Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической нормы.



а) Свободных местов, к сожалению, нет.

б) Дайте, пожалуйста, триста граммов рокфора.

в) Мы ехали около полторы сутки.

г) По этому маршруту могут ездить лишь опытные шофера.

3. Какой предлог пропущен в предложении:

… всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная.

а) благодаря

б) согласно

в) вопреки

г) навстречу

4. Морфологическая ошибка допущена в предложении …

а) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.

б) Врач удалил болезненную мозоль.

в) Лицо женщины было скрыто густой вуалью.

г) Крыша была добротно покрыта толью.

5. Не являются разными по значению словами:

а) тона – тоны

б) образа – образы

в) соболя – соболи

г) слесаря – слесари

6. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:

а) апельсинов

б) чулков

в) носков

г) зулусов

7. Род существительных определен верно:

а) коммюнике (ср.род)

б) салями (муж. род)

в) пенальти (ср.род)

г) иваси (муж. род)

8. Не является существительным мужского рода:

а) сирокко

б) ку’ли

в) домина

г) кольраби

9. Не является существительным женского рода:

а) бандероль

б) тюль

в) вермишель

г) мозоль

10. Форма множественного числа существительного образована правильно в следующем ряду:

а) берега, директора, паспорта

б) крема, офицера, бега

в) шофера, торты, договора

г) профессора, столяра, маляра

11. Прилагательное … имеет степени сравнения.

а) гнедой

б) хромой

в) слепой

г) красивый

12. Нарушения морфологической нормы нет в сочетании...

а) в двухтысячнодевятом году

б) с обеих сторон

в) полутора миллионный город

г) о сто девяносто пяти студентках

13. Глагол … не имеет формы повелительного наклонения.

а) вить

б) хотеть

в) сеять

г) налить

14. От глагола … можно образовать деепричастие.

а) тереть

б) сечь

в) бросать

г) вязать

15. Не относится к нарушению синтаксических норм:

а) неправильный порядок слов

б) неправильное употребление деепричастных оборотов

в) неправильное согласование

г) неправильное образование степени сравнения

16. Нарушены правила управления в словосочетании:

а) примириться с судьбой

б) завершиться с успехом

в) уверенность в будущем

г) памятник Шаляпину

17. Правила управления не нарушены в словосочетании:

а) скучаю по вас

б) скучаю по вам

в) вернуться по окончанию спектакля

г) ответить на вопрос в заключении доклада

18. Словосочетание … построено правильно:

а) пригласить друзей на мое день рождение

б) подготовиться к восьмому марту

в) отдыхать в Сочах

г) находиться в Гусь-Хрустальном

19. Найдите причину коммуникативной неудачи предложения:

Благодаря пожару сгорел лес.

а) неправильное управление

б) неправильное употребление однородных членов

в) неправильное употребление производных предлогов

г) неправильный порядок слов

20. Найдите причину коммуникативной неудачи предложения:

Продается коляска для новорожденного синего цвета.

а) неправильное управление

б) неправильное употребление однородных членов

в) неправильное употребление производных предлогов

г) неправильный порядок слов

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Необходимо было не только повалить деревья, но нужно было также выкорчевать их.

б) Вспоминалась встреча, произошедшая неожиданно и резко изменившая мою жизнь.

в) Старое отчаянно сопротивляется новому.

г) Новые модели обуви пользуются популярностью у покупателей.

Деепричастный оборот использован правильно.

а) Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.

б)Загорая в нашем солярии, одна минута стоит 10 рублей!

в) Будучи студенткой, она продолжала работать на фабрике.

г) Приведя в колебательное движение один из маятников, начнет колебаться и второй маятник.

Укажите предложение, в котором соблюдены синтаксические нормы.

а) В турнире участвовали 21 спортсмен.

б) Полгорода осталось без отопления.

в) Село Погореловка расположена далеко от реки.

г) Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

 

ЗАНЯТИЕ 4

1. Понятие функционального стиля.

2. Основные функциональные стили русского языка.

3. Особенности научного стиля.

4. Особенности официально-делового стиля.

5. Русский деловой язык.

Дополнительная литература

Зарецкая Е.Н. Деловой общение: Учебник. В 2 тт. – М.: Дело. – Т.1. 2004. – 696 с. – Т.2. – 2008. – 720 с.

Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной стилистики. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. – М.: АСТ-Астрель, 2006. – 367 с.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: Академия, 2008. – 298 с.

Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля / Под ред. И.Г.Проскуряковой. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 232 с.

Реферирование научного текста. Методические рекомендации по курсу «Русский язык и культура речи» / Сост. Бастриков А.В., Бастрикова Е.М. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. – 28 с.

Работа со словарём!

Что такое? Кто такой?   статус, статут, дилер, дефиниция, консалтинг, реноме, дискредитация, конфессиональный

Задание 51. Прочитайте тексты. Определите их стилевую принадлежность. Аргументируйте свое решение.

1. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен. Сорные травы густо росли по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком.

Она распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. И роза плакала. Но вокруг неё все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить (По В.М.Гаршину).

2. Род роза (Rosa L.) относится к семейству розоцветных и включает около 400 диких видов, или шиповников, растущих в основном в умеренном поясе Земли. Отдельные виды растут в субтропических регионах и даже в Заполярье.

Учитывая различные климатические и почвенные условия, человек в течение многих веков стремился получить новые, более совершенные сорта садовых роз. Ни одно декоративное растение не имеет такого разнообразия сортов и форм, как роза. В основном это многостебельные кустарники, листопадные или полу- и вечнозелёные. Но есть среди них и лиановидные формы (По З.К.Клименко).

 

3. Стилистика изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или другого языка (Ш.Балли).

 

4. Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С.Тургенев)

 

5 Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) утвердило основные показатели реестра требований кредиторов банка N, который находится под управлением агентства. Данные, содержащиеся в реестре, будут использоваться при подготовке мирового соглашения с кредиторами и осуществлении расчётов с ними. Отдел финансов.

 

6. Лондон. Флагманское судно международной организации защитников окружающей среды «Гринпис» «Рейнбоу уорриор» бросило якорь в заливе Солуэй-Ферт, на берегу которого находится завод по регенерации ядерного топлива Селлафилд. Оно прибыло туда в рамках кампании за принятие срочных мер по обезвреживанию зараженного радиоактивными отходами побережья Ирландского моря, представляющими серьезную опасность для жителей южной части Шотландии.

 

7. – Да нет, – говорила библиотекарша, – я думаю, это пшено. Он же козел... Пойдем лучше потопчемся, так? Потом пойдем к Владику... Я знаю, что он баран. Но у него «Грюндик» – посидим... Тюлень тоже придет… потом этот будет … филин-то…Да, я знаю, что они все козлы, но надо же как-то расстрелять время!..

– Ничего не понимаю, – тихо сказал некто... не то Онегин, не то Чацкий – своему соседу,...похоже Обломову.

Обломов улыбнулся.

– В зоопарк собираются (В.М.Шукшин. До третьих петухов).

Задание 52. Определите стиль речи, укажите его функцию и аргументируйте свой ответ.

Какова тема и главная мысль данного текста?

Выпишите из текста термины; значение неизвестных терминов определите по словарю.

Подберите синонимы к словам «неоднократно», «аргумент», «сторонник», «интроспектива».

 

Взгляды на то, чем должна заниматься наука психология, неоднократно менялись на протяжении веков. Последние 80 лет принято считать, что психология изучает поведение. Наиболее последовательно этого мнения придерживаются бихевиористами (сторонники психологической школы, которую основал Джон Уотсон и другие американские психологи в начале XX века). Их главным аргументом было то, что поведение наблюдаемо и изменяемо, поэтому научная психология должна сосредоточиться на нем.

До появления бихевиоризма большинство психологов считали, что главный материал для изучения у психологии – мысли и чувства, о которых психолог узнает со слов тех, кто их испытывает. Этот подход получил название интроспективного, а от бихевиористов – ярлык «ненаучного», так как мысли и чувства нельзя ни пронаблюдать, ни измерить.

Но и метод, принятый бихевиористами, небезупречен и имеет ряд ограничений. Дело в том, что большинству психологов интересно не столько само поведение людей, сколько внутренние процессы, которые им движут. Следовательно, современная психология – это дисциплина, которая стремится выяснить, почему люди и животные ведут себя так, как они себя ведут (М.Айзек. Психология для начинающих).

 

Задание 53. Отметьте черты научного стиля? О чем идет речь? В чем комический эффект рассказа?

Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам что такое …. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно… (Н.Тэффи).

Задание 54. К какому функциональному стилю можно отнести следующий текст? Укажите приметы данного стиля. Определите жанр текста.

Дорогие друзья!

Если вы хотите быть счастливы, благополучны, уравновешены, спокойны, уверены в себе, вооружитесь добрыми словами. Да, время бывает «недоброе», «смутное», «переломное», но какими будем мы, люди, зависит от нас, наших мыслей, слов и поступков.

Наша память хранит многое. Мы желаем вам не помнить злых, недобрых слов – ведь злость сама по себе несчастье; а о прошедшем сохранять только добрые воспоминания – ведь в этом своеобразная гигиена души.

Мы желаем вам добрых слов.

Прежде всего, в семье. Не хлебом единым, не только материальным достатком жив человек, но семья держится на любви и добром слове.

Тем, кто собирается создать семью, – тоже желаем добрых слов, потому что материальные трудности пережить можно, но злое, худое слово – нельзя.

Мы желаем вам добрых слов на работе. Если вы хотите, чтобы вас неформально уважали, чтобы с вами считались, мы желаем вам строить ваши речевые отношения так, чтобы ваши слова были всегда уместны, не обижали, а радовали.

Мы желаем вам добрых слов, хорошей речи везде: в транспорте, если кто-то толкнул кого-то или наступил на ногу, не надо желать пожилой женщине ездить в такси; а в магазинной очереди не будем воспринимать соседа как противника – взглянем не в газету, а друг на друга и облегчим ситуацию добрым словом и улыбкой.

Пусть умение говорить поможет вам прийти к жизненному успеху.

Словом, пусть вас окружают добрые речи и от вас исходит доброе человеческое слово. А хорошее слово – половина счастья!

Да здравствует всё доброе, что мы сказали друг другу и скажем! (По В.И.Аннушкину)

Задание 55. Проанализируйте текст по следующей схеме:

1. Функциональный стиль текста, его приметы.

2. Функционально-смысловой тип текста (описание, повествование, рассуждение).

3. Метод представления материала.

4. Аргументация и ее структура.

5. Наличие специфической лексики.

6. Соответствие текста коммуникативным качествам речи.

Мутантом можешь ты не быть?

На недавнем международном форуме экологических организаций была поднята проблема безопасности питания. Она включала в себя такие пункты, как высокий уровень радиоактивного заражения продуктов, их канцерогенность, а также – трансгенность.

Трансгены, или, по-другому, генетически модифицированные продукты, сегодня широко распространены на российском рынке. Лабораторные тесты, проведенные независимыми экологическими экспертами, показали, что около 60-75 процентов экспортируемого в Россию съестного содержит крайне вредные компоненты. Причем производятся эти консерванты и напитки на таких известных иностранных фирмах, как Данон, Кока-кола, Хершис, Нестле, Макдоналдс и другие.

Что же такое «генетическая модификация», коль скоро мы уже выяснили, с чем ее едят? Это понятие означает, что в естественный набор генов организма искусственным путем был введен чужеродный ген. Например, обработанный таким образом картофель содержит ген... подснежника. В результате мутированный овощ приобретает новые полезные свойства типа суперморозоустойчивости. Но, увы, не только их.

Многочисленные исследования свидетельствуют – трансгенная продукция может представлять серьезную опасность как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Еще в апреле 1998 года Арпад Пуштаи из научно-исследовательского института Роуэтт (Великобритания) заявил, что эксперименты выявили необратимые изменения в организме крыс, которых он кормил генетически модифицированными продуктами.

Из чего человечество цивилизованной части планеты в очередной раз сделало вывод: что для крыс и немцев – смерть, для русского – в самый раз.

Владельцы супермаркетов пищевым ширпотребом со своих прилавков однозначно не питаются, оставляя его для тех же обездоленных и нищих «широких масс трудящихся», которым все равно от чего помирать – с голоду или от немаркированных супов под красивым ярлыком с изображением Александры и Софьи. К последнему патентованному способу самоубийства активно склоняет их и реклама, где разодетая в пух и прах новорусская семья с восторженными повизгиваниями поглощает изготовленный из порошка американский бульон фирмы «Роллтон», коим ни один уважающий себя американец не посыпал бы даже кашу для любимой собаки.

Госдума вроде бы опомнилась и собирается поддержать неправомочный в юридическом плане Госсанэпиднадзор, даже усилить и расширить вынесенные им положения – уже готов и наверняка будет утвержден Закон об обязательной и всеобщей маркировке путем обозначения на этикетках и на штрих-кодах абсолютно всех данных о генетической опасности продукта. Ответственность – вплоть до уголовной.

 

Задание 56. Прочитайте текст. Определите функциональные особенности текста. Составьте схему текста. Какой композиционный элемент отсутствует в тексте?

Воздействие музыки

Лечение музыкой в последнее время чаще стало привлекать внимание врачей многих специальностей, поскольку медики отметили благотворное влияние ее на психоэмоциональное состояние больного и на течение болезни – музыколечебный эффект.

Психоэмоциональный эффект воздействия музыки можно проследить на примерах индивидуальных реакций на нее. Во время прослушивания у одних, например, соната Бетховена может вызвать полную релаксацию (расслабление, покой), но у других, наоборот, возбуждение, беспокойство, а у эпилептиков – очередной припадок болезни.

В настоящее время медики-музыкотерапевты установили, что музыка Моцарта воздействует успокаивающим образом, Малера – вызывает депрессию, а Вильямса – враждебность и драчливость.

Американские психиатры гордятся музыколечебным эффектом.

У детей-молчунов (патологическая афазия) благодаря музыкальным урокам удается в достаточно короткое время улучшить моторику речи и добиться их разговорного общения. Наоборот, у детей и взрослых, страдающих эхолалией (непроизвольное повторение слов и фраз, услышанных от окружающих), музыкальные «процедуры» быстро снимают этот симптом навязчивой болтовни.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – немецкий композитор.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор.

Густав Малер (1860-1911) – австрийский композитор.

Альберто Вильямс (1862-1952) – аргентинский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Задание 57. Определите жанр текста. Назовите функцию выделенных клише. Обратите внимание на библиографическое описание книги.

Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА, 2006. – 560 с.

Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи, содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиально новая теоретическая концепция культуры речи. Книга учит говорить не только правильно, но и выразительно, используя умело и по назначению разные речевые стили. Особое внимание уделяется культуре публичного выступления, спора, профессионального общения. В книге даны сведения о риторических учениях, широко распространенных в дореволюционной России.

Во второй раздел книги – хрестоматию по культуре речи – включены тексты, представляющие современный образцовый литературный язык в его основных функциональных разновидностях.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов и факультетов, а также для всех, кто любит, изучает русский язык и стремится овладеть высокой культурой речи.

Задание 58. Прочитайте фрагмент реферата. Сравните аннотацию и реферат как жанры научного стиля. Обратите внимание на клише и композицию вторичного текста.

 

Работа В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова посвящена проблеме изучения саморегуляции человека в условиях стресса. В соответствии с современными представлениями авторы различают:а) эв-стресс, способствующий успешности различной профессиональной и спортивной деятельности, не оставляющий особых патологических последствий; б) ди-стресс, характеризующийся не только максимальной мобилизацией резервов, но и возможными деструктивными патологическими последствиями.

В работе приведены интересные экспериментальные данные о динамике функционального состояния лыжников в ходе напряженных физических тренировок и ответственных соревнований. Результаты проведенных исследований еще раз доказывают ранее сделанный В.Л. Марищуком вывод о том, что у спортсменов в ходе высоких тренировочных нагрузок могут значительно падать иммунные свойства. Это проявлялось в резком понижении количества гамма-глобулина в крови, что В.Л.Марищук в свое время назвал «функциональным СПИДом». Исследователи считают, что аналогичное состояние возможно и у специалистов, работающих в выраженных экстремальных условиях.

Авторы объясняют причины ошибочных заключений и неадекватных оценок событий и фактов в условиях сильных эмоций с новых психофизиологических позиций. В этом они опираются на положения учения А.А.Ухтомского о доминанте.

Ученые предлагают различные методики преодоления чрезмерного эмоционального напряжения в условиях стресса, описывают оригинальные новые методики управления своими эмоциями.

Задание 59. Вставьте пропущенные слова.

1. В реферируемой статье … явление затмения солнца.

2. В работе … опыт проведения социологических опросов среди студентов.

3. Автор … критике теорию известного ученого, … свои примеры и доказательства.

4. В своей работе автор, … состояние современной филологии, проводит параллель с наукой XIX века.

5. … свой первый тезис, автор переходит к рассмотрению следующей проблемы.

6. Функции международного права … в статьях Н.К. Кудряшова и Б.Н. Логинова.

7. Данные статьи … целостное представление читателю о международном праве.

8. Искусство пения, … это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.

9. Выводы автора … на экспериментальном материале.

10. … экспериментов Блэкмен сделал серьёзные выводы.

Задание 60. Выберите правильный ответ.

1. Появление человека – огромный … в развитии живой природы.

а) прыжок б) скачок в) переход

2. Европейская корюшка … в прибрежных морях Европы.

а) населяет б) обитает в) распространяет

3. Скорпионы … своё потомство на спине.

а) перевозят б) переводят в) переносят

4. … бактерии могут попасть в кровь человека через царапину.

а) Больничные б) Болезнетворные в) Больные

5. Наличие растительного покрова … почву от эрозии.

а) предохраняет б) сохраняет

Задание 61. Отметьте ошибочные формы и исправьте предложения.

1. Автор отличает симптомы фарингита и катаральной ангины.

2. Книга дает современное представление о клетке.

3. В книге В.В.Батыгина написано более 900 задач, рассматривающие различные разделы классической электродинамики и специальной теории относительности.

4. При применении фотопластинки или других преемников излучения сравнение с невооруженным глазом, очевидно, невозможно, зато можно говорить о мощности одной системы сравнительно с другой. Вот такими словами автор заканчивает свою статью.

5. В конце XVIII века микроскопия постепенно стала падать.

Задание 62. Отредактируйте текст выступления студента на семинаре по курсу «Концепции современного естествознания».

 

Слушайте внимательно. Рассказываю сегодня о пираньях. Пираньи – жутко кровожадные зверюги. Живут в Амазонке и впадающих в нее речушках. Их еще зовут «рыбы-волки». Пираньи чертовски опасны, потому как зубы у них как бритва. Стая этих малявок в три плевка может слопать здоровенного быка. Говорят, что 19 сентября 1981 года 300 граждан были в один присест сожраны пираньями, после того как набитое народом пассажирское судно потонуло у причала бразильского порта Обидос. Тамошние индейцы говорят, что «три пираньи – это уже один здоровенный крокодилище».

Задание 63. Определите функциональный стиль текста, укажите стилевые черты. Передайте содержание, используя нейтральную лексику.

 

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща и ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в это время претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу, ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний,... причем в ходе своего выступления занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

Вот так у нас порой еще допускается необоснованная порча хорошего настроения (О.Любченко).

 

Задание 64. Найдите черты официально-делового стиля в данном тексте. За счет чего создается в них комический эффект?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.069 с.)