ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В наивные времена масонских лож, | мартинистов, | тугенбунда,



Во времена Милорадовичей, | Давыдовых, | Пушкиных,

В губернском городе К, был съезд помещиков | и кончались дворянские выборы». (Л. Толстой «Два гусара»)  

Чтение различных видов периода

 

Упражнения

 

1) «В осеннюю тишину, когда холодный, суровый туман с земли ложится на душу, когда он тюремной стенкою стоит перед глазами и свидетельствует человеку об ограниченности его воли, сладко бывает думать о широких, быстрых реках с привольными, крутыми берегами, о непроходимых лесах, безграничных степях». (А. Чехов «Мечты»)

2) «Случалось это всего чаще по вечерам, когда ненастье запирало всех в комнаты и когда я, одиноко притаясь где-нибудь в углу залы, беспредметно глазел по сторонам, решительно не находя никакого другого занятия, потому что со мной, исключая моих гонительниц, редко кто говорил, и было мне в такие вечера нестерпимо скучно». (Ф. Достоевский «Маленький герой»)

3) «Если бы не рев воды, если бы не удары грома, которые, казалось, грозили расплющить крышу дворца, если бы не стук града, молотившего по ступеням балкона, можно было бы расслышать, что прокуратор что-то бормочет, разговаривая сам с собой». (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

4) «Когда же он, больной и испорченный от нездоровой работы, пьянства, разврата, одурелый и шальной, как во сне, шлялся без цели по городу и сдуру залез в какой-то сарай и вытащил оттуда никому не нужные половики, мы, все достаточные, богатые, образованные люди, не то что позаботились о том, чтобы уничтожить те причины, которые довели этого мальчика до теперешнего положения, а хотим поправить дело тем, что будем казнить этого мальчика». (Л. Толстой «Воскресение»)

5) «Как ни старались люди, собравшиеся в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни очищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе». (Л. Толстой «Воскресение»)

6) «Почти месяц спустя после того утра, когда на раскисшем картофельном поле, под мелким сырым дождиком ждал я, пока нагрузят тяжелый самосвал, и когда все было еще впереди - и прозрачная синева южного моря, и солнце, и чудесная галька, и когда казалось, что я покидаю разложенные на столе бумаги и теплый (потому что нет в нем ветра), пахнущий грибами и еловым дымом лес, и продрогшую речку нашу, когда казалось, что все это я покидаю самое большее на неделю, - почти месяц спустя после этого утра приехал я снова в родное село». (В. Солоухин «Терновник»)

7) «Когда вы сидели и плакали, я про себя думал (ох, дайте мне сказать, что я думал!), я думал, что (ну, уж, конечно, этого не может быть, Настенька), я думал, что вы... я думал, что вы как-нибудь там... ну, совершенно посторонним каким-нибудь образом, уж больше его не любите...» (Ф. Достоевский «Белые ночи»)

8) «Я ужаснулся: мой родной брат, мальчик из интеллигентной семьи, сын преподавателя, серебряного медалиста Новороссийского университета, внук генерал-майора и вятского соборного протоирея, правнук героя Отечественной войны двенадцатого года, служившего в войсках Кутузова и атамана Платова, получившего четырнадцать ранений при взятии Дрездена и Гамбурга, - это юноша, почти еще мальчик, должен будет за двадцать пять рублей в месяц служить в Бутырках, открывая ключами больничные камеры, и носить на груди металлическую бляху с номером!» (В. Катаев «Алмазный мой венец»)

9) «Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство, подобное тому, которое он испытал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидел первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его и офицеры сошлись к приезжему, - Ростов испытал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить». (Л. Толстой «Война и мир»)

10) «Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипения перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже чем нужно, неугомонный человек, - когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер - истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновничьего круга; кто, и это случается чаще всего, идет, просто, к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний; словом, даже в то время, когда все чиновникирассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухариками, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади фальконетова монумента, - словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению». (Н. Гоголь «Шинель»)

 


Заключение

Богатство и красота русского языка выражается в многообразии повышения и понижения голоса, изменения тембральной окраски, темпа речи и пр. не только внутри фразы, но и во всем произведении. Так же, как нет обязательного строгого правила для текста письменного, но есть привычно установившиеся нормы порядка слов, нарушая которые автор акцентирует внимание на словах, несущих главную мысль, так и в устной русской речи существует огромное многообразие интонации.

Люди, профессионально работающие со словом (чтец, актер, оратор), обязаны владеть всеми выразительными средствами. Научиться снимать ударения с неглавноударяемых слов настолько же важно, насколько и верно выделить в тексте смысловые центры. Надо верно читать авторскую пунктуацию, чтобы не ставить точку там, где стоит запятая и мысль продолжается в следующем тексте – то есть вести перспективу. Точка ставиться лишь при завершении мысли.

Правила логики речи – это ноты. Звучать же должна… музыка.

 


Приложение

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.008 с.)