Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок разбора деепричастияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. II. Начальная форма (неопределенная форма глагола). III. Постоянные признаки: 1)вид (совершенный или несовершенный); 2)неизменяемость. IV. Синтаксическая функция (каким членом предложения является). Образец разбора: Колдуя и клянясь, среди обычных сутолок земля вцепилась в нас, крича от страшных судорог. (Рожд.) Колдуя — деепричастие, особая форма глагола, обозначающая добавочное действие предмета, названного подлежащим; начальная форма — колдовать; несовершенного вида, неизменяемое. В предложении является обстоятельством. Клянясь — деепричастие, особая форма глагола, обозначающая добавочное действие предмета, названного подлежащим; начальная форма — клясться; несовершенного вида, неизменяемое. В предложении является обстоятельством. Крича — деепричастие, особая форма глагола, обозначающая добавочное действие предмета, названного подлежащим; начальная форма — кричать; несовершенного вида, неизменяемое. В предложении является обстоятельством.
394. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите деепричастия, сделайте их полный разбор. 1. Дениска прислушивавшийся к их разговору и ничего не понявший встряхнул головой и приподнявшись стегнул по обеим гнедым. (Ч.) 2. Чуть отставая бок о бок шли Леня и Лиза. (Наг.) 3. А кто-то попросту, по холодку, по краю-бережку идет едва, мурлычет песенку забыв слова. Нагнувшись медленно из речки пьет... (Рожд.) 4. Наслышавшись много о мудрости и красоте израильского царя, она прибыла к нему из своей страны с богатыми дарами желая испытать его мудрость и покорить сю сердце. (Купр.) 5. И думая что оба они сказали нечто убедительное и веское Кузьмичов и о. Христофор сделали серьезные лица и одновременно кашлянули. (Ч.) Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение деепричастия. Какими признаками обладает эта глагольная форма? 2. От чего зависит вид деепричастия? Покажите это на примерах. 3. Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида? Подтвердите примерами. 4. В чем заключается особенность употребления деепричастий в речи? 5. В каких случаях и как выделяются на письме причастные и деепричастные обороты? Приведите примеры из художественных текстов. 6. Что общего у причастий и деепричастий? Задания для самостоятельной работы 395. В каком предложении выделенное слово является деепричастием? 1. Человек шел, не смотря под ноги. 2. Несмотря на плохую погоду, матч состоится. 3. Не смотри на меня с упреком. 396. Какое слово является «лишним» в каждой строке? 1. Подпрыгивая, невзирая, улыбаясь, распахивая. 2. Удивив, полив, спрятавшись, прячась. 3. Ткнувшись, опершись, подпишись, разогревшись. 397. Спишите, раскрывая скобки, объясните слитное, раздельное и дефисное написание слов. Выделите деепричастия, определите их вид и укажите, при помощи каких суффиксов они образованы. 1. Днем, гуляя, Ивлев прошел по выгону мимо школы. (Б.) 2. Он все понял и, (не)плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей (за)ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами... (Л.Т.) 3. Я побежала (на)верх в каком(то) испуге, бросив отца и (не)простившись с ним. (Д.) 4. Едва дыша, без слез, без дум, без слов она стоит, бесчувственно внимая, как(будто) этот дальний звук подков всю будущность ее унес с собою. (Л.) 5. Смеясь, переговариваясь, идут к ней [к роще] по снежному полю, суют ногами в длинных шведских лыжах, держа в правой руке длинные палки с колесиками на конце, лицеист, гимназистка, высокий и полный богатый молодой человек, кадет и курсистка в пенсне, очень близорукая, (не)ловкая и очень обидчивая. (Б.) 398. Прочитайте. Выпишите отдельно все причастия и деепричастия, выделите в них формообразовательные суффиксы. 1. Он был богом, воссоздающим погибший мир. 2. Боясь спутаться, затеряться в светлом лабиринте памяти, он прежний путь свой воссоздавал осторожно, бережно, возвращаясь иногда к забытой мелочи, но не забегая вперед. 3. Блуждая в этот весенний вторник по Берлину, он и вправду выздоравливал, ощущал первое вставанье с постели, слабость в ногах. 4. Рядом, у оконного косяка, приделана керосиновая лампа, склонная выпускать черный язык копоти. 5. Мост этот был продолжением рельсов, видимых из окна Ганина... 6. И на следующее утро, еще лежа в постели, он принял неслыханное решение. (В. Набоков) 399. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Выберите два причастия и два деепричастия, выполнитеих полный разбор. 1. И постепенно ветром разносимый все ближе, ближе топот — и вce мимо! (Л.) 2. Сидит глаза полузакрыв нахохлившийся кондор. (Рожд.) 3. Я заметила, что он и сам был ужасно смущен. (Д.) 4. Зарождавшийся образ стягивал, вбирал всю солнечную прелесть этой комнаты, и, конечно, без нее никогда бы не вырос. (Наб.) 5. Визжащий орущий разболтанный мир заболел тишиной! (Рожд.) 6. Наполеон представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура вырезанная на носу корабля силою руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который держась за тесемочки привязанные внутри кареты воображает, что он правит. (Л.Т.)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Понятие о прилагательном
Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется с существительным в роде, числе и падеже: Подобно птичке беззаботной и он, изгнанник перелетный, гнезда надежного не знал и ни к чему не привыкал (П.). Грамматическим значением прилагательного является значение признака предмета. Это значение проявляется в нескольких разновидностях. Размер, форма, цвет, свойство, качество — все это признаки предмета: высокое дерево, круглая луна, пестрое платье, ароматный цветок, прочная постройка. Прилагательное — это изменяемая часть речи. Морфологическими признаками прилагательного являются изменение по родам, числам и падежам: зеленый сад, зеленая поляна, зеленое поле; зеленый луг — зеленые луга; зеленого луга, зеленому лугу и т.д. Форма прилагательного в речи целиком зависит от формы того существительного, к которому относится прилагательное, ср.: рассветный туман, рассветным туманом, в рассветном тумане. Имена прилагательные обладают общими словообразовательными признаками. Они обычно образуются при помощи суффиксов -н-, -онн-, -ист-, -к-, -ск-, -оват- и некоторых других: кон н ый, лекци онн ый, серебр ист ый, бой к ий, завод ск ой, Синтаксическим признаком прилагательных является их способность выполнять в предложении функции определения и сказуемого: Вода за холодные серые дни в октябре на отмелях спала — прозрачная стала и чистая (Б.). В словосочетании прилагательное обычно бывает зависимым словом: радостныи ← праздник, на высоком ← холме. В некоторых случаях имя прилагательное может подчинять себе зависимое слово, чаще всего — наречие: очень ← старательный, совсем ← юный.
400. Найдите в тексте имена прилагательные, выделите в них окончаний. Укажите, к какому слову относится прилагательное, задайте к нему вопрос. В окно я вижу груды облаков, Холодных, белоснежных, как зимою, И яркость неба влажно-голубого. Осенний полдень светел, и на север Уходят тучи. Клены золотые И белые березки у балкона Сквозят на небе редкою листвой, И хрусталем на них сверкают льдинки. (И. Бунин) 401. Выпишите прилагательные, вставляя пропущенные буквы. Распределите имена прилагательные на группы по значению: 1) внешние признаки предмета (размер, форма, цвет и т.д.); 2) свойства, качества предмета; 3) внутреннее состояние человека; 4) оценка. 1. За тонкой перегородкой, отделявшей сарай от конюшни, были лошади. (Ч.) 2. И, счас.ливый и сп..койный, он схватил со стола кусок хлеба, со сковородки хвост рыбы и пошел смотреть телевизор, все равно что. (Петр.) 3. Слабым звоном люстра отвечает на шаги по комнате пустой... (Б.) 4. Спит земля в сиянье г..лубом... (Л.) 5. Вошел человек лет шестидесяти, белов..лосый, худой и смуглый, в коричн..вом фраке с медными пуговицами и в роз..вом платочке на шее. (Т.) 6. Деревянные платформы Балтийского вокзала потемнели от росы. (Пауст.) 7. Это вздорное, по-видимому, происшествие заметно расстроило нашего героя. (Г.) 8. Какой он [Пьер] пр..красный, — сказала княжна Марья. (Т.) 402. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание. Найдите прилагательные, выделите в них окончания, определите их морфологические признаки: род, число и падеж. 1. У лукомор..я дуб зеленый; златая цепь на дубе том: и днем и ноч..ю кот ученый все ходит по цепи крутом... (П.) 2. Ветки цветущих черешен.. смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой пис..менный стол их белыми лепестками. (Л.) 3. Пробегая мимо темных, суровых строений, он [Пашка] увидел одно освещенное окно. (Ч.) 4. Именно в отдаленных улицах и закоулках города дребезжал вес..ма странный экипаж, наводивший недоумение насчет своего названия. (Г.) 5. Над морем дымился ослепительный штиль. Он переливался прохладным блеском на сотни миль, плескал о гранитные берега и, как ребенок, шаловливо дул в лицо тепловатым ветром. (Пауст.) 403. Укажите словообразовательные признаки прилагательных, выделите суффиксы и окончания. В светло-голубом платье, до середины длинного ряда, украинский костюм, популярную песню, вспыльчивый характер, из тонкого кружева, батистовый платок, золотистых волос. 404. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Найдите прилагательные, определите их синтаксическую функцию. 1. Погода дач..ная, то есть темп..ратура ниже нуля, ре..кий холодный ветер, дождь, грязь... (Ч.) 2. Прелес.ная, хрупкая, исполненная остро гр..циозной и р..внивой женственности, Вера Евсеевна распорядилась приютить цветы и опустить прозрач..ные зеленые шторы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.013 с.) |