Знаки препинания при цитатах 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания при цитатах



Цитатой называют чужой текст, внесенный каким-либо автором в собственное повествование, рассуждение и т.д.

Независимо от объема (будь то слово, словосочетание, предло­жение, группа предложений, несколько абзацев) цитата оформляется кавычками. Большинство цитат оформляется так же, как и конструкции с прямой речью: «Так Изида собирала по тростникам разбросанное тело несчастного Озириса», - писал Алексей Толстой о художниках старой культуры, собирающих по крупицам все ее вечные ценности, которые могли заново ожить в новую эпоху (Кун.).

В начале абзаца первое слово цитаты пишется с прописной буквы, даже если это фрагмент предложения (после многоточия):

«...Тобою в чувствах оживаю», - исправляет неизвестный нам редактор (Вац.). Ср.: Поэтическая формула Б. Пастернака - «...и тут кончается искусство и дышат почва и судьба» - к фрон­товику не подходит (Др.).

Первое слово цитаты, приводимой в виде придаточной части, начинающейся словами что, где, чтобы и др., пишется со строчной буквы: [Чехов] мог бы повторить вслед за Короленко, что Сибирь - «настоящее складочное место российской дра­мы» (Гром.).

Часто цитаты вводятся с помощью слов по мысли, по словам, как говорил и им подобных, указывающих на источник сообщения, при этом они начинаются со строчной буквы: К концу 70-х годов ..Новое время» превратилось, по заключению цензуры, «в самую умеренную и благонамеренную из петербургских газет» (Гром.). Отдельные слова, словосочетания и предложения, цитируемые автором, могут органично сливаться с авторским текстом и выделяться в нем только кавычками: Во множестве ранних че­ховских юморесок, рассказов и сценок могли бы найти свое место «человек, который, судя по наружности, ничего не любит, кро­ме сосисок с капустой»; офицер, «у которого ничего не было за душой, кроме воспоминаний кадетской жизни» (Гром.).

Цитата может быть оформлена как вставное предложение, за­ключенное в скобки или тире с обеих сторон и выделен­ное кавычками: Умеет он [Е. Евтушенко] сказать так, что фраза звучит как формула, а подчас как поговорка («Он знал, что вертится Земля, но у него была семья») (Вин.).

При цитировании стихотворной строки строфы ее не следует заключать в кавычки. От авторского текста стихотворные стро­ки отделяются двоеточием и строкой или присоединяются к авторским словам с помощью тире:

Счастье уцелеть в войне ко многому обязывает:

Мои однополчане, побратимы,

До самой смерти я у вас в долгу(Др.);

 

Приюти же в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя! -

так обращался Блок к разбуженной первой революцией народной России (В.О.).

 

814.Составьте портрет Обломова, используя цитаты из романа И.А.Гончарова.

815.Употребите данные пословицы как цитаты в составе сложной синтаксической конструкции. Оформите предложения в виде прямой речи и в виде части предложения.

1. Москва - сердце России. 2. Острый язык - дарованье, длинный - наказанье. 3. Друга любить - себя не щадить. 4. Добро сеять - добро и пожинать. 5. Сады сажать - жизнь украшать. 6. За все браться - ничего не сделать. 7. Спасти товарища - себя спасти.

816. Прочитайте предложения, запишите их, расставляя знаки препинания и употребляя кавычки там, где, как вам кажется, использованы цитаты.

1. Демокрит сказал Этот человек не говорить не умеет а молчать не умеет. (Тар.) 2. В Литве в маленьком городе Жагаре стоит камен­ный монумент. На камне - слова Здесь похоронен Герой Совет­ского Союза младший лейтенант Назаров Иван Михайлович. (Песк) 3. Не противься злу означает не сопротивляйся злому человеку что значит никогда не причиняй другому зла что значит никогда не совершай поступок противоположный любви. (Л. Т.) 4. Чему нужно учиться? Экономии и точности языка освобождению очи пинию его от неудачных грубых провинциализмов местных а также и словесных фокусов сочиняемых молодежью из побуждений должно быть эстетических например аспидно расцветал шиповник голос звучал уверенно как замаскированная пощечина незримо как звон стрел. (М. Г.)

817. Оформите приведенные высказывания Л.Н.Толстого как цитаты, стоящие перед словами автора и после них. Расставьте знаки препинания.

1. Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. 2. Любить - значит жить жизнью того, кого любишь. 3. Разумное и нравственное всегда совпадают. 4. Счастье есть удовольствие без раскаяния. 5. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его 6. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. 7. Время проходит, а сказанное слово остается.

818. Оформите высказывания П.Я.Чаадаева в виде косвенной речи. Запишите их.

1. Бессильный враг - наш лучший друг, завистливый друг злейший из наших врагов. 2. Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение. 3. Слово звучит лишь в отзывчивой среде. 4. Изучайте Восток, этот великий музей традиций человечества.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение чужой речи. Приведите примеры.

2. Что называется прямой речью? Приведите примеры.

3. Что называется косвенной речью? Приведите примеры.

4. Какое положение могут занимать авторские слова по отношению к прямой речи? Приведите примеры.

5. Дайте определение несобственно-прямой речи. Приведите при­меры.

 

 

Задания для самостоятельной работы

819. Какое предложение соответствует схеме А: «П»?

1. Помилуй мне еще и от роду нет году Ягненок говорит. (Кр.) .2. Призовет бывало меня Туман мне к завтрашнему числу живых стерлядей требуется. (Т.)

820. Какие знаки нужно поставить в конце прямой речи?

Что за озеро спросил я с удивлением. (А.Т.)

821. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Установите форму передачи на письме устной речи. Объясните постановку знаков препинания.

Видят маленькая точка

Показалась вдалеке

То ли чурка то ли бочка

Просто глазу маета.

Не пловец ли одиночка?

Шутишь брат! Вода не та!

Да вода. Помыслить страшно.

Даже рыбам холодна...

Не из наших ли вчерашних

Поднялся какой со дна?

Подошел сержант с биноклем

Присмотрелся

Нет живой

Нет живой без гимнастерки...

А не фриц? Не к нам ли в тыл?

Нет!

А может это Теркин?

Кто-то робко пошутил.

Стой ребята не соваться

Толку нет спускать понтон

Разрешите попытаться?

Что пытаться!

Братцы он!

(А. Твардовский)

 

Текст

 

Текстом (лат. tekstum - «связь, соединение») называют вы­сказывание, воспроизведенное на письме или в речи. Значит, текст бывает письменный и устный.

В структуре текста выделяют сложное синтаксическое целое - группу тесно взаимосвязанных законченных предложе­ний, образующих особую синтаксическую и стилистическую еди­ницу. Выделяют элементы композиции текста: зачин, разви­тие и концовку. Объединение самостоятельных предложений в сложное синтаксическое целое выражается рядом средств:

1) лексическими - повторением в последующем предло­жении отдельных слов из предшествующего, употреблением личных и указательных местоимений, местоименных наречий: затем, потом, тогда, там, так и др.;

2) морфологическими - соотношением видовременных форм глаголов-сказуемых в объединенных предложениях;

3) синтаксическими - порядком слов и предложений, союзами, вводными словами, указывающими на связь мыслей, параллелизм построения;

4) ритмомелодическими - интонацией частей и целого;

5) стилистическими - повторением одних и тех же слон в начале каждого параллельного ряда (анафора) или в конце (эпифора).

Между предложениями в сложном синтаксическом целом устанавливается параллельная или цепная связь.

Описание сменяющихся событий, действий, состояний или кар­тин осуществляется сложными синтаксическими целыми с па­раллельным видом связи. В предложениях имеются перечис­ление, сопоставление и противопоставление, наблюдается струк­турный параллелизм: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался ? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извер­гами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по край ней мере, муромским разбойникам? (П.).

При цепной связи части предшествующих предложений повторяются в последующем контексте, нередко используются указательные или личные местоимения, местоименные наречия. Пред­ложения как бы цепляются одно за другое: Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней. Он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец (Ч.).

 

822. Прочитайте. Определите, какой тип связи (параллельная или цепная) представлен в тексте. Выделите элементы композиции текста (зачин, развитие и концовку). Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничок манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки и, улыбаясь по сторонам, обратил внимание на легонькую даму которая, как весенний цветочек, слегка наклонялась и подносила ко лбу свою беленькую ручку с полупрозрачными пальцами. Улыбка на лице Ковалева раздвинулась далее когда он увидел из-под шляпки ее кругленький, яркой белизны подбородок и часть щеки, осененной светом первой весенней розы. Но вдруг он отскочил, как будто бы обжегшись. Он вспомнил что у него вместо носа совершенно нет ничего и слезы выдавились из глаз его. Он оборотился с тем чтобы напрямик сказать господину в мундире что он только прикинулся статским советником что он плут и подлец и что он больше ничего, как только его собствен­ный нос. Но носа уже не было: он успел ускакать, вероятно, опять к кому-нибудь с визитом.

(Н. Гоголь)

823. Прочитайте. Охарактеризуйте тип связи в тексте. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Вожак показал брод и авангард конницы а вслед за ним и генерал со свитою стали переправляться. Вода была лошадям по груди, о необыкновенной силой рвалась между белых камней кото­рые в иных местах виднелись на уровне воды и образовала около ног лошадей пенящиеся, шумящие струи. Лошади удивлялись шуму воды подымали головы настораживали уши но мерно и осторож­но шагали против течения по неровному дну. Седоки подбирали ноги и оружие. Пехотные солдаты, буквально в одних рубахах, поднимая над водою ружья на которые надеты были узлы с одеждой, схватясь человек по двадцати рука с рукою, с заметным по их напряженным лицам усилием старались противостоять тече­нию. Артиллерийские ездовые с громким криком рысью пускали лошадей в воду. Орудия и зеленные ящики через которые изредка хлестала вода звенели о каменное дно; но добрые черноморки дружно натягивали уносы пенили воду и с мокрым хвостом и гривой выбирались на другой берег.

(Л.Толстой)

 

Задания для самопроверки

1. Дайте определение сложному синтаксическому целому.

2. Расскажите, какая связь называется параллельной.

3. Подберите из текста художественного произведения отрывок с па­раллельной связью.

4. Расскажите, какая связь называется цепной.

5. Подберите из текста художественного произведения отрывок с цепной связью.

Задание для самостоятельной работы

824. Прочитайте. Определите тип текста (повествование, описание или рассуждение). Подберите к тексту такое заглавие, которое бы наиболее точно отражало его тему. Перескажите текст. Напишите изложение близ­ко к тексту.

Сильвио имел обыкновение за игрою хранить совершенное мол­чание, никогда не спорил и не объяснялся. Если понтёру случа­лось обсчитаться, то он тотчас или доплачивал остальное, или записывал лишнее. Мы уж это знали и не мешали ему хозяйни­чать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. Он, играя, тут же в рассеянности загнул лишний угол. Сильвио взял мел и уравнял счет по своему обыкновению. Офицер, думая, что он ошибся, пустился в объяснения. Сильвио молча продолжал метать. Офицер, потеряв терпение, взял щетку и стер то, что казалось ему напрасно записанным. Сильвио взял мел и записал снова. Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешен­стве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, ко­торый едва успел отклониться от удара. Мы смутились. Сильвио встал, побледнел от злости и с сверкающими глазами сказал: «Ми­лостивый государь, извольте выйти и благодарите бога, что это случилось у меня в доме».

(А. Пушкин)

 

Глава 7

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.013 с.)