Роль предрассудков в межкультурной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль предрассудков в межкультурной коммуникации



Многочислен­ные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которо­го возможно направить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм называется психологическим про­цессом перемещения. Может осуществляться бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения». Процесс универсален для всех культур. Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Их возникновению способствуют социально-психологиче­ские причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — попытка представителей до­минирующей этнической группы найти источник психического удов­летворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу со­циальной лестницы из-за сложного материального положения. От­сутствие действительного престижа при низком социальном поло­жении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей Расе». В про­цессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней. Одной из теорий происхождения предрассудков является теория фрустрации и агрессии. Негативные эмоции создают психологическое состояние напряжения — фрустрации. Это состояние требует разрядки, и ее объектом мо­жет стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод ви­дятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение. Каждым отдельным индивидом пред­рассудки усваиваются в процессе социализации и возникают не из личного опыта меж­культурного общения, а в результате усвоения сложившихся ранее предрассудков. Типы предрассудков. В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков: яркие необоснованные предрассудки, в содержании кото­рых открыто декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам хуже представителей соб­ственной группы; символические предрассудки - чужая группа восприни­мается как несущая угрозу культурным базовым ценностям собственной группы (для Америки исламский мир - угроза демократии); скрытые предрассудки - создается видимость хорошего отношения для создания социальной справедливости; предрассудки «длинной руки» - хорошее отношение к членам чужой группы только в определенных обстоятельствах (случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близко­го контакта (например, соседство) демонстрируется недруже­любное поведение; фактические антипатии - наличие открытого негативного отношения к членам чу­жой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает доминирующую общность; предрассудки типа «знакомое и незнакомое» - отказ от контактов с чужаками, взаимодействие с людьми собственной группы, по­скольку такое взаимодействие не вызывает нервных и эмо­циональных переживаний (в современном мире практически невозможно, сознательная изоляция, некоторые племена). В повседневной жизни человека предрассудки играют весьма значительную роль: 1.Заставляют видеть определенные группы в "черном цвете", затмевая объективные положительные черты. 2.Вызывают необоснованное чувство тревоги и страха перед объектом предрассудка. Искажают самооценку, навязывают объекту предрассудка чувство неполноценности. Как реакция на это чувство возни­кает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты. Предрассудки с трудом поддаются корректировке, так как информация, которая их поддерживает более устойчива, чем та, которая их опровергает (негатив помнится дольше). Изменению предрассудков могут способствовать средства мас­совой информации (годы) и личное общение. Пред­рассудок нельзя вычеркнуть из сознания людей «совсем», его мож­но лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания, модифицировать и описать.

Эмпатия в межкультурной коммуникации

Практически межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне представляет собой столкновение различных взглядов на мир, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считают свое видение мира "нормальным", видят мир со своей точки зрения. Поведение коммуникантов при этом характеризуется ситуацией, когда нечто само собой разумеющееся одной стороны встречает нечто само собой разумеющееся другой. Сначала, как это часто бывает, обнаруживается открытое непонимание, то есть осознание того, что "здесь что-то не так", что мнение и понимание не совпадают. При этом не ставится под сомнение свое "нечто само собой разумеющееся", а занимается этноцентристская позиция к партнеру, ему приписывается глупость, невежество или злой умысел. И в то же время, каждый человек, вероятно, может вспомнить ситуации из своей жизни, когда общение с другими людьми было ясным, понятным и легким. В таких ситуациях присутствует естественное желание понять другого человека, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. Такой тип общения и понимания человека называется эмпатией, которая основана на умении поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Она предполагает большую чувствительность, сенситивность к состоянию партнера.Термин происходит от греческого «empatheia», означающего «сопереживание». Под эмпатией обычно понимается сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого. Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отношениями партнеров, их направленностью друг на друга. В этом отношении специфика межкультурной коммуникации заключается в желании понять, о чем думает партнер, причины его поведения, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому при межкультурной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведение представителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей. Специфика межкультурной коммуникации заключается в том, что в ней определяющим становится эмпатический подход, т.е. мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления. Эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают одинаковые чувства и ощущения и это позволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культурные явления. На этом основании возникает способность человека представить себя на месте другого человека, принять его мировоззрение, понять его чувства, желания, поступки. Здесь все основывается на опыте другого человека, а не нашем собственном.

 

Основные формы эмпатии

Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. "Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Л.П. Стрелкова, В.А. Петровский критикуют разведение сопереживания и сочувствия как разнонаправленных форм эмпатии и считают, что они являются звеньями одной цепи и имеют свойство однонаправленности от сопереживания к сочувствию, каждой из них отведены свое место и функция. Л.П. Стрелкова не согласна с мнением Т.П. Гавриловой о негативных для личности характеристиках сопереживания и полагает, что сопереживание и идентификация не теряют своего глубокого положительного значения для зрелой личности. Она утверждает, что сопереживание несет в себе большой энергетический заряд, запускающий весь процесс эмпатии. Другая группа авторов полемизирует с описанной точкой зрения, считая, что подобное мнение сужает представление о сопереживании. B.C. Мухина, СЕ. Рыжикова, H.1I. Алексеева, A.M. Резек рассматривают сопереживание как нравственное качество, выражающееся в переживании чего-либо вместе с другим, в разделении чьих-либо переживаний. Сопереживание трактуется шире, чем эмпатия. Способность к эмпатии считается более свойственной для ранних стадий развития сопереживания. Указанная точка зрения представляется нам достойной внимания, особенно тот факт, что эмпатия является нравственным качеством, нам свойственно считать эмпатию эмоциональным откликом, потенциально ведущим к нравственным поступкам, но все же позиция Л.П. Стрелковой мыслится как наиболее вероятная и оправданная. Высшей формой эмпатии, по мнению многих ученых, является внутреннее содействие, «импульс к содействию», соучастие, моделирование содействия. Мы эту форму обозначаем как «побуждение к содействию».Вторым классификационным параметром эмпатии служит характеристика «объекта» эмпатии, по отношению, к переживаниям которого возникает эмпатический отклик. Так Т.П. Гаврилова отмечает, что эмпатия может проявляться как по отношению к взрослому человеку, так и по отношению к ребенку или животным; И.М. Юсупов выделяет эмпатию к героям художественных произведений, детям, незнакомым людям, старикам, животным и родителям. Помимо этого авторы исследуют эмпатию по отношению к 1) к референтной группе, малой группе, межгрупповым различиям; 2) к индивидуальным различиям. Рассматривается эмпатия по отношению к художественным произведениям («эстетическая эмпатия»); эмпатия к реальным или воображаемым переживаниям человека и антропоморфизированного объекта, которым может являться кукла, статуя или даже дерево. К.Б. Кларк считает, что расширение социальных контактов индивида (увеличение потенциальных «объектов» эмпатии) ведет к развитию эмпатии. В.А. Петровский выделяет 4 сферы человеческой деятельности, которые, на наш взгляд, применимы и к эмпатии как особой психической деятельности. Автор выделяет 4 сферы человеческой деятельности, которые, на наш взгляд, применимы и к эмпатии. Это, во-первых, жизнь человека как воспроизводство его психофизической целостности, - иначе говоря, его жизнедеятельность. Во-вторых, воспроизводство мира в себе и себя в мире при осуществлении познавательных и практических актов, - это так называемая предметная деятельность. В-третьих, воспроизводство общности с другими людьми, - деятельность общения. И, наконец, в четвертых - это воспроизводство себя как носителя сознания - деятельность cogito. Переложив описанную концепцию мы получили четыре эмоцио-генные среды человека: Я - другие, Я - природа, Я - рукотворный мир, Я –сам Таким образом, основными формами проявления эмпатии выступают сопереживание, сочувствие и побуждение к содействию, которые в каждой из сфер приобретают свое специфическое наполнение, в зависимости от того, кто или что является «объектом» эмпатии.

Требования эмпатии

Эмпатия требует от человека вхождения в образ. Этот метод позволяет выявить многие факторы, которые внешне не заметны, но могут существенно повлиять на конструкцию. Эмпатия приводит к новому взгляду на задачу. Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что человек может думать и чувствовать. Человек действует не как сторонний наблюдатель, который стремится наклеить диагностический ярлык на другого человека, а как человек, который хочет понять, как выглядит мир с точки зрения другого. Об эмпатии нельзя сообщить: “Я понимаю” или: “Я знаю, что вы сейчас чувствуете”. Человек передает эмпатию, показывая, что он активно слушает клиента. Подобно искусным интервьюерам, люди вступают в контакт с другим человеком с помощью глаз, кивают головой, когда тот говорит, оказывают другие знаки внимания. Используется также техника, называемая отражением (рефлексией). Отражение показывает, что человек активно слушает, а также помогает другому осознать те мысли и чувства, которые он переживает. Конгруэнтность – это согласованность между тем, что человек чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к другому. Это значит, что безусловное позитивное отношение одного позволяет другому увидеть, возможно, впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.006 с.)