ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Многоточие в конце литературного произведения.



1) «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей все...» (А. Чехов «Тоска»)

2) «С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратным воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иной счастливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту...» (Л. Толстой «Семейное счастье»)

3) «Лиза сказала, что она, слава богу, счастлива, что она не бедна, что муж ее добрый человек, которого она любит... Но вдруг, среди речи, глаза ее наполнились слезами, голос упал, она отвернулась и склонилась на церковный помост, чтобы скрыть от людей свое горе». (Ф. Достоевский «Слабое сердце»)


II. Многоточие перед началом абзаца.

1) «Сколько я не просил жандарма, он печку все-таки закрыл. Мне становилось не по себе, в голове кружилось, я хотел встать и постучать солдату; действительно встал, но этим и оканчивается то, что я помню...»

2) «...Когда я пришел в себя, я лежал на полу, голову ломило страшно. Высокий, седой жандарм стоял, сложа руки и смотрел на меня бессмысленно-внимательно, в том роде, как в известных бронзовых статуэтках собака смотрит на черепаху». (А. Герцен «Былое и думы»)

3) «Ты стал другим, увереннее, выносливее, храбрее. А главное - ты заново научился жить обычной жизнью в городе, который десять месяцев назад стал фронтом и по сей день остается фронтом.

... В то утро, когда мы ехали на передний край Ленинградского фронта, наши командировки первая военная застава проверяла у ворот большого завода еще в черте города». (О. Берггольц «Говорит Ленинград»)

 

III. Многоточие умолчания

1) «Все это было дико, мрачно, нелепо, но ведь положение мое тоже было и дико, и мрачно... Я посмотрел на крепко запертую дверь, на железную печку, на стены каменного мешка... Здесь можно погибнуть безвестно и навсегда... Потом пришел в голову, что если закрыть эту печку с угаром...

Вообще начинался какой-то странный кошмар...» (В. Короленко «Искушение»)

2) «Жена его... впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н. Гоголь «Мертвые души»)

3) «Но что страннее, что непонятнее всего, - это как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой, во-вторых... но и во-вторых, тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это...» (Н. Гоголь «нос»)

Рассмотренные знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) требуют определенной интонации, присущей мелодики русской речи. Прежде чем остановиться на чтении тире и скобок, рассмотрим особый прием, называемый «приемом вводного», без владения которым невозможно прочитать фразу, имеющую скобки и тире.

«Прием вводного» заключается в следующем:

1) Вводная часть предложения отделяется от главной части паузами, голос на слове, предшествующем группе вводного, повышается.

2) Затем вводное предложение произносится с понижением голоса, монотоном, с некоторым ускорением или замедлением темпа, но с обязательным повышением голоса на ударном слове.

3) После произнесения группы вводных слов голос вновь возвращается к той же высоте, с которой произносилась главная часть предложения.

 


Скобки

 

Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения. Скобки всегда окружены паузами и читаются «приемом вводного».

Например:

«Стрельцы, народ, мальчишки | (Алексашка с Алешкой) | ворвались во дворец, | разбежались по сотням комнат». (А. Толстой «Петр Первый»)

Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон - безударность или, как говорил Станиславский, «бескрасочная» интонация. Но внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса. Если голос на ударном слове внутри скобок совсем не повышать, то внутри предложения прозвучит интонация точки и предложение закончится раньше времени, будет потерян смысл. В то же время повышение голоса на ударном слове на ударном слове внутри скобок будет значительно меньшим, чем перед скобками.

 

Упражнения

 

1) «И сейчас (в карете) ни одна жилка на лице не дрогнула». (А. Толстой «Петр Первый»)

2) «Величественность речи, да близость моря (мало ли что может зайти сюда из финского залива!) разожгли любопытство». (В. Солоухин «На Колокше»)

3) «- Я вперед сказала, - говорила Анна Павловна о Пьере, - я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века». (Л. Толстой «Война и мир»)

4) «В комнате стояли: стол, две садовые скамейки на железных ногах (на спинке одной из них было глубоко вырезано имя «Коля») и рыжая филармония». (Ильф и Петров «Двенадцать стульев»)

5) «Она умерла еще молодой и вскоре после смерти была забыта. Но при жизни пользовалась известностью, слыла «русской Сафо» (как, впрочем, многие русские поэтессы)». (И. Бунин «Из записей»)

6) «Рощин чувствовал, что ноги его примерзают к земле. Стиснув зубы (болело плечо, поясница, разбитое колено), он также поднялся и побрел за вереницей раненых». (А. Толстой «Хождение по мукам»)

 


Кавычки

 

Кавычки ставятся для того, чтобы выделить слово, группу слов или целое предложение. Слова, стоящие в кавычках, интонационно подчеркиваются: с помощью пауз, окружающих кавычки, ударением на слове, поставленном в кавычки, изменением высоты голоса и так далее. Кавычками выделяются цитаты.

Например:

«В особенности Бунин предостерегал от литературных штампов, всех этих «косых лучей заходящего солнца», «мороз крепчал», «воцарилась тишина», «дождь забарабанил по окну», и прочего, о чем еще до Бунина говорил Чехов». (В. Катаев «Трава забвенья»)

Перед цитатой и после нее необходима пауза. Цитата произносится с изменением высоты голоса (в сравнении с основным текстом) и с некоторым замедлением темпа речи на ней для выделения приводимых чужих слов.

Кавычками выделяются слова, употребленные иронически, или слова, необычные для данного текста. В подобном случае обязательно выделяется стоящее в кавычках слово.

Например:

«Выпрямляясь, Александров с удовольствием почувствовал, что у него I «вытанцовывалось». (А. Куприн «Юнкера»)

Автор употребляет слово, заключенное в кавычки по отношению к поклону на официальном приеме, тем самым подчеркивая хорошее настроение героя и его иронический настрой к событию.

Кавычками также выделяются названия книг, журналов, газет и так далее. Перед или после названия, стоящего в кавычках, надо сделать небольшую паузу и несколько выделить ударением название.

Например:

«Роман Толстого «Война и мир» следует прочитать: «Роман Толстого | «Война и мир».

Кавычки, заключающие в себе прямую речь или мысли героя, его внутренний монолог, произносятся так, как считает нужным исполнитель. Тут могут быть переданы особенности речи героя, его отношение к фактам, которые он сообщает или о которых думает и прочее.

 


Упражнения

 

I. Кавычки при цитировании

1) «Кто теперь скажет ей, с любовью засматривая в глаза: «Вам эта зеленая юбка до того под стать, Луша! Вы в ней позвончее офицерши старого времени». Иль словами бабьей песенки: «Ты прости-прощай, красавица. Красота твоя мне очень нравится». (М.Шолохов «Поднятая целина»)

2) «Где-то когда-то давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти: «Как хороши, как свежи были розы...» (И. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы»)

3) «Лаевский разделял ее мнение. Он был совершенно не знаком с естественными науками и потому никогда не мог помириться с авторитетным тоном и ученым, глубокомысленным видом людей, которые занимаются муравьиными усиками и тараканьими лапками, и ему было досадно, что эти люди, на основании усиков, лапок и какой-то протоплазмы (он почему-то воображал ее в виде устрицы), берутся решать вопросы, охватывающие собою происхождение и жизнь человека». (А. Чехов «Дуэль»)

II. Кавычки при названиях

1) «Между прочим, написал юмористическую поэму «Сашка», пародируя «Онегина». (А. Герцен «Былое и думы»)

2) «Однажды учитель словесности поставил мне двойку за сочинение, написанное для одной гимназистки пятого класса на тему: «Положительные черты в характерах Скалозуба и Молчалина». (М. Горький «Вода и ее назначение в природе и жизни человека»)

3) «Месяц назад вы «Дон-Кихота» перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше «рыцаря бедного». (Ф. Достоевский «Идиот»)

III. Кавычки иронические

1) «Она жалуется, что она и уборщица, и «кульер», а платят ей только как уборщице; а по штату «кульеру» полагается особо». (В. Панова «Сережа»)

2) «Эти самодельные печки получили впоследствии широко распространенное название «буржуек» или «пчелок». Они честно послужили человечеству во все время военного коммунизма». (А. Толстой «Хождение по мукам»)

3) «Ему теперь четырнадцать лет, и он учится в губернской гимназии. Училища не боится, как мы его боялись. Рассказывает, что у них уже не бьют учеников, как, бывало, нас все, от Петра Андреевича Аз - на, нашего инспектора, до его наперсника сторожа Леонова, которого Петр Андреевич не отделял от себя и, приглашая учеников в «канцелярию», говорил обыкновенно: «Пойдем мы с Леоновым восписуем тя». (Н. Лесков «Житие одной бабы»)

 


Логическое ударение

 

Выделение слова или группы слов среди других слов в предложении или группе предложений с помощью звуковых средств называется логическим ударением.

Целью ударения являются наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие саму суть текста.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отличающий самое главное слово в фразе или такте»[12].

Одинаковое ударение на всех словах в предложении ничего не значит. Оно настолько же бессмысленно, как и фраза, в которой совсем нет ударений. Фраза, в зависимости от перемещения в ней логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Акцент зависит от того, что именно хочет сказать говорящий.

Предложение может иметь одно главное и несколько второстепенных и даже третьестепенных ударений.

Существуют следующие виды ударений:

- тактовое

- фразовое I

- фразовое II

Ударение слова внутри речевого такта называется тактовым. Выделение главного по смыслу речевого такта в предложении называется фразовым ударением I. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым II.

Например:

«Нормальные женщины | почти не страдают». (А. С. Писарева «Счастье»)

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «женщины» (группа подлежащего), во втором - «не страдают» (группа сказуемого). «Женщины» выделяется второстепенным ударением, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «не страдают».

Автор эту фразу вкладывает в уста героя, который без особого сочувствия относится к своей жене, подарившей ему ребенка. Но слова эти глубоко ранят женщину.

Например:

«Дочь, | Екатерина Ивановна, | молодая девушка, | играла на рояле». (А. Чехов «Ионыч»)


В этом предложении четыре речевых такта, в каждом есть свое ударное слово. Но главный речевой такт - последний, его главное ударное слово - «на рояле».

В приведенных примерах можно выделить логические ударения, отметить паузы, но передать все модуляции голоса, все оттенки интонации на бумаге отобразить невозможно.

Нужно много практически работать над разбором, ибо он является хорошей, крепкой основой для дальнейшей работы над литературными текстами.

Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса.

Ударное слово можно выделить, если с остальных слов снять или почти снять ударения во избежание многоударности и бессмыслицы. Станиславский придавал огромное значение умению снимать лишние ударения. Он рекомендовал актерам снимать ударения с тех слов, которые не несут главной мысли и предлагал специальный прием: «нарочито неторопливая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударений»[13].

Бескрасочная интонация - есть монотон - речь на одной или почти на одной высоте. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить слушателя, но если ее применять на контрасте с главной частью фразы, она, напротив, поможет это ударение выделить.

Трудности в постановке логических ударений заключаются в том, что в начале работы большое количество речевых тактов, тактовых ударений и это затрудняет чтение; читающему сложно разобраться сразу, ему начинает казаться, что все является главным. От перегрузки ударениями текст становится непонятным. Надо научиться «скелетировать» фразу, то есть снимать ударения со слов, не несущих главной мысли, а точно определять смысловые центры предложения и именно их выделять ударением.

Станиславский рекомендует при определении ударений в первую очередь выбирать среди всей фразы одно самое важное слово, выделяя его ударением. Затем сделать то же с менее важными, но все-таки выделенными словами. А второстепенные, не главные слова отодвинуть на задний план.


Важно помнить, что путь логического разбора - это всегда путь от целого к части и от части к целому, поэтому разобраться в определении главных и второстепенных ударений можно только исходя из основной мысли произведения.

В первый этап работы над логическим разбором надо понять, какую мысль мы хотим сообщить слушателю и отталкиваясь от этого определять место логических ударений в предложении.

Существует определенная закономерность русской речи: во фразе наиболее ярко выделяется ударное слово последней синтагмы (речевого такта). Это - фразовое ударение, оно отмечает границу фразы.

Фразовое ударение I содержится не в каждом предложении. Его наличие или отсутствие зависит сугубо от контекста литературного произведения, от его основной мысли.

Фразовое ударение I несет значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

У фразового ударения II еще более активная позиция в том или ином сюжетном куске. Оно поистине выполняет функцию «указательного пальца», отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль выбранного литературного отрывка.

Например:

«Глаза I у него были несравненные | - большие, | черные, | с таким взглядом, который, когда мы встречались с ним, | казалось, только и составляет единственное, что есть в данную минуту в мире. | Ничего, казалось, нет сейчас вокруг нас, | только этот взгляд существует. ||

Когда я вспоминаю Маяковского, | я тотчас же вижу эти глаза | - сквозь обои, | сквозь листву. | Они на меня смотрят, | и мне кажется, что в мире | становится тихо, | таинственно. | Что это за взгляд? | Это взгляд чтения». (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»)

В первом предложении фразовым ударением выделяются: «Глаза у него были несравненные» и «только этот взгляд существует».

Особенность русского языка в том, что ударение тяготеет к концу фразы и чаще всего получает наиболее сильное ударение.

Автор не случайно ставит на последнее место определение «несравненные», так как считает его очень важным.

В авторском тексте часто встречается инверсия, на которую при расстановке ударений необходимо обращать внимание. Инверсия - нарушение обычного порядка слов в предложении (в русском языке соблюдается прямой порядок слов: подлежащее, как правило, обычно находится перед сказуемым, определение перед определяемым словом и так далее). Применение инверсии дает возможность писателю выделить нужное ему слово. Как только это слово попадает «не на свое место», внимание читающего оказывается привлеченным к нему, и на него обычно падает ударение.

Но в каждом правиле есть свои исключения. Фразовое ударение I - «только этот взгляд существует» показывает, что главное ударение принимает на себя предпоследнее слово.

«Это взгляд гения» выделяется фразовым ударением II.

Определение «гения» является главным ударным словом всего отрывка. Это слово есть смысловой центр, ибо именно оно характеризует взгляд Маяковского.

Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на любой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания. «Чаще всего логическое ударение связывают с актуальным членением предложения, с выделением темы высказывания. Логическим признается смысловое ударение сильно акцентируемое и выполняющее функцию выделения «психологического сказуемого», нового во фразе или/и функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления»[14].

Например:

«Я был в театре» (а не ты).

«Я был в театре» (это уже случилось).

«Я был в театре» (именно там, а не где-либо еще).

В живой разговорной речи логические ударения встречаются очень часто. В конкретной ситуации логическое ударение оказывается вполне определенным. При этом оно всегда совпадает с тактовым или фразовым ударением. Такое совпадение дает нам право пользоваться термином «смысловое ударение» для обозначения всех видов ударения - логического, тактового, фразового.

 

Чтение курсива

 

В некоторых случаях сами писатели прибегают к выделению ударных слов с помощью курсива. Когда в тексте встречается курсив, надо обязательно обращать на него внимание, выделяя его в звучании.


Например:

«Однако же он был поэт и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи». (А. Пушкин «Египетские ноги»)

Здесь автор употребляет курсив, называя вдохновение дрянью и желая показать всепоглощающий захват творчеством, которое лишает поэта времени.

Но курсив не часто встречается в литературе и поэтому ориентироваться на него при определении ударных слов вряд ли возможно.

 

Упражнения

 

1) «Она это сейчас звонит в серебряный колокольчик и приказывает своей девке: «Даша, - говорит, - напоите Домну Платоновну кофием». Я, дура, этого тогда сразу-то и не поняла хорошенько, что такое значит напоите, только смотрю, как минут через десять эта самая ее Дашка входит опять и докладывает: «Готово, - говорит, - сударыня». (Н. Лесков «Воительница»)

2) «Мне стало еще досаднее и совестнее, и чтобы загладить чем-нибудь свой отказ, я поспешил сообщить, что я не буду дома, потому что должен быть у князя Ивана Ивановича, у княгини Корнаковой, у Ивина, того самого, что имеет такое важное место и что, верно, буду обедать у княгини Нехлюдовой». (Л. Толстой «Юность»)

3) «Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась». (К. Паустовский «Золотая роза»).

4) «Отворилась боковая дверь, и - та женщина появилась». (Ф. Достоевский «Подросток»)

5) «Вы теперь мой, и принадлежите моему семейству на целый день». (Ф.Достоевский «Дядюшкин сон»)

 

В русском языке есть ряд законов и правил выделения смысловых ударений. К законам относятся закон о новом понятии, закон противопоставления, закон сравнения.

 

Закон нового понятия

 

Новое понятие - это первое упоминание в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления. Этот закон проявляется в выделении слов, несущих новую информацию, развивающих мысль. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

Например:

«Если будете подходить к площади, | то (,) верно (,) на время остановитесь полюбоваться видом: | на ней находится лужа, | удивительная лужа!| Единственная какую нам только удавалось видеть! Она занимает почти всю площадь. ПРЕКРАСНАЯ лужа! (Н. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем»)

В этом отрывке первое «появление» лужи заставляет нас выделить ее с помощью сильного ударения. Но читая текст дальше, с большей силой мы будем выделять слова, характеризующие «достоинства» лужи: «удивительная», «единственная», занимающая «почти всю площадь», «прекрасная».

 

Упражнения

 

1) «Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.

И через нее, эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат. Завоеватель и полно!» (И. Тургенев. Стихотворение в прозе ««Мы еще повоюем»)

2) «Ночной трактир «Астра» приютил с месяц назад бледного человека с породистым и пьяным лицом, одетого в нечто напоминающее одежду. Он просил милостыню и пропивал ее. Его приставания к прохожим были подчас резки и уныло-назойливы, иногда - вежливы и своеобразно изящны. Он знал языки. В его манерах сохранился намек на большое и, может быть, блестящее прошлое. Среди нищих и хулиганов его звали «Жетон», а настоящее имя выговаривалось: Леаль Ар». (А. Грин «Леаль у себя дома»)

3) «Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что-то блестело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел забытые слова: «В разны годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я». (К. Паустовский «Михайловские рощи»)

 

Закон противопоставления

 

Сильное выразительное средство языка - противопоставление. Если в одном из нескольких предложений есть противопоставление, то оба противопоставляемых понятия выделяются ударением, но более сильное ударение получает то, которое противопоставляется. Закон противопоставления распространяется на любое слово, если оно попадает в канву противопоставлений.

Противопоставление бывает ярким и скрытым. Противительные союзы «а», «но» указывают на явное противопоставление.

Например:

«На платье ее были нашиты не цветы, а какие-то сушеные грибы». (А. Пушкин «Роман в письмах»)

на противопоставлении построены многие пословицы, скороговорки.

Например:

1) «У осы не усы, не усищи, а усики».

2) «С добрым дружишь, а лихого берегись».

3) «Что посеешь, то и пожнешь».

Явное противопоставление может быть и без противительных союзов.

Например:

«Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются, расстилается сын перед батюшкой». (Из былин)

Скрытое противопоставление часто выявляется только в контексте с другими фразами.

Например:

«Новый план созрел у него в голове» (Ю. Тынянов «Кюхля»)

Здесь ударным будет прилагательное «новый», так как в контексте есть противопоставление старых планов Кюхли новому.

Закон противопоставления подчиняет себе целый ряд правил расстановки логических ударений, но правила могут нарушаться, если присутствует явное или скрытое противопоставление.

В русском языке местоимения не принимают на себя ударений, но если во фразе имеется противопоставление, в этом случае, местоимение выделяем ударением.

Например:

««Он в освещенном вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьет, - а я вот здесь в грязи, в темноте, под дождем и ветром - стою и плачу». (Л. Толстой «Воскресение»)

В этом примере мы сталкиваемся с явным противопоставлением, следовательно «он» и «я» будут выделены ударением.

 


Упражнения

 

1) «Маленькая бабушка слушала разговор молча, но потом и ей захотелось поговорить». (В. Белов «Гудят провода»)

2) «Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет». (К. Паустовский «Золотая роза»)

3) «Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды». (А. Чехов «Каштанка»)

4) «В прошлом году на трудодень выдали по тридцать копеек, а в этом году уже пятый месяц не авансировали колхозников». (Ф. Абрамов «Вокруг да около»)

5) «Сенька было начинал дремать, но от ее последних слов повернулся, забеспокоился, приподнялся на локте». (А. Чапыгин «Гулящие люди»)

6) «Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало». (Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

7) «Бывает старость величественная, бывает гадкая, бывает жалкая старость. Бывает и гадкая и величественная вместе. Старость пегого мерина была именно такого рода». (Л. Толстой «Холстомер»)

 

Закон сравнения

 

Выразительным средством художественной литературы является также и сравнение, то есть образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний. Простейшая форма сравнения выражается обычно посредством слов - «как», «будто», «точно», «словно» и так далее. Сравнение выделяется ударением, так как в нем заключено образное видение писателя.

Например:

«Появилась звезда в этой зеленеющей пустоте, переливаясь, как вымытая». (Л.Толстой «Хождение по мукам»)

В приведенном примере сравнение «как вымытая» выделяется ударением, неверным будет выделение ударением глагола «сверкала».

Есть случаи, когда паузы на запятых сохраняются, и тогда сравнительный оборот читается приемом вводного.

Например:

«В домах | боялись зажигать огни, | густая тьма | заливала улицы, | и в этой тьме, | точно рыба в глубине реки, | безмолвно мелькала женщина, | с головой закутанная в черный плащ». (М. Горький «Сказки об Италии»)

 


Упражнения

 

1) «Одетые в бушлаты и кожаные куртки, они чернели на снегу, как стая присевших на отлете грачей». (М. Шолохов «Тихий Дон»)

2) «Кучка встряхнулась, рассыпалась, люди по говору зашагали вперед, и было так, точно в обед открылись ворота маслобойки или махорочной фабрики, и мастеровые поспешно разбегаются по домам». (К. Федин «Inferno»)

3) «Над тусклой полосой заката в зеленом небе теплилась чистая, как льдинка, звезда». (А. толстой «Детство Никиты»)

4) «В зловещем, темном тумане этого дела истина показала мне бесстрастное свое лицо, глубокое и спокойное, как вода озера, баюкающего трупы и водяные лилии, но озеро ни сквернее, ни чище, и так же смотрит в него небо и человек». (А. Грин «История Таурена»)

5) «Я закрыл руками лицо и весь трепеща, как былинка, невозбранно отдался первому сознанию и откровению сердца, первому, еще неясному «прозрению моей природы...» (Ф. Достоевский «Маленький герой»)

6) «...С выдумкой, с красотой выражался! Речь начнет говорить, захочет - всю роту до слезы доведет жалостным словом, захочет дух поднять - и все на животах от смеха ползают...» (М. Шолохов «Они сражались за Родину»)

7) «Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых «змиев с разверстыми пастями...» (А. Телегой «Князь Серебряный»)

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.039 с.)