Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Богатство и информативность речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Прочитайте тексты. Можно ли их считать содержательными? По каким параметрам мы оцениваем информативность и богатство текста? При каких условиях текст может быть бедным словесно, но богатым содержательно? Расскажите об этом в форме резюме. 1. А.С. Пушкин – это символ русской культуры, уникальная личность. Читая произведения гениального поэта, не устаёшь восхищаться его талантом. С детства я была знакома с его изумительными сказками. Сейчас, когда я стала взрослее, всё больше чувствуется тяга к лучезарному творчеству Пушкина. Это необходимость, способ приобщения к прекрасному. В шедеврах гения выражена его любовь к Родине. А. Пушкин – это профессиональный историк, знаток русской души. В его произведениях реет дух свободы, чувствуется атмосфера единства народа, изображена во всей красе русская природа. Я думаю, что мы можем узнавать больше об окружающем нас мире, изучая философскую лирику Пушкина, которая несёт свет в человеческие сердца, делая их добрее. Творчество А.С. Пушкина является достоянием России. Я могу преумножать своё духовное богатство и свою культуру, читая шедевры светоча. Этот поэт с раннего детства стал для меня кумиром. 2. Пушкин – самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу. Даже его ошибки, как например, характеристика Мазепы, мне приятны. Потому что это есть общее осознание русской истории. Влияния Пушкина на поэзию русскую вообще не было. Нельзя указать ни на одного поэта, кроме Лермонтова, который был бы заражен Пушкиным. Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки. Я не поклонник отроческих стихов Пушкина. По-моему, их нужно просмотреть и некоторые выкинуть. Из зрелых стихов я считаю ненужным все случайные стихотворные письма и эпиграммы, кроме писем к Языкову и Дельвигу. Задание 2. Прочитайте текст и оцените уровень красноречия автора. Какие средства выразительности делают речь богатой? Осень Осень, глубокая осень! Серое небо. Низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и желтыми, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различимые опытным и чутким ухом зверолова (С.Т. Аксаков). Задание 3. Сделайте текст богаче, включив разнообразные средства выразительности (тропы, риторические фигуры). Родник Блуждая в глубине земли, он набирал силы, чтобы вырваться на волю, увидеть солнце, небо, услышать, о чем шепчутся листья на деревьях. Ему удалось размыть пласты и проложить путь на поверхность земли. Это случилось утром на дне оврага. Здесь и нашли его люди. Сначала к роднику вела тропинка. Потом кто-то сделал лестницу. Старик из деревни устроил желоб, по которому вода стала стекать в яму. Яму туристы выложили камнем. Получилась чаша. Зазвенел родник. Далеко слышна его песня. Она зовет путника присесть на траву, посмотреть на воду, от которой человек становится добрее. Задание 4. Прочитайте, определите уровень информативности речи лектора и директора. Обобщите наблюдения над их речевыми портретами. На игольно-тыкальный комбинат предприятия легкой промышленности, где работают в основном женщины, пригласили лектора-международника с лекцией на тему: «Международное положение и экономическое состояние страны». И вот лектор начинает свое повествование: «Субсидируя и анализируя абстрактно ситуацию в мире и подводя ряд банальных эрудиций на данном этапе, мы можем констатировать, что стабилизация всех наших концессий есть причина депрессии». …И так далее в течение двух часов. После лекции была дискуссия, на которой директор сказал следующее: «Оно и конечно. Оно и действительно. Оно ни что-либо, как… и не как-либо что. А что касательно… относительно…, то оно и есть у нас, а доведись тако дело – вот тебе и пожалуйста!»
Задание 5. Намеренное нарушение норм речевого поведения, вызывающее смех, называется речевой игрой. Средства создания языковой игры могут принадлежать к разным языковым уровням: фонетическому (совпадение звукового состава); словообразовательному (напр., омонимия слова и части слова); лексическому (многозначность; отождествление омонимов; смешение паронимов); морфологическому; синтаксическому. В качестве средств языковой игры могут использоваться народная этимология; нарушение правил речевого общения. Определите, на чем основана языковая игра в следующих текстах. 1. Как-то мы сидели в бане. Вольф и я. Беседовали о литературе. Я все хвалил американскую прозу. В частности – Апдайка. Вольф долго слушал. Затем встал. Протянул мне таз с водой. Повернулся задницей и говорит: – Обдай-ка (С. Довлатов. Записные книжки). 2. Характерен первый анекдот про наше правительство. Звучал он так: первое правительство как картошка: либо зимой съедят, либо весной посадят (Е. Гайдар. Дни поражений и побед). – Третий раз в жизни ИХ пью! Он был с шампанским на «вы» (С. Довлатов). 3. Томашевский и Серман гуляли в Крыму. Томашевский рассказывал: «В тридцатые годы здесь была кипарисовая аллея. Приехал Сталин. Стал жить здесь на даче. Охрана решила, что за кипарисами могут спрятаться диверсанты. Кипарисовую аллею вырубили. Начали сажать эвкалиптовые деревья. К сожалению, они не прижились…» – И что же в результате? Томашевский ответил: – Начали сажать агрономов (С. Довлатов). 4. Шмидт чист и весел в сердце. Его ум, талант и энциклопедизм были бы выдающимися и без особых душевных достоинств, но вместе с ними мой собеседник полон восхитительного обаяния и детской ясности. Так и хочется обратиться к нему: «Сигурд Оттович, Ваша светлость…» (Комс.правда. 1997. 11 декабря). 5. Когда Карамзин был назначен историографом, он отправился к кому-то с визитом и сказал слуге: если меня не примут, то запиши меня. Когда слуга возвратился и сказал, что хозяина дома нет, Карамзин спросил его: «А записал ли ты меня?» – «Записал». – «Что же ты записал?» «Кармзин, граф истории» (Русский литературный анекдот). 6. Жена П. была нездорова. Ее лечил доктор, спросивший как-то у П.: – Ну что, легче ли жене? Что она сегодня ела? – Говядину, – отвечал П. – С аппетитом? – любопытствовал доктор? – Нет, с хреном, – Простодушно изъяснил П. (Русский литературный анекдот). 7. Демосфен крепко враждовал с Фокионом. Один раз он сказал Фокиону: «Ты издеваешься над афинянами; но смотри, они потеряют голову и тогда убьют тебя». Фокион же возразил: «Меня они убьют, когда потеряют голову, а тебя – если не потеряют ее». 8. Увидав министра народного просвещения Норова, шедшего с какой-то дамой, Меньшиков сказал: «Коней с норовом я видывал много раз, но даму с норовом вижу в первый раз в жизни». 9. Какой-то старичок, столкнувшись с известным драматургом Островским, присмотрелся к нему и признал его за знакомого, а только никак не мог припомнить, кто это такой. «Я Островский», ― сказал ему Александр Николаевич. «А, ну так и есть, ― догадался старичок. – Я ведь тоже с острова (т.е. Васильевского, в Петербурге); я живу в 6-й линии. Значит, это мы там с вами и встречались». И старичок предложил А.Н. Островскому взять извозчика пополам к ним на остров. Задание 6. Прецедентный текст – это некий культурный феномен (название литературных и публицистических фильмов, произведений искусства, «крылатые слова» и цитаты из произведений художественной литературы, песен, анекдотов, рекламы и т.д.), который известен говорящему, и он говорящий, так или иначе на этот культурный феномен ссылается в своем тексте. Определите: 1) в каких случаях в приводимых заголовков из журналов используются прецедентные тексты; 2) какие средства языковой игры используются в этих заголовках. Cosmopolitan, ноябрь 2007: Комплиментарно, Ватсон! (какие комплименты он хочет от тебя услышать). Область возгарания (чтобы любимая работа не стала в тягость). Сам(а) невинность (4 истории мужчин-девственников). Сход-развал (мужчины о разводе). О, пять! (возможно, пять утренних кнопок заставят тебя посмотреть на мир по-новому). Наряд вне очереди (воздушные платья и милые аксессуары – без них нельзя обойтись). Сектор глаза (используй специальные средства для ухода за кожей век). От заката до рассвета (специально разработанные для проблемной кожи дневной и ночной кремы подарят ей здоровый вид). Народ безмолвствует (работающие активно люди произносят около 16 500 слов плюс-минус тысяча. А вот сколько в день мы молчим – никто и никогда не подсчитывал). Миллион, миллион, миллион алых … (как подобрать красную помаду). Остаться с носом (о лечении гайморита). Русский Newsweek (№ 42, октябрь 2007 г.): Причальный конец (картина сегодняшнего морского рыболовства на Камчатке). Культиверование (культ Путина насаждается сверху). Путин в октябре (Путин на Западе; Путин в первой российской пьесе). Краткий курс истории ВВП (Никита Михалков своим телепоздравлением к 55-летию Владимира Путина подтвердил: складывается культ). Крюк замкнулся («чекистский крюк», на котором спасалась Россия, разъедает коррупция). Мао-помалу (выборы в Непале). Дешевле сыт не будешь (скачок цен вызван инфляцией). Наследствие ведут знатоки (сделано важнейшее открытие: наследственность определяется не генами, а куда более тонкими материями). Хохочи, а то проиграешь (рецензия на фильм «День выборов»).
Задание 7. Отметьте случаи удачного и ошибочного звукового повтора. С какой целью повторы используются в различных стилях речи. 1. А у аэровокзала нас встретила делегация. 2. Звонко зазвенел звонок Первого сентября, и учащиеся пошли в школу. 3. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. 4. Саша, опустившись на стул, застыл, как статуя. 5. Проект приватизации этого дома требует продуманного простого и приемлемого для всех расчета. 6. Смотрю: а рядом перепел всю воду в луже перепил. Задание 8. Прочитайте фрагменты из художественных произведений. Проанализируйте повторы различных единиц речи (звуков, слов, частей слов, синтаксических моделей). С какой целью авторы вводят их в канву произведения?
. Выразительность речи Риторические фигуры (классификация А.П. Чудинова) Задание 1. Рассмотрите классификацию фигур. Дополните таблицу своими примерами.
Тропы Задание 2. Дайте определение тропов. Заполните свободные и клетки таблицы.
Задание 3. Проанализируйте риторические фигуры, усиливающие эмоциональность речи в предложенных текстах. Сформулируйте определение для каждой из фигур. Например: Антитеза – фигура контраста, которая состоит в резком противопоставлении понятий. Показалось, что много ступеней А я знала – их только три! (А. Ахматова)
Задание 4. Найдите метафоры в стихах поэтов Серебряного века. Назовите, по какому признаку произошел перенос?
Задание 5. Найдите средства выразительности, использованные в тексте. Какое средство является ведущим? Как данный художественный прием помогает создать образ? Каким рисует автор предмет речи? 1. Муха отнюдь не самая маленькая среди летающих, если сравнить её с комарами, мошками и прочей крылатой мелочью, которую она настолько превосходит величиной, настолько сама уступает пчеле. И оперена она не так, как другие, у которых всё тело покрыто пухом и лишь на крыльях длинные перья: нет, у мухи, как у кузнечиков, стрекоз и пчёл, крылья из прозрачной плёнки, и, по сравнению с ней, крылья других так же грубы, как греческие одежды против тонких и мягких тканей индийских. К тому же крылья её расцвечены, как у павлина, если кто внимательно посмотрит на них, когда муха, распростёрши крылья, устремляется к солнцу (Лукиан. Похвала мухе). 2. А лошадь его славилась в целой Кабарде, – и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пытались ее украсть, только не удавалось. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он ее никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь!.. (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени). 3. Стройная тень скользнула в кольцо волков. Это была Багира, черная пантера, вся черная, как чернила, но с пятнами, видными как водяные клейма при известном освещении. Все знали Багиру и все боялись становиться ей поперек дороги, потому что она была хитра, как Табаки, мужественна, как дикий буйвол, неудержима, как раненый слон. Тем не менее, ее голос звучал мягко, точно звук падающих с дерева капель дикого меда, а ее шерсть была нежнее лебяжьего пуха (Р. Киплинг. Книга джунглей).
Задание 6. Назовите перифразы в строках стихов А.С. Пушкина. Подберите другие примеры из классической литературы к этим явлениям или придумайте свои. Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! («Вольность»)
Подруга думы праздной, Чернильница моя… («К моей чернильнице») Меж тем в лазурных небесах Плывет луна, царица нощи. («Руслан и Людмила»)
Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест («Осень») Задание 7. Сравните эпитеты в стихах, рисующих образ Петербурга. А. Какой рисуют поэты северную столицу? Как эпитеты помогают раскрыть авторский замысел? Б. Подберите цитаты из классической литературы, в которых Москва описывалась бы при помощи эпитетов. В. Напишите сочинение на тему: «Москва и Петербург в русской поэзии».
Задание 8. Сравните описание Петербурга у Андрея Белого и Константина Вагинова. Какие средства выразительности использует каждый из них, описывая город? Как это влияет на создание образа Петербурга? 1. Мокрый, скользкий проспект пересекся мокрым проспектом под прямым, девяностоградусным углом; в точке пересечения линий стал городовой… И такие же точно там возвышались дома, и такие же серые проходили там токи людские, и такой же стоял там зелено-желтый туман. Сосредоточенно побежали там лица; тротуары шептались и шаркали; растирались калошами; плыл торжественно обывательский нос. Носы протекали во множестве: орлиные, утиные, петушиные, зеленоватые, белые; протекало здесь и отсутствие всякого носа. Здесь текли одиночки, и пары, и тройки – четверки; и за котелком котелок: котелки, перья, фуражки; фуражки, фуражки, перья; треуголка, цилиндр. Фуражка; платочек, зонтик, перо. Но параллельно с бегущим проспектом был бегущий проспект с все таким же рядом коробок, нумераций, облаками; и тем же чиновником. Есть бесконечность в бесконечности бегущих проспектов с бесконечностью в бесконечность бегущих пересекающихся теней. Весь Петербург – бесконечность проспекта, возведенного в энную степень. За Петербургом же – ничего нет (А. Белый. Петербург). 2. Петербург окрашен для меня с некоторых пор в зеленоватый цвет, мерцающий и мигающий, цвет ужасный, фосфорический. И на домах, и на лицах, и в душах дрожит зеленоватый огонек, ехидный и подхихикивающий. Мигнет огонек – и не Петр Петрович перед тобой, а липкий гад; взметнется огонек – и ты сам хуже гада; и по улицам не люди ходят: заглянешь под шляпку – змеиная голова; всмотришься в старушку – жаба сидит и животом движет. А молодые люди каждый с мечтой особенной: инженер обязательно хочет гавайскую музыку услышать. Студент – поэффектнее повеситься. Школьник – ребенком обзавестись, чтоб силу мужскую доказать. Зайдешь в магазин – бывший генерал за прилавком стоит и заученно улыбается; войдешь в музей – водитель знает, что лжет, и лгать продолжает. Не люблю я Петербурга, кончилась моя мечта (К. Вагинов. Козлиная песнь). Задание 9. Найдите изобразительно-выразительные средства в стихотворении М. Волошина. Какую роль они выполняют?
Задание 10. Прочитайте манифест футуристов, объясните, какими средствами достигается выразительность речи. Пощечина общественному вкусу Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной душу сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!… Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово–новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912, декабрь. Задание 11. Какие изобразительно-выразительные средства являются ведущими в стихотворных отрывках? Какую смысловую нагрузку они выполняют? Кому принадлежат эти строки?
Задание 12. В стихотворениях в прозе И.С. Тургенева найдите тропы и риторические фигуры. Житейское правило Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем. Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать. С кем спорить… Спорь с человеком умнее себя: он тебя победит… но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего… спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы. Ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться? Не спорь только с Владимиром Стасовым! Простота Простота! простота! Тебя зовут святою. Но святость – не человеческое дело. Смирение – вот это так. Оно попирает, оно побеждает гордыню. Но не забывай: в самом чувстве победы есть уже своя гордыня. NESSUM MAGGIOR DOLORE¹ Голубое небо, как пух легкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, лучезарная красота великих творений искусства. Улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза… к чему все это? Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа – вот, вот что нужно. (¹ Нет большей скорби /ит./).
Задание 13. Важнейшим условием эффективности рекламного текста является его нестандартность. В целях привлечения внимания читателя рекламисты используют различные языковые средства.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.018 с.) |