Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы реализации целей и принципов обучения русскому языку.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………..……………………..................3 Программа курса …………………………...………………………….4 Тематический план……………………………………………………...8 Практические занятия………………………………………………......10 Разработка конспекта урока по синтаксису……………………………24 Методика работы над сочинением……………………………………..34 Самостоятельная работа………………………………………………...43 Примерный перечень экзаменационных вопросов……………………44 Методическое обеспечение курса………………………………………45
Пояснительная записка Теоретико-практический курс методики преподавания русского языка входит в качестве составной части в программу методической подготовки учителя словесника. Овладение основами курса (6 семестр) - это первый этап реализации задач данной программы. Следующий этап – овладение основами курса «Методика преподавания литературы» (7 семестр) Участие в педагогической практике (8 семестр) – завершающий этап. Названные этапы способствуют формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателя литературы. Цель теоретико-практического курса: овладение основами методики преподавания русского языка как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность. Студенты должны знать: теоретические основы курса; уметь: соотносить лингвистическую, психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие процесса преподавания русского языка с методической составляющей на теоретическом и практическом уровнях; приобрести практический навык: разработки конспекта урока русского языка Курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, дидактики, современного русского языка, общего и русского языкознания), а также на исторической основе. Учебная и методическая концепции курса оформляются с учетом требований, предъявляемых к выпускнику по специальности "Филолог. Преподаватель". В связи с этим рассматриваются основания не только методики средней школы, но частично и высшей.
Программа курса
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
Задачи, структура и содержание учебного курса (основные его разделы). Роль методического наследства для современной теории и практики преподавания русского языка. Характеристика методических взглядов крупнейших лингвистов и методистов прошлого. Методы научного исследования. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Русский язык как цель и средство обучения, как основа гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания учащихся, формирования языковой личности. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Развивающее обучение: научные основы и пути его реализации в системе преподавания русского языка. Технологии проблемного и программированного обучения: сущность, содержание, пути реализации в обучении русскому языку. Алгоритмизированное и компьютерное обучение. Коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию русского языка. Технология обучения русскому языку на основе обобщений. Модульное и дифференцированное обучение. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Учебники и учебные комплексы как основное средство обучения. Теория учебника русского языка. Действующие и экспериментальные учебники, их особенности: принципы построения, структура и содержание, методический аппарат. Дидактический материал учебников. Альтернативные учебники и учебные пособия, их положительные и отрицательные особенности. Критический анализ альтернативных средств обучения. Средства наглядности и моделирования. Их классификация и методика применения. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Урок русского языка как основная форма обучения. Основные требования к современному уроку русского языка. Типы уроков по цели, структуре, содержанию, по их месту в общей системе занятий. Структурные элементы традиционного урока и методика их проведения. ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ НАУКИ О ЯЗЫКЕ Новое в преподавании школьного курса русского языка. Методика фонетики. Цели и задачи изучения. Структура и содержание школьного курса фонетики. Содержание работы в начальной школе и в основной. Связь фонетики с другими разделами языка. Фонематический подход к обучению орфографии (сильная и слабая позиции). Виды упражнений. Фонетический разбор. Развитие письменной речи. Методика проведения изложений и сочинений. Взаимосвязи в работе над изложениями и сочинениями. Проверка изложений и сочинений. Анализ и классификация ошибок. Предупреждение ошибок в содержании и речевом оформлении творческих работ. Развитие устной речи. Виды и формы устной речи. Методы и средства развития устной речи учащихся. Ошибки в устной речи и их предупреждение. Новые аспекты в работе по развитию устной и письменной речи в современной школе. Действующие и альтернативные программы изучения русского языка на завершающем этапе обучения. Учебники для 10-11 классов (первые опыты их создания). Методы и приемы формирования лингвистической и коммуникативной компетенции. Развитие и совершенствование навыков грамотного письма старшеклассников. Повышение научного уровня подготовки по русскому языку отдельных учащихся в условиях обычного и дифференцированного обучения. Программы и учебники углубленного курса русского языка. Особенности методики и технологии современного урока в системе углубленного изучения материала. Внеклассная работа. Взаимосвязь внеклассной работы с классной. Принципы, виды и формы внеклассной работы. Содержание внеклассной работы в среднем и старшем звене обучения СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Тематический план
Практические занятия
ОБУЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. Класс 1. Устное сочинение по аналогии с данным текстом, на основе личных наблюдений (с. 10). 2. Самостоятельное письменное сочинение с выражением чувств и переживаний ученика (с. 11). 3. Сочинение – лингвистический комментарий к случаю, описанному в тексте (с. 17). 4. Сочинение – описание по аналогии с данным текстом (с. 22). 5. Сочинение по аналогии с данным текстом на лингвистическую тему с индивидуальным заданием (с. 32). 6. Устное сочинение по аналогии с данным текстом после лингвистического анализа стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (с. 28).
Класс 1. Самостоятельное устное сочинение в жанре комментария к тексту (с. 45). 2. Сочинение на этическую тему по материалу текста в жанре послесловия (с. 47). 3. Самостоятельное сочинение по личным наблюдениям с использованием текста в качестве образца для изображения (с. 72). 4. Сочинение – описание в жанре биографического очерка (с. 80). 5. Сочинение – рассказ на тему прослушанного текста с привлечением других источников и с опорой на воображение учащегося (с. 81). 6. Сочинение – описание в жанре путевых заметок (с. 82).
Класс 1. Сочинение на социально-нравственную тему по прослушанному тексту и личным впечатлениям (с. 92). 2. Сочинение на лингвистическую тему (с. 99). 3.Сочинение–рассуждение по накопленному литературному материалу и жизненным наблюдениям, с дополнительным заданием (с. 106). 4.*Самостоятельное сочинение в научно-популярном стиле по опросам информаторов (бабушек, дедушек, родителей и т.д.), экспериментам и опытам, а также по личным наблюдениям за связью между природными явлениями и поведением человеческих объектов – растений, животных, насекомых, птиц (с. 113). 5. Сочинение на тему «Почему я люблю эту книгу?» (с. 118). 6. Сочинение на свободную тему с дополнительным заданием (с. 122).
Класс 1. Сочинение по личному опыту и материалу текста (с. 132). 2. Самостоятельное сочинение по данным тезисам в форме их развертывания и обогащения содержанием (с. 133). 3. Сочинение–размышление на нравственно–этическую тему «Человек и книга» (с. 134). 4. Сочинение–размышление на морально–этическую тему (с. 142). 5*. Сочинение по данному образцу на литературную тему с использованием сведений по психологии (с. 146). 6.Сочинение по аналогии с данным текстом в жанре критико-литературной рецензии.
План I. Проведение семинара – конкурса 1 тур. Обзор журнальных статей, в которых представлена система работы над сочинением. Команды должны творчески подойти к освещению содержания избранной статьи, приветствуются элементы драматизации, выражение личной позиции, использование наглядности, ТСО. 2 тур. Подготовка к сочинению. Инсценировка фрагмента урока. 3 тур. Рецензирование сочинений. Каждая команда получает по 2 одинаковых сочинения на тему «Стоит ли в XXI веке читать классику?»
II. Подведение итогов конкурса. Жюри в составе преподавателя и двух студентов анализирует и оценивает работу команд.
Литература 1.Волкова О.А. Учимся секретам юмористического сочинительства //РЯШ, 1996, №1. – С. 32 – 42. 2.Куренкова Г.Л. Подготовка к сочинению–описанию памятника А.С.Пушкину в Москве. //РЯШ, 1999, №3. – С. 36-40, 45. 3.Стативка В.И. Система подготовки к сочинению–описанию природы. //РЯШ, 1997, №2. – С.9-17. 4.Стативка В.И. Система подготовки учащихся 6 класса к сочинению– описанию внешности. //РЯШ, 1998, №4. – С. 18-25. 5.Сычугова Л.П. Картина – учитель – ученик. //РЯШ, 1998, №4. – С. 18-25. 6.Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
Приложение Виды сочинений I. По исходному материалу для сочинений: 1.По количеству источников: § одному; § двум; § нескольким. 2.По характеру исходного материала: § по целостному произведению; § по данному тексту; § по данному началу; § по аналогии с данным текстом; § по опорным словам, фразам; § сочинение–ответ на вопрос или на несколько вопросов; § по данным тезисам, плану, цитате; § по документам, экспонатам, рисункам; § по картине; § по кинофильму; § по теле- или радиопередаче; § по социологическим анкетам, фактам; § по опросам информантов; § по личным наблюдениям; § по произведенному впечатлению. 3. По новизне исходного материала: § по знакомому материалу; § по новому для учащихся материалу;
II. По цели проведения сочинения: 1. По содержательной цели сочинения: § простое; § с дополнительным заданием (лингвистическим, по развитию речи, по литературе, с иным дополнительным заданием). 2. По формальной цели сочинения: § обучающее; § контрольное. III. По условиям проведения сочинения: 2. По дозированности времени: § с дозировкой времени (классное); § без дозировки времени (домашнее); § с частичной дозировкой времени (классно-домашнее). 3. По наглядности, средствам обучения, источнику дополнительных впечатлений: § с применением ТСО; § с использованием текстов произведений; § с музыкальным сопровождением; § с использованием произведений живописи, скульптуры и т.п. IV. По объему готового сочинения: § развернутое; § дозированного объема; § сочинение – миниатюра (малых форм). V. По степени самостоятельности ученика: 1. По роли учителя: § с длительной предварительной подготовкой; § с подготовкой перед сочинением; § без специальной подготовки; § с корректировкой работы ученика во время письма; § без вмешательства учителя. 2. По роли ученика: § с индивидуальным авторством; § с групповым авторством. VI. По тематике сочинения: § на литературную тему; § на лингвистическую тему; § на тему изучаемого в школе нефилологического предмета; § на свободную тему. VII. По характеру текста сочинения, созданного учеником: 1. По форме речи: § устное; § письменное. 2. По стилю и жанру речи сочинения: § научное и научно-популярное (рецензия, отзыв, тезисы, доклад, научное сообщение, резюме, статья и др.); § официально-деловое (характеристика, справка, заявление, биография, автобиография, доверенность, объявление и пр.); § художественное (рассказ, сценарий, басня, сказка, песня, стихотворение, юмореска и т.п.). 3. По типу речи: § сочинение – повествование; § сочинение – описание; § сочинение – рассуждение; § сочинение со смешанным типом речи.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Разработать конспект урока по фонетике 2. Разработать конспект урока по лексике. 3. Разработать конспект урока по морфемике или словообразованию. 4. Разработать конспект урока по морфологии. 5. Разработать конспект урока по синтаксису. 6. Разработать конспект урока по орфографии. 7. Разработать конспект урока по пунктуации. 8. Разработать конспект нетрадиционного урока русского языка 9. Изготовить макеты наглядности по русскому языку и разработать систему заданий с использованием данной наглядности. 10. Разработать проект оформления кабинета русского языка. 11. Посетить уроки русского языка в школе, подготовить анализы посещенных уроков. 12. Подготовить аннотированный список «Моя методическая библиотечка» 13. Разработать конспекты уроков РР 14. Изучить опыт работы методического объединения учителей русского языка и литературы одной из школ г.Нефтекамска. Подготовить сообщение «Работа МО учителей русского языка и литературы СОШ № … г.Нефтекамска.» 15. Изучение методической литературы. 16. Подготовка и защита реферата. 17. Анализ одного из учебников русского языка.
Примерный перечень ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ 1. Объект, предмет, задачи и основные понятия методики преподавания русского языка. 2. Методы исследования в методике преподавания русского языка. 3. Общедидактические принципы обучения. Принципы МПРЯ. 4. Связь МПРЯ с другими науками. 5. Роль русского языка в системе общего образования. Цели и задачи обучения русскому языку на современном этапе. 6. Структура и содержание курса русского языка в средней школе. 7. Действующие УМК по русскому языку. Общая характеристика. 8. Учебник – ведущее средство обучения. Функции учебника. Структура учебника по русскому языку. 9. Учебные пособия, дополняющие учебник. 10. Понятие метода в дидактике и методике. Классификация методов обучения. Теоретические методы изучения языка. Теоретико-практические методы изучения языка и обучения речи. Практические методы изучения языка и обучения речи. 11. Урок – ведущая форма обучения. Типы уроков русского языка. Структурные компоненты уроков русского языка. 12. Анализ урока русского языка. 13. Методика обучения фонетике и орфоэпии. 14. Методика обучения лексике и фразеологии 15. Методика обучения морфемике и словообразованию 16. Методика обучения морфологии. 17. Методика обучения синтаксису. 18. Методика обучения орфографии 19. Методика обучения пунктуации 20. Методика обучения стилистике и культуре речи. 21. Развитие речи – самостоятельный раздел МПРЯ. Виды речевой деятельности. Цель и задачи развития связной речи. 22. Принципы методики развития связной речи. 23. Речеведческие понятия, изучаемые в школе. 24. Развитие связной устной речи. 25. Развитие связной письменной речи.
Литература Учебники и учебные пособия. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб.пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2006 Методика преподавания русского языка: Учебное пособие / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; Под ред М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие – М.: Просвещение, 1988. Титов В.А. Методика преподаваниярусского языка: Конспект лекций. – М.: Приор-издат., 2005. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. – М.: Высшая школа, 2003. УМК по русскому языку / Научный редактор – Н.М.Шанский: Программа. Русский язык. 5-9 класс; Учебники для 5-7 классов. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.; Учебники для 8-9 классов. Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.; Поклассные методические рекомендации. УМК по русскому языку под ред. В.В.Бабайцевой: Программа 5-9 классы; Учебники: Бабайцева В.В и др. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов; Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебные пособия для 5-9 классов / Сост. А.Ю.Купалова и др.; Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 классы; Поклассные методические рекомендации УМК по русскому языку под ред. М.Н.Разумовской и П.А.Леканта: Учебники для 5-9 классов; Поклассные методические рекомендации. Каримова А.С. Методика преподавания русского (родного) языка: Методические указания для студентов филологического факультета. – Нефтекамск: РИО БашГУ, 2003. Дополнительная литература Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М., 1988. Текучев А.В.. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. – М.: ВЛАДОС, 2001. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984. Васильева В.В. и др. Современный открытый урок русского языка. 5 класс. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. Богданова Г.А. Виды и формы опроса на уроках русского языка. – М., 1989. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986 Синичкина Н.Е., Зинкевич Е.Р. Практическая методика русского языка: Учебное пособие по курсу «Теория и методика обучения русскому языку». – СПб.: Наука, 2005. СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………..……………………..................3 Программа курса …………………………...………………………….4 Тематический план……………………………………………………...8 Практические занятия………………………………………………......10 Разработка конспекта урока по синтаксису……………………………24 Методика работы над сочинением……………………………………..34 Самостоятельная работа………………………………………………...43 Примерный перечень экзаменационных вопросов……………………44 Методическое обеспечение курса………………………………………45
Пояснительная записка Теоретико-практический курс методики преподавания русского языка входит в качестве составной части в программу методической подготовки учителя словесника. Овладение основами курса (6 семестр) - это первый этап реализации задач данной программы. Следующий этап – овладение основами курса «Методика преподавания литературы» (7 семестр) Участие в педагогической практике (8 семестр) – завершающий этап. Названные этапы способствуют формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателя литературы. Цель теоретико-практического курса: овладение основами методики преподавания русского языка как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность. Студенты должны знать: теоретические основы курса; уметь: соотносить лингвистическую, психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие процесса преподавания русского языка с методической составляющей на теоретическом и практическом уровнях; приобрести практический навык: разработки конспекта урока русского языка Курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, дидактики, современного русского языка, общего и русского языкознания), а также на исторической основе. Учебная и методическая концепции курса оформляются с учетом требований, предъявляемых к выпускнику по специальности "Филолог. Преподаватель". В связи с этим рассматриваются основания не только методики средней школы, но частично и высшей.
Программа курса
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
Задачи, структура и содержание учебного курса (основные его разделы). Роль методического наследства для современной теории и практики преподавания русского языка. Характеристика методических взглядов крупнейших лингвистов и методистов прошлого. Методы научного исследования. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Русский язык как цель и средство обучения, как основа гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания учащихся, формирования языковой личности. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Развивающее обучение: научные основы и пути его реализации в системе преподавания русского языка. Технологии проблемного и программированного обучения: сущность, содержание, пути реализации в обучении русскому языку. Алгоритмизированное и компьютерное обучение. Коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию русского языка. Технология обучения русскому языку на основе обобщений. Модульное и дифференцированное обучение. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Учебники и учебные комплексы как основное средство обучения. Теория учебника русского языка. Действующие и экспериментальные учебники, их особенности: принципы построения, структура и содержание, методический аппарат. Дидактический материал учебников. Альтернативные учебники и учебные пособия, их положительные и отрицательные особенности. Критический анализ альтернативных средств обучения. Средства наглядности и моделирования. Их классификация и методика применения. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Урок русского языка как основная форма обучения. Основные требования к современному уроку русского языка. Типы уроков по цели, структуре, содержанию, по их месту в общей системе занятий. Структурные элементы традиционного урока и методика их проведения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.0.127 (0.014 с.) |