Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разговорный стиль. Этот стиль употребляется в сфере бытовых и неофициальных профессиональных отношений, в обыденной речи, в беседах.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель разговорного стиля – общение. Форма реализации этого стиля – диалог. Свойства текстов разговорного стиля: неофициальность, непринужденность, зависимость от ситуации, спонтанность, участие мимики и жестов (невербальных средств общения), эмоциональность, индивидуализация речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств. В разговорном стиле часто используются: · глаголы (пошла, пришел, увидели); · личные местоимения (я, он, ты …); · частицы (же, вон, только); · междометия (Ого!), причем часто в качестве сказуемых (Марш домой!); · слова и фразеологизмы разговорного стиля (болтать, ни рыба ни мясо); · просторечные слова (облапошить, ляпнуть); · слова с эмоционально-оценочной окраской (хвастун, красавец); · метафоры (в голове – каша); · повтор слов; · обращения; · вводные слова (наверно, кажется); · замена словосочетаний одним словом (маршрутка – маршрутное такси); · особые звательные (сокращенные) формы (Мам! Люб!); · вопросительные и восклицательные предложения (Как дела? Какие люди!); · неосложненные простые, сложносочиненные, бессоюзные предложения; · неполные предложения (Мы в кино). Например: Как-то раз Домна Платоновна спросила у меня: - Ты Егупова полковника знаешь? - Нет, не знаю. - Ну как чай, не знать! Красивый такой, брюхастый: отличный мужчина. Девять лошадей под ним на войне убили, а он жив остался. В газетах писано было об этом. - Я его все-таки, Домна Платоновна, не знаю. Вы уж не мучьте, рассказывайте! - Да, эту историю уж точно стоит рассказать. Как он только называется?.. есть тут землемер … Кумовеев ни то Макавеев, в седьмой роте в Измайловском он жил. - Бог с ним. - Бог с ним? Нет, не бог с ним, а разве черт с ним, так это ему больше кстати. - Да это я только о фамилии-то. - Да, о фамилии – ну это пожалуй; фамилия ничего – фамилия простая, а что сам уж подлец, так самый первый в столице подлец. Пристал: «Жени меня, Домна Платоновна!» (Н.С. Лесков. «Воительница») ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ. Данный стиль употребляется в сфере словесно-художественного творчества. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей или слушателей. Формы реализации этого стиля – письменный монолог и диалог. Свойства текстов художественного стиля: образность, выразительность, эмоциональность, наличие авторской позиции, наличие элементов других стилей, предварительный отбор языковых средств. В художественном стиле используются изобразительно-выразительные языковые средства (метафоры, сравнения, эпитеты и т. п.). Жанры художественного стиля: трагедия, комедия, трагикомедия, рассказ, роман, новелла, повесть, стихотворение, поэма, басня, баллада, роман в стихах и др. Например: Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы, осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. (И.А. Ильф, Е.Н.Петров. «Золотой телёнок») Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 2 ч. Самостоятельная работа №2. Тема: Выполнение упражнений «Лексика и фразеология». Цель: закрепить и проверить знания обучающихся по лексике и фразеологии. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы Упражнение № 1: Перепишите слова.Укажите лексическое значение слов. Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стандартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль. Упражнение № 2: Выпишите только те слова, которые употреблены в переносном значении. Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, квелый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправданное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства. Упражнение № 3: Подберите и запишите синонимы к данным словам. Красивый, маленький, трудный, гуманный, быстрый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться. Упражнение № 4: Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи (письменно). Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный. Упражнение № 5: В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов (письменно). 1. Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора. 2. Он отличался (особым, особенным) даром предвидения. 3. Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизирует образ (невежы, невежды). 4. Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей. 5. Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).
Упражнение № 6: Укажите лексическое значение фразеологизмов (письменно). Авгиевы конюшни, строить на песке, запретный плод, опускать крылья, кот наплакал, валом валить, не в своей тарелке, зажать в кулак, крутить хвостом, переменить декорации. Упражнение № 7: Подберите фразеологизмы, которые имеют значения (письменно). Мало; Притворяться несчастным; Прославиться, стать известным4 Не думать о своей безопасности; Медлить, делать что-либо очень медленно; Выделяться отчетливо, ярко; В худшем случае; Чувствовать себя уверенно; Объективно, непредвзято; Много. Слова для справок (к упражнению № 7): невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.
Что же такое ЛЕКСИКОЛОГИЯ? Лексикология – эта та наука, которая изучает словарный состав языка. Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д. Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав. Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав). Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги). От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ). Существуют различные разновидности омонимов: · лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса); · омоформы (мой руки – мой пиджак); · омофоны (леса – лиса); · омографы (мУка – мукА). Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой). Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное). Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления). Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский). Что же такое ФРАЗЕОЛОГИЯ? Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать). С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.). С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы: 1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня; 2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются: а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора). Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных. Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 3 ч.
Самостоятельная работа №3. Тема: Определение способов словообразования. Цель: з акрепить и проверить знания обучающихся о способах образования слов; закрепить навыки определения способов словообразования. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1: Выполните словообразовательный разбор данных слов. Укажите способы образования слов. Изгнанник, коренастый, МВД, планировать, прелестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный. Упражнение 2: Составьте словообразовательные цепочки к следующим словам. Живой, карман, здоровый, народ, упрямый, память, зависть, твердый, дым, жестокий Упражнение № 3: Восстановите недостающие слова в словообразовательных цепочках (письменно). Брат – ___________ – братственный Боль – болеть – _____ – болезненный Медленный – __________ – медлительный Гнев – _____– разгневаться Говор – говорить – ________ – разговорчивость Единый – _____– единственно Упражнение № 4: Образуйте сложные слова из данных словосочетаний. Укажите способ сложения. Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст
Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный). Упражнение № 5: Распределите в два столбика слова образованные путем сложения и слияния. Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС. Как образуются слова. Способы словообразования. В русском языке существуют следующие способы образования слов: · неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное); · морфологический: - приставочный (развеселый – веселый); - суффиксальный (красноватый – красный); - приставочно-суффиксальный (втайне – тайна); - бессуффиксный (синь – синий); - сложение (газопровод). Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются: · сложением целых слов (диван-кровать); · сложением части слова и целого слова (турфирма); · сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон). Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются: · сложением начальных звуков (вуз); · сложением начальных букв (МГУ); · сложением слогов или частей слов (полпред); · смешанным способом (главк). Таблица «Способы словообразования»
Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 4 ч.
Самостоятельная работа №4. Тема: Выполнение упражнений «Существительное, прилагательное, числительное». Цель: закрепить и проверить знания обучающихся о самостоятельных частях речи (существительных, прилагательных, числительных); закрепить навыки определения грамматических форм частей речи. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1: Выпишите в два столбика существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Мышь, земля, слесарь, молодежь, студенчество, очки, ворота, храбрость, стрельба, добро, Вена, ковер, свежесть, стремление, верность, березняк, каникулы, пудра, железо, хлопоты, пшеница, мемуары, ширина, еж, опилки, ясли.
Упражнение № 2: Определите род существительных и согласуйте с ними прилагательные. (Вкусный) кофе, (разнообразный) меню, (полезный) кольраби, (интересный) пари, (овощной) рагу, (несправедливый) пенальти, (остроумный) конферансье, (пестрый) какаду, (привередливый) маэстро, (веселый) попурри. Различайте окончания существительных во множественном числе: И.п. -А (Я) (дома, стулья); -Ы (И) (столы, двери). Р.п. -ОВ (ЕВ) (столов, стульев); -ЕЙ (вожжей); нулевое окончание (грузин, чулок, волн). Упражнение № 3: Образуйте формы Р.п. множественного числа от следующих существительных. Будни, сумерки, цапля, башкир, румын, солдат, сапог, волны, дорога, простыня, ясли, лезвие, мандарин, апельсин, помидор, таджик, банан, носки, чулки, дупло, кочерга. Упражнение № 4: Распределите данные прилагательные по столбикам в зависимости от разряда. Зимний, добрый, куриный, вечерний, ценный, честный, решительный, легкий, отцов, волчий, сильный. Упражнение № 5: Образуйте возможные степени сравнения от данных прилагательных. Богатый, хороший, крутой, плохой, широкий, тугой, сладкий, робкий, опрометчивый, звонкий. Упражнение № 6: Определите разряд данных числительных. Укажите, являются ли они простыми, составными или сложными. Девятнадцать, шестьсот, шестьдесят четыре, семеро, одиннадцать, девяносто второй, сорок четыре, семьдесят шестой, первый, сто. Упражнение № 7: Укажите ошибки, допущенные при склонении числительных. Двое подруг, к шестисот сорока пяти студентам, около девяносто страниц, по обоим сторонам, пятидесятью восьмью рублями, четырехста трех участков. Таблица «Самостоятельные именные части речи»
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Есть существительные, которые употребляются только в единственном числе (собирательные – детвора, слова с вещественным значением – железо, собственные имена) или только во множественном (составные и парные предметы – грабли, названия материалов – отходы, промежутков времени – сутки, географические названия – Карпаты). Существуют существительные общего рода (задира Катя, задира Алеша; врач Иванов, врач Иванова). Склонение – это изменение существительного по падежам. К 1-ому склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -А (-Я) (книга). Ко 2-ому – ср. р. с окончаниями -О (-Е) и м.р. с нулевым окончанием (солнце, день). К 3-ему – существительные ж.р., оканчивающиеся на Ь (печь). Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму (жюри). Разносклоняемые (бремя, время, вымя, имя, знамя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь) имеют окончания разных склонений. Род несклоняемых существительных определяется по родовому слову (Онтарио – озеро); к м.р. относятся существительные, называющие лиц мужского пола (маэстро), к ср.р. – неодушевленные существительные (метро).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.012 с.) |