Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы реализации целей и принципов обучения русскому языку.

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка………………..……………………..................3

Программа курса …………………………...………………………….4

Тематический план……………………………………………………...8

Практические занятия………………………………………………......10

Разработка конспекта урока по синтаксису……………………………24

Методика работы над сочинением……………………………………..34

Самостоятельная работа………………………………………………...43

Примерный перечень экзаменационных вопросов……………………44

Методическое обеспечение курса………………………………………45

 


Пояснительная записка

Теоретико-практический курс методики преподавания русского языка входит в качестве составной части в программу методической подготовки учителя словесника. Овладение основами курса (6 семестр) - это первый этап реализации задач данной программы. Следующий этап – овладение основами курса «Методика преподавания литературы» (7 семестр) Участие в педагогической практике (8 семестр) – завершающий этап.

Названные этапы способствуют формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателя литературы.

Цель теоретико-практического курса: овладение основами методики преподавания русского языка как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность.

Студенты должны

знать: теоретические основы курса;

уметь: соотносить лингвистическую, психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие процесса преподавания русского языка с методической составляющей на теоретическом и практическом уровнях;

приобрести практический навык: разработки конспекта урока русского языка

Курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, дидактики, современного русского языка, общего и русского языкознания), а также на исторической основе. Учебная и методическая концепции курса оформляются с учетом требований, предъявляемых к выпускнику по специальности "Филолог. Преподаватель". В связи с этим рассматриваются основания не только методики средней школы, но частично и высшей.

 

Программа курса

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

 

Задачи, структура и содержание учебного курса (основные его разделы).
Связь методики русского языка с другими областями научных знаний (лингвистикой, педагогикой, психологией и психолингвистикой, теорией деятельности (в том числе и речевой), с методикой начальной школы, с другими частными методиками). Сущность понятий "методика" и "технология", "методическая система".

Роль методического наследства для современной теории и практики преподавания русского языка. Характеристика методических взглядов крупнейших лингвистов и методистов прошлого. Методы научного исследования.

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Русский язык как цель и средство обучения, как основа гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания учащихся, формирования языковой личности.
Структура и содержание школьного курса. Понятия и термины. Правила и определения. Виды умений и навыков по русскому языку. Межпредметные связи и пути их реализации в системе преподавания русского языка.
Сущность понятия "языковая система" в изучении школьного курса. Реализация широкого филологического подхода к преподаванию русского языка.
Русский язык как государственный и как родной, как часть образовательной области "Филология".

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ


Общедидактические и собственно методические принципы, пути реализации их в современной методике русского языка.
Творческое развитие традиционных принципов обучения. Проявление новых принципов, сформулированных в современных концепциях обучения (в теориях программированного проблемного и дифференцированного обучения, в системе обучения на основе обобщений).
Разные подходы к выделению собственно методических принципов. Нерешенность этой проблемы в методике преподавания русского языка

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Сущность понятий "метод" и "прием". Обусловленность выбора методов обучения. Методы обучения в свете теории проблемного обучения. Классификация методов, усиление их воспитательной и развивающей функций. Активизация методов обучения в системе урока. Перспективы развития и совершенствования методов обучения.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Развивающее обучение: научные основы и пути его реализации в системе преподавания русского языка. Технологии проблемного и программированного обучения: сущность, содержание, пути реализации в обучении русскому языку.

Алгоритмизированное и компьютерное обучение. Коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию русского языка. Технология обучения русскому языку на основе обобщений. Модульное и дифференцированное обучение.
Нейролингвистическое программирование в преподавании русского языка. Здоровьесберегающие факторы в обучении русскому языку. Перспективы развития, совершенствования и дальнейшей конкретизации технологий в применении к обучению русскому языку в современной школе. Преемственность современных образовательных технологий в начальной и в основной школе.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебники и учебные комплексы как основное средство обучения. Теория учебника русского языка. Действующие и экспериментальные учебники, их особенности: принципы построения, структура и содержание, методический аппарат. Дидактический материал учебников. Альтернативные учебники и учебные пособия, их положительные и отрицательные особенности. Критический анализ альтернативных средств обучения. Средства наглядности и моделирования. Их классификация и методика применения.
Технические средства. Тетради с печатной основой (рабочие тетради). Раздаточный материал. Средства осуществления обратной связи (перфокарты, перфопапки, сигнальные карточки и др.). Новые тенденции в развитии проблемы наглядности в обучении

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Урок русского языка как основная форма обучения. Основные требования к современному уроку русского языка. Типы уроков по цели, структуре, содержанию, по их месту в общей системе занятий. Структурные элементы традиционного урока и методика их проведения.
Опрос на уроках русского языка: его задачи, функции, виды. Использвание компьютерной техники при опросе. Методика проверки домашних заданий.
Объяснение нового материала: сочетание методов традиционного, проблемного и программированного обучения при объяснении нового материала. Формирование рациональных способов применения знаний. Методика работы над правилом и определением. Индукция и дедукция при объяснении.
Домашние задания: их виды, способы дифференциации и индивидуализации. Способы учета знаний учащихся. Программированные задания и познавательные задачи как средство дифференциации обучения русскому языку в системе домашних заданий. Нетрадиционные типы и формы уроков. Истоки их появления и перспективы развития, отражение в них изменений, происходящих в обществе, образовании, в ценностных ориентациях современного ученика. Вузовские формы уроков: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы, уроки-консультации. Структура, содержание, методика проведения каждого вида уроков. Блочная система преподавания как средство достижения системности знаний, экономии времени и психологической разгрузки учащихся: урок-блок, урок-обобщение, урок-обзорная лекция, урок-конференция. Игровые формы уроков: урок-игра (ролевая, дидактическая), урок-сказка, урок-путешествие, урок-пресс-конференция, урок-театрализованное представление, урок-соревнование. Структура, содержание, методика проведения игровых уроков. Уроки творчества: урок-изобретательства, урок-творческий отчет, комплексно-творческий урок, урок-смотр знаний. Методика проведения уроков. Содержание работы по развитию творческих способностей учащихся в системе уроков. Творческие приемы обучения на уроке: приемы воздействия на эмоциональную сферу учащихся, нетрадиционный опрос как средство снятия стрессовой нагрузки на учащихся на этапах контроля и учета знаний.
Интересные педагогические находки в системе уроков и их влияние на качество знаний, умственное развитие и на психологическое состояние учащихся.
Перспективы развития концепции урока 21 века. Взгляд в будущее.
Специфика уроков русского языка в школах повышенного типа (в гимназиях, лицеях, колледжах). Уроки углубленного изучения русского языка. Уроки погружения, их специфика и методика проведения.
Подготовка учителя к уроку, ее основные этапы.
Планирование учебного материала по русскому языку. Виды планирования. Методика составления тематического и поурочного плана.
Анализ урока русского языка.
Виды анализа, способы фиксации наблюдений за работой учителя. Критерии анализа урока.

ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ НАУКИ О ЯЗЫКЕ Новое в преподавании школьного курса русского языка. Методика фонетики. Цели и задачи изучения. Структура и содержание школьного курса фонетики. Содержание работы в начальной школе и в основной. Связь фонетики с другими разделами языка. Фонематический подход к обучению орфографии (сильная и слабая позиции). Виды упражнений. Фонетический разбор.
Методика лексики и фразеологии. Задачи изучения, структура и содержание раздела, методы и приемы изучения лексических понятий. Типология упражнений по лексике и фразеологии. Лексический разбор.
Методика грамматики. Место и значение грамматики в школьном курсе русского языка. Общие проблемы методики грамматики: структура и содержание школьного курса, основные принципы, методы и приемы преподавания грамматики. Методика изучения правил и определений. Виды языкового разбора как метода обучения русскому языку. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса. Понятие «языковая система».
Методика морфологии. Структура и содержание раздела. Методы и приемы формирования понятий: «части речи» и «грамматические признаки» на уроках морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе. Виды упражнений. Морфологический разбор.
Методика синтаксиса. Структура и содержание раздела. Методы и приемы преподавания синтаксиса. Словосочетание, предложение и текст как единицы синтаксиса. Наглядность и моделирование в обучении синтаксису. Виды упражнений. Синтаксический разбор в школе и в вузе.
Методика орфографии. Цели изучения и содержание работы в средних и старших классах. Принципы русской орфографии. Природа орфографического навыка и психологические основы его формирования. Соотношение элементов сознательного и механического в овладении орфографическими навыками. Обучение орфографии на морфологической и фонемной основах. Наглядность и моделирование при обучении орфографии. Работа над орфографическим правилом в условиях развивающего обучения. Связь обучения орфографии с изучением грамматики и с развитием речи учащихся. Виды упражнений. Орфографический разбор. Работа над ошибками и пути их предупреждения.
Методика пунктуации. Цели изучения и содержание работы в различных классах. Принципы русской пунктуации. Природа пунктуационных навыков, психологические основы их формирования. Работа над пунктуационными правилами. Средства наглядности и моделирования при обучении пунктуации. Связь обучения пунктуации с развитием речи учащихся. Виды упражнений. Пунктуационный разбор. Работа над ошибками и пути их предупреждения.
Развитие речи. Развитие речи как психолого-педагогическая проблема. Овладение нормами литературного языка, обогащение речи учащихся (словарного запаса, грамматического строя). Обучение различным видам речевой деятельности. Взаимосвязь развития речи с культурой речи, стилистикой и риторикой. Проблемы преемственности в работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы, между начальной и средней школой, между 5-9 и 10-11 классами.
Развитие связной речи. Теоретические основы развития речи, освещение их в трудах ученых-психологов и методистов. Овладение учащимися коммуникативной компетенцией.

Развитие письменной речи. Методика проведения изложений и сочинений. Взаимосвязи в работе над изложениями и сочинениями. Проверка изложений и сочинений. Анализ и классификация ошибок. Предупреждение ошибок в содержании и речевом оформлении творческих работ.

Развитие устной речи. Виды и формы устной речи. Методы и средства развития устной речи учащихся. Ошибки в устной речи и их предупреждение. Новые аспекты в работе по развитию устной и письменной речи в современной школе.
РУССКИЙ ЯЗЫК В 10-11 КЛАССАХ

Действующие и альтернативные программы изучения русского языка на завершающем этапе обучения. Учебники для 10-11 классов (первые опыты их создания). Методы и приемы формирования лингвистической и коммуникативной компетенции. Развитие и совершенствование навыков грамотного письма старшеклассников.
УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Повышение научного уровня подготовки по русскому языку отдельных учащихся в условиях обычного и дифференцированного обучения. Программы и учебники углубленного курса русского языка. Особенности методики и технологии современного урока в системе углубленного изучения материала.
Факультативные занятия. Тематика и содержание программ современных факультативов. Особенности проведения занятий при углубленном изучении языка и в системе факультативов.

Внеклассная работа. Взаимосвязь внеклассной работы с классной. Принципы, виды и формы внеклассной работы. Содержание внеклассной работы в среднем и старшем звене обучения

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Личность современного учителя-словесника сегодня и завтра. Требования к его научно-методической и общекультурной подготовке. Проблемы развития творческого потенциала учителя начала нового тысячелетия.

 

Тематический план

 

№ п/п Наименование тем Форма занятия К-во часов СРС
  Методика преподавания русского языка как наука ЛК    
  Цели обучения русскому языку в современной школе. Принципы и методы обучения русскому языку. ЛК    
  Способы реализации целей и принципов обучения русскому языку. Использование различных методов в процессе обучения русскому языку ПЗ    
  Содержание обучения и структура школьного курса русского языка ЛК    
  Средства обучения русскому языку ЛК    
  Анализ действующих УМК по русскому языку ПЗ    
  Методика использования наглядности и ТСО в процессе изучения русского языка ПЗ    
  Организация учебного процесса по русскому языку в школе ЛК    
  Обучение планированию учебного материала. Методика разработки конспекта урока русского языка ПЗ    
  Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка ПЗ    
  Методика преподавания основных разделов курса русского языка (фонетики, лексики, грамматики) ЛК    
  Обучение составлению конспектов урока, посвященных изучению: - фонетики; - лексики; -морфологии; - синтаксиса. ПЗ    
  Методика изучения орфографии ЛК    
  Особенности орфографической работы в процессе изучения русского языка в средней школе. Анализ фрагментов уроков ПЗ    
  Методика изучения пунктуации ЛК    
  Обучение составлению конспекта урока по пунктуации ПЗ    
  Методика работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка ЛК    
  Приемы развития устной речи учащихся на уроках русского языка. Специфика словарной работы на уроках русского языка. ПЗ    
  Приемы развития письменной речи учащихся на уроках русского языка. Методика работы над изложением Методика работы над сочинением ПЗ    
  Системы контроля за усвоением знаний по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка ЛК    
  Методика анализа урока русского языка ЛК    
  Обучение технике анализа урока русского языка ПЗ    
  Факультативные занятия и внеклассная работа по русскому языку ЛК    
  Методическая работа учителей – словесников в школе ЛК    
  Школьный кабинет русского языка ПЗ    
  Подведение итогов изучения курса «Методика преподавания русского языка в школе» ПЗ    
  Посещение уроков в школе. Анализ посещенных уроков ЛЗ    
  Итого: ЛК ПЗ СРС    

 

Практические занятия

 

ОБУЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Класс

1. Устное сочинение по аналогии с данным текстом, на основе личных наблюдений (с. 10).

2. Самостоятельное письменное сочинение с выражением чувств и переживаний ученика (с. 11).

3. Сочинение – лингвистический комментарий к случаю, описанному в тексте (с. 17).

4. Сочинение – описание по аналогии с данным текстом (с. 22).

5. Сочинение по аналогии с данным текстом на лингвистическую тему с индивидуальным заданием (с. 32).

6. Устное сочинение по аналогии с данным текстом после лингвистического анализа стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (с. 28).

 

Класс

1. Самостоятельное устное сочинение в жанре комментария к тексту (с. 45).

2. Сочинение на этическую тему по материалу текста в жанре послесловия (с. 47).

3. Самостоятельное сочинение по личным наблюдениям с использованием текста в качестве образца для изображения (с. 72).

4. Сочинение – описание в жанре биографического очерка (с. 80).

5. Сочинение – рассказ на тему прослушанного текста с привлечением других источников и с опорой на воображение учащегося (с. 81).

6. Сочинение – описание в жанре путевых заметок (с. 82).

 

Класс

1. Сочинение на социально-нравственную тему по прослушанному тексту и личным впечатлениям (с. 92).

2. Сочинение на лингвистическую тему (с. 99).

3.Сочинение–рассуждение по накопленному литературному материалу и жизненным наблюдениям, с дополнительным заданием (с. 106).

4.*Самостоятельное сочинение в научно-популярном стиле по опросам информаторов (бабушек, дедушек, родителей и т.д.), экспериментам и опытам, а также по личным наблюдениям за связью между природными явлениями и поведением человеческих объектов – растений, животных, насекомых, птиц (с. 113).

5. Сочинение на тему «Почему я люблю эту книгу?» (с. 118).

6. Сочинение на свободную тему с дополнительным заданием (с. 122).

 

Класс

1. Сочинение по личному опыту и материалу текста (с. 132).

2. Самостоятельное сочинение по данным тезисам в форме их развертывания и обогащения содержанием (с. 133).

3. Сочинение–размышление на нравственно–этическую тему «Человек и книга» (с. 134).

4. Сочинение–размышление на морально–этическую тему (с. 142).

5*. Сочинение по данному образцу на литературную тему с использованием сведений по психологии (с. 146).

6.Сочинение по аналогии с данным текстом в жанре критико-литературной рецензии.

 

План

I. Проведение семинара – конкурса

1 тур. Обзор журнальных статей, в которых представлена система работы над сочинением.

Команды должны творчески подойти к освещению содержания избранной статьи, приветствуются элементы драматизации, выражение личной позиции, использование наглядности, ТСО.

2 тур. Подготовка к сочинению. Инсценировка фрагмента урока.

3 тур. Рецензирование сочинений.

Каждая команда получает по 2 одинаковых сочинения на тему «Стоит ли в XXI веке читать классику?»

 

II. Подведение итогов конкурса.

Жюри в составе преподавателя и двух студентов анализирует и оценивает работу команд.

 

Литература

1.Волкова О.А. Учимся секретам юмористического сочинительства //РЯШ, 1996, №1. – С. 32 – 42.

2.Куренкова Г.Л. Подготовка к сочинению–описанию памятника А.С.Пушкину в Москве. //РЯШ, 1999, №3. – С. 36-40, 45.

3.Стативка В.И. Система подготовки к сочинению–описанию природы. //РЯШ, 1997, №2. – С.9-17.

4.Стативка В.И. Система подготовки учащихся 6 класса к сочинению– описанию внешности. //РЯШ, 1998, №4. – С. 18-25.

5.Сычугова Л.П. Картина – учитель – ученик. //РЯШ, 1998, №4. – С. 18-25.

6.Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997.

 

Приложение

Виды сочинений

I. По исходному материалу для сочинений:

1.По количеству источников:

§ одному;

§ двум;

§ нескольким.

2.По характеру исходного материала:

§ по целостному произведению;

§ по данному тексту;

§ по данному началу;

§ по аналогии с данным текстом;

§ по опорным словам, фразам;

§ сочинение–ответ на вопрос или на несколько вопросов;

§ по данным тезисам, плану, цитате;

§ по документам, экспонатам, рисункам;

§ по картине;

§ по кинофильму;

§ по теле- или радиопередаче;

§ по социологическим анкетам, фактам;

§ по опросам информантов;

§ по личным наблюдениям;

§ по произведенному впечатлению.

3. По новизне исходного материала:

§ по знакомому материалу;

§ по новому для учащихся материалу;

 

II. По цели проведения сочинения:

1. По содержательной цели сочинения:

§ простое;

§ с дополнительным заданием (лингвистическим, по развитию речи, по литературе, с иным дополнительным заданием).

2. По формальной цели сочинения:

§ обучающее;

§ контрольное.

III. По условиям проведения сочинения:

2. По дозированности времени:

§ с дозировкой времени (классное);

§ без дозировки времени (домашнее);

§ с частичной дозировкой времени (классно-домашнее).

3. По наглядности, средствам обучения, источнику дополнительных впечатлений:

§ с применением ТСО;

§ с использованием текстов произведений;

§ с музыкальным сопровождением;

§ с использованием произведений живописи, скульптуры и т.п.

IV. По объему готового сочинения:

§ развернутое;

§ дозированного объема;

§ сочинение – миниатюра (малых форм).

V. По степени самостоятельности ученика:

1. По роли учителя:

§ с длительной предварительной подготовкой;

§ с подготовкой перед сочинением;

§ без специальной подготовки;

§ с корректировкой работы ученика во время письма;

§ без вмешательства учителя.

2. По роли ученика:

§ с индивидуальным авторством;

§ с групповым авторством.

VI. По тематике сочинения:

§ на литературную тему;

§ на лингвистическую тему;

§ на тему изучаемого в школе нефилологического предмета;

§ на свободную тему.

VII. По характеру текста сочинения, созданного учеником:

1. По форме речи:

§ устное;

§ письменное.

2. По стилю и жанру речи сочинения:

§ научное и научно-популярное (рецензия, отзыв, тезисы, доклад, научное сообщение, резюме, статья и др.);

§ официально-деловое (характеристика, справка, заявление, биография, автобиография, доверенность, объявление и пр.);

§ художественное (рассказ, сценарий, басня, сказка, песня, стихотворение, юмореска и т.п.).

3. По типу речи:

§ сочинение – повествование;

§ сочинение – описание;

§ сочинение – рассуждение;

§ сочинение со смешанным типом речи.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Разработать конспект урока по фонетике

2. Разработать конспект урока по лексике.

3. Разработать конспект урока по морфемике или словообразованию.

4. Разработать конспект урока по морфологии.

5. Разработать конспект урока по синтаксису.

6. Разработать конспект урока по орфографии.

7. Разработать конспект урока по пунктуации.

8. Разработать конспект нетрадиционного урока русского языка

9. Изготовить макеты наглядности по русскому языку и разработать систему заданий с использованием данной наглядности.

10. Разработать проект оформления кабинета русского языка.

11. Посетить уроки русского языка в школе, подготовить анализы посещенных уроков.

12. Подготовить аннотированный список «Моя методическая библиотечка»

13. Разработать конспекты уроков РР

14. Изучить опыт работы методического объединения учителей русского языка и литературы одной из школ г.Нефтекамска. Подготовить сообщение «Работа МО учителей русского языка и литературы СОШ № … г.Нефтекамска.»

15. Изучение методической литературы.

16. Подготовка и защита реферата.

17. Анализ одного из учебников русского языка.

 

Примерный перечень ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

1. Объект, предмет, задачи и основные понятия методики преподавания русского языка.

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка.

3. Общедидактические принципы обучения. Принципы МПРЯ.

4. Связь МПРЯ с другими науками.

5. Роль русского языка в системе общего образования. Цели и задачи обучения русскому языку на современном этапе.

6. Структура и содержание курса русского языка в средней школе.

7. Действующие УМК по русскому языку. Общая характеристика.

8. Учебник – ведущее средство обучения. Функции учебника. Структура учебника по русскому языку.

9. Учебные пособия, дополняющие учебник.

10. Понятие метода в дидактике и методике. Классификация методов обучения. Теоретические методы изучения языка. Теоретико-практические методы изучения языка и обучения речи. Практические методы изучения языка и обучения речи.

11. Урок – ведущая форма обучения. Типы уроков русского языка. Структурные компоненты уроков русского языка.

12. Анализ урока русского языка.

13. Методика обучения фонетике и орфоэпии.

14. Методика обучения лексике и фразеологии

15. Методика обучения морфемике и словообразованию

16. Методика обучения морфологии.

17. Методика обучения синтаксису.

18. Методика обучения орфографии

19. Методика обучения пунктуации

20. Методика обучения стилистике и культуре речи.

21. Развитие речи – самостоятельный раздел МПРЯ. Виды речевой деятельности. Цель и задачи развития связной речи.

22. Принципы методики развития связной речи.

23. Речеведческие понятия, изучаемые в школе.

24. Развитие связной устной речи.

25. Развитие связной письменной речи.

 

Литература

Учебники и учебные пособия.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб.пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2006

Методика преподавания русского языка: Учебное пособие / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; Под ред М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие – М.: Просвещение, 1988.

Титов В.А. Методика преподаваниярусского языка: Конспект лекций. – М.: Приор-издат., 2005.

Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. – М.: Высшая школа, 2003.

УМК по русскому языку / Научный редактор – Н.М.Шанский: Программа. Русский язык. 5-9 класс; Учебники для 5-7 классов. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.; Учебники для 8-9 классов. Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.; Поклассные методические рекомендации.

УМК по русскому языку под ред. В.В.Бабайцевой: Программа 5-9 классы; Учебники: Бабайцева В.В и др. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов; Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебные пособия для 5-9 классов / Сост. А.Ю.Купалова и др.; Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 классы; Поклассные методические рекомендации

УМК по русскому языку под ред. М.Н.Разумовской и П.А.Леканта: Учебники для 5-9 классов; Поклассные методические рекомендации.

Каримова А.С. Методика преподавания русского (родного) языка: Методические указания для студентов филологического факультета. – Нефтекамск: РИО БашГУ, 2003.

Дополнительная литература

Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М., 1988.

Текучев А.В.. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.

Подласый И.П. Педагогика: новый курс. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

Васильева В.В. и др. Современный открытый урок русского языка. 5 класс. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Богданова Г.А. Виды и формы опроса на уроках русского языка. – М., 1989.

Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986

Синичкина Н.Е., Зинкевич Е.Р. Практическая методика русского языка: Учебное пособие по курсу «Теория и методика обучения русскому языку». – СПб.: Наука, 2005.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка………………..……………………..................3

Программа курса …………………………...………………………….4

Тематический план……………………………………………………...8

Практические занятия………………………………………………......10

Разработка конспекта урока по синтаксису……………………………24

Методика работы над сочинением……………………………………..34

Самостоятельная работа………………………………………………...43

Примерный перечень экзаменационных вопросов……………………44

Методическое обеспечение курса………………………………………45

 


Пояснительная записка

Теоретико-практический курс методики преподавания русского языка входит в качестве составной части в программу методической подготовки учителя словесника. Овладение основами курса (6 семестр) - это первый этап реализации задач данной программы. Следующий этап – овладение основами курса «Методика преподавания литературы» (7 семестр) Участие в педагогической практике (8 семестр) – завершающий этап.

Названные этапы способствуют формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателя литературы.

Цель теоретико-практического курса: овладение основами методики преподавания русского языка как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность.

Студенты должны

знать: теоретические основы курса;

уметь: соотносить лингвистическую, психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие процесса преподавания русского языка с методической составляющей на теоретическом и практическом уровнях;

приобрести практический навык: разработки конспекта урока русского языка

Курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, дидактики, современного русского языка, общего и русского языкознания), а также на исторической основе. Учебная и методическая концепции курса оформляются с учетом требований, предъявляемых к выпускнику по специальности "Филолог. Преподаватель". В связи с этим рассматриваются основания не только методики средней школы, но частично и высшей.

 

Программа курса

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

 

Задачи, структура и содержание учебного курса (основные его разделы).
Связь методики русского языка с другими областями научных знаний (лингвистикой, педагогикой, психологией и психолингвистикой, теорией деятельности (в том числе и речевой), с методикой начальной школы, с другими частными методиками). Сущность понятий "методика" и "технология", "методическая система".

Роль методического наследства для современной теории и практики преподавания русского языка. Характеристика методических взглядов крупнейших лингвистов и методистов прошлого. Методы научного исследования.

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Русский язык как цель и средство обучения, как основа гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания учащихся, формирования языковой личности.
Структура и содержание школьного курса. Понятия и термины. Правила и определения. Виды умений и навыков по русскому языку. Межпредметные связи и пути их реализации в системе преподавания русского языка.
Сущность понятия "языковая система" в изучении школьного курса. Реализация широкого филологического подхода к преподаванию русского языка.
Русский язык как государственный и как родной, как часть образовательной области "Филология".

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ


Общедидактические и собственно методические принципы, пути реализации их в современной методике русского языка.
Творческое развитие традиционных принципов обучения. Проявление новых принципов, сформулированных в современных концепциях обучения (в теориях программированного проблемного и дифференцированного обучения, в системе обучения на основе обобщений).
Разные подходы к выделению собственно методических принципов. Нерешенность этой проблемы в методике преподавания русского языка

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Сущность понятий "метод" и "прием". Обусловленность выбора методов обучения. Методы обучения в свете теории проблемного обучения. Классификация методов, усиление их воспитательной и развивающей функций. Активизация методов обучения в системе урока. Перспективы развития и совершенствования методов обучения.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Развивающее обучение: научные основы и пути его реализации в системе преподавания русского языка. Технологии проблемного и программированного обучения: сущность, содержание, пути реализации в обучении русскому языку.

Алгоритмизированное и компьютерное обучение. Коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию русского языка. Технология обучения русскому языку на основе обобщений. Модульное и дифференцированное обучение.
Нейролингвистическое программирование в преподавании русского языка. Здоровьесберегающие факторы в обучении русскому языку. Перспективы развития, совершенствования и дальнейшей конкретизации технологий в применении к обучению русскому языку в современной школе. Преемственность современных образовательных технологий в начальной и в основной школе.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебники и учебные комплексы как основное средство обучения. Теория учебника русского языка. Действующие и экспериментальные учебники, их особенности: принципы построения, структура и содержание, методический аппарат. Дидактический материал учебников. Альтернативные учебники и учебные пособия, их положительные и отрицательные особенности. Критический анализ альтернативных средств обучения. Средства наглядности и моделирования. Их классификация и методика применения.
Технические средства. Тетради с печатной основой (рабочие тетради). Раздаточный материал. Средства осуществления обратной связи (перфокарты, перфопапки, сигнальные карточки и др.). Новые тенденции в развитии проблемы наглядности в обучении

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Урок русского языка как основная форма обучения. Основные требования к современному уроку русского языка. Типы уроков по цели, структуре, содержанию, по их месту в общей системе занятий. Структурные элементы традиционного урока и методика их проведения.
Опрос на уроках русского языка: его задачи, функции, виды. Использвание компьютерной техники при опросе. Методика проверки домашних заданий.
Объ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.0.127 (0.014 с.)