ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение деепричастных оборотов и водных предложений



 

Деепричастия и деепричастные обороты читаются «приемом вводного».

Голос на деепричастном обороте опускается, но чтобы предложение не потеряло смысл и не закончилось раньше времени, ударная гласная деепричастия произносится с повышением голоса. Повышение должно быть меньше, чем в предшествующих или следующих за деепричастием речевых тактах. Наиболее акцентируемым будет повышение голсса перед деепричастием.

Например:

«В лампе | выгорел керосин, | и огонь, | потрескивая, | угасал». (М. Горький «Мать»)

В приведенном примере деепричастие «потрескивая» выделяется паузами, голос на них понижается, но ударная гласная деепричастия несколько повышается.

«Приемом вводного» читаются все части текста, которые мы считаем второстепенными.

Например:

«В нашей обширной стране | обыкновенный автомобиль, | предназначенный, | по мысли пешеходов, | для мирной перевозки людей и грузов, | принял очертания братоубийственного снаряда». (Ильф Петров «Золотой теленок»)

В этом предложении подчеркнутые слова можно прочитать «приемом вводного». В вводной части наибольшее ударение получает слово «грузов» и голос повышается, а в основной части предложения ударными будут слова «автомобиль» и «снаряда», причем последнее слово получает главное ударение.

«Авторская ремарка» также читается «приемом вводного». Голос на ней чуть понижается и ускоряется темп речи. Внутри ремарки голос повышается на ударном слове.

 

Упражнения

 

1) «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно только тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая с родинками на левой щеке». (И. Тургенев «Муму»)

2) «Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный». (И. Гоголь «Нос»)

3) «В предместье, около боен, выли собаки». (А. Чехов «Ионыч»)

4) «Вот они рассыпаются по снежной, сверкающей равнине реки, вот копошатся врозь и порознь в горбатых сугробах, вот ударяют пешнями по льду, ледяной железный звон врезается в вопли, гик и крики». (К. Федин «На взводах»)

5) «Тут, вблизи густого вяза, была скамья, иссеченная в огромном цельном камне, вокруг которого обвивался плющ и росли полевой жасмин и шиповник». (Ф. Достоевский «Маленький герой»)

6) «Сторожа, постукивая в свои доски, сменили стрельцов, - они перекликались меж собой, а озябнув, шли греться к рыбацким огням на Волгу». (А. Чапыгин «Сенькин путь»)

7) «Долго еще в эту ночь не могла заснуть Маслова, а лежала с открытыми глазами и, глядя на дверь, заслонявшую то взад, то вперед проходившею дьячихой, и слушая сопенье рыжей, думала». (Л. Толстой «Воскресение»)

8) «Наконец ему удалось сжать себя в тисках рассудительности, взволнованные чувства, отхлынув куда-то глубоко в его сердце, уступили место обиде на самого себя». (М. Горький «Варенька Олесова»)

 

Чтение групповых наименований

 

Групповые наименования: заглавия книг, статей, имена собственные, даты и другие понятия, которые могут быть выражены несколькими словами, произносятся как один речевой такт, логические паузы исключены.

В групповых наименованиях последнее слово получает наиболее сильное ударение.

Например:

«Федор Михайлович Достоевский».

«Завод имени Владимира Ильича Ленина».

«Штат сотрудников управления морского речного пароходства».

 


Упражнения

 

1) «Мое знакомство с Домной Платоновной началось по пустому поводу». (Н. Лесков «Вомтельница»)

2) «Василий Петрович Маров, первоклассный машинист депо Криворотово, сорокапятилетний мужчина высокого роста, сухощавый и желчный, с небольшими но строгими глазами, непредставителен с первого взгляда, но при ближайшем с ним знакомстве внушает к себе большое уважение». (А. Гольдебаев, статья «В чем причина?»)

3) «Постоянная Всесоюзная строительная выставка открывается десятого марта в Парк культуры и отдыха имени Горького».

4) «Лука Антонович Мартьянов, человек, существовавший игрой «в ремешок», «в три листика», «в банковку» и прочими искусствами, столь же остроумными и одинаково нелюбимыми помещицей». (М. Горький «Бывшие люди»)

5) «Центр искусственного камня».

6) «Она остановилась около полковника Букреева, который ел малину и тоже принимал участие в разговоре.

- Пожалуйте, - сказал он, давая дорогу Ольге Михайловне и Петру Дмитричу. - Тут самая спелая...» (А. Чехов «Именины»)

7) «Школа восточных боевых искусств»

 

Логическая перспектива

 

Логическая перспектива - это донесение основной мысли при чтении вслух, «цепочки» из нескольких предложений, законченных по мысли и композиционно, отрывка, рассказа, статьи, монолога и прочее.

Станиславский называл перспективой «расчетливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого»[16].

Он подчеркивал сколь необходимо исполнителю владеть перспективой речи, писал, что имеет ввиду логическую перспективу, перспективу переживаемого чувства и художественную перспективу, которая искусно раскладывает по планам краски, иллюстрирующие повествование, рассказ или монолог.

Об особенностях логической перспективы он говорил:

«В перспективе передаваемой мысли важную роль играют логика и последовательность при развитии мысли и при создании соотношения частей на протяжении всего целого. Такая перспектива в развертывающейся мысли создается с помощью длинного ряда выделенных ударением слов, которые придают смысл фразе. Подобно тому, как в слове мы выделяем тот или иной слог, а в фразе то или иное слово, следует в большой мысли выделить наиболее важные фразы...

Получается вереница ударных моментов, которые отличаются друг от друга силой и выпуклостью»[17].

При произнесении сложных фраз надо всегда помнить о перспективе развития мысли. Она не должна останавливаться там, где возникает пояснение, дополнение, сопоставление, вводная часть. Все детали мысли важны, но за ними не должно исчезнуть главное ее направление. Неоспоримую помощь оказывают авторские знаки препинания держать смысловую паузу. Паузы позволяют не торопиться как можно быстрее проговорить всю фразу, чтобы добраться до последней точки.

Не допустимо делать мелодических понижений перед смысловыми паузами, тогда будет понятно, что мысль еще в развитии. Умение выделить главное, не пропустив и не скомкав второстепенное и третьестепенное, умение привести слушателей «к цели» - к финалу предложения, отрывка, целого рассказа - есть умение донести логическую перспективу.

Донесение логической перспективы требует координирования разных по силе и качеству ударений. Это подобно разным планам в живописи - по сравнению, употребляемому Станиславским. В живописи наиболее важное выдвинуто на передний план; менее важное находится на втором, на третьем планах; наконец, наименее важное почти незаметно, затушевано.

Станиславский подчеркивает: «У нас в речи существуют такие же планы, которые дают перспективу фразы. Наиболее важное слово ярче всех выделяется и выносится на самый первый звуковой план. Менее важные слова создают целые ряды более глубоких планов»[18].

В своей книге «Работа актера над собой» Станиславский утверждает:

«Даже самая маленькая самостоятельная фраза, взятая отдельно, и та имеет свою коротенькую перспективу. Целая мысль, складывающаяся из многих предложений, тем более не обходится без нее»[19].

Что же такое перспектива фразы? Это когда и в короткой фразе есть своя «цель», где есть ударное слово, несущее основную мысль, и есть второстепенные ударения.


Например:

«Это дело кончено: | он для меня не существует». (А. Островский «Бесприданница»)

Этими словами главная героиня пьесы отрекается от своего жениха. «Не существует» принимает на себя главное ударение, а слово «кончено» - второстепенное, поскольку у автора после «кончено» стоит двоеточие и мысль еще находится в развитии и будет раскрыта в конце предложения с помощью глагола с отрицательной частицей «не существует». Это последняя точка в вынесении «приговора».

Слова «это» и «он для меня» не несут ударений, они стушевываются. Снятие ударений с этих слов помогает выделить в первой части фразы важное для мысли слово «кончено», а во второй - «не существует» - оно-то и будет главным ударным словом.

Каждый отрывок также имеет свою перспективу, которая ведет к завершающему предложению, обычно несущему основную смысловую нагрузку.

Например:

«Скоро | я пригляделся ко всей труппе. | Признаюсь, | я и до моего невольного актерства | никогда не был высокого мнения о провинциальной сцене. | Но благодаря Островскому | в моем воображении | все-таки засели | грубые по внешности, | но нежные и широкие в душе НЕСЧАСТЛИВЦЕВЫ | шутоватые, | но по-своему преданные искусству и чувству товарищества | АРКАШКИ... И вот я увидел |, | что сцену | заняли просто-напросто БЕССТЫДНИК и БЕССТЫДНИЦА». (А. Куприн «Как я был актером»)

В отрывке четыре предложения. В первом - ударение падает на последнее слово в предложении - «к труппе». Во втором можно было бы поставить ударение на словах «не был высокого мнения», но так как есть третье предложение, где говорится не о мнении, а именно о «провинциальной сцене», значит главное ударение падает на слова «о провинциальной сцене».

Четвертое предложение несет главный смысл отрывка. В завершающем, главном предложении наиболее сильно выделяются ударением слова «бесстыдник и бесстыдница».

При определении важных по смыслу слов надо, в первую очередь, определить степен6ь их значимости во всем тексте. Когда во фразе кажется все важным и возникает много смысловых ударений - это делает речь монотонной, не интересной.


Научиться снимать ненужные ударения не менее важная задача, чем правильно их определять.

Логическая перспектива фразы.

Упражнения.

1. «Ему суждено было узнать, что самое существо музыки подлежит изучению наравне с содержанием, далеким от существа, как далека наука психологии от человеческой психики». (К. Федин «На взводах»)

2) «Во время войны он стало было подводить на съезде статистику убитых и раненых на фронте, обронил слово «бойня» и очутился в Бутырках». (В. Вересаев «В тупике»)

3) «Чтобы отвязаться от тяжелых грез, Егорушка открыл глаза и стал смотреть на огонь». (А. Чехов «Степь»)

4) «Ярко горели восковые свечи, блестело серебро и хрусталь посуды, наряды дам и золото эполет; вокруг стола сновали слуги в красных кафтанах; слышались звуки ножей, стаканов, тарелок и звуки оживленного говора нескольких разговоров вокруг этого стола». (Л. Толстой «Война и мир»)

5) «По-видимому, я отнял у людоедов много драгоценного времени, так как, лишь изредка посматривая в мою сторону, занялись они, с живостью и аппетитом проголодавшихся школьников, противоестественной трапезой». (А. Грин «Табу»)

6) «Полканов сознавал себя обязанным вернуться к выяснению ее заблуждений, не позволявших ему чувствовать себя рядом с ней так свободно, как хотелось бы». (М.Горький «Варенька Олесова»)

7) «Елена Павловна была всегда весела и умна; то легкими насмешками, то незаметным упорством, иногда только простым подчеркиванием слов она сделала так, что он считал вкусы ее самыми лучшими, поступки - самыми достойными, взгляды - самыми умными». (А. Толстой «Буря»)

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.008 с.)