ТОП 10:

Пунктуация при вводных предложениях



 

1. Запятыми выделяются вводные предложения:

- личные нераспространённые я думаю, я вижу и др.: Вот у него, я думаю, получше результат.

- безличные и неопределённо-личные, небольшие по объёму: Буран, мне казалось, всё больше свирепствовал.

- предложения, присоединённые посредством союзов или союзных слов: Берег, как я уже сказал, был низкий, песчаный.

2. Тире или скобками выделяются вводные распространённые предложения с добавочным или пояснительным значением: Однажды – не помню почему – спектакля не было.

Внимание! Надо отличать вводные слова от наречий:

 

Вводные слова Другие части речи
Это была красивая, умная, и, наконец, добрая женщина. Наконец - вводное слово, если обозначает порядок изложения, оценку, «и ещё». Мы поднимались выше и наконец достигли вершины. Наконец - это наречие в значении «под конец».
Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. Однако – вводное слово, если стоит в середине и в конце предложения. Мы ехали быстро, однако до города было довольно далеко. День солнечный, однако холодный. Однако – это союз, = «но».

 

Запомни! Никогда не бывают вводными словами и не выделяются запятыми следующие слова:

 

авось большей частью будто бы буквально в основном в то же время вдобавок вдобавок вдруг весьма вместе с тем воистину вот вряд ли вряд ли всё же все равно всё-таки даже даже едва ли из-за чего из-за этого именно именно как будто Как бы как бы как раз как раз лишь между тем непременно неужели неужели особенно от этого оттого поистине по-прежнему потому поэтому преимущественно приблизительно примерно примерно притом причём так называемый также тем не менее тоже якобы якобы

 

13. Вставные конструкции, приложение, слова-обращения

Вставные конструкции

 

Вставные конструкции – это вставленные автором в текст предложения. Они содержат информацию, не относящуюся напрямую к данному предложению и тексту. Вставные конструкции выделяются (обособляются) интонацией при произношении, скобками и тире на письме. Примеры:

Вот идут Маша и Люда (Люда – сестра Катиной подруги).

Однажды – не помню почему – спектакля не было.

Мелодия народной песни (если вы её слушали) несколько единообразна.

В дни голодовок - а ему приходилось их испытывать неоднократно - он приходил сюда.

 

Приложение

Приложение – это особый вид определения. Приложение всегда выражено существительным. Приложение характеризует предмет, даёт ему дополнительное название. Примеры: утёс-великан (какой?), журнал (который?) «Наука и жизнь».

 

 

Правописание приложений

 

Через тире Раздельно
1. Приложение и определяемое слово являются нарицательными существительными: листья – сабли, вулкан – ворчун, утёс – великан, чайки – рыболовы, диван- кровать, выставка – продажа, командир – киргиз, учитель – француз. 2. Имя собственное стоит перед именем нарицательным: Волга – матушка, Москва – река, Илья – пророк, Кипренский – художник. Имя собственное (определяемое слово) стоит после имени нарицательного (приложение): сын Николай, город Кунгур, пароход «Енисей», собака Анчар, газета «Аргументы и факты».

 

Слова-обращения

 

Слова-обращения – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к нему нельзя задавать вопрос. К словам-обращениям относятся имена и фамилии людей, клички животных, явления природы. Обращения произносятся со звательной интонацией.

Адресат – тот, к кому обращаются.

 

Адресант– тот, кто обращается.

 

Обращение выражается:

1. Существительным в Им. п.: Маша, подойди ко мне! Иван Петрович, будете выступать? Бури, ветры, с Балтики не дуйте, не врывайтесь в этот низкий дом.

2. Словосочетанием: Примеры: Гори, звезда моя, не падай. Ты прощай, село родимое, темна роща и пеньки.

 

Знаки препинания в предложениях со словами-обращениями:

1. Обращения всегда выделяются запятыми.

2. Не выделяется частица О перед обращением: О мой милый, нежный, прекрасный сад!

3. Выделяется междометие перед обращением: Эй, любезный, подожди маленько.

4.Если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, после него ставится восклицательный знак: О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?!

 

Прямая речь

Прямая речь -это точно воспроизведённая чужая речь, преданная от лица, произнесшего или написавшего её. Прямая речь может включать несколько предложений.

Слова автора служат для введения прямой речи в повествование и показывают, кому принадлежит прямая речь, кому она адресована, как произнесена. Слова автора включают в себя глаголы (сказать, произнести, прошептать, решить, добавить).

 

1. Прямая речь перед словами автора:

 

Предложения Схемы предложений
«Я послезавтра на Волгу поеду», - сказал Саша. «П»,- а.
«Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Лев Толстой. «П?» - а.
«Пожар! Пожар!» - разразился внизу отчаянный крик. «П!» - а.
«Ветру бы теперь дунуть…» - говорил Сергей. «П…» - а.

 

2. Прямая речь после слов автора:

 

Предложения Схемы предложений
М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник». А: «П».
Татьяна Ильинична подошла к двери и крикнула: «Митя!» А: «П!»
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?» А: «П?»

 

3. Прямая речь разрывается:

 

Предложения Схемы предложений
«Ну что, Михайло Савельич, - начал я. – наловил рыбы?» «П, - а,- п?»
«Гуси летят, - с удовольствием говорил Ростовцев. – Сейчас целый косяк видел». «П, - а. – П».
«Что вы говорите? – воскликнула Анна Гавриловна. – Как это странно!» «П? – а. – П!»
«Ты с ней танцуешь? – спросил он. – Она мне призналась». «П? – а. – П.»
«Но как отлично, что ты попал в воскресенье и застал меня! – сказал брат, обнявшись со мной.- Хотя, собственно, зачем ты приехал?» «П! (?) – а – П?»

 

4. Прямая речь без слов автора:

 

Предложения Схемы предложений
«До завтра. Завтра всё будет решено». «П. П».
«Как они хорошо плавают! Как хорошо!» «П! П!»

Косвенная речь

Косвенная речь – это чужая речь, переданная в форме придаточного предложения. Она представляет собой СПП, где главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь.

 

1. Повествовательное предложение Придаточное изъяснительное с союзом что, будто.

 

Лесничий сказал: «Я видел на озере лебедей». Лесничийсказал, что онвидел на озере лебедей.
«Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости», - сказала Валя. Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.

 

2. Побудительное предложение Союз чтобы.

 

Капитан приказал: «Шлюпки на воду!» Капитанприказал, чтобы шлюпки спустили на воду.
Иван Фёдорович попросил: «Назови, Егор, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». Иван Егорович попросил, чтобы Егор назвал всех членов штаба и охарактеризовал их.

 

3. Вопросительное предложение с вопросительным местоимением или наречием Союзные слова который, какой, что.

 

«Который час?» - спросил я. Яспросил, который час.
«Кто этот человек?»- спросил я дежурного. Яспросил дежурного, кто этот человек.

 

4. Вопросительное предложение с частицей ли или без неё (можно вставить) Частица ли:

 

«Петя, ты решил задачу?» - спросил учитель. «Петя, решил ли ты задачу?» - спросил учитель. Учительспросил, решил ли Петя задачу.
«Уж не думаешь ли ты со мной в прятки играть?» - сказал Дима с досадой. Димасказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

 

Диалог

Диалог (греч. dialogos – «разговор, беседа») – это объединённый общей темой разговор двух и более лиц. Диалог состоит из реплик.Реплика – это слова, обращённые к собеседнику.

 

1. Реплика стоит перед словами автора:

-Ну, я очень рада, - сказала жена. - П, (!?) – а.

 

2.Реплика стоит после слов автора:

Никита, поклоняясь в землю, сказал: - Прости, батюшка. А: - П. (?!)

 

3. Реплика разорвана словами автора:

 

- Я уверен, - продолжал я, - что мы ещё встретимся. - П, - а, - п.

 

4. Реплики без слов автора следуют одна за другой в строчку:

 

«Скажи-ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье».

 

Цитата

 

Цитата – это чужое дословное высказывание, используемое для подтверждения своих мыслей, рассуждений.

 

Способы оформления цитат


1. Как прямая речь

 

Правило Примеры предложений
1. «Ц», - а. «Он вкрадчив, тих, немногословен», - говорится о Молчалине в пьесе.
2. «Ц!(?)» - а. «Приюти же в долях необъятных! Как и жить и плакать без тебя?» - обращается Блок к разбуженной первой революцией России.
3. А: «Ц». Гоголь писал о Коломне: «И не столица, и не провинция».
4. «Ц, - а, - ц». «Тургенев, - пишет Д.И. Писарев, - очевидно, не благоволит своему герою».
5. «Ц, - а. Ц». «Базаров – сын уездного лекаря, - пишет Д.И. Писарев. – Тургенев ничего не говорил о студенческой жизни».
6. А: «Ц»- а. Картина успокоения природы: «Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман» - не соответствует внутреннему состоянию героя.
7. А: «Ц!»- а. Ноздрёв кричит: «А, херсонский помещик, он торгует мёртвыми душами!» - чем порождает массу слухов.
8. А: «Ц»,/; а. Говоря: «И вы забыты мной, изменницы младые», Пушкин противоречит себе.

 

 

3. Цитирование с помощью вводных слов

Вводное слово, «ц». По словам М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».  

4. Цитата оформлена как вставная конструкция

 

А («Ц») а. Хотя Онегин был воспитан согласно традициям света («Он по-французски совершенно мог изъясняться и писать»), он резко отличается от людей своего времени.

5. Частичное цитирование

 

А «ц» а. В полемике с Фамусовым и его сторонниками Чацкий осуждает «век минувший» и клеймит «прошедшего житья подлейшие черты».

6. Как косвенную речь

 

Чернышевскийговорил, что русская литературасамая значительная.

 

7. Цитирование стихотворных строк (эпиграф)

 

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что потерял в краю родном?

 

М.Ю. Лермонтов «Парус»

Внимание! Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие:

Чернышевский говорил: «Русская пьеса прекрасна… и вечна». А: «Ц … ц».
Л.Н. Толстой писал: «… в искусстве чистота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…» А: «… ц …».

 

Эпиграф

Эпиграф – это цитата, отражающая главную мысль текста, которая помещается перед произведением или его частью (главой, разделом). Эпиграф в кавычки не заключается, располагается в левом краю страницы. Между эпиграфом и заголовком (текстом) должна быть пустая строка. Ссылка на автора (источник) делается на следующей строке без скобок.

 

Примеры оформления эпиграфов повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

 

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА   Береги честь смолоду.   Пословица

 

Глава 3. КРЕПОСТЬ   Мы не в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьем. А как лютые враги Придут к нам пироги, Зададим гостят пирушку: Зарядим картечью пушку.   Солдатская песня Белгородская крепость находилась в сорока километрах от Оренбурга…

 

Глава 4 ПОЕДИНОК   -Ин изволь, и стань же в позитуру, Посмотришь, проколю как я твою фигуру!   Княжин   Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белгородской крепости сделалась для меня не только сносную, но даже…

Список литературы

1. Русский язык и культура речи: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 6-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.

 

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 17-е издание, прераб.- М.: Дрофа, 2008. – 319 с.: ил.

 

3. Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. Учебное пособие. Пермский университет – Пермь, 2009. – 228 с.

 

4. Сурикова Т.И. Русский язык: повторительный курс: учебное пособие / Т.И. Сурикова . – 2-е изд., перераб. – М.: Альфа- М: ИНФРА – М, 2011. – 544 с.

 

5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2007

 

6. Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М., 2002

 

7. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учеб. пособие. – М., 2001

 

8. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов.

Оглавление

Здравствуйте, ученики!  
Глава 1. Люблю тебя, русская речь (Стили и типы речи)  
1. Речь. Типы речи………………………………………………………….........................
2. Стили речи и их характеристика……………………………………………………….
3. Художественные средства выразительности………………………………………….  
Глава 2. Звучи, родная речь(Фонетика)  
1. Фонетика. Гласные и согласные звуки………………………………………………..
2. Ударение. Гласные звуки……………………………………………………………….
3. Согласные звуки…………………………………………………………………………
4. План звукобуквенного анализа слова………………………………………………….
5. Орфоэпия. Нормы произношения……………………………………………………..
6. Правила переноса слов………………………………………………………………….
7. Графика. Русский алфавит……………………………………………………………...  
Глава 3. Слова, слова, слова (Лексика и фразеология)  
1. Лексика. Фразеология.…………………………………………………………..............
2. Разные группы слов по смыслу…………………………………………………………
3. Классификация русской лексики……………………………………………………….
3. Лексические нормы русского языка……………………………………………………  
Глава 4. Лес частей речи(Грамматика)  
Грамматика. Разделы грамматики………………………………………………………..
1. Классификация частей речи…………………………………………………………….
2. Имя существительное: Понятие. Синтаксическая роль имен существительных………………………… постоянные признаки имён существительных………………………................... Непостоянные признаки имён существительных………………………………. Группы имён существительных по значению……………………….………….. Правописание имён существительных………………………………………….. Морфологические нормы употребления существительных……………………. Словообразование существительных……………………………………………. Морфологический разбор имени существительного……………………………. 29 30  
3. Имя прилагательное: Понятие и синтаксическая роль………………………………………………… Постоянные признаки. Разряды прилагательных……………………………… Непостоянные признаки………………………………………………………… Нормы употребления имён прилагательных…………………………………… Склонение имён прилагательных………………………………………………. Правописание прилагательных…………………………………………………. Способы словообразования имён прилагательных……………………………. Морфологический разбор прилагательного……………………………………
4. Имя числительное: Понятие и синтаксическая роль……………….………………………………… Группы числительных по морфемному составу……………………………….. Разряды числительных по значению…………………………………………… Нормы употребления числительных ………………………………………….. Особенности склонения числительных……………………………………….. Правописание Ь в числительных………………………………………………. Морфологический разбор числительного……………………………………..
5. Местоимение: Понятие о местоимении, склонение…………………………………………….. Разряды местоимений. Синтаксическая роль………………………..…………. Правописание местоимений……………………………………………………. Морфологический разбор местоимения………………………………………..
6. Глагол: Понятие о глаголе, синтаксическая роль……………………………………….. Постоянные признаки глагола………………………………………………….. Непостоянные признаки глагола……………………………………………….. Правописание глаголов…………………………………………………………. Способы словообразования глаголов………………………………………….. Морфологический разбор глагола………………………………………………
7. Причастие: Понятие и синтаксическая роль………………………………………………… Залог причастий…………………………………………………………………. Краткая форма причастий………………………………………………………. Склонение причастий…………………………………………………………… Причастный оборот……………………………………………………………… Правописание причастий………………………………………………………. Нормы правописания причастий………………………………………………. Морфологический разбор причастия…………………………………………..
8. Деепричастие: Понятие и синтаксическая роль…………………………………………………. Вид деепричастий………………………………………………………………… Деепричастный оборот…………………………………………………………... Правописание деепричастий…………………………………………………… Морфологический разбор деепричастия……………………………………….
9. Наречие: Понятие и синтаксическая роль………………………………………………… Разряды наречий по значению………………………………………………….. Степени сравнения наречий……………………………………………………. Правописание наречий…………………………………………………………. Словообразование наречий…………………………………………………….. Морфологический разбор наречия……………………………………………..
10. Слова категории состояния: Понятие и синтаксическая роль………………………………………………… Степени сравнения слов категории состояния………………………………… Способы словообразования…………………..………………………………… Морфологический разбор слов категории состояния…………………………
11. Предлог: Понятие…………………………………………………………………………… Употребление предлогов с падежами………………………………………….. Разряды предлогов ………………………………………………………………. Правописание предлогов……………………………………………………….. Морфологический разбор предлога……………………………………………
12. Союз: Понятие …………………….…………………………………………………...... Разряды союзов ………………………………………………………………….. Правописание НЕ с союзами……………………………………………………. Морфологический разбор союза…………………………………………………
13. Частица: Понятие……………………………………………………………………………. Разряды частиц ……………...…………………………………………………… Значение частиц НЕ и НИ в предложении……………………………………... Правописание частиц……………………………………………………………. Морфологический разбор частицы………………………………………………
14. Междометия и звукоподражательные слова: Понятие …………………………………………………………………………... Разряды междометий …………………………………………………………….  
Глава 5. Ох уж эти орфограммы (Орфография)  
1.Понятие орфографии…………………………………………………………………….
2. Правописание парных согласных……………………………………………………… 3. Правописание непроизносимых согласных…………………………………………… 4. Правописание удвоенных согласных в корнях слов…………………………………. 5. Правописание сочетаний ЖК/ШК, ЧН/ШН/ЩН………………………………………
6. Правописание безударных гласных в корнях слов…………………………………… 7. Правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу……………………………………………………. 8. Правописание гласных О/Е после шипящих и Ц……………………………………... 9. Правописание И (Ы)…………………………………………………………………….. 10. Правописание Э/Е после согласных и гласных………………………………………
11. Правописание Ь………………………………………………………………….…….. 12. Правописание Ъ………………………………………………………………………...
13. Правописание приставок………………………………………………………………
14. Правописание гласных в корнях с чередованием……………………………………
15. Правописание сложных слов…………………………………………………………..  
Глава 6. Точка, точка, запятая (Синтаксис и пунктуация)  
1. Определения синтаксиса и пунктуации……………………………………………….
1. Словосочетание: Виды словосочетаний………………………………………………………….… Синтаксические нормы для типа связи управление………………………….... Синтаксически неделимые словосочетания…………………………………….
2. Предложение Понятие……………………………………………............................................... Порядок слов в предложении……………………………………………………
3. Простое предложение: Виды простых предложений…………………………………………………… Синтаксический разбор простого предложения……………………………….. Односоставное предложение и его виды……………………………………….
4. Сложное предложение. Виды сложных предложений……………………………….. 5. Сложносочинённое предложение Виды ССП………………………………………………………………………… Знаки препинания в ССП………………………………………………………… Синтаксический разбор ССП…………………………………………………….
6. Сложноподчинённые предложения Указательные слова……………………………………………………………… Придаточная часть СПП. Основные виды придаточных предложений……… Союзные слова…………………………………………………………………… Знаки препинания в СПП с одним придаточным……………………………… Типы подчинения придаточных частей СПП к главной части……………….. Знаки препинания в ССП с несколькими придаточными……………………. Синтаксический разбор СПП с одним придаточным…………………………. Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными…………………
7. Бессоюзные сложные предложения: Знаки препинания в БСП………………………………………………………… Синтаксический разбор БСП……………………………………………………..
8. Главные члены предложения: Понятие…………………………………………………………………………… Способы выражения подлежащего…………………………………………….. Типы сказуемого………………………………………………………………… Тире между подлежащим и сказуемым………………………………………… Согласование подлежащего и сказуемого……………………………………...
9. Второстепенные члены предложения Понятие…………………………………………………………………………… Определение……………………………………………………………………… Дополнение………………………………………………………………………. Обстоятельство……………………………………………………………………
10. Однородные члены предложения: Знаки препинания при однородных членах……………………………………. Знаки препинания при обобщающем слове и однородных членах…………… Логические ошибки в употреблении однородных членов предложения……..
11. Обособленные члены предложения: Обособление определений……………………………………………………….. Обособление приложений……………………………………………………….. Обособление дополнений……………………………………………………….. Обособление обстоятельств……………………………………………………... Обособление уточняющих членов предложения……………………………….
12. Вводные слова и предложения………………………………………………………..
13. Вставные конструкции, приложение, слова-обращения…………………………….
14. Прямая речь……………………………………………………………………………. 15. Косвенная речь…………………………………………………………………………
16. Диалог…………………………………………………………………………………..
18. Цитата. Эпиграф.
  Список литературы………………………………………………………………………..  

 

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.024 с.)