Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При приложении со значением 1. оборот с «как» входит в состав

Поиск

причины; сказуемого;

В сравнительных оборотах. 2. оборот со значением «в качестве».

 

7. Закрепление.

1) Объяснительный диктант.

Старушка приняла Серебряного как родного (в качестве). Примирить со своим образом действий такого человека, как Серебряный (сравнительный оборот), было для Бориса Годунова немалым торжеством и воспринималось им как мерило его обаятельной силы (оборот со значением «в качестве»).

2) Упр.224.

Устно объясняем постановку знаков препинания.

8. Обобщение.

- Что такое предложение?

- Чем предложение отличается от словосочетания?

- Что такое текст?

- Может ли одно предложение представлять собой текст?

Домашнее задание. Упр.245. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения и трех словосочетаний с разными видами связи.

 

 

Урок 20.

 

Тема: Тема и идея текста.

Цель: Углубление знаний учащихся о теме и идее текста.

Знакомство с понятием «тема» и «микротема».

Наблюдение за синтаксическими особенностями текста.

Развитие навыка определения темы и идеи текста.

 

Ход урока.

1. Повторение орфографии.

 

КАК НЕ? КАК НИ

 

- Как определить написание частицы?

Вносит отрицание? Это частица НЕ.

Усиливает отрицание? Это частица НИ.

Имеет значения утверждения? Определи вид предложения.

В простом предложении пиши частицу НЕ, а в сложноподчиненном – НИ.

2. Из упражнения 227 записать первый абзац, объяснить орфограммы и пунктограммы.

3. Проверка домашнего задания.

Опрос – повторение.

- Какие единицы языка изучает синтаксис?

- Чем словосочетание отличается от слова?

- Чем предложение отличается от словосочетания?

- Какую роль играют в тексте синтаксические средства языка?

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Усвоение нового материала.

1) Работа с учебником. Стр. 144.

2) Упр. 227.

Индивидуальное задание. Сгруппировать слова по орфограммам. Выполнить синтаксический разбор словосочетания «пристально смотрю».

Коллективная работа с текстом упражнения.

1) Чтение текста.

2) Работа над характеристикой текста.

- Какая тема этого текста?

(Тема данного текста - воспоминания о детстве.)

-Как раскрывается эта тема?

Сначала автор передает воспоминания о приветливых звуках голоса матери, затем описывает её лицо и, наконец, раскрывает свои чувства: сквозь «неясные сладкие грёзы» ощущение нежной руки матери.

– Как одним словом назвать эти составляющие тему элементы?

(Микротемы.)

Микро – в переводе с греческого языка обозначает «малый».

- Как вы понимаете термин «микротема»?

Если тема текста – это то, о чем говорится в тексте, то микротема – это то же, что и тема, только раскрывается микротема в какой – либо части текста.)

- Поясните особенности раскрытия одной из микротем текста.

Микротема «Звуки голоса матери» раскрывается во втором абзаце текста.

«Набегавшись досыта, сидишь…и слушаешь. И как не слушать?.. звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!»

В этом отрывке из текста раскрываются особенности голоса матери и отношение героя к ним. Мы видим использование средств художественной выразительности

в характеристике голоса матери: риторический вопрос, восклицание, эпитеты(звуки сладки), метафоры(звуки много говорят), морфологические средства (повтор наречия «так»).

- Сформулируйте идею текста.

Идея текста – раскрыть трепетные чувства героя по отношению к матери, показать возвышающую силу воспоминаний о счастливой детской поре.

- Какие предложения преобладают в тексте?

В тексте преобладают простые предложения. Несмотря на краткость выражения мысли, простые предложения дают возможность читателю представить то, о чем

упомянуто в тексте. Например, предложение «И как не слушать?» заключает в себе

такую мысль: герою очень приятно слушать все, о чем говорит его мама.

 

3. Закрепление.

Самостоятельная работа.

Прочитать текст упражнения 230, письменно охарактеризовать текст по плану:

1. Определить тему и идею текста.

2. Указать микротемы, составляющие данную тему.

4. Обобщение.

- Что повторили мы сегодня на уроке?

- Чему научились?

Домашнее задание. Из упр.230 выписать словосочетания,

выполнить синтаксический разбор двух – трех словосочетаний. Обозначить

орфограммы и пунктограммы.

 

Урок 21.

 

Тема: Пунктуация в сложном предложении.

Синтаксические особенности текста.

Цель: Повторение пунктуации в предложении с разными видами связи.

Развитие навыка определения синтаксических особенностей текста.

 

Ход урока.

 

1.Словарно – орфографическая работа.

Записать слова по их лексическому значению.

Ложный, извращающий истину (превратный); частный, неофициальный (приватный);

широко известный, нашумевший (пресловутый); притязание, заявление права на обладание чем-либо, на получение чего-либо (претендовать); случай, имеющий ранее место или служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода (прецедент).

- Как называются подобные пары слов: прецедент и претендент, превратный и приватный?

Эти слова называются паронимами. Паронимы – близкие по звучанию слова. В отличие от синонимов, паронимы не могут заменять друг друга в одном контексте.

2. Опрос – повторение.

- Назовите основные единицы синтаксиса.

- В чем отличие словосочетания от предложения?

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Повторение пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи.

Объяснительный диктант.

Людей можно разделить на три разряда.

Первый – благодушный эгоист: пусть мне будет хорошо, тогда я не возражаю, чтобы и другим было неплохо. Второй – эгоист злонравный: чтобы мне было хорошо,

нужно, чтобы другим было плохо. Третий: если я помогу и тому, и этому, им станет

хорошо – тогда и мне станет легко и весело. Это самоотверженная доброта.

5. Беседа.

- Какую роль в записанном тексте играют простые и сложные предложения?

6. Индивидуальное задание.

На доске составить схемы постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

7. Устная работа. Упр. 15.

- Какие синтаксические особенности текста помогают передать авторское отношение к герою?

Использование восклицательных предложений и восклицаний, прерывающих повествование, помогает почувствовать иронию автора.

8. Анализ синтаксических особенностей текста. Упр. 240(1 и2).

Сопоставление структуры предложений в стихотворениях И.А.Бунина.

1). Чтение вслух первого стихотворения.

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Стихотворение «Как все вокруг сурово, снежно…» проникнуто настроением грусти, печали.

- Какие средства художественной выразительности указывают на это?

- Какие предложения преобладают в этом стихотворении?

В стихотворении преобладают простые предложения. Первые два и последнее предложения по эмоциональной окраске восклицательные. Они помогают почувствовать настроение тоски, грусти.

2). Анализ структуры второго стихотворения предлагаем учащимся выполнить самостоятельно дома по образцу классной работы.

9. Обобщение.

- Какие синтаксические особенности текста встретились сегодня на уроке?

Восклицательные по эмоциональной окраске предложения, предложения разных структур.

- Какие еще синтаксические особенности текста могут раскрывать авторское отношение к героям и событиям?

Риторические вопросы, обращения, вводные слова и предложения также относятся к синтаксическим особенностям текста.

 

Домашнее задание. Закончить анализ стихотворения И.А.Бунина «На окне

серебряном от инея…».

 

Образец.

Анализ стихотворения И.А.Бунина «На окне, серебряном от инея…»

 

Стихотворение И.А.Бунина «На окне, серебряном от инея…» проникнуто настроением светлой радости. В нем звучит бодрое настроение лирического героя,

видящего прекрасные снежные узоры на окнах:

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В стихотворении можно увидеть и простые предложения, и сложные: сложносочиненные и бессоюзные. Благодаря этому разнообразию, мы можем почувствовать любовь к жизни лирического героя. Жизнеутверждающий

пафос стихотворения раскрывается в последней строфе:

И все утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне.

Это сложносочиненное предложение, благодаря использованию анафоры

(единоначатия И – И) и формы будущего времени глагола «буду видеть», «будут

хризантемы», помогает почувствовать надежду лирического героя на лучшее будущее.

 

Урок 22.

Тема: Проверочная работа по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Цель: Контроль за знаниями учащихся.

Проверка умения определять роль синтаксических

особенностей текста художественного произведения.

 

Ход урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение.

- Какие синтаксические особенности текста помогают

почувствовать авторское отношение к героям и событиям?

3. Проверка домашнего задания.

 

4. Проверочная работа.

Проанализировать синтаксические особенности текста

упражнения 247. Указать их роль в раскрытии авторского замысла.

 

Работу над текстом проводить по плану:

1. Общие замечания о характере текста.

2. Определение темы и идеи текста.

3. Выявить синтаксические особенности текста,

указать их роль в раскрытии авторского замысла.

 

Образец.

 

Текст представляет собой отрывок из романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история».

В указанном отрывке мы видим описание впечатлений молодого человека Александра Адуева, приехавшего в Петербург из провинции.

Тема данного текста – сопоставление провинциальной жизни и столичной. Идея – раскрыть незамысловатость провинциальной жизни, ее трогательную простоту.

Большая часть текста проникнута авторской иронией.

Писатель раскрывает чувство ностальгии героя по провинциальной жизни. Привязанность Александра Адуева к тому небольшому городку, в котором он вырос, раскрывается в восклицании: «Какой отрадный вид!»

Однако описание этого самого вида далеко не отрадное: купец Изюмин в колпаке и халате размахивает палкой, гоняя голубей, соседний дом «давней постройки того и гляди развалится или сгорит от самовозгорания».

Ирония автора заключается в несоответствии первого восклицания об отрадности вида провинциального городка и последующего вывода: «Страшно жить в таком доме, но там живут».

В тексте использованы вопросительные предложения, на которые тут же дается ответ: «Простоит (дом) до весны? Авось!»

Для героя произведения убогий мир провинциального городка приятнее, чем столичная жизнь. В этом мы убеждаемся, читая восклицательное предложение: «А тишина, а неподвижность, а скука – и на улице, и в людях тот же благодатный застой!»

Но ирония автора сменяется рассуждением героя: «И все живут вольно… никому не тесно». Так автор выражает мысль о неограниченной свободе провинциальной

жизни, о близости людей к природе.

Домашнее задание. Упр. 245 (1 и 3). Проанализировать синтаксические средства художественной выразительнотсти.

 

Урок 23.

Тема: Художественный стиль речи.

Макрообраз и микрообразы текста.

Цель: Углубление знаний учащихся о художественном стиле речи.

Знакомство с понятием макро – и микротема

Развитие навыка выделения макротемы и микротемы текста.

 

Ход урока.

 

1. Словарно-орфографическая работа.

Записать слова, образованные от частей слов: макро- и микро-.

Макро – греч. – «большой»; макрокосмос, макроскопический, макроструктура.

Микро – греч. – малый; микроскопический, микрокосмос, микрорайон,

микроклимат.)

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Усвоение нового материала.

1) Беседа.

- Что вы знаете о художественном стиле речи?

Художественный стиль речи отличается от других стилей речи образностью,

широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Главная

функция художественного стиля речи - эстетическая.

- Какие средства художественной выразительности вы знаете?

- Как вы понимаете термины «макрообраз и микрообразы»?

 

2) Работа с учебником. Стр. 310.

4. Закрепление. Упр. 150.

Определить тему, идею текста.

Указать стилевую принадлежность текста. Раскрыть особенности макрообраза и микрообразов.

 

Образец работы.

 

Тема данного текста – шум леса. Ключевые слова: лес шумел, стоял шум, лесной шум.

Идея текста – раскрыть первозданную красоту леса, показать, что все в окружающей нас природе живет своей жизнью.

Стиль речи – художественный, так как главной целью текста является образное описание природы. Основной образ текста (макрообраз) – старый бор.Эпитет «дремучий» подчеркивает не только его возраст, но и то, что сюда редко приходят люди.

Образ леса раскрывается с помощью микрообразов: столетние сосны, папоротник с причудливой бахромой, травы.

Тип текста – описание. Каждый из микрообразов представлен ярко и выразительно.

Данный текст имеет кольцевое обрамление: начинается и заканчивается текст описанием шума леса.

5. Обобщение.

- Что мы сегодня повторили на уроке?

- Чему учились?

Домашнее задание. Указать примеры тропов и стилистических фигур в стихотворении И.А.Бунина «Старая яблоня».

 

Урок 24.

Тема: Сложные предложения с разными видами связи.

Макрообраз и микрообразы в тексте художественного произведения.

Цель: Повторение пунктуации в сложном предложении.

Развитие навыка различения макрообраза и микрообразов.

 

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации.

Объяснительный диктант.

Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так

близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыхание и остановив его, остановился и стал глядеть на танцующих.

 

- Сколько простых предложений в этом сложном предложении? (9)

- Можно ли считать записанное текстом? Почему?

Все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически и объединены темой и идеей.

Записанное можно считать текстом типа «повествование», так как в нем можно выделить элементы сюжета: завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

2. Проверка домашнего задания.

Один ученик читает выписанные из стихотворения И.А.Бунина «Старая яблоня» тропы и стилистические фигуры.

Остальные учащиеся готовятся дать рецензию на творческую работу одноклассника.

 

Образец работы.

 

Стихотворение И.А.Бунина «Старая яблоня» относится к философской лирике, хотя в нем идет речь о яблоне. Тема стихотворения – раздумья о старости и молодости.

Идея – противопоставить вечную молодость природы быстрому увяданию человека. Основной образ стихотворения - старая яблоня. Поэт использует различные тропы и стилистические фигуры, чтобы показать красоту старой яблони. Мы видим использование эпитетов и метафор:

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

Вся – то ты гудишь блаженным звоном

Пчел и ос, завистливых и злых…

Стилистические фигуры (обращение и восклицание) и оксюморон «молодая старость» раскрывают любовь поэта к природе, это мудрая подсказка читателю о том, что только тот может считать себя молодым, кто молод душой:

Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других!

 

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Закрепление навыка анализа текста. Упр. 250 (второй абзац).

Определить тему, идею текста, указать принадлежность к художественному стилю речи. Найти в тексте макрообраз и микрообразы, указать способы их создания.

 

Образец.

 

Тема текста – человек и природа.

Идея – показать величие природы, раскрыть зависимость человека от явлений

природы.

Тип речи – повествование с элементами описания.

Стиль речи – художественный. Основной образ текста (макроообраз) – гроза как

необузданная стихия, заставляющая холодеть сердца людей. Автор не упоминает

слово «гроза», он использует перифраз «гнев Божий».

Для создания образа грозы автор использует микрообразы:тучи, молнию, гром. Каждый из микрообразов представляет собой яркую картину сначала приближающейся или разразившейся грозы.

Сначала автор представляет микрообраз тучи, которая «Бог знает откуда» взялась.

Ее «мрачная фигура» создает впечатление тревоги, испытываемой людьми. Впечатление

это усиливается микрообразами молнии и грома. Метафора «вспыхивает молния»,

эпитет «прерывистые раскаты» подчеркивают постепенное приближение грозы,

 

а метафора «раскаты, обнимающие весь небосклон» указывает на устрашающий характер этого явления природы.

Прерывая описание природы, автор передает действия людей: кучера при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся.

Это подчеркивает беззащитность человека перед стихией.

Микрообразы молнии и грома представлены в развитии. Сначала молния изредка

вспыхивает, а затем, вспыхивая, ослепляет зрение. Гром, вначале представленный, как

слабый гул, вскоре наделяется эпитетом «величественный». Устрашающий характер

грозы раскрывается в метафоре: гул «переходит в оглушительный треск»,

заставляющий людей трепетать и сдерживать дыхание.

 

5. Обобщение.

- В чем особенности художественного стиля речи?

- Какие средства художественной выразительности вы запомнили?

- Что такое макрообраз?

- Чем макрообраз отличается от микрообраза?

 

Домашнее задание.

Из упражнения 250 выписать сложные предложения с разными

видами связи, сделать их синтаксический разбор, построить схемы.

 

 

Урок 25.

Тема: Цитирование. Способы оформления цитат.

Цель: Повторение и углубление изученного о цитировании.

Развитие навыка оформления цитат.

 

Ход урока.

 

1. Повторение орфографии и пунктуации.

Осложненное списывание.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крох..тных озер мимо болот мимо (на)половину с..ед..(н,нн)ых прошлогодних стогов и лес налитый предвечерним стекля(н,нн)ым светом ра..тупался перед нами и сквозь его голые деревья сквозь напряже(н,нн)ые ветви далеко было видно кругом и во все стороны открывалась нам гулкая земля.

-Какую роль в предложении играет повторяющийся союз и?

Повторяющийся союз и подчеркивает выразительность предложения, помогает увидеть широту описания, его незавершенность. Такой прием называется многосоюзием.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение.

- Какие способы передачи чужой речи вы знаете?

Прямая речь, диалог, цитирование.)

- Что такое цитата?

Цитата – это дословная (точная) выдержка из высказывания или произведения, приводимая для подтверждения или пояснения своей мысли.

- Какие способы оформления цитат вы знаете?

 

СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ:

- в виде прямой речи;

- в виде косвенной речи;

- в качестве предложения с вводными словами;

- отдельными словами и словосочетаниями;

- бессоюзным сложным предложением.

4. Закрепление изученного.

1) Объяснительный диктант.

Указать способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, ученый и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. По мнению Д.И.Писарева, «мы были бы очень умными и счастливыми людьми, если бы многие истины,

обратившиеся в пословицы, перестали быть для нас мертвыми и избитыми фразами».

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей

учености».

- Каких примеров оформления цитат мы не записали?

2) Упр. 261, текст 1 (устно).

3) Самостоятельная работа.

Упр. 261, текст 2. Оформить цитату разными способами.

5. Обобщение.

- Что мы повторили на уроке?

- Какие способы цитирования вы знаете?

 

Домашнее задание. Упражнение 261,тексты 6,8,9.

Использовать разные способы цитирования.

 

 

Урок 26.

 

Тема: Пунктуация при цитировании.

Цель: Повторение изученного о пунктуации при различных видах цитирования.

Знакомство с постановкой многоточия и употреблением прописных букв в

цитатах.

Развитие навыка оформления цитат.

 

Ход урока.

1.Повторение пунктуации.

Найти ошибки в постановке знаков препинания.

1) Я спросил о том, как же он стал отшельником.

2) «У него дифтерит носовой полости,- сказал он вполголоса. - В сущности, плохи дела».

3) Когда девочки остались вдвоем, Аленушка поклонилась, чтобы сказать ей, какая ты милая.

4) Как советовал один юморист: «Не следует желать женщине выглядеть на все сто».

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение изученного.

- Что такое цитата?

- Какие способы цитирования вы знаете?

4. Проверка домашнего задания.

5. Усвоение нового материала.

МНОГОТОЧИЕ ПРИ ЦИТАТАХ.

1) Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится после открывающихся кавычек перед цитатой, синтаксически не связанной с авторским текстом.

Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании

и большом труде».

2) В середине цитаты ставится многоточие, если пропущена часть текста внутри ее, и после цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца.

Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А.А.Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки…»

Цитата в последнем предложении является самостоятельным предложением, поэтому не ставится точка в конце предложения. Если цитата не является самостоятельным предложением, точка ставится.

Ломоносов писал, что «красота, великолепие и

богатство российского языка явствует довольно из книг…».

6. Закрепление.

1) Работа над упр. 261.

Записать высказывание Л.Н.Толстого (2-ой текст), используя многоточие в начале и в середине цитаты, и высказывание И.А.Гончарова (3-ий текст), используя многоточие в конце цитаты.

«…Благодаря своей искренности, Чехов создал новые, совершенно новые…для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде»,- писал Л.Н.Толстой.

Раскрывая свое мнение о драме «Гроза», И.А.Гончаров писал: «Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен

по достоинству, как язык художественно - верный, взятый из действительности…».

7. Углубление знаний о цитировании.

- Всегда ли цитата заключается в кавычки?

Не заключаются в кавычки эпиграфы и цитаты, оформленные как стихотворная речь.

8. Закрепление.

- Какой совет дает читателю Ф.И.Тютчев в стихотворении «Silentium!»(Стр. 322)?

Ф.И.Тютчев дает совет читателю:

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью – и молчи!..

8. Обобщение.

- Чему учились мы сегодня на уроке?

- Когда используется многоточие в цитатах?

- Как оформляется цитата из стихотворной речи?

 

Домашнее задание. Из анализа стихотворения

М.Ю.Лермонтова «Молитва» (стр. 319-322) выписать примеры цитирования, письменно пояснить особенности постановки знаков препинания при цитировании.

 

Урок 27

 

Тема: Абзац. Особенности построения абзаца.

Цель: Углубление знаний учащихся о построении абзаца.

Закрепление знаний о микротеме и микротексте.

Развитие навыка анализа построения текста.

 

Ход урока

1. Повторение орфографии.

Работа с текстом упражнения 264.

Сгруппировать слова с пропусками и скобками по виду орфограмм.

1) Безударные гласные в корне слова, проверяемые

ударением: пост и гается (постичь), треп е тание (трепещет), ост а новись (стать);

2) Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением: отр а жение, в м и риадах (великое,неисчислимое множество),фи о летовое облако, жав о ронка.

3) Чередующиеся гласные в корне слова: з а ри.

4) Правописание суффиксов: независ и мо, рад о сть, колокольч и к, подснежн и ка;

5) Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий: утр енн ей

росы, ветр ен ым днем, весен н егоручейка, изумл енн ый;

6) Орфограммы в окончаниях слов: в мир е, красив о е, с того времен и, вечерн юю зарю, всматрива ть ся, от вол и, открыва ет ся, постига ет ся, наш его сознания;

7) НЕ с различными частями речи: не только полезное,

но и красивое; независимо от сознания, не было бы.

 

2. Сообщение темы и цели урока.

- Что такое абзац? Что вы знаете об абзаце?

3. Работа с учебником.

Стр. 150.

- Что нового узнали мы об абзаце?

4. Закрепление.

1) Работа над особенностями построения абзаца и текста в упражнении 264.

Текст читаем выразительно. Определяем тему, идею текста.

Перечитываем первый абзац, находим в нем абзацный зачин и комментирующую часть.

2) Самостоятельная работа.

Наблюдение за особенностями построения абзацев и всего текста осуществляем по микрогруппам.

1 микрогруппа анализирует второй абзац,

2 микрогруппа – третий,

3 микрогруппа – четвертый абзац;

4 микрогруппа наблюдает за особенностями

построения всего текста в целом.

3) Проверка самостоятельной работы.

Образец.

Особенности построения текста Д.С.Лихачева

(исследование четвертой микрогруппы)

 

Тема данного текста – красота в мире. Идея текста – раскрыть роль красоты в жизни человека, привлечь внимание к проблеме красоты, побудить читателя беречь красоту.

Текст В.Сухомлинского состоит из четырех абзацев. Первый абзац является своего рода зачином текста. Первое предложение представляет собой тезис – положение, утверждение, которое нужно доказать. Автор статьи утверждает, что в мире есть не только полезное, но и красивое.

Наименьшей составной частью общей темы является микротема, а та часть, в которой конкретизируется тема текста. Каждая микротема отделена от других микротем абзацем.

В данном тексте две микротемы: первая микротема- «Красота – это глубоко человеческое», вторая микротема – «Красота – это радость нашей жизни».

Последний абзац в тексте играет роль обобщения, вывода. В.Сухомлинский призывает читателя вслушиваться в «чудесную музыку жизни», дорожить красотой, беречь ее.

5. Обобщение.

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Что такое абзац?

- Из каких частей состоит абзац?

Домашнее задание. Упр. 290.

Письменно проанализировать построение первого абзаца.

 

Урок 28.

Тема: Проверочная работа по теме: «Текст. Виды и способы связи предложений и

частей текста».

Цель: Контроль за знаниями по орфографии и пунктуации.

Проверка умения определять виды и способы связи предложений и частей текста.

 

 

Ход урока.

 

1. Изложение с грамматическим заданием.

Текст изложения – упражнение201.

2. Грамматическое задание.

Проанализировать виды и способы связи предложений

и частей получившегося текста.

 

Домашнее задание. Повторить теоретический материал

на стр. 144-151.

Письменное задание к упражнению 287.

 

Урок 29.

Тема: Работа над ошибками в изложении.

Цель: Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Классификация ошибок в творческих работах учащихся.

Предупреждение ошибок в содержании, речевых и грамматических ошибок.

 

Ход урока.

1. Анализ изложений.

2. Работа над ошибками в изложении.

1) Классификация ошибок в творческих работах учащихся.

Записи в тетрадях.

Ошибки в содержании работы:

1. Фактические ошибки. (Искажение факта.)

2. Логические ошибки. (Нарушение последовательности в работе.)

3. Ошибки в построении творческой работы. (Отсутствие вступления, недостаточное аргументирование тезисов, отсутствие заключения.)

4. Неоправданное сужение или расширение темы.

Речевые ошибки:

1. Употребление слов в несвойственном им значении.

2. Нарушение лексической сочетаемости.

3. Употребление лишних слов (плеоназм).

(Пернатые птицы, негодовал от возмущения.)

4. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология).

5. Неоправданное повторение одного и того же слова.

6. Стилевой «разнобой». Употребление слова или выражения иной стилевой окраски.

7. Неудачное употребление личных или указательных местоимений.

8. Нарушение видовременных форм глаголов.

9. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

10. Неудачный порядок слов.

 

Грамматические ошибки:

1. Ошибки в словообразовании.

2. Ошибки в образовании формы слова.

3. Нарушение согласования и управления.

4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

5. Ошибки в построении предложения с причастным и деепричастным оборотом.

6. Ошибки в построении сложного предложения.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Пропуски необходимых слов.

9. Нарушение границ предложения.

 

3. Индивидуальная консультация для учащихся по к работе над ошибками.

4. Предупреждение речевых и грамматических ошибок.

 

Тест.

1. Нормы сочетаемости нарушены в словосочетании

1) апеллировать в суд

2) оказать вред

3) озабочен ситуацией в Чечне

4) закоренелый безбожник

5) благодаря травме

2. Лексическое значение слова указано неверно в примере

1) Вексель – письменное долговое обязательство.

2) Дилемма – спор в среде специалистов.

3) Адекватный – в точности повторяющий свойства того

или иного объекта.

4) Витийствовать – говорить красноречиво, ораторствовать.

3. Слово употреблено в несвойственном ему значении

В предложении

1) Меня неоднократно просили устроить протекцию этой девице, но я не хотел этого делать.

2) Венчание министра было организовано с помпой.

3) На предприятии заканчивается сборка целой плеяды новейших истребителей.

4) В пылу дискуссии коллеги начали пикироваться и кончательно рассорились.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.014 с.)