Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок разбора имени числительного

Поиск

 

I. Часть речи. Общее значение.

II. Начальная форма (для количественных — именительный падеж; для порядковых — единственное число, мужской род, именительный падеж).

III. Постоянные признаки:

1) простое, сложное или составное;

2) количественное или порядковое;

3) для количественных:

а) обозначающее целое число;

б) обозначающее дробное число;

в) собирательное.

IV. Непостоянные признаки:

1) падеж;

2) число (для порядковых);

3) род (для порядковых и отдельных количественных).

V. Синтаксическая функция (каким членом предложения является или в состав какого члена предложения входит).

Образец разбора:

Мы наблюдали притаившись: пятеро малышей неспешно подходили с матерью к пруду. А где же шестой утенок? (Песк.)

Пятеро (малышей) — числительное, обозначает количество, начальная форма — пятеро; простое, количественное, собирательное, обозначает количество живых существ как совокупность; употреблено в именительном падеже, управляет родительным падежом множественного числа существительного малышей. Вместе с этим существительным является подлежащим (пятеро малышей подходили). Пятеро малышей подчеркнуть как подлежащее — одной чертой.

Шестой (утенок) — числительное, обозначает порядок считаемых предметов; начальная форма - шестой; простое, порядко­вое; согласуется с существительным утенок в мужском роде, единственном числе и именительном падеже. В предложении является согласованным определением (шестой утенок). Шестой подчеркнуть как определение волнистой чертой.

Вопросы для самопроверки

1. Каково общее грамматическое значение числительных? Какие числительные обозначают количество? Какие числительные обозначают порядок при счете? Покажите это на примерах.

2. Как изменяются числительные? Зависит ли их изменение от разряда? Подтвердите примерами.

3. В чем заключается особенность сочетания количественных числительных с существительными? Приведите примеры.

4. Каким членом предложения обычно бывает порядковое числительное? Почему? Приведите примеры из художественных текстов.

5. На каком основании различаются целые, дробные и собирательные количественные числительные? Проиллюстрируйте свой рассказ.

6. Чем отличаются друг от друга простые, сложные и составные числительные?

7. Расскажите о свойствах собирательных числительных: что они обозначают? Как они изменяются?

8. С какими существительными сочетаются собирательные числительные? Приведите примеры.

9. Все ли количественные числительные склоняются одинаково? Расскажите о склонении разных групп. Приведите примеры.

10.В чем заключается особенность склонения дробных числительных? Покажите это на примерах.

11.Как склоняются порядковые числительные? Просклоняйте числительное восьмидесятый в сочетании с выбранным вами существительным.

12.В каких числительных ь пишется в конце слова?

13.В каких числительных ь пишется в середине слова?

14.. В каких случаях порядковое числительное пишется с прописной буквы? Приведите примеры.

 

Задания для самостоятельной работы

477. Какое слово в каждом ряду не является числительным?

I. Первый, один, одинокий, одна. 2. Пятерка, пятого, пятерых, пятью. 3. Трижды, третий, тремя, трое. 4. Вчетвером, четыре, четверо, четвертым.

478. С каким существительным в каждом ряду не сочетаются собирательные числительные?

1. Ученики, козлята, школьницы, джинсы. 2. Котята, артисты, дома, шорты. 3. Очки, тетради, мальчики, перчатки. 4. Ручки, санки, перчатки, брюки.

479. Прочитайте текст. Найдите числительные, выпишите их вместе с существительными, к которым они относятся. Укажите разряд по значению (количественное или порядковое), по структуре (простое, сложное или составное), по способу называния количества (обозначает целое, дробное или собирательное). Определите, в каком падеже употреблено числительное.

Глубокой зимою, в день ужасного мессинского землетрясения, yтром, я был с гончими у себя в Бильдине. И вот часов в десять-одиннадцать на совершенно безоблачном небе вдруг расцвела радуга. Она обоими концами касалась горизонта, была необыкновенно ярка и имела в ширину градусов сорок пять, а в высоту двадцать - двадцать пять. Под ней, такой же яркой, изгибалась другая радуга, но несколько слабее цветом, а дальше третья, четвертая, пятая, и все бледнее и бледнее - какой-то сказочный семицветный коридор. Это продолжалось минут пятнадцать. По­том радуги растаяли, набежали мгновенно бог знает откуда тучи, и повалил сплошной снежище.

(А.Куприн)

480. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите числительные, укажите, в форме какого падежа они употреблены. Выполните полный разбор 5 - 6 числительных.

1. Четверо бойцов в грязных маскхалатах поползли со связками гранат к узкоколейному полотну, перерезавшему путь танкам. (Пауст.) 2. Представьте, я вчера ночью написала огромное пись­мо моей кузине — шестнадцать почтовых листов кругом и мел­ко-мелко как бисер. (Купр.) 3. После третьего удара телега покач­нулась после же четвертого она тронулась с места. (Ч.) 4. В пять минут этот град разбил все окна в большом помещичьем доме оголил все тополи и липы в саду а в поле убил насмерть множе­ство мелкого скота и двух подпасков. (Купр.) 5. Двадцать шестой год, — проговорила она усмехнувшись, — какая старина, про­сто не верится. (Наб.) 6. До усадьбы куда он был вызван для межевания оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать — сорок. (Ч.) 7. В тот ясный, жесткий, начавшийся с заморозков первый день сентября все прежние кумиры умалились сникли отшатнулись в тень... (Наг.) 8. Такая, право, комиссия: не рад что связался хотят непременно чтоб у жениха было никак не меньше трехсот душ, а так как у меня целых почти полутораста крестьян недостает... (Г.) 9. Я выбрал себе одну из трех кают возле кают-компании, — каюты на верхней палубе меньше и будут в тропиках жарче. (Б.) 10. На вопрос портье, сколько он думает пробыть в отеле, он ответил неопределенно: «Не знаю. Может быть сутки, двое суток». (Б.)

481. Используя собирательные числительные, составьте и запишите
словосочетания с теми из приведенных слов, которые могут употребляться с собирательными числительными.

Арка, брюки, блюдце, теленок, возня, геолог, гимнастка, лыжи, забота, щенок, невеста, крольчонок, носок, сестра, со­седка, чулок, ботинок.

482. Распределите следующие слова на три группы: 1) количественные числительные; 2) порядковые числительные; 3) другие части речи.

Трояк, восьмерка, шестой, второй, двойка, впятером, семе­ро, утроить, дважды, четырьмя, две, тройной, вдвое, одни (сани), двоиться, единица, восьмой, седьмым, повторный, первый.

 

МЕСТОИМЕНИЕ

 

§91. Понятие о местоимении

 

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая не Но и.тает предмет, признак, количество, а указывает на него: мы, тот, такой, несколько и др. Общее грамматическое зна­мение местоимения - это указательное значение. Местоимение заменяет в речи другие имена, и в зависимости от этого различаются: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные. Морфологические при­знаки местоимения зависят от того, какую часть речи оно заме­тит.

Местоимение-существительное указывает на лицо или предмет; отвечает на вопрос кто? или что?; изменяется по падежам; в предложении может быть подлежащим или дополне­нием: Мы встретились случайно, на углу (Б.); Как нравились всегда пустыни мне (Л.).

Местоимение-прилагательное указывает на признак предмета; отвечает на вопрос какой?; изменяется по родам, числам и падежам; согласуется в роде, числе и падеже с существи­тельным, к которому относится; в предложении является определением: Все эти предметы он положил на граммофонный шкапчик, проверил, нет ли еще чего-нибудь (Наб.).

Местоимение-числительное указывает на количество предметов, поэтому оно заменяет количественное числительное: отвечает на вопрос сколько?; изменяется по падежам; образу­ет с существительным, к которому относится, неделимое сочетание, которое целиком является дополнением или обстоятельством: Несколько дней после этого он сидел в сухом саду и масте­рил индейские луки для жадных и неспокойных ребят (Пауст.).

 

483. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите местоимения, определите, какую часть речи они заменяют и на что указывают: на пред­мет или лицо; на признак; на количество.

1. Кто-то громко позвал его по имени. (Наб.) 2. Перед каждым Из играющ..х лежат по две карты и по кучк.. стеклышек для покрышк.. цифр. (Ч.) 3. Некоторые обгоняли его, с удивлением заглядывали ему снизу в лицо, некоторых обгонял он сам. (Б.) 4. Что-то хрустнуло, он двинул еще раз, и вдруг в мо­розн...м стекле появилась ч..рная звездообразная дыра. (Наб.) 5. Этот настоящий боксерский халат произвел на всех нас громадное впе..чатление. (Наг.) 6. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Кр.)

484. Прочитайте, выпишите местоимения, распределяя их на три группы: 1) местоимения-существительные; 2)местоимения-прилагательные; 3) местоимения-числительные.

Впереди что-то смутно чернеет среди бегущего тумана... какие-то темные холмы, похожие на спящих медведей. Я пробираюсь по ним, с одного камня на другой, лошадь, срываясь и лязгая подковами по мокрым голышам, с трудом влезает за мною, — и вдруг я замечаю, что дорога снова начинает медленно подниматься в гору! Тогда я останавливаюсь, и меня охватывает отчаяние. Я весь дрожу от напряжения и усталости, одежда моя вся промокла от снега, а ветер так и пронизывает ее насквозь. <...> Сколько уже было в моей жизни этих трудных и одиноких перевалов!

Но странно — мое отчаяние начинает укреплять меня! Я начинаю шагать смелее, и злобный укор кому-то за все, что я выношу, радует меня. Он уже переходит в ту мрачную и стойкую покорность всему, что надо вынести, при которой сладостна безна­дежность...

(По И. Бунину)

485. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите местоимения, определите, каким членом предложения является каждый из них.

1. Мы еще шли по каменному мысу но он не суживался, изменял нам. (Наб.) 2. Петр Максимович показал, конечно, все свои редкости и был очень доволен восхищением Леонтьева. (Пауст.) 3. Помещик гнал от себя всех на кого сердился потому что боялся за себя и за свою горячность. (Д.) 4. Из-под таинственной холодной полумаски звучал мне голос твой отрадный как мечта... (Л.) 5. Ночь становится все таинственнее и я чувствую это хотя не знаю ни времени ни места. (Б.)

 

Разряды местоимений

Местоимение как часть речи объединяет очень разные по внешнему виду и грамматическим свойствам слова. Однако многие из них имеют общие признаки, что позволяет объединять их в группы, которые называются разрядами. Разряд — это группа место­имений, которые имеют общее значение и общие грамматические свойства. Я, ты, мы — личные местоимения; какой? кто что? — вопросительные; этот, тот, та — указательные и т.д.

Различаются следующие разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные и указательные.

I. Личные местоимения указывают на лиц, прямо или косвенно участвующих в речи: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Лич­ные местоимения изменяются по падежам: ты, тебя, тебе и т.д. При их склонении может меняться не только окончание, но и основа слова: я - меня, мы - нам и др.

Личные местоимения не изменяются по числам, каждое из них относится к определенному числу: я, ты, он, она, оно — местоимения единственного числа; мы, вы, они - множественного.

Употребляя формы личных местоимений в речи, нужно помнить некоторые правила:

1) в формах косвенных падежей после предлогов к местоиме­ниям 3-го лица прибавляется н, ср.: он - к нему; она - от нее; оно - на нем. Этого не происходит после предлогов, которые употребляются в основном в книжной речи: благодаря, вне, во­преки, вследствие, наперекор, согласно, подобно: благодаря ему; согласно ему; вне ее;

2) при вежливом обращении в русском языке используется местоимение множественного числа вы: Все, конечно, скажут, что у вас доброе сердце, но я скажу, что оно уж слишком доброе (Д.). В личной и деловой переписке форма вежливого обраще­ния пишется с прописной буквы: Уважаемый коллега! Благода­рю Вас за согласие принять участие в работе нашего семинара.

Если сказуемое при форме вежливого обращения выражено пол­ным прилагательным, то оно употребляется в единственном числе: Вы единственный друг мой... (Д.). Если сказуемое при этой форме выражено глаголом, краткой формой прилагательного или при­частия, оно имеет форму множественного числа: «Но вы, — спросила его Полина, — разве вы не убеждены в непобедимости вашего императора?» (П.); Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях (П.).

486. Прочитайте, выпишите личные местоимения. Укажите, в каком числе и в форме какого падежа употреблены эти местоимения.

I Шагала музыка к реке, отсвечивая тускло. За нею, как на поводке, тянулася частушка. (Рожд.) 2. И потом - сколько тут желудей! И все они принадлежат мне. Их не надо искать, опусти руку в сухую, теплую листву — и сразу ощутишь под пальцами маленькие гладкие тельца. (Наг.) 3. Что во власти у нас, то приятнее нам, хоть мы ищем другого порой, но в час расставанья мы видим ясней, как оно породнилось с душой. (Л.) 4. А вам все дано, молодым, - с вас народ взыщет побольше, чем с нас. (Пауст.) 5.Мы до старости старели, нас не купишь за пятак. (Рожд.)

487. Просклоняйте местоимения я, мы. Что изменяется при склоне­нии этих местоимений?

488. Составьте словосочетания с местоимениями ты, вы, употребив их в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежей.

Образец: он — недалеко от него; приехать к нему; гордиться им; беседовать о нем.

2. Возвратное местоимение себя — это единственное в рус­ском языке возвратное местоимение. Оно указывает на то, что названное в предложении действие направлено на само действу­ющее лицо: причесывать себя, заботиться о себе, брать себе. Ме­стоимение себя изменяется по падежам, но не имеет формы име­нительного падежа; оно не имеет также рода и числа: себя, себе, себя, собой, о себе. В предложении это местоимение является до­полнением: Когда сын уехал, он сходил за чем-то в пуньку, потом передвинул в тень водовозку — все искал себе дела (Б.).

Возвратное местоимение может относиться к любому лицу: Я слышу себя; Ты слышишь себя; Она слышит себя. Это местоиме­ние входит во многие фразеологические обороты русского языка, часто употребляется в пословицах и поговорках: Гречневая каша самасебя хвалит; Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

 

489. Прочитайте фразеологизмы, которые включают возвратное мес­тоимение. Что они обозначают? Определите, в форме какого падежа в них употреблено местоимение себя. Составьте и запишите 2-3 предло­жения с любыми из приведенных оборотов.

Не по себе, держать при себе, набивать себе цену, давать себе отчет, вбивать себе в голову, держать себя в рамках, выходить из себя, показывать себя, строить из себя, уходить в себя, владеть собой, оставаться самим собой, не слышать под собой ног, само собой.

3. Притяжательные местоимения указывают на принад­лежность предмета лицу или другому предмету: мой учебник, твой карандаш, наша группа. Притяжательные местоимения изменяют­ся по родам, числам и падежам, как прилагательные: свой дом, своя земля, свое поле; свои замыслы; своего дома, своему дому, сво­им домом и т.д. В предложении притяжательное местоимение яв­ляется определением: Он втянулся в одиночество, в свое скупое хозяйство, и говорили, что во всей округе нет человека более жадного и угрюмого (Б.).

499. Просклоняйте притяжательные местоимения ваш и мой в единственном и множественном числе. Обозначьте окончания.

491. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите притяжательные местоимения; укажите, в каком роде, числе и падеже употреблены.

1. В этом вашем заливе добывают глауберову соль. 2. Но мое предварительное представление о Крыме заставило меня увидеть его с гораздо большей зоркостью чем если бы я приехал в Крым без всякого понятия о нем. 3. Даже мой романтически настроенный отец не одобрял этого чрезмерного увлечения географическими картами. 4. Но у каждого рассказа своя история и свой материал. 5. Их [драгоценных камней] красота нам все же кажется необъяснимой. 6. В прозрачной его [аквамарина] глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы.

(К. Паустовский)

4. Вопросительные местоимения указывают на то, что в предложении содержится вопрос. Среди них есть местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные: Что произошло? Какая сегодня погода? Сколько в классе учеников?

Вопросительные местоимения кто? что? сколько? изменяются по падежам, но не изменяются по родам и числам: кто пришел? кого встретили? с кем поздоровались? и т.д. Нужно помнить, что При склонении вопросительного местоимения сколько? ударение сохраняется на первом слоге: сколько уроков? скольких уроков? сколь­ким урокам? сколько уроков? сколькими уроками? о скольких уроках?

Вопросительные местоимения какой? который? чей? Изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные: какой курс? какая группа? какое занятие? какие аудитории? какому кур­су? каким курсом? и т.д.

 

492. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите вопросительные местоимения. Укажите, в каком роде (если есть), числе (если есть) и падеже они употреблены. Определите, каким членом предложения яв­ляется каждое из них.

1. Но кто там, близ пещеры, в густой траве лежит? (П.) 2. А по­звольте вас спросить, дорогой Антон Сергеевич, который теперь час? (Наб.) 3. Чем была для нас опера? Развлечением? Удовольствием? Нет, чем-то неизмеримо больш..м. (Наг.) 4. Кто же вас гон..т: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? (Л.) 5. — Что ты зна..шь? — удивился я. — Про Сашу-то! — Какую Сашу? — не зная, что сказать, спросил я и сам почу..ствовал, что сказал страшную глупость. (Б.) 6. Что знач..т радос..ные лики и песни поселян? (П.)

493. Прочитайте предложение. Задайте к нему как можно больше вопросов и запишите их. Подчеркните вопросительные местоимения.

Вышел старик-годовик в чистое поле, взмахнул рукой и выпу­стил из своего широкого рукава двенадцать разноцветных птиц.

(М.Пришвин)

5. Относительные местоимения выражают отношения между частями сложного предложения и связывают эти части между собой: Старухи говорили: это знак, который много счастья обеща­ет (Л.). Относительные местоимения изменяются так же, как во­просительные, и являются теми же членами предложения, ср.: Кто пришел? — Я не знаю, кто пришел; Сколько птиц пролетело? — Отсюда трудно увидеть, сколько птиц пролетело; Который час? — Сейчас я посмотрю, который час.

Относительное местоимение что следует отличать от союза что. Нужно помнить, что относительное местоимение всегда является членом предложения в той части сложного предложения, в кото­рой оно находится, к нему можно задать вопрос. Союз членом предложения не является и не допускает постановки вопроса, ср.: Мне нужно знать, что тебя тревожит. — Мне нужно знать, что ты завтра придешь.

 

494. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите относительные местоимения, укажите, в форме какого рода (если есть), числа (если есть) и падежа они употреблены. Определите, каким членом предложения является каждое из них.

1. Но и друг наш Чичиков чувствовал в это время не вовсе прозаические грезы. А посмотрим что он чувствовал. (Г.) 2. Вы единственный человек который понял ее и только вам может она рассказать многое... очень многое! (Ч.) 3. По скорости с каковой их [лошадей] запрягали по торопливой услужливости брадатого казака, поставленного Пугачевым в коменданты, я увидел что, благодаря болтливости ямщика, нас привезшего, меня принима­ли как придворного временщика. (П.) 4. Да знаете ли из чего это все готовится? (Г.) 5. Больше же всего она [княжна Марья] при свидании с ним боялась за смущение которое, она чувствовала, должно было овладеть ею и выдать ее, как скоро она его увидит. (Л.Т.) 6. Думала она и о том сколько уже ушло денег на Лужина и сколько еще уйдет... (Наб.)

495. Прочитайте. Выпишите только те предложения, в которых есть относительное местоимение что; укажите, в какой форме оно употреблено. Устно объясните, в каких предложениях что является вопросительным местоимением, а в каких — союзом.

1. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. (Л. Т.) 2. Она [Акулина] ничего не понимает, что бы ей ни говорили, и только изредка судорож­но хохочет. (Т.) 3. Знаете, что он мне давеча сказал? (Т.) 4. Но добродушная наивность Николая была так безгранична, что иногда муж невольно поддавался веселому настроению духа Николая. (Л.Т.) 5. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. (Кр.)

6. Неопределенные местоимения указывают на неопределенные или неизвестные предметы, признаки или количества: Кое - что пришлось добавить, кое-что изъять (Наб.); Может быть, в доме кто-нибудь остался и удастся узнать, что случилось со старым профессором (Пауст.). Неопределенные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и кое - или суффиксов -то, -либо, -нибудь: кто - некто, кое - кто, кто - то, кто-либо, кто- нибудь.

Необходимо помнить, что неопределенные местоимения с при­ставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-какой, чей-то, что-либо, сколько-нибудь и др. Неопределенные местоимения могут иметь приставку не-, которая всегда находится под ударением и пишется с местоиме­нием слитно: некто, нечто, некоторый, несколько.

Грамматические свойства неопределенных местоимений совпадают с грамматическими свойствами вопросительных местоиме­ний, от которых они образованы. Если вопросительное местоиме­ние который? изменяется по родам, числам и падежам и является в предложении согласованным определением, то этими же свойствами обладает и неопределенное местоимение некоторый; если вопросительное местоимение сколько? изменяется только по па­дежам и является в предложении дополнением или обстоятельством, то неопределенное местоимение несколько обладает такими грамматическими признаками.

Исключение составляют не­определенные местоимения некто и нечто, которые не изменяются по падежам, как вопросительные местоимения кто? И что?, а употребляются только в определенных падежных фор­мах: некто — в форме именительного падежа, а нечто — в фор­мах именительного и винительного падежей: Наде уже каза­лось, что перед нею открывается нечто новое (Ч.).

 

496. Спишите, раскрывая скобки. Найдите неопределенные местоимения, укажите, в форме какого рода (если есть), числа (если есть) и падежа они употреблены и каким членом предложения являются.

1. Скажите мне что(нибудь). Может быть, у вас несчастье, мо­жет быть, вы кого(нибудь) встретили из неприятных знакомых? 2. Лужин слегка отступил, потом шагнул вперед, его жена тоже двинулась туда-сюда, бессознательно поглаживая волосы, а гор­ничная, приговаривая что(то) и нагибая голову, старалась найти лазейку, где(бы) проскочить. 3. Кто(то) постучал. Кто(то) громко позвал его по имени. 4. Ганин устроился в кают-компании, где тяжело качалась лампа и стояли на длинном столе какие(то) тюки, как гигантские бледные луковицы. 5. Он подумал о том, что все (таки) Подтягин (кое)что оставил, хотя бы два бледных стиха...

(В. Набоков)

497. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание неопределенных местоимений.

1. Вот расстилается пахучий дымок над чьей(то) хатой... (Б.) 2. По темному небу золотым узором звезд написано (не)что тор­жественное. (М.Г.) 3. Мне неведомо, в кого я попаду, знаю толь­ко — попаду в кого(то)... (М.) 4. Какой(то) тяжелый запах и теп­ло охватили Турбина, и он заснул как убитый. (Б.) 5. И вот в какой(то) грошовой столовой, когда докипело это, из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой. (М.)

498. Образуйте от вопросительных местоимений неопределенные при помощи: а) приставок не-, кое-; б) суффиксов -то, -нибудь, -либо. Составьте или подберите из художественных текстов и запишите 2-3 предложения с образованными местоимениями.

 

7. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предметов, признаков, количества: никто, ничей, нисколько; не­кого, нечему. Они образуются от вопросительных местоимений при помощи отрицательных частиц ни и не: какой? - ни какой; чего? – не чего; чей? - ни чей.

Следует помнить, что приставка не- всегда находится под уда­рением, а приставка ни- всегда безударная: не кому, не чему, но ни кому ни чему.

Приставки не- и ни- пишутся с отрицательными местоимения­ми слитно: ни что, не чего. Если отрицательное местоимение упо­требляется с предлогом, приставка становится частицей и пи­шется с этим местоимением раздельно: не о ком думать, ни с чём не сравнить.

Отрицательные местоимения изменяются так же, как вопросительные, от которых они образованы, и являются такими же членами предложения. Ср.: Кто выглядывал в окно? - Никто не выглядывал в окно; Кому это интересно?- Никому это не интерес­но; С кем это произошло? - Ни с кем этого не произошло.

Исключение составляют отрицательные местоимения некого и нечего, которые изменяются по падежам, как и вопросительные местоимения кто? и что?, но не имеют формы именительного падежа: Р. - некого, нечего; Д. - некому, нечему; В. - некого, нече­го; Г. - некем, нечем; П. - не о ком, не о чем.

499.Просклоняйте отрицательные местоимения ничто, некого, ничей, обозначьте окончания. Помните, что местоимение ничей склоняется так же, как прилагательное лисий (см. §84).

500.При помощи частиц не и ни образуйте от вопросительных место­имений отрицательные. Запишите их, расставляя ударение. Составьте словосочетания с 2-3 отрицательными местоимениями.

501. Спишите сочетания слов, распределяя их на две группы: 1) отрицательными местоимениями; 2) с неопределенными местоимениями. Будьте внимательны к смыслу местоимений (указывают на отсутствие чего-либо или на неопределенность, неизвестность).

Некого винить, некто в черном, никто не пришел, несколько человек, нисколько не удивился, никакого характера, некоторое количество, некому жаловаться.

8. Определительные местоимения указывают на определенные, но не конкретные признаки предмета, ср.: высокий дом - всякий дом, каждый дом, весь дом. Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой относятся к группе местоимений-прилагательных, которые изме­няются, как прилагательные, по родам, числам и падежам и являются в предложении определением: Знай любой ребенок: вырас­тет из сына свин, если сын — свиненок (М.).

Местоимение всё (все) регулярно замещает в предложении су­ществительное, поэтому может быть подлежащим или дополне­нием: Все думали об одном, всех соединяла одна грусть, одни воспоминания (Б.).

502. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы Найдите определительные местоимения. Укажите, в какой форме они употреблены и каким членом предложения являются.

1. Каждую минуту мне кажет..ся, что перевал в двух шагах от меня, а голый и каменистый под..ем не кончает..ся. (Б.) 2. Если ветер крыши рвет, если град загрох..л, каждый знает — это вот для прогулок плохо. (М.) 3. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. (Пауст.) 4. Все начинает..ся с люб­ви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка — все начи­нает..ся с любви. (Рожд.) 5. А это то значит, — отвечал замысло­ватый чиновник, — что мы приехали вводить во владение сего Кирила Петровича Троекурова и просить иных прочих убират..ся подобру-поздорову. (П.) 6. В свое время он [город], конечно, не раз пережил все, что полагается... (Б.)

503. Прочитайте. Выпишите определительные местоимения вместе со словом, к которому они относятся. Укажите, в какой форме они употреблены.

1. В июле, в самый зной, в полуденную пору, сыпучими песка­ми, в гору, с поклажей и семьей дворян, четверкою рыдван та­щился. (Кр.) 2. Ветхая избушка вся в снегу стоит. (Бл.) 3. Я все ведь проиграл!.. Ах, дайте мне совет. (Л.) 4. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. (Т.) 5. Да что же вы делали? Что могло быть другого? (Наб.)

9.Указательные местоимения указывают на признак пред­мета или количество предметов, не называя их конкретно: это задание, этот пример, тот семестр, такой экзамен, таков долг, столько упражнений и др. Среди указательных местоимений есть местоимения-прилагательные, которые обладают всеми граммати­ческими признаками прилагательных: это, такой, таков и др. — и местоимение-числительное столько, которое изменяется толь­ко по падежам.

Нужно помнить, что при склонении указательного местоиме­ния столько ударение сохраняется на первом слоге: столько книг, стольких книг, стольким книгам, столько книг, столькими книга­ми, о стольких книгах и т.д.

 

504. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите указательные местоимения. Укажите, в какой форме они употреблены и каким членом предложения являются.

1. С тех пор как мир лишился рая клянусь красавица такая под солнцем юга не цвела. (Л.) 2. И Ганин на мгновенье отстал от своего воспоминанья подумал о том как мог прожить столько лет без мысли о Машеньке... (Наб.) 3. Служба-то и тут такая же будет, - проговорил Кирилл по-прежнему угрюмо. (Б.) 4. Я тот чей взор надежду губит; я тот кого никто не любит; я бич рабов моих земных, я царь познанья и свободы, я враг небес, я зло природы, и, видишь, — я у ног твоих! (Л.) 5. В той стороне всегда садилось солнце. (Пауст.)

505. Спишите сложные предложения. Подчеркните в них указательные местоимения и соотносительные с ними относительные местоимения и союзы, которые связывают части сложного предложения. Объясните постановку знаков препинания между частями сложного предложения.

1. Они чувствуют ту внезапную пустоту в сердце и непонятную ти­шину вокруг себя, которая всегда охватывает человека после тревоги проводов, при возвращении в опустевший дом. (Б.) 2. Где люби­мую найти мне, такую, как и я? (М.) 3. Отчего же вы теперь не хотите слушать того, чему еще недавно, и так часто, внимали благосклонно? (Л.) 4. Меня тянуло туда, к меловым серым конусам, к месту той пещеры, где в трудах и молитве, простой и возвышенный духом, проводил свои дни первый человек этих гор, та великая душа, которая полюбила горный хребет над Малым Танаисом. (Б.) 5. В том месте, где дорога соприкасалась с массивами, отца Федора обдавало солеными брызгами. (И. и П.)

 

§ 93. Порядок разбора местоимения

 

I. Часть речи. Общее значение.

II. Начальная форма (именительный падеж единственного числа, если есть).

III. Постоянные признаки:

1) разряд (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное, определительное или указательное);

2) лицо (у личных местоимений).

IV. Непостоянные признаки:

1) падеж;

2) число (если есть);

3) род (если есть).

V. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец разбора:

Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (П.)

Вас — местоимение, указывает на лицо; личное, 2-го лица, множественного числа; употреблено в винительном падеже, рода не имеет. В предложении является дополнением.

Кто-нибудь — местоимение, указывает на неопределенное лицо; неопределенное; употреблено в именительном падеже, числа и рода не имеет. В предложении является подлежащим.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.Дайте определение местоимения. В чем заключается особенность общего значения этой части речи? Иллюстрируйте свой рассказ.

2.Какие части речи могут быть заменены в речи местоимениями и какие группы местоимений различаются в связи с этим? Приведите при­меры.

3. Перечислите разряды местоимений. На каком основании выделя­ются эти разряды?

4. Как изменяются личные местоимения? Просклоняйте одно из них.

5. В чем заключаются особенности согласования сказуемого с подлежащим, выраженным местоимением Вы (форма вежливости)? Приведите примеры.

6. Какой разряд местоимений служит основой для образования от­носительных, неопределенных и отрицательных местоимений? Покажи­те на примерах, как происходит образование таких местоимений.

7. Какую роль играют в сложном предложении относительные мес­тоимения? Приведите примеры из художественных текстов.

8. Расскажите об образовании и правописании неопределенных ме­стоимений. Приведите примеры.

9. Что обозначают и как образуются отрицательные местоимения? Проиллюстрируйте примерами.

10. Расскажите о правописании отрицательных местоимений.

11.Какие части речи могут быть заменены определительными место­имениями? Приведите примеры из художественных текстов.

12.Какую роль играют указательные местоимения в сложном пред­ложении? Приведите примеры.

 

Задания для самостоятельной работы

506. В каком предложении что является местоимением?

1. Брось ты эту книгу, — сказала она, — что за вздор! (П.) 2. Я, знаешь, пойду посмотреть, что она делает. (Наб.) 3. Он зна­ет, что эти колышки обладают чудодейственной силой... (Ч.)

507. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Найдите местоимения. Выполните их полный разбор.

Покамест Чичиков думал и внутренно посме..вался над про­звищем, отпущенным мужиками Плюшкину, он не замет..л, как въех..л в середину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это пр..порядочный толч..к, произведенный бревенч..тою мостовою, перед которою городская каменная была (н..)что.

(Н.Гоголь)

508. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Найдите местоимения, укажите, в какой форме они употреблены.

1. Какую(то) особе..ую ветхость замет..л он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек (в)верху да жерди по сторонам в виде ребр. (Г.) 2. Вся жизнь развертывает..ся легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, всею своею душою владе..т человек. И (н..)чего кругом ему (не)мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шума... (Т.) 3. Пр..лежность, навык, руки: вот все мои тут и науки; мне бог и с ними хлеб дает. (Кр.) 4. А такому, как я, тянут..ся куда? (М.) 5. А он — (не)уемный, как мастер, (не) ведает вновь (н..)че



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.019 с.)