………….
Морфологический разбор имени существительного…………………………….
|
29 30
| 3. Имя прилагательное:
Понятие и синтаксическая роль…………………………………………………
Постоянные признаки. Разряды прилагательных………………………………
Непостоянные признаки…………………………………………………………
Нормы употребления имён прилагательных……………………………………
Склонение имён прилагательных……………………………………………….
Правописание прилагательных………………………………………………….
Способы словообразования имён прилагательных…………………………….
Морфологический разбор прилагательного……………………………………
|
| 4. Имя числительное:
Понятие и синтаксическая роль……………….…………………………………
Группы числительных по морфемному составу………………………………..
Разряды числительных по значению……………………………………………
Нормы употребления числительных …………………………………………..
Особенности склонения числительных………………………………………..
Правописание Ь в числительных……………………………………………….
Морфологический разбор числительного……………………………………..
|
| 5. Местоимение:
Понятие о местоимении, склонение……………………………………………..
Разряды местоимений. Синтаксическая роль………………………..………….
Правописание местоимений…………………………………………………….
Морфологический разбор местоимения………………………………………..
|
| 6. Глагол:
Понятие о глаголе, синтаксическая роль………………………………………..
Постоянные признаки глагола…………………………………………………..
Непостоянные признаки глагола………………………………………………..
Правописание глаголов………………………………………………………….
Способы словообразования глаголов…………………………………………..
Морфологический разбор глагола………………………………………………
|
| 7. Причастие:
Понятие и синтаксическая роль…………………………………………………
Залог причастий………………………………………………………………….
Краткая форма причастий……………………………………………………….
Склонение причастий……………………………………………………………
Причастный оборот………………………………………………………………
Правописание причастий……………………………………………………….
Нормы правописания причастий……………………………………………….
Морфологический разбор причастия…………………………………………..
|
| 8. Деепричастие:
Понятие и синтаксическая роль………………………………………………….
Вид деепричастий…………………………………………………………………
Деепричастный оборот…………………………………………………………...
Правописание деепричастий……………………………………………………
Морфологический разбор деепричастия……………………………………….
|
| 9. Наречие:
Понятие и синтаксическая роль…………………………………………………
Разряды наречий по значению…………………………………………………..
Степени сравнения наречий…………………………………………………….
Правописание наречий………………………………………………………….
Словообразование наречий……………………………………………………..
Морфологический разбор наречия……………………………………………..
|
| 10. Слова категории состояния:
Понятие и синтаксическая роль…………………………………………………
Степени сравнения слов категории состояния…………………………………
Способы словообразования…………………..…………………………………
Морфологический разбор слов категории состояния…………………………
|
| 11. Предлог:
Понятие……………………………………………………………………………
Употребление предлогов с падежами…………………………………………..
Разряды предлогов ……………………………………………………………….
Правописание предлогов………………………………………………………..
Морфологический разбор предлога……………………………………………
|
| 12. Союз:
Понятие …………………….…………………………………………………......
Разряды союзов …………………………………………………………………..
Правописание НЕ с союзами…………………………………………………….
Морфологический разбор союза…………………………………………………
|
| 13. Частица:
Понятие…………………………………………………………………………….
Разряды частиц ……………...……………………………………………………
Значение частиц НЕ и НИ в предложении……………………………………...
Правописание частиц…………………………………………………………….
Морфологический разбор частицы………………………………………………
|
| 14. Междометия и звукоподражательные слова:
Понятие …………………………………………………………………………...
Разряды междометий …………………………………………………………….
|
| Глава 5. Ох уж эти орфограммы (Орфография)
|
| 1.Понятие орфографии…………………………………………………………………….
|
| 2. Правописание парных согласных………………………………………………………
3. Правописание непроизносимых согласных……………………………………………
4. Правописание удвоенных согласных в корнях слов………………………………….
5. Правописание сочетаний ЖК/ШК, ЧН/ШН/ЩН………………………………………
|
| 6. Правописание безударных гласных в корнях слов……………………………………
7. Правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу…………………………………………………….
8. Правописание гласных О/Е после шипящих и Ц……………………………………...
9. Правописание И (Ы)……………………………………………………………………..
10. Правописание Э/Е после согласных и гласных………………………………………
|
| 11. Правописание Ь………………………………………………………………….……..
12. Правописание Ъ………………………………………………………………………...
|
| 13. Правописание приставок………………………………………………………………
|
| 14. Правописание гласных в корнях с чередованием……………………………………
|
| 15. Правописание сложных слов…………………………………………………………..
|
| Глава 6. Точка, точка, запятая (Синтаксис и пунктуация)
|
| 1. Определения синтаксиса и пунктуации……………………………………………….
|
| 1. Словосочетание:
Виды словосочетаний………………………………………………………….…
Синтаксические нормы для типа связи управление…………………………....
Синтаксически неделимые словосочетания…………………………………….
|
| 2. Предложение
Понятие……………………………………………...............................................
Порядок слов в предложении……………………………………………………
|
| 3. Простое предложение:
Виды простых предложений……………………………………………………
Синтаксический разбор простого предложения………………………………..
Односоставное предложение и его виды……………………………………….
|
| 4. Сложное предложение. Виды сложных предложений………………………………..
5. Сложносочинённое предложение
Виды ССП…………………………………………………………………………
Знаки препинания в ССП…………………………………………………………
Синтаксический разбор ССП…………………………………………………….
|
| 6. Сложноподчинённые предложения
Указательные слова………………………………………………………………
Придаточная часть СПП. Основные виды придаточных предложений………
Союзные слова……………………………………………………………………
Знаки препинания в СПП с одним придаточным………………………………
Типы подчинения придаточных частей СПП к главной части………………..
Знаки препинания в ССП с несколькими придаточными…………………….
Синтаксический разбор СПП с одним придаточным………………………….
Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными…………………
|
| 7. Бессоюзные сложные предложения:
Знаки препинания в БСП…………………………………………………………
Синтаксический разбор БСП……………………………………………………..
|
| 8. Главные члены предложения:
Понятие……………………………………………………………………………
Способы выражения подлежащего……………………………………………..
Типы сказуемого…………………………………………………………………
Тире между подлежащим и сказуемым…………………………………………
Согласование подлежащего и сказуемого……………………………………...
|
| 9. Второстепенные члены предложения
Понятие……………………………………………………………………………
Определение………………………………………………………………………
Дополнение……………………………………………………………………….
Обстоятельство……………………………………………………………………
|
| 10. Однородные члены предложения:
Знаки препинания при однородных членах…………………………………….
Знаки препинания при обобщающем слове и однородных членах……………
Логические ошибки в употреблении однородных членов предложения……..
|
| 11. Обособленные члены предложения:
Обособление определений………………………………………………………..
Обособление приложений………………………………………………………..
Обособление дополнений………………………………………………………..
Обособление обстоятельств……………………………………………………...
Обособление уточняющих членов предложения……………………………….
|
| 12. Вводные слова и предложения………………………………………………………..
|
| 13. Вставные конструкции, приложение, слова-обращения…………………………….
|
| 14. Прямая речь…………………………………………………………………………….
15. Косвенная речь…………………………………………………………………………
|
| 16. Диалог…………………………………………………………………………………..
|
| 18. Цитата. Эпиграф.
|
|
Список литературы………………………………………………………………………..
|
|
|