Нравственные установки участников коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные установки участников коммуникации



Общественная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные примеры некоррект­ных, конфронтационных речевых актов. Неумение и не­желание вести конструктивный диалог нередко приводят к размежеванию тех сил, которые должны объединяться, становиться единомышленниками. Энергия зачастую тра­тится не на решение жизненно важных задач, а на унич­тожение оппонента, что приводит к самоуничтожению сторон.

Одной из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения является отсутствие по­зитивных нравственных установок его участников по от­ношению друг к другу и к окружающему миру.

Нравственная установка – это готовность личности действовать в соответствии с определенными моральны­ми нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т. д. Нравственная установка личности формируется в процессе социализации, то есть воспитания в семье, при получении образования, усвоении соответствующих про­фессиональных и корпоративных кодексов морали.

Е. Н. Зарецкая, автор книги «Риторика. Теория и прак­тика речевой коммуникации» (1998), утверждает, что на­ладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за формально вполне корректными речами. Истинные чувства, проявляясь непроизвольно в мимике, жестах, интонации, будут изобличать их и деструктивно действовать в процессе общения. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, мы одновременно сообщаем ему и наше отношение.

В процессе речевой коммуникации партнер должен активизировать добрые начала, способствующие гармо­ничному сотрудничеству, и блокировать негативные тен­денции.

Таким образом, нравственные установки личности ока­зывают решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия.

Вопросы для контроля

1. Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»? Какие подходы к определению этих двух понятий можно назвать?

2. Какие основные значения термина «коммуникация» вы знаете?

3. В чем различие между понятиями «коммуникация» и «речевая коммуникация»? Что такое речевая коммуникация?

4. Каковы цели и задачи речевой коммуникации?

5. Какие формы и типы речевой коммуникации можно назвать?.

6. Чем различаются понятия «язык» и «речь».

7. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

8. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

9. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?

 

Задания по теме

 

Задание 1. Проверочный диктант. Обратите внимание на орфограммы и пунктограммы следующего текста:

На другой день, стоя на палубе б о льшого к о мф о ртабельного пар о хода, следу ю щего в Одессу, студент Воскресенский всп о м и нал, как он н ака нуне п о зорно и м а л о душно сбежал. Как он вто р о пях собрал свои вещи и п отихо ньку, кр а дучись, точно вор, вышел в вин о градник, а о тт уда спрыгнул на ш осс е. И все время, пока он доб и рался до п о чтовой станции, пока ехал в д и л и жансе, до отказа набитом молчаливыми пассажирами, пока устраивался в ялтинской гостинице, его мучил жгучий стыд из-за своего мальчиш е ского, ничем не оправд анн ого побега.
День был жаркий, бе з ветр енн ый, и море л е жало сп о койное, ласк о вое, нежно-изумрудное около берегов, светло-синее по середине и лишь кое-где едва тронутое ленивыми фиолетовыми морщинками. Внизу под пар о ходом море к а залось з е леным, пр о зрачным, как воздух, и бездо нн ым. Невдалеке р е звилась стая д е льфинов, и сверху было отч е тл и во видно, как они в глубине мощными и в то же время гр а ц и озными движениями своих иссиня-голубых тел ра ссе кали воду и вдруг один за другим выскак и вали на поверхность, оп и сав безукоризне нн о ровный полукруг. Берег медле нн о ух о дил назад, и пост е пе нн о все та я ло вдали: густые, взб и рающ ие ся на холмы парки, бело снежные дв о рцы, краш ен ые крыши дач, ут о нувших в р о скошной южной зелени, а сзади неприступные голубые горы, исп е щр енн ые ч е рными пятнами лесов.
Пас с ажиры т о лпились на левом б о рту, около п е рил, насл а ждаясь морем и со л нцем, и, узн а вая знакомые к отт еджи, сверху донизу увитые плющ о м, называли вслух ф а милии их вл а дельцев. Пос редине начищ енн ой до блеска палубы, перед си мм етрично ра сс тавл ен ными столиками, двое музыкантов — скрипка и арфа — играли ультра модный вальс, и н е з а тейл и вый м о тивч и к звучал н е обыкнове нн о р о м а нтично в утре нн ем воздухе.
Воскресенский н е т е рп е ливо, с тр е вожно б ь ющ и мся сер д цем, б о ясь пропустить, искал гл а зами зн а комую дачу в в иде ру сс кого терема, и, когда она по я вилась наконец из-за густой чащи парка и стала вся в и дна над своей белой крепостной стеной, он зам е р, зат а ив дыхание, н е вольно прижимая руку к х о л о деющему сер д цу. Ему п о к а залось, что он различает на нижней те рр асе белое п я тно, и ему х о телось думать, что там с и дит теперь эта странная женщина, н ео жиданно ставшая для него такой пр и вл е кательной и в то же время т аи нстве нн ой и н е понятной. Он как будто вид е л себя, ст о ящего там же, рядом с ней, и ему стало грус т но и до боли жалко той счас т ливой полосы жизни, которая ушла от него на всегда и, по- видимому, н и когда не повтори т ся. И к этим п е чальным мыслям пр и меш и вался чуть слышно, как ар о мат тонкого, из ы ска нн ого вина, пря н ый запах моря. Прячась за д е ревьями и дачами и опять показ ы ваясь на мгн овенье, ру сс кий терем ух о дил все дальше и дальше назад и вск оре совсем исчез из виду, и Воскресенский, пр и жавшись щ е кой к чугу нн ому столб и ку п е рил, еще долго гл я дел в ту сторону, где на всегда осталась его бе з заботная ю н ость.

Задание 2. Перечислите функции языка.

 

Задание 3. Раскройте сущность понятия «речевое общение».

 

Задание 4. Охарактеризуйте основные этапы речевой деятельности.

 

Задание 5. Опишите основные виды речевой деятельности.

 

Задание 6. Перечислите компоненты модели речевой коммуникации.

 

Задание 7. Охарактеризуйте коммуникативные барьеры, возникающие в процессе коммуникации.

 

Задание 8. Расскажите о нравственных установках участников коммуникации.

Рекомендуемая литература по теме

Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 2001. С.14 – 15.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. С. 46 – 50.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 2004. - С. 6 – 16.

Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и прак­тика речевой коммуникации.– М., 2002.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М., 2002.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М., 2000. - С. 9 – 15.

Основы теории коммуникации / Под ред. Проф. М.А. Василика. – М., 2003. - С.9 – 21, 165 – 175.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., 2001.

Шарков Ф.И. Теория коммуникации. – М., 2004. - С.145 – 155.

 

Раздел 2

Разновидности национального языка

И функциональные стили речи

2 часа

 

Язык и общество

Язык как основное средство человеческого общения существует только в обществе людей. Связь языка и общества двусторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка. В период возникновения и развития человеческого общества язык способствовал осуществлению совместной деятельности людей, их сплочению, передаче опыта от одного поколения другому.

Таким образом, язык – это прежде всего социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т.д. Все, конечно, замечают различия, существующие в речи городских и сельских жителей, людей с высшим образованием и малограмотных людей и т.д. Но этим социальная дифференциация языка не ограничивается. Все знают, что в речи людей, объединенных одной профессией, встречаются слова, непонятные «непосвященным», – это профессиональный жаргон. А в некоторых случаях различия в языке людей зависят еще и от их пола. Например, в языке индейцев яна (Сев. Калифорния) мужчины называют какой-либо предмет одним словом, а женщины — другим. В Японии речь девушек гораздо более богата и разнообразна, чем речь юношей, потому что это является необходимым требованием к образованию девушки при подготовке ее к семейной жизни.

Наука, изучающая социальное расслоение языка, называется социолингвистикой. В рамках этой науки исследуется языковая вариативность, ее причины и роль в процессе развития языка. Социолингвисты установили, что социальный статус человека во многом зависит от того, насколько в его речи соблюдаются нормы, свойственные людям соответствующего круга. Установлено, например, что в Англии женщины в большей степени, чем мужчины, обращают внимание на социальную значимость языковых характеристик. Это объясняется тем, что социальная позиция женщин в обществе менее стабильна, они должны заботиться о поддержании своего статуса. Статус мужчин определяется преимущественно тем, что они делают, а статус женщины – тем, какое она производит впечатление.

Вывод ясен: чтобы производить хорошее впечатление, добиться успеха в делах, необходимо знать особенности функционирования языка в обществе, а также нормы, свойственные каждой разновидности языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.016 с.)