Тема 3. Норма и система языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Норма и система языка



Справка. Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых традици­онных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Норма как совокупность стабильных и унифициро­ванных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком литератур­ного языка национального периода. Различают следующие виды (типы) струк­турно-языковых норм:

Я.н. произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем – на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельного слова. Можно – (зълатой), нельзя – (золотой); можно – (агарот, усад'ба).

Я.н. ударения регулируют выбор вариантов размещения и движения удар­ного слога среди неударных. Можно – (квартАл), нельзя – (квАртал). Н. Рус­ского современного ударения в литературном языке тесно связаны с морфоло­гическими свойствами частей речи и оказываются одним из их формальных по­казателей.

Я.н. лексические регулируют словоупотребление – не допускают нарушения традиционно закрепленной соотнесенности наименования с определенным предметом, явлением реального мира. Так, например, воспрещается называть булкой буханку белого или черного хлеба, потому что слово булка имеет тради­ционную соотнесенность с иным предметом: булкой называют изделие из пше­ничной муки, имеющее круглую или овальную форму. Лексические Я.н. обуслов­ливают воспроизводимость в литературных текстах и в устных формах общения определенного слова из ряда возможных, имеющих ту же предметную отнесен­ность в различных формах существования русского языка. Например, первое слово указанных рядов является литературно-нормированным, хотя все слова этого ряда обозначают тот же предмет или то же явление: вчера, намедни; глаза, гляделки, зенки, буркалы, бельма, шары; пощечина, оплеуха; спасибо, спасибочко; холод, стужа, стынь; щедрый, тороватый и т.п. Фразеологические Я.н. регулируют употребление оборотов речи, традиционно связанных с харак­теристикой определенных явлений. Так, например, кодифицированным призна­ется выражение мурашки по коже бегают как образная характеристика состоя­ния человека, ощущающего приступ некоторого озноба или дрожи, но считается недопустимым выражение мурашки по телу прыгают ( или ползают).

Я.н. словообразовательные не допускают употребления в литературных текстах слов, структура которых нарушает принципы сочетания морфем. Следо­вательно, эти Я.н. сдерживают приток в состав литературной лексики слов, не соответствующих словообразовательной структуре моделей.

Я.н. морфологические определяют литературный статус определенных сло­воформ и не допускают употребления других словоформ, хотя они и являются речевым средством в различных видах "говорения". Так, например, литератур­ными, правильными признаны такие словоформы: офицеры ( не офицера), ин­женеры ( не инженера), выборы (не выбора), профессора ( не профессоры), шу­рья ( не шурины), деверья (не девери), звонче ( не звончее), слаще ( не слаже), пара носков (не носок), пара чулок ( не чулков), чашечка кофе (не кофею) и т.п.

Я.н. синтаксические требуют соблюдения правил согласования: большой кенгуру, большое бра (но не большое кенгуру и не большая бра), управления: смеяться сквозь слезы ( но не сквозь слез), правил расположения слов в струк­туре предложения, выражения различных отношений между частями сложного предложения ит.п.

Я. н. стилистические охватывают те или иные стороны (особенности) упот­ребления речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения: они предопределяют прикрепленность того или иного средства речи к определенной сфере речевой деятельности, т.е. применение слов, выражений, словоформ, способа сочетания слов, типов синтаксических конструкций в опре­деленных контекстах и речевых ситуациях.

Различаются Я.н. императивные и диспозитивные. Императивные, (т.е. строго обязательные) Я.н. – это такие, нарушение которых расценивается как слабое владение языком (например, нарушение норм склонения, спряжения или принадлежности к грамматическому роду). Такие Я.н. не допускают вариантов (невариативные Я.н.), и любые другие реализации расцениваются как непра­вильные, недопустимые, например: алфавИт (не алфАвит), прИнял (не при­нЯл), курица (не кура), благодаря чему (не благодаря чего). В отличие от импе­ративных Я.н., диспозитивные (т.е. восполнительные, не строго обязательные) допускают варианты – стилистически различающиеся или вполне нейтральные (вариативные Я.н.), например: бАржа и баржА, в отпуске (нейтр.) – в отпуску (разг.), кОмпас – у моряков: компАс.

Литературная норма может быть фактом кодификации или же находиться в стадии реализации кодификационных воз­можностей, а также выступать в виде потенции нормализаторских тенденций в сфере общения. Именно поэтому исследователи считают необходимым акцен­тировать внимание на динамическом характере литературной нормы, на диалек­тичности самого процесса кодификации средств общения (Педагогическое ре­чеведение. Словарь-справочник. М., 1998. С. 294-296).

 

Задание 1. В соответствии с основными уровнями языка и сферами ис­пользования языковых средств выделяются следующие типы норм:

Правила Нормы
Ударения акцентологические
Произношения  
Употребления слов и фразеологических оборотов  
Образования слов  
Образования грамматических форм  
Объединения слов в словосочетания и предложения  
Написания слов орфографические
Постановки знаков препинания в предложении  

Заполните пустые клетки таблицы и назовите недостающие названия типов норм. Приведите примеры их действия.

 

Задание 2. Из данных слов и выражений выберите лишь те, которые, по вашему мнению, являются правильными. Сгруппируйте примеры по типам норм.

Выходить на остановке – сходить на остановке Дуршлаг ― друшлаг Едь – езжай – ехай – поезжай КвАртал – квартАл Килограмм помидоров – килограмм по­мидор Компью[тэ]р – компью[те]р Спутник жизни – спутник по жизни ТортЫ – тОрты Я пылесосю – я пылесошу Любимое Сочи – любимый Сочи Хочу кушать – хочу есть Надеть шляпу – одеть шляпу Обвинить в грубости – обвинить за грубость Скучать по вас – скучать по вам Обеих депутатов – обоих депутатов Пара чулок – пара чулков Пуловер – полувер Скворе[шн]ик ― скворе[чн]ик Половина пострадавших нуждалась в помощи – половина пострадавших нуждались в помощи Чашка чаю – чашка чая  

Задание 3. Найдите в тексте письма XIX века отступления от современ­ной литературной нормы и прокомментируйте их.

Милостивый государь мой Самуил Иванович

Податель сего разузороченного письма есть некто голландец из Амстердама, метящий, как равно и наш Басин, в исторические живописцы, что весьма по­хвально. Нет ли у Масучия ателье для него? В противном случае посоветуйте ему потолкаться, поискать у Quatro Fontane, там, кажется, весьма порядочное место для трудолюбивого человека, Там же, думаю, подешевле и даже больше суть пусты; а при том и граф Albani со всею своею фамилиею и своим народом.

Пожалуйста, ежели можно и время вам дозволяет, подумайте сладить сту­дию Голланду. А к Бутурлину и прочим русским вояжерам ради бога не делайте визитов гуртом, вить вы не дюжинные. Это я вам говорю по дружбе, скажите сие и другим нашим любезным московитам и прошу весьма от меня кланяться (Из письма Кипренского 1822 г. из Флоренции русскому скульптору Самуилу Галь­бергу в Рим. / Цит. по пособию: Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи).

Задание 4. Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой.

В полношный шас(Сонет на опыты над русским языком)


Молочник был, а стал – молошник.

(Пустует – вот он и грубит!)

И торжествует Полуношник,

А полуночник позабыт.

 

И я приемник выклюшаю,

Штоб вышказаться напрямик:

«Мештает шокнутый штарик!»

Когда бы вся периферия

Заговорила через Центр,

Кто не вскричал бы: «Вот Россия!?»

Но и один людской процент

 

На том наречьи не гуторит,

Которому столица вторит!


О каком отступлении от норм русского литературного языка пишет ав­тор? С какими вариантами норм русского литературного языка встречались вы, читая произведения русской литературы. Расскажите об особенностях речи Москвы, Петербурга или Екатеринбурга.

Орфоэпические нормы

Справка. 1. Русский язык принято называть акающим – так как гласные О и А в безударном слоге совпадают в звук близком к А: [ сталы, сады ].

НО: в ряде слов иноязычного происхождения, в том числе имен собственных, на месте буквы О в книжном стиле предпочтительно произношение гласного О: бордо, досье, рококо, шоссе, вето, кредо и Флобер, Крузо, Шопен.

Если данное слово, прочно освоенное языком, давно вошло в его словарный состав, то возможны стилистические варианты произношения: роман, поэт, ро­яль.

Также современный русский язык можно назвать икающим – так как гласные А, О, Е в позиции после мягкого согласного совпадают в звуке, близком к И: в лесу, к пяти, на часы.

Третьей нормой произношения гласных в современном русском языке явля­ется его характеристика как ыкающего языка, то есть на месте буквы Е после твердых шипящих Ш, Ж, Ц в безударных слогах произносится гласный, близкий к Ы: жена, желтеть, шептать, цена.

2. Букву ё предложил использовать русский историк Н.М. Карамзин, упростив сложный рисунок существовавшей ранее в алфавите буквы. Однако букву ё сей­час мы можем встретить лишь в букварях и в учебниках для начинающих изучать русский язык как русских, так и иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой ё, иногда оши­бочно подменяют ударным [е]: белёсый, манёвры произносят как белесый, ма­невры.

Иногда, наоборот, ударный [е] ошибочно подменяют [о] (ё): гренадер, афера произносят, как гренадёр, афёра. Такое произношение не является нор­мативным.

3. В существительных м.р. на – изм согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении конечного согласного в Д. и П. п.: при капитализме.

4. В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляе­мости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произносятся теперь с мягким согласным перед е: муз е й, кр е м, акад е мия; но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: биз­н е с, т е ст. Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словар­ном порядке.

5. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн должно было произноситься как [шн]. В настоящее время произношение [шн] сохраняется лишь в некоторых словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пус­тячный и в женских отчествах на – ична (Фоминична). В ряде слов допускается двоякое произношение: було[шн]ая и було[чн]ая.

Орфоэпические ошибки проявляются в устной и в письменной речи. В устной – это искажение звуковой оболочки слова, например: щас вместо сейчас, чек вместо человек; в письменной речи – это графическое отражение искаженной звуковой оболочки слова под влиянием разговорной речи, например: морожено вместо мороженое, тролебус вместо троллейбус.

 

Задание 1. Прочитайте следующие слова, обратите внимание на произношение ударного звука, обозначенного буквой е. Составьте с ними словосочетания.

А. Афера, блеф, амёба, манёвр, шедевр, помпезный.

Б. Акушер, гренадер, гравёр.

В. Осётр, платёж, шёрстка, леска, опека, хребет, жёрнов, клёст, желчь, пекло, жёлоб, остриё, бытие.

Г.Блёклый, поблёкший, отцветший, белёсый, современный, одноимённый, приведший, забредший, разноплемённый, осёдлый, безнадёжный, недоумённый, повлёкший.

Обратите внимание! Истекший год – истёкший кровью; кричит как огла­шенный – указ, оглашённый утром.

 

Задание 2. Прочитайте слова с безударным о. Обратите внимание на различное произношение этого звука в представленных группах слов.

Уточните значение незнакомых слов по словарю.

А. Вето, барокко, какао, маэстро, кредо, радио, трио, сомбреро, торнадо.

Б. Сонет, поэзия, досье, бордо, форпост, фойе, болеро, боа, бомонд, модерн, коммюнике, оазис, бокал, рококо, ноктюрн, конгресс, баобаб, консервы, коттедж, рояль, хоккей, аромат, тоннель, соната, конституция, компресс.

В. Шоколад, жонглировать, шовинист, жокей, шомпола, шофер, шоссе, шотландский.

Г. Кооператив, координация, зоолог, кооптировать, поощрять.

Д. Бодлер, Золя, Шопен, Мопассан, Роден, Вольтер, Флобер, Оноре де Бальзак, Шота Руставели, Пальмиро Тольятти, Морис Торез, Отелло, Энрико Карузо, Джордано Бруно, Фидель Кастро.

 

Задание 3. Прочитайте приведенные ниже имена собственные и от- метьте особенности их произнесения.

А. Монферран, Отелло, Шмидт, Мопассан, Гименей, Антонио, Рембрандт, Марко Поло, Жолио Кюри, Микеланджело, Шёнберг, Шютц, Роден, Моне.

Б. Гаага, Шпицберген, Ницца, Аахен, Сан-Паулу,Стокгольм, Пльзень, Дрезден, Аугсбург, Брюгге, Мельбурн, Окленд, Богота.

 

Задание 4. Распределите приведенные ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произнесения согласного перед е. Уточните значения незнакомых слов по сло­варю.

1) с проuзносимым твердым согласным;

2) с проuзносимым мягким согласным;

3) с допустимым вариативным произношением.

Агрессия, адепт, анестезия, аутентичный, аутодафе, бассейн, безе, берет, бутерброд, гетера, дебаты, дека, декан, дельта, демонтаж, депо, детектив, дефис, демарш, индекс, кашне, кодекс, компетентный, крем, крем, кузен, кюре, лазер, лотерея, менеджер, музей, панель, патетический, пюре, регби, рейд, реквием, реликвия, сервис, сессия, сеттер, сонет, тepaпевт, тенденция, тендер, теннис, термин, термос, фанера, шинель, экспресс.

 

Задание 5. Распределите приведенные ниже слова на группы в зависимости от звука, произносимого на месте буквы г. Обратите внимание на возможные стилистические варианты:

1) взрывное [г]; 2) фрикативное [γ]; 3) про изнесение [к]; 4) проuзнесение [х];5) вариативное произношение.

Бухгалтер, мягкий, пугливый, смягчить, легкие, Господи!, ради бога!, ага, ого, когти, богатый, берег, облегчить, утюг, (он) не уберегся.

 

Задание 6. Прочитайте вслух приведенные ниже слова. Обратите внимание на произнесение сочетания чн как [чн] или [шн]. Учитывайте возможность двоякого произношения ряда слов.

А. Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, полуночник, подсвечник, яичница, шуточный, горничная, гречневый, коричневый, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточница, пустячный, очечник, порядочный, убыточный, Ильинична, Кузьминична, Никитична.

Б. шапочный мастер – прийти к шапочному разбору – шапочное знакомство; молочная железа – молочная каша; сердечные капли – сердечный друг; фарфоровая перечница – чертова перечница.

Задание 7. Укажите, в каком случае согласный перед Е произносится твердо

пюре секс тест Лафонтен
кофе термин филателист Шопен
темп термометр фен Декарт
патент бутерброд шинель Гнедич
фанера тезис демарш Карнеги

Задание 8. Распределите слова на четыре группы: I ― произносится только [шн], II –произносится только [чн], III ― возможны оба варианта произ­ношения и они равноправны, III ― произношение [ чн ] является предпочти­тельным, IV – слова, в которых предпочтительнее произносить [ шн ]. Сде­лайте вывод об историчности произносительной нормы.

Беспорядочный, булочная, взяточник, горчичник, добавочной, заочный, ко­мандировочный, конечно, копеечный, лавочник, месячный, молочник, нарочно, перечница, поточный, прачечная, пустячный, пшеничный, сердечный, сказочный, скворечник, скучно, смазочный, справочный, троечник, яблочный, яичница.

Задание 9. Назовите, в каких словах буквосочетание ЧН произносится как [шн]

скучно достаточный матричный
ночной коричневый девичник
скворечник справочник конечно
гречневый нарочно яичница

 

Задание 10. Образуйте от имен Илья, Кузьма, Лука, Никита, Фома жен­ские отчества. Произнесите правильно сочетание чн в этих словах. Какому орфоэпическому правилу вы будете следовать? Ответ мотивируйте.

Задание 11. Прочитайте слова, оканчивающиеся на -изм. Помните, что [з] всегда произносится твердо! Продолжите ряд своими примерами.

Атеизм, идеализм, оптимизм, патриотизм, пессимизм, реализм, эгоизм.

Задание 12. Прочитайте отчетливо слова, в которых в словосочетании стн согласный [т] не произносится. Какое орфографическое правило необхо­димо знать, чтобы не допустить ошибок на письме? Сформулируйте ответ об особенностях произношения и написания данных слов в виде монолога.

Бескорыстный, местный, ненастный, честный, тростник, известный, капуст­ник, прелестный, радостный, тягостный, злостный, совестно, крепостной, устный, окрестность, шестнадцать, свистнуть, взгрустнулось, постный, сверстник, лест­ница, страстный, яростный.

 

Задание 13. Укажите, в каких словах закреплено произношение с двойным согласным

ванна корреспондент конный
касса ассамблея сумма
ирреальный ассортимент гамма

Задание 14. Прочитайте сложносокращенные слова, учитывая их буквен­ное или звуковое произношение. Дополните ряд своими примерами, при за­труднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Буквенное произношение: АТС, БДТ, БМП, ДТП, ЭВМ.

Звуковое произношение: АЭС, МХАТ, СОБР, ТЮЗ, ТЭЦ.

Буквенно-звуковое: ГИБДД, ГУВД, ПЭВМ, ЦСКА.

Обратите внимание! Наблюдаются колебания в произношении слов США [сша] и [сэшэа´], ФРГ [эфэргэ´] и [фээргэ´], ФСБ [эфэсбэ´] и [фээсбэ´], ЦРУ [це­эру´] и [церэу´].

Задание 15. Укажите слова с правильным произношением

[сумасшедший] [мукулатура] [подчерк]
[взимать] [дермантин] [подскользнуться]
[подщечина] [явства] [подстричь]
[асвальт] [перелина] [дивиденды]

 

 

Задание 16.А. Какие ошибки допускаются при произношении слов в про­сторечной среде?

Бессребреник, бидон, будущий, дуршлаг, инцидент, комбинезон, компроме­тировать, констатировать, коридор, лаборатория, летосчисление, меблирован­ный, прецедент, проблема, пуловер, табуретка, трамвай.

Б. Приведите примеры нарушения орфоэпических норм русского литера­турного языка, которые обусловлены влиянием просторечной и диалектной среды, отмеченные вами в речи екатеринбуржцев.

Задание 17. Какие фонетические процессы произошли в истории следую­щих слов и названий?

Псков, Брянск, сорок – сорочка, ольха, крест – круг – крыжовник, Царицыно, Царское Село, буханка – булка – каравай, броня – оборка – борона, кости – ко­щунство, кадить – чудо, стяг – застежка, труп – тряпка, горло – ожерелье, есть – яство, врач – овраг, джинсы, седмица, осьмушка, церковь – цирк – крест – кирха, Ярославль.

Нормы ударения

Справка. 1.Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова: доск а – д о ски). Из-за этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное уда­рение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречаю­щееся в профессиональной речи (к о мпас – комп а с) или в просторечии (св ё кла – свекл а), или устаревшее (м у зыка – муз ы ка). Кроме того, в языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, часто один может быть предпочтительным. Например, твор о г – основной вариант, тв о рог – дополнительный.

2. Ударение в русском языке может выполнять различные семантические и грамматические функции. С его помощью различаются омографы (разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению: в и дение – вид е ние.

3. В глаголах на - и ровать – более продуктивный вариант с ударением на –и, он восходит к немецкому -ieren. В словах, вошедших в русский язык в про­шлом веке, ударение часто падает на последний слог (бомбардиров а ть).

4. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пул о вер, потому что слово пришло из английского языка (pullover – свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову), нувор и ш – из французского (nouveauriche – букв. новый богач) и т.д.

В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно непод­вижно, например: Мори а к – Мори а ка.

5. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме ж.р. ударение стоит на окончании (брать – брал а), реже – на основе (мыть – м ы ла).

6. У многих кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание (взят – взят а – вз я то – вз я ты). Но от причастий на - бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на ос­нове (с о брана, из о драна, от о звана).

В нижеперечисленных словах часто неправильно ставят ударение.

 

Запомните, как правильно произносить!

Августовский агЕнт адюльтЕр алкАть алкогОль алфавИт анАтом апартамЕнты апострОф арАхис ассиметрИя баловАть бАрхатка бЕздарь безУдержный бензопровОд блокИровать боЯзнь бюрокрАтия валовОй вероисповЕдание ветеринАрия возбуждЁнный воспроизведЁнный втрИдорога газирОванный гасторнОмия гЕнезис давнИшний деспотИя дефИс диоптрИя диспансЕр добЫча докумЕнт донЕльзя дремОта духовнИк еретИк житиЕ завИдно завсегдАтай зАговор заЁм закУпорить звонИть звонИшь звонИм звонЯт избалОванный изобретЕние исповедАние истерИя исчЕрпать каучУк квартАл кладовАя класть, клАла клЕить коклЮш красИвее кремЕнь кулинарИя и доп. кулинАрия кУхонный ломОть мАркетинг и маркЕтинг (разг.) маркировАть, мастерскИ мАстерский МЕнеджмент мизЕрный, доп. мИзерный налОженный (платеж) нАискось наОтмашь недвИжимость новорождЁнный нормировАние, доп. нормИрование обеспЕчение облегчИть ободрИть опЕка оптОвый освЕдомить осуждЁнный откУпорить пАмятуя пЕтля и петлЯ пиццерИя и пиццЕрия (разг.) побасЁнка подросткОвый премировАние приговОр принУдить приобретЕние простынЯ, р.п. мн.ч.: простЫнь и простынЕй путепровОд рАкурс ракУшка руднИк санитарИя сантимЕтр свЁкла сИлос сиротА и сирОты слУчай снАдобье соболЕзнование сОгнутый созЫв сосредотОчение срЕдство, мн.ч. срЕдства стАтуя столЯр тамОжня тЕфтели и тефтЕли тиранИя толИка тошнотА углубИть украИнский умЕрший усугубИть феЕрия фОрзац формировАть хАос и хаОс хвОя ходАтайствовать хозЯева хОленый и доп холЁный цемЕнт цЕнтнер цепОчка чЕрпать щавЕль Экскурс экспЕрт

Задание 1. Поставьте единообразное ударение в группах слов по образцу:

а) аристокр á тия: демократия, плутократия, бюрократия;

б) монол ó г: некролог, каталог, диалог, эпилог;

в) водопров ó д: газопровод, путепровод, нефтепровод, мусоропровод;

г) сантим é тр: миллиметр, километр, дециметр, вольтметр;

д) инструм é нт: доцент, процент, момент, цемент, документ.

 

Задание 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударения. Если имеются варианты нормы, отметьте это. Можно ли вывести какие-либо закономерности в постановке ударения русских слов? Нет ли общих тенденций и моделей?

Иконопись, индустрия, облегчить, вечеря, газопровод, алкать, апостроф, бе­реста, глашатай, планер, гофрированный, камбала, диспансер, маркированный, загримировать, заклеить, балуешь, заиндеветь, искриться, костюмировать, ис­кра, бряцать, мышление, запломбировать, знахарка, ивовый, асимметрия, жа­люзи, высокообразованный, петля, всполох, жестяные, кета, дозировать, досуг, каталог, ровня, нормировать, обыденный, оленина, заржаветь, черстветь, пур­пур, розга, свекла, комбайнер, тефтели, знамение, зубчатый, копировать, каучук, наперченный, отвар, плато, предвосхитить, асбест, незаконнорожденный, при­струнить, феномен, украинские, обеспечение, менеджмент, маркетинг, мастер­ски, ходатайствовать, агония, столяр, арахис, афиняне, ядровый, агентство, вая­ние, отгул, озимые, дефис, квартал.

 

Задание 3. Правильно поставлено ударение в словах и словосочетаниях

договОр починить крАны рад прИзу
квАртал уставнОй капитал вы правЫ
жАлюзи сделать укол шпрИцем экспертное заключение
танцОвщица развитЫе страны языковЫе ошибки
вероисповЕдание языковОе чутье развитЫе страны

 

Задание 4. Пользуясь словарем, расставьте ударения. Если имеются ва­рианты нормы, отметьте это. Укажите значение незнакомых слов.

Фетиш, жерло, кожух, мытарства, ферзи, острога, ягдташ, юкка, реквием, юродивый, слалом, знамение, древко, слоган, фортель, эскорт

Задание 5. В приводимых словах объясните грамматическую и семанти­ческую вариантность постановки ударения. Как значение слов подчеркива­ется постановкой ударения?

Замки, колледж, атлас, видение, свойства, броня, призывного, подвижного отзыв, хаос, учителей, угольный, растворенный, напоенный, образа, община, наголо, лоскут, кредит, кругом, лавровый, корпуса, клубы, ирис, забронировать.

Задание 6. Прочитайте следующие глаголы, учитывая заданную модель. Обратите внимание на место ударения в них. Продолжите ряд. Добавьте свои примеры.

Глаголы, образованные от прилагательных Глаголы с подвижным ударением в форме прошедшего времени
Глубокий – углуб и ть Легкий – облегч и ть Бодрый – … Острый – … Прочный –... Отн я ть – отн я л – отнял ао тняли Пон я ть – … Нач а ть –… Нач а ться – началс я – начал а сь – начал и сь Созд а ть – … Класть –...

Задание 7. Прочитайте предложения, обращая внимание на постановку ударения в глагольных формах.

Она отдала мне книгу. Ты хорошо спала? Ты передала мне заявление? Он не понял. Посетительница отняла у него много времени. Ты поняла меня? Сек­ретарь взяла документы. Девочка отняла у брата игрушку. Он принял лекарство. Ученики не поняли правило. Она начала заниматься музыкой. Мать дала дочери хороший совет. Корабль поднял флаг. Я еще не брала почту. Вы поняли меня?

 

Задание 8. Дайте характеристику акцентологическим отступлениям от нормы ударения. В каких случаях это явление можно объяснить исторической сменой ударения, а в каких особенностями стихотворной метрики?


И г о рьки мне, горьк и твои упреки…

 

Ах, как кр у жится голова,

Как голова круж и тся…

 

Вошел. Полна народу зала;

Муз ы ка уж греметь устала…

Во дни веселий и желаний

Я был от б а лов без ума…

 

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная пред а нность…

 

И дым их то вилс я столпом,

То расстилался облаками…

 

Листья в поле пожелтели,

И круж а тся, и летят…

 

Ворвутся в голую тайгу

Ветр ы из тундры, с океана…

Чуть булькает ручей, как в горле кув­шин а.

С утра подкошен, луг лежит в цветных разводах.

 

«Попрошу, – сказал военный, –

ваш инстр у мент взять с собой».


Задание 9. Пользуясь словарями современного русского языка, определите, изменилось ли ударение в словах, представленных в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля.

Абониров а ть, асб е ст, б а рхатка, бер ё ста, автогр а ф, ап о строф, балов а ть, бря­ц а ть, б а ржа, в о время, к а мбала, катал о г, вальсиров а ть, рецензиров а ть, рж а веть, зн а харка, в а хтер, верб а, вид е ние, кле и ть, в и шневый, копиров а ть, кок о н, комп а с, кладб и ще.

Задание 10. Прочитайте акцентологические варианты и дополните список своими примерами.

Тв о рог – твор о г, ол е нина – олен и на, т е фтели – тефт е ли, и скристый – искр и­ стый, в о лнами – волн а ми, р а курс – рак у рс, п е тля – петл я, к е та – кет а.

Задание 11. Ваш товарищ заболел. И вы решили позвонить ему. Какой бу­дет беседа по телефону? Правильно произнесите слова:

Звонишь, звоню, звонит, никак не дозвонишься, часто звонят, позвони обяза­тельно, мы звоним тебе по такому вопросу…

Задание 12. Укажите типичные акцентологические ошибки, связанные с произношением данных слов в просторечной среде.

Алфавúт, бомбардировáть, вéчеря, взглянýть, вложúла, гренкú, зáгнутый, за­плéсневелый, запломбирóванный, зубчáтый, úвовый, крáшение, кремéнь, ломóта, мытáрство, напéрченный, нáчатый, подбодрúть, полчасá, придáное, присово­купúть, рыхлúть, сверлúшь, сосредотóчение, хвóя.

Задание 13. Прочитайте диалог, обращая внимание на произношение выде­ленных слов.

Добрый день, Мария Ильинична, Вы в библиотеку?

Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Татьяна Никитична?

Я тоже занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую кол­басу, творог, сосиски и грейпфруты.

Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак – яичницу.

Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе сбутербро­дами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!

Действительно! Куплю этот, скакао и кремом.

Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

Пожалуй, вы правы, не взять ли мне ещё яблок и помидоров?

Возьмите, непременно, с вашим кухонным комбайном вы приготовите чу­десную закуску.

Благодарю за комплимент, ведь вы эксперт в кулинарии.

§ 3. Нормы словообразования

Справка. Словообразование – образование слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксов (значимых частей слова), словосложе­ния и других формальных средств. Вновь образованные слова называются про­изводными (мотивированными), а те, от которых образуются новые слова, –производящими.

Слова, образованные по одинаковым моделям с помощью одинаковых слово­образовательных средств, имеют общее значение, которое называется словооб­разовательным значением.

Незнание законов словообразования ведёт к возникновению словообразова­тельных ошибок. Среди них можно выделить следующие типы: а) лексико-слово­образовательные ошибки (ненамеренное словосочинительство) – «рецензист» вместо рецензент; б) нарушение морфемного состава производного слова (под влиянием просторечия или диалекта) – золотой корень от нервенных болезней – вместо болезней, связанных с нервной системой.

Задание 1. Объясните значения следующих иноязычных элементов, по­стройте словообразовательные цепочки слов, в состав которых они входят:

1) авиа-, антроп-, аудио-, био-, вет-, гео-, граф-, де-(дез-), диктат-, зоо-, ихтио-, изо-, кардио-, квази-, кине-, тетра-;

2) агро-, -акто, амфи-, анти-, гипо-, дис-, им-, макро-, пост-, пра-, псевдо-, ре-, транс-, ультра-, экс-, экзо-, суб-;

3) -биоз, -гамия, -гейт, -ген, -граф, -дром, -завр, -ман, -пат, -фаг, -фил, -фоб, -фон, -цит.

Задание 2. Расположите иноязычные элементы, имеющие цифровое значе­ние или обозначающие физические величины по порядку возрастания:

1) гекса-, ди-, моно-, пента-, окт(а)-, тетра-, гепта-;

2) гига-, кило-, мега-, тера-, гекто-, дека-;

3) фемто-, нано-, санти-, деци-, микро-, милли-.

Задание 3. Распределите слова на две группы, в которых данные слова мо­гут включать в свой состав: а) приставку полу-, б) корень пол-. Какие слова допускают обе формы? Как изменится словообразовательная модель, если образовать слова с обоими компонентами?

Ботинок, день, горе, год, дорога, литр, маска, мера, неделя, ночь, рота, шар, час, явь.

Задание 4. По какой словообразовательной модели созданы выделенные в тексте окказионализмы. Выразите своё отношение к газетным новообразова­ниям.

Перепой животных, глажка брюк, налив зерна, отвозка пшеницы, спонсировка предприятия, бетоновозная машина, отимиджировать модели на выставку, ошарашься! (реклама напитка «Золотой шар»), не тормози – сникерсни, телевизи­онные и радийные ведущие.

Задание 5. Рассмотрите способы образования названий жителей от гео­графических наименований и продолжите ряд, учитывая заданную модель.

1. Ангарск: ангарчане, ангарчанин, ангарчанка – Липецк, Майкоп, Мурманск. 2. Владимир: владимирцы, владимирец, владимировка – Воронеж, Грозный, Ива­ново. 3. Екатеринбург: екатеринбуржцы, екатеринбуржец, екатеринбурженка – Оренбург, Санкт-Петербург. 4. Кострома: костромичи, костромич, костромичка – Москва, Омск, Томск. 5. Пермь: пермяки, пермяк, пермячка – Тверь, Тула.

Обратите внимание! Некоторые наименования жителей варьируются – Вятка: вятчане (вятичи, вятичане), вятчанин (вятич, вятичанин), вятчанка (вятичанка); Пенза: пензенцы (пензяки), пензенец (пензяк), пензенка (пензячка); Тобольск: тоболяки (тобольцы, тобольчане), тоболяк (тобольчанин), тобо­лячка (тобольчанка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.134 с.)