Обучение технике анализа урока русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение технике анализа урока русского языка



Семинар с групповой работой

План и содержание занятия

1.Деловая игра «Урок русского языка в … классе».

Микрогруппа из 5-6 студентов («учитель» и «ученики») заранее разрабатывает, а затем в рамках занятия проводит «урок» продолжительностью 30-35 минут. Оставшаяся часть группы – «эксперты».

2.Блиц «Вопрос - ответ».

На этом этапе «эксперты», задавая «учителю» краткие, уточняющего характера вопросы, выясняют, правильно ли они интерпретируют увиденное, уясняют непонятное. (5-10 минут).

3. Краткий устный анализ урока.

Слово предоставляется «учителю», одному из «учеников» и одному из «экспертов». Обобщает высказывания преподаватель. (5-10 минут).

3.Параллельное проведение различных видов анализа урока русского язык в микрогруппах по 2-4 человека. (15 минут). Отработка техники анализа в процессе обсуждения результатов работы, проводимой студентами:

 

Структурным анализом урока занимаются две подгруппы «экспертов» (по 3-4 человека) Аспектный анализ проводится в парах «эксперт - ученик»: 1) анализ цели урока; 2) анализ структуры и организации урока; 3) анализ содержания урока; 4) анализ методики проведения урока; 5) анализ работы учащихся на уроке.   РСОдеятельности «учителя» на уроке осуществляется у доски. Баллы за «урок» проставляют, обосновывают, а за-тем сравнивают «учитель» (само-анализ), «эксперты» и преподаватель

Литература

Анализ урока и профессиональной деятельности учителя // Васильева В.В., Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс (Серия «Школа радости») – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 402-403.

ШКОЛЬНЫЙ КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА

Семинар – выставка

В рамках семинара организуется работа 2-3 творческих групп по 5-10 человек.

 

План и содержание занятия

1. Разработка проекта оформления кабинета русского языка в Школе Будущего («Школе Моей Мечты»).

Оборудование. Цветные мелки, листы ватмана, фломастеры, литература по теме, фотографии различных стендов из школьных кабинетов русского языка г.Нефтекамска.

На выполнение данного задания дается 35-40 минут. К концу контрольного времени каждая группа должна быть готовой к презентации своего проекта.

2. Защита проектов.

Лидеры группы характеризуют свои проекты в целом, разъясняют сущность идей, на которых строится их проект, знакомят с его структурными особенностями.

«Осмотр» выставки. Каждую часть воображаемой выставки обслуживают экскурсоводы, члены творческих групп. Они отвечают на вопросы, эмоционально рассказывая об «экспонатах» выставки, конкретизируют сообщение своего лидера, наглядно демонстрируют достоинства проекта.

3. Коллективное обсуждение ключевых проблем, выявленных в ходе разработки и защиты проектов оформления школьного кабинета русского языка.

 

Литература

1. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка. – М., 1984.

2. Каримова А.С. Удивительное рядом, или Как «разглядеть» одаренного ученика. Методическое пособие для учителей – Уфа: БИРО, 2001 – С.6-7.

 

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Рефлексивный семинар

На семинаре обсуждаются основные результаты прошедших занятий, анализируются способы учебной деятельности. Студенты высказывают свои мнения, предложения, делятся сомнениями.

 

План и содержание занятия

1. Проведение блиц-турнира на звание «Знатока» методики русского языка:

1) преподаватель зачитывает фрагменты лекций с заранее запланированными ошибками. Задача студентов: поиск и разбор ошибок.

2) Выполнение клоуз-теста.

2. Коллективное обсуждение результатов анкетирования.

3. Консультирование по вопросам предстоящей педагогической практики.

 

Анкета

Итоги изучения методики русского языка

1. С какими трудностями вы столкнулись при изучении курса «МПРЯ»? Как эти трудности преодолевались?

2. Какие изменения, дополнения вы считаете возможным внести в тематический план? Свою точку зрения обоснуйте.

3. Вспомнив свой школьный опыт, подумайте, существуют ли расхождения между теоретическими положениями методики и школьной практикой. С чем это связано?

4. Оправдан ли значительный объем творческих и самостоятельных работ в ходе изучения данного предмета?

5. Какие формы проведения занятий вам запомнились? Почему?

6. Изменилась ли ваша точка зрения на педагогическую деятельность после изучения курсов «Общая педагогика», «Методика преподавания литературы», «Методика преподавания русского языка»?

7. Чувствуете ли вы себя достаточно подготовленными для прохождения педагогической практики в школе?

8. Изучение какого из аспектов методики русского языка вам хотелось бы продолжить в процессе выполнения научной работы (курсовой, дипломной, кандидатской, докторской).

9. В какой форме – традиционной или нетрадиционной – вы хотели бы сдавать зачет по данному предмету? Почему?

10. Оцените работу своих сокурсников в процессе изучения методики русского языка. Оцените деятельность преподавателя, ваши пожелания в его адрес.

 

Клоуз – тест (образец)

Задание. Заполнить пробелы.

1. Методика преподавания русского языка дает ответы на следующие вопросы:

А) Зачем изучать?

Б)…

В)…

Г) Как контролировать усвоенное?

2. Методика русского языка развивается на стыке многих наук и тесно связана с:

А) философией;

Б)…

В) дидактикой;

Г)…

3. В методике используются такие методы исследования, как:

А) …

Б) изучение истории школы и методических учений;

В) …

Г) диагностика и прогнозирование в обучении русскому языку.

4. В отличие от остальных учебных предметов русский язык в школе выполняет две функции:

А) является предметом изучения и обучения ему;

Б) …

 

5.К специальным целям работы по русском языку в школе относят:

А)….

Б) практические;

а к общепредметным –

А) …

Б) развитие логического мышления;

В) ….

6. Школьная программа по русскому языку состоит из двух основных компонентов:

А) объяснительная записка;

Б)…

7. Основными средствами обучения русскому языку являются:

А) школьный учебник;

Б) учебные пособия (сборники упражнений, справочники, словари)

В) …

8. В настоящее время в школах РФ параллельно действуют:

А) УМК под редакцией Н.М.Шанского;

Б) УМК под редакцией В.В.Бабайцевой;

В) …

9. Обучающие уроки русского языка подразделяются на:

А) …

Б) уроки закрепления

В) ….

Г) уроки работы под ошибками учащихся.

 

10. Выделяют три типа уроков русского языка:

А) обучающие;

Б) …

В) комбинированные.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Разработать конспект урока по фонетике

2. Разработать конспект урока по лексике.

3. Разработать конспект урока по морфемике или словообразованию.

4. Разработать конспект урока по морфологии.

5. Разработать конспект урока по синтаксису.

6. Разработать конспект урока по орфографии.

7. Разработать конспект урока по пунктуации.

8. Разработать конспект нетрадиционного урока русского языка

9. Изготовить макеты наглядности по русскому языку и разработать систему заданий с использованием данной наглядности.

10. Разработать проект оформления кабинета русского языка.

11. Посетить уроки русского языка в школе, подготовить анализы посещенных уроков.

12. Подготовить аннотированный список «Моя методическая библиотечка»

13. Разработать конспекты уроков РР

14. Изучить опыт работы методического объединения учителей русского языка и литературы одной из школ г.Нефтекамска. Подготовить сообщение «Работа МО учителей русского языка и литературы СОШ № … г.Нефтекамска.»

15. Изучение методической литературы.

16. Подготовка и защита реферата.

17. Анализ одного из учебников русского языка.

 

Примерный перечень ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

1. Объект, предмет, задачи и основные понятия методики преподавания русского языка.

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка.

3. Общедидактические принципы обучения. Принципы МПРЯ.

4. Связь МПРЯ с другими науками.

5. Роль русского языка в системе общего образования. Цели и задачи обучения русскому языку на современном этапе.

6. Структура и содержание курса русского языка в средней школе.

7. Действующие УМК по русскому языку. Общая характеристика.

8. Учебник – ведущее средство обучения. Функции учебника. Структура учебника по русскому языку.

9. Учебные пособия, дополняющие учебник.

10. Понятие метода в дидактике и методике. Классификация методов обучения. Теоретические методы изучения языка. Теоретико-практические методы изучения языка и обучения речи. Практические методы изучения языка и обучения речи.

11. Урок – ведущая форма обучения. Типы уроков русского языка. Структурные компоненты уроков русского языка.

12. Анализ урока русского языка.

13. Методика обучения фонетике и орфоэпии.

14. Методика обучения лексике и фразеологии

15. Методика обучения морфемике и словообразованию

16. Методика обучения морфологии.

17. Методика обучения синтаксису.

18. Методика обучения орфографии

19. Методика обучения пунктуации

20. Методика обучения стилистике и культуре речи.

21. Развитие речи – самостоятельный раздел МПРЯ. Виды речевой деятельности. Цель и задачи развития связной речи.

22. Принципы методики развития связной речи.

23. Речеведческие понятия, изучаемые в школе.

24. Развитие связной устной речи.

25. Развитие связной письменной речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.028 с.)