Методика работы над изложением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы над изложением



Семинар генерации идей

Отвечая на вопросы преподавателя, студенты – генераторы идей – выстраивают свое видение системы работы над изложением. Ассистенты (2-3 студента) фиксируют на доске высказанные идеи с целью дальнейшего сравнения их с описанием системы работы над изложением в методическом пособии.

Под руководством преподавателя студенты вырабатывают оптимальный вариант решения методической проблемы.

На занятии используются материалы из книги Г.М. Шипицыной «Изложения и сочинения с заданиями и ответами» (М., 1997).

План

1. Свободное изложение с лингвистическим заданием (5 класс)

1) Чтение текста «О тех, кто стоит у кормила».

2) Беседа:

Какая «свобода» может быть представлена учащимся в процессе написания изложения?

Сформулируйте лингвистические задания к тексту.

Какие средства обучения могут использовать учитель, ученики на этапе подготовки и написания изложения?

Сформулируйте лингвистические задания к тексту?

В процессе изучения какой языковой темы может проводиться изложение по данному тексту?

Какой должна быть система подготовки учащихся к изложению по тексту «О тех, кто стоит у кормила»?

2. Изложение-миниатюра с передачей авторского отношения к описываемому предмету (6 класс).

1) Чтение отрывка из текста Ю. Аракчеева «В стране синих махаонов».

2) Беседа:

Предложите формулировки задания учащимся, нацеливающие на передачу авторского отношения к описываемому предмету.

Из каких элементов должна складываться подготовка учащихся к мини-изложению?

3. Сжатое изложение с лингвистическим заданием (7 класс)

1) Чтение фрагмента «Живое в прожекторах науки» Е.Кнорре

2) Беседа:

Сформулируйте лингвистическое задание к прослушанному тексту.

Что вы считаете нужным сделать на этапе подготовки учащихся к изложению на базе данного текста?

4. Изложение–описание по прослушанному тексту с сохранением его микротем (8 класс)

1) Чтение текста В.Порудоменского «Жизнь и слово»

2) Беседа:

Какие средства обучения целесообразно использовать в процессе работы над текстом изложения?

Какую задачу вы поставите перед учащимися до чтения текста?

Назовите тему и микротемы текста.

Как должна строиться работа с микротемами на этапе подготовки к изложению?

5. Творческое лингвистическое изложение–рассуждение с элементами сочинения с корректировкой учителем во время письма (9 класс)

1) Чтение материала «К тайнам мысли и слова» Л. Сахарного.

2) Беседа:

Какие элементы сочинения могут быть включены в текст изложения?

Что собой может представлять корректировка учителя во время письма?

Как учитель должен подготовить учащихся к этому виду изложения?

 

Приложение.

Виды изложений.

I. По исходному материалу для изложения:

1. По количеству источников:

§ по одному;

§ по двум;

§ по нескольким.

2. По объему исходного материала:

§ по большому;

§ по дозированному тексту;

§ изложение – миниатюра.

3. По новизне текста для изложения:

§ по незнакомому;

§ по знакомому;

§ по изученному на уроках;

§ по выученному наизусть тексту.

4.По характеру исходного материала:

§ по целостному произведению;

§ тексту- отрывку;

§ материалам наблюдений, опытов, по экспонатам, документам, рисункам;

§ по кинофильмам, телепередачам;

§ по тезисам;

§ ответам на вопросы.

II. По цели проведения изложения:

1.По содержательной цели изложения:

§ изложение для развития речи (простое);

§ изложение для развития речи и проверки знаний:

- с дополнительными заданиями;

- с лингвистическими заданиями.

2. По формальной цели изложения:

§ обучающее;

§ контрольное.

I. По условиям проведения изложения:

1. По дозированному времени

§ с дозировкой времени (классное);

§ без дозировки времени (домашнее);

§ с частичной дозировкой времени (классно-домашнее).

2.По наглядности, ТСО, источнику дополнительных впечатлений:

§ изложение с применением ТСО;

§ с использованием словарей, справочников, учебников;

§ с репродукциями картин, с портретами;

§ музыкальным сопровождением чтения текста;

§ после экскурсии в музей, театр;

§ после встречи с кем-либо;

§ с использованием подготовленных учащимися материалов (расчетов, документов, цитат, конспектов).

3.По способу восприятия исходного материала:

§ по прослушанному тексту;

§ по прочитанному учащимися тексту (вслух или про себя);

§ по заученному тексту;

§ по видимому тексту (зрительное изложение).

IV. По степени самостоятельности ученика:

1.По роли учителя:

§ с предварительной подготовкой изложения;

§ с корректировкой учителем во время изложения;

§ самостоятельное.

2.По роли ученика:

§ индивидуальное авторство изложения;

§ групповое авторство изложения.

V.По характеру текста изложения, созданного учеником:

1.По форме передачи исходного материала:

§ устное;

§ письменное.

2.По стилю и жанру речи изложения:

§ научное и научно-популярное (рецензия, отзыв, тезисы, доклад, научное сообщение, резюме, статья и др.);

§ официально-деловое (характеристика, справка, заявление, биография, автобиография, доверенность, объявление и пр.);

§ художественное (рассказ, сценарий, басня, сказка, песня, стихотворение, юмореска и т.п.).

3.По типу речи:

§ изложение– повествование;

§ изложение – описание;

§ изложение– рассуждение;

§ изложение со смешанным типом речи.

VI. По творческому вкладу учащегося:

1.Изложение, идентичное образцу (источнику):

§ близкое к тексту;

§ полное (подробное) изложение;

§ выборочное;

§ сжатое

§ свободное.

2.Творческое изложение:

§ с преобразованием композиции текста;

§ с усилением аргументации главной мысли;

§ с преобразованием текста в иной жанр, тип, вид речи;

§ с изменением стиля речи.

3.Изложение с переводом текста на другой язык.

4.Изложение с элементами сочинения (дописать конец, изменить начало, продолжить текст в каком–либо ином аспекте, с введением в текст описания предмета, детализации факта, с введением собственной мысли, рассуждений).

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Семинар–конкурс

Предварительная работа студентов

По результатам жеребьевки студенты должны войти в состав двух команд.

1. Познакомиться с содержанием журнальных статей по изучаемой теме.

Выбрать одну из статей, продумать форму преподнесения на занятии.

2. По книге Г.М.Шипицыной «Изложение и сочинение с заданиями и ответами» рассмотреть, как организуется работа над сочинениями разных жанров (в приложении указаны виды сочинений по классам и страницы).

3. Разработать фрагмент урока-подготовки к сочинению. Вид сочинения, класс, в котором должно оно проводиться, для каждой команды определяет преподаватель.

 

Приложение

Класс

1. Устное сочинение по аналогии с данным текстом, на основе личных наблюдений (с. 10).

2. Самостоятельное письменное сочинение с выражением чувств и переживаний ученика (с. 11).

3. Сочинение – лингвистический комментарий к случаю, описанному в тексте (с. 17).

4. Сочинение – описание по аналогии с данным текстом (с. 22).

5. Сочинение по аналогии с данным текстом на лингвистическую тему с индивидуальным заданием (с. 32).

6. Устное сочинение по аналогии с данным текстом после лингвистического анализа стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (с. 28).

 

Класс

1. Самостоятельное устное сочинение в жанре комментария к тексту (с. 45).

2. Сочинение на этическую тему по материалу текста в жанре послесловия (с. 47).

3. Самостоятельное сочинение по личным наблюдениям с использованием текста в качестве образца для изображения (с. 72).

4. Сочинение – описание в жанре биографического очерка (с. 80).

5. Сочинение – рассказ на тему прослушанного текста с привлечением других источников и с опорой на воображение учащегося (с. 81).

6. Сочинение – описание в жанре путевых заметок (с. 82).

 

Класс

1. Сочинение на социально-нравственную тему по прослушанному тексту и личным впечатлениям (с. 92).

2. Сочинение на лингвистическую тему (с. 99).

3.Сочинение–рассуждение по накопленному литературному материалу и жизненным наблюдениям, с дополнительным заданием (с. 106).

4.*Самостоятельное сочинение в научно-популярном стиле по опросам информаторов (бабушек, дедушек, родителей и т.д.), экспериментам и опытам, а также по личным наблюдениям за связью между природными явлениями и поведением человеческих объектов – растений, животных, насекомых, птиц (с. 113).

5. Сочинение на тему «Почему я люблю эту книгу?» (с. 118).

6. Сочинение на свободную тему с дополнительным заданием (с. 122).

 

Класс

1. Сочинение по личному опыту и материалу текста (с. 132).

2. Самостоятельное сочинение по данным тезисам в форме их развертывания и обогащения содержанием (с. 133).

3. Сочинение–размышление на нравственно–этическую тему «Человек и книга» (с. 134).

4. Сочинение–размышление на морально–этическую тему (с. 142).

5*. Сочинение по данному образцу на литературную тему с использованием сведений по психологии (с. 146).

6.Сочинение по аналогии с данным текстом в жанре критико-литературной рецензии.

 

План

I. Проведение семинара – конкурса

1 тур. Обзор журнальных статей, в которых представлена система работы над сочинением.

Команды должны творчески подойти к освещению содержания избранной статьи, приветствуются элементы драматизации, выражение личной позиции, использование наглядности, ТСО.

2 тур. Подготовка к сочинению. Инсценировка фрагмента урока.

3 тур. Рецензирование сочинений.

Каждая команда получает по 2 одинаковых сочинения на тему «Стоит ли в XXI веке читать классику?»

 

II. Подведение итогов конкурса.

Жюри в составе преподавателя и двух студентов анализирует и оценивает работу команд.

 

Литература

1.Волкова О.А. Учимся секретам юмористического сочинительства //РЯШ, 1996, №1. – С. 32 – 42.

2.Куренкова Г.Л. Подготовка к сочинению–описанию памятника А.С.Пушкину в Москве. //РЯШ, 1999, №3. – С. 36-40, 45.

3.Стативка В.И. Система подготовки к сочинению–описанию природы. //РЯШ, 1997, №2. – С.9-17.

4.Стативка В.И. Система подготовки учащихся 6 класса к сочинению– описанию внешности. //РЯШ, 1998, №4. – С. 18-25.

5.Сычугова Л.П. Картина – учитель – ученик. //РЯШ, 1998, №4. – С. 18-25.

6.Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997.

 

Приложение

Виды сочинений

I. По исходному материалу для сочинений:

1.По количеству источников:

§ одному;

§ двум;

§ нескольким.

2.По характеру исходного материала:

§ по целостному произведению;

§ по данному тексту;

§ по данному началу;

§ по аналогии с данным текстом;

§ по опорным словам, фразам;

§ сочинение–ответ на вопрос или на несколько вопросов;

§ по данным тезисам, плану, цитате;

§ по документам, экспонатам, рисункам;

§ по картине;

§ по кинофильму;

§ по теле- или радиопередаче;

§ по социологическим анкетам, фактам;

§ по опросам информантов;

§ по личным наблюдениям;

§ по произведенному впечатлению.

3. По новизне исходного материала:

§ по знакомому материалу;

§ по новому для учащихся материалу;

 

II. По цели проведения сочинения:

1. По содержательной цели сочинения:

§ простое;

§ с дополнительным заданием (лингвистическим, по развитию речи, по литературе, с иным дополнительным заданием).

2. По формальной цели сочинения:

§ обучающее;

§ контрольное.

III. По условиям проведения сочинения:

2. По дозированности времени:

§ с дозировкой времени (классное);

§ без дозировки времени (домашнее);

§ с частичной дозировкой времени (классно-домашнее).

3. По наглядности, средствам обучения, источнику дополнительных впечатлений:

§ с применением ТСО;

§ с использованием текстов произведений;

§ с музыкальным сопровождением;

§ с использованием произведений живописи, скульптуры и т.п.

IV. По объему готового сочинения:

§ развернутое;

§ дозированного объема;

§ сочинение – миниатюра (малых форм).

V. По степени самостоятельности ученика:

1. По роли учителя:

§ с длительной предварительной подготовкой;

§ с подготовкой перед сочинением;

§ без специальной подготовки;

§ с корректировкой работы ученика во время письма;

§ без вмешательства учителя.

2. По роли ученика:

§ с индивидуальным авторством;

§ с групповым авторством.

VI. По тематике сочинения:

§ на литературную тему;

§ на лингвистическую тему;

§ на тему изучаемого в школе нефилологического предмета;

§ на свободную тему.

VII. По характеру текста сочинения, созданного учеником:

1. По форме речи:

§ устное;

§ письменное.

2. По стилю и жанру речи сочинения:

§ научное и научно-популярное (рецензия, отзыв, тезисы, доклад, научное сообщение, резюме, статья и др.);

§ официально-деловое (характеристика, справка, заявление, биография, автобиография, доверенность, объявление и пр.);

§ художественное (рассказ, сценарий, басня, сказка, песня, стихотворение, юмореска и т.п.).

3. По типу речи:

§ сочинение – повествование;

§ сочинение – описание;

§ сочинение – рассуждение;

§ сочинение со смешанным типом речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.242 с.)