Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 6. Синтаксические нормы современного русского литературного языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Синтаксис (от греч. sýntaxis —"построение, порядок") — раздел языкознания, изучающий правила соединения слов и форм слов, а также те единства, в составе которых эти правила реализуются (словосочетания и предложения). Синтаксические нормы русского литературного языкарусского литературного языка — это правила построения словосочетаний и предложений. Правильно ли говорить и писать: согласно договор а, скучаем по вас, разъяснение о проводимой политике? На эти и подобные вопросы ответ дают синтаксические нормы русского литературного языка. Современными языковыми нормами на синтаксическом уровне допускается немало вариантных форм: ждать отпуск / отпуска, не читал книгу / книги, двое пришло / пришли и т.д. Хотя все они с достаточной полнотой и последовательностью описаны в справочной литературе, тем не менее в речевой практике возникает ряд трудностей при выборе нужной синтаксической конструкции. Распространены отступления, в частности, от норм согласования и управления, размещения слов в предложении, построения предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами; от некоторых норм построения сложных предложений. Особые трудности вызывает выбор формы сказуемого при подлежащем, форма и значение которого вступают в противоречие. Варианты координации главных членов предложения Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил /выступила и т.д. а) сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения: На столе леж ит несколько тетрадей; Выросл о пять кленов; б) подлежащее имеет значение приблизительности: На собрании присутствовал о около 50 человек; В стране выпуска ет ся свыше 380 миллионов экземпляров газет и журналов, ежедневно загора ет ся более 75 миллионов телевизионных экранов; в) в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени: Прошл о несколько минут; Сыну исполнил о сь пять лет; г) компоненты количественно-именного сочетания разделены: Детей у матери было пятеро; Рабочих выступило трое; д) в составе подлежащего имеются слова со значением ограничения: В живых остал о сь всего несколько человек; В секции занимал о сь только десять учащихся; Всего лишь несколько дней прошл о с тех пор. а) подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами: Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика; б) при количественном слове есть определение во множественном числе: Первые шесть дней прошл и незаметно; Завтра приед ут остальные двадцать человек; в) есть однородные члены в составе подлежащего: Большинство старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов участвовал и в беге на короткой дистанции; ! В некоторых случаях форма множественного или единственного числа сказуемого выполняет смыслоразличительную функцию. Сравните: Несколько учеников быстро выполн и ли задание и Несколько учеников быстро выполнил о задание. Форма множественного числа сказуемого указывает на то, что действие приписывается каждому лицу в отдельности, т.е. имеется в виду, что каждый ученик выполнил задание самостоятельно. Форма единственного числа сказуемого указывает на то, что действие выполнялось совместно, группой, состоящей из нескольких учеников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.93.232 (0.007 с.) |