Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык учебно-научной письменной речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Часа (Исмагилова Х.Н., Ковалева И.Б.). Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, а именно: предварительное обдумывание высказывания; преимущественно монологический характер речи; строгий отбор языковых средств; стремление к нормированной речи. Основное назначение науки – выявление закономерностей. В научном тексте мысль строго аргументируется, особый акцент делается на ход логических рассуждений. Для научной речи характерны следующие качества: · объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему; · логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создаётся с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия; предложения с вводными словами: (во-первых, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы); · доказательность, котораяпроявляется в цепочке рассуждений, аргументаций, определенных положений и гипотез; · точность, которая достигается использованием терминов, однозначных слов; · обобщённость и отвлеченность (абстрагирование); · насыщенность фактической информацией. Доминирующая языковая функция научного стиля – информативная. Основная форма речи – письменная. При преобладании письменной формы речи развитие средств массовой коммуникации, расширение научных контактов увеличивают роль и устной формы научной речи. Устная речь – это живая речь, которая не только произносится, звучит, но – главное – создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это творимая, говоримая речь. Когда же мы читаем что-то вслух, то произносим, озвучиваем письменную речь, так возникает ее озвученный (звучащий) вариант. К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад. Их объединяют: 1. Коммуникативная задача – передать в устной форме некую информацию, чтобы она была усвоена слушателями. 2. Публичный характер высказываний,когда лектор, докладчик настроен на общение с группой людей, у которой есть свой настрой на восприятие и говорящего, и того, что он сообщит. 3. Дробная, порционная подача информации. 4. Учёт того, что слушатели будут фиксироватьзначимую для них информацию в форме записи отдельных положений. 5. Подготовленный характер высказываний.При подготовке реферативного сообщения, доклада, лекции составляется план, тезисы, иногда пишется весь текст. 6. Монологический характер всех рассматриваемых жанров с элементами диалогизации (в большей или меньшей мере). Устные информативные жанры чаще всего произносятся на уровне словесной импровизации, хотя научные доклады нередко читаются. Различаются эти жанры в основном по характеру информации, которая сообщается, по задаче её восприятия и усвоения. Реферативное сообщение В реферативном сообщении излагается подробно (или кратко), как правило, вне оценки содержание одного или нескольких книжных источников. Информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, усваивается лучше (т.е. в процессе диалога). Лекция – устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения. Лектор должен переработать содержание предмета, т.е.изменить форму изложения – композицию, стиль, язык содержания. Следует различать учебные лекции (для будущих профессионалов) и популярные лекции для лиц, у которых есть потребность получить определённую информацию по интересующему вопросу. Научный доклад– это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения. Письменная речь – это речь, зафиксированная на письме. В отличие от говорящей пишущий имеет больше возможности выбирать языковые средства. Письменная научная речь – это речь монографий, научных статей, учебников, справочников, диссертаций. Научный стиль обладает значительным разнообразием речевых жанров. Среди них: научная монография, научная статья, диссертация, учебники, учебные и учебно-методические пособия, научные доклады. Научная статья – сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса. Научная статья и монография – оригинальные сочинения исследовательского характера. Они пишутся специалистами для специалистов. В эту группу жанров можно включить курсовую и дипломную работы. Научный стиль речи имеет свои разновидности (подстили): – собственно-научный (монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа); – научно-информативный (реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание); – научно-справочный (словарь, справочник, каталог); – учебно-научный (учебник, словарь, методическое пособие, лекция, коспект, аннотация, объяснение); – научно-популярны (очерк, лекция, статья). Важнейшая задача научного стиля речи – объяснение причины явлений, сообщение, описание существенных признаков, свойств предметов научного познания. Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля Научный стиль представляет собой разновидность литературного языка, его функционально-стилевую подсистему, которая состоит из единиц различных языковых уровней: лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса. Как и любой функциональный стиль, научный стиль имеет свои особенности в использовании элементов этих уровней, в выборе языковых средств. Лексические особенности Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая лексика составляет 15-20% общей лексики. В научной речи употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и у зкоспециальные (термин – это слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие и раскрывающее его содержание). Термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным: радиолокация, симптом, диапазон, атрофия и др. Научный стиль имеет свою фразеологию,куда относятся составные термины,например: магнитная буря, наклонная плоскость, вакуумные измерения, звонкие согласные, причастный оборот, прямой угол, солнечное сплетение, щитовидная железа, точка пересечения и т.п. В лексической системе научного стиля проявляется стремление к обобщению, к абстракции (Черемуха цветет в мае). Абстрактная лексика преобладает над конкретной. Например, фактор, развитие, проблема, творчество, самосознание, осмысление, движение, длительность, интенсивность и т.п. Используются в научной речи и различного рода клише: состоит из, заключается в, представляет собой, применяется для и др.
Морфологические особенности Научный текст носит, как правило, именной характер. Наблюдается количественное преобладание имен существительных, прилагательных перед глаголом, употребление разного рода глагольно-именных конструкций. Например: оказывать воздействие (воздействовать), проводятся испытания нового оборудования; находят применения счётно-решающие устройства, имеет место повышение температуры, происходит рост (вместо растёт), произвести вычисления (вычислить). Широко используются прилагательные, уточняющие понятия. Бледно-зелёный, густо-зелёный, серовато-зелёный, золотисто-зелёный, бирюзово-зелёный. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, большие глубины. Употребляются отыменные прилагательные на - ический, -ительный, -альный: динамический, статистический и др. Среди существительных выделяются обозначения понятий признака, движения, состояния, а именно: слова на - ние, -ость, -ство, -ие, -ка: излучение, условие, управление, наблюдение, обусловленность, пористость, прочность, трактовка и др. Имеет место заимствование словообразовательных элементов – суффиксов, приставок (-изм, -ист, анти-, поли-, -ер), например: полинасыщенный, штуцер и др. По частотности употребления на первое место выходит родительный падеж: принятие решения, закон Ньютона, обводненность пород, смесь водородного и углеводородного компонентов и т.п. В пассивных конструкциях распространены формы творительного падежа: Проект предложен инженером Саяховым; Периодическая система элементов открыта Д. И. Менделеевым и т.п. Для научного стиля характерна бессубъектность изложения, что выражается в отсутствии глагольных форм 1-го и 2-го лица ед. числа. В подавляющем большинстве случаев используются глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения несовершенного вида (наблюдается, существует, происходит, обнаруживается, отличается и т.п.): Углерод составляет самую важную часть растения. В научном распространены производные предлоги и союзы: в течение, в связи, в соответствии, в результате и т.п. Употребляются в основном глаголы несовершенного вида, причем многие из них не имеют парных глаголов совершенного вида, например: Алюминий легко режется.
Из синтаксических особенностей научного стиля следует отметить тенденцию к сложным построениям.Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений ссоставными подчинительными союзами, характерными для книжной речи вообще: благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, между тем как, несмотря на то что, в силу того что, в то время как и др. Широко распространены в научном стиле безличные предложения с модальными словами и инфинитивом, с безличными глаголами и личными в значении безличных. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Рассмотрим следующий пример. Проведем такой опыт. Часто используются предложения с однородными членами и обобщающим словом. Простые предложения могут быть осложнены обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами, вводными конструкциями. Для объединения частей, в частности абзацев, используются слова и их сочетания, указывающие на эту связь: поэтому, при этом, сначала, затем, в заключение, таким образом, итак, следовательно.; также используются вводные слова: во-первых, наконец, с одной стороны, с другой стороны. Тексты научного стиля могут содержать различные формулы, символы, таблицы, графики, схемы.
КОМПОЗИЦИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА Для научного сочинения характерна стройная композиция. Композиция – это строение, соотношение, и взаимное расположение частей произведения. Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части: описательную (обзорную), в которую включается и введение, и основную, в которую входит и заключение. В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования, при этом во введении дается обоснование актуальности научного исследования, формулируется предмет и избранный метод исследования, цель работы, излагается история вопроса и ожидаемый результат. Введение должно быть кратким и точным. При формулировании цели можно использовать такие стереотипы: раскрыть специфику; выявить закономерности (выявление закономерностей); создать типологию (создание типологии); объяснить явление; описать функции (описание функций); разработать модель (разработка модели); охарактеризовать систему; обобщить факты; систематизировать элементы (систематизация элементов). Схема построения вводной части: · обоснование актуальности проблемы; · характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий, историография вопроса; · выделение конкретного вопроса (предмета исследования); · выдвижение гипотезы (научного предположения); · обоснование использования избранной теории; · предварительное формулирование выводов. В основной части освещаются методы и техника исследования, достигнутый результат; аргументы, иллюстрации, примеры, подтверждающие теоретические положения, – содержание основной части. Заголовок (название) научного произведения – это информативная единица; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста. Можно выделить несколько типов заголовков: 1) названия общего характера (Беседы о механике; Введение в экологию; Тоталитарный язык); 2) названия, конкретизирующие вопросы теории: (Биосфера как планетарная организация жизни); 3) названия, отражающие специфику авторской постановки вопроса: (Язык русской литературы в англоязычной культуре. Русская орфография: культурологический и лингвистический аспекты). Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.
Внешним выражением композиционной структуры научного произведения является рубрикация. Рубрикация – это членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.д. Рубрикация отражает логику научного исследования. Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац служит показателем перехода от одной мысли к другой. Абзацное членение текста нередко сочетается с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения составных частей текста. При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей: А. … Б. … В. … Г. … I.... II.... III.... IV. …. 1.... 2.... 3. …. 1)…; 2) …; 3)…. а) …; б)…; в)…. Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделов – прописными буквами русского алфавита (раздел А), глав – римскими цифрами (глава I),параграфов – арабскими цифрами (1). Прописные буквы и римские цифры А. Б. В. Г. и I. II. III. IV) используются в качестве высшего уровня членения, после них ставится точка. Арабские цифры (1. 2. 3. 4. и т.д.) – в качестве среднего уровня членения, после них тоже ставится точка. Арабские цифры со скобками и строчные буквы со скобками – 1) 2) 3) 4) и а) б) в) г) и т.д. – в качестве низшего уровня членения, после них точка не ставится. При рубрицировании со скобками части текста отделяются либо запятыми, либо точками с запятыми. Точка ставится в конце рубрик, оформленных без скобок. Прописные буквы начинают текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками, строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками. В научной и технической литературе часто внедряется цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая или высшая ступень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая или средняя ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т.д. Научное произведение состоит из трех разделов: 1. 2. 3. Раздел делится на главы: 1.1, 1.2, 1.3, 2.1., 2.2., 2.3, 3.1, 3.2, 3.3 и т.д. Глава делится на параграфы: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.2.1, 1.2.3, 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 и т.д.
(По материалам: Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 488 с.) Квалификационная работа бакалавра:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.19.224 (0.01 с.) |