Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Виды и значения знаков препинания
Похожие статьи вашей тематики
В современной пунктуационной системе русского языка знаки препинания функционально значимы: они имеют закрепленные за ними обобщенные значения, фиксирующие закономерности их употребления. Функциональная значимость знаков гарантирует их воспроизводимость в схожих семантико-грамматических условиях, их узнаваемость при чтении текста, понимание его смысла, т. е. обеспечивает проявление социальной сущности пунктуации. По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие), которые членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части, и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац – написание с новой строки. Абзацный отступ служит цели выделения значимых частей текста. Причины же выделения могут быть различными, и поэтому конкретные функции абзаца привязаны к целевой установке текста. Например, при разграничении реплик диалога абзац является формальным средством такого разграничения. В монологически организованном тексте он выполняет либо логико-смысловую функцию (делит текст на логически и по смыслу – тематически – объединяемые части), при которой фиксируется последовательный переход от одной мысли к другой, либо функцию экспрессивно-эмоциональную, когда абзац разрывает логико-смысловую последовательность высказываний, и тогда служит ярким стилистическим средством выделения.
Специфика абзацного членения определяется целевой установкой самого текста, его композиционными особенностями, в текстах художественных – к тому же еще и авторской модальностью. Общие функции знаков препинания, а также более частные, реализуемые в семантико-грамматических условиях конкретных текстов, создают почву для индивидуального использования знаков пунктуационной системы. Такие знаки связаны с авторским осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова – свидетельство богатства ее стилистических возможностей. Главный принцип индивидуального осмысления знаков препинания заключается не в забвении их функциональной значимости, а в применении знаков в новых, необычных для них (с точки зрения нормативных правил) контекстуальных условиях. Например, тире у М. Горького в позициях, где правилами предусмотрена запятая или отсутствие знака (тире после обращения; тире между подлежащим и сказуемым – личным глаголом, при выделении сравнительных оборотов и т. д.); тире у А. Блока (после частиц, наречных слов с обобщенным обстоятельственным значением) также расширяет сферу своего применения; особой изощренности при употреблении тире достигает М. Цветаева: оно помогает ей «развести» слова при чрезмерной смысловой сжатости, спрессованности ее строки – как поэтической, так и прозаической. Известно также пристрастие И. Бабеля к точке, А. Толстого – к тире и т. д. То есть знаки «авторские» – это знаки излюбленные, отражающие своеобразие ритмики и интонации текста, применение таких знаков препинания включается в авторскую систему литературно-художественных приемов. Возможность авторского применения знаков – свидетельство гибкости русской пунктуации, высокой степени ее развитости.
Знаки
| Значения знаков препинания и их грамматические особенности
| Комментарии
| Одиночные разделяющие
| Ставятся между предложениями, частями сложного предложения, однородными членами предложения, подлежащим и сказуемым и членят текст на отрезки.
| Именительный темы (или именительный представления) как синтаксическая конструкция, изолированная от того предложения, тему которого она представляет, отделяется знаками препинания, соответствующими концу предложения, – точкой, вопросительным знаком, восклицательным знаком, многоточием. Каждый знак вносит соответствующий смысловой и интонационный оттенок: Чувства. Это область пристального внимания ученых (газ.); Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо (М. Г.); А наши шахты? Какая-нибудь Англия, что она в угольной промышленности понимает? (Ф.); Журавли... Заваленный работою, вдалеке от сумрачных полей, я живу со странною заботою – увидать бы в небе журавлей (Сол.). Если учесть, что именительный темы характеризует речь эмоционально окрашенную, непринужденную, то следует признать, что наиболее употребительными оказываются многоточие (подчеркивает момент раздумья, паузу) и восклицательный знак (экспрессивность) или сочетание восклицательного знака и многоточия.
Однако есть именительный темы, более тесно связанный с базовым предложением, в котором имеется личное или указательное местоимение в качестве слова-отсылки. В таких случаях, как правило, употребляется тире: Смерть – она все успокаивает (М. Г.); Читатель – он знает, что важен не человек – важен дух человеческий (М. Г.). Встречается и запятая, но этот знак препинания менее оправдан: А этот господин с моноклем, ведь о нем писал Мопассан (Эр.).
| .!?
| Членят текст на законченные мысли – предложения; знаки! и? к значению разделения добавляют смысловые и эмоциональные оттенки восклицания, вопроса.
| Да. Да? Да! Разные знаки – разный смысл.
| Многоточие
…
| В конце предложения или при обрыве предложения указывает на недосказанность мысли. В середине может указывать на недосказанность или обозначать пропуск в цитате. Последнее часто в сочетании со скобками: (…) Наряду с общей отделительной функцией обладает рядом разнообразных значений, отражающих эмоциональную окраску речи, часто – ее затрудненность, вызванную либо большим эмоциональным напряжением, либо причинами иного плана: – Звезда упала... – проговорил Мейер, кутаясь в пальто (Ч.); – Такие-то дела, дорогой мой... – начал он опять, ласково глядя на следователя (Ч.); – И ушла я...ушла куда глаза мои глядят (Ч.).
| Да… Еще один смысловой оттенок по сравнению с предыдущими примерами.
| Запятая, точка с запятой
,;
| В середине предложения членят текст на грамматически и логически равнозначные отрезки и ставятся между частями сложного предложения, однородными членами простого. Обладают разной разделяющей силой.;часто имеет смыслоразличительное значение, помогая правильно интерпретировать смысловые связи, или подчеркивает структурную и смысловую самостоятельность каких-либо частей предложения, когда членит распространенные, имеющие внутри знаки синтаксические конструкции.
| Снежок изрезан лыжами; как снег, скрипуч и сух. Смыcлоразличительный знак, помогающий отнести сравнительный оборот по cмыслу ко второму и третьему сказуемому.
| Двоеточие
:
| Имеет значение толкования. Все, что сказано после:, раскрывает смысл, указывает на признак, причину того, что сказано в первой части предложения. Как одиночный знак ставится только между частями сложного предложения, чаще всего бессоюзного. Ставится между частями сложного предложения:
1. Бессоюзного, когда: а) вторая часть указывает на причину того, что названо в первой: Остановись, мгновенье: ты прекрасно (Гете); б) вторая часть указывает на признак первого: У нас такой закон: кто не успел, тот опоздал; в) вторая часть указывает на содержание первой части: Я говорю: промчатся годы… (П.).
2. Сложноподчиненного, когда между первой и второй частью возникает подчеркнутая интонация пояснения: Я спрашиваю: как такое могло произойти?
|
| Тире
–
| Тире между подлежащим и сказуемым:
– ставится на месте пропущенной связки, и поэтому оно используется при особых способах выражения сказуемого – такого, которое может иметь связку. Это сказуемое чаще всего выражено существительным в форме И. п. (распространенное или нераспространенное): Пушкинский край – край камней (Гейч.); Портрет этот – единственное живописное изображение дочери Анны Петровны Керн (Гейч.). При таком способе выражения сказуемого не ставится тире лишь в речи разговорной, бытовой: Мы с мужем люди небогатые, но образованные (М. Г.); Моя сестра учительница. Однако и здесь обязательно тире, если имеется противопоставление: Моя сестра – учительница, а брат – зоотехник. То же при выражении подлежащего личным местоимением: Я музыкант; Я – музыкант, а сестра – педагог. Ставится тире при сказуемом-существительном и связках вот, это, значит: Воля отряда – вот боевой приказ (А. Т.); Камень-кит, по свидетельству ученых-специалистов, – это жертвенный святилищный камень древнейшей эпохи (Гейч.). Не ставится тире при сказуемом-существительном с отрицанием: Дом, в котором мы живем, давно уже ненаш дом (Ч.). Однако при наличии противопоставления сказуемое с отрицанием не требует постановки тире для отграничения всего состава сказуемого (не... а): И в тоже время замечал, что он – не господин в своем доме, а лишь составная часть его (М. Г.) (ср. без противопоставления: ...Он не господин в своем доме).
– обычно не ставится, если сказуемое выражено прилагательным: А твоя комната такая хорошая для ребенка (Ч.); У меня много хороших людей, почти все хорошие (Сим.). Особенно неукоснительно соблюдается это правило, если сказуемое-прилагательное имеет глагольную связку: Зима выдалась суровая (Пауст.). При сказуемом-прилагательном тире рекомендуется ставить в двух случаях: а) при структурном параллелизме частей сложного предложения: Все в ее облике обращало на себя внимание: взгляд – острый, прическа – мальчишеская, одежда –современная, модная [ср.: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель (П.)]; б) при наличии однородных сказуемых: Сын у нее – желтый, длинный и в очках (М. Г.).
– ставится при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) инфинитивом: Скрытничать перед ней – это был бы грех! (Т.); Ни с чем не сравнимое чувство – слышать их [грачей] в первый раз после шестимесячной зимней смерти! (Бун.). При инверсии тире может опускаться, если отсутствует пауза: Ср.: Жить на земле – счастье! Какое счастье жить на земле!
– ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены числительными (возможно в составе словосочетаний), а также если числительным выражен один из главных членов предложения: Значит, девятью сорок – триста шестьдесят, так? (Пис.).; Площадь комнаты – 22 квадратных метра. Однако в специальной литературе в подобной речевой ситуации ставить тире не принято: Максимальная дальность действия рассматриваемого лазерного локатора 10 км. В случае употребления частицы не перед числительным-сказуемым (ср. то же при выражении сказуемого существительным) тире не ставится: Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два – стеариновая свечка (Т.).
– отделяет сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом: Талант у него – дай Бог каждому. Наличие частицы не, а также вводных слов при устойчивых сочетаниях в роли сказуемого препятствует постановке тире: Офицер этот нечета вам, господин жандарм (Фед.); Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки (Ч.).
– не ставится при выражении сказуемых оборотами с союзами как, словно, что, точно, вроде как и др.: Жизнь как легенда; Небо словно раскинутый шатер. Не ставится тире и при союзе как, вводящем сказуемое, лексически совпадающее с подлежащим: Льды какльды, пустыни как пустыни (Кав.). Однако при акцентировании сказуемого тире возможно: Стена льда была – какгрудь, а костер – словно кровавая рана в ней (М. Г).
Тире в неполном предложении:
– ставится на месте пропуска сказуемого в эллиптических предложениях, расчлененных паузой на два компонента – обстоятельственный и подлежащный: За шоссе – березовый лесок (Бун.). Особенно устойчиво употребляется этот знак препинания при структурном параллелизме частей предложения: Широкий овраг, на одном боку – избы, на другом – усадьбишка (Бун.);
– обозначает пропуск членов, обычно возможен в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения: Район Красноводска богат нефтью и газами, Дагестан – газами, Эмба – нефтью и известняком, а Мангышлак – каменным углем, фосфоритами и нефтью (Пауст.). Ср. возможность пропуска тире в бытовой речи: Они заговорили обе сразу, одна про коров, другая про овец, но слова не доходили до сознания Куземкина (Бел.);
– ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что – как, что – где и др.: Все скважины – в строю; У микрофона – сердце!; Книга – почтой; Оценки – за знания; Поездам –«зеленый»!; Прежде всего – деловитость (газ.).
Тире употребляется и в простом и в сложном предложении и обозначает:
– пропуск членов предложения, прежде всего связки в составном именном сказуемом;
– противопоставление (на месте знака можно ставить союз но), сопоставление (можно вставить союз а), сравнение (можно вставить союз как);
– следствие (можно вставить слово поэтому);
– паузу при чтении и акцентирование последующей части предложения (интонационное тире), может употребляться, когда не нужны грамматические знаки, но тема сообщения делает целесообразным применение интонационных знаков.
При обособлении членов простого предложения с поясняющим значением:
– приложений: Мне осталась одна забава – пальцы в рот и веселый свист (Есенин);
– согласованных определений: Под большой иконой висела пришпиленная маленькая – бумажная (Булг.);
– несогласованных определений: У этой двери также была очередь, но не чрезмерная – человек полтораста. (Булг).
Примечание: Обратите внимание на определения, выраженные глаголом в инфинитиве: Мне осталось одно средство – путешествовать (Л.) Двоеточие в такой конструкции – грубая ошибка;
– редко сказуемых: Капитан шел рядом – провожал.
– редко деепричастных оборотов: Допустив малодушие – пошевелив брошенный плащ, прокуратор забегал по балкону (Булг.).
Тире может быть и показателем «неожиданности» – смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи (динамичность, резкость, быструю смену событий и т.д.). Например: Казалось еще одна минута – и конвойные бросятся к нему (Пауст.); И когда был еще один скачок рассвета – бледное пятно оказалось лицом человека (Пришв.). Как формальный знак-разграничитель, тире употребляется, например, при оформлении прямой речи, при разграничении реплик диалога: – Ты очень устал, Ефим? – Я не могу быть усталым, я должен работать весь день... (Пришв.).
| Архитектура – застывшая музыка. (Гете);
Все жалуются на свою память – никто не жалуется на свой разум.
(Ларошфуко);
Бензин ваш – идеи наши. (И. и П.);
Сказано – сделано;
У войны – не женское лицо. (Алексиевич)
| Запятая и тире
, –
| Как единый знак употребляется только при прямой речи, цитировании и в периоде. Чаще, – встречается в результате контекстного стечения знаков препинания.
| «Это лошадь отца моего», – сказала Бэла (Л.).
Человек, не читавший утреннюю газету, –оптимист.
| – Знаки выделяющие
Запятые,, Тире – –
Скобки ()
| Выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке (обособленные члены предложения), в специфической функции (обращения, междометия, вводные слова, словосочетания и предложения), в передаче добавочных сообщений (вставные конструкции). Выделительные знаки различаются не только степенью передаваемого ими выделения, но и функционально. В последнем смысле однозначными являются только скобки – они выделяют только вставки, т. е. дополнительные сообщения. Что же касается запятых и тире, то их функции шире и разнообразнее: они могут передавать различные смысловые, интонационные и акцентные тонкости (особенно тире).
Соединительное и выделительное тире:
– ставятся между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от...до») – количественные, временные, пространственные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва – Кара-Бугаз, через Ташкент – Красноводск« (Пауст.); Запасы нефти на Челекене очень невелики и должны быть исчерпаны за первые десять – пятнадцать лет добычи (Пауст.). Между двумя (и более) именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, явление и т. д., также ставится тире: теория Канта – Лапласа; Закон Бойля – Мариотта. Такие именные сочетания (сочетания имен собственных и нарицательных) выступают в качестве определений. Круг этих определений в последнее время значительно расширился: проблема Солнце – Земля; отношения учитель – ученик;
– может ставиться в простом предложении не только на месте пропуска его членов, но и между членами предложения – для выделения, акцентирования их позиции (в стилистических целях), а также для расчленения высказывания с целью перегруппировки смысловых связей словоформ. Чаще всего выделительное тире отделяет присоединительный член предложения, заключающий в себе дополнительное сообщение: Это очень скверно, как я должен был писать – из-за куска хлеба (Бун.); За всю весну Николай встретился с Овражным только раз – случайно, на улице (Ш.).
– отделяться с помощью тире могут и члены предложения, подчеркивающие быструю и неожиданную смену действий: Вскакиваю – и бегом вдоль забора (Крут).
Разговорные интонации, паузы передает тире в предложениях с частицами: И вот – речка (Крут.).
| Разница в степени выделенности подчеркивается выбором выделительных знаков: по степени выделительной значимости знаки образуют градационный ряд от запятых (меньшая степень) к тире (средняя степень) и, наконец, к скобкам (высшая степень выделенности, граничащая с полным выключением конструкции из состава предложения, например, при оформлении вставок к абзацу, т. е. за пределами предложения): Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звезды электрических фонарей, повисшие в далеком лесу, и всхрапывают от страха (Пауст.); В лугах – в землянках и шалашах – живут болтливые старики (Пауст.); На некоторых мшарах (на Красном болоте и на болоте Пильном) уже началась добыча торфа (Пауст.).
| Кавычки
«»
| Общая функциональная однозначность кавычек (выделительная) не мешает им иметь разнообразные частные значения. Прежде всего кавычки выделяют в тексте чужую речь – отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь. Например: Мальчик сказал «смотреть грома», и я вспомнил слова из «Божественной комедии» Данте о том, что «солнца луч умолк» (Пауст.); О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет» (Пауст.). Кавычки служат средством выделения различных названий – орденов и медалей, литературных произведений, газет, журналов; предприятий, организаций; производственных изделий, марок машин; сортов растений и т. д.: Все созданное Пришвиным: и первые его вещи – «В краю непуганых птиц» и «Колобок» и последующие – «Календарь природы», «Кладовая солнца», многочисленные его рассказы и, наконец, тончайший, как бы сотканный из утреннего света, ключевой воды и тихо говорящих листьев «Жень-шень» – все это полно прекрасной сущностью жизни (Пауст.); Он печатался под псевдонимом «Мультатули». По-латыни это означает «Многострадальный» (Пауст.).
| Выделение кавычками может быть и иного плана: выделяются необычно употребленные автором слова, – например, слова малоупотребительные, иностилевые, употребленные в ироническом смысле, в противоположном значении, с двойным значением и т. д.: А если по новому закону жить, то никаких «вдруг» быть не может, всему есть причины (Пришв.); А задаток уже показывается в руке старшего из «энтих» (Пришв.); Соседи решили, что мусорщик «тронулся» (Пауст.).
|
Основные правила оформления цитат
– Цитата должна совпадать с текстом произведения.
– Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно.
– Если цитируются не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.
– Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:
а) «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», – говорит князь Андрей Пьеру. б) Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни «только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь». В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.
– Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.
– После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например: Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: «…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»
– Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье).
– Стихотворный текст можно цитировать двумя способами: а) Соблюдая графический облик строфы, например: «Чудная картина…» А. Фета – зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…
В этом случае текст приводится без кавычек.
б) Одну-две строки можно цитировать «в строчку», например: «Чудная картина» А. Фета – зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: «Чудная картина, // Как ты мне родна…» В этом случае необходимы кавычки.
– Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например: А. Фет пишет:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…
– Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например: В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…
(А. Фет)
Мчатся тучи,
Вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
(А. П.)
Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
(«Зимнее утро»)
Мчатся тучи,
Вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
(«Бесы»)
Вопросы для контроля
Задания по теме
|
|
Задание 1. Охарактеризуйте употребление знаков препинания в конце предложений. Обратите внимание на скопление вопросительных предложений. Найдите случаи членения предложений с помощью точек.
Говорят, у каждого возраста свой любимый цвет, звук, запах... У каждого возраста и свой взгляд на лес. Этот взгляд меняется с годами. В детстве мы ищем в лесных зарослях сказку. Ждем: вдруг из чащи покажется медведь и заговорит человеческим голосом, выскочит Иван-царевич на Сером волке, засвистит Соловей-разбойник, заулюлюкает Леший, вылетит в своей ступе Баба-яга.
Ищем сказку, а встречаем обыкновенных дятлов, синиц, белок, сорок. Но от этого не исчезает очарование леса. Где же быть сказке, как не в темных чащах? И детское воображение наделяет необыкновенных белок, и сорок, и синиц, и дятлов сказочными свойствами.
Может, сорок прислала Баба-яга высмотреть, что на лесной поляне делается? Может, дятел подает сигнал Ивану-царевичу, а белки собирают орешки для русалок?
В юности мы хорошо знаем, что белки собирают орешки не для русалок, а для себя, дятел не подает сигналы Ивану-царевичу, а ищет насекомых.
Другие загадки леса, другие тайны волнуют в юности.
Чьи клочки шерсти на коре дерева? Чья песня доносится из чащи? Кто оставил след у родника? Куда ведет эта едва приметная тропинка? Что за дальним сосновым бором, за сопками, за безымянным озером?
Тысячи вопросов – и большинство из них остается в лесу без ответа.
Порой обстоятельства заставляют нас не только любоваться лесом. Возникает потребительское к нему отношение: поймать, подстрелить, вывезти, найти, собрать...
Все чаще я стал ощущать боль леса. Почему меня волнует судьба птиц и зверей, борьба растений с камнями, лета с осенью, желтых листьев с ветром? Может, оттого, что есть на свете непонятное состояние, когда нигде не болит, а больно? А может, это боль за людей?
Я бродил по лесам, когда сизые метели со звоном хлестали стволы деревьев. Когда лунный свет переполнял рощи и боры и делал воздух весенней ночи густым и вязким. Когда летние рассветы не давали выспаться птицам и зверям. Когда грустные звуки ночного леса падали в синюю тишину и я уловил их, словно собирал с земли желтые листья.
У каждого возраста свой взгляд на лес. Как мне хочется снова увидеть его глазами своего детства!(В. Бурлак)
Задание 2. Раскройте смысл многоточий, стоящих в начале предложений.
Дацарилл не появлялся.
Поползли слухи, что он заболел и прыжок смерти будет отменен, а публике возвратят деньги. Поднялся ропот. Народ вовсе не желал получить обратно деньги. Народ жаждал зрелища, которое могло кончиться трагически. Стыдно признаться, но мы с Борей в самой глубине наших помертвевших душ жаждали, чтобы Дацарилл промахнулся, и в нашем воображении уже была картина мертвого тела, распростертого на ярко-зеленой траве, возле ямы с пылающим керосином.
Пауза слишком затянулась, и администратор в котелке и с крашеными усами дал знак оркестру сыграть еще что-нибудь. Оркестр неохотно заиграл попурри из оперетки «Веселая вдова».
...Дацарилл не появлялся...
Возле кассы и раздевалки для гонщиков замечалась какая-то растерянная беготня <...>, Оркестр грянул марш Тореадора из оперы «Кармен», и под его бодрые звуки на беговую дорожку циклодрома выехал парный экипаж, называемый в нашем городе штейгер, и провез вокруг циклодрома мимо трибун Дацарилла, закутанного в черный плащ, в черной полумаске. Дацарилл, стоя в экипаже, приветствовал публику мужественным жестом римского гладиатора, в то время как его пожилая жена в шляпке, съехавшей на затылок, горько рыдала, держа Дацарилла за свободную руку, иногда прижимая ее к губам <...>_
Объехав под шум аплодисментов и восклицаний циклодром, Дацарилл не без труда вылез из штейгера, подошел к столбу и попробовал руками, крепко ли он держится.
... Затем началась драматическая сцена прощания Дацарилла с семьей, для описания которой у меня не хватает таланта.(В. Катаев)
Задание 3. Объясните употребление знаков препинания, прерывающих высказывание.
1. Алексей Иванович покачал головой. Поплевав, загасил окурок между пальцами, оглянулся, – куда? – бросил под койку (А. Т.). 2. Темнобровое лицо его, готовое на любое мгновенное решение, поворачивалось к этим людям у костра. «Разведчики? Белые?» И, не дожидаясь, он ткнул Кузьму Кузьмича прикладом (А. Т.). 3. Князев посмотрел на Кайгородова, и глаза его... в глазах его стояла серьезная мольба и тревога (В. Ш.). 4. – В среду, субботу, воскресенье, – опять трижды отстукал этот... вахтер, что ли, как их там называют (В. Ш.). 5. – До свиданья. Ц Приятно провести отпуск... среди народа. – Глеб победно усмехнулся (В. Ш.). 6. – Я капитан Ракеев, сударыня! Господин Ц Тургенев уже здесь? – Помолчав, Ракеев добавил: – Я к вам, госпожа Осипова, с недоброю вестию... Привез Александра Сергеевича... тело... по предписанию государя императора... – Вновь услышав страшные слова, Прасковья Александровна схватилась за голову, бросилась в комнаты с воплем: – Знаю, знаю... убили, господи, убили! (Гейч.). 7. На троих братьев – тринадцать (!) орденов и медалей, которые вручены им за мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга (газ.). 8. Атлет... на сцене (газ.). 9. Мода... за 300 лет (газ.). 10. Легко шагать... назад (газ.). 11. Стадион... раздора (газ.). 12. Главный конструктор правит... стихи (газ.). 13. Строить начали с... крыши (газ.).
Задание 4. Объясните употребление многоточия.
Зубр не понимал, почему ни в Москве, ни в Ленинграде не устанавливают памятник Вернадскому. В школах должны были проходить Вернадского, должен быть музей Вернадского, должна быть премия Вернадского.
Он никогда не мог в точности определить – за что же он преклонялся перед Вернадским:
–...вселенский масштаб мышления, космический человек.
–...интересовала всякая всячина: живопись, история, геохимия, минералогия.
–...был ученым высшего типа, не лез в академики, в начальники.
–... вокруг Вернадского никогда не было ни шума, ни крика, никто не нервничал, политикой после революции не занимался. Его либерально-демократическая натура объединяла многих порядочных людей <...>.(Д. Гранин)
Задание 5. Объясните употребление тире. Почему отсутствует тире между подлежащим и сказуемым?
1. Брови у него большие, как усы, он постоянно шевелил ими (М. Г.). 2. Война – это вроде подъема на крутую гору: победа там, на вершине, вот и идут, не рассуждая попусту о неизбежных трудностях пути, не мудрствуя лукаво. Собственные переживания у них на заднем плане, главное – добраться до вершины, добраться во что бы то ни стало! (Ш.). 3. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», – сказал когда-то Пушкин (Расп.). 4. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой (Расп.). 5. Дух Байкала – это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится (Расп.). 6. В 18-м веке говорили: «Сибирь – наша Перу и Мексика». В 19-м: «Это наши соединенные штаты». В 20-м «Сибирь – источник колоссальной энергии», «край неограниченных возможностей» (Расп.). 7. Сибирь – это Сибирь, которая имеет свое имя, лежит на своем месте и выработала свой, ни на что другое не похожий характер (Расп.). 8. Весна у нас – это еще не весна, как ее принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы (Расп.). 9. Но стоит ей засмеяться, как тотчас становилось ясно, что душа у этой стройной и строгой женщины нежная и прямая (Коз.). 10. Абсолютно строгая формальная система – это предел, к которому стремится реальная математика (Map.). 11....Понятие количества, через которое Аристотель определяет предмет математики, охватывает у него два не связанные друг с другом понятия – величины и числа. Величины – предмет геометрии, а числа – предмет арифметики (Map.). 12. Опера – дело особенно трудное (Кис.). 13. Дом на Садовой для Серова – это портреты Анджело Мазини, Ван-Занд, С.И. Мамонтова, Ф.И. Шаляпина (Кис.). 14....Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля – единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис.). 15. Казимеж не город, а старинная игрушка (Пауст.). 16. Это не вода плещет, меня не обманешь – это его длинные весла (Л.).
Задание 6. Найдите главные члены предложения; определите способ их выражения. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым (или его отсутствие). Сопоставьте это употребление с правилами: если есть отклонение от правил, попытайтесь дать ему обоснование.
1. Чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море (Буч.). 2. Человек этот был высок и нагл, глаза у него были огромные, как у Нерукотворного Спаса, и голос – как большая медная труба, на которой играют солдаты в лагерях (М. Г.). 3. Я вот – злой, сильный, да и то среди вас – как слабая кошка среди крыс в темном погребе (М. Г.). 4. Мне хорошо среди вас... Это потому, что вы – люди труда, чье право на счастье не подлежит сомнению, хотя и не признается (М. Г.). 5....Ей хотелось убедить его, что она понимает значение его слов, она – не простая купеческая дочь, тряпичница и плясунья (М. Г.). 6. У них труд – почти культ... Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду (М. Г.). 7. Глубина там с лодки – четыре маховых, то есть шесть метров (Ш.). 8. Этакий маленький оборвыш – личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазки – как звездочки ночью после дождя! (Ш.). 9. Просто край открылся, край – дальше некуда (Расп.). 10. Сапожки – что тебе зеркала: начищены так, что смотреться в них можно (Крут.). 11. Мать от радости прослезились, а отец – хоть бы что! (Крут.). 12. Скучать с друзьями – ужасная вещь (Т.). 13. Избушка – так себе, амбар, рядов в тринадцать – четырнадцать, в одно оконце, без сеней, а то и без крыши (В. Ш.). 14. Михайловское для него – уже только вчера (Гейч.). 15. На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок [опера «Руслан и Людмила»], он – ваша радость, ваша слава (Кис.). 16. Секретерьевское драматическое общество, встречи и работа в обществе с А.Н. Островским, где великий драматург играл в «Грозе» Дикого, Мамонтов – Кудряша, работа с режиссером А.Ф. Федоровым – одни из первых вех в артистическом образовании Саввы Мамонтова (Кис.). 17. Иметь контракт на ответственное... амплуа первой меццо-сопрано в серьезной опере – значит придется нести репертуар, массу новых ролей (Кис.). 18. В произведениях композиторов «Новой русской музыки» хор в опере – не сопровождение, это действующее лицо, это герой, отнюдь не второстепенный, а очень часто ведущий. Он – как бы та жизнь, на фоне которой развиваются судьбы отдельных личностей (Кис.). 19. Актер драматического театра – дело иное, тут считалось необходимым не только произносить слова, передвигаться по сцене, но и играть. В опере достаточно было петь (Кис.). 20. Опера – есть представление, соединяющее в себе чуть ли не все искусства (поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись), поэтому она есть высшее проявление творчества (Кис.). 21. Парилку собирают из многослойных утепленных щитов по каркасу из брусьев, ее размеры 2x2 м (журн.).
Задание 7. Перепишите, вставляя, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.
1....Самодовольный человек затвердевшая опухоль на груди общества (М. Г.). 2. Искусство всегда преодоление барьеров (Возн.). 3. Рана черна от гнуса. Скорость в пределах ста. Главное не оглянуться. Совесть моя чиста (Возн.). 4. Воюет с извечной дурью, для подвига рождена, отечественная литература отечественная война (Возн.). 5. И это [эксплуатация природных ресурсов] тоже, в разумных пределах. Чтобы не было окончательно загублено то, чему завтра не станет цены и что уже сегодня, на ясный ум, не опьяненный промышленным угаром, выдвигается поперед всех остальных богатств. Это воздух, вырабатываемый сибирскими лесами, которым можно дышать без вреда для легких; это чистая вода, в которой мир и сейчас испытывает огромную жажду, и это не зараженная и не истощенная земля, которая в состоянии усыновить и прокормить гораздо больше людей, чем она кормит теперь (Расп.). 6. Мягкие сумерки первый признак того, что сегодняшний день по звонкой и чистой мощи своей не повторится ни завтра, ни послезавтра, долго-долго (Расп.). 7. Поездка в город это три часа от порога до порога туда и столько же обратно (Расп.). 8. И для вопросов существуют границы, за которые не следует переходить. Это то же самое, что небо и вода, небо и земля, находящиеся в вечном продолжении и подчиняющиеся друг другу, и что из них вопрос и что ответ? (Расп.). 9. Вспоминать необыкновенно интересное занятие (Кав.). 10. Сруб розовый, облупившийся, по-деревенски маленький, покрытый зеленой железной крышей. Это дом Назимова (Кав.). 11....В пьесах Островского актеры старались сделать вид, что они обыкновенные переодетые люди (Кав.). 12. Так ма
|