Порядок разбора деепричастия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок разбора деепричастия



 

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.

II. Начальная форма (неопределенная форма глагола).

III. Постоянные признаки:

1)вид (совершенный или несовершенный);

2)неизменяемость.

IV. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец разбора:

Колдуя и клянясь, среди обычных сутолок земля вцепилась в нас, крича от страшных судорог. (Рожд.)

Колдуя — деепричастие, особая форма глагола, обозначающая добавочное действие предмета, названного подлежащим; началь­ная форма — колдовать; несовершенного вида, неизменяемое. В предложении является обстоятельством.

Клянясь — деепричастие, особая форма глагола, обозначающая добавочное действие предмета, названного подлежащим; началь­ная форма — клясться; несовершенного вида, неизменяемое. В пред­ложении является обстоятельством.

Крича — деепричастие, особая форма глагола, обозначающая добавочное действие предмета, названного подлежащим; началь­ная форма — кричать; несовершенного вида, неизменяемое. В пред­ложении является обстоятельством.

 

394. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите деепричастия, сделайте их полный разбор.

1. Дениска прислушивавшийся к их разговору и ничего не понявший встряхнул головой и приподняв­шись стегнул по обеим гнедым. (Ч.) 2. Чуть отставая бок о бок шли Леня и Лиза. (Наг.) 3. А кто-то попросту, по холодку, по краю-береж­ку идет едва, мурлычет песенку забыв слова. Нагнувшись мед­ленно из речки пьет... (Рожд.) 4. Наслышавшись много о мудрости и красоте израильского царя, она прибыла к нему из своей страны с богатыми дарами желая испытать его мудрость и покорить сю сердце. (Купр.) 5. И думая что оба они сказали нечто убедительное и веское Кузьмичов и о. Христофор сделали серьезные лица и од­новременно кашлянули. (Ч.)

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение деепричастия. Какими признаками обладает эта глагольная форма?

2. От чего зависит вид деепричастия? Покажите это на примерах.

3. Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида? Подтвердите примерами.

4. В чем заключается особенность употребления деепричастий в речи?

5. В каких случаях и как выделяются на письме причастные и деепричастные обороты? Приведите примеры из художественных текстов.

6. Что общего у причастий и деепричастий?

Задания для самостоятельной работы

395. В каком предложении выделенное слово является деепричастием?

1. Человек шел, не смотря под ноги. 2. Несмотря на плохую по­году, матч состоится. 3. Не смотри на меня с упреком.

396. Какое слово является «лишним» в каждой строке?

1. Подпрыгивая, невзирая, улыбаясь, распахивая. 2. Удивив, полив, спрятавшись, прячась. 3. Ткнувшись, опершись, подпишись, разогревшись.

397. Спишите, раскрывая скобки, объясните слитное, раздельное и дефисное написание слов. Выделите деепричастия, определите их вид и укажите, при помощи каких суффиксов они образованы.

1. Днем, гуляя, Ивлев прошел по выгону мимо школы. (Б.) 2. Он все понял и, (не)плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей (за)ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами... (Л.Т.) 3. Я побежала (на)верх в каком(то) испуге, бросив отца и (не)простившись с ним. (Д.) 4. Едва дыша, без слез, без дум, без слов она стоит, бесчувственно внимая, как(будто) этот дальний звук подков всю будущность ее унес с собою. (Л.) 5. Смеясь, переговариваясь, идут к ней [к роще] по снежному полю, суют ногами в длинных шведских лыжах, держа в правой руке длинные палки с колесиками на конце, лицеист, гимназистка, высокий и полный богатый молодой человек, кадет и курсистка в пенсне, очень близорукая, (не)ловкая и очень обидчивая. (Б.)

398. Прочитайте. Выпишите отдельно все причастия и деепричастия, выделите в них формообразовательные суффиксы.

1. Он был богом, воссоздающим погибший мир. 2. Боясь спутаться, затеряться в светлом лабиринте памяти, он прежний путь свой воссоздавал осторожно, бережно, возвращаясь иногда к забытой мелочи, но не забегая вперед. 3. Блуждая в этот весенний вторник по Берлину, он и вправду выздоравливал, ощущал первое вставанье с постели, слабость в ногах. 4. Рядом, у оконного косяка, приделана керосиновая лампа, склонная выпускать черный язык копоти. 5. Мост этот был продолжением рельсов, видимых из окна Ганина... 6. И на следующее утро, еще лежа в постели, он принял неслыханное решение.

(В. Набоков)

399. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Выберите два причастия и два деепричастия, выполнитеих полный разбор.

1. И постепенно ветром разносимый все ближе, ближе топот — и вce мимо! (Л.) 2. Сидит глаза полузакрыв нахохлившийся кондор. (Рожд.) 3. Я заметила, что он и сам был ужасно смущен. (Д.) 4. Зарождавшийся образ стягивал, вбирал всю солнечную прелесть этой комнаты, и, конечно, без нее никогда бы не вырос. (Наб.) 5. Визжащий орущий разболтанный мир заболел тишиной! (Рожд.) 6. Наполеон представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура вырезанная на носу корабля силою руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который дер­жась за тесемочки привязанные внутри кареты воображает, что он правит. (Л.Т.)

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Понятие о прилагательном

 

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, ко­торая обозначает признак предмета и согласуется с существитель­ным в роде, числе и падеже: Подобно птичке беззаботной и он, изгнанник перелетный, гнезда надежного не знал и ни к чему не при­выкал (П.).

Грамматическим значением прилагательного являет­ся значение признака предмета. Это значение проявляется в нескольких разновидностях. Размер, форма, цвет, свойство, ка­чество — все это признаки предмета: высокое дерево, круглая луна, пестрое платье, ароматный цветок, прочная постройка.

Прилагательное — это изменяемая часть речи. Морфологи­ческими признаками прилагательного являются измене­ние по родам, числам и падежам: зеленый сад, зеленая поляна, зеле­ное поле; зеленый лугзеленые луга; зеленого луга, зеленому лугу и т.д. Форма прилагательного в речи целиком зависит от формы того существительного, к которому относится прилагательное, ср.: рассветный туман, рассветным туманом, в рассветном тумане.

Имена прилагательные обладают общими словообразовательными признаками. Они обычно образуются при помощи суффиксов -н-, -онн-, -ист-, -к-, -ск-, -оват- и некоторых других: кон н ый, лекци онн ый, серебр ист ый, бой к ий, завод ск ой,
красн оват ый.
Прилагательные имеют характерные для этой части речи окончания ый, -ий, -ой: красн ый, син ий, голуб ой.

Синтаксическим признаком прилагательных являет­ся их способность выполнять в предложении функции опреде­ления и сказуемого: Вода за холодные серые дни в октябре на отмелях спала — прозрачная стала и чистая (Б.). В словосочета­нии прилагательное обычно бывает зависимым словом: радостныи ← праздник, на высоком ← холме. В некоторых случаях имя прилага­тельное может подчинять себе зависимое слово, чаще всего — наречие: очень ← старательный, совсем ← юный.

 

400. Найдите в тексте имена прилагательные, выделите в них окончаний. Укажите, к какому слову относится прилагательное, задайте к нему вопрос.

В окно я вижу груды облаков,

Холодных, белоснежных, как зимою,

И яркость неба влажно-голубого.

Осенний полдень светел, и на север

Уходят тучи. Клены золотые

И белые березки у балкона

Сквозят на небе редкою листвой,

И хрусталем на них сверкают льдинки.

(И. Бунин)

401. Выпишите прилагательные, вставляя пропущенные буквы. Распределите имена прилагательные на группы по значению: 1) внешние признаки предмета (размер, форма, цвет и т.д.); 2) свойства, качества предмета; 3) внутреннее состояние человека; 4) оценка.

1. За тонкой перегородкой, отделявшей сарай от конюшни, были лошади. (Ч.) 2. И, счас.ливый и сп..койный, он схватил со стола кусок хлеба, со сковородки хвост рыбы и пошел смотреть телевизор, все равно что. (Петр.) 3. Слабым звоном люстра отвечает на шаги по комнате пустой... (Б.) 4. Спит земля в сиянье г..лубом... (Л.) 5. Вошел человек лет шестидесяти, белов..лосый, худой и смуглый, в коричн..вом фраке с медными пуговицами и в роз..вом платочке на шее. (Т.) 6. Деревянные платформы Балтийского вокзала потемнели от росы. (Пауст.) 7. Это вздорное, по-видимому, происшествие заметно расстроило нашего героя. (Г.) 8. Какой он [Пьер] пр..красный, — сказала княжна Марья. (Т.)

402. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание. Найдите прилагательные, выделите в них окончания, определите их морфологические признаки: род, число и падеж.

1. У лукомор..я дуб зеленый; златая цепь на дубе том: и днем и ноч..ю кот ученый все ходит по цепи крутом... (П.) 2. Ветки цветущих черешен.. смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой пис..менный стол их белыми лепестками. (Л.) 3. Пробегая мимо темных, суровых строений, он [Пашка] увидел одно освещенное окно. (Ч.) 4. Именно в отдаленных улицах и закоулках города дребезжал вес..ма странный экипаж, наводивший недоумение на­счет своего названия. (Г.) 5. Над морем дымился ослепительный штиль. Он переливался прохладным блеском на сотни миль, плескал о гранитные берега и, как ребенок, шаловливо дул в лицо тепловатым ветром. (Пауст.)

403. Укажите словообразовательные признаки прилагательных, выде­лите суффиксы и окончания.

В светло-голубом платье, до середины длинного ряда, украин­ский костюм, популярную песню, вспыльчивый характер, из тон­кого кружева, батистовый платок, золотистых волос.

404. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Найдите прилагательные, определите их синтаксическую функцию.

1. Погода дач..ная, то есть темп..ратура ниже нуля, ре..кий холодный ветер, дождь, грязь... (Ч.) 2. Прелес.ная, хрупкая, исполненная остро гр..циозной и р..внивой женственности, Вера Евсеевна распорядилась приютить цветы и опустить прозрач..ные зеленые шторы.
(Б.А.) 3. Как малолюдна огромная площадь, щемяще малолюдна и чере..чур много темного, ни..кого и вместе бездонного неба, проблескивающего мелкими, недобрыми звездами! (Наг.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.009 с.)