Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имя прилагательное. Различайте качественные, относительные и притяжательные местоимения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос чей? и обозначают принадлежность (мамин, лисий). Относительные прилагательные указывают на материал, на пространственный и временной признаки (серебряный, вчерашний, дальний). Качественные прилагательные: · сочетаются со словом очень; · имеют степени сравнения; · имеют полную и краткую форму. Таблица «Степени сравнения прилагательных»
Имя числительное. Различайте количественные числительные (отвечают на вопрос сколько? пять) и порядковые (какой? пятый). Количественные числительные делятся на: · целые (два); · дробные (две третьих); · собирательные (двое). Различайте простые числительные (состоят из одного слова: пять), составные (состоят из нескольких слов: двадцать пять) и сложные (состоят из двух корней: пятьдесят). Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 4 ч.
Самостоятельная работа №5. Тема: Выполнение упражнений «Глагол, причастие, деепричастие». Цель: закрепить и проверить знания обучающихся о глаголе и его формах (причастии и деепричастии); закрепить навыки определения грамматических форм глагола и его форм. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1: Распределите по столбикам глаголы 1-го и 2-го спряжения. Хотеть, бороться, слышать, гнать, вычищать, колоть, дремать, клеить, ненавидеть, жаждать, быть, нестись, славить, сеять, поддержать, замести, встретить. Упражнение № 2: Укажите переходные глаголы. Рассказывать о поездке, доказывать правоту, сожалеть о неудаче, не писал письма, тормозить работу, препятствовать поездке, касаться вопроса, выслеживать добычу, рисовать в тетради, гулять по проспекту. Упражнение №: Укажите наклонение глагола. Хотелось бы, распределите, намажь, подошел, сделал бы, руководите, увидеть, отдохнул, останется, светить, употребляется, встретился бы. Упражнение № 4: Перестройте предложения, заменив личные глаголы безличными. Вьюга замела все вокруг: леса, поля, овраги. Очень хочу довести задуманное до конца. Неожиданно я услышала какие-то странные звуки. Солнце светит, да не греет. Упражнение № 5: Распределите в два столбика действительные и страдательные причастия. Убегающий, гонимый, расколотый, сделанный, рождаемый, прибежавший, строящий, назначенный, шедший, реющий, застывший, приколотый, бушующий, наполненный, сбежавший.
Упражнение № 6: Распределите в 2 столбика прилагательные и причастия. Мощеная улица, мощенная булыжником улица, бешеный зверь, взбешенный зверь, иллюстрированный журнал, копченый окорок, газированная вода, торжественный митинг, воспитанная девочка, взволнованное море, законченная работа, не написанная вовремя книга, соленая пища, плетеная корзина, кованый сундук, крашеный пол, освещенная солнцем. Упражнение № 7: Образуйте от данных глаголов деепричастия, укажите их вид и суффиксы. Закончить, порезаться, броситься, довезти, унести, растаять, спешить, любить, слушаться. Таблица «Спрягаемые части речи. Глагол и его формы (причастие и деепричастие).
ГЛАГОЛ. Различайте: · глаголы совершенного вида (что сделать? сказать) и несовершенного (что делать? говорить); · переходные глаголы (сочетаются с существительным или местоимением в В.п. без предлога (любить (что?) фрукты) и глаголы с отрицательной частицей НЕ с Р.п: (не читал книги)) и непереходные; · глаголы 2-го спряжения (В Н.ф. гл. с безударным личным окончанием – все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться, 7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть; 4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать) и 1-го спряжения (все остальные); · возвратные глаголы (глаголы с постфиксами -СЬ, -СЯ). Возвратные глаголы всегда непереходные. Наклонение глагола: Þ Изъявительное (гл. в форме наст., прош. или будущ. вр.: пишу, писал, напишу) Þ Повелительное (приказ, просьба: напиши) Þ Условное (возможное, желаемое действие: сказал бы) Запомните: личные глаголы могут употребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. – На улице накрапывает. ПРИЧАСТИЕ. Различайте: прилагательные (обозначают признак предмета: зеленый) и причастия (обозначают признак предмета по действию: зеленеющий – тот, который зеленеет). ДЕЕПРИЧАСТИЕ Запомните: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени, деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива. Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 4 ч.
ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КУРСА. Самостоятельная работа №1. Тема: Выполнение упражнений «Определение вида связи в словосочетании». Цель: закрепить знания обучающихся о словосочетании. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1: Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях (письменно): 1. Потребность ответить; 2. Сотворил чудо; 3. Задача истории; 4. Внешний сюжет; 5. Вдруг приезжает; 6. Однажды напишет; 7. Радостно сообщил; 8. Яблоневый росток; 9. Сердился на себя; 10. Красный закат. На каждый вид связи добавьте свои примеры (не менее 10 на один случай) Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически; служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Если в словосочетании одно слово синтаксически зависит от другого, такой тип связи называется подчинением. Различаются три вида подчинительной связи:
Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 2 ч.
Самостоятельная работа №2. Тема: Выполнение упражнений «Осложненное простое предложение». Цель: закрепить знания обучающихся о простом осложненном предложении. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1: Укажите грамматические основы предложений и способы их выражения. 1) Ночь теплая одела острова. (А. Блок) 2) Мы с тобой и так предостаточно повоевали за последние пять лет. (М.А. Шолохов) 3) Уходил домой он поздно, для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней, (А. Платонов) 4) Приходилось выезжать на середину озера на старом челне. 5) Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, и даже привычный морской шум высоких сосен. (К.Г. Паустовский) 6) Необыкновенная осенняя тишина. 7) Встанешь до зари и долго бродишь по лесу. (И.С. Тургенев) 8) Справа от входной двери – стеллажи с книгами. 9) Жизнь прожить – не поле перейти. (Пословица) 10) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было. (В. Арсеньев) Упражнение №2: Сделайте синтаксический разбор простых предложений: Нравится1. Чтение - это неторопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев 2. Завтра еду в Иркутск отдохнуть 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы 4. Бумажный змей, взвившийся высоко в небо, начал совершать какие-то странные повороты, постоянно изменяя направление движения. 5. Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? Упражнение№ 3: Изобразите схематично предложения с однородными членами предложения 1. Ему снились то боевые товарищи, то грохот канонады, то свист пуль над головой. 2. За окном было ветрено, сыро, пасмурно. 3. Город сверкал и синими, и желтыми, и белыми огнями. 4. В вечерней дымке тонули расцветающие сады, огни кораблей на реке, силуэты портовых кранов. 5. Все это: и поле, и остатки ветряка, и старый дом – осталось позади. 6. Главным знаком при оформлении однородных членов без обобщающего слова является запятая. Грамматическая основа предложения состоит из ПОДЛЕЖАЩЕГО и СКАЗУЕМОГО. В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого. ПОДЛЕЖАЩЕЕ КАК ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО. Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица. Таблица «Основные способы выражения подлежащего».
СКАЗУЕМОЕ КАК ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО. Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др. Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. (Глагол был служит для связи с подлежащим, на слово полковник падает смысловая нагрузка сказуемого.) (Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.) Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые. Подробнее о типах сказуемых. А) ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Простое глагольное сказуемое может выражаться следующими формами глагола:
Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать. Составное глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов — вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь принялся — это вспомогательный глагол, а грызть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) (Здесь не хочу — это вспомогательный глагол, а обидеть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается). (здесь связка быть опущена). Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:
Б) СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.) (Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.) Представим строение составного именного сказуемого формулой:
Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, словом категории состояния, глаголом в неопределенной форме. Схема (план) синтаксического разбора предложения: 1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное. 2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное. 3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное 4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Пример синтаксического разбора простого предложения:
Запятая ставится: 1) между однородными членами, не связанными союзами, например: Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член) 2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например: Схема: о, о, о, но о 3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: Схема: и о, и о, и о, и о, и о 4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например: Схема: не только о, но и о, о, о, о 5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например: Схема: о и о, о и о
1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например: Схема: о, о и о 2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например: Схема: о и о 2) в устойчивых сочетаниях, например: ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря
Предложения с однородными членами с обобщающим словом имеют особенности в пунктуационном оформлении: 1) если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Схема: обоб.сл.: о, о,о, о и о (здесь и далее: обоб.сл. – обобщающее слово, о – однородный член) 2) если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним нужно тире, например: Схема: о, о, о, о и о – обоб.сл. Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 6 ч. Самостоятельная работа №3. Тема: Выполнение упражнений «Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения». Цель: закрепить знания обучающихся о сложносочиненном (ССП) и сложноподчиненном (СПП) предложениях. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1. ССП: Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении (форма ответа – цифра – буква):
Упражнение 2. ССП: Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное. 1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.
Упражнение 3. СПП: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. 1. – Раньше, (2) бывало, (3) он съедал еще головку сыра, (4) а в тот день как заупрямится: не хочу да не хочу! Говорит, (5) что дома обедал. 2. Вся Россия по -русски говорит, (1) а ты что за бестолочь такая? Ну назови мне кого -нибудь в нашей семье, (2) чтоб русского не знал? Эх, (3) бедный твой дед, (4) который, (5) семь лет прожив в России, (6) по -русски говорил лучше самого начальника почты Ивана! 3. Потом я читаю свои любимые стихи, (1) которые, (2) хотя их и нет в программе, (3) обязательной для изучения, (4) я все -таки прочту на экзамене, (5) а сейчас хочу прочесть Мери. 4. Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки. 5. И, (1) может быть, (2) не случайно на этих высотах, (3) не одоленных ледником,(4) без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, (5) от которой, (6) как думалось дяде Саше, (7) спасенные народы могли бы начать новое летосчисление. 6. - Пойдём-ка,(1) - неожиданно говорит дедушка и входит в кусты рододендрона. 7. Ведь он и так знал, (1) что некрасив. А свои веснушки и непослушные рыжевато-белёсые вихры, (2) которые никакая расчёска не могла пригладить, (3) он просто ненавидел. 8. Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо, в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни, (7) я всегда помню руки твои в работе. 9. -Учился я весьма легко и быстро,(1) – продолжал свой рассказ Щепкин, - ибо едва мне сравнялось шесть лет,(3) как я уже премудрость выучил – азбуку,(4) часослов и псалтырь...Часослов и псалтырь – две церковные книги,(5) которые целиком заучивали наизусть. 10. Уже знаешь, (1)что ждет за поворотом, (2) потому что потерял им счет, (3) но сердцу не прикажешь, (4) и оно снова и снова замирает в груди, (5) и ты упрямо надеешься успеть понять, (6) додумать, (7) написать. 11. Скажу только,(1) что среди этих слов было немало таких,(2) которые встречал я с любовью и радостью. А сейчас я говорю лишь о тех, (3)что вызвали у меня отвращение. 12. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард. 13. А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо,(1) в котором «баловнем» сказано,(2)что,(3)если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, (4) он бы,(5) скорее всего, (6) и всю жизнь свою почитал счастливой. 14. И тут смех уходит в сторону,(1) и на его место встает почтение к прошлому,(2) большая гордость,(3) что оно было и что я его помню. 15. Улыбаясь,(1) она откинула воротник от губ,(2) зубами стянула варежки,(3) на которые прилипли маленькие льдинки,(4) подышала на озябшие пальцы и внимательно огляделась. 16. Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, (1) которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом,(2) традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, (3) за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, (4) дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, (5) племянников-крестников в студенческих тужурках...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.209.244 (0.011 с.) |