Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности разговорной речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фонетические: бόльшая вариативность произношения; разговорный стиль произношения (неполный стиль); б о льшая количественная редукция, выпадение звуков; нечеткость произношения; территориальные варианты произношения. Лексические: использование любого слова русского языка; общеупотребительная лексика – основной пласт; эмоционально-оценочные слова, уменьшительно-ласкательные слова ― редки; широко представлена общекнижная лексика; свободное образование окказионализмов; расширение значения слов; переплетение лексических средств разной стилистической окраски (книжное, просторечное, разговорное). Морфологические: причастие, деепричастие отсутствуют; широко представлены незнаменательные слова (местоимения, частицы, релятивы); у существительных преобладают формы именительного падежа; у глагола преобладает настоящее время и прошедшее. Синтаксические: эллиптичность; наличие особых конструкций разговорной речи типа Ну и ну! Ух ты! Привет!; взяли пришли, беги принеси и т.п.; повтор как средство синтаксической связи и актуального членения; незаконченные построения; использование различных вставок, добавлений, уточнений; перестройка конструкций "на ходу"; контаминация разных моделей; интерференция (взаимопроникновение) любых членов предложения и любых предикативных структур. Исследователи разговорной речи склонны рассматривать ее как особую языковую систему, противопоставленную в пределах литературного языка кодифицированному литературному языку (КЛЯ). Задание 1. Сравните две стилевые системы литературного языка.
Задание 2. Кого следует считать носителем кодифицированной речи, кого – носителем разговорной речи: жители города / деревни; имеющие высшее / среднее / незаконченное среднее образование; преподаватели / продавцы / инженеры / дипломаты / шоферы / водопроводчики?
Задание 3. Отметьте знаками (+/-) в соответствующих колонках, в каких видах коммуникации используется кодифицированная речь, в каких – разговорная, в каких допустима и та, и другая.
Задания для самостоятельной работы 1. Отметьте верные высказывания: 1. Русский национальный язык принадлежит к славянской группе индоевропейских языков. 2. Русский национальный язык принадлежит к западнославянской группе индоевропейских языков. 3. Основу русского национального языка составляют северновеликорусские и южновеликорусские говоры. 4. Развитие и функционирование языка также в значительной степени обусловлено развитием и жизнью общества. 5. Через язык нельзя воздействовать на сознание людей, формировать идеологию. 6. Языковая политика – это совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве. 7. Государство не может реформировать русское письмо и орфографию. 8. Русский язык один из самых гибких языков в мире, он легко принимает знаки другой культуры. 9. Между человеческим обществом и языком не существует связи. 10. Республики в соответствии с настоящим законом не могут самостоятельно принимать решения о правовом положении языков народов, проживающих на их территориях. 2. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта): 1. Условия выбора русского языка государственным: а) великая духовная культура; б) территориальное превосходство; в) решение политиков. 2. Русский язык относится к группе языков: а) восточнославянских; б) западнославянских; в) южнославянских. 3. Русский национальный язык сформировался: а) 6-7 века; б) 14-15 века; в) 17 век. 4. Социальные факторы, влияющие на развитие языка:
а) изменение круга носителей языка; б) перемещение народных масс; в) развитие науки и техники. 5. Действия языковой политики: а) установление единого государственного языка; б) разработка рекомендаций и запретов; в) разработка алфавитов и их усовершенствование. 6. Датой рождения русского алфавита принято считать а) 63 год; б) 863 год; в) 1863 год. 7. Поддержкой государства пользуются: а) только русский язык; б) все языки народов России; в) только языки народов России. 8. Формы взаимодействия языка и общества: а) социальная обусловленность развития языка; б) сознательное воздействие общества на язык; в) социальное расслоение языка. 9. Последняя орфографическая реформа проводилась: а) в 1917 году; б) в 1959 году; в) в 1998 году. 10. Социальное расслоение языка проявляется: а) действия языковой политики; б) подсистемы национального языка; в) влияние социальных факторов. 3. Отметьте верные высказывания: 1. Развитие и функционирование языка в большой степени зависит от развития общества. 2. Территориальный диалект – такая разновидность национального языка, которая принадлежит определенной социальной группе и характеризуется в основном специфической (часто стилистически сниженной) лексикой и фразеологией. 3. Жаргоны – слова и выражения, которыми традиционно принято обозначать тот или иной предмет или явление в определенной профессиональной среде. 4. Территориальные диалекты представляют собой наиболее архаичные и естественные формы языкового существования. 5. Просторечие – это непринужденная, несколько грубоватая, сниженная разновидность разговорного языка. 6. Просторечия отличают наличие письменности. 7. Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой, развитой системой функциональных стилей. 8. Просторечия могут проявляться только на фонетическом уровне. 9. Социальные диалекты хранят архаические черты русского языка. 10. В настоящее время территориальные диалекты существуют только в устной форме. 4. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта): 1. Территориальный диалект – это: а) такая разновидность национального языка, которая принадлежит определенной социальной группе и характеризуется в основном специфической (часто стилистически сниженной) лексикой и фразеологией; б) такая разновидность национального языка, употребление которой ограничено определенной местностью; в) такая разновидность национального языка, употребление которой характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. 2. Социальный диалект – это: а) такая разновидность национального языка, которая принадлежит определенной социальной группе и характеризуется в основном специфической (часто стилистически сниженной) лексикой и фразеологией; б) такая разновидность национального языка, употребление которой ограничено определенной местностью; в) такая разновидность национального языка, употребление которой характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. 3. Разновидность национального языка, употребление которой характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка – это: а) просторечие;
б) диалект; в) жаргон. 4. Язык социально обособленной группы людей – это: а) сленг; б) жаргон; в) арго. 5. Источники жаргона: а) заимствования; б) семантические преобразования; в) грамматические отступления. 6. Южно-великорусское наречие характеризуется: а) аканье; б) оканье; в) аканье и оканье. 7. Основные признаки литературного языка: а) наличие письменности; б) общераспространенность и обязательность; в) обработанность и нормированность. 8. Становление литературного языка традиционно связывается с именем: а) императрицы Елизаветы; б) А.С. Пушкина; в) М.В. Ломоносова. 9. В настоящее время территориальные диалекты существуют: а) только в устной форме; б) только в письменной форме; в) в устной и письменной форме. 10. Фонетические отличия северно-великорусского наречия: а) аканье; б) Г взрывной; в) Т мягкий у гл. 3 лица. Культура речи Справка. Речевая культура (культура речи) – степень соответствия нормам орфоэпии, словоупотребления и т.п., установленным для данного языка; способность следовать лучшим образцам в своей индивидуальной речи (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966). Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.<…> Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное) (Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974). Культура речи (речевая культура) – это совокупность знаний и навыков человека, обеспечивающих целесообразное применение языка в целях общения. <…> Культурой речи нередко называют и науку (учение о культуре речи), задача которой помочь воспитанию речевой культуры и общества, и отдельных людей (Головин Б.Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи. – М., Высшая школа, 1988). Культура речи – 1) владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры (Лингвистический энциклопедический словарь. М., СЭ., 1990).
Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: богатство (разнообразие) речи, ее чистота, выразительность, ясность и понятность, точность и правильность (Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995). Культура речи – 1) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач; 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации <…> и оптимизации общения <…>. Культура речи – понятие многозначное, оно включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи <…> и речевое мастерство <…>. Высокая культура речи предполагает высокую общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – М.: Флинта, Наука, 1998). Культура речи представляет собой область проявления в речевой деятельности физической, материальной и духовной культуры личности и общества в целом (Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи. – М., 2007). Типы речевой культуры (по О.Б. Сиротининой): полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный. Для носителей полнофункционального типа речевой культуры характерно максимально полное владение всеми богатствами русского языка: знание литературного языка и других компонентов национального русского языка; свободная активизация и целесообразное использование любого слова из своего обширного лексикона; владение всеми функциональными стилями литературного языка и умение строить тексты нужного в данной ситуации стиля; соблюдение норм литературного языка. Роль полнофункционального типа речевой культуры, несмотря на относительно малое количество его носителей, в судьбах литературного языка, сохранении его существования и развитии очень велика. Значительно большее количество людей являются носителями неполнофункционального типа. У них меньшие знания, они проявляют меньшие усилия для их расширения, меньшие умения и т.д. Носители этого типа речевой культуры владеют кроме разговорного только одним – максимум двумя функциональными стилями. Наибольшее распространение имеет среднелитературный тип речевой культуры, который характеризуется очень поверхностным знанием норм литературного языка и систематическим отступлением от них, нарушениями коммуникативных и этических норм общения, неспособностью к построению монолога, фактическим невладением навыками официального общения и поверхностным (штампованным) использованием профессионально необходимого функционального стиля. Основная причина формирования среднелитературного типа речевой культуры – низкий уровень общей культуры, невнимательное отношение к языку. Главным признаком среднелитературного типа является неполнота владения литературным языком при очевидной уверенности в полноте владения им.
Специфика литературно-жаргонизирующего типа, складывающегося с конца XX век и насаждаемого СМИ, заключается в сознательном использовании сниженной, часто даже безграмотной речи. Опасность этого типа речевой культуры состоит в его восприятии читателями, слушателями и зрителями как эталона хорошей речи. Носители обиходного типа речевой культуры владеют только навыками разговорной речи: они не способны производить ни официальную монологическую, ни письменную речь, хотя при этом могут соблюдать ортологические нормы. Исходя из современного состояния культуры речи общества в последнее время в культуре речи активно разрабатывается проблема функциональной грамотности как основы взаимопонимания.
Задание 1. Сопоставьте определения культуры речи, данные в справке. Что общего в этих определениях? Чем они различаются? Каково содержание этого понятия? Классифицируйте аспекты, интересующие культуру речи как предмет.
Задание 2. Чем различаются и как между собой связаны культура речи, речевая культура и общая культура? Задание 3. Определите, какие из следующих примеров говорят о недостаточной коммуникативной компетенции, а какие – о проблемах в компетенции языковой. 1. Заканчивается защита диплома. Дипломник выступает с заключительным словом и благодарит научного руководителя «за чуткое и вдумчивое руководство». За столом комиссии смех. Почему? 2. Вы пишите жалобу в ЖЭУ на шум от стройки у вас под окнами и не знаете, как обратиться: Уважаемый господин начальник ЖЭУ! Господин начальник ЖЭУ! Уважаемый Алексей Васильевич! Алексей Васильевич! Уважаемый господин Краснов! Или как-то по-другому. 3. Ребенок говорит маме: «Хочешь, я еще собачку нарисоваю?» 4. Водитель автобуса объявляет: «Пожалуйста, оплачивайте за проезд…» 5. Врач рассказывает дома о событиях рабочего дня и между прочим упоминает: «Пришлось отправить пациента на флюрографИю». Жена поправляет: «На флюрогрАфию». 6. В спортивных новостях комментатор обещает рассказать о «ньюсмейкерах формулистической кухни». О чем это? 7. В магазине старушка обращается к продавцу: «Дочка, завесь мне грамм двести мармеладу». Та отвечает: «Где это вы мармелад видите?» Задание 4. А. Оцените уровень речевой культуры героев. 1. Превосходный бас, землероб и поэт перед выступлением в каком-то значительном концерте в присутствии государя не вовремя сделал «декольте» и запел не то, что ему полагалось петь. Директор, который, вероятно, рекомендовал государю участие этого певца, возмущенный влетел в уборную и раскричался на него так, как можно было кричать только на крепостного раба. А в конце речи, уснащенной многими непристойными словами, из всей силы ударил по нотам, которые певец держал в руках. Ноты упали на пол. Певец, до сих пор безропотно молчавший, после удара по нотам не выдержал и, нагибаясь поднять их, глубоким, но спокойным бархатным басом рек: «Ваше высокопревосходительство, умоляю вас, не заставляйте меня, Ваше высокопревосходительство, послать вас к … матери». Как ни был директор взволнован и в своем гневе и лентах величия, он сразу замолк, растерялся и ушел…(Федор Шаляпин. Маска и душа). 2. Без пламенных речей Коробкина в районе не обходилось ни одно собрание. Долговязый, в длинном черном драповом пальто, с высоким (за счет лысины) лбом, грозно взмахивая руками над столиком для тезисов, он выкрикивал каждую фразу, как лозунг на площади перед многотысячной толпой. От его голоса вздрагивали и позвякивали стекляшки на люстре под потолком. ―Товарищи! Корма – это основа животноводства! Но некоторые товарищи упорно не желают этого понять, преступно недооценивают заготовку кормов для животноводства!.. Вол – это, товарищи, рабочее тягло! Рабочее тягло нужно беречь!.. Свинья дает нам, товарищи, мясо, сало, кожу, щетину! Свинья очень полезное животное! А как мы относимся к свиньям? По-свински, товарищи!.. Животноводство, товарищи, нуждается в теплых благоустроенных помещениях. Корова, товарищи, в тепле и чистоте дает больше молока, чем на холоде, в грязи! А некоторые председатели колхозов недооценивают строительство коровников!.. Переходя к массово-политической работе с колхозниками, я должен здесь, товарищи, со всей прямотой сказать, что мы плохо работаем с колхозниками!.. Стенная газета, товарищи, ― это печать. А печать – это острейшее оружие нашей партии! Но во всех ли колхозах у нас выпускаются стенные газеты? Нет, товарищи, не во всех колхозах у нас выпускаются стенные газеты!.. (Валентин Овечкин. Районные будни). Б. Подберите примеры, иллюстрирующие специфику речи носителей различных типов речевой культуры. Задание 5. Опишите в общих чертах коммуникативные потребности следующих языковых личностей. Учитывайте все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), официальные и неофициальные, профессиональные и бытовые ситуации общения. Оцените их тип речевой культуры. 1. Алла Борисовна Пугачева. 2. Один из ваших преподавателей. 3. Кто-нибудь из вашей семьи (родители, брат, сестра…).
Задание 6. Напишите сочинение «Речевой автопортрет» по плану: 1. Мои обычные речевые роли. 2. Легко ли я вступаю в разговор? 3. Предпочитаю я говорить или слушать? 4. Легко ли я себя чувствую перед большой аудиторией? 5. Какие коммуникативные качества речи я могу отметить у себя? 6. Каково моё отношение к грубым словам и выражениям (употребляю ли я их, и если «да», то где и когда)? 7. Как я отношусь к жаргону? Использую ли я жаргонизмы в своей речи? 8. Как я отношусь к речевому этикету? Использую ли я его в своей речи? 9. Какие отрицательные качества в своей речи я знаю и хочу ли от них избавиться? 10. Какими функциональными разновидностями языка я пользуюсь в своей речевой практике? 11. Легко ли я могу продуцировать устные и письменные монологические тексты?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Отметьте верные высказывания: 1. Нормативность предполагает соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются носителями данного языка в качестве идеала, образца. 2. Нормативный аспект культуры речи зачастую сводится к перечню правил и запретов. 3. Коммуникативный аспект культуры речи – соответствия требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период. 4. Владение современным нормами общения остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного человека. 5. В каждой конкретной речевой ситуации необходимо уметь выбрать те языковые средства, которые понятны только вам. 2. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта). 1. Три аспекта культуры речи: а) коммуникативный; б) поведенческий; в) этический. 2. Выбор той или иной формы слова должен быть сделан с учетом: а) настроения; б) желания собеседника; в) реальной речевой ситуации. 3. Культура речи – это: а) раздел филологической науки; б) нормативность речи; в) совокупность знаний и навыков человека, обеспечивающих целесообразное применение языка в целях общения. 4. Ваша речь должно соответствовать: а) говорящему; б) собеседнику; в) наблюдателю. 5. Под этическими нормами поведения понимается: а) речевой этикет; б) речевые формы приветствия, прощания, обращения и т.д.; в) правила поведения в беседе, при споре, при публичном выступлении. 6. Аспект изучения культуры речи, заключающийся в описании речевого этикета, эффективных приемов общения – это аспект … а) этический б) коммуникативный в) функциональный 7. Нормы русского литературного языка… а) статичны, неизменны б) категоричны, не знают исключений в) динамичны, подвижны 8. Для носителей полнофункционального типа речевой культуры характерно: а) владение всеми функциональными стилями литературного языка б) владение 1-2 функциональными стилями литературного языка в) владение только разговорным стилем литературного языка 9. Специфика литературно-жаргонизирующего типа речевой культуры… а) сознательное нарушение стилевых разновидностей русского языка б) сознательное стремление к браной речи в) сознательное использование сниженной речи 10. Культура речи изучает… а) совокупность и систему коммуникативных качеств речи б) стили языка в) литературный язык
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.186 (0.018 с.) |