Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель публицистического стиля речи – обращение к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым, философским).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отличие от других стилей речи – оценочность, анализ, исследование проблем.
Языковые особенности публицистического стиля речи: 1) использование призывности (побудительный характер речи); 2) простота и доступность языка; 3) рекламность (заголовочные предложения, обращения к читателю, проблемные вопросы); 4) оценочные средства выражения; 5) эмоциональность; 6) документальность; 7) логичность; 8) образность; 9) использование общественно-политической и нравственно-этической лексики.
6. Закрепление. Работа с текстом упражнения 264(285). Доказать, что текст относится к публицистическому стилю речи.
Образец выполнения работы. Текст В.Сухомлинского относится в публицистическому стилю речи, так как, во-первых, цель его – передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя. В тексте раскрывается такая важная проблема, как красота в жизни человека. Во-вторых, автор статьи логично выстраивает свое рассуждение роли красоты в совершенствовании духовного мира человека: «красота – это глубоко человеческое», «не было бы нашего сознания - не было бы и красоты», «красота – это радость нашей жизни».В-третьих, текст носит призывный характер. В.Сухомлинский призывает читателя присмотреться к красоте окружающего нас мира, научиться слушать «чудесную музыку жизни», дорожить красотой, беречь ее. Для этой цели автор использует побудительные предложения. В-четвертых, в тексте используется нравственно-этическая лексика: полезное, постиг красоту, сознание, благородство, беречь красоту. В-пятых, в тексте дается яркое, образное описание красоты природы: лазурное небо, мерцание звезд, журавлиная стая в голубом небе, нежный стебелек. Влияние этой красоты на человека передается словом «изумленный» (человек). Следовательно, этот текст относится к публицистическому стилю речи. 7. Обобщение. - Что мы сегодня повторили на уроке? - Чему учились? Домашнее задание. Упражнение 319. Письменно раскрыть стилевую принадлежность текста.
Урок 31.
Тема: Типы речи. Повествование. Цель: Повторение типов речи. Углубление знаний учащихся о повествовании. Развитие навыка анализа текста.
Ход урока.
1. Повторение орфографии. Тест. 1. НН пишется во всех словах ряда 1) белокоча…ый, избра…ик 2) жже…ый сахар, жела…ый 3) линия начерта…а, посла…ик 4) испыта..ый, лакирова..ый 5) голуби..ый, кваше..ный в кадке 2. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду 1) (не)домогание, (не)хватало денег 2) Отнюдь (не)легкое решение, (не)хотя сделал 3) (не)умеющий говорить, (не)четкий контур 4) (не) кто иной, как Петров; (не)шутя 5) (не)надолго задержался, (не)должен 3. НИ пишется в предложении 1) Н.. в деньгах счастье. 2) Нельзя н.. согласиться с этим аргументом. 3) Мы н.. разу не были в лесу этой осенью. 4) Н.. скалы, н.. бури ему нипочем. 5) Откуда н.. возьмись появился заяц. 4. НЕ пишется в предложении 1) (Н..) одна душа мне не сказала, где упала молодость моя. 2) А коль помирать, то кого (н..) спроси, куда веселейпомирать на Руси. 3) Я хотела бы идти все время (н..) останавливаясь.
2. Повторение – опрос. - Что такое стиль речи? - Какие стили речи вы знаете? - В чем особенности художественного стиля речи? - В чем особенности публицистического стиля речи? 3. Проверка домашнего задания. Один ученик зачитывает свою работу, а остальные ребята рецензируют работу одноклассника по плану: 1) Общее впечатление от работы. 2) Оценить логичность, доказательность работы. 3) Все ли признаки публицистического стиля речи указаны в работе? 4. Сообщение темы и цели урока. 5. Работа с учебником. Стр. 152. 6.Закрепление. Упражнение 294. Чтение текста. Беседа. - Определите тип речи этого текста. - Какие приметы текста типа «повествование» можно увидеть в тексте? - В чем заключаются композиционные особенности данного текста? - Назовите элементы композиции текста. 1. Завязка (первый абзац). 2. Развитие действия (Абзацы второй – шестой). 3. Кульминационный момент (седьмой абзац). 4. Развязка (последний абзац). 7. Самостоятельная работа. Упражнение 236. Письменно обосновать тип текста, указать элементы композиции этого текста. 8. Обобщение. - Какой тип текста называют повествованием? - В чем особенности этого типа текста? - Назвать элементы композиции текста типа «повествование».
Домашнее задание. Упражнение 297.
Урок 32. Тема: Тип текста – описание. Цель: Повторение и углубление изученного о типе речи «описание». Знакомство с композиционными особенностями описания. Развитие навыка анализа текста художественного произведения.
Ход урока. 1. Повторение орфографии и пунктуации. Вставить пропущенные буквы, опустить скобки, расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения. Лед на окнах начал та..ть и из этого можно было заключить что на дворе мороз стал меньше так как в сильные морозы лед не тает и с внутренней стороны как бы (н..)было тепло в юрте.
2. Опрос – повторение. - Какие типы речи вы знаете? - В чем особенности повествования? 3. Проверка домашнего задания. Один из учащихся пересказывает эпизоды из изучаемого на уроке литературы произведения, а остальные должны отметить в его повествовании основные признаки этого типа речи. 4. Сообщение темы и цели урока. 5. Усвоение нового материала. Работа с учебником. Стр. 156. 6. Закрепление. 1) Упражнение 96. Прочитать текст. - К какому типу относится этот текст? - Выделите в тексте элементы композиции описания. - В чем композиционные особенности этого текста? 2) Записи в тетрадях. Композиция текста описания: 1) Общее представление о предмете. И.А.Гончаров начинает эпизод с представления петербургской летней ночи. 2 ) Отдельные признаки предмета (микрообразы). а) описание Невы; б) описание деревьев; в) огоньки на дачах.
7. Самостоятельная работа. Упражнение 299. Озаглавить текст. Устно разбить его на абзацы. Определить микротему каждого абзаца, письменно пояснить особенности композиции этого текста. 8. Проверка самостоятельной работы. 9. Обобщение. - В чем особенности текста повествования? - Назовите элементы композиции текста описания.
Домашнее задание. Упражнение 304. Текст записать, письменно раскрыть особенности композиции этого текста.
Урок 33.
Тема: Тип текста – рассуждение. Цель: Повторение и углубление изученного о рассуждении. Знакомство с композиционными особенностями рассуждения. Развитие навыка анализа текста типа «рассуждение».
Ход урока. 1. Повторение орфографии и пунктуации. Объяснительный диктант.
Зависит не от нас, когда на свет родиться, Вступить в открытый мир зимой или весной, Но каждый может так пройти свой круг земной, Чтоб и начальных троп под старость не стыдиться. Выполнить синтаксический разбор предложения. 2. Повторение – опрос. - Какие типы речи вы знаете? - По каким признакам мы различаем типы речи? - В чем особенности повествования? - Чем описание отличается от повествования? 3. Проверка домашнего задания. Один из учащихся зачитывает текст описания и раскрывает особенности композиции этого текста, остальные учащиеся рецензируют прослушанную работу. 4. Сообщение темы и цели урока. 5. Усвоение нового материала. 1) Работа с учебником. Стр. 167(164). 2) Записи в тетрадях. а1 Р = Т – Д а2 В
а3 Рассуждение начинается с выдвижения тезиса - предположения. Затем приводятся доказательства этого тезиса с помощью аргументов. Завершается рассуждение выводом. 6. Закрепление. Упражнение 321. Определить особенности композиции рассуждения.
Д.С.Лихачев рассуждает о проблеме жизненной цели и самооценке личности. Он выдвигает тезис: «По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой». Аргументируя выдвинутый тезис, он высказывает мысль о том, на каком уровне оценивает человек себя: первый аргумент – самооценка на уровне материальных благ, второй аргумент – самооценка на уровне человечности. Ученый приходит к выводу, что прожить жизнь «с достоинством и получить настоящую радость» позволяет только жизненно необходимая цель. 7. Самостоятельная работа. Упражнение 310. Доказать, что тип текста этого упражнения – ассуждение. 8. Проверка самостоятельной работы. 9. Обобщение. - Какие типы текста мы знаем? - Для чего нужно знать типы текста? - Какой тип текста мы используем в сочинении на литературную тему?
Домашнее задание. Подобрать из текстов художественных произведений отрывки текстов описания, повествования и рассуждения. Коротко пояснить принадлежность текста к тому или иному типу речи.
Урок 34.
Тема: Подведение итогов работы за год. Цель: Систематизация изученного о тексте. Знакомство с планом комплексного анализа текста. Развитие навыка комплексного анализа текста.
Ход урока. 1. Выставка – представление лучших работ учащихся, написанных ими в течение года. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Проверка домашнего задания. 2-3 ученика зачитывают свою домашнюю работу, остальные рецензируют ее по плану: 1. Все ли тексты, подобранные учеником, соответствуют заявленным типам речи? 2. Верно ли обоснована принадлежность текстов к тому или иному типу речи? 3. Оценить работу с точки зрения языка (нет ли речевых, грамматических ошибок в работе?)
4. Систематизация изученного за год. Беседа. - Что мы знаем о тексте? 5. Знакомство с планом комплексного анализа тетста. ПЛАН КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА 1. Общие замечания о характере текста. Что представляет собой текст? Что известно о его авторе? 2. Тема текста. О чем данный текст? 3. Заглавие (если оно есть). Смысл заглавия. На что указывает заглавие – на тему или идею текста? 4. Эпиграф (если он есть). Как он связан с идеей текста? 5. Идея (основная мысль) текста. Для чего создан текст? 6. Характеристика проблем, раскрытых в тексте. 7. Тип текста (повествование, описание, рассуждение).Докажите свой выбор. 8. Стиль речи (книжный: художественный, научный, официально – деловой, публицистический; или разговорный). 9 Особенности композиции текста. Взаимосвязь частей текста и предложений. 10. Образы (для художественного стиля). Макрообразы и микрообразы текста. 11. Лексические средства художественной выразительности. Тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола и т.д. Их роль в раскрытии образа или в выражении авторской позиции. Стилистические фигуры (антитеза, анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, обращения, эллипсис). Их роль в тексте. 12. Синтаксические особенности текста. Характеристика предложений, встречающихся в тексте, наличие вводных слов, бессоюзие, многосоюзие. Их роль в тексте. 13. Морфологические особенности текста. Слова какой части речи преобладают в тексте? Почему? Например, преобладание глаголов подчеркивает динамизм в развитии действия; преобладание прилагательных способствует детальному описаниюпризнаков предмета и его состояния. 14. Фонетические особенности текста. (Для художественного стиля речи.) Аллитерация и ассонанс. Их роль в создании художественного образа. 15. Образ автора в тексте. Способы выражения авторской позиции в тексте. 16. Личностное восприятие текста читателем. Ассоциации, которые вызывает текст. 17. Соотнесение данного текста с другими произведениями. (Для художественного стиля речи). 18. Орфографический разбор текста. Группировка орфограмм с их обоснованием. 19. Пунктуационный разбор текста. Объяснение выбора знаков препинания в тексте.
5. Закрепление. Учащиеся зачитывают лучшие работы, написанные ими в течение года. Остальные учащиеся рецензируют эти работы, пользуясь памяткой комплексного анализа текста. 6. Обобщение. - Чему вы научились на уроках русского языка за этот год? - Насколько полезны были умения и навыки, полученные на уроках русского языка, при написании сочинений по литературе? 7. Пожелание учащимся хорошего отдыха во время каникул.
Содержание Урок 1. Фонетика. Роль звукописи в создании художественного образа. Аллитерация. Урок 2. Звуковая организация образа. Ассонанс. Урок 3. Логическое ударение и другие способы выражения авторской позиции в тексте. Урок 4.Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Графика. Орфография». Урок 5. Лексика. Переносное значение слова. Урок 6. Омонимы и многозначные слова. Их роль в тексте. Урок 7. Контекстуальные синонимы. Градация. Урок 8. Антонимы. Роль антонимов в художественном произведении. Урок 9. Исконно русская и заимствованная лексика. Урок 10. Урок – практикум. Трудные случаи орфографии. Урок 11. Контрольный диктант по теме: «Лексика. Лексические средства художественной выразительности». Урок 12. Морфология и орфография. Имя существительное. Роль детали в художественном произведении. Урок 13. Имя прилагательное. Роль эпитетов в тексте художественного произведения. Урок 14. Числительные и местоимения. Роль анафоры в художественном произведении. Урок 15. Глагол. Роль глаголов в тексте типа «повествование». Урок 16. Причастия и деепричастия. Их роль в художественном произведении. Урок 17. Наречия. Роль наречий в тексте. Урок 18. Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография». Урок 19. Синтаксис. Пунктуация в простом предложении. Урок 20 Тема и идея текста. Урок 21. Пунктуация в сложном предложении. Синтаксические особенности текста. Урок 22. Проверочная работа по теме: «Синтаксис и пунктуация». Урок 23. Художественный стиль речи. Макрообраз и микрообразы. Урок 24. Сложные предложения с разными видами связи. Урок 25. Цитирование. Способы введения цитат. Урок 26. Пунктуация при цитировании. Урок 27. Абзац. Особенности построения абзаца. Урок 28. Проверочная работа по теме: «Синтаксис и пунктуация». Изложение с творческим заданием. Урок 29. Работа над ошибками в изложении. Классификация ошибок. Урок 30. Публицистический стиль речи. Урок 31. Типы текста. Повествование. Урок 32. Тип текста – описание. Урок 33. Тип текста – рассуждение. Урок 34. Подведение итогов за год.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.008 с.) |