Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология функциональных разновидностей языкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Официально-деловой научный публицистический
Стилеобразующие факторы – ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста, написанного в этом стиле. Это в конечном счете определяет отбор языковых средств. Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те, в свою очередь, определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр. Жанр – форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т.е. воспроизводимых моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения (М.М. Бахтин). Жанровая модель включает три основных плана: 1) предметно-смысловой, тематический; 2) структурный (композиционный); 3) стилистический. Разговорная речь – это спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические условия общения. Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка – «не режет слуха» (о языковых особенностях РР см. Тема 2, § 3, С. 26). Язык художественной литературы. Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена передаче содержания художественными средствами. Главная функция языка художественной литературы – эстетическая (или поэтическая). С этой целью в языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторечие, жаргонизмы и т.д. Язык художественной литературы оказывает огромное влияние на литературный язык в целом. Когда речь идет о языке художественной литературы, уместнее говорить не о культуре речи, а о таланте, мастерстве писателя в использовании всех богатств и возможностей национального языка. Официально-деловой стиль – это стиль документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т.д., который определяется их содержанием и целями – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции. Основные стилистические черты: сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; стандартное расположение материала, обязательность формы; конкретность, бесстрастность, официальность высказывания. Языковые особенности: в лексике – официальная терминология (обобщающие термины, номенклатура); в морфологии – существительные в ед. числе с собирательным значением, личные местоимения в прямом значении, слова разных частей речи с модальным значением; в синтаксисе – большой объем предложений при структурном параллелизме, клишированность, обилие лексических повторов. Научный стиль – стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию и т.д. Основные стилистические черты: логическая последовательность изложения, однозначность, точность, сжатость высказывания, абстрактность и обобщенность, объективность, безэмоциональность и логизированность речи. Языковые особенности: в лексике – термины; в морфологии – существительные в единственном числе с собирательным значением, абстрактные существительные, использование глаголов в настоящем времени, авторское "мы", страдательные конструкции; в синтаксисе – разнообразие средств связи (союзы, вводные слова логического характера), цепочки однородных членов, безличные предложения, нейтральный порядок слов. Публицистический стиль реализуется в сфере массовой информации и пропаганды. Содержание: социально-политическая оценка предмета речи. Цель: информативная, агитационно-пропагандистская и организационная. Стилевые особенности: лаконичность изложения при информативной насыщенности, доходчивость изложения, эмоциональность, обобщенность, непринужденность высказывания. Языковые особенности: в лексике – общественно-политические слова и фразеологизмы, использование речевых штампов; в морфологии и синтаксисе – употребление коротких предложений – "рубленая проза", эллиптические предложения, риторические вопросы, повторы, инверсия, расширенная сочетаемость слов, разновременной план изложения. Стилистическая норма – совокупность исторически сложившихся и вместе с тем закономерно развивающихся общепринятых реализаций заложенных в языке стилистических возможностей. Стилистические нормы подразделяются на экспрессивно-стилистические, связанные с созданием выразительного эффекта высказывания, и функционально-стилистические – наиболее целесообразные в каждой сфере общения реализации принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию. Литературный язык представляет собой систему функциональных стилей, каждому из которых присуща особая нормативность. Стилистические нормы имеют более свободный характер, чем общеязыковые, но степень вариативности зависит от функционального стиля. Стилистическая ошибка – вид речевых ошибок, состоящих в употреблении слов, словосочетаний, конструкций, которые не соответствуют стилю данного текста, нарушают требование коммуникативной целесообразности высказывания. Стилистическая ошибка возникает вследствие выбора слова, не соответствующего по своей дополнительной функциональной или экспрессивной окраске условиям и задачам речи. Виды ошибок: 1. Нарушение стилевого единства текста, за счет включения в текст слов, принадлежащих другому стилю. Можешь идти погулять, но поставь в известность маму. Стилистические ошибки подобного рода проявляются на разных уровнях языка. Выделяют – лексико-стилистическиеошибки (неоправданное употребление диалектизмов, архаизмов, жаргонизмов, вульгаризмов, канцеляризмов): Девочка, ты по какому вопросу плачешь? – морфолого-стилистические ошибки (неоправданное использование слов с суффиксами и приставками не характерными для данного стиля): На стенках колбы появляются капелюшечки воды. – синтаксико-стилистические ошибки (неоправданное употребление предложений с развернутыми конструкциями, например причастными, в разговорной речи): Человек, назвавший этот факт, казавшийся большим знатоком вопроса, не убедил нас. – логико-стилистические ошибки (отсутствие стилевого единства на уровне абзаца или текста в целом). 2. Стилистические недочеты, связанные со слабым овладением ресурсами русского языка (немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов, плеоназмы, тавтология, штампы, слова-паразиты, нелитературная лексика). 3. Стилистические ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языково-стилистическое чутье (погоня за красивостью, смешение разностильной лексики, неблагозвучие) (Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003).
Задание 1. Заполните таблицы стилеобразующих факторов функциональных стилей.
Задание 2. Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.
Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, комплимент, методическое пособие, спор, рецензия на монографию, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, рецензия на фильм, заявление, учебник, сопроводительное письмо, фельетон. Задание 3. Используяматериал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. Заполните таблицу. Материал для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.011 с.) |