Особенности разговорной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности разговорной речи



Фонетические: бόльшая вариативность произношения; разговорный стиль произношения (неполный стиль); б о льшая количественная редукция, выпадение звуков; нечеткость произношения; территориальные варианты произношения.

Лексические: использование любого слова русского языка; общеупотреби­тельная лексика – основной пласт; эмоционально-оценочные слова, уменьши­тельно-ласкательные слова ― редки; широко представлена общекнижная лек­сика; свободное образование окказионализмов; расширение значения слов; пе­реплетение лексических средств разной стилистической окраски (книжное, про­сторечное, разговорное).

Морфологические: причастие, деепричастие отсутствуют; широко представ­лены незнаменательные слова (местоимения, частицы, релятивы); у существи­тельных преобладают формы именительного падежа; у глагола преобладает настоящее время и прошедшее.

Синтаксические: эллиптичность; наличие особых конструкций разговорной речи типа Ну и ну! Ух ты! Привет!; взяли пришли, беги принеси и т.п.; повтор как средство синтаксической связи и актуального членения; незаконченные по­строения; использование различных вставок, добавлений, уточнений; пере­стройка конструкций "на ходу"; контаминация разных моделей; интерференция (взаимопроникновение) любых членов предложения и любых предикативных структур.

Исследователи разговорной речи склонны рассматривать ее как особую язы­ковую систему, противопоставленную в пределах литературного языка кодифи­цированному литературному языку (КЛЯ).

Задание 1. Сравните две стилевые системы литературного языка.

Кодифицированная речь Разговорная речь
Официальные отношения Неофициальные отношения
Преимущественно подготовлена Чаще спонтанна
Необязательна опора на внеязыковую ситуацию (конситуацию) Обязательна опора на внеязыковую ситуацию
Необязательна общность апперцепци­онной базы для говорящих (общность интересов, житейского опыта, работы и др.) Обязательна общность апперцепци­онной базы для говорящих (общ­ность интересов, житейского опыта, работы и др.)

Задание 2. Кого следует считать носителем кодифицированной речи, кого – носителем разговорной речи: жители города / деревни; имеющие высшее / среднее / незаконченное среднее образование; преподаватели / продавцы / инженеры / дипломаты / шоферы / водопроводчики?

 

Задание 3. Отметьте знаками (+/-) в соответствующих колонках, в каких видах коммуникации используется кодифицированная речь, в какихразговор­ная, в каких допустима и та, и другая.

Вид коммуникации КР РР
Публичное выступление    
Разговор пациента с врачом    
Разговор ученика с учителем    
Интервьюирование    
Лекция    
Разговор пассажиров в автобусе    
Разговор покупателя с продавцом    
Выступление на диспуте    
Разговор в семье    

Задания для самостоятельной работы

1. Отметьте верные высказывания:

1. Русский национальный язык принадлежит к славянской группе индоевро­пейских языков.

2. Русский национальный язык принадлежит к западнославянской группе ин­доевропейских языков.

3. Основу русского национального языка составляют северновеликорусские и южновеликорусские говоры.

4. Развитие и функционирование языка также в значительной степени обу­словлено развитием и жизнью общества.

5. Через язык нельзя воздействовать на сознание людей, формировать идеологию.

6. Языковая политика – это совокупность идеологических принципов и прак­тических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве.

7. Государство не может реформировать русское письмо и орфографию.

8. Русский язык один из самых гибких языков в мире, он легко принимает знаки другой культуры.

9. Между человеческим обществом и языком не существует связи.

10. Республики в соответствии с настоящим законом не могут самостоя­тельно принимать решения о правовом положении языков народов, проживаю­щих на их территориях.

2. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта):

1. Условия выбора русского языка государственным:

а) великая духовная культура;

б) территориальное превосходство;

в) решение политиков.

2. Русский язык относится к группе языков:

а) восточнославянских;

б) западнославянских;

в) южнославянских.

3. Русский национальный язык сформировался:

а) 6-7 века;

б) 14-15 века;

в) 17 век.

4. Социальные факторы, влияющие на развитие языка:

а) изменение круга носителей языка;

б) перемещение народных масс;

в) развитие науки и техники.

5. Действия языковой политики:

а) установление единого государственного языка;

б) разработка рекомендаций и запретов;

в) разработка алфавитов и их усовершенствование.

6. Датой рождения русского алфавита принято считать

а) 63 год;

б) 863 год;

в) 1863 год.

7. Поддержкой государства пользуются:

а) только русский язык;

б) все языки народов России;

в) только языки народов России.

8. Формы взаимодействия языка и общества:

а) социальная обусловленность развития языка;

б) сознательное воздействие общества на язык;

в) социальное расслоение языка.

9. Последняя орфографическая реформа проводилась:

а) в 1917 году;

б) в 1959 году;

в) в 1998 году.

10. Социальное расслоение языка проявляется:

а) действия языковой политики;

б) подсистемы национального языка;

в) влияние социальных факторов.

3. Отметьте верные высказывания:

1. Развитие и функционирование языка в большой степени зависит от разви­тия общества.

2. Территориальный диалект – такая разновидность национального языка, которая принадлежит определенной социальной группе и характеризуется в ос­новном специфической (часто стилистически сниженной) лексикой и фразеоло­гией.

3. Жаргоны – слова и выражения, которыми традиционно принято обозна­чать тот или иной предмет или явление в определенной профессиональной среде.

4. Территориальные диалекты представляют собой наиболее архаичные и естественные формы языкового существования.

5. Просторечие – это непринужденная, несколько грубоватая, сниженная разновидность разговорного языка.

6. Просторечия отличают наличие письменности.

7. Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая форма нацио­нального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой, развитой системой функциональных стилей.

8. Просторечия могут проявляться только на фонетическом уровне.

9. Социальные диалекты хранят архаические черты русского языка.

10. В настоящее время территориальные диалекты существуют только в уст­ной форме.

4. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта):

1. Территориальный диалект – это:

а) такая разновидность национального языка, которая принадлежит определен­ной социальной группе и характеризуется в основном специфической (часто стилистически сниженной) лексикой и фразеологией;

б) такая разновидность национального языка, употребление которой ограничено определенной местностью;

в) такая разновидность национального языка, употребление которой характери­зуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

2. Социальный диалект – это:

а) такая разновидность национального языка, которая принадлежит определен­ной социальной группе и характеризуется в основном специфической (часто стилистически сниженной) лексикой и фразеологией;

б) такая разновидность национального языка, употребление которой ограничено определенной местностью;

в) такая разновидность национального языка, употребление которой характери­зуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

3. Разновидность национального языка, употребление которой характе­ризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка – это:

а) просторечие;

б) диалект;

в) жаргон.

4. Язык социально обособленной группы людей – это:

а) сленг;

б) жаргон;

в) арго.

5. Источники жаргона:

а) заимствования;

б) семантические преобразования;

в) грамматические отступления.

6. Южно-великорусское наречие характеризуется:

а) аканье;

б) оканье;

в) аканье и оканье.

7. Основные признаки литературного языка:

а) наличие письменности;

б) общераспространенность и обязательность;

в) обработанность и нормированность.

8. Становление литературного языка традиционно связывается с име­нем:

а) императрицы Елизаветы;

б) А.С. Пушкина;

в) М.В. Ломоносова.

9. В настоящее время территориальные диалекты существуют:

а) только в устной форме;

б) только в письменной форме;

в) в устной и письменной форме.

10. Фонетические отличия северно-великорусского наречия:

а) аканье;

б) Г взрывной;

в) Т мягкий у гл. 3 лица.

Культура речи

Справка. Речевая культура (культура речи) – степень соответствия нор­мам орфоэпии, словоупотребления и т.п., установленным для данного языка; способность следовать лучшим образцам в своей индивидуальной речи (Ахма­нова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966).

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно пе­редавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.<…> Но высо­кая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она за­ключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наибо­лее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное) (Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Куль­тура речи. – М., 1974).

Культура речи (речевая культура) – это совокупность знаний и навыков че­ловека, обеспечивающих целесообразное применение языка в целях общения. <…> Культурой речи нередко называют и науку (учение о культуре речи), за­дача которой помочь воспитанию речевой культуры и общества, и отдельных людей (Головин Б.Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи. – М., Высшая школа, 1988).

Культура речи – 1) владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в раз­личных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 2) раз­дел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенст­вования языка как орудия культуры (Лингвистический энциклопедический сло­варь. М., СЭ., 1990).

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказы­вают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: богатство (разнообра­зие) речи, ее чистота, выразительность, ясность и понятность, точность и пра­вильность (Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995).

Культура речи – 1) такой выбор и такая организация языковых средств, ко­торые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языко­вых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в дости­жении поставленных коммуникативных задач; 2) раздел языкознания, иссле­дующий проблемы нормализации <…> и оптимизации общения <…>. Культура речи – понятие многозначное, оно включает в себя две ступени освоения лите­ратурного языка: правильность речи <…> и речевое мастерство <…>. Высо­кая культура речи предполагает высокую общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку (Педагогическое речеведение. Сло­варь-справочник. – М.: Флинта, Наука, 1998).

Культура речи представляет собой область проявления в речевой дея­тельности физической, материальной и духовной культуры личности и общества в целом (Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи. – М., 2007).

Типы речевой культуры (по О.Б. Сиротининой): полнофункциональный, не­полнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный.

Для носителей полнофункционального типа речевой культуры характерно максимально полное владение всеми богатствами русского языка: знание лите­ратурного языка и других компонентов национального русского языка; свободная активизация и целесообразное использование любого слова из своего обшир­ного лексикона; владение всеми функциональными стилями литературного языка и умение строить тексты нужного в данной ситуации стиля; соблюдение норм литературного языка. Роль полнофункционального типа речевой культуры, несмотря на относительно малое количество его носителей, в судьбах литера­турного языка, сохранении его существования и развитии очень велика.

Значительно большее количество людей являются носителями неполно­функционального типа. У них меньшие знания, они проявляют меньшие усилия для их расширения, меньшие умения и т.д. Носители этого типа речевой куль­туры владеют кроме разговорного только одним – максимум двумя функцио­нальными стилями.

Наибольшее распространение имеет среднелитературный тип речевой культуры, который характеризуется очень поверхностным знанием норм литера­турного языка и систематическим отступлением от них, нарушениями коммуни­кативных и этических норм общения, неспособностью к построению монолога, фактическим невладением навыками официального общения и поверхностным (штампованным) использованием профессионально необходимого функцио­нального стиля. Основная причина формирования среднелитературного типа речевой культуры – низкий уровень общей культуры, невнимательное отношение к языку. Главным признаком среднелитературного типа является неполнота вла­дения литературным языком при очевидной уверенности в полноте владения им.

Специфика литературно-жаргонизирующего типа, складывающегося с конца XX век и насаждаемого СМИ, заключается в сознательном использовании сниженной, часто даже безграмотной речи. Опасность этого типа речевой куль­туры состоит в его восприятии читателями, слушателями и зрителями как эта­лона хорошей речи.

Носители обиходного типа речевой культуры владеют только навыками разговорной речи: они не способны производить ни официальную монологиче­скую, ни письменную речь, хотя при этом могут соблюдать ортологические нормы.

Исходя из современного состояния культуры речи общества в последнее время в культуре речи активно разрабатывается проблема функциональной грамотности как основы взаимопонимания.

 

Задание 1. Сопоставьте определения культуры речи, данные в справке. Что общего в этих определениях? Чем они различаются? Каково содержание этого понятия? Классифицируйте аспекты, интересующие культуру речи как предмет.

 

Задание 2. Чем различаются и как между собой связаны культура речи, ре­чевая культура и общая культура?

Задание 3. Определите, какие из следующих примеров говорят о недоста­точной коммуникативной компетенции, а какие – о проблемах в компетенции языковой.

1. Заканчивается защита диплома. Дипломник выступает с заключительным словом и благодарит научного руководителя «за чуткое и вдумчивое руково­дство». За столом комиссии смех. Почему? 2. Вы пишите жалобу в ЖЭУ на шум от стройки у вас под окнами и не знаете, как обратиться: Уважаемый господин начальник ЖЭУ! Господин начальник ЖЭУ! Уважаемый Алексей Васильевич! Алексей Васильевич! Уважаемый господин Краснов! Или как-то по-другому. 3. Ребенок говорит маме: «Хочешь, я еще собачку нарисоваю?» 4. Водитель авто­буса объявляет: «Пожалуйста, оплачивайте за проезд…» 5. Врач рассказывает дома о событиях рабочего дня и между прочим упоминает: «Пришлось отпра­вить пациента на флюрографИю». Жена поправляет: «На флюрогрАфию». 6. В спортивных новостях комментатор обещает рассказать о «ньюсмейкерах фор­мулистической кухни». О чем это? 7. В магазине старушка обращается к про­давцу: «Дочка, завесь мне грамм двести мармеладу». Та отвечает: «Где это вы мармелад видите?»

Задание 4. А. Оцените уровень речевой культуры героев.

1. Превосходный бас, землероб и поэт перед выступлением в каком-то зна­чительном концерте в присутствии государя не вовремя сделал «декольте» и запел не то, что ему полагалось петь. Директор, который, вероятно, рекомендо­вал государю участие этого певца, возмущенный влетел в уборную и раскри­чался на него так, как можно было кричать только на крепостного раба. А в конце речи, уснащенной многими непристойными словами, из всей силы ударил по нотам, которые певец держал в руках. Ноты упали на пол. Певец, до сих пор безропотно молчавший, после удара по нотам не выдержал и, нагибаясь поднять их, глубоким, но спокойным бархатным басом рек: «Ваше высокопревосходи­тельство, умоляю вас, не заставляйте меня, Ваше высокопревосходительство, послать вас к … матери». Как ни был директор взволнован и в своем гневе и лентах величия, он сразу замолк, растерялся и ушел…(Федор Шаляпин. Маска и душа).

2. Без пламенных речей Коробкина в районе не обходилось ни одно собра­ние.

Долговязый, в длинном черном драповом пальто, с высоким (за счет лысины) лбом, грозно взмахивая руками над столиком для тезисов, он выкрикивал каж­дую фразу, как лозунг на площади перед многотысячной толпой. От его голоса вздрагивали и позвякивали стекляшки на люстре под потолком.

―Товарищи! Корма – это основа животноводства! Но некоторые товарищи упорно не желают этого понять, преступно недооценивают заготовку кормов для животноводства!..

Вол – это, товарищи, рабочее тягло! Рабочее тягло нужно беречь!..

Свинья дает нам, товарищи, мясо, сало, кожу, щетину! Свинья очень полез­ное животное! А как мы относимся к свиньям? По-свински, товарищи!..

Животноводство, товарищи, нуждается в теплых благоустроенных помеще­ниях. Корова, товарищи, в тепле и чистоте дает больше молока, чем на холоде, в грязи! А некоторые председатели колхозов недооценивают строительство ко­ровников!..

Переходя к массово-политической работе с колхозниками, я должен здесь, товарищи, со всей прямотой сказать, что мы плохо работаем с колхозниками!..

Стенная газета, товарищи, ― это печать. А печать – это острейшее оружие нашей партии! Но во всех ли колхозах у нас выпускаются стенные газеты? Нет, товарищи, не во всех колхозах у нас выпускаются стенные газеты!.. (Валентин Овечкин. Районные будни).

Б. Подберите примеры, иллюстрирующие специфику речи носителей раз­личных типов речевой культуры.

Задание 5. Опишите в общих чертах коммуникативные потребности сле­дующих языковых личностей. Учитывайте все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), официальные и неофициальные, про­фессиональные и бытовые ситуации общения. Оцените их тип речевой куль­туры.

1. Алла Борисовна Пугачева. 2. Один из ваших преподавателей. 3. Кто-ни­будь из вашей семьи (родители, брат, сестра…).

 

Задание 6. Напишите сочинение «Речевой автопортрет» по плану: 1. Мои обычные речевые роли. 2. Легко ли я вступаю в разговор? 3. Предпочитаю я говорить или слушать? 4. Легко ли я себя чувствую перед большой аудито­рией? 5. Какие коммуникативные качества речи я могу отметить у себя? 6. Каково моё отношение к грубым словам и выражениям (употребляю ли я их, и если «да», то где и когда)? 7. Как я отношусь к жаргону? Использую ли я жар­гонизмы в своей речи? 8. Как я отношусь к речевому этикету? Использую ли я его в своей речи? 9. Какие отрицательные качества в своей речи я знаю и хочу ли от них избавиться? 10. Какими функциональными разновидностями языка я пользуюсь в своей речевой практике? 11. Легко ли я могу продуциро­вать устные и письменные монологические тексты?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Отметьте верные высказывания:

1. Нормативность предполагает соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются носителями данного языка в качестве идеала, образца.

2. Нормативный аспект культуры речи зачастую сводится к перечню правил и запретов.

3. Коммуникативный аспект культуры речи – соответствия требованиям, предъ­являемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период.

4. Владение современным нормами общения остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного человека.

5. В каждой конкретной речевой ситуации необходимо уметь выбрать те языко­вые средства, которые понятны только вам.

2. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта).

1. Три аспекта культуры речи:

а) коммуникативный;

б) поведенческий;

в) этический.

2. Выбор той или иной формы слова должен быть сделан с учетом:

а) настроения;

б) желания собеседника;

в) реальной речевой ситуации.

3. Культура речи – это:

а) раздел филологической науки;

б) нормативность речи;

в) совокупность знаний и навыков человека, обеспечивающих целесообразное применение языка в целях общения.

4. Ваша речь должно соответствовать:

а) говорящему;

б) собеседнику;

в) наблюдателю.

5. Под этическими нормами поведения понимается:

а) речевой этикет;

б) речевые формы приветствия, прощания, обращения и т.д.;

в) правила поведения в беседе, при споре, при публичном выступлении.

6. Аспект изучения культуры речи, заключающийся в описании речевого этикета, эффективных приемов общения – это аспект …

а) этический

б) коммуникативный

в) функциональный

7. Нормы русского литературного языка…

а) статичны, неизменны

б) категоричны, не знают исключений

в) динамичны, подвижны

8. Для носителей полнофункционального типа речевой культуры характерно:

а) владение всеми функциональными стилями литературного языка

б) владение 1-2 функциональными стилями литературного языка

в) владение только разговорным стилем литературного языка

9. Специфика литературно-жаргонизирующего типа речевой культуры… а) сознательное нарушение стилевых разновидностей русского языка

б) сознательное стремление к браной речи

в) сознательное использование сниженной речи

10. Культура речи изучает…

а) совокупность и систему коммуникативных качеств речи

б) стили языка

в) литературный язык

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.096 с.)