Перифраза аллегория синекдоха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перифраза аллегория синекдоха



 

4. Закрепление.

Упр. 32. Прочитать текст стихотворения С.Есенина. Указать виды тропов, использованных в стихотворении. Определить их роль в создании художественного образа.

Индивидуальное задание.

Раскрыть особенности звукописи в создании образа утра.

2) Беседа с осуществлением попутных записей в тетрадях.

- Какую картину представляет в стихотворении поэт?

С.Есенин создает образ раннего утра.

- Какие изобразительно - выразительные средства использует поэт?

С.Есенин любит природу и изображает ее, как живое существо.

В этом ему помогает олицетворения: «задремали звезды», «улыбнулись березки», «растрепали косы», крапива «шепчет шаловливо».

Картина раннего утра получилась яркая, запоминающаяся, благодаря использованию метафор (зеркало затона, задрожало зеркало, сетка небосклона, шелестят сережки, крапива «обрядилась» перламутром) и эпитетов (сонные березки, серебряные росы). Используется в тексте и перифраза:«шелковые косы» вместо «ветви березы».

- Какие образы используются в стихотворении, чтобы усилить впечатление доброго, любовного отношения автора к природе?

Усиливает впечатление глубокой, искренней любви поэта к природе изображение крапивы. Всем известно, что крапива неприятная, жгучая, ничего хорошего не несет

она тем, кто тронет ее, а в стихотворении создается поэтичный образ этого растения.

Крапива

...качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Это восклицательное предложение - пожелание добра всему, что окружает нас в жизни.

5. Проверка индивидуального задания.

Созданию образа прекрасного утра в стихотворении Есенина помогает аллитерация на [р] и [р']. Чередование твердого и мягкого звука наблю­дается в тексте стихотворения 17 раз. Аллитерация подчеркивает пробуждение природы.

Еще в стихотворении наблюдается аллитерация на [з] и [з']. (Задремали, звезды, золотые, задрожало зеркало затона). Этот звук повторяется в стихотворении в сочетании со звуком и [с] и [с'] (сетку, свет).

Эти два звука указывают на постепенные изменения, происходящие в природе ранним утром. От звенящего [з] - плавный переход к умиротворяющему звуку [с].

6. Обобщение.

- Какие тропы используются в стихотворении Есенина?

- Примеров каких тропов в стихотворении нет?

7. Самостоятельная работа, которую учащиеся закончат дома.

Из упражнения 57(61) выписать примеры тропов и определить их роль в тексте.

 

Урок 6.

Тема: Омонимы и многозначные слова. Их роль в тексте.

Цель: Углубление знаний учащихся об омонимах и многозначных словах.

Раскрыть роль омонимов и многозначных слов в тексте.

 

Ход урока.

1. Повторение пунктуации.

Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения.

Едва зайдет солнце и землю окутает мгла как дневная тоска забыта все прощено и земля легко вздыхает широкой грудью.

- Какие средства художественной выразительности используются в этом предложении?

2. Опрос.

- Что такое тропы?

- Приведите примеры тропов, встречающихся чаще других.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Что такое омонимы? Как их отличить от многозначных слов?

4. Усвоение нового материала.

Записи в тетрадях:

 

Алгоритм

Различай многозначные слова и омонимы

1. Подбери синонимы к указанным словам. Синонимы совпадают?

да нет

       
   

 


многозначные слова омонимы

 

5. Проверка действия алгоритма:

- Определите, что это: омонимы или многозначные слова?

Колет иголкой и колет дрова.

Колет дрова - рубит их; колет иголкой - причиняет острую боль. Синонимы не совпадают, значит, это эти слова являются омонимами.

6. Работа с учебником. Стр. 24,25.

7. Закрепление. Упр. 41.

Найти примеры различных видов омонимов.

8. Обобщение.

- Для чего нужно знать омонимы?

- Какую роль играют в тексте омонимы?

Домашнее задание. Упр. 47, повторить синонимы.

Урок 7.

Тема: Контекстуальные синонимы. Градация.

Цель: Углубление знаний о синонимах.

Знакомство с приемом градации в художественном произведении.

Знакомство с разновидностями синонимов.

Развитие навыка нахождения контекстуальных синонимов

и определения их роли в тексте.

 

Ход урока.

 

1. Повторение орфографии.

КАК НИ КАК НЕ

СКОЛЬКО НЕ

СКОЛЬКО НИ

 

Алгоритм.

НИ
НЕ

1. Определи, для чего служит частица.

Для отрицания? Для усиления отрицания? Для утверждения?

               
       
 
 
 


 

В простом В сложноподчиненном

предложении? предложении?

 

НЕ НИ

 

1) Объяснительный диктант.

Сколько ни езжу я по нашим степям, как ни темны бывают иногда безлунные ночи, мне ни одного разу не случалось сбиться с дороги. Но зато однажды я испытал другое несчастье: меня неожиданно застиг буран в степи, и я познакомился со всеми его ужасами.

Нет ничего ужаснее этого степного страшилища, от которого не каждый человек может уйти невредимым, так как снежный прах обвивается, как змей, и душит все, что ни попадается ему на пути.

2) Индивидуальное задание. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.

Подберите синонимы к слову «буран».

- Чем синонимы отличаются от антонимов?

- Какую роль в тексте играет словосочетание «степное страшилище»? (Служит средством связи двух предложений.)

2. Сообщение темы и цели урока

3. Усвоение нового материала.

1) Введение понятия «контекстуальные синонимы».

- Могли бы мы без этого текста утверждать, что степное страшилище - это буран?

Такие синонимы, которые обозначают близкие по смыслу понятия только в определенном тексте, называются контекстуальными.

- С какой целью используются контекстуальные синонимы?

(Для усиления впечатления, производимого бураном.)

Такой прием называется градацией.

2) Работа с учебником. Знакомство с видами синонимов.

Стр.27.

4. Закрепление.

Различение видов синонимов. Упр. 44.

5. Самостоятельная работа.

Различение стилистических синонимов. Упр. 47.

6. Обобщение.

- Что нового узнали о синонимах на уроке?

- Назовите виды синонимов и приведите примеры.

- С какой целью используется в тексте градация?

Домашнее задание. Упр. 45 и 46.

 

 

Урок 8.

 

Тема: Антонимы. Роль антонимов в художественном произведении.

Цель: Углубление знаний учащихся об антонимах и их роли в создании

художественного образа.

Различение языковых и контекстуальных антонимов.

Развитие навыка анализа лексических средств выразительности.

 

Ход урока

 

1. Повторение пунктуации.

Составьте предложения со следующими оборотами.

Белый как бумага, как лебедь, как снег, как мел.

Красный как огонь, как кумач, как рак.

- Почему нет знака препинания в записанных оборотах?

Продолжите запись устойчивых сравнений.

Легкий.... (как пушинка, как перышко)

Острый... (как бритва, как игла)

Прозрачный...(как зеркало, как стекло, как хрусталь)

Твердый.... (как камень, как железо, как сталь)

Черный.... (как жук, как смоль).

2. Опрос - повторение.

- Что такое синонимы?

- Какие виды синонимов вы знаете?

- Как называется прием нагнетания синонимов в тексте?

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение темы и цели урока.

5. Усвоение нового материала.

1) Наблюдение за использованием средств художественной выразительности в упражнении 52.

2) Работа с учебником. Стр.32.

6. Закрепление.

1) Упр. 94. Выписать синонимы и антонимы, указать

виды антонимов

2) Самостоятельная работа. Из упражнения 57 записать

первый абзац, Указать языковые и контекстуальные антонимы. Найти пример использования оксюморона.

7. Беседа.

- Какой прием называется оксюмороном?

- Что такое паронимы? (стр. 32).

8. Закрепление. Упр. 54

 

8. Обобщение.

- Что такое антонимы?

- Какие разновидности антонимов вы знаете?

- Какие приемы художественной выразительности связаны с употреблением антонимов?

 

Домашнее задание.Из текста стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» выписать примеры использования антитезы и оксюморона. Выполнить упражнение 56.

 

Урок 9.

Тема: Исконно русская и заимствованная лексика

Цель: Углубление знаний учащихся о словарном составе русского языка.

Раскрыть роль старославянизмов в тексте художественного произведения.

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации.

1). Осложненное списывание.

Удивительно что (не) смотря на множество самых различных обстоятельств обуславливающих изменения в языке язык меняется (не) очень сильно и сохр..няет свое единство. И это очень важно так как если бы язык (не)сохранил свое единство

то он (не) мог быть средством взаимопон..мания.

 

Индивидуальное задание.

Выполнить синтаксический разбор второго предложения.

2) Выписать из текста слова, правописание которых можно объяснить с точки зрения происхождения слова (единство, сохраняет).

- Как можно объяснить правописание гласной в этом слове?

(В этом слове наблюдается неполногласное сочетание -РА, свойственное старославянскому языку.)

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Беседа.

- Что представляет собой словарный состав языка?

- Как различить исконно русские слова и заимствованные?

4. Работа с учебником. Стр.34 – 37.

5. Закрепление.

- Для чего нужно знать происхождение слова при анализе текста?

1) Упр. 63.

Выписать примеры использования старославянизмов. Указать их роль в оде М.В.Ломоносова.

2) Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева

«Предопределение».

Выписать примеры старославянизмов, указать,

какую роль они играют в тексте. Стр. 323.

(1) Приставка «пред» в слове «предопределение»;

2) Приставка «пре» в слове «предание»;

3) Неполногласное сочетание «ла» в слове «гласит»;

4) Употребление начальной буквы «е» в корне слова

«съединенье»;

5 ) Использование слова «рок» вместо слова «судьба».

- Какую роль играет в тексте использование старославянизмов?

(Старославянизмы подчеркивают возвышенность чувств, они

используются в высоком стиле речи.)

- Почему во второй строфе стихотворения отсутствуют

старославянизмы?

Высокий стиль речи неуместен, когда идет речь об обыденном. Поэтому во второй строфе используется, наряду с нейтральным стилем, разговорный стиль речи:

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

 

 

6. Обобщение.

- Чему учились мы сегодня на уроке?

- Какую роль в художественном произведении играет

использование старославянизмов?

 

Домашнее задание. Выписать из стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

(стр. 323) примеры использования старославянизмов. Указать на их роль в тексте.


 

Урок 10 (Урок - практикум)

 

Тема: Трудные случаи орфографии.

Цель: Подготовка к контрольному диктанту.

Повторение правописания Н и НН в суффиксах

прилагательных и причастий. Правописание НЕ и НИ.

Развитие навыка анализа языковых средств

выразительности.

 

Ход урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Используя примеры таблицы, рассказать

о правописании Н и НН.

 
 


НН Н

1. 1) естественный, лекционный 1) ветреный

безветренный ветряной(двигатель)

2) истин(а) + Н истинный 2) юный, румяный

3) стеклянный, оловянный, 3) песчаный, ледяной,

деревянный пчелиный

4) инсценированный 4) жеваный, кованый;

 
 


2. 1) взъерошенный 1) взъерошены

2) сожженный 2) жженый (сахар)

жженный недолго нежженый

3) данный, решенный 3) раненый

4) невиданный, неслыханный 4) смышленый,

посаженый

 
 


3. Тренировочные упражнения.

1) Упр. 194.

Составить словосочетания, сделать синтаксический разбор двух словосочетаний.

2) Упр. 195. Сгруппировать примеры правописания Н и НН.

4. Повторение правописания НЕ с различными частями речи.

Работа с учебником. Стр. 95.

5. Закрепление.

1) Упр. 196.

2) Объяснительный диктант.

Берёзы, отражённые в воде,

Расплёсканные, белые стволы,

Зигзаги черные, мозаика листвы...

Березы, отраженные в воде,

Вы словно сны о юности мелькнувшей,

Колеблемые солнечной волной.

И не погладить ствол, и не сломать

Извилистую, трепетную ветвь...

Вас можно лишь ладонью расплескать.

Но стихнет рябь - вы снова предо мною,

Березы, отраженные в воде...

(Э.Дубровина)

Работа над языковыми особенностями текста.

- Какую роль играют в тексте лексические средства выразительности?

В стихотворении «Березы, отраженные в воде...» используются лексические средства художественной выразительности. Эпитет «трепетную ветвь» подчеркивает хрупкость, нежность березки. Метафоры помогают представить образ деревца, отраженного в воде: «можно расплескать дерезы», мозаика листвы».

Используется в стихотворении и сравнение «словно сны», оно показывает изменчивый и смутный образ отраженных в воде берез.

Для выражения отношения автора используется обращение.

6. Обобщение.

- Какие орфограммы мы повторили на уроке?

- Какие средства художественной выразительности мы отметили в стихотворении?

Домашнее задание. Подготовка к контрольному диктанту по материалам упражнений 197,198.

 

Урок11.

 

Тема: Контрольный диктант по теме: «Лексические средства художественной

выразительности».

Цель: Контроль знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Проверка умения находить в тексте лексические средства

художественной выразительности.

 

Ход урока.

1. Контрольный диктант.

Отряд, назначенный в набег, состоял из четырех батальонов пехоты, двух сотен казаков и восьми орудий. Колонна шла по обеим сторонам дороги непрерывной цепью. Спускаясь и поднимаясь по балкам, шли егеря в высоких сапогах и папахах,

с ружьями на плечах и патронами на перевязи. Как всегда, отряд двигался по неприятельской земле, соблюдая возможную тишину. Только изредка позвякивали встряхнутые орудия, или не понимающая приказа о тишине фыркала и ржала лошадь, или хриплым сдержанным голосом кричал рассерженный начальник на своих подчиненных за то, что цепь или слишком растянулась, или слишком близко или далеко идет от колонны. Один раз только тишина нарушалась тем, что из небольшой колючки, находившейся между цепью и колонной, выскочила коза с белым брюшком и серой спинкой и такой же козел с небольшими, на спину закинутыми рожками.

Красивые испуганные животные большими прыжками, поджимая передние ноги, налетели на колонну так близко, что некоторые солдаты с криками и хохотом побежали за ними, намереваясь заколоть их штыками, но козы поворотили назад, проскочили сквозь цепь и, преследуемые несколькими конными и ротными собаками, как птицы, помчались в горы.

Еще была зима, но солнце начинало ходить выше, и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становились жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди - таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами - еще выступающие скалы, и на высоком горизонте - вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы.

 

2. Выписать из текста примеры использования лексических средств художественной выразительности.

Домашнее задание. Повторить все орфограммы, связанные с написанием имен существительных. Выполнить упражнение 135.

 

Урок 12.

Тема: Морфология и орфография. Имя существительное. Роль детали в тексте художественного произведения.

Цель: Повторение правописания имен существительных. Развитие навыка определения роли детали в тексте.

Ход урока.

1. Анализ контрольного диктанта.

2. Работа над ошибками в диктанте.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Повторение изученного об имени существительном.

1) Беседа.

- Что такое существительное?

- Назовите основные значения имен существительных.

- Какие морфологические признаки имеют имена существительные?

2) Проверка домашнего задания.

3) Индивидуальное задание.

Выполнить морфологический разбор существительного

«интеллигенция».

5. Закрепление.

1).Работа с текстом упражнения 139.

Индивидуальное задание. Сгруппировать слова с пропущенными буквами по орфограммам.

2). Наблюдение за ролью детали в характеристики героев произведения.

- На какие детали обращает внимание читателя автор?

Автор обращает внимание читателя на цветы в комнате Одинцовой: «Комната была уставлена цветами».

- Как эта деталь характеризует героиню?

Автор заостряет внимание на том, что Одинцова - женщина, которая не лишена эстетического вкуса. Метафора «комната уставлена» подчеркивает обилие цветов в

комнате.

- Какую еще деталь использует Тургенев, представляя нам героиню?

На Одинцовой надето простое утреннее платье. Эта деталь подчеркивает простоту героини.

6. Предупреждение ошибок в использовании имен существительных.

1) Упр. 170.

Поэтом Пушкиным, городом Пушкином, компози­тором Бородиным,

гордиться победой под Бородином,

интересоваться Герценом и Байроном.

- Как объяснить разницу в употреблении вариантов творительного падежа?

Русские фамилии в творительном падеже оканчиваются на - ЫМ, а иностранные - на - ОМ. Имена собственные неодушевленные, образованные от фамилий, также имеют окончание - ОМ: писателем Чехов ым, но городом Чехов ом.

7. «Подумай и ответь».

Какую гласную следует написать в окончании?

Бородищ.., болотищ.., домищ.., сапожищ.., грязищ..

В именах существительных с суффиксом – ИЩ мужского и среднего рода пишется окончание -Е, а женского рода – А).

Одинаковое ли окончание в словах:

Зубил. и зубрил..?

Одушевленные имена существительные мужского рода после суффикса -Л- имеют окончание -А,а неодушевленные - О.

8. Обобщение.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Что узнали нового?

- Какую роль играют в тексте художественного произведения детали?

 

Домашнее задание. Упр. 163.

 

 

Урок 13.

Тема: Имя прилагательное.

Роль эпитетов в тексте художественного произведения.

Цель: Повторение правописания имен прилагательных.

Развитие навыка определения роли эпитетов в

тексте художественного произведения.

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации. Объяснительный диктант.

Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день, а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, но как мучительна его безмолвная печальная прелесть.

- Найдите прилагательные в предложении, укажите их синтаксическую роль.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение.

1) Беседа.

- Что вы помните об имени прилагательном?

- Какую роль играют прилагательные в тексте художественного произведения?

- Что такое эпитеты?

2). Выписать из предложения эпитеты, указать их роль в предложении.

«Притихший сад», «солнце радостно блистало» – эти эпитеты используются как антитеза, потому что в предложении противопоставляются картины дня и вечера и подчеркивается чувство грусти. Кроме того, эпитет «одиноко краснеет» указывает и на чувство одиночества.

- Как можно понять словосочетание «печальная прелесть»?

Употребление рядом взаимоисключающих понятий в тексте художественного произведения называется оксюмороном.

- С какой целью оксюморон используется в данном предложении?

С помощью оксюморона автор усиливает чувство грусти, тоски.

4. Индивидуальное задание.

1) Выписать из предложения словосочетания

«прилагательное + существительное» и выполнить

синтаксический разбор одного словосочетания.

2) Определить способ образования прилагательных

безмолвная, печальная.

Разобрать по составу слово «гостиная» и указать способ образования этого слова.

Способ образования этого слова - неморфологический, это переход слова из одной части речи в другую.

5. Углубление знаний о правописании и употреблении имен прилагательных.

1) Работа с учебником. Стр. 75.

2) Упр. 151.

Образовать краткую форму от прилагательных: Дружественный - дружествен, блаженный - блажен (искл.), обыкновенный - обыкновенен, мгновенный - мгновенен...)

- Когда в кратком прилагательном мужского рода употребляется форма на - ЕНЕН?

3) Упр. 153. Определение стилистической роли кратких прилагательных в тексте.

В 1 тексте краткие прилагательные (дика, печальна, молчалива) помогают почувствовать оттенок мягкости, нежность в описании героини; во втором тексте краткие прилагательные (высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива)

подчеркивают высокомерие, бездушие царицы; в третьем тексте прилагательные

(молчалив, красноречив, небрежен, не стыдлив и дерзок) помогают почувствовать

противоречивость характера героя.

- Обратите внимание на звуковое оформление кратких прилагательных.

- Какой прием используется в текстах?

Аллитерация: в первом тексте - на «л», во втором – на «р», а в третьем тексте - на «л и «р».)

6. Обобщение

- Что мы сегодня повторили на уроке об имени прилагательном?

- Какую роль играют в тексте имена прилагательные

полные и краткие?

Домашнее задание. Проанализировать средства художественной выразительности

в упражнении 161(ч.1).

 

Урок 14.

Тема: Числительные и местоимения.

Роль анафоры в художественном произведении.

Цель: Повторить правописание окончаний числительных,

НЕ и НИ с местоимениями.

Знакомство с использованием анафоры в

художественном произведении.

 

Ход урока

1. Повторение орфографии. Составить словосочетания с записанными словами.

(По) тому (за) тем

То (же) что(бы)

- Как различать местоимения и омонимичные слова?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение правописания окончаний числительных.

1) Упр. 162.

2) Работа с учебником. Стр. 81.

3)Редактирование. Переписать, устранить ошибки.

Пяти десятью учениками, к девяносто пяти прибавить

семсот четыре, о шестистах книгах.

4. Различение местоимений и союзов.

Определите, какой частью речи является в следующих предложениях слово «что».

В одной из поэтичнейш. (древне) греческих легенд рассказывается, что бог войны однажды не смог отправиться в поход, потому что в его шлеме свила гнездо и вывела

птенцов белая голубка. Перед дорогой хорошо подумай, что тебе пригодится в пути.

 

В первом предложении используются подчинительные союзы «что» и «потому что». Во втором предложении используется местоимение «что», которое выполняет роль союзного слова, потому что на него падает логическое ударение и оно является

членом предложения.

- К какому разряду относится местоимение «что»?

Это относительное местоимение, оно используется в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и местоименно-определительными.

5. Индивидуальное задание.

Упр. 167.

Указать разряды местоимений.

6. Углубление знаний об использовании местоимений в тексте

художественного произведения. Упр. 168.

- Найдите местоимения в стихотворениях Пастернака и Фета.

- Какую роль они играют в стихотворениях?

В стихотворении Пастернака слово «это» является указательной частицей, которая играет роль анафоры - единоначатия. Поэт заостряет внимание читателя на разнообразии ассоциаций, которые вызывает град.

В стихотворении Фета используются указательные местоимения «это», «эта», «этот», «эти», которые чередуются в стихотворении и так же, как и в стихотворении Пастернака, играют роль анафоры. Последняя строка стихотворения завершает и обобщает все, что связано с приметами весны. В ней используется указательная частица «это».

- Как отличить указательное местоимение от указательной частицы «это»?

- Что такое анафора?

Анафора, или единоначатие, - стилистическая фигура, состоящая в повторении слов, звуков, фраз. Различают словесную анафору, состоящую из повторения слов:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

Анафора может быть звуковой, с повторением отдельных созвучий:

Черноглазую девицу, Черногривого коня!

Встречается анафора синтаксическая, в которой повторяются фразы, предложения или словосочетания:

Почему как горячее жало

Чуть заметно впивается в грудь?

Почему мне так воздуху мало,

Что хотел бы глубоко вздохнуть?

7. Обобщение.

- Что мы сегодня повторили на уроке? Что узнали нового?

- Какую роль играет анафора в тексте художественного произведения?

 

Домашнее задание.

Выписать примеры словесной, звуковой и синтаксической анафоры из стихотворений Ф.И.Тютчева.

 

Урок 15.

Тема: Глаголы. Роль глаголов в тексте типа «повествование».

Цель: Повторение правописания суффиксов и окончаний

глаголов.

Различение глаголов в изъявительном и повелительном

наклонении.

Развитие навыка анализа морфологических особенностей текста

художественного произведения

 

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Индивидуальное задание:

Выполнить синтаксический разбор второго предложения.

И бунт..т и клокоч..т

Хлещ..т свищ,.т и ревет

И до звезд допрянуть хоч..т

До (не)зыбл..мых высот...

Ад ли адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила -

И пучину взворотила

И поставила (в) верх дном?

(Ф.И.Тютчев. Море и утес)

- Слова какой части речи преобладают в этой строфе?

- Какую роль они играют в раскрытии образа бушующего моря?

Обилие глаголов передают беспрерывность действия. Благодаря использованию глаголов, мы видим изменяющуюся картину моря.

С помощью глаголов передается усиление шторма.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение правописания глаголов.

1) Какая разница в значении слов:

обезлюдел и обезлюдил

обледенел и обледенил?

Суффикс -Е- указывает на то, что действие совершал сам

предмет или лицо, а суффикс -И- указывает, что действие совершено было над предметом или лицом.

2) Составить предложения, чтобы выявилось значение этих слов.

Многие села в последние годы обезлюдели, потому что молодежь уехала в город. В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюдили много сел и деревень.

3) Различение глаголов в изъявительном и повелительном

наклонении.

Запишите слово «вытр..те» в изъявительном и повелительном наклонении.

Объясните написание.

4. Закрепление.

Объяснительный диктант.

Если выйдете утром в степь по высокой колючей траве, целые стаи чутких птиц на крыло поднимете. Выйдите поутру на большой залив, посмотрите, что там делается.

5. Работа с текстом.

Определить роль глаголов в тексте упражнения 179.

 

В стихотворении C.Есенина используются глаголы в повелительном и изъявительном наклонении. Глаголы повелительного наклонения употребляются вместе с именами существительными, которые являются обращениями.

Обилие глаголов, имеющих разговорную окраску, помогает почувствовать открытость и простоту чувств лирического героя. Стремление его к счастью выряжается в глаголах будущего времени:

... Пусть несется песня к милой до порога.

Пусть она услышит, пусть она поплачет...

Мы видим, что лирический герой не верит в свое счастье. Там, где передаются чувства героя, вовсе нет глаголов:

Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?

На примере этого стихотворения мы можем убедиться, что глаголы в художественном произведении могут передавать не только движение, действие, но и различные чувства лирического героя.

7. Обобщение.

- Что мы повторили на уроке?

- Какую роль играют в тексте художественного

произведения глаголы?

Домашнее задание.

Повторить образование причастий и деепричастий.

Выполнить упражнение 180.

 

Урок 16.

Тема: Причастия и деепричастия.

Их роль в художественном произведении.

Цель: Повторить правописание причастий и деепричастий и пунктуацию при

обособленных определениях и обстоятельствах.

Раскрыть роль причастий и деепричастий в тексте художественного

произведения.

Развитие навыка анализа морфологических средств художественной

выразительности.

 

Ход урока.

1. Повторение орфографии.

Объяснительный диктант.

Всюду, куда ни взглянешь, стелется над землей легкий пар; на песчаных буграх, которые сами собой давно обезлесели, мало – помалу подсохли проталинки, и только на давно не езженной дороге синеют лужицы последней снеговой воды.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Проверка домашней работы.

4. Опрос- повторение.

- Какие формы глагола называют особыми формами?

- Что общего у глагола и причастия?

- Что общего у глагола и деепричастия?

5. Повторение правописания причастий и деепричастий.

Упр. 184.

Выписать из текста причастия и деепричастия вместе с определяемыми словами.

Выполнить морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного

деепричастия.

6. Определение роли причастий и деепричастий в тексте.

Упр. 184.

Причастия обозначают признак действия, а деепричастия - добавочное действие. Благодаря использованию причастий и деепричастий, изображение событий получается более полным.

Причастия и деепричастия поясняют основное действие, делают повествование объемным: «двинется, рассекая волны», «соберется много народу, удивляясь и ахая».

- Определить роль деепричастий в тексте упражнения 187.

Деепричастия не только поясняют способ действия, но и подчеркивают динамику событий. Деепричастия несовершенного вида, благодаря наличию открытых слогов, способствуют созданию впечатления длительности действия. Сравните: шипит и шипя.

7. Обобщение.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Какую роль играют в тексте художественного произведения

причастия и деепричастия?

Домашнее задание. Упр. 185. Определить роль деепричастий в тексте.

 

 

Урок 17.

 

Тема: Наречия. Роль наречий в тексте.

Цель: Повторение правописания наречий.

Углубление знаний учащихся о видах связи предложений в тексте.

Развитие навыка определения роли морфологических средств

художественной выразительности.

 

Ход урока.

1. Повторяем орфографию и пунктуацию.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Далеко прот..нувшись от (не)высокого но обрыв..стого

берега в спокойно дремл..щую реч..нку проп..давш..

(в) дали золотится песча(н,нн)ая отмель. Живым серебром

простирается до другого берега вода а ветер насто. (н,нн)ый

на пол.вых травах едва пр..метно колебл..т молодую

пор..сль стел..щуюся по карнизам крутого берега.

Индивидуальное задание.

Выполнить синтаксический разбор первого предложения

и морфологический разбор причастия и деепричастия.

2. Стилистический эксперимент. (Устная работа)

Попробуйте изменить текст, убрав из него наречия.

- Чем отличается получившийся текст от записанного?

- Какую роль играют в тексте наречия?

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Повторение изученного о наречии.

1) Способы образования наречий. Упр. 189.

2) Правописание Н и НН в суффиксах наречий.

Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.

Объяснительный диктант.

Стадо испугано, выглядел испуганно, говорил раздраженно, наказание заслуженно, смотрел рассеянно, зерно рассеяно, путано отвечал.

5. Самостоятельная работа.

Упр. 184.

Указать тип речи, стиль речи, виды связи между предложениями в тексте. Определить роль наречий в тексте.

Образец работы:

Текст представляет собой повествование с элементами описания. Он относится к художественному стилю речи, так как цель текста – эмоционально-образное воздействие на читателя. Для художественного стиля характерно превращение слова в образ. Писатель так строит повествование, чтобы создать конкретный образ.

Для этого писатель использует различные изобразительно-выразительные средства: эпитеты (сияющая громада, чудесный корабль, в блистательную страну), метафоры

(громада парусов двинется, корабль подойдет величественно, лодка в золоте и цветах).

Предложения в тексте связаны смысловой, лексической и морфологической связью. Первое и второе предложения связаны по смыслу и грамматически. Грамматическая связь выражается с помощью глаголов будущего времени: будешь большой, сверкнет. Второе и третье предложения связаны лексическим повтором

(парус – громада парусов). Третье и четвертое предложения связаны лексической

связью: лексическим повтором слова «корабль».

Наречия в данном тексте указывают на время действия (однажды утром); способ действия (тихо будет плыть), место действия (там); образ действия (величественно).

Большинство наречий подчеркивают образное восприятие событий (величественно, далеко-далеко).

6. Обобщение.

- Что повторили сегодня на уроке?

- Какую роль играют наречия в тексте художественного произведения?

Домашнее задание. Упр. 196.

Определить роль морфологических средств в тексте упр. 201.

 

 

Урок 18.

 

Тема: Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография».

Цель: Проверка знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Проверка умений учащихся анализировать морфологические особенности текста.

 

Ход урока.

1. Контрольный диктант.

(См. упражнение 25).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.361 с.)