Тема 1. Язык и речь. Формы речи. Разновидности речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Язык и речь. Формы речи. Разновидности речи.



Типы речи

 

Язык и речь. Речь как процесс и результат

Справка. Язык – это универсальная естественная система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъ­явлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Важнейшие функции языка: информативная, коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, воздействующая, эстетическая, регулятивная.

 

Единицы языка Уровни Разделы
Звуки Фонетический Фонетика
Морфемы Морфемный или словообразо­вательный Морфемика
Слова Лексический Лексикология
Фразеологические единицы
Формы и классы слов Морфологический Морфология
Свободное словосочетание Синтаксический Синтаксис
Предложение
Текст

 

Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира. Для планирования своих действий и пр. Под речью понимают как сам процесс (рече­вая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письмен­ные). Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. Она материальна, состоит из артикуляционных знаков, воспринимаемых чувст­вами. Речь конкретна, связана с объектами действительности, может оцени­ваться с точки зрения истинности. Она предназначена и устремлена к опреде­ленной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве. Она субъективна и индивидуальна.

Язык стремится к стабильности, он консервативен, например современный язык имеет возраст 200 лет (начиная с языка пушкинской эпохи), речь же стре­мится к изменениям, вольностям и отступлениям, что, конечно же, не позволяет ей сохранять консервативную форму. Язык подчиняется жесткой норме, речь же допускает отступления от неё, что позволяет нам со временем менять те или иные правила и даже корректировать некоторые единицы самого языка.

Язык служит стабилизации общества, сплачиванию народов и наций, речь способна отражать особенности каждого этапа развития социума, именно в речи появляются жаргоны, просторечия, новые слова, которые со временем могут стать фактом языка.

 

 

Язык Речь
1) абстрактен 2) имеет уровневую организацию, вертикальное, виртуальное устройство 3) нет 4) абстрактен, воспроизводим 5) потенциален 6) инвариантен 7) отражает опыт коллектива 8) объективен и обязателен 9) независим от обстановки 10) статическое явление 11) ограничен набором составляющих 1) материальна (акустически и визуально) 2) линейна (горизонтальная последователь­ность слов) 3) отнесена к объектам действительности, может быть истинной или ложной) 4) конкретна, неповторима 5) актуальна 6) вариантна 7) отражает опыт индивидуума 8) субъективна и произвольна 9) ситуативно обусловлена 10) динамична, развертывается во времени и пространстве 11) бесконечна

 

Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слуша­ние, говорение, чтение, письмо. Эти виды речевой деятельности рассматри­ваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального об­щения. По характеру речевого общения речевая деятельность дифференциру­ется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Письмо и чтение представляют собой более сложные виды речевой деятельности.

Структура говорения

1. Предварительная ориентировка. Говорящий должен уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей ау­дитории (образование, возраст, физическое и психологическое состояние слу­шателей и пр.).

2. Этап планирования. Говорящий продумывает по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания.

3. Осуществление деятельности, т.е. процесса говорения. Большую роль иг­рает жестово-мимический код.

4. Контроль осуществления деятельности. Самоконтроль осуществляется как в течение всего процесса говорения, так и после него.

Структура письма

1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий опреде­ляет, с какой целью, кому и что он будет писать.

2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным плани­рованием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные вырази­тельные языковые средства.

3. Осуществление деятельности, т.е. самого процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и про­межуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию чи­тающего на каждую фразу (он может эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Иначе он может быть неверно понят.

4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Пере­читывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.

Структура слушания

1. Ориентировочный этап. Слушающий должен осознать цели и задачи, ко­торые он должен решить в процессе слушания, т.е. осознать свое коммуника­тивное намерение.

2. Аналитико-синтетический этап. Слушающий одновременно анализирует воспринимаемое (устанавливает смысловые связи и отношения между звеньями текста) и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл вос­приятия. В процессе слушания могут быть составлены конспект, план, рабочие записи, сформулированы вопросы, замечания.

3. Этап систематизации услышанного. На этом этапе реализуется исполни­тельская (реакция на высказывание) и контрольная (оценка уровня и качества услышанного, коррекция своих выводов) фазы речевой деятельности.

Структура чтения

1. Этап предварительной ориентировки. Формируется или уточняется целе­вая установка, т.е. решаются вопросы для чего и зачем читать. В процессе чте­ния целевая установка может меняться.

2. Этап планирования деятельности. Он зависит от целевой установки, объ­ема текста, времени, отведенного на работу с текстом.

3. Этап осуществления деятельности. На этом этапе реализуется процесс смыслового восприятия текста. Понимание текста зависит от сложности его со­держания, структуры, стиля, графической подачи, определенной исходной базы данных и т.д.

4. Этап контроля. Анализируются результаты деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.

 

Задание 1. А. В каком аспекте и как понимается «язык» в определениях»? Б. С какими определениями из приведенных выше можно употреблять поня­тие «речь», а с какими нельзя и почему?

Язык народа, национальный; иностранный, родной, русский, свой, чужой, пер­вый, второй; писателя, Пушкина; птиц, животных, человеческий, свиста, жестов, мими­ческий, пантомимы; города, деревни; социальных и профессиональных групп: студентов, учителей, артистов; естественный / искусственный (эсперанто, паскаль); живой / мертвый (латинский, старославянский); международный, мировой, межнационального, межэтническоготобщения; литературный, художественной литературы.

Задание 2. Прочитайте текст. Выявите ключевые моменты смысла. По­старайтесь подробно пересказать этот текст. Проанализируйте уровень своего чтения.

Спасти рукописи Баха

Хотя Иоганн Себастиан Бах редко бывал в Берлине, случилось так, что 80 процентов его наследия хранится не в Лейпциге, где он служил органистом в соборе, а в Государственной библиотеке немецкой столицы. И большинство из 13 216 нотных страниц находятся в плохом состоянии.

Бах пользовался самодельными чернилами из чернильных орешков, или галлов. Это наросты, возникающие на листьях деревьев (особенно ценились дубовые галлы), когда в ткань листа откладывает яичко особая мушка – галлица. Чтобы получить чернила, в экстракт из чернильных орешков добавляли раствор железного купороса. Содержащаяся в составе орешка галловая кислота дает с солями железа черный осадок, так что получались черные чернила. Однако со временем входящий в их состав железный купорос начинает разлагаться, выде­ляя серную кислоту, которая разъедает бумагу. От этого недуга страдают многие старинные рукописи.

Сейчас немецкие специалисты предлагают расщепить бумагу, сняв с нее по­верхностный слой с нотными знаками, а вместо старого нижнего слоя подклеить тончайшую японскую бумагу, устойчивую к действию кислоты. Решение пока не принято, но этот метод реставрации, разработанный еще в бывшей ГДР, уже успешно применяется в США и во Франции.

 

Задание 3. Прослушайте текст. Выявите ключевые моменты смысла. Постарайтесь его пересказать. Проанализируйте уровень своего слушания.

О пользе пешего хождения

Стив Берд и его коллеги с кафедры лечебной физкультуры медицинского колледжа в Кенте (Великобритания) доказали, что пешее хождение влияет на состав крови.

Они выбрали 56 добровольцев, ведущих сидячий образ жизни, и разделили их на четыре группы. Одна группа должна была предпринимать прогулку дли­тельностью 20-40 минут ежедневно, вторая – две прогулки по 10-15 минут, тре­тья – три по 5-10 минут. Четвертая группа сидела дома перед телевизором. Пе­ред началом опыта у всех измерили содержание в крови липопротеинов – со­единений белков с жиром, способствующих развитию атеросклероза.

Так продолжалось 18 недель, после чего анализ жиров крови повторили. У тех, кто гулял сравнительно долго, содержание самого вредного липопротеина упало на 50 миллиграммов, у «промежуточных» это падение было вдвое более скромным, а у тех, кто гулял три раза, но понемногу, содержание опасного веще­ства сократилось лишь на 10 миллиграммов. Так что дальние прогулки наиболее эффективны. У «сидячих» содержание липопротеинов осталось прежним.

 

Задание 4. Прослушайте текст. Напишите изложение.

Талант общения

Бывает так. Входит незнакомый человек в комнату, все видят его в первый раз. Здоровается, говорит обычные, как будто слова, пробудет недолго, уйдет, а все им очарованы: "Какой хороший человек!"

И всем снова хочется увидеть его. В чем секрет особого очарования нового знакомого? Я бы назвал его талантом общения. Он вовсе не играет роль милого и обаятельного человека. Он на самом деле таков, хотя, возможно, не родился ангелом. Но в детстве ему ни разу не позволили проявить дурные качества ха­рактера. И это умение быть ровным, доброжелательным, изящным вошло в плоть и кровь, стало второй натурой. Теперь для него просто невозможно бро­сить на кого-либо хмурый взгляд исподлобья, поморщиться, если кто-то не­удачно сострил, или демонстративно захлопнуть окно, если под ним разговари­вают люди. Он вежлив. Постоянная вежливость – это и есть талант общения. Причем понимать вежливость, мне думается, надо очень широко: это манера общения и с людьми, и с беззащитным зверьем, бережное отношение к каждому деревцу и цветку. Мелочей здесь нет. Если ребенка вовремя не научить пра­вильно сидеть за столом, не болтать ногами, не вмешиваться в разговоры взрослых – это значит упустить что-то очень важное в воспитании таланта об­щения (С. Михалков)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.017 с.)