ТОП 10:

Основные функциональные черты разговорной речи



Характеристика разговорной речи как неофициальной, неподготовленной, спонтанной речи обусловливает её основные функциональные черты:

1) устная форма реализации;

2) диалогичностьречи. Число говорящих определяется таким образом: один, два, более двух. В соответствии с этим различают следующие жанры разговорной речи: монолог, диалог, полилог. Названные жанры имеют свою специфику.

Отличительная черта монолога в разговорной речи – его диалогичность, т.е. обращенность к слушателю, который может перебить рассказчика, задать ему вопрос, согласиться с ним или возразить ему в любую минуту. Сравните: в монологических видах речи книжного литературного языка говорящего (докладчика, лектора, оратора на митинге) не принято перебивать.

Диалог – основной жанр разговорной речи. Для него характерна частая смена ролей "говорящий – слушающий", так что собеседники поочередно выступают то в одной, то в другой роли. В реальной разговорной речи монолог и диалог представлены обычно не в чистом виде, а в пересекаю­щихся формах: диалог может содержать элементы монолога (микрорассказы, минимонологи), а монолог – перебиваться репликами собеседников.

Для полилогаразговорной речи характерно смешение разных тем, так как нередко каждый из собеседников говорит о своем, "ведет свою партию". В полилоге возможны разные формы взаимодействия говорящих. Например, собеседник может прервать одну тему разговора, оставить своего партнера иприсоединиться к другим участникам полилога, может вести разговор, участвуя в двух и более темах сразу, и т.п. Следует отметить, что смешение тем свойственно и диалогу, т.е. говорящие легко могут переключаться с одной темы на другую;

3) условия осуществления речи. Основным условием, способствующим созданию непринуждённой атмосферы разговорной речи, является неофициальность отношений между говорящими, т.е. близкие (дружеские, родственные) или нейтральные отношения. К условиям осуществления речи относятся также способы участия в речевом акте адресанта и адресата: контактное общение(личный разговор) и дистантное общение (разговор на расстоянии, например по телефону). В контактном диалоге собеседники могут использовать жесты и мимику как средства передачи информации; при дистантном общении используется лишь один канал связи – слуховой;

4) ситуативность, т.е. опора на ситуацию, в которой происходит диалог. Непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение, принято называть конситуацией[5]. В условиях непринужденного общения разговорная речь нередко строится так, что конситуация и речь образуют единство, единый акт общения. Конситуация обусловливает эллиптичность[6] речи, повышает роль местоимений. Например: (Женщина перед уходом из дома осматривает сапоги) «Какие мне надеть-то (о сапогах)? Вотэтичто ли? Или вотэти

Говорящая обходится местоимениями, слово сапоги она вообще не произносит, однако из ситуации всем понятно, о чем идет речь;

5) наличие общего запаса знаний, общего житейского опыта у собеседников – важное условие построения разговорной речи.

Разговорное неофициальное общение с непосредственным участием говорящих осуществляется обычно между хорошо знающими людьми в конкретной ситуации. Поэтому говорящие имеют общий запас знаний. Эти знания называют фоновыми[7]. Именно фоновые знания позволяют строить в разговорном общении такие редуцированные (упрощённые) высказывания, которые вне этих фоновых знаний совершенно непонятны, например:

А: Танечка /ми-иленькая!

Б (сердито): Еще не ходила.

Смысл этого диалога ясен лишь участникам диалога: А просит у Б книгу, которую та должна была взять в библиотеке.

Общность житейской базы может быть обусловлена как длительным знакомством участников диалога, их большим (часто многолетним) совместным общением друг с другом, так и кратковременным опытом, важным лишь для данного разговора. Это позволяет говорящим многое не называть, не объяснять, оставлять словесно невыраженным.

О важности для собеседников совместного житейского опыта, фоновых знаний свидетельствует тот факт, что на один и тот же лаконичный (но типичный для русской разговорной речи) вопрос: «Ну как?» могут быть получены совершенно различные ответы в зависимости от ситуации:

Пятерка! (если сдавал экзамен);

Поправляется! (если кто-то был болен);

Приехал! (если кто-то должен приехать);

Единогласно! (если кто-то защищал диссертацию)[8].

Итак, русская разговорная речь — это речь носителей литературного языка, функционирующая в условиях непринужденного, неподготовленного общения. Для этой речи характерны: устная форма (как основная форма реализации); диалогичность речи; неофициальность отношений говорящих; опора на внеязыковую ситуацию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.003 с.)