Разновидности речи (диалогическая и монологическая) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности речи (диалогическая и монологическая)



Справка. Монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитан­ной на пассивное и опосредованное восприятие (ЛЭС, 310).

Это устное или письменное высказывание одного человека. Монолог состоит из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность. Монолог имеет определенную композиционную форму. Степень проявления признаков зависит от жанрово-стилистической (ху­дожественный м., ораторская речь и пр.) и от функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, описание и пр.) принадлежности. Внутрижанровые различия, устное или письменное осуществление М. обуславливают их особен­ности: лексический отбор, строение предложений, синтаксические способы их соединения, виды взаимодействия разговорной и книжной речи и пр. По способу изложения содержания различаются три типа М.: описание, повествование, рас­суждение (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М., 1998, с. 116).

Диалог (от греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – форма (тип) речи, со­стоящее из обмена высказываниями – репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта (ЛЭС, с. 135).

Монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, нали­чием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью. Мо­нолог получает наибольшее свое развитие в книжной устной речи: судебное красноречие, устная научная речь, публицистическая речь.

Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд её осо­бенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в ответно-вопросной форме, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование невербальных средств (мимика, жесты), большая роль интона­ции, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от стро­гих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, и т.д. Эта форма речи получила наибольшее развитие в разго­ворной речи. Она преобладает в сфере функционирования языка. Вместе с тем диалогическая форма широко распространена и в научной, и в публицистиче­ской, и в официально-деловой речи. Изображение диалога используется и в языке художественной литературы с целью характеризации героя.

Способы диалогизации устной речи. В практике ораторского искусства выработаны приемы, которые направлены на то, чтобы повысить активность адресата, придать речи выразительность. Такие приёмы называются средст­вами диалогизации монолога. Средства диалогизации – это прямые обращения к слушателю, вопросно-ответный ход, имитация диалогической ситуации, ритори­ческие вопросы, служащие для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, предполагаемые оратором реплики слушателей, с которыми он со­глашается или не соглашается, при этом используются такие выражения, как: вы считаете, вы можете подумать, возразить и т.п.

 

Задание 1. Прочитайте текст. Определите его разновидность, форму, мотивируйте ответ, приводя в пример языковые факты.

Да, удивительно странный мальчик был этот Джим: с ним все происходило не так, как с дурными мальчиками Джеймсами в книжках.

Однажды он залез на яблоню фермера Экорна, чтобы наворовать яблок. И сук не подломился, Джим не упал, не сломал себе руку, его не искусала большая собака фермера, и он потом не лежал больной много дней, не раскаялся и не исправился. Ничего подобного! Он нарвал яблок сколько хотел и благополучно слез с дерева. А для собаки он заранее припас камень и хватил ее этим камнем по голове, когда она кинулась на него. Необыкновенная история! Никогда так не бывает в нравоучительных книжках с красивыми корешками и картинками!..

Джим этот был словно заговоренный, – только так и можно объяснить то, что ему все сходило с рук. Он даже угостил слона в зоологическом саду куском пре­сованного жевательного табака – и слон не оторвал ему голову хоботом! Он полез в буфет за мятной настойкой – и не выпил по ошибке азотной кислоты! Стащив у отца ружье, он в праздник пошел охотиться – и не оторвал себе три или четыре пальца! Однажды, разозлившись, он ударил свою маленькую сест­ренку кулаком в висок, и – можете себе представить! – девочка не чахла после этого, не умерла в тяжких страданиях с кроткими словами прощения на устах, удвоив этим муки его разбитого сердца. Нет. Она бодро перенесла удар и оста­лась целехонька. В конце концов Джим убежал из дому и нанялся матросом на корабль. (М. Твен)

 

Задание 2. Какие общественно-политические радио- и телепередачи строятся в форме диалога? Каким функциональным разновидностям языка принадлежит речь в этих передачах?

 

Задание3. Найдите элементы диалогизации монолога (вопросоответные единства, вопросы, побудительные конструкции, «внутренний жест», апел­ляция к фонду знаний адресата и др.).

1. Почему платье греет? Прежде всего надо себя спросить: правда ли, что платье греет? Ведь на самом-то деле не шуба греет человека, а, наоборот, че­ловек – шубу. Да разве может быть иначе? Ведь шуба – не печка. «Вот как? Спросите вы. – А человек разве печка?» Конечно, печка! Ведь мы с вами знаем уже, что пища, которую мы едим, – это дрова, которые в нас сгорают. Никакого огня при этом не видно, и мы догадываемся о горении только по тому теплу, которое ощущаем в теле.

2. Посмотрите-ка внимательно на полки буфета. Что вы там видите, кроме чашек и тарелок? Разве вы не видите там вещей, сделанных из песка? А эти стаканы, рюмки, солонки? Ведь все они сделаны из стекла. А стекло делают из песка, из самого обыкновенного песочка, из которого дети изготовляют пирожки. И не только стаканы и рюмки. Теперь целые здания делаются из песка и железа.

3. Мы будем говорить здесь только о зеленом горошке, который собирают недозрелым, когда он еще мягкий и полон сладковатого сока.

Несомненно, зеленый горошек относится к нашим лучшим овощам. Из него всегда получаются замечательные блюда, когда он свежий, достаточно мягкий и отварен сразу после того, как очищен.

В сухом виде он переваривается труднее, чем свежий. Высушенный зеленый горошек готовят, как и свежий, со сливочным маслом, салом, сахаром, но приме­няют только для изготовления пюре.

Задание 4. Диалогизируйте монологи.

Рисует лазер

На комбинате «Лужицкое стекло» в Вайсвасере (ФРГ) лазер применяется для нанесения узоров на стеклянную посуду. Одновременно движение луча и обра­батываемого предмета позволяет создавать замысловатый орнамент. Более сложные рисунки – цветы, фигурки животных. Пейзажи – наносятся с помощью шаблонов с вырезанными отверстиями. Стекло одновременно обдувается струей воздуха для охлаждения.

Запах слева и справа

Как показали психологи из Калифорнийского университета (США), воспри­ятие запаха зависит от того, какой ноздрей его вдыхать.

Тридцати двум добровольцам давали обонять восемь распространенных ароматов, включая запахи лимона и мяты. Подопытные должны были ответить на вопросы о приятности или неприятности запаха и о том, чем это, собственно пахнет. Понюшки брались то одной, то другой ноздрей. Оказалось, что правая ноздря склонна оценивать запахи более положительно, чем левая. Зато левая ноздря точнее определяет происхождение запаха.

Экспериментаторы считают, что найденные различия связаны с давно из­вестными различиями в деятельности двух полушарий мозга. Каждая ноздря посылает сигналы в свое полушарие. Левое – более рациональное, рассуди­тельное. Правое – скорее эмоциональное. В соответствии с этим ноздри и оце­нивают запахи.

 

Задание 5. Перескажите данный текст в форме информационного сооб­щения, убрав элементы диалогизации.

Подумав, он продолжал так:

– Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, па­мятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого ко­рабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищите?» – спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и про­тягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, повезет на ко­рабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

– Это все мне? – тихо спросила девочка. Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе.

– Может быть, он уже пришел… тот корабль?

– Не так скоро, возразил Эгль, – сначала, как я сказал, ты вырастешь. По­том… что говорить? Это будет, и кончено (Грин А. Алые паруса).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.007 с.)