Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок разбора сложного предложения с различными видами связи

Поиск

 

1. Выделите грамматические основы, пронумеруйте их.

2. Установите границы частей знаком //. Определите тип пред­ложения по структуре.

3. Назовите главные средства связи частей. Определите веду­щую связь.

4. Начертите схему предложения.

5. Охарактеризуйте синтаксические отношения между частями,

6. Определите тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Образец разбора:

[ Каждый хочет изменить человечество],// но [ никто не задумывается о том],// (как изменить и себя). (Л.Т.)

1. В первой части подлежащее каждый представлено определительным местоимением в форме именительного падежа, составное глагольное сказуемое хочет изменить. Во второй части подлежащее никто выражено отрицательным местоимением в форме именительного падежа, простое глагольное сказуемое не задумывается представлено глаголом в форме настоящего времени 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения. В третьей части главный член выражен глаголом изменить в неопределенной форме.

2. Каждый хочет изменить человечество//, но никто не задумывается о том//, как изменить и себя. Предложение сложное, так как состоит из трех частей.

3. Первая и вторая части равноправны и соединены противительным сочинительным союзом но. Вторая часть является главной по отношению к третьей, придаточной части. Значит, в этом предложении присутствует сочинительная и подчинительная связи. Ведущей вязью является сочинительная, поэтому данное сложное предложение условно можно разделить на две структурно-смысловые части.

о чем?

х

4. Схема предложения: I{[1]}, но II{[2], (как 3)}.

5. Связь между двумя структурно-смысловыми частями: первая конструкция соотносится со сложносочиненным предложением, части которого соединены сочинительным противительным со­юзом но, в ней выражаются противительные отношения с усту­пительным оттенком. Связь внутри второй структурно-смысловой части: 2, как 3 - эта конструкция соотносится со сложноподчи­ненным предложением. Придаточная часть присоединяется к сказуемому задумывается союзным словом как и отвечает на вопрос о чем? Это присловная изъяснительная придаточная часть.

6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.

 

802. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку

1. На Тверской снег наполовину стаял и полозья саней то и дело скрежетали по камням мостовой а иногда если каменный оазис оказывался довольно большим кляча останавливалась и долго собиралась с силами потом опять тащила еле-еле до новой передышки. (Гил.) 2. Кирила Петрович по обыкновению своему разго­ряченный наливками осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское то он Троекуров с ним навеки рассорится. (П.) 3. По улице метался сырой ветер тени облаков ползали по земле как бы желая вытереть лужи на минуту выглядывала луна и вода в лужах покрытая тонким льдом блестела медью. (М.Г.) 4. Лошади тронули копыта дружно застучали а колокольчик так и залился жалобным стоном перебивая лай бросившейся за нами собаки. (Б.)

803. Спишите предложения. Сделайте их синтаксический разбор.

I. День был ветреный, ветер дул вслед толпе, и пыль, поднятая сотнями ног, дымным облаком неслась вслед за людьми, густо припудривая намасленные волосы обнаженных голов. (М.Г) 2. Осенние увяли все цветы, но я сегодня видела воочью, как на снегу, что опустился ночью, багряные красуются листы. (Таг.) 3. Еще поныне дышит нега в пустых покоях и садах, играют воды, рдеют розы, и вьются виноградны лозы, и злато блещет на спинах (П.) 4. Лошади нисколько не испугались и не оскорбились насмешливым тоном табунщика, они сделали вид, что им все равно, и неторопливо отошли от ворот, только одна старая караковая гривастая кобыла приложила ухо и быстро повернула задом. (Л. Т.)

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой сложное предложение с различными видами связи?

2. Каковы виды сложных предложений с различными видами связи?

3. Как ставятся знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи?

 

Задания для самостоятельной работы

804. Какая связь является ведущей в данном многочленном сложном предложении: сочинительная, подчинительная, бессоюзная?

То на улице сцеплялись осями телеги, и Виктор Михайлович указывал, как лучше всего и быстрее их расцепить, то меняли телеграфный столб, и Полесов проверял его перпендикулярность к земле собственным, специально вынесенным из мастерской отвесом; то, наконец, проезжал пожарный обоз, и Полесов, взволнованный звуками трубы и испепеляемый огнем беспокойства бежал за колесницами. (И. и П.)

805. Прочитайте. Выпишите из текста предложение с различными видами связи. Составьте из имеющихся в тексте предложений еще одно многочленное сложное предложение и запишите его. Сделайте пол им и синтаксический разбор обоих предложений.

Возле Тихой речки начинался лес. Этот лес без конца-края тянется куда-то очень далеко. В том лесу - озера, в которых водятся крупные, блестящие, как начищенная медь, караси, но туда ре­бята не ходят: далеко, да и заблудиться в болоте нетрудно. В том лесу много малины, грибов, орешника. В крутых оврагах, по руслу которых бежит из болота Тихая речка, по прямым скатам из ярко-красной глины водятся в норах ласточки. В кустарниках прячутся ежи, зайцы и другие безобидные зверюшки. Но дальше, за озерами, в верховьях реки Синявки, куда зимой уезжают мужики рубить для сплава строевой лес, встречали лесорубы волков и однажды наткнулись на старого, облезшего медведя.

(А. Гайдар)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.007 с.)