Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Богатство и информативность речи

Поиск

Задание 1. Прочитайте тексты. Можно ли их считать содержательными? По каким параметрам мы оцениваем информативность и богатство текста? При каких условиях текст может быть бедным словесно, но богатым содержа­тельно? Расскажите об этом в форме резюме.

1. А.С. Пушкин – это символ русской культуры, уникальная личность. Читая произведения гениального поэта, не устаёшь восхищаться его талантом. С дет­ства я была знакома с его изумительными сказками. Сейчас, когда я стала взрос­лее, всё больше чувствуется тяга к лучезарному творчеству Пушкина. Это необхо­димость, способ приобщения к прекрасному. В шедеврах гения выражена его лю­бовь к Родине. А. Пушкин – это профессиональный историк, знаток русской души. В его произведениях реет дух свободы, чувствуется атмосфера единства народа, изображена во всей красе русская природа. Я думаю, что мы можем узнавать больше об окружающем нас мире, изучая философскую лирику Пушкина, которая несёт свет в человеческие сердца, делая их добрее. Творчество А.С. Пушкина яв­ляется достоянием России. Я могу преумножать своё духовное богатство и свою культуру, читая шедевры светоча. Этот поэт с раннего детства стал для меня ку­миром.

2. Пушкин – самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу. Даже его ошибки, как например, характеристика Мазепы, мне приятны. Потому что это есть общее осоз­нание русской истории.

Влияния Пушкина на поэзию русскую вообще не было. Нельзя указать ни на одного поэта, кроме Лермонтова, который был бы заражен Пушкиным. Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки.

Я не поклонник отроческих стихов Пушкина. По-моему, их нужно просмотреть и некоторые выкинуть. Из зрелых стихов я считаю ненужным все случайные стихо­творные письма и эпиграммы, кроме писем к Языкову и Дельвигу.

Задание 2. Прочитайте текст и оцените уровень красноречия автора. Ка­кие средства выразительности делают речь богатой?

Осень

Осень, глубокая осень! Серое небо. Низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой дре­весной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей веч­нозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным возду­хом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жел­тыми, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различимые опытным и чутким ухом зверолова (С.Т. Аксаков).

Задание 3. Сделайте текст богаче, включив разнообразные средства выра­зительности (тропы, риторические фигуры).

Родник

Блуждая в глубине земли, он набирал силы, чтобы вырваться на волю, уви­деть солнце, небо, услышать, о чем шепчутся листья на деревьях.

Ему удалось размыть пласты и проложить путь на поверхность земли. Это случилось утром на дне оврага. Здесь и нашли его люди.

Сначала к роднику вела тропинка. Потом кто-то сделал лестницу. Старик из деревни устроил желоб, по которому вода стала стекать в яму. Яму туристы вы­ложили камнем. Получилась чаша.

Зазвенел родник. Далеко слышна его песня. Она зовет путника присесть на траву, посмотреть на воду, от которой человек становится добрее.

Задание 4. Прочитайте, определите уровень информативности речи лек­тора и директора. Обобщите наблюдения над их речевыми портретами.

На игольно-тыкальный комбинат предприятия легкой промышленности, где работают в основном женщины, пригласили лектора-международника с лекцией на тему: «Международное положение и экономическое состояние страны». И вот лектор начинает свое повествование: «Субсидируя и анализируя абстрактно си­туацию в мире и подводя ряд банальных эрудиций на данном этапе, мы можем констатировать, что стабилизация всех наших концессий есть причина депрес­сии». …И так далее в течение двух часов. После лекции была дискуссия, на кото­рой директор сказал следующее: «Оно и конечно. Оно и действительно. Оно ни что-либо, как… и не как-либо что. А что касательно… относительно…, то оно и есть у нас, а доведись тако дело – вот тебе и пожалуйста!»

 

Задание 5. Намеренное нарушение норм речевого поведения, вызывающее смех, называется речевой игрой. Средства создания языковой игры могут при­надлежать к разным языковым уровням: фонетическому (совпадение звукового состава); словообразовательному (напр., омонимия слова и части слова); лекси­ческому (многозначность; отождествление омонимов; смешение паронимов); морфологическому; синтаксическому. В качестве средств языковой игры могут использоваться народная этимология; нарушение правил речевого общения.

Определите, на чем основана языковая игра в следующих текстах.

1. Как-то мы сидели в бане. Вольф и я. Беседовали о литературе. Я все хвалил американскую прозу. В частности – Апдайка. Вольф долго слушал. Затем встал. Протянул мне таз с водой. Повернулся задницей и говорит:

– Обдай-ка (С. Довлатов. Записные книжки).

2. Характерен первый анекдот про наше правительство. Звучал он так: первое правительство как картошка: либо зимой съедят, либо весной посадят (Е. Гайдар. Дни поражений и побед).

– Третий раз в жизни ИХ пью!

Он был с шампанским на «вы» (С. Довлатов).

3. Томашевский и Серман гуляли в Крыму. Томашевский рассказывал: «В три­дцатые годы здесь была кипарисовая аллея. Приехал Сталин. Стал жить здесь на даче. Охрана решила, что за кипарисами могут спрятаться диверсанты. Кипарисо­вую аллею вырубили. Начали сажать эвкалиптовые деревья. К сожалению, они не прижились…»

– И что же в результате?

Томашевский ответил:

– Начали сажать агрономов (С. Довлатов).

4. Шмидт чист и весел в сердце. Его ум, талант и энциклопедизм были бы вы­дающимися и без особых душевных достоинств, но вместе с ними мой собеседник полон восхитительного обаяния и детской ясности. Так и хочется обратиться к нему: «Сигурд Оттович, Ваша светлость…» (Комс.правда. 1997. 11 декабря).

5. Когда Карамзин был назначен историографом, он отправился к кому-то с ви­зитом и сказал слуге: если меня не примут, то запиши меня. Когда слуга возвра­тился и сказал, что хозяина дома нет, Карамзин спросил его: «А записал ли ты меня?» – «Записал». – «Что же ты записал?» «Кармзин, граф истории» (Русский литературный анекдот).

6. Жена П. была нездорова. Ее лечил доктор, спросивший как-то у П.:

– Ну что, легче ли жене? Что она сегодня ела?

– Говядину, – отвечал П.

– С аппетитом? – любопытствовал доктор?

– Нет, с хреном, – Простодушно изъяснил П. (Русский литературный анекдот).

7. Демосфен крепко враждовал с Фокионом. Один раз он сказал Фокиону: «Ты издеваешься над афинянами; но смотри, они потеряют голову и тогда убьют тебя». Фокион же возразил: «Меня они убьют, когда потеряют голову, а тебя – если не потеряют ее».

8. Увидав министра народного просвещения Норова, шедшего с какой-то да­мой, Меньшиков сказал: «Коней с норовом я видывал много раз, но даму с норо­вом вижу в первый раз в жизни».

9. Какой-то старичок, столкнувшись с известным драматургом Островским, присмотрелся к нему и признал его за знакомого, а только никак не мог припом­нить, кто это такой. «Я Островский», ― сказал ему Александр Николаевич. «А, ну так и есть, ― догадался старичок. – Я ведь тоже с острова (т.е. Васильевского, в Петербурге); я живу в 6-й линии. Значит, это мы там с вами и встречались». И ста­ричок предложил А.Н. Островскому взять извозчика пополам к ним на остров.

Задание 6. Прецедентный текст – это некий культурный феномен (название литературных и публицистических фильмов, произведений искусства, «крыла­тые слова» и цитаты из произведений художественной литературы, песен, анекдотов, рекламы и т.д.), который известен говорящему, и он говорящий, так или иначе на этот культурный феномен ссылается в своем тексте. Опре­делите: 1) в каких случаях в приводимых заголовков из журналов используются прецедентные тексты; 2) какие средства языковой игры используются в этих заголовках.

Cosmopolitan, ноябрь 2007: Комплиментарно, Ватсон! (какие комплименты он хочет от тебя услышать). Область возгарания (чтобы любимая работа не стала в тягость). Сам(а) невинность (4 истории мужчин-девственников). Сход-развал (муж­чины о разводе). О, пять! (возможно, пять утренних кнопок заставят тебя посмот­реть на мир по-новому). Наряд вне очереди (воздушные платья и милые аксес­суары – без них нельзя обойтись). Сектор глаза (используй специальные средства для ухода за кожей век). От заката до рассвета (специально разработанные для проблемной кожи дневной и ночной кремы подарят ей здоровый вид). Народ без­молвствует (работающие активно люди произносят около 16 500 слов плюс-минус тысяча. А вот сколько в день мы молчим – никто и никогда не подсчитывал). Мил­лион, миллион, миллион алых … (как подобрать красную помаду). Остаться с но­сом (о лечении гайморита).

Русский Newsweek (№ 42, октябрь 2007 г.): Причальный конец (картина се­годняшнего морского рыболовства на Камчатке). Культиверование (культ Путина насаждается сверху). Путин в октябре (Путин на Западе; Путин в первой россий­ской пьесе). Краткий курс истории ВВП (Никита Михалков своим телепоздравле­нием к 55-летию Владимира Путина подтвердил: складывается культ). Крюк замк­нулся («чекистский крюк», на котором спасалась Россия, разъедает коррупция). Мао-помалу (выборы в Непале). Дешевле сыт не будешь (скачок цен вызван ин­фляцией). Наследствие ведут знатоки (сделано важнейшее открытие: наследст­венность определяется не генами, а куда более тонкими материями). Хохочи, а то проиграешь (рецензия на фильм «День выборов»).

 

Задание 7. Отметьте случаи удачного и ошибочного звукового повтора. С какой целью повторы используются в различных стилях речи.

1. А у аэровокзала нас встретила делегация. 2. Звонко зазвенел звонок Пер­вого сентября, и учащиеся пошли в школу. 3. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. 4. Саша, опустившись на стул, застыл, как статуя. 5. Проект приватизации этого дома требует продуманного простого и приемлемого для всех расчета. 6. Смотрю: а рядом перепел всю воду в луже пе­репил.

Задание 8. Прочитайте фрагменты из художественных произведений. Про­анализируйте повторы различных единиц речи (звуков, слов, частей слов, син­таксических моделей). С какой целью авторы вводят их в канву произведения?

… «Пушкин – тога, Пушкин – схима, Пушкин – мера, Пушкин – грань...» Пушкин. Пушкин, Пушкин – имя Благородное – как брань Площадную – попугаи. Пушкин? Очень испугали! (М. Цветаева) ... Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. Но никого не может он согреть (С. Есенин)
... Бобэоби пелись губы. Вээоми пелись взоры. Пиээо пелись брови. Лиэээй пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо (В Хлебников)   … Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперед. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке (К. Чуковский)
… Что такое счастье? Соучастье В добрых человеческих делах... (Н. Асеев) слово, товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой.
… Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише ораторы! Ваше Клячу историю загоним. Левой! Левой! Левой! (В. Маяковский)

.

Выразительность речи

Риторические фигуры (классификация А.П. Чудинова)

Задание 1. Рассмотрите классификацию фигур. Дополните таблицу своими примерами.

Фигуры повтора 1) звуковой повтор: алли­терация / ассо­нанс Грозно грядет градобойный таран на градские грани
2) смысловой повтор (+ гра­дация) Убивать на войне, расстреливать, му­чить, истреблять тысячи, миллионы жиз­ней стало подвигом… (И.С. Соколов-Мики­тов)
3) лексический повтор / повтор однокоренных слов Никогда не думай о себе, о своих несча­стьях. Как бы ни были велики эти несча­стья,всегда помни: кто-то несчастнее тебя! И никогда не любуйся своими несча­стьями. В этом и есть твердость духа… (И.С. Соколов-Микитов)
4) синтаксиче­ский паралле­лизм Убить одного человека – преступление, карается законом. Убивать на войне …подвиг, поощряется наградой (И.С. Соколов-Микитов)
Фигуры расположения 1) инверсия (перестановка) Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа… (Н.В. Гоголь)
2) парцелляции (расчленение целой структуры высказывания) ХХ! Век должен стать чистым веком. Веком нравственной чистоты. Веком чистоты планеты. Веком чистоты космоса (Н. Хаэри)
3) номинативная / инфинитивная цепочка Бороться и искать! Найти и не сдаваться! (В. Каверин) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (А. Блок)
Фигуры расположения 4) эллипсис (пропуск элементов в неполном предложении, а также быстрая смена ситуации в предложении) Вместо славянской словесной и телесной распущенности – стройное распускание цветка на твердом стержне (М. Цветаева о книге С. Волконского «Родина»)
5) зевгма (расщепление смысла – главный член предложения реализует свое значение в одном из дополнений) Он потерял свою фуражку и веру в человечество (А.П. Чехов)
6) антитеза Чем и парализован нынешний западный мир: потерею различий между положениями истинными и ложными, между несомненным Добром и несомненным Злом… (А.И. Солженицын) Честная смерть лучше позорной жизни
Фигуры повтора и расположения 1) анафора (повтор в начале каждого отрезка речи) Я боюсь не за то, что вы мало знаете или недостаточно приучены к труду. Я боюсь, что прервется та нравственная работа над самопознанием и самоопределением, которая началась для вас … в гимназии (И.Ф. Анненский)
2) эпифора (повтор в конце каждого отрезка речи) Рузвельт о четырех свободах: «Первая из них – свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая – свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья – свобода от нужды…, зажиточная жизнь граждан всюду на свете. Четвертая – свобода от страха, ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого соседа нигде на свете».
3) эпанафора (стык) В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, мать всех пороков (М. Салтыков-Щедрин).
4) кольцо (повтор по краям отрезка речи) Зло делать проще, поэтому так распространено зло… (И.С. Соколов-Микитов)
5) хиазм (перекрещивание) Воспитатель – не чиновник, а если он чиновник – то не воспитатель (К. Ушинский)
Фигуры имитации (основаны на противоречии между формой и содержанием или разными аспектами содержания) 1) аллегория Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку…
2) аллюзия Вы приватизировали съезд. Вы стали его пастухом. Кем стали депутаты, пусть каждый решит для себя (депутат к председателю)
3) умолчания Подумайте сто раз прежде, чем наденете рясу. Снять ее будет гораздо труднее… (А.И. Герцен молодому человеку, желающему без веры стать священником по наставлению отца). Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все – равно, и все – едино. Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина… (М. Цветаева)
4) риторический вопрос Всемилостивейший Государь! С благоговением представляю Вашему Императорскому Величеству плод усердных, двенадцатилетних трудов. Не хвалюся верностию и постоянством:ободренный Вами, мог ли я их не иметь? (Н.М. Карамзин об «Истории Государства Российского»)
5) риторическое обращение Всемилостивейший Государь! С благоговением представляю Вашему Императорскому Величеству плод усердных, двенадцатилетних трудов.
6) риторическое восклицание Таковы времена! Таковы наши нравы! Все понимает сенат, все видит консул, а этот человек все живет и здравствует! (Цицерон)
7) риторическая поправка / антипоправка Когда после обильной трудом и душевными тревогами жизни закрывает глаза человек, подходивший к вопросам, составляющим вашу специальность, со своей собственной, особой, художественно-психологической стороны,мы имеем право – нет! более чем право,мы обязаны помянуть его и хоть в немногих словах вспомнить, как относился он к этим вопросам (А.Ф. Кони о Ф.М. Достоевском)

Тропы

Задание 2. Дайте определение тропов. Заполните свободные и клетки таблицы.

Вид тропа Определение Примеры
Метафора   Говорить о значении Гоголя значит говорить о Достоевском, Гончарове, Тургеневе… и знать, что живые русские поэты прядут нити, которые свяжут с гоголевским творчеством и будущую русскую литературу… (И.Ф. Анненский).
Метонимия Перенос наименования предмета на другой по смежности Без Цецеры и Либера (Вакха) холодеет Венера. Остается под Юпитером холодным охотник.
Синекдоха Перенос наименования с части на целое Копыто несет колесницу. Тополевым венком, говорят, увенчал голову.
Сравнение   Скороспелые умы, как преждевременные плоды, почти никогда вполне не созревают (Квинтилиан).
Гипербола Преувеличение Крик достигает золотых звезд. Света яснее нам все твои замыслы.
Литота Преуменьшение  
Эпитет   Совершено деяние беззаконное и нетерпимое… (Плевако Ф.Н.).
Перифраза   Пришли мне витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки (о штопоре) – из письма А.С. Пушкина.
Ирония   Лучшее правительство то, которое меньше всего правит (Джефферсон).
Олицетворение   Морская волна не знает, какому господину повинуется. За ней следует Зима, лязгая от холода зубами.
Оксюморон Соединение слов с противоп. значением Проникшись безумной мыслью, блуждаю.
Каламбур Реализация в слове прямого и переносного значения Коммунистам в Татарстане ничего не светит, даже полумесяц (Известия. 1996 г.).

Задание 3. Проанализируйте риторические фигуры, усиливающие эмоциональность речи в предложенных текстах. Сформулируйте определение для каждой из фигур. Например: Антитеза – фигура контраста, которая состоит в резком противопоставлении понятий.

Показалось, что много ступеней

А я знала – их только три! (А. Ахматова)


Анаграмма: Говорит Ивану Ганка: - Глянь-ка: банка, банка, банка! - Где кабан, кабан, кабан? – Удивляется Иван. (А. Шибаев) Хиазм: Пусть смерть пугает робкий свет, Но нас бояться не принудит: Пока мы живы – смерти нет, А смерть придет – так нас не будет! (В. Гиляровский)
Антанаклаза: Вечером девочка Мила В садике клумбу разбила. Брат ее, мальчик Иван Тоже разбил … стакан. (О. Григорьев) Эллипсис: По одной причине Было тошно По другой – грустно И по трём – одиноко (И. Ахметьев)
Гомеотелевт: Холодно. Вольно. Бесстрашно. Ветрено. Холодно. Больно. Льется рассветное Брашно. Я отстрадал – и довольно! (Д. Самойлов) Эпонафора: О весна без конца и без краюБез конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита. (А. Блок)
Зевгма: О страна моя родная! Понесла ты в эту ночь И не сына и не дочь А тяжелую утрату Понесла её куда ты? (Д. Пирогов) Силлепс: Как потрясённое растенье, Я буду шелестеть листом. (Д. Самойлов)
Парономазия: Леса лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели. (В. Хлебников) Полиптот: Я пережил и многое, и многих И многому изведал цену я. (П. Вяземский)
Палиндром: Ем, увы, в уме! (Д. Авалиани) Логогриф: Поэма о соловье И моя небовая свирель Лучистая, Чистая, Истая, Стая, Тая, А я – Я. (В. Каменский)
Таутограмма: Подражание латинскому В арвар В арваре в о рву в ервену в арварски в ырвал. (В.Марков)

Задание 4. Найдите метафоры в стихах поэтов Серебряного века. Назовите, по какому признаку произошел перенос?

Золотея, эфир просветится И в восторге сгорит.   А над морем садится Ускользающий, солнечный щит. (Андрей Белый) … Моей весны сирень грузила в грезы разум, Пила мои глаза, вплетала в брови сны. И, мозг испепелив, офлеила экстазом Сирень моей весны… (Игорь Северянин)
… Мы дни на дни покорно нижем. Даль не светла и не мутна… (Максимилиан Волошин) … И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу (А. Блок)
… Среди полуденной истомы Покрылась ватой бирюза… Люблю сквозь первые симптомы Тебя угадывать гроза… (И. Анненский) … Так вот и душа незримо Жжет и разъедает тело (В. Ходасевич). … Уже медлительная ночь Свой надвигает призрак черный (Георгий Иванов)

Задание 5. Найдите средства выразительности, использованные в тексте. Какое средство является ведущим? Как данный художественный прием помо­гает создать образ? Каким рисует автор предмет речи?

1. Муха отнюдь не самая маленькая среди летающих, если сравнить её с ко­марами, мошками и прочей крылатой мелочью, которую она настолько превосхо­дит величиной, настолько сама уступает пчеле. И оперена она не так, как другие, у которых всё тело покрыто пухом и лишь на крыльях длинные перья: нет, у мухи, как у кузнечиков, стрекоз и пчёл, крылья из прозрачной плёнки, и, по сравнению с ней, крылья других так же грубы, как греческие одежды против тонких и мягких тканей индийских. К тому же крылья её расцвечены, как у павлина, если кто вни­мательно посмотрит на них, когда муха, распростёрши крылья, устремляется к солнцу (Лукиан. Похвала мухе).

2. А лошадь его славилась в целой Кабарде, – и точно, лучше этой лошади ни­чего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пы­тались ее украсть, только не удавалось. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он ее никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь!.. (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).

3. Стройная тень скользнула в кольцо волков. Это была Багира, черная пан­тера, вся черная, как чернила, но с пятнами, видными как водяные клейма при известном освещении. Все знали Багиру и все боялись становиться ей поперек дороги, потому что она была хитра, как Табаки, мужественна, как дикий буйвол, неудержима, как раненый слон. Тем не менее, ее голос звучал мягко, точно звук падающих с дерева капель дикого меда, а ее шерсть была нежнее лебяжьего пуха (Р. Киплинг. Книга джунглей).

 

Задание 6. Назовите перифразы в строках стихов А.С. Пушкина. Подбе­рите другие примеры из классической литературы к этим явлениям или приду­майте свои.


Питомцы ветреной Судьбы,

Тираны мира! трепещите!

Вольность»)

 

Подруга думы праздной,

Чернильница моя…

К моей чернильнице»)

Меж тем в лазурных небесах

Плывет луна, царица нощи.

Руслан и Людмила»)

 

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест

Осень»)


Задание 7. Сравните эпитеты в стихах, рисующих образ Петербурга.

А. Какой рисуют поэты северную столицу? Как эпитеты помогают рас­крыть авторский замысел?

Б. Подберите цитаты из классической литературы, в которых Москва опи­сывалась бы при помощи эпитетов.

В. Напишите сочинение на тему: «Москва и Петербург в русской поэзии».

… Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит… (А.С. Пушкин) ... Мне снятся жуткие провалы Зажатых камнями дворов, И черно-дымные каналы, И дымы сизых облаков (Поликсена Соловьева)
… Над призрачным и вещим Петербургом Склоняет ночь край мертвенных хламид (Максимилиан Волошин)   … Прощай, холодный и бесстрастный, Великолепный град рабов, Казарм, борделей и дворцов, С твоею ночью гнойно-ясной, С твоей холодностью ужасной К ударам палок и кнутов… (Аполлон Григорьев)  
… Желтый пар петербургской зимы, Желтый снег, облипающий плиты… (Иннокентий Анненский)

... Этот город бледный, венценосный В скользких и гранитных зеркалах Отразил владыку силы косной – Полюс и его застывший прах (Михаил Зенкевич)     ... В Петрополе прозрачном мы умрем, Где властвует над нами Прозерпина. Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем. И каждый час нам смертная година (Осип Мандельштам) ... Город холодный и скучный, Город, влюбленный в туман, В шепот дождя однозвучный, В северной ночи обман (Б.Дикс) ... Но ни за что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос музы еле слышный (Анна Ахматова)   ... За мокрыми облаками Вечер суров и прост. Заплаканными огнями Опоясан Дворцовый мост, И ветер мой плащ взвивает, Как двести лет назад… Ах, сердце тебя не знает, Каменный Петроград! (Всеволод Рождественский)

Задание 8. Сравните описание Петербурга у Андрея Белого и Константина Вагинова. Какие средства выразительности использует каждый из них, описы­вая город? Как это влияет на создание образа Петербурга?

1. Мокрый, скользкий проспект пересекся мокрым проспектом под прямым, де­вяностоградусным углом; в точке пересечения линий стал городовой…

И такие же точно там возвышались дома, и такие же серые проходили там токи людские, и такой же стоял там зелено-желтый туман. Сосредоточенно побежали там лица; тротуары шептались и шаркали; растирались калошами; плыл торжест­венно обывательский нос. Носы протекали во множестве: орлиные, утиные, пету­шиные, зеленоватые, белые; протекало здесь и отсутствие всякого носа. Здесь текли одиночки, и пары, и тройки – четверки; и за котелком котелок: котелки, пе­рья, фуражки; фуражки, фуражки, перья; треуголка, цилиндр. Фуражка; платочек, зонтик, перо. Но параллельно с бегущим проспектом был бегущий проспект с все таким же рядом коробок, нумераций, облаками; и тем же чиновником.

Есть бесконечность в бесконечности бегущих проспектов с бесконечностью в бесконечность бегущих пересекающихся теней. Весь Петербург – бесконечность проспекта, возведенного в энную степень.

За Петербургом же – ничего нет (А. Белый. Петербург).

2. Петербург окрашен для меня с некоторых пор в зеленоватый цвет, мерцаю­щий и мигающий, цвет ужасный, фосфорический. И на домах, и на лицах, и в ду­шах дрожит зеленоватый огонек, ехидный и подхихикивающий. Мигнет огонек – и не Петр Петрович перед тобой, а липкий гад; взметнется огонек – и ты сам хуже гада; и по улицам не люди ходят: заглянешь под шляпку – змеиная голова; всмот­ришься в старушку – жаба сидит и животом движет. А молодые люди каждый с мечтой особенной: инженер обязательно хочет гавайскую музыку услышать. Сту­дент – поэффектнее повеситься. Школьник – ребенком обзавестись, чтоб силу мужскую доказать. Зайдешь в магазин – бывший генерал за прилавком стоит и заученно улыбается; войдешь в музей – водитель знает, что лжет, и лгать про­должает. Не люблю я Петербурга, кончилась моя мечта (К. Вагинов. Козлиная песнь).

Задание 9. Найдите изобразительно-выразительные средства в стихо­творении М. Волошина. Какую роль они выполняют?

Закат сиял улыбкой алой. Париж тонул в лиловой мгле. В порыве грусти день усталый Прижал свой лоб к сырой земле. И вечер медленно расправил Над миром сизое крыло… И кто-то горсть камней расплавил И кинул в жидкое стекло. Река линялыми шелками Качала белый пароход. И праздник был на лоне вод… Огни плясали меж волнами… Ряды огромных тополей К реке сходились, как гиганты, И загорались бриллианты В зубчатом кружеве ветвей.

Задание 10. Прочитайте манифест футуристов, объясните, какими сред­ствами достигается выразительность речи.

Пощечина общественному вкусу

Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Вре­мени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода совре­менности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной душу сегодняшнего дня?

Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прика­савшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Ан­дреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!…

Мы приказываем чтить права поэтов:

1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными сло­вами (Слово–новшество).

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хо­рошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Д. Бурлюк, Александр Крученых,

В. Маяковский, Виктор Хлебников

Москва, 1912, декабрь.

Задание 11. Какие изобразительно-выразительные средства являются ве­дущими в стихотворных отрывках? Какую смысловую нагрузку они выполняют? Кому принадлежат эти строки?

... Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. ... Всегда так будет, как бывало, Таков издревле белый свет: Ученых много – умных мало, Знакомых тьма, а друга нет. ... Белый ест ананас спелый, Черный – гнилью моченый. Белую работу – делает белый, Черную работу – черный. ... В толпе друг друга мы узнали, Сошлись и разойдемся вновь, Была без радости любовь, Разлука будет без печали.

Задание 12. В стихотворениях в прозе И.С. Тургенева найдите тропы и ри­торические фигуры.

Житейское правило

Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем.

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

С кем спорить…

Спорь с человеком умнее себя: он тебя победит… но из самого твоего пораже­ния ты можешь извлечь пользу для себя.

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.

Спорь с человеком ума слабейшего… спорь не из желания победы, но ты мо­жешь быть ему полезным.

Спорь даже с глупцом; ни славы. Ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться?

Не спорь только с Владимиром Стасовым!

Простота

Простота! простота! Тебя зовут святою. Но святость – не человеческое дело.

Смирение – вот это так. Оно попирает, оно побеждает гордыню. Но не забы­вай: в самом чувстве победы есть уже своя гордыня.

NESSUM MAGGIOR DOLORE¹

Голубое небо, как пух легкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого го­лоса, лучезарная красота великих творений искусства. Улыбка счастья на преле­стном женском лице и эти волшебные глаза… к чему все это?

Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа – вот, вот что нужно. (¹ Нет большей скорби /ит./).

 

 

Задание 13. Важнейшим условием эффективности рекламного текста яв­ляется его нестандартность. В целях привлечения внимания читателя рекла­мисты используют различные языковые средства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.018 с.)