Кафедра современного русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра современного русского языка



КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра современного русского языка

Алексей Васильевич Бастриков

Елена Михайловна Бастрикова

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебные материалы для

Практических занятий

КАЗАНЬ – 2011


УДК 80:81

ББК 81.2Рус-5:81.2Рус-923

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета филологического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета.

Рекомендовано кафедрой современного русского языка Казанского (Приволжского) федерального университета.

 

Рецензенты:

 

кандидат филологических наук Москалева Л.А.

кандидат филологических наук Палеха Е.С.

 

  Бастриков А.В., Бастрикова Е.М. Русский язык и культура речи: Учебные материалы для практических занятий / Казанский (Привожский) федеральный университет; Филол. фак-т; Каф. совр. рус. яз. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2011. – 108 с.

 

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дисциплины «Русский язык и культура речи». Цель пособия – познакомить студентов с основными аспектами культуры речи (нормативным, коммуникативным и этическим), со стилистическими ресурсами русского языка.

Для студентов высших учебных заведений нефилологических специальностей.

 

 

УДК 80:81

ББК 81.2Рус-5:81.2Рус-923

© Бастриков А.В., Бастрикова Е.М.


ПРОГРАММА дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

Стили современного русского литературного языка.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.


«Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Начните с первоначальных оснований» (Н.В.Гоголь)

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» (Д.С.Лихачев)

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

1. Язык и речь: функции языка.

2. Особенности коммуникативного акта. Вербальные и невербальные средства общения.

3. Условия успешного общения. Коммуникативные качества речи.

4. Формы существования национального языка.

Дополнительная литература

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.

Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. – М.: Академия, 2004. – 432 с.

Стернин И.А. Практическая риторика. – М.: Академия, 2003. – 272 с.

«Когда заговорим, друг друга мы оценим.

Мы все, когда молчим, не более чем тени»

(О.Хайям).

Работа со словарём!

Что такое? Кто такой?   кворум, менеджмент, брифинг, мониторинг, дайджест, коррупция, карт-бланш, метранпаж, парафирование

Задание 1. О каких «лицах» одного языка идет речь в тексте?

Мир слова богат, как растительный мир. И не случайно Н.В.Гоголь охарактеризовал язык фразой, ставшей крылатой, – живой, как жизнь.

А жизнь бесконечно разнообразна, и поэтому живой язык может быть еще и веселым, и детским, и волшебным, и заумным, и суконным, и дипломатичным, и канцелярским, и бессмертным, и сухим, и авторским… Вряд ли можно исчерпать список прилагательных, которые легко присоединяются к слову язык. А ведь есть еще и существительные: язык цифр, язык трепетной осторожности, язык вражды, язык любви, язык взгляда, язык лжи, язык родных полей, язык современной технологии и т.п. Ни одно из этих словосочетаний не придумано (Михневич А.Е.)

Задание 2. О каких функциях языка говорится в данных высказываниях.

1. «Язык – дом бытия» (М.Хайдеггер).

2. «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли» (Л.Н.Толстой).

3. «Язык – вечный источник знания» (В.Хлебников).

4. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения» (К.Ушинский)

5. «Язык – достояние, наиболее существенным образом принадлежащее народу, самое живое выражение его характера, самая энергичная связь его общей культуры» (И.-К. Блунчли).

6. «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В.Короленко)

7. «Помилуй нас, Сварог! Покарай его, Перун! Пощади меня, Морана, пощади воинов!»

8. «Слова умеют плакать и смеяться, / Приказывать, молить и заклинать, / И, словно сердце, кровью обливаться, / И равнодушным холодом дышать, / Добры они бывают и жестоки, / Призывом стать и отзывом, и зовом способно слово …/ И проклинают и клянутся словом» (Я.Козловский).

Задание 3. Распределите этапы речевой деятельности в логической последовательности:

Исполнительный (подготовка или восприятие текста и осуществление определенного вида речевой деятельности);

Мотивационно-побудительный (осознание мотива, побуждающего к определенному виду речевой деятельности);

Контрольно-оценочный (конечный результат может быть мотивом, побуждением к совершенствованию речевой деятельности);

Аналитико-синтетический (анализ ситуации общения, формулирование целей и задач определенного вида речевой деятельности).

 

Задание 4. По каким признакам выделены следующие типы общения?

1. Непосредственное (прямое) – разговор, объяснительная записка.

Опосредованное – выступление в телевизионном шоу, телефонный разговор.

 

2. Контактное (личностное).

Дистантное (на расстоянии).

 

3. Монолог – выступление одного человека.

Диалог – разговор двух и более человек.

 

4. Познавательное – получить или передать информацию.

Регулятивное – побудить к какому-либо действию, вызвать у адресата определенную реакцию.

Ценностно-ориентированное – выразить отношение к чему-либо, выяснить отношение адресата к предмету речи.

Этикетное – соблюсти правила речевого этикета.

Развлекательное – привлечь внимание собеседников к занимательным историям.

 

5. Официальное (например, деловое).

Неофициальное (например, бытовое).

Слова для справок: манера общения; форма организации общения; цель общения; отношения между участниками общения; количество участников общения.

Задание 5. Дайте характеристику следующим речевым ситуациям.

Ситуация: Вы звоните подруге, чтобы пригласить ее в театр.

Образец рассуждения: Это беседа, представляющая собой прямое, дистантное, диалогическое, регулятивное, неофициальное (бытовое) общение.

Ситуации:

1. Вы отправляете резюме в фирму по производству продуктов питания.

2. Вы выступаете с докладом на студенческой научной конференции.

3. Вы размещаете в газете сообщение о пропаже вашей любимой собаки.

4. Вы обсуждаете программу Дня Первокурсника.

5. Вы хотите приобрести новый телефон. Поговорите с родителями.

 

Задание 6. Расскажите о невербальных средствах общения по следующему плану. Приведите примеры.

 

1) Кинесические (зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию общения): поза, жесты (ритмические, эмоционально-оценочные, указательные, изобразительные, символические, риторические, магические), мимика, взгляд, походка, направление движения;

2) Просодические (ритмико-интонационные особенности речи): высота голоса, громкость, тембр голоса, ударение;

3) Экстралингвистические (включенные в речь психофизиологические проявления): паузы, вздохи, кашель, смех, плач;

4) Такесические (прикосновения): рукопожатия, похлопывание по спине, поцелуи, прикосновение телом;

5) Проксемические (проксемика – «ближайший») – пространственная организация общения; антрополог Э.Холл выделил 4 зоны межличностного общения: интимная (от соприкосновения до 45 см), персональная (45-120 см), социальная (официальная) – 1,2-4 м, публичная (4-7,5 м).

Задание 7. Соотнесите информацию.

1) паралингвистика – а) наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях  
2) кинесика –   б) наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения  
3) окулесика –   в) наука о жестах и жестовых движениях, о жестовых процессах и жестовых системах  
4) гаптика –   г) наука о языке касаний, тактильной коммуникации и тактильном взаимодействии людей  
5) проксемика – д) наука о звуковых кодах невербальной коммуникации

Задание 8. В каком пространстве приемлемы правила поведения, сформулированные в книге А.Пиза «Язык телодвижений»?

1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.

2. Не рекомендуется смотреть в упор на других.

3. Лицо должно быть совершенно беспристрастным – никакого проявления эмоций не разрешается.

4. Если у вас в руках книга или газета, вы должны быть полностью погружены в чтение.

5. Чем теснее в (каком пространстве?), тем сдержаннее должны быть ваши движения.

6. В (каком пространстве?) следует смотреть только на указатель этажей над головой.

Задание 9. Соотнесите описание жеста и его значение.

описание жеста значение
1) прикосновение к уху, опускание век, передвижение, поворот всем корпусом в сторону двери а) открытость
2) скрещенные руки б) подозрительность и скрытность
3) собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками в) защита
4) прикосновение к носу или его легкое потирание г) размышление и оценка
5) партнер протягивает руки в вашу сторону, ладонями вверх, расстегивание пиджака д) сомнение и неуверенность
6) «рука у щеки», «пощипывание» переносицы, почесывание подбородка и прищуривание глаз е) несогласие
7) собирание несуществующих ворсинок с костюма ж) нежелание слушать

 

Задание 10. Какие жесты используют телеведущий, спортивный судья, регулировщик, дирижёр, сурдопереводчик?

Задание 11. Какие утверждения правильные?

1. Культура речи человека символизирует его компетентность.

2. Повтор обращения только раздражает собеседника.

3. Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.

4. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации о мире.

5. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации об отношениях участников коммуникации.

6. Вербальный сигнал несет больше информации, чем невербальный.

7. В официальном общении используются преимущественно стандартные невербальные сигналы.

8. Умеренная жестикуляция – признак воспитанности.

9. Дети и молодежь жестикулируют больше, чем взрослые.

10. Имидж необходим каждому человеку.

11.Имидж необходим только людям, ведущим публичный образ жизни.

12. Собеседнику надо преимущественно смотреть в глаза.

13. Собеседнику надо преимущественно смотреть в лицо.

14. Улыбчивого человека воспринимают как несерьезного.

15. Улыбчивого человека воспринимают как носителя положительных качеств.

 

Задание 12. К элементам каких разновидностей национального языка относятся выделенные слова и словосочетания?

1. Как-то раз Домна Платоновна спросила у меня:

– Ты Егупова полковника знаешь?

– Нет, не знаю.

– Ну как, чай, не знать! Красивый так, брюхастый: отличный мужчина. Девять лошадей под ним на войне убили, а он жив остался. В газетах писано было об этом (Н.С.Лесков. Воительница).

 

2. Как Лавровская деревня / Начинает богатеть: / Окна тряпкам затыкает, / Чтоб вороне не влететь (Частушка).

 

3. – Что ты вертишь туда-сюда?! Кокнешь, гицель этот потом мне всю печень выест, – сказала бабушка, застав меня в разгар эйфории.

– Да вот, разбираюсь… – снова небрежно сказал я и тоном человека, который во многом уже разобрался, добавил: – Тут как раз кнопка есть, если с музыки на другое что-нибудь переключать. Языком, например, заниматься…

– Вот это хорошо! – одобрила бабушка (П.Санаев. Похороните меня за плинтусом).

 

4. Пересекая быстрину, баркас двинулся к левому берегу. От хутора догоняли их гулкие на воде петушиные переклики. Чертя бортом черный хрящеватый яр, лежавший над водой урубом, баркас причалил к котловине. Саженях в пяти от берега виднелись из воды раскоряченные ветви затонувшего вяза. Вокруг него коловерть гоняла бурые комья пены.

– Разматывай, а я заприважу, – шепнул Григорию отец и сунул ладонь в парное зевло кубышки (М.А.Шолохов. Тихий Дон).

 

5. Из письма в редакцию:

«Хай, веселая компания! Это я, Настена Саврасова из Архангельска. Посоветуй мне, как в новогоднюю ночь выглядеть супер-пупер. Я учусь в 11-ом классе. Как-то глупо напяливать костюм Снежинки. Расскажи, пожалуйста, о новогоднем прикиде для челов 14-17 лет».

Задание 13. Проанализируйте ситуацию, описанную в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Скажите, получился ли разговор у Базарова с мужиком? Если нет, то почему? Базаров и мужик при общении использовали русский язык, но не понимали друг друга. Объясните, почему? Почему, когда заговорили два мужика, то сразу нашли общий язык?

 

Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. «Ну, – говорил он ему, – излагай свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, – вы нам дадите и язык настоящий, и законы». Мужик либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: «А мы могим... Тоже, потому, значит... какой положен у нас, примерно, предел». – «Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир? – перебивал его Базаров, – и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?»

– Это, батюшка, земля стоит на трех рыбах, – успокоительно, с патриархально добродушною певучестью, объяснял мужик. – А против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику.

Выслушав подобную речь, Базаров однажды презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрел восвояси.

– О чем толковал? – спросил у него другой мужик средних лет и угрюмого вида, издали, с порога своей избы, присутствовавший при беседе с Базаровым. – О недоимке, что ль?

– Какое о недоимке, братец ты кой! – отвечал первый мужик, и в голосе его уже не было следа патриархальной певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная суровость, – так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин, разве он что понимает?

– Где понять! – отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах.

Задание 14. Среди общеупотребительных слов найдите эмоционально окрашенные слова.

Сад, берег, разгильдяй, дом, головушка, работяга, ветер, глубоко, умничать, крутой, лобастый, языкастый, ручища, ручей, тетрадь, старикашка, избенка, зимушка.

 

Задание 15. Охарактеризуйте языковые единицы, нарушающие литературные нормы.

«Любить» по-ростовски

Пишу к тебе, и слёзы льются,

Моя любов!

С женой за так не расстаются,

Покинув кров.

Пришла домой я с магазина –

Тебя же ж нет!

Куда умёлся, наверно, к Зины?

Простыл и след.

А я консервочку купила

За рубель пять

И макаронов, гля, сварила

Тебе ж опять!

Тебе обратно ж кило купила

Я помидор.

А тут, выходит, обходят с тыла?

Какой позор!

Зазря прибрала я вход парадный

И ждала час...

Где ж ты ушёл, мой ненаглядный?

В тоске я щас.

Ты б только глянул – понял бы сразу:

Пора домой!

Я ж красивей её в три раза,

Голуба мой!

А не вернешься – предупреждаю:

Иди совсем!

Я за тобою уж не страдаю,

Консерву – съем!

 

Задание 16. О каких литературных произведениях идет речь? Что лежит в основе комического эффекта?

«Беспрайсовая Лиза», «Ботанику – атас», «Спик о тусовке Гарика-милитариста», «Кидалы», «Кранты от мозгов».

 

Задание 17. Ознакомьтесь с комментарием сложных слов, объясните шуточную интерпретацию:

компромисс – девушка, на которую имеется компромат;

дарвинизм – практика получения взяток спиртными напитками;

страхолюдина – агент по страхованию людей;

заморыш –иностранец;

держиморда – шея;

глюкоза – коза-наркоманка;

фортепьяно – сильное опьянение.

 

Задание 18. Перепишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Текст 1

Что такое язык? В словаре Даля соответствующая статья начинается с формулировки которая всегда очень мне нравилась (М,м)ясистый снаряд во рту служащий для по(д,т)кладки зубам пищи для Ра(з,с)познания вкуса её а так(же) для словесной речи или у животных для отдельных звуков <...>.

В совреме(н,нн)ой лингвистике проводится четкое ра(з,с)граничение понятий язык и речь. Язык (знание языка) существует в сознании говорящих речь существует в звуковой или письме(н,нн)ой форме. Речь каждый ведёт о своем и (по)своему и у кого(то) речь может быть бе(з,с)грамотной или (косно)язычной а язык в данном случае русский наше общее достояние.

Многие наши соотечестве(нн,н)ики считают что настоящего русского языка уже и нет (во)все что он погиб под натиском иностра(нн,н)ых слов и блатного жаргона. Что можно сказать на это? Прежде всего следует чуть успокои(ться,тся). Если мы (не)нуждаемся в словаре что(бы) читать Толстого и Чехова значит русский язык жив. Тот факт что среди наших совреме(нн,н)иков много бе(з,с)грамотных людей очевиден но ведь так было всегда. Человек который постоянно пересыпает свою речь иностра(нн,н)ыми словами или (не)цензурными выражениями канцелярскими оборотами или словами паразитами засоряет именно свою речь делает её (не)приятной или (не)вразумительной но язык здесь (ни)(при)(чём) пока есть другие люди умеющие им пользова(ться,тся). Язык явление социальное а (не)индивидуальное.

Ф.Достоевский в «(Д,д)невнике писателя» за 1873 год ра(з,с)суждает о языке п(ъ,ь)я(нн,н)ых и говорит что язык этот «просто-напросто название одного нелексико(нн,н)ого существительного». Он ра(з,с)сказывает о случайно услыша(нн,н)ом им на улице разговоре «шест(е,и)рых п(ъ,ь)я(нн,н)ых мастеровых» о разговоре который весь состоял из повторения с разными интонациями одного (не)входящего в словари (лексиконы) то есть (не)цензурного слова. Стоит(ли) из этого наблюдения заключать что русский язык погиб уже во второй половине XIX века?

У слова язык есть ещё множество значений среди которых заслуживает упоминания такое (по Далю) «(Н,н)арод земля с (одно)племе(н,нн)ым населеньем своим с одинаковою реч(ъ,ь)ю». Отечестве(н,нн)ая война 1812 года осталась в истории в народной памяти как «нашествие дванадесяти (или двухнадесяти) языков». Обратите внимание на ударение. В восемнадцатом веке и в начале девятнадцатого ударение в косвенных падежах и во множестве(н,нн)ом числе слова язык в этом значении и в значении ‘речь’ падало на основу: язЫк язЫком язЫки язЫками и т.п.

Сегодня такое ударение (язЫки, язЫками) сохраняе(ться,тся) лишь при употреблении слова в архаическом значении ‘народ’ главным образом в выражении «дванадесять языков означающ(е,и)м (Н,н)аполеоновское войско. Во всех остальных случаях надо говорить языкА, языкИ, языкАми и т.д. с ударением на окончании: изучать иностра(н,нн)ые языкИ, как корова языкОм слизнула, разведчики взяли языкА и т.п.

А вот прилагательное от слова язык в разных значениях образуется (по)разному. Если речь идёт о «мясистом снаряде во рту» то соответствующее прилагательное — языкОвый например «языкОвая колбаса» или язЫчный например «язЫчная кость». Если же речь идёт о человеческой речи то надо говорить языковОй например «языковАя политика» «языковОй про­цесс» «языковЫе явления» (По П.А. Клубкову).

Текст 2

Национальный язык это язык который об(ь,ъ)ед(е,и)няет (исторически)сложившийся ко(л,лл)ектив людей связа(н,нн)ых общей те(р,рр)иторией экономикой культурой и особе(н,нн)остями быта.

Основное назначение национального языка состоит в том что(бы) обеспечить общение людей говорящих на этом языке. Именно (по)этому все средства языка помогают наиболее точ(-,ь)но ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей всё многообразие окружающего мира. Национальный язык включает в себя не только нормирова(н,нн)ый литературный язык но и народные диалекты просторечные формы языка про(ф,фф)е(с,сс)ионализмы и другие средства ограниче(н,нн)ого употребления.

Образование и развитие национального языка сложный длительный проце(с,сс). История русского национального языка начинается с XVII века когда окончательно сложилась русская нация. Дальнейшее развитие русского национального языка (не)посредстве(н,нн)о связа(н,нн)о с развитием истории и культуры русского народа. Лу(т,ч)шие достижения национальной речевой культуры основные досто(е,и)нства русского национального языка воплощает русская ху­дожестве(н,нн)ая литература.

Особе(н,нн)ость русского национального языка состоит в том что он является государстве(н,нн)ым языком в (Р,р)оссии и служит сре(т,д)ством (меж)национального общения в нашем (много)национальном государстве.

ТЕСТОВЫЙ ТРЕНИНГ

Выберите правильный ответ.

1. Язык – это …

а) система естественных знаков

б) система искусственных знаков

в) набор знаковых единиц

2. Литературный язык – это …

а) форма существования языка

б) уровень языка

в) естественный код

3. В выражении Г.Фигейредо «Язык – ключ науки, орудие правды и разума» актуализируется … функция.

а) эмотивная

б) когнитивная

в) эстетическая

4. Коммуникант – это …

а) аппарат для общения

б) один из участников диалога

в) лексическое средство

5. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание?

а) точность

б) выразительность

в) уместность

г) логичность

6. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?

а) точность

б) выразительность

в) логичность

г) уместность

ЗАНЯТИЕ 2

1. Понятие «культура речи». Аспекты культуры речи.

2. Типы речевой культуры.

3. Понятие языковой нормы. Нормы императивные и диспозитивные. Виды норм.

4. Фонетические нормы.

5. Лексические нормы.

Дополнительная литература

Морозов В.Э. Заметки о культуре речи и культуре общения. - Русская речь. – 2007. - № 4. – С.33-39.

Культура устной и письменной речи делового человека. – М.: Флинта, Наука, 2008. – 315 с.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис, 2005. – 362 с.

Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи. – www.gramota.ru.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М. (последние издания).

Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р.И.Аванесов (последние издания).

Работа со словарём!

Что такое? Кто такой?   дебитор, паблисити, стагнация, ноу-хау, авуары, дезавуировать, рейтинг, копирайт, маргинальный, дистрибьютер

Задание 19. Поставьте ударение в соответствии с нормами литературного языка. Укажите варианты. Если значение слова неизвестно, обратитесь к толковому словарю или словарю иностранных слов.

Августовский, асбест, афера, блага, каучук, километр, комбайнер, мастерски, мышление, партер, плесневеть, ржаветь, творог, усугубить, экскурс, юродивый.

Газопровод, досуг, дремота, знамение, кремень, мусоропровод, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

Апокриф, апостроф, диоптрия, иконопись, ломота, мытарство, пасквиль, статус, статут, феномен.

Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, догмат, жизнеобеспечение, камбала.

Кладовая, колосс, недуг, пурпур, ракурс, столяр, узаконение, христианин, экслибрис.

Баловать – балую – балует – балованный; звонить – звонит – звонишь – звонят; красивый – красивее – красивейший; начать – начал – начала – начали; ясли – яслей – в яслях.

Импичмент, дефис, саммит, маркетинг, пиццерия, диспансер, некролог, квартал, пуловер, апокалипсис, нувориш, генезис, биогенез, коммюнике, феномен, эксперт, каталог, логин.

Задание 20.Какой звук[Э] или [О]произносится в следующих словах?

 

Заем, афера, никчемный, скабрезный, опека, тенета, маневры, маркер, уморенный, новорожденный.

Задание 21. Выпишите слова иноязычного происхождения, в которых перед гласным «е» согласный произносится:

1) твердо, 2) мягко.

Адекватный, агрессия, антенна, бассейн, дельта, детектор, декада, кодекс, депеша, конгресс, компьютер, модель, консервативный, синтетика, резюме, пресса, прогресс, стенд, тенденция, теннис, рейс, стратегия, текст, тенор, цитадель, шоссе, эстетика.

Задание 22. В каких рядах обозначено правильное произношение?

а) дерма[т]ин, дико[-]браз, интриган[-]

б) интриган[т]ка, инци[н]дент, компроме[т]ация

в) конкурен[т]оспособность, преце[-]дент, юрис[т]консульт,

г) юрис[-]пруденция, буду[-]щий, заведу[jу]щий, конста[-]тировать,

д) следу[jу]щий, упл[о]ченный, на[д]cмехаться, бесс[е]ребренник,

е) опл[а]ченный, ина[у]гурация.

 

Задание 23. Найдите соответствия.

1. Автаркия – торговый представитель предприятия, фирмы; биржевой посредник, занимающийся куплей и продажей ценных бумаг
2. Брокер – денежные средства или ценные бумаги, помещаемые в кредитные учреждения
3. Депозит – лицо или учреждение, занятое размещением на рынке сбыта товаров, производимых каким-либо предприятием
4. Дебитор – правящие и привилегированные группы общества, а также вся система власти и управления, с помощью которой они осуществляют свое господство
5. Дилер – экономическое обособление страны, направленное на создание замкнутого национального хозяйства, способного обходиться без ввоза товаров из-за границы
6. Дилемма – посредник при заключении сделок на бирже
7. Дистрибьютор – положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен
8. Инсинуация – систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие результатов этого процесса первоначальным предположениям
9. Истеблишмент – клеветническое измышление
10. Мониторинг – установившееся (обычно благоприятное) мнение о чем-либо
11. Реноме – должник

Задание 24. Раскройте смысл книжно-литературных фразеологизмов.

 

Альфа и омега. Блудный сын. Вавилонское столпотворение. Камень преткновения. Нести свой крест. Семь смертных грехов. Соль земли. Суета сует и всяческая суета.

 

Задание 25. Найдите ошибки, квалифицируйте их.

 

1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.

2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».

3. Рукоприкладство было совершено портфелем.

4. В результате освидетельствования г-ну Семёнову причинены легкие телесные повреждения.

5. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.

6. Петров ударов не наносил, ногами не пинал.

7. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове.

8. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами.

9. Курица с утра высиживает яйца.

Задание 26. Прокомментируйте ошибки, допущенные в выражениях.

Хронометраж времени, криминальное преступление, свободная вакансия, памятный сувенир, ошибочное заблуждение, габаритные размеры, повторяющийся рецидив, прогул без уважительной причины.

 

Задание 27. Раскройте скобки и выберите правильный вариант из паронимов.

 

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем – предоставляем).

2. Прошу (оплатить – заплатить – проплатить) мне расходы по командировке.

3. Фирма строит печи с (гарантийной – гарантированной) теплоотдачей.

4. (Командированные – командировочные) должны зарегистрировать свои документы.

5. Совет директоров потребовал (гарантийных – гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.

6. Необходимо вести хозяйствование (экономными – экономичными – экономическими) методами.

 

Задание 28. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

 

– играть роль, играть значение;

– разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу;

– представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги;

– рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай;

– погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду;

– внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию;

– соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы;

– возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

Задание 29. Выберите высказывание без нарушения лексических норм.

1.

1. Я уже два раза была на этом вернисаже.

2. Славу Николаю Караченцову принесла заглавная роль в спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова.

3. Резюмируя, выступающий кратко обобщает: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу фирму.

4. После слияния компания станет самой большой в мире.

2.

1. У него хорошая кардиограмма сердца.

2. Гайто Газданов эмигрировал за границу в начале 20-х годов ХХ века.

3. Лейтмотив этого произведения не вызывает сомнений.

4. Она недавно женилась.

3.

1. Фигурист получил за технику исполнения оценки, почти равные с победителем.

2. Большим достоинством этого произведения является выразительный, колоритный язык.

3. Эта газета представляет собой интересы крупного капитала.

4. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана.

Задание 30. Вспомните орфографические и пунктуационные нормы.

Текст 3

Болезнь языка

Наш язык боле…т. Об этом с тревогой пишут сегодня и учёные и социологи и педагоги и журналисты. Бурная против…речивая обществе(н,нн)ая жизнь отр…зилась и на состоянии языка. Его наполнили арготизмы элементы уголовного жаргона варваризмы (не)уклюжие похожие на протезы заимствования. Конечно язык что(бы) оставаться средством общения должен постоя(н,нн)о р…звиваться и появление новых слов расширение семантических полей это естестве(н,нн)ый проце(с,сс). Плохо другое. Плохо когда этот естестве(н,нн)ый проце(с,сс) оборач(е,и)вается разрушением.

Представ(-,ь)те себе реку в которую завод сл(е,и)вает отходы производства. Количество этих отходов строго реглам…нтируется спец…альным контрольным ведомством оно строго следит (за)тем что(бы) загрязнение (не)превышало допустимые пр(е,и)делы в противном случае может произойти эк…логическая к…т...строфа.

Но в один прекрасный день это ведомство распустили больше (не)запреще(н,нн)о загрязнять реку вредными веществами да и кто сказал что они вредные теперь это «сопутствующие основному производству продукты». Лей эти «продукты» сколько душа пожелает. Чем окончит(-,ь)ся такая безответственность? Гибелью реки!

Понимаю что всякое в том числе и это сравнение хромает дескать река это тебе (не)язык... Но ведь язык как и река представляет собою сложную (много)уровневую систему где каждый элемент выполняет определе(н,нн)ую функцию занимает определе(н,нн)ое место.

Систему ра…рушает хаос. Так например всякому человеку понятна разница между словами «мужчина», «мужик», «чувак». Но если в совреме(н,нн)ом языке эти слова нач…нают активно функц…онировать звучат в печати их говорят герои (теле)фильмов тогда они нач…нают во…приниматься как (равно)правные синонимы то есть всё равно как назвать человека: «мужик» или «чувак». А вот это и есть разрушение согласова(н,нн)ых языковых отношений: ваше речевое действие уже (не)возможно ад…кватно понять и правильно оценить. Вы (на)пример хотите искре(н,нн)е попр(е,и)ветствовать человека а он ваше обращение во…принимает как оскорбительный выпад. Язык т…ряет надежность и универсальность средства общения и начинает функц…онировать со сбоями как компьютерная програ(м,мм)а заражё(н,нн)ая вирусом (По А. Корнилову).

Текст 4

Я р...з...скиваю книгу которая называется «Национальные образы мира». Ее написал (н...) кто иной как извес...ный культуролог Георгий Гачев. Пред...стория этой книги такова еще 40 лет назад Гачев стал изучать м...нт...литет этносов населяющих (С,с)еверную (Е,е)вразию.

(Не) без...нтересно было бы прочитать и книгу «(У,у)правление финансами» в которой автор пред...гает предпр...н...мателям во избежани... банкротства предприятия сократить продолжительность ком...ерческого ц(и,ы)кла, наладить работу дил...ерской сети и (во) обще искать выход из кризиса (за) счет рес...урсов производства. Кажется она вышла в издательстве «(П,п)росв...щение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.193 с.)