Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Теоретические аспекты фирменного стиля

Поиск

Элементы фирменного стиля

Фирменный стиль является одним из важнейших инструментов в продвижении компании, служит для построения коммуникации с внешним миром, а также призван подчеркивать индивидуальность компании среди конкурентов. Фирменный стиль - это комплекс изобразительных, визуальных, информационных средств для всех видов и форм рекламных материалов.

Веками люди оттачивали своё мастерство, передавая его секреты по наследству. Еще в древности искусные мастера помечали свою продукцию личным клеймом, которое условно можно трактовать как логотип. Каждый мастер был в ответе за изделие со своим клеймом. Это привело к тому, что в IX – XII вв. изделия некоторых мастеров ценились на вес золота. Латинский эквивалент слову тавро- brand, используется ныне для обозначения одного из ключевых понятий маркетинга.

В эпоху научно-технической революции с общим ростом численности населения и развитием рыночных отношений стало совершенно очевидно, что недостаточно выпускать качественную продукцию. Необходимо ее выделять среди конкурентов при помощи целого ряда устойчивых элементов, из которых стал формироваться фирменный стиль. В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для организаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования наличие фирменного стиля является жизненно необходимым.

Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как Coca Cola, McDonalds, Nike, Nokia, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ.

Фирменный стиль - это единые принципы оформления, объединяющие внешнюю символику организации, от простого бумажного бланка до фасада здания. Конечно, фасад здания изменять не всегда удобно, и тогда говорят о базовых элементах фирменного стиля, таких как логотип, шрифт, цвета. В общем варианте эта система включает словесные, графические, объемные, поведенческие символы, помогающие выделится среди других. Носителями фирменного стиля являются визитные карточки, бланки, вывески, стенды, реклама и т.д.

Цель фирменного стиля - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.

Фирменный стиль обеспечивает организацию следующими преимуществами, выполняя следующие функции:

1) Повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщенности к общему делу, воспитывает фирменный патриотизм;

2) Позитивное влияние на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений фирмы;

3) Помощь потребителю ориентироваться потребителю в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму;

4) Указывает потребителю взятие фирмой ответственности за произведенный товар;

5) Указывает обществу на стабильность и долговременность, работы компании;

6) Сокращает затраты на рекламу и РR, одновременно усиливая ее эффект и создавая сильный бренд.

Сегодня есть тенденция отражать в фирменном стиле специфику деятельности компании. Но следует помнить: в знаке как в основном элементе фирменного стиля должны быть загадка, позволяющая домыслить, и недоговоренность, рождающая правильные ассоциации. Безусловно, между отраслью деятельности компании и спецификой фирменного стиля должна быть связь. У каждого бизнеса свои основные носители - у компаний, производящих продукты массового потребления, это упаковка; у финансовых корпораций и банков - деловая документация; в ресторанном бизнесе - оформление фасада здания и элементов интерьера, меню, приглашений.

На сегодняшний день понятие «корпоративная идентификация» (или фирменный стиль) является определяющим в продвижении товаров и услуг любой компании. Фирменный стиль включает в себя множество элементов: цветовых, графических, стилистических и многих других, которые должны представлять собой целостное композиционное единство и создавать запоминающийся, яркий зрительный образ, ассоциирующийся с данной компанией и ее деятельностью. Фирменный стиль должен быть понятным для потребителя, давать ассоциативный ряд, направляющий клиента именно на то, что ему нужно. В более глобальном смысле, фирменным стилем принято считать не только внешние факторы, но и принципы поведения, политики, ведения документации и многое другое, что первоначально скрыто от глаз. Теперь ясно, что количество элементов фирменного стиля огромно. Кроме того, изменяться может как количество их, так и качество. Рекомендуется периодически менять фирменный стиль. Не обязательно полностью, но хотя бы некоторые его элементы (логотип, шрифт, цветовая гамма). Обычно, эта необходимость обусловлена требованиями прогрессивных стилевых тенденций и динамикой развития фирмы.

Система фирменного стиля включает в себя следующие основные элементы:

- Фирменная шрифтовая надпись (логотип);

- Фирменный лозунг (слоган);

- Фирменный цвет (цвета);

- Фирменный комплект шрифтов;

- Постоянный коммуникант (лицо фирмы);

- Фирменная одежда;

- Другие фирменные константы.

 

Логотип

Логотип является самым существенным элементом компании в фирменном стиле. Логотип выражает индивидуальность предприятия и реализуемых задач. Логотипы могут быть представлены на любом элементе фирменного стиля, например, бланки, упаковки, плакаты, пакеты, бланки и т.д. Задача логотипа – доходчиво передать существенную информацию о предприятии потенциальному клиенту. Структура логотипа как фирменного стиля должна в себе содержать глубокий и в то же время доступный смысл при использовании различных цветовых колоров и уникального шрифта.

Логотипы по своей сущности фирменного стиля должны быть долговечными и актуальными при любом развитии временных событий. Логотип (от др. греч. «logos» - слово, «typos» - отпечаток) - оригинальное начертание наименования организации или товара.

Термин «логотип» появился в начале XIX века на волне роста объёмов производства, экспорта и конкуренции и сначала употреблялся как синоним слову «лигатура». Значение термина изменилось в ХХ веке, когда логотипом стали называть стилизованное шрифтовое начертание названия или условный знак, обозначающий организацию или товар.

Основные требования к созданию логотипа:

1. Логотип должен быть запоминаем. Логотип компании должен быть на переднем плане в голове у потенциальных клиентов, чтобы они сразу подумали о компании, а не о конкуренте.

2. Логотип должен быть максимально уникальным. Это поможет компании выделиться среди аналогичных компаний.

3. Логотип должен быть значимым. Сам знак логотипа должен отражать характеристики торговой марки компании.

4. Логотип должен быть взаимосвязанным со сферой деятельности компании. Это отражается в использовании графического знака.

5. Логотип должен быть масштабируемым. Логотип копании должен выглядеть одинаково хорошо, как на визитной карточке, так и на билборде, вывеске или рекламном щите, а также в других промежуточных размерах. Составной частью данной характеристики является понятность названия компании при различных размерах логотипа. Шрифт в логотипе желательно чтобы был уникальным.

6. Логотип должен быть профессиональным. Это должно отражаться во всем, - от стиля изображения логотипа до нанесения его на фирменный бланк или ручку.

7. Желательно, чтобы логотип не был подвластен времени. Качественный логотип убедит в ненужности переделывать его через каждые несколько лет.

8. Логотип должен быть легко видоизменяем. Тут речь идет не только оттенков цветов логотипа, но и его важности. Он должен хорошо смотреться в черно-белой версии, в серых тонах, чтобы люди, не различающие цвета, могли его прочитать.

По типу исполнения можно четко выделить три группы логотипов[5]:

- только текст;

- только знак;

- комбинированное исполнение: знак + текст.

Только текст. Логотип изготавливается путем написания названия фирмы товара выбранным шрифтом. В зависимости от типа использованной гарнитуры данную группу можно разделить на две подгруппы: классическое исполнение и декоративное исполнение. К классическим шрифтам отнесем шрифты с засечками типа Times и рубленные типа Pragmatica, а также аналогичные, отличающиеся от первых шириной, толщиной букв, пропорциями заглавных строчных букв, а также исполнением отдельных букв алфавита. Декоративными же гарнитурами можно считать все остальные.

Это самый простой и быстрый способ изготовить логотип. Но в то же самое время дизайнер рискует затеряться в серой массе аналогичных исполнений, которых на любом рынке огромное количество.

Выделить свой логотип можно частой рекламой или высоким качеством сопровождаемой продукции, как это сделали, к примеру, электронные гиганты Sony и Panasonic, либо использованием оригинальной шрифтовой гарнитуры. Только теперь этот способ перестает быть простым и быстрым и упирается исключительно в талант, фантазию и желание дизайнера сделать что-то новое. Получившееся, однако, нужно было бы отнести ко второй группе логотипов. Следует отметить, что не всегда (практически никогда) декоративная гарнитура и оригинальная есть одно и то же. Никогда не следует использовать декоративные гарнитуры из стандартных (Windows, MS Office, Corel и др.) шрифтовых наборов. Такой логотип сочтет дешевкой каждый дизайнер (имеющий дело со шрифтами в силу своей профессии), а также каждый, кто видел эту гарнитуру в другом исполнении (в рекламе, журналах, других логотипах).

Только знак. Для того, чтобы клиенты с одного взгляда на знак узнавали организацию, необходимо либо провести массированную рекламную атаку с целью отложения в сознании масс стойкой ассоциации знака с названием фирмы, либо само название превратить в знак. Нужно отметить, что он реален только если название организации-заказчика не длинное - как правило 3-4 буквы и менее. Чем больше букв в слове, тем сложнее сплести их друг с другом и тем труднее получившийся знак читается, не говоря уже о размерах и количестве деталей.

Знак + текст. Этот тип логотипов объединяет в себе два предыдущих и наиболее распространен по следующим причинам. Использование изобразительного элемента в логотипе делает его, во-первых, более запоминаемым (чего не скажешь о текстовых логотипах), и во-вторых, позволяет сделать длинное имя заказчика визуально более привлекательным.

Кроме того, дизайнеру достается приятная возможность использования знаковой части логотипа в качестве «клейма» на товарах владельца. Причем это «клеймо» совершенно безнаказанно может соседствовать рядом с торговой маркой собственно товара, как это делают практически все производители лекарственных препаратов.

Как правило, знак либо располагается сверху, либо предшествует сопровождаемому слову. Реже в качестве знака выступает одна или несколько букв слова. В данном случае в знаке должна однозначно читаться опущенная буква, либо сам знак должен помещаться внутри области, однозначно описывающей букву. Не следует забывать и о такой важной составляющей логотипа, как рекламный слоган. Навязать потребителю прямую взаимосвязь между фирмой клиента и качеством его товара или услуг можно не только визуально, но и простым лаконичным, по возможности стихотворным, легко запоминающимся словосочетанием - слоганом. Удачный слоган обречен не расставаться с именем фирмы долгие годы и по праву занимать свое место рядом с логотипом, образуя его часть.

Сделать так, чтобы слоган не отрывался от основного логотипа, чтобы он гармонично с ним сочетался – самая главная задача дизайнера при разработке логотипа.

Приведем примеры стилей логотипов. Капли и расходящиеся точки. Обыгрывается форма капли, при этом объектов может быть несколько. Капли могут располагаться как отдельно, так и в слиянии друг с другом. Эффект может также использоваться, чтобы выразить техническую или научную ассоциацию. Формы могут быть показаны и плоскими, и с претензией на трехмерность за счет теней или введения дополнительных тоновых штрихов (рисунок 1).

За последние несколько лет, наблюдается возврат к простоте в подходе к корпоративным эмблемам.

С другой стороны этот стиль применяется ими довольно часто. Еще существует достаточно много знаков, представляющих собой примитивы, сочетающиеся с простыми слоганами (рис.2).

Стиль «Капли и расходящиеся точки»

 

Стиль «Простые геометрические примитивы»

 

Чтобы сделать образ компании более дружественным и симпатичным, обращенным к человеку, много торговых марок были превращены в лицо или маленького человека. Части таких знаков часто превращены в глаза, носы, уши и рты. Хотя эти идеи используются в течение нескольких поколений, тем не менее проектировщики продолжают находить новые и новые решения

 

«Стиль Очеловечивание»

 

Жесткие или мягкие тени продолжают давать ощущение пространства, в котором находится знак. Иногда тени используются ниже знака, чтобы придать ему большую выразительность: эмблема, которая бросает вызов серьезности, должна иметь необычные качества

Стиль «Использование теней»

Разработка логотипа включает в себя следующие основные моменты

¾ подготовительная работа

¾ разработка концепции логотипа

¾ доработка концепции и создание окончательного варианта логотипа

¾ внедрение логотипа

Рассмотрим подробнее каждый из этих моментов.

Подготовительная работа. На этом этапе нужно чётко определить, какие именно особенности компании должны быть учтены при разработке логотипа. Обычно во внимание принимается специфика товаров и услуг компании.

Разработка концепции логотипа начинается со сбора информации о компании. Ведь, как уже упоминалось выше, логотип должен отображать её сущность. Сперва следует определиться с двумя основными моментами: будет ли название фирмы отображено на логотипе сокращённо или полностью, а также будет ли использовано какое-либо изображение. Например, если компания выращивает пшеницу, в логотипе будет целесообразнее использовать несколько колосков пшеницы, а под ними написать название компании. Если же разрабатывается логотип для бара или ресторана, то в большинстве случаев принято как-то особенно выделить название, а внизу мелким шрифтом приписать, к какому типу относится это заведение.

Дизайн логотипа не должен содержать никаких посторонних элементов, чем он будет проще, тем лучше. Это связано с тем, что логотип должен легко запоминаться. Как говорят дизайнеры, лучший дизайн - это дизайн, из которого больше ничего нельзя убрать. Как правило, на данном этапе разрабатывается три-четыре концепции логотипа, после чего выбирается та единственная концепция, на основе которой и будет осуществляться разработка логотипа. На этом этапе разработка логотипа подходит к своему логическому завершению. После того, как концепция будет полностью готова, можно переходить к созданию окончательного варианта логотипа.

На этапе внедрения логотипа компания должна продумать, каким образом она будет продвигать логотип на рынок. В первую очередь логотип следует разместить на упаковке производимого компанией товара.

Также логотип принято размещать на чашках, ручках, визитках, конвертах и прочих рекламных атрибутах компании, которые формируют фирменный стиль.

Логотип - это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из четырех - семи букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа. Как и любой другой нормальный идентификатор, логотип - уникален. Что, кстати, имеет и юридическую поддержку. Например, при регистрации знак проверят на предмет уникальности.

Удачный логотип способен значительно повлиять на восприятие фирмы на рынке. Плохой логотип или полное отсутствие логотипа в лучшем случае лишит фирму одного из важнейших конкурентных преимуществ - узнаваемости, а в худшем случае вообще способен оттолкнуть потенциальных потребителей, особенно на корпоративном рынке. Сегодня вести долговременный успешный бизнес без логотипа не представляется возможным.

В производстве, сфере услуг и в любом другом виде бизнеса любой компании в первую очередь необходимо выделиться из множества других компаний на рынке. В этом поможет логотип. Кроме того, логотип (или, как его официально называют регистрирующие органы, графический товарный знак) позволяет вашей кампании защитить рекламные инвестиции в брэнд. Имея официально зарегистрированный логотип (графический товарный знак), компания сможет запретить любой другой компании использовать точно такой же знак, и даже "сходный до степени смешения". Это очень важное преимущество, которое владельцы известных логотипов уже успели оценить в полной мере.

Профессиональный логотип поможет бизнесу привлечь новых покупателей, усилить их приверженность к торговой марке, а также повысить доверие, так как он «работает» двадцать четыре часа в сутки. Можно сказать, что лoготип занимает центральное место в индивидуальности компании.

Существует три основных типа логотипов, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и в сочетании:

1. Иллюстративные (иллюстрирующие деятельность компании);

2. Графические (включающие в себя элементы графики, часто абстрактно или обобщенно показывающие деятельность компании);

3. Текстовые (текст, представляющий деятельность компании).

Основные составляющие лoготипа:

1. Долговечный стиль;

2. Ясность;

3. Привлекательность для потребителей;

4. Выражает правильный имидж;

5. Разборчивость;

6. Видимость;

7. Простота;

8. Запоминаемость;

9. Описательность;

10. Цвет.

Главная цель - привлечь, удержать и продлить внимание. Корпоративный логoтип - это сердце индивидуальности компании. Без него невозможно создать брэнд. Существует много примеров профессионально созданных логотипов. Даже дети всегда найдут McDonalds, потому что хорошо помнят его торговый знак. Логoтипы Nike, Coca Cola, и Lacoste также узнаваемы по всему миру.

Фирменный слоган

Фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый фирмой оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки. Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, Nike: “Justdoit!”; Philips: «Изменим жизнь к лучшему!».

В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиента, например Johnson&Johnson: «Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!». Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы (RankXerox: «Мы научили мир копировать!») или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: «Это - Sony!»). Но далеко не каждая фирма имеет свой слоган. Вероятно, дело в том, что создать его очень трудно. Как показывает опыт, весьма полезными бывают конкурсы на лучший слоган (для фирмы, определенных товаров, услуг, конкретной рекламной компании или акции) среди персонала. Чаще всего потребителями таких конкурсов, как ни странно, оказываются не рекламисты и не журналисты, а самые что ни на есть дилетанты в области рекламы.

Слоганы бывают самыми разными. Есть слоганы типа "Вспомни!". Классический пример — существующий долгие годы лозунг "Дюбо, Дюбон, Дюбоннэ". Три составляющих — это название французской фирмы "Дюбоннэ" и два его фрагмента. Это звучный, краткий, ритмичный слоган постоянно напоминает потребителям название фирмы и к тому же вызывает однозначно положительные ассоциации у франкоговорящих (в первом слове корень "бо" - красивый, во втором "бон" - хороший, вкусный). Очень удачный слоган. Возможно поэтому существует так долго.

Есть слоганы побуждения типа "Купи". Широко известен слоган американской фирмы по прокату автомобилей "Мы стараемся больше". Фирма - далеко не лидер в своей сфере, но в лозунге этот недостаток превращается в достоинство. Подтекст таков: "Поскольку у нас меньше клиентов, мы имеем возможность уделять больше внимания каждому, кто обращается к нам". Лозунг лаконичен, легко запоминается, удобен с точки зрения графики и используется практически всюду (от значков персонала и вымпелах - до рекламной и деловой документации).

Слоганы могут представлять собой простое перечисление товаров и услуг (как у "Лицензинторг" - "Лицензии, ноу-хау, инжиниринг"). Они могут быть в форме утверждения, восклицания, вопроса, то есть законченной фразы. Могут состоять из единственного слова, как у американской фирмы по производству спортивной обуви "Найки", которая ввела в свой блок слово "АIR" (в переводе с английского языка "воздух" - удачный с точки зрения звучания, смысла и графики слоган).

Чтобы оценить слоган, достаточно проверить его на соответствие пяти требованиям:

1) Слоган может отражать особенности имиджа и предложений фирмы, возможно, вызывать ассоциации с названием. Само название может входить в слоган, но может и отсутствовать."Глоток, который освежает". "Вкусный и освежающий". "Это - настоящая вещь". "С "Кока-Колой" дела идут лучше". "Насладись "Кока-Колой"". Эти пять зарегистрированных слогана компании "Кока-Кола" вполне соответствуют указанному требованию.

2) Рекламная фраза - слоган должна быть краткой, звучной, динамичной, правильной с точки зрения фонетики, то есть без неблагозвучных и трудных для произношения звукосочетаний. Тогда ее будет легко запомнить. По этим признакам больше всего подходят рифмованные фразы, но с ними нужно быть очень осторожными. Если верить опыту западных рекламистов, то рифмованные слоганы употребляются практически исключительно для товаров широкого потребления. К сожалению, ни одного примера удачного рифмованного слогана на русском языке автору данной работы найти не удалось.

3) Слоган должен учитывать психологические особенности целевых групп рекламного воздействия. Например, "Картинг - модели для тех, кто не обладает фигурой манекенщицы". Или: "Мы перевозим семьи, а не просто мебель". (Приведен буквальный перевод данных иностранных слоганов на русский язык. В оригинале они кратки, благозвучны и в целом соответствуют всем формальным требованиям.) Глубокое знание и понимание психологических проблем и опасений потенциального клиента (человека, меняющего место жительства) помогло американской транспортной фирме обойти многих конкурентов. Чтобы учесть психологию потребителей, полезно познакомиться с основными мотивами принимаемых решений, которые специалисты считают важными для коммерческой деятельности.

4) Слоган не должен допускать ни малейшей возможности двоякого толкования. Он должен ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза. Один из новых московских банков постоянно использует в своей рекламе лозунг: "Каждую секунду мы превращаем в доход наших клиентов". Явно неудачно, поскольку эту фразу можно понять и так: "Каждую секунду мы превращаем наших клиентов в доход".

5) Слоган не должен быть слишком сложным, замысловатым и сверхоригинальным. Не стоит привлекать внимание любыми средствами. Не следует забывать о специфических особенностях массового сознания и современного рынка. Броские лозунги, конечно, хороши как средство привлечения внимания, однако они дают эффект в более подготовленном к восприятию рекламы обществе, чем наше.

Фирменный цвет

Фирменный цвет является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными и запоминающимися и позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. Маркетологи давно взяли это себе на заметку и активно пользуются цветом, как мощным психологическим оружием. Продуманное цветовое решение при подборе фирменных цветов - это одно из условий создания хорошего логотипа, они помогают усилить его эмоциональную составляющую. Удачная цветовая гамма - это залог успешного продвижения товара или услуги. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать сеть ресторанов McDonald's - красный и желтый; Kodak - желтый и золотистый.

В фирменном стиле сформировались сочетания цветов, признанные наиболее успешными. Например, среди них можно выделить следующие сочетания:

- красный на белом;

- желтый на черном;

- зеленый на желтом;

- белый на синем;

- черный на желтом;

- белый на черном;

- синий на желтом;

- синий на белом.

За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно. При этом можно назвать стойкие цветовые ассоциации некоторых видов деятельностей (связанные с морем и водой - голубой цвет; авиация - серебристый цвет; растениеводство и продукты его переработки - зеленый цвет и т.д).

 

Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако необходимо учесть, что если товарный знак в цветовом исполнении, то только в этом цвете он будет защищен. При регистрации же товарного знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете. Психологами давно установлено, что цвета несут в себе ассоциации и создают настроение.

Психологи подробно описывают чувства и эмоции, вызываемые цветами и оттенками. С другой стороны в сознании потребителей закрепилось, что голубой и зеленый - это здоровье, бордовый и золотой - богатство, серебряный - прогресс и инновации.

При выборе цвета в фирменном стиле необходимо ориентироваться на целевую аудиторию (ее средний возраст, уровень достатка, статус в обществе и жизненные позиции). Не стоит выбирать яркие агрессивные оттенки для компании, чьей аудиторией являются серьезные и респектабельные люди среднего возраста. Такой вариант будет гораздо ближе молодой креативной аудитории.

Очевидно, что при разработке фирменного стиля без многоцветности не обойтись. Она необходима для передачи потребительских свойств товаров и для привлечения внимания потребителей. Необходимо помнить, что, выбирая цвет в фирменном стиле, выбираются цвета не только логотипа, но и всего фирменного имиджа (включая всю документацию, а иногда даже внутреннее убранство офиса). Выбор цветов чаще всего определяется направлением деятельности компании, кроме того, стоит учитывать психологическое значение цветов.

Ученые уже не одну тысячу лет пытаются понять предназначение каждого цвета, отношения человека к нему. За это время вышло множество научных работ и теорий, в которых было описано воздействие определенных цветов на человеческую психику. В XX веке с развитием рекламы на изучение психологии цвета была потрачена масса времени. И все равно люди так и не смогли пока прийти к согласию в этом вопросе. Цвет, прежде всего, воздействует на эмоции человека. Психологи утверждают, что 80% воздействия цвета обрабатывается нервной системой, и только оставшиеся 20% зрительной. Естественно, что очень важно составить правильное цветовое оформление товара: сам продукт, его упаковка, цвета рекламной кампании. Малейшие нестыковки в этих факторах могут повлиять, в конечном счете, на выбор потребителя. Общепринятые медицинские характеристики цвета:

Красный – теплота, раздражающий, стимулирует мозг, является символом опасности и запрета. При этом стоит отметить, что красный способствует созданию напряженности. Его предпочитают сексуальные, влюбчивые, жизнерадостные, и что самое главное – эмоциональные люди. Цвет крови.

Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.

Оранжевый – благополучие, реализм, жизнь. Импульсивный цвет. Оранжевый цвет обладает некой теплотой. Связан с синим. Именно поэтому в рекламах соков так часто можно увидеть сочетание оранжевого и синего. При этом все это еще на фоне летнего пляжа. Очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни.

Желтый – лучше всего привлекает внимание, при этом данный цвет дольше всех сохраняется в памяти. Иногда неприятно воздействует на глаза (хотя, скорее на психику). При этом стоит отметить, что данный цвет, как и оранжевый характеризуется импульсивностью, жизнерадостностью, благодаря чему является выбором в основном активных молодых людей. В рекламе желтый не рекомендуют использовать (хотя здесь речь идет скорее о ярко-желтом цвете). Стоит отметить, что желтый цвет способен стимулировать мозг. Желтый цвет активно применяется в сочетании с зеленым. Приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Желтый — самый яркий и светлый цвет. Он воздействует легко, сияюще, возбуждающе. Соотносится с динамической, кинетической энергией. Желтый предпочитается людьми, ищущими изменений, странствий, освобождающих отношений. Вызывает чувство простора, освобождения, облегчения, озарения. Соответствует сангвиническому темпераменту, по временной характеристике — будущему.

Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, заметно, что он излучает свет, который движется из центра и почти зримо приближается к человеку. Желтый выражает психологическую способность к раскрытию.

Зеленый – считается, что данный цвет успокаивает, снимает усталость и боль. Он ассоциируется с естественностью (природа), уравновешенностью. Из этого следует, что данный цвет обычно выбирают уравновешенные люди. Не столь подверженные эмоциональным проявлениям. Считается, что зеленый способен создать успокаивающую, вялую атмосферу. Белый и синий являются лучшими сочетаниями для зеленого цвета.

Синий – ассоциируется с гармонией, внутренним спокойствием. Очень популярен в сочетании с белым и зеленым. Считается, что синий цвет способен разряжать стресс. Является выбором меланхоликов. Развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция). С синим проще переходить на более тонкие уровни сознания. Фиолетовый – данный цвет ассоциируется с неустойчивостью. Его часто рассматривают в связи с черным. Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому. Фиолетовый уравновешивает два конца спектра, и также уравновешивает мужскую и женскую энергии в человеческом организме. Белый - связан с чистотой. Применяется чаще всего с синим, желтым, красным и зеленым цветами. Коричневый – выбор консерваторов. Ассоциируется со стабильностью. Люди, которые выбирают данный цвет предпочитают сохранять все как есть. Перемены им в тягость. Применим, когда нужно на чем-то сосредоточиться и ощутить почву под ногами. Это цвет надежности, прочности, практичности и здравого смысла. Помогает не тратить время и силы зря в процессе достижения поставленной цели. Ассоциируется с ностальгией и меланхолией

Черный – траур, беда, стройность. Черный обладает способностью поглощать объем. Этот цвет легко скрывает все недостатки, делает что-то незаметным. Черный одаривает чувством собственного достоинства и власти, однако, может послужить преградой в отношениях между людьми. Его всегда лучше дополнять другими цветами.

В детстве существует склонность восхищаться яркими, иногда кричащими цветами, но с развитием вкуса она ослабевает. Поэтому не так легко определить цветотип человека.

По исследованиям специалистов в мире существует три цветовых типа личности, а именно цветовые лидеры, цветовые скромники и цветовые нейтралы. Понимание характера этих типов личности – это путь к пониманию как можно использовать цвет, чтобы повлиять на данный тип личности.

Цветовых лидеров можно узнать по тому, с каким нетерпением они ждут известий о последних цветах в моде. С психологической точки зрения цветовые лидеры очень самоуверенны, склонны к авантюрам и не боятся ничего нового. С экономической точки зрения цветовые лидеры – движущая сила современного рынка (примерно 20% населения).

Цветовые скромники весьма осторожно подходят к выбору цвета. Они покупают новые цвета лишь тогда, когда будут уверены, что они не выйдут из моды в следующем сезоне.

Цветовые нейтралы чувствуют себя комфортно лишь в своих излюбленных цветах. Они не склонны к переменам. Такие люди давно определили для себя выбранный стиль.

Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества, например, декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа.

Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от психологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений.

Локальные цвета цветового круга в принципе плохо сочетаемы в силу своей визуальной равнозначности. Поэтому приходится при таких цветовых сочетаниях играть пропорциями цветовых пятен. Известно, что соседние локальные сочетаемые цвета родственной цветовой гаммы (красный, желтый или зеленый, синий) сочетаются более менее нормально.

А контрастные локальные цвета противоположных цветовых гамм (они даже расположены друг против друга на цветовом круге - желтый, синий или красный, зеленый) не сочетаются в принципе. Почему так происходит?

Одно из объяснений эффекта цветового диссонанса такое: расположенные рядом контрастные цвета, например красный и зеленый, приводят зрителя в некоторое замешательство. В силу своей специфичности (теплая гамма и большая мажорная динамика) первым воспринимается красный, а затем минорный и более тяжелый для восприятия зеленый. Таким образом они как бы отдаляются друг от друга. Зритель стремится скорректировать свои впечатления. Глаз различая красный и зеленый формирует



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.022 с.)