Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правило постановки ударения на определении,

Поиск

Выраженном существительным с предлогом

 

Это правило также относится к виду несогласованных определений.

Определения, выраженные существительным с предлогом, выделяются логическим ударением. Исключение также составляет противопоставление в контексте.

Например:

«Оля несла коробку с черепахой | и заглядывала в дырочки». (В. Аксенов «Папа, сложи!»)

Определение, характеризующее определяемое слово «коробку» ударяется сильнее, так как оно выделяет отличительный признак предмета: не просто «коробка», а «коробка с черепахой».

 

Упражнения

 

1) «Около очереди вертелся и приглядывался к ней развязного вида молодой человек в маленькой кепке с пуговкой». (К. Паустовский «Повесть о жизни»)

2) «Какой там курорт, когда цементный завод бод боком». (Ф. Абрамов «Мамониха»)

3) «За хижиной телеграфа на деревянной сцене шел спектакль для кочевников». (Ильф и Петров «Золотой теленок»)

 

Правило переноса ударения с глагола на дополнение

 

Если дополнение стоит после глагола - сказуемого, то в большинстве случаев ударение с глагола переходит на дополнение.

Например:

«Макар разнуздал коня, привязал повод уздечки к его передней ноге, ослабил подпруги». (М. Шолохов «Поднятая целина»)

 

Упражнения

 

1) «Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шепотом дала Насте свои наставления, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле». (А. пушкин «Барышня-крестьянка»)

2) «Он скакал по тенистой прохладной луке, задевая головой свисавшие с ветел и вязов листья.

Шляпы на нем не было, она осталась за канавой, но он ничего не замечал...» (К. Федин «Inferno»)

3) «Никита пошел той тропинкой, по которой когда-то впервые совершил свою побежку на казачьей карей замухрышке». (К. Федин «Караваны»)

 

Правило чтения однородных членов предложения

 

Однородные члены предложения (перечисляемые слова) выполняют одинаковую функцию в предложении и читаются чаще всего с интонацией перечисления.

Например:

«С бочку именитого казачества | - по заслугам | - станет Василь Леонтьевич Карев, | утолстивший свою толщину | полушубком, | кушаком, | заячьей шапкой». (К. Федин «На взводах»)

При интонации перечисления каждый из однородных членов ударяем и отделяется паузой от другого. Голос повышается «по лесенке». Больше всего голос повышается на предпоследнем из однородных членов, а на заключительном - понижается, ударение на этом слове самое сильное.


Упражнения

 

1) «Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками». (Н. Гоголь «Старосветские помещики»)

2) «Эти так называемые испорченные, преступные, ненормальные типы были, по мнению Нехлюдова, не что иное, как такие же люди, как те, перед которыми общество виновато более, чем они перед обществом». (Л. Толстой «Воскресение»)

3) «От цветов - белых, синих, розовых, желтых - рябит в глазах». (И. Бунин «Веселый двор»)

4) «Все мелкое, жалкое, дурное отшелушивалось от воспоминаний, осталось что-то горячее, трепетное, летящее, необыкновенное, перед чем меркли другие воспоминания, другие радости, другие переживания его жизни». (Ю. Нагибин «Школа для взрослых»)

5) «Новички робко жались вдоль стен и сидели на подоконниках, одетые в самые разнообразные костюмы: тут были желтые, голубые и красные косоворотки-рубашки, матросские курточки с золотыми якорями, высокие до колен чулки и сапожки с лаковыми отворотами, пояса широкие кожаные и узкие позументные». (А. Куприн «На переломе»)

6) «Золотая ночь! Тишина, свет, аромат и благотворная, оживляющая теплота». (Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

7) «Рудин говорил умно, горячо, дельно; выказал много знания, много начитанности». (И. Тургенев «Рудин»)

 

В предложениях с однородными членами часто встречаются обобщающие слова.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, оно выделяется ударением и паузой перед ним.

Такими словами могут быть - все, ничто, нигде, всегда, никогда, везде и так далее.

Например:

«Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, | все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли». (А. Чехов «Чайка»)

Если обобщающее слово стоит перед перечислением, то после него необходимо сделать паузу, которая позволит отнести обобщающее слово к каждому из однородных членов предложения.

Например:

«Спала деревня: | не лаяли, как вчера, собаки, | не скрипели двери | и не доносились изнутри | слабые тревожные звуки». (В. Распутин «Прощание с Матерой»)

 


Упражнения

 

1) «Пили квасы: брусничный, можжевеловый, хлебный - их всегда у Антонины Ивановны было несколько сортов». (М. Горький «Фома Гордеев»)

2) «Она свободно владела пятью языками и каждую неделю меняла свои уменьшительные имена: Маня, Машенька, Мура, Маруся, Мара и Мари». (А. Куприн «Юнкера»)

3) «Телега, бочка и сам торговец - все это черно и жирно от дегтя и все двигается одной сплошной массой, распространяя вокруг себя характерный аромат». (М. Горький «Ярмарка в Голтве»)

 

Чтение повторных слов

 

Повторение слов - это своеобразный стилистический прием писателя, который используется для того, чтобы особо подчеркнуть смысл, эмоциональную окраску, ритм событий.

Если в авторском тексте мы сталкиваемся с приемом повтора, то при чтении вслух каждое повторяющееся из однородных слов получает ударение и последующие повторяющиеся слова ударяются сильнее.

Станиславский разделял «повторные слова» на слова при «возрастающей энергии» и слова при «отливе энергии».

Например:

«Скорей, | скорей | пройти это гиблое место!» (Ю. Казаков «Северный дневник»)

На повторении слова «скорей» необходимо усиление ударения. Автор этим повтором подчеркивает напряженность ситуации и призывает скорее спасаться.

«Ветер. И снег, | снег, | снег...» (Г. Николаева «Наш сад»)

Это предложение заканчивается многоточием. По словам Станиславского, на этом знаке препинания голос как будто «повисает» в воздухе. И значит, энергия повторов здесь идет на убывание.

Бывают случаи, когда исполнитель сам может определить как прочитать те или иные повторы, но это будет зависеть от смысла отрывка, от его действенных задач.

 

Упражнения

 

1) «На тысячи верст тянулись окопы, окопы, окопы». (А. Толстой «Хождение по мукам»)

2) «И везде сбитень, сбитень, сбитень, паром поднимающийся в воздухе». (А.Куприн «Юнкера»)

3) «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?» (Л. Толстой «Детство»)

4) «- Аля, молись, молись... Боженька будет сердиться, если узнает, что ты не слушаешься няни, - сказала притворно строгим голосом Варвара Михайловна, освобождая свою шею от объятий девочки». (А. Куприн «Страшная минута»)

5) «Ах какой он болван, какой болван! Как же он мог забыть про Кузьму! Весь вечер, всю ночь из-за какой-то ерунды разорялся, а о Кузьме, о Кузьме забыл...» (Ф.Абрамов «Безотцовщина»)

6) «- Набело и начерно! Набело и начерно, - твердил, подперев голову руками, Фаворский; элегически тонкий, он чувствовал себя несокрушимой силой, гением, озаренным молниями». (А. Грин «Ж изнеописание великих людей»)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.008 с.)