Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика работы над изложениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Семинар генерации идей Отвечая на вопросы преподавателя, студенты – генераторы идей – выстраивают свое видение системы работы над изложением. Ассистенты (2-3 студента) фиксируют на доске высказанные идеи с целью дальнейшего сравнения их с описанием системы работы над изложением в методическом пособии. Под руководством преподавателя студенты вырабатывают оптимальный вариант решения методической проблемы. На занятии используются материалы из книги Г.М. Шипицыной «Изложения и сочинения с заданиями и ответами» (М., 1997). План 1. Свободное изложение с лингвистическим заданием (5 класс) 1) Чтение текста «О тех, кто стоит у кормила». 2) Беседа: Какая «свобода» может быть представлена учащимся в процессе написания изложения? Сформулируйте лингвистические задания к тексту. Какие средства обучения могут использовать учитель, ученики на этапе подготовки и написания изложения? Сформулируйте лингвистические задания к тексту? В процессе изучения какой языковой темы может проводиться изложение по данному тексту? Какой должна быть система подготовки учащихся к изложению по тексту «О тех, кто стоит у кормила»? 2. Изложение-миниатюра с передачей авторского отношения к описываемому предмету (6 класс). 1) Чтение отрывка из текста Ю. Аракчеева «В стране синих махаонов». 2) Беседа: Предложите формулировки задания учащимся, нацеливающие на передачу авторского отношения к описываемому предмету. Из каких элементов должна складываться подготовка учащихся к мини-изложению? 3. Сжатое изложение с лингвистическим заданием (7 класс) 1) Чтение фрагмента «Живое в прожекторах науки» Е.Кнорре 2) Беседа: Сформулируйте лингвистическое задание к прослушанному тексту. Что вы считаете нужным сделать на этапе подготовки учащихся к изложению на базе данного текста? 4. Изложение–описание по прослушанному тексту с сохранением его микротем (8 класс) 1) Чтение текста В.Порудоменского «Жизнь и слово» 2) Беседа: Какие средства обучения целесообразно использовать в процессе работы над текстом изложения? Какую задачу вы поставите перед учащимися до чтения текста? Назовите тему и микротемы текста. Как должна строиться работа с микротемами на этапе подготовки к изложению? 5. Творческое лингвистическое изложение–рассуждение с элементами сочинения с корректировкой учителем во время письма (9 класс) 1) Чтение материала «К тайнам мысли и слова» Л. Сахарного. 2) Беседа: Какие элементы сочинения могут быть включены в текст изложения? Что собой может представлять корректировка учителя во время письма? Как учитель должен подготовить учащихся к этому виду изложения?
Приложение. Виды изложений. I. По исходному материалу для изложения: 1. По количеству источников: § по одному; § по двум; § по нескольким. 2. По объему исходного материала: § по большому; § по дозированному тексту; § изложение – миниатюра. 3. По новизне текста для изложения: § по незнакомому; § по знакомому; § по изученному на уроках; § по выученному наизусть тексту. 4.По характеру исходного материала: § по целостному произведению; § тексту- отрывку; § материалам наблюдений, опытов, по экспонатам, документам, рисункам; § по кинофильмам, телепередачам; § по тезисам; § ответам на вопросы. II. По цели проведения изложения: 1.По содержательной цели изложения: § изложение для развития речи (простое); § изложение для развития речи и проверки знаний: - с дополнительными заданиями; - с лингвистическими заданиями. 2. По формальной цели изложения: § обучающее; § контрольное. I. По условиям проведения изложения: 1. По дозированному времени § с дозировкой времени (классное); § без дозировки времени (домашнее); § с частичной дозировкой времени (классно-домашнее). 2.По наглядности, ТСО, источнику дополнительных впечатлений: § изложение с применением ТСО; § с использованием словарей, справочников, учебников; § с репродукциями картин, с портретами; § музыкальным сопровождением чтения текста; § после экскурсии в музей, театр; § после встречи с кем-либо; § с использованием подготовленных учащимися материалов (расчетов, документов, цитат, конспектов). 3.По способу восприятия исходного материала: § по прослушанному тексту; § по прочитанному учащимися тексту (вслух или про себя); § по заученному тексту; § по видимому тексту (зрительное изложение). IV. По степени самостоятельности ученика: 1.По роли учителя: § с предварительной подготовкой изложения; § с корректировкой учителем во время изложения; § самостоятельное. 2.По роли ученика: § индивидуальное авторство изложения; § групповое авторство изложения. V.По характеру текста изложения, созданного учеником: 1.По форме передачи исходного материала: § устное; § письменное. 2.По стилю и жанру речи изложения: § научное и научно-популярное (рецензия, отзыв, тезисы, доклад, научное сообщение, резюме, статья и др.); § официально-деловое (характеристика, справка, заявление, биография, автобиография, доверенность, объявление и пр.); § художественное (рассказ, сценарий, басня, сказка, песня, стихотворение, юмореска и т.п.). 3.По типу речи: § изложение– повествование; § изложение – описание; § изложение– рассуждение; § изложение со смешанным типом речи. VI. По творческому вкладу учащегося: 1.Изложение, идентичное образцу (источнику): § близкое к тексту; § полное (подробное) изложение; § выборочное; § сжатое § свободное. 2.Творческое изложение: § с преобразованием композиции текста; § с усилением аргументации главной мысли; § с преобразованием текста в иной жанр, тип, вид речи; § с изменением стиля речи. 3.Изложение с переводом текста на другой язык. 4.Изложение с элементами сочинения (дописать конец, изменить начало, продолжить текст в каком–либо ином аспекте, с введением в текст описания предмета, детализации факта, с введением собственной мысли, рассуждений). МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ Семинар–конкурс Предварительная работа студентов По результатам жеребьевки студенты должны войти в состав двух команд. 1. Познакомиться с содержанием журнальных статей по изучаемой теме. Выбрать одну из статей, продумать форму преподнесения на занятии. 2. По книге Г.М.Шипицыной «Изложение и сочинение с заданиями и ответами» рассмотреть, как организуется работа над сочинениями разных жанров (в приложении указаны виды сочинений по классам и страницы). 3. Разработать фрагмент урока-подготовки к сочинению. Вид сочинения, класс, в котором должно оно проводиться, для каждой команды определяет преподаватель.
Приложение Класс 1. Устное сочинение по аналогии с данным текстом, на основе личных наблюдений (с. 10). 2. Самостоятельное письменное сочинение с выражением чувств и переживаний ученика (с. 11). 3. Сочинение – лингвистический комментарий к случаю, описанному в тексте (с. 17). 4. Сочинение – описание по аналогии с данным текстом (с. 22). 5. Сочинение по аналогии с данным текстом на лингвистическую тему с индивидуальным заданием (с. 32). 6. Устное сочинение по аналогии с данным текстом после лингвистического анализа стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (с. 28).
Класс 1. Самостоятельное устное сочинение в жанре комментария к тексту (с. 45). 2. Сочинение на этическую тему по материалу текста в жанре послесловия (с. 47). 3. Самостоятельное сочинение по личным наблюдениям с использованием текста в качестве образца для изображения (с. 72). 4. Сочинение – описание в жанре биографического очерка (с. 80). 5. Сочинение – рассказ на тему прослушанного текста с привлечением других источников и с опорой на воображение учащегося (с. 81). 6. Сочинение – описание в жанре путевых заметок (с. 82).
Класс 1. Сочинение на социально-нравственную тему по прослушанному тексту и личным впечатлениям (с. 92). 2. Сочинение на лингвистическую тему (с. 99). 3.Сочинение–рассуждение по накопленному литературному материалу и жизненным наблюдениям, с дополнительным заданием (с. 106). 4.*Самостоятельное сочинение в научно-популярном стиле по опросам информаторов (бабушек, дедушек, родителей и т.д.), экспериментам и опытам, а также по личным наблюдениям за связью между природными явлениями и поведением человеческих объектов – растений, животных, насекомых, птиц (с. 113). 5. Сочинение на тему «Почему я люблю эту книгу?» (с. 118). 6. Сочинение на свободную тему с дополнительным заданием (с. 122).
Класс 1. Сочинение по личному опыту и материалу текста (с. 132). 2. Самостоятельное сочинение по данным тезисам в форме их развертывания и обогащения содержанием (с. 133). 3. Сочинение–размышление на нравственно–этическую тему «Человек и книга» (с. 134). 4. Сочинение–размышление на морально–этическую тему (с. 142). 5*. Сочинение по данному образцу на литературную тему с использованием сведений по психологии (с. 146). 6.Сочинение по аналогии с данным текстом в жанре критико-литературной рецензии.
План I. Проведение семинара – конкурса 1 тур. Обзор журнальных статей, в которых представлена система работы над сочинением. Команды должны творчески подойти к освещению содержания избранной статьи, приветствуются элементы драматизации, выражение личной позиции, использование наглядности, ТСО. 2 тур. Подготовка к сочинению. Инсценировка фрагмента урока. 3 тур. Рецензирование сочинений. Каждая команда получает по 2 одинаковых сочинения на тему «Стоит ли в XXI веке читать классику?»
II. Подведение итогов конкурса. Жюри в составе преподавателя и двух студентов анализирует и оценивает работу команд.
Литература 1.Волкова О.А. Учимся секретам юмористического сочинительства //РЯШ, 1996, №1. – С. 32 – 42. 2.Куренкова Г.Л. Подготовка к сочинению–описанию памятника А.С.Пушкину в Москве. //РЯШ, 1999, №3. – С. 36-40, 45. 3.Стативка В.И. Система подготовки к сочинению–описанию природы. //РЯШ, 1997, №2. – С.9-17. 4.Стативка В.И. Система подготовки учащихся 6 класса к сочинению– описанию внешности. //РЯШ, 1998, №4. – С. 18-25. 5.Сычугова Л.П. Картина – учитель – ученик. //РЯШ, 1998, №4. – С. 18-25. 6.Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
Приложение Виды сочинений I. По исходному материалу для сочинений: 1.По количеству источников: § одному; § двум; § нескольким. 2.По характеру исходного материала: § по целостному произведению; § по данному тексту; § по данному началу; § по аналогии с данным текстом; § по опорным словам, фразам; § сочинение–ответ на вопрос или на несколько вопросов; § по данным тезисам, плану, цитате; § по документам, экспонатам, рисункам; § по картине; § по кинофильму; § по теле- или радиопередаче; § по социологическим анкетам, фактам; § по опросам информантов; § по личным наблюдениям; § по произведенному впечатлению. 3. По новизне исходного материала: § по знакомому материалу; § по новому для учащихся материалу;
II. По цели проведения сочинения: 1. По содержательной цели сочинения: § простое; § с дополнительным заданием (лингвистическим, по развитию речи, по литературе, с иным дополнительным заданием). 2. По формальной цели сочинения: § обучающее; § контрольное. III. По условиям проведения сочинения: 2. По дозированности времени: § с дозировкой времени (классное); § без дозировки времени (домашнее); § с частичной дозировкой времени (классно-домашнее). 3. По наглядности, средствам обучения, источнику дополнительных впечатлений: § с применением ТСО; § с использованием текстов произведений; § с музыкальным сопровождением; § с использованием произведений живописи, скульптуры и т.п. IV. По объему готового сочинения: § развернутое; § дозированного объема; § сочинение – миниатюра (малых форм). V. По степени самостоятельности ученика: 1. По роли учителя: § с длительной предварительной подготовкой; § с подготовкой перед сочинением; § без специальной подготовки; § с корректировкой работы ученика во время письма; § без вмешательства учителя. 2. По роли ученика: § с индивидуальным авторством; § с групповым авторством. VI. По тематике сочинения: § на литературную тему; § на лингвистическую тему; § на тему изучаемого в школе нефилологического предмета; § на свободную тему. VII. По характеру текста сочинения, созданного учеником: 1. По форме речи: § устное; § письменное. 2. По стилю и жанру речи сочинения: § научное и научно-популярное (рецензия, отзыв, тезисы, доклад, научное сообщение, резюме, статья и др.); § официально-деловое (характеристика, справка, заявление, биография, автобиография, доверенность, объявление и пр.); § художественное (рассказ, сценарий, басня, сказка, песня, стихотворение, юмореска и т.п.). 3. По типу речи: § сочинение – повествование; § сочинение – описание; § сочинение – рассуждение; § сочинение со смешанным типом речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.011 с.) |