Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы



 

В зависимости от того, имеет ли действие, названное глаго­лом, направленность на объект, различаются переходные и непе­реходные глаголы.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прям, направлено на объект: читать книгу, взять ручку, передать письмо. Такой объект в русском языке обычно выражается именем су­ществительным в форме винительного падежа без предлога. В пред­ложении это прямое дополнение, к которому от глагола задаются вопросы кого? что? (вопросы винительного падежа): О полезная природа, исцели (что?) страданья наши, дай (что?) частицу кислорода или две частицы даже! (Заб.); Приезжий гость и тут не уронил (кого?) себя: он сказал (что?) какой-то комплимент, весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый (Г.).

Непереходные глаголы обозначают действие, которое не можег переходить на объект, поэтому при таких глаголах не бывает прямого дополнения: Бедный Максим Кузьмич похудел, осунулся (Ч.). Один и тот же глагол может употребляться в переходном и непереходном значении, ср.: Сейчас он пишет книгу и Он очень интересно пишет. Умение различать переходные и непереходные глаголы позволяет избежать грамматических ошибок, ср.: оплатить (что?) проезд и заплатить (за что?) за проезд. Неправильно оплатить за проезд».

 

115. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите глаголы, определите их переходность/непереходность.

1. — Пойду сыщу брод, — продолжал Ермолай с увере..остью, как(будто) во всяком пруде непреме..о должен существовать брод... 2.Ермолай (не) возвращался более часу. 3. Измуче..ые, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега. 4. Утки носились над наши­ми головами; иные собирались сесть подле нас, но вдруг подн..мались (к) верху, как говорится, «колом», и с криком улетали. 5. Владимир прин..мал томный вид, накл..нял головку (на) бок и говорил мало.

(И. Тургенев)

316. Выпишите словосочетания с глагольными формами, образованными от переходных глаголов, и относящимися к ним существительны­ми Укажите, в каких падежах употребляется имя существительное при переходном глаголе.

Образец: белила (что?) хату (В.п.).

1. Старуха в черной плахте белила мелом хату и обводила окна каймою голубой. (Б.) 2. Я писал карикатуру на любезный женский пол; но напрасно я смеялся, наконец и сам попался, сам, увы! с ума сошел. (П.) 3. Но скучен нам простой и гордый твой язык, нас тешат блёстки и обманы; как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны... (Л.) 4. Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет... (П.) 5. Данилыч ничего не жалел для пасынка. (Наг.)

Возвратными называются непереходные глаголы, имею­щие суффикс -ся (-сь). Особенностью этого суффикса является то, что он находится в самом конце слова, даже после окончания: обучают-ся, вернет-ся, насмотрела-сь. Сначала возвратными гла­голами называли глаголы, которые обозначают действие, направ­ленное на того, кто его выполняет, т.е. «возвращающееся»: умы­ваться — «умывать себя», причесываться — «причесывать себя» и др. Затем было установлено, что возвратные глаголы имеют мно­жество других значений: значение качественной характеристики: стекло бьется — «стекло обладает качеством хрупкости»; значе­ние активного свойства: собака кусается — «собака обладает свой­ством кусаться»; значение взаимно направленного действия: об­ниматься — «обнимать друг друга», встречаться — «встречать друг друга» — и др.

Возвратные глаголы образуются от переходных глаголов при помощи суффикса -ся (-сь): лечитьлечить- ся, держать — держать- ся, сердить — сердитъ- ся. Иногда возвратные глаголы обра­зуются при помощи приставки и суффикса: петь — рас -петь- ся, читатьна -читать- ся. Только некоторые возвратные глаголы не имеют соответствующих невозвратных: лениться, улыбаться, сме­яться и др.

 

317. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, найдите возвратные глаголы, определите их значение. Укажите, как образованы эти глаголы.

1. Затем она стала расцветать развиваться не по дням а по часам. 2. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги как чис­топлотны были как следили за своими сдержанными движения­ми! 3. Мещерской очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном сто­ле. 4. Как жила она там как спасалась, о том, за давностью време­ни, в полноте никому не ведомо.

(И.Бунин)

318. Образуйте, если это возможно, возвратные глаголы. Выделите возвратный суффикс.

Образец: мчатьмчать- ся.

Спать, качать, советовать, ссорить, спрятать, мыть, брить, плакать, веселить, гнуть.

319. Распределите глаголы на две группы: 1) возвратные глаголы, образованные от невозвратных; 2) возвратные глаголы, не имеющие соответствующего невозвратного глагола.

Сушиться, лениться, здороваться, стучаться, выспаться, ри­соваться, прощаться, прогуляться, соглашаться, грозиться.

Глаголы, оканчивающиеся на -ться и -тся, произносятся оди­наково, но пишутся по-разному: нужно трудиться, но человек трудится. Необходимо запомнить, что возвратные глаголы в не­он редеденной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? и пишутся с ь: скрыва ться, любова ться, объедини ться, а возвратные глаголы в форме 3-го лица отвечают на вопро­сы что делает? что сделает? и пишутся без ь: скрывае тся, любуе тся, объединяе тся.

 

320. Спишите, вставляя, где это необходимо, ь. Укажите, в какой форме употреблены выделенные возвратные глаголы.

1. Будет время надышат..ся счастьем, чуять все, чем божий мир прекрасен... (Бл.) 2. Кажет..ся, шепчут колос..я друг другу: «Скуч..но нам слушать осеннюю в..югу, скуч..но склонят..ся до самой земли, туч..ные зерна купая в пыли!» (Н.) 3. Я слышу: легкий трепетный смычок, как от предсмертной боли, бьет..ся, бьет..ся, и страшно мне, что сердце разорвет..ся... (Ахм.) 4. Там, между звезд, чернеет острый пик горы Поста. Чуть теплит..ся лампадка. (Б.) 5. Полно тут тебе валят..ся, спряч.. игрушки да вставай! Подойди ко мне прощат..ся, да и спать себе ступай. (Ф.)

 

Наклонения глагола

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонение обозна­чает, как соотносится действие, названное глаголом, с действительностью, т.е. реально оно происходит или нереально (предположительно, потенциально). Сравните глагольные формы: сказал, сказал бы и скажи. Первая форма - сказал обозначает реальное действие, уже совершенное кем-то; вторая форма - сказал бы обозначает действие, которое могло бы произойти, но реально не произошло; третья форма - скажи обозначает действие потенциальное, возможное, но тоже еще не произошедшее на самом деле. Это отличия в значении форм проявляются в русском языке в трех наклонениях: изъявительном, сослагательном (условном) и повелительном: На свете много мы таких людей найдем, которым все, кроме себя, постыло и кои думают, лишь мне бы ладно было, а там весь свет гори огнем (Кр.).

 

321. Прочитайте, объясните постановку пропущенных знаков препи­нания. Найдите глаголы, укажите, в форме какого наклонения они употреблены.

1. О, не вздыхайте обо мне печаль преступна и напрасна я здесь на сером полотне возникла странно и неясно. (Ахм.) 2. За что же не боясь греха Кукушка хвалит Пе­туха? За то, что хвалит он Кукушку. (Кр.) 3. Мужчины вскакивали со стульев и бежали отнимать у слуг блюда чтобы с необыкновенною ловкостию предложить их дамам. (Г.) 4. — Господь с тобой!.. — через силу прошептал Крохин. — Подумал бы... (Наг.) 5. Я сделал что мог. Если б каждый что мог однажды решился и сделал... (Рожд.)

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить реаль­но: В саду поет иволга. Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно (Б.); Вот что, завтра ты сам отправишь его [сына] в Киев (Наг.).

Только в изъявительном наклонении глаголы изменяются по вре­менам: жил, живет, будет жить. В других наклонениях значение времени не определяется, потому что действие, названное глаго­лом, не совершается реально, значит, оно не протекает во времс ни, ср.: жил бы, живи. Формы всех трех времен - настоящего, прошедшего и будущего - имеют только глаголы несовершенного вида: учит, учил, будет учить. Глаголы совершенного вида име­ют формы прошедшего и будущего времени: выучил, выучит.

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по лицам (в настоящем и будущем времени): я живу, ты живешь, он жи­вет; я буду жить, ты будешь жить, он будет жить и т.д. В про­шедшем времени глаголы изменяются по родам: он жил, она жила, оно жило. Во всех формах изъявительного наклонения глаголы из­меняются по числам: живут, жили, будут жить.

 

322. Спишите, найдите глаголы в форме изъяви тельного наклонения. Укажите, в каком лице (если есть), роде (если есть) и числе употреблен глагол.

1. Закатное солнце косо падало в комнату, и в коричневой глу­бине дерева тлели золотые волокна. (Пауст.) 2. Ты еще ничего не знаешь, дорогая, но потерпи, отзвенят несколько часов - и путы лопнут, и стеклянный шар уныния разлетится вдребезги... (Т.Т.) 3. Горы упадут к твоим ногам, ледниками звякая. (Рожд.) 4. Быст­ро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разоб­рались по командам. (Л.Т.) 5. Месяц плывет тих и спокоен, а юноша воин на битву идет. (Л.) 6. Зеленеет волнистая равнина, мирно синеет море, поют жаворонки... (Б.)

Сослагательное, или условное, наклонение глагола обозначает действие возможное или желаемое, но не происходящее на самом деле: Я бы и сам нашел дорогу (Пауст.) - возможное действие; Вы бы, маменька, чаю выкушали (Остр.) - желательное действие.

Форма сослагательного наклонения образуется путем прибавления частицы бы к форме прошедшего времени глагола: Не было бы снегу, не было бы и следу (Посл.). Форма прошедшего времени в составе сослагательного наклонения полностью утрачивает свое значение и не обозначает действия, произошедшего в прошлом. Действие, названное глаголом в форме сослагательного наклоне­ния, характеризуется как возможное или желательное, но не протекающее во времени. Поэтому глаголы в этой форме не изменяются по временам.

Глагол в форме сослагательного наклонения в предложении является сказуемым и согласуется с подлежащим в числе и роде.

 

323. Спишите. Выделите глаголы в форме сослагательного наклонении, укажите, как они образованы. Отметьте место расположения частицы бы но отношению к глаголу: находится перед глаголом; после глагола; отделена от глагола другими словами. Какие слова подчеркивают значениe желательности выполнения действия, названного глаголом?

1. Когда бы ты, как прежде было, о муках сердца своего в своем посланье говорила, — я не сказал бы ничего... (Бл.) 2. Про мышку бедную тут поздно вспомнил он [лев], что бы помочь она ему сумела, что сеть бы от ее зубов не уцелела и что его своя кичливость съела. (Кр.) 3. Я бы глаз лучами грыз ночи - о, если б был я тусклый, как солнце! (М.) 4. Лучше б ты мне просто на глаза не показывался! - сказал Ноздрев. (Г.) 5. Тебе бы цены не было, Куркулия, если бы ты избавился от акцента... (Иск.)

324. Образуйте формы мужского, женского, среднего рода единственного числа и формы множественного числа сослагательного наклонения от следующих глаголов, выделите окончания. Объясните, как изменяются глаголы в сослагательном наклонении.

Образец: узнать — узнал бы, узнал а бы, узнал о бы, узнал и бы.

Пылать, висеть, золотиться.

325. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, каким членом предложения являются формы сослагательного наклонения глагола и с каким словом они согласуются в числе и роде.

1. Ведь это все равно, как если (бы) ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце. (Купр.) 2. Что было (бы) со мною, богиня, без тебя? (П.) 3. А ты (бы) вот лучше спросил своих хороших господ, когда война кончится? (Б.) 4. Что (бы) с ней (н..) делали, ей все равно, и (н..) чего ей (н..) нужно. (Купр.) 5. Может, проехался (бы) куда (нибудь)... к Мещерским, напри­мер... (Б.) 6. Если (бы) ты играл, как прилично честному челове­ку. Но теперь не могу. (Г.)

326. Укажите, в каких предложениях из предыдущего упражнения фор­ма сослагательного наклонения глагола обозначает побуждение к дей­ствию, т.е. имеет переносное значение.

Повелительное, или побудительное, наклонение гла­гола обозначает волеизъявление говорящего, побуждение к дей­ствию собеседника или собеседников. Побуждение может быть более строгим (приказ) или менее строгим (просьба, совет, по­желание и т.д.): Господа! Остановитесь! Вы не нищие, вы не смеете просить подачки! (М.); Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха (Ес.). При прибав­лении к форме повелительного наклонения частицы -ка побуж­дение, которое выражается в этой форме, становится более мяг­ким, ср.: посмотри — посмотри-ка. Глаголы в форме повелитель­ного наклонения изменяются только по числам: бериберите, стойстойте, останься — останьтесь.

Форма единственного числа повелительного наклонения обра­зуется прибавлением суффикса -и- или нулевого суффикса к основе глагола: ведетвед- и, читаетчитай, встанетвстань. Форма множественного числа повелительного наклонения образу­ется прибавлением к форме единственного числа окончания -те: ведиведи- те, читайчитай- те, встань — встань- те.

Необходимо помнить, что на конце глаголов в форме повели­тельного наклонения после согласных, кроме й, пишется ь: сядь, встань, дунь. Он сохраняется и перед окончанием -те во множественном числе и перед суффиксом -ся: назначь те, на­мажь те, готовь ся, расслабь ся. Исключения: ляг — лягте, при­лягприлягте.

Формы повелительного наклонения могут образовываться при помощи частиц пусть, пускай, да, которые присоединяются к фор­ме 3-го лица единственного или множественного числа будущего времени глагола: Пусть она, как мы, почует ветер (Рожд.); Да сохранят тебя в чужбине Христос и верный Купидон! (П.).

Форма повелительного наклонения с частицей да имеет тор­жественную окраску и употребляется в книжной речи.

В предложении форма повелительного наклонения глагола яв­ляется сказуемым. При таком сказуемом обычно не бывает подле­жащего, потому что из контекста понятно, к кому относится по­буждение: Что же ты потупилась в смущенъи? Погляди, как прежде, на меня (Бл.). В таких предложениях часто есть обращение: Дорогая, сядь же рядом, поглядим в глаза друг другу (Ес).

 

327. Прочитайте, найдите глаголы в форме повелительного наклоне­нии, определите, в каком числе употреблены эти глаголы. Выделите обращения.

 

ДОМОВОМУ

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и дикий садик мой

И скромную семьи моей обитель!

Да не вредят полям опасный хлад дождей

И ветра позднего осенние набеги;

Да впору благотворны снеги

Покроют влажный тук полей!

Останься, тайный страж, в наследственной сени,

Постигни робостью полунощного вора

И от недружеского взора

Счастливый домик охрани!

Ходи вокруг него заботливым дозором,

Люби мой малый сад и берег сонных вод,

И сей укромный огород

С калиткой ветхою, с обрушенным забором!

Люби зеленый скат холмов,

Луга, измятые моей бродящей ленью,

Прохладу лип и кленов шумный кров —

Они знакомы вдохновенью.

(А. Пушкин)

128. Образуйте все возможные формы повелительного наклонения от н чующих глаголов. Выделите формообразовательные суффиксы (-и-, и н ной суффикс) и окончания. Объясните правописание ь в форме по­пет цельного наклонения.

Образец: прийти — прид- и, прид-и- те; пусть прид- ет, пусть прид-ут, пускай прид-ет, пускай прид-ут; да прид-ет, да прид-ут;прид-и- ка, прид-и- те -ка.

Спать, рисовать, лечь.

329. Подберите к следующим глаголам несовершенного вида парные глаголы совершенного вида в форме повелительного наклонения. Не забывайте о правописании ь в этой форме.

Образец: встречайтесьвстретьтесь.

Одевайте, бросайте, садитесь, отрезайте, отодвигайтесь, уте­шайтесь, назначайте, отвечайте.

330. Спишите, вставляя, где это необходимо, ь. Найдите глаголы в
форме повелительного наклонения, определите, каким членом предложения является эта форма.

1. Пусть остает..ся в душе, вспоминает..ся пусть пряничный при­вкус восторга, счастливая грусть... (Рожд.) 2. Не пугай нас, милый друг, гроба близким новосел..ем: право, нам таким бездел..ем за­ниматься недосуг. (П.) 3. Да обедайте, обедайте без меня... (Б.) 4. И на дверь ты взглядывай не очень, все равно калитка есть в саду... (Ес.) 5. Плюн..те на изящный ореол, даденный певцу во время оно. Жалко мне поэта, если он занят обновлен..ем ореола. (Рожд.) 6, Сып.. ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (Ес.)

 

Время глагола

331. Прочитайте. Выпишите в три столбика глаголы в форме: 1) настоящего, 2) прошедшего, 3) будущего времени. Выделите окончания глаголов.

1. Во всяком случае, надеюсь, еще увидимся — я пробуду здесь еще с недельку. (Б.) 2. Темные брови царицы сдвинулись, и ее зеленые длинные глаза вдруг потемнели от страшной мысли. (Купр.) 3. А то так закричу, все волки в лесу завоют! (Б.) 4. Пишу я к вам наскоро, спешу, работу к сроку кончаю. (Д.) 5. Зеленая пле­сень уже покрыла ветхое дерево на ограде в воротах. (Г.) 6. Выстрел раз­дался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько ша­гов вперед, чтоб поскорей удалить­ся от края. (Л.) 7. Он не променяет эти туманные зори ни на какие по­злащенные закаты Парижа. (Пауст.) 8. Ну, уж вы меня извините, пото­му что... потому что... я поеду, вот и все. Вы возьмете меня? — обра­тился он к Долохову. (Л.Т.) 9. Неожиданный и благодатный дождь беснуется в нашем дворе... (Рожд.) 10. Филин говорил, улыбался, покачивал ногой, поглядывал на довольную Алису, музыка смолк­ла, и город словно проступил за окнами. (Т.Т.)

Настоящее время глагола указывает на то, что действие, на­званное глаголом, происходит сейчас, в данный момент, т.е. со­впадает с моментом речи: Теперь я знаю: ты идешь по лестнице (Рожд). Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать также длительно протекающие действия или постоянные процессы: земля вращается вокруг Солнца.

Формы настоящего времени образуются при помощи личных окончаний глагола: вед- у, вед- ешь, вед- em, вед- ем, вед- ете, вед- ут. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Нужно запомнить, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

 

332. Спишите, вставляя пропущенные буквы, найдите глаголы в форме Настоящего времени, выделите в них окончания, объясните правописание окончаний.

В хозяйском номере горит лампа. На открытом окне сидит, поджавши ноги, Алечка и смотр..т, как колыш..тся внизу темная, тяжелая масса воды, освещенной электричеством, как тихо покачива..тся жидкая, мертвенная зелень тополей вдоль набережной. На щеках у нее горят два круглых, ярких, красных пятна, а глаза влажно и устало мерцают. Издалека, с той стороны реки, где сия..т огнями кафешантан, красиво плывут в холодеющем воздухе резвые звуки вальса. Пьют чай с покупным малиновым вареньем.

(А. Куприн)

333. Образуйте формы 3-го лица ед. ч. настоящего времени от следующих глаголов, выделите окончания. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов.

Гордиться, скучать, смотреть, падать, узнавать, уплывать, слы­шать, держать, разбиваться, гнать.

334. Прочитайте, найдите глаголы в формах настоящего времени. Вы­пишите эти глаголы, распределяя их на две группы: 1) формы единственного числа; 2) формы множественного числа.

И вдруг он сидит на самой макушке груши, а старушенция, как в страшной сказке, появляется во дворе и спрашивает у соседей, где он живет. А соседи по простоте, конечно, не со зла, показывают не на квартиру, а на грушу, где он сидит. И она пошла прямо к дереву, а Чик сам одеревенел и не знал, что делать.

(Ф. Искандер)

Прошедшее время глагола указывает на то, что действие, названное глаголом, происходило в прошлом, до того момента, когдa об этом действии говорят: Ах, вы уже позавтракали. Я опоз­нала (Купр.).

Формы прошедшего времени образуются путем прибавления к основе неопределенной формы глагола суффикса -л-, который является специальным показателем прошедшего времени в рус­ском языке: назватьназва- л, отвечать — отвеча- л -и, взять взя- л -а. Некоторые глаголы могут не иметь этого суффикса в форме мужского рода: мерз, полз, тер и др., но в формах женского, среднего рода и множественного числа в этих словах суффикс -л- есть: мерз- л -а, полз- л -о, тер- л -и.

Перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени сохраняет­ся та же буква, которая была в неопределенной форме глагола перед -ть: зависетьзавис е л, броситьброс и л, поднять — подн я л.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам, как и все другие изменяемые глагольные формы. В единственном числе форма прошедшего времени глагола изменяется по родам: цвел, цвел-а, цвел-о. Показателем формы мужского рода единствен­ного числа является нулевое окончание. Важно помнить, что фор­мы прошедшего времени глагола не изменяются по лицам: я шел, ты шел, он шел.

 

335. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите формы прошедшего времени глагола, выделите в них окончания. Укажите, в каком роде эти формы согласуются с существительными. Не забывайте, что согласование в роде происходит только в форме единственного числа.

1. Как камень, броше..ый в гладкий источник, я встревож..л их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну! (Л.) 2. В окна светило солнце, от верхних цветных стекол на полу горели синие и рубиновые пятна. (Б.) 3. Дождь стучал звучно по деревя..ой крыше и журчащими ручьями стекал в подставле..ую бочку. (Г.) 4. Лошадь часто останавлив..лась, отбиваясь от них [слепней] головой и хвос­том. (Пауст.) 5. Аннушка проворно ушла в лес. Касьян поглядел за нею вслед, потом потуп..лся и усмехнулся. (Т.) 6. Почему-то не вып..ла роса. (Пауст.)

336. Образуйте от следующих глаголов форму прошедшего времени. Укажите особенности образования этой формы.

Образец: вестиве л; стеречьстерег.

Везти, ловить, замирать, лечь, лежать, замерзнуть, оглохнуть, завянуть, оттаять.

 

Будущее время указывает на то, что действие, названное глаголом, произойдет в будущем, т. е. после того, как о нем говорят: Она же все равно не поверит ни одному его слову! (Иск). Буду­щее время имеет две формы: простую и составную.

Простая форма будущего времени образуется только от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний глагола: убрать — убер- у, убер- ешь, убер- ет, убер- ем, убер- ете, убер- ут.

Составная форма будущего времени образуется от глаголов несовершенного вида при помощи слова быть в форме простого будущего времени, которое прибавляется к неопределенной форме глагола: читать — буд-у читать, буд-ешь читать, буд-ет читать и т.д.

 

337. Спишите, найдите формы будущего времени глагола, выделите в них окончания. Определите вид глагола. Укажите, простой или сложной пишется эта форма.

1. В эти секунды можно выпалить из пушки в расстоянии четверти аршина от его [глухаря] головы: он не обратит на выстрел никакого внимания и все-таки докончит свое колено. (Купр.) 2. Те­перь, — сказал Чичиков, — я буду просить даже вас, если можно, сегодня, потому что мне завтра хотелось бы выехать из города... (Г) 3. Потом побелеет, — сказал Чик, жуя. (Иск.) 4. Будут миру предвещать беду черные ущелия... А сначала я к тебе приду. Сам.
Просить прощения. (Рожд.) 5. Я в чудаках иному чуду раз посмеюсь, потом забуду; велите ж мне в огонь: пойду как на обед. (Гр.) 6.И это она в июне будет смеяться в светлом окне, склоняться над дождевой бочкой, мелькать среди кленов на солнечном озере. (Т.Т.)

338. Образуйте простую форму будущего времени 1-го лица от глаголов, которые это допускают. Какую форму будущего времени можно образовать от глаголов, не имеющих формы 1-го лица простого будущего времени?

Заговорить, размахнуться, пропылесосить, пожелать, огласить, посчитать, оставить, выучиться, поздравить, пригласить, победить.

339. Образуйте и запишите простую форму будущего времени 3-го лица единственного числа от глаголов совершенного вида. Пользуйтесь правилом правописания -ться и -тся в глагольных формах.

Выспаться, удивиться, возвратиться, изумиться, восхититься.

340. Образуйте форму составного будущего времени 3-го лица единственного числа от следующих глаголов. Составьте 2-3 предложения с ними формами.

Вздыхать, ликовать, радоваться, грустить, понимать, тоско­вать, удивляться, восхищаться.

341. Определите вид глаголов. Образуйте от них все возможные фор­мы времени, выделите окончания и формообразующие суффиксы.

Узнать, слушать, мочь, начать, торговать, возникнуть, отве­чать, есть, запеть, ехать.

 

Число и лицо глагола

Глаголы во всех изменяемых формах согласуются с существи­тельным в числе, т.е. изменяются по числам: учится — учатся, учился — учились, выучится — выучатся; выучился бывыучились бы; выучись — выучитесь. Форма единственного числа указы­вает на то, что действие совершается одним деятелем, форма множественного числа указывает на нескольких деятелей, совершающих действие: В комнате воцарилось молчание (Т.); Опять лазурь ясна, опять весна вокруг, и ярким солнцем чащи озарились (Б.).

Форма множественного числа глагола используется при веж­ливом обращении к одному лицу, когда она согласуется с место­имением Вы: Похлопочите, дядюшка (Т.).

 

342. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глаголы, опре­делите, в форме какого числа они согласуются с существительным или местоимением, указывающим на деятеля. Отметьте случаи, когда дея­тель не назван, но известен из контекста.

1. В молчань.. пред тобой сижу, напрасно чувствую мученье, напрасно на тебя гл..жу: того уж верно не скажу, что говорит воображенье. (П.) 2. Мы плыли довольно медленно. (Т.) 3. Молча с Грушницким спустились мы с горы и прошли по бульвару, мимо окон дома, где скрылась наша красавица. (Л.) 4. Эй, проснись, дядя Паша! (Т.Т.) 5. Листья пад..ют, листья пад..ют. Стонет ветер, протяж..н и глух. (Ес.) 6. В странном спокойстви..я предвижу, что произойдет сейчас. (Наг.) 7. Наконец дверь отворяется и из каби­нета выход..т Иван Маркович; на его тощ..м бритом лице высту­пали красные пятна. (Ч.)

Глаголы в формах настоящего и будущего времени изъявитель­ного наклонения и глаголы в форме повелительного наклонения изменяются по лицам. Грамматическое лицо глагола указывает на того, кто прямо или косвенно участвует в речи. Показателями грамматических значений лица являются личные окончания гла­гола в формах единственного и множественного числа: сто-ю, сто-ишь, сто-ит, с то-им, сто-ите, сто-ят; пиш-у, пиш-ешь, пиш-ет, пиш-ем, пиш-ете, пиш-ут. Различаются три основных значения лица: 1, 2 и 3-е.

С именами существительными глагол всегда используется в фор­ме 3-го лица: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит (Л.). Форма 2-го лица глагола может быть использована в предложении с обращением: Цветы, скажите мне «прощай», головками кивая низко... (Ес). С личными местоимениями глагол может согласовываться в 1, 2 и 3-м лице: Пусть остылой жизни чашу тянет медленно другой; мы ж утратим юность нашу вместе с жизнью дорогой... (П.); Спелый снег! Ты хрустишь на зубах, будто мякоть арбуза! (Рожд.); Начиная песню, он [глухарь] ударяет верхнею частью клюва о нижнюю (Купр.).

1-е лицо указывает на то, что действие совершается говоря­щим или (в форме множественного числа) при участии говоря­щею: Я сначала начерчу дом такой, какой хочу (М.); А мы с тобою взглянем на то, к чему приглядываться стоит! (Рожд.).

2-е лицо указывает на то, что действие совершается собе­седником или собеседниками: Ты шлешь моряков на то­нущий крейсер, туда, где забытый мяукал котенок (М.); Счастья хотите? Желаете помолодеть? Блюдо манежа начищено — больно пидеть (Рожд.).

3-е лицо указывает на то, что действие совершается тем, о ком говорят, т.е. косвенным участником или участниками речи: Будущее не придет само, если не примем мер (М.); — А они не принимают это себе во внимание, — продолжает Малахин (Ч.).

Необходимо помнить, что форма 2-го лица единственного чис­ла глаголов пишется с ь: поеш ь, учиш ь ся, знаеш ь.

 

343. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите личные формы глагола, выделите в них окончания, укажите лицо глагола.

1. Она что-то ищ..т, дела..т вид, что не замечает меня, и напева..т: «Помн..шь ли ты тот напев, неги полный...» (Ч.) 2. Есть минуты, когда не тревож..т роковая нас жизни гроза. (Бл.) 3. Вы себе представляя..те парижских женщин с шеей разжемчуженной, разбриллиантненной рукой... Бросьте представлять себе, жизнь — жестче — у моей парижанки вид другой. (М.) 4. Отсылаю вам нашу книжку, дружочек мой, Варенька, и если вы, дружочек мой, спрос..те мнения моего насчет вашей книжки, то я скажу, что в жизнь мою не случалось мне читать таких славных книжек. (Д.) 5. И вдруг ее ослепля..т таким дивным, таким страшным и рай­ски прекрасным зеленым светом от прорезавшего все небо и разорвавшегося метеора, что она вскрикива..т и в ужасе броса..тся в дверь избы. (Б.)

344. Выпишите глаголы, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и распределяя слова на две группы: 1) глаголы в форме 2-го лица; 2) глаголы в форме 3-го лица. Выделите окончания, в необходимых случаях объясните их правописание.

1.Мол весь дымит..ся густым серым дымом: море с утра до вечера переваливает..ся через мол пенистыми чревами. (Б.) 2. Есл разозлишься на меня, выдохшись и выстрадав, звезды в небе сре­ди бела дня, будто слезы, выступят. (Рожд.) 3. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелет..ся туман ненастный ночи в дрем­лющей тени... (П.) 4. Вы называете дружескую беседу болтовней... (Т.) 5.Сидиш.. на руле. Чего смотриш..? (Купр.) 6. Путник, в ла­зурь уходящий, ты не дойдеш.. до пустыни. (Ес.)

345. Образуйте от следующих глаголов форму 3-го лица единственного числа. Выделите окончания, объясните их правописание.

Вспыхнуть, поклониться, страдать, повторять, светиться, уви­деть, обнять, скрыть.

346. Образуйте от следующих глаголов форму 2-го лица единственного числа, выделите окончания, объясните их правописание.

Петь, лепетать, искать, находить, вселиться, пугать, склонять­ся, трепетать, гордиться.

347. Спишите, вставляя, где это необходимо, ь. Укажите, с каким словом и в форме какого лица согласуются глаголы в форме настоящего/будущего времени.

1. Снег, дружище, товарищ. Надежда моя и обуза. Ты не хочеш.. мне зла. Ты меня предавать не захочеш... (Рожд.) 2. Я вас прошу остаться. Можете вы уделить мне минуту внимания? (Наг.) 3. Пред ним с оттенкой голубою, полувоздушною стеною нагие тянутся хребты; неверны, странны, как мечты, то разойдут..ся — то сольют..ся... (Л.) 4. К неверной славе я хладею; и по привычке лиш.. одной лениво волочусь за нею, как муж за гордою женой. (П.) 5. Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете. (Т.)

В русском языке существуют безличные глаголы. Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается само по себе, без участия действующего лица или независимо от его воли: смер­кается, нездоровится. Безличные глаголы называют различные со­стояния природы, окружающего мира и человека: Наконец рас­свело (Л.); Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне (П.); К вечеру совсем занепогодило (Б.).

Безличные глаголы могут образовываться от личных при помо­щи суффикса -ся: Ребенок спит. — В дождь хорошо спит ся; Он думает.Сегодня не думается. Многие личные глаголы могут употребляться в значении безличных, в таком случае в предложении отсутствует подлежащее: Дороги размыло. По реке несло желтова­тую пену (Пауст.).

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. Они не имеют формы повелительного наклонения. В изъявительном наклонении безличные глаголы имеют только две формы: 1) 3-го лица единственного числа настоящего/будущего времени: моро-зит, темнеет; 2) среднего рода единственного числа прошедшего времени: морозило, темнело. Безличные глаголы имеют форму сослагательного наклонения: морозило бы, темнело бы.

Безличные глаголы всегда являются сказуемым в безличных предложениях. В таких предложениях нет и не может быть подлежащего: Кругом не слышалось почти никакого шума (Т.).

 

348. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите безличные глаголы, определите, в какой форме они употреблены.

1. Вдруг в ушах его зазвенело в глазах помутилось он, как человеек, окунувшийся в воду, потерял сознание. (Л.Т.) 2. О них [прошедших годах] не следовало вспоминать. (Наб.) 3. Было холодно сыро и пахло осенью. (Ч.) 4. В лесу совсем стемнело. (Купр.) 5. Несносный жар его объемлет не спится графу — бес не дремлет и дразнит грешною мечтой в нем чувства. (П.)

349. Распределите следующие глаголы на две группы: 1) только безличные; 2) способные употребляться как в личном, так и в безличном значении.

Светает, несет, знобит, тошнит, дует, вечереет, теплеет.

350. Образуйте от следующих личных глаголов безличные, используя суффикс -ся. Составьте и запишите 2—3 предложения с безличными глаголами.

Мечтает, поет, видит, считает, грезит, дремлет.

351. Употребите глаголы сидит и тянет в личном и безличном значениях. Запишите составленные предложения.

Образец: Роза нежно пахнет. — В лесу пахнет грибами.

Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в формах изъявительного наклонения, в настоящем и будущем времени: я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я увижу, ты увидишь,он увидит, мы увидим, вы увидите, они увидят. В форме прошедше­го времени глаголы изменяются по родам и числам: он потемнел, она потемнела, оно потемнело, они потемнели.

В русском языке выделяются два типа спряжения, которые при­нято обозначать римскими цифрами — I и II: идти — иду, идешь, идет, идем, идете, идут — I спряжение; кричать — кричу, кри­чишь, кричит, кричим, кричите, кричат — II спряжение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.113.248 (0.116 с.)