Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Языковые средства привлечения вниманияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А. Прочитайте следующие рекламные слоганы и названия товаров и организаций. Определите, какие языковые средства выразительности в них использованы. · «БингоШОУ – живите хороШОУ» · «Margaret Astor – как ты прекрасна» · «ОттЕнись со вкусом!» (реклама оттеночной пены) · «Не окажитесь в безВАЗдушном пространстве» (реклама автомобилей ВАЗ) · «Дави на ГАЗ!» (реклама автомобилей ГАЗ) · «Wella – вы великолепны!» · ЭЛЬДОрадио · «Купи себе Даниссимо!» · «Это не сон, это СОНИ!» · «Трогательный тональный крем от Max Factor. Вы можете дотрагиваться до лица, менять одежду, целоваться. И вам не надо будет поправлять свой макияж» · «Пора брать кассу» (реклама кассовых аппаратов) · «Сядь за руль и обгони ветер» (реклама автомобилей) · «Мобилизуйся!» (реклама мобильных телефонов)
Б. Подберите рекламные тексты, в которых используются различные средства привлечения внимания.
Задание 14. Составьте рекламный слоган любого предмета из вашего обихода, основанный на эпифоре или анафоре. Например: Мы за русских, Мы за бедных. (В. Жириновский) Логичность речи Задание 1. Устраните двусмысленность. 1. Директор приказал ученикам отнести компьютеры к себе. 2. Мы планируем посетить музей и вынести из него все самое интересное и полезное. 3. Грибоедов в своем произведении призывал думать своей головой, а не как все. 4. Был Тобольск когда-то в Сибири большим городом, начинался с Урала и уходил за дальний Иркутск. 5. В горах пасут коров с необычайно теплой и густой шерстью, привыкшей к ночному холоду и удобной для пастухов.
Задание 2. Устраните противоречивость высказывания. 1. Фантазия порой уносит художника от реальности к действительности. 2. В Англии помимо скотоводства, очень хорошо развито овцеводство. 3. Не случайно шотландцы носили длинную одежду, потому что такую одежду легче стирать. 4. Мальчик облокотился спиной на парапет. 5. В средневековье не ценили красоту вещей, и мастера делали в основном добротные вещи. Задание 3. Устраните абсурдность высказывания. 1. Искусство многогранно, а творчество – это одна из его граней. 2. Скот в Англии является пейзажной живописью. 3. Войдя поглубже в мысли, молодежь должна стремиться к искусству. 4. Экспонат позировал творцу, а он в свою очередь отобразил его на холсте. 5. Зеркало истории видит нас и записывает все. Задание 4. Устраните непоследовательность высказывания. 1. Все чаще уходил, вешал замок на белую от муки дверь, мельник на свой хутор. 2. Высказывание Д.С. Лихачева можно сравнить с медалью, у которой две стороны и на каждой разные взгляды. 3.Особенно хороши у Наташи глаза, они вместе с Соней в Отрадном мечтали о красоте природы. 4. После ранения князь Андрей возвращается домой. На поляне в Отрадном он встречает голый дуб. 5. Пушкин сделал много для русского литературного языка. Он умер в 37 лет.
Задание 5. Прочитайте «афоризмы», принадлежащие В.С. Черномырдину, определите, какая ошибка нарушает ясность и логичность речи. 1. Народ пожил – и будет! 2. Я не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно. 3. Это не тот орган, который готов к любви. 4. У меня к русскому языку вопросов нет… 5. Все те вопросы, которые были поставлены, мы их соберем в одно место. 6. Но пенсионную реформу делать будем. Там есть, где разгуляться. 7. Вечно у нас в России стоит не то, что нужно. 8. Вас хоть на попа поставь или в другую позицию – все равно толку нет. 9. Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе. 10. Правительство в отставку? У кого руки чешутся – чешите в другом месте! 11. Страна не знает, что ест правительство. 12. Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит. 13. Хотели как лучше, а получилось как всегда. 14. У меня приблизительно два сына. 15. Правительство – это не тот орган, где, как многие думают, можно только языком. 16. Надо же думать, что понимать.
Уместность речи
Задание 1. Прочитайте предложения и объясните, в чём проявляется нарушение требования уместности речи. Какой это тип уместности? Мотивируйте свой ответ. Какие еще коммуникативные качества речи нарушены в этих высказываниях? К каким жанрам относятся эти предложения? 1. По багажу к нам поступает много претензий. 2. И ещё одна встреча в селе Пашково с человеком, который, может быть, поможет изменить лицо работы клуба. 3. Необходимо обратить внимание на факт опоздания учащихся. 4. Местное население ежегодно проводит сбор свежих ягод. 5. Особый интерес представляют собой сборища, на которых вместе с ребятами присутствует их классный руководитель. 6. Надо поторопиться, ибо мы опаздываем на поезд. 7. Примером может служить вековой опыт Шатиловского и Анадольского лесомассивов, давно заселённых крылатыми друзьями. 8. Воровский родился в нашей Москве белокаменной в 1871 году. 9. В связи с изменением погоды у нас много бюлетенщиков. 10. Ещё очень большие богатства морей остаются втуне. 11. Что касается телефонов, то в настоящее время заканчивается кабелирование новых домов. 12. Сейчас кронаторы действуют особенно ретиво, осуществляется кронирование деревьев на улицах города. 13. Преступность скакнула вверх. 14. Новые приспособления для механической шабровки подшипников создаются с очень большим напрягом. 15. Вот бизнесмен – уникум двадцатого века. 16. Будет исполнено 14 прелюдий с постлюдией. 17. Его приезд растопил небольшой огонёк, который царил в аграрных душах. 18. В лотерее участвуют японские холодильники.
Задание 2. Объясните значения публицистических штампов и их уместность в газетной статье. Труженики полей, труженики морей, труженики целины; люди в белых халатах, люди в серых шинелях, люди в белых воротничках; работники прилавка, работники метлы и лопаты, работники ножа и топора; страна кленового листа, страна восходящего солнца, страна тюльпанов и каналов, страна тысячи озёр, страна дураков; белое золото, голубое золото, черное золото, зелёное золото; друзья природы, друг человека, зелёный друг. Задание 3. Прочитайте высказывание Ф.П. Филина, учёного-лингвиста, и дайте письменный ответ на вопрос: какая форма сказуемого уместна в научном или деловом тексте и нежелательна в непринуждённой разговорной или художественной речи? Приведите свои примеры уместного употребления подобного рода сказуемых. Сами по себе глаголы иметься, производиться, осуществляться ни дурны, ни хороши. Всё дело в том, насколько уместно употребление того или иного оборота. Давайте сравним. Запустили спутник, запущен спутник – это говорим мы в обиходной речи, сообщая новость друзьям и знакомым. Произведён запуск спутника – официальное выражение, более точное. Я думаю, что обороты такого типа, как произведён запуск спутника вместо запущен спутник или достигнута экономия в 250 тысяч вместо сэкономлены 250 тысяч, в деловом, научном языке вполне допустимы. Другое дело, если в разговоре ваша приятельница, вместо того чтобы сказать: «Не буду покупать туфли – лучше сэкономлю 40 рублей», произнесёт: «Если я воздержусь от покупки туфель, мною будет достигнута экономия в размере сорока рублей».
Задание 4. Уместность стилевая, как известно, регулируется стилем языка. В художественной литературе допустимы и становятся уместными отступления от литературной нормы на разных уровнях языка, если они выполняют определенную смысловую нагрузку. Прочитайте отрывки из произведений художественной литературы и оцените уместность таких отступлений
Задание 5. Контекстуальная уместность регулирует композиционно-речевую организацию текста, единство плана содержания и плана выражения, однородность стилистической тональности. Прочитайте шутки А.П. Чехова. Какие отступления от требований контекстуальной уместности он высмеивает? Ответ мотивируйте. Роман адвоката(протокол) Тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, февраля десятого дня, в городе С.-Петербурге, Московской части, 2 участка, в доме второй гильдии купца Животова, что на Лиговке, я, нижеподписавшийся, встретил дочь титулярного советника Марью Алексеевну Барабанову, 18 лет, вероисповедания православного, грамотную. Встретив оную Барабанову, я почувствовал к ней влечение. Так как на основании 994 ст. Улож. о наказ. незаконное сожительство влечет за собой, помимо церковного покаяния, издержки, статьею оною предусмотренные (смотри: дело купца Солодовникова 1881 г. сб. реш. Касс. департ.), то я и предложил ей руку и сердце. Я женился, но не долго жил с нею. Я разлюбил ее.Записав на свое имя всё ее приданое, я начал шататься по трактирам, ливадиям, эльдорадам и шатался в продолжение пяти лет. А так как на основании 54 ст. Х т. гражданского Судопроизводства пятилетняя безвестная отлучкадает право на развод, то я и имею честь покорнейше просить, ваше п–во, ходатайствовать о разведении меня с женою. Новая болезнь и старое средство Сечение по своим симптомам аналогично перемежающейся лихорадке (febris intermittens). Перед сечением больной бледен от спазма периферических сосудов. Зрачки его расширены. Нужно вообще заметить, что вид начальства раздражает вазомоторный центр и nervus oculomotorius. Больной чувствует озноб. Во время сечения мы замечаем повышение температуры и гиперестезию кожи. После сечения больной чувствует жар. Он весь в поту. На основании этой аналогии я советую учащимся перед уходом в училище принимать хинин.
Задание 6. Прочитайте тексты. Чье высказывание в каждом случае вы считаете неуместным? К каким последствиям для адресата приведет неуместное высказывание или неуместная форма высказывания? Обоснуйте свое мнение. 1. «Ты попробуй-ка, уговори меня, чтоб я тебе подал милостыню, тогда я тебе и подам», ― говорил Диогену какой-то очень скаредный и черствый человек. «Если б я знал, что могу убедить тебя в чем-либо, то убедил бы тебя пойти и повеситься». 2. Какой-то богатей приглашал Аристиппа давать уроки его сыну. Философ запросил за обучение довольно значительную сумму, а богач заупрямился и говорил, что за такие деньги можно купить осла. «Ну и купи, ― сказал философ, ― будут у тебя два осла». 3. Какой-то грек, большой болтун и пустомеля. Попал в Скифию, где над ним все смеялись. «Вы, скифы, ― убеждал он их, ― должны относиться ко мне с почтением: я родом из той же страны, где родился Платон». – «Коли хочешь, чтобы тебя слушали без смеха, говори, как Платон». 4. Однажды Свифт, собираясь сесть на коня куда-то ехать, заметил, что сапоги его не чищены. Он кликнул своего лакея и строго спросил его, почему сапоги не чищены. «Чего их напрасно чистить-то! – грубо отвечал лакей. – Все равно поедете, опять их и забрызгаете грязью!» Сказав это, лакей тут же спросил у Свифта ключ от буфета. «Зачем это?» – спросил Свифт. «Я хочу завтракать», ― отвечал лакей. «Ну вот, стоит завтракать, когда через два часа снова захочется есть!» – ответил Свифт и, не дав ключа, пришпорил коня и ускакал. 5. В общественном саду молодой человек заметил впереди себя какую-то особу, с которой ему очень хотелось заговорить, но он все не мог придумать, как к этому приступить. Наконец, на его счастье, на спину даме уселось какое-то насекомое. «Сударыня, ― осмелился кавалер, ― у вас позади поместился какой-то зверь». Барышня с тревожным восклицанием обернулась и сказала: «Ах, Боже мой, я вас и не заметила!» 6. Встретившись на приеме с известным русским ученым М.В. Ломоносовым, членом Императорской академии наук, один из царских сановников иронически спросил его: ― Скажите, любезнейший, благодаря чему вы стали вхожи в царский дворец? У вас, вероятно, были знатные предки? Ломоносов, который происходил из простых крестьян, шутливо ответил: ― Для меня предки необязательны, ваше сиятельство! Я сам знатный предок! Задание 7. Пародия – сознательная имитация юмористического, иронического или сатирического характера других жанров, стилей, чьей-либо индивидуальной манеры речи, игры, поведения и т.п. Часто источником пародии является неуместно используемые автором различные средства выразительности. Прочитайте тексты и определите, что пародируют писатели-сатирики в каждом случае. Открытие Америки
Кипение Поэт совсем не хлюпик. Он честной муки бог. Зачем затоптан лютик, Зачем в сердцах Подлог? (Анатолий Чиков)
Чистота речи Задание 1. Прочитайте воспоминания геолога о своих наблюдениях над языком говоров Среднего Урала. Попытайтесь перевести речь бабушки на литературный язык, при затруднении обращайтесь к словнику. В начале тридцатых годов я проводил геологические изыскания на Среднем Урале, в районе г. Егоршино, известном разработками угля. Поселился в деревне Сарафанное. Здесь, в избе, за деревянной перегородкой мне была выделена комнатушка. Обрабатывая материалы дневного маршрута, я невольно слышал все разговоры хозяйки, которые она вела с трехлетним внуком. «Не шевели, Толинька, запон, не славно будет. Поди лучше на улку играть с ребятами», ― говорит бабушка, выдергивая передник из рук непоседы-внука. – «Я малестохонько погуляю». – «Да пошто сам-то? – замечает бабушка. – О будь ты грех, неколды, чуешь, мне-то». Ребёнок хнычет. «Ропотун, пошто ропчишь, бестужий? Иди-от, ― замечает бабушка, робята на улке, до перемет дойди. Ну тупай, и я приду на речку ремчишки мыть» (А.М. Викторов, геолог). Словник: шевелить – хватать; запон – передник; не славно – плохо; малестохонько – немного; чуешь – слышишь, знаешь; ропотун – привередник; пошто – почему; роптать – капризничать; бестужий – бесстыжий; переметы – изгородь; тупать – ступать, отправляться; ремчишки – половички.
Задание 2. Назовите слова, нарушающие чистоту речи. Покуролесили. Набедокурили. Помыкались. Намаялись. Пора и за ум браться. Время разбивать и время склеивать; время разрывать и время сшивать. Говоря проще, актуализировались императивы реинтеграции постсоветского пространства. Свидетельством тому – появление реинтеграционных проектов…(Независимая газета.―1994.―23 июня). Саратовцы очень любят уступать в автобусе места старушкам. Как войдет старушка, все мужчины поднимаются, наперебой предлагая свои места. Старушка в растерянности, не желая никого обидеть. «Отвали, падлы! – кричит кто-то. – Она здесь сядет! Бабка! Не топчись, курва, иди сюда, лезь, кому говорю, стерва ты такая!» И старушка лезет, садится и сидит. (Слаповский А. Дружба народов.)
Задание 3. Оцените правильность и чистоту речи героя М. Зощенко. Честный гражданин(Письмо в милицию) Состоя, конешно, на платформе, сообщаю, что квартира № 10 подозрительна в смысле самогона, который, вероятно, варит гражданка Гусева и дерет окромя того с трудящихся три шкуры. А когда, например, нетути денег или вообще нехватка хушь бы одной копейки, то в долг нипочем не доверяет, и еще, не считаясь, что ты есть свободный обыватель, пихают в спину. А еще сообщаю, как я есть честный гражданин, что квартира № 3 тоже, без сомнения, подозрительна по самогону, в каковой вкладывают для скусу, что ли, опенки или, может быть, пельсинные корки, отчего блюешь сверх нормы. А в долг, конешно, тоже не доверяют. Хушь плачь! А сама вредная гражданка заставляет ждать потребителя на кухне и в помещении, чисто ли варят, не впущает. А в кухне ихняя собачонка, системы пудель, набрасывается на потребителя и рвет ноги. Эта пудель, холера ей в бок, и мене ухватила за ноги. А когда я размахнулся посудой, чтоб эту пудель, конешно, ударить, то хозяйка тую посуду вырвала у меня из рук и кричит: ― На, говорит, идол, обратно деньги. Не будет тебе товару, ежели ты бессловесную животную посудой мучаешь. А я, если на то пошло, эту пудель не мучил, а размахивался посудой. ― Что вы, говорю, вредная гражданка! Я, говорю, не трогал вашу пудель. Возьмите свои слова обратно. Я говорю: недопустимо, чтоб пудель рвал ноги. А гражданка выкинула мне деньги взад, каковые и упали у плите. Деньги лежат у плите, а ихняя пудель насуслила их и не подпущает. Хушь плачь. Тогда я, действительно,не отрицаю, пихнул животную ногой и схватил деньги, среди каковых один рубль насуслен и противно взять в руки, а с другого объеден номер, и госбанк не принимает. Хушь плачь. Тогда я обратно, не отрицаю, пихнул пудель в грудку и поскорее вышел. А теперича эта вредная гражданка меня в квартиру к себе не впущает, и дверь все время, и когда ни сунься, на цепке содержит. И еще, стерва, плюется через отверстия, если я, например, подошедши. А когда я на плевки ихние размахнулся, чтоб тоже по роже съездить или по чем попало, то она, с перепугу, что ли, дверь поскорее хлопнула и руку мне прищемила по локоть. Я ору благим матом и кручусь перед дверью, а ихняя пудель заливается изнутре. Даже до слез обидно. О чем имею врачебную записку, и, окромя того, кровь и теперя текеть, если, например, ежедневно сдирать болячки. А еще, окромя этих подозрительных квартир, сообщаю, что трактир "Веселая Долина" тоже, без сомнения, подозрителен. Там меня ударили по морде и запятили в угол. ― Плати, говорят, собачье жало, за разбитую стопку. А я ихнюю стопку не бил, и, вообще, очень-то нужно мне бить ихние стопки. ― Я, говорю, не бил стопку. Допустите, говорю, докушать бутерброть, граждане. А они меня тащат и тащат и к бутербротю не подпущают. Дотащили до дверей и кинули. А бутерброть лежит на столе. Хушь плачь. А еще, как честный гражданин, сообщаю, что девица Варька Петрова есть подозрительная и гулящая. А когда я к Варьке подошедши, так она мной гнушается. Каковых вышеуказанных лиц можете арестовать или как хотите. Теперича еще сообщаю, что заявление мной проверено, как я есть на платформе и против долой дурман, хоша и уволен по сокращению за правду. А еще прошу, чтоб трактир "Веселую Долину" пока чтоб не закрывали. Как я есть еще больной и не могу двинуться. А вскоре, без сомнения, поправлюсь и двинусь. Бутерброть тоже денег стоит. Задание 4. Оцените подчеркнутые слова с точки зрения чистоты речи. Уместны ли они, по вашему мнению, в газетной строке? Отредактируйте (если это необходимо) фразы. Основным видом спорта стала легкая атлетика. Поскольку со снегом и лыжами в ГДР было как-то туговато – Европа. На мусоре хорошо разъедаются крысы и вороны. В Пионерском поселке, например, пасюки шныряют среди жилых домов и ночью и днем, не опасаясь ни мороза, ни сотрудников дезинфекционной станции. …Приходится вместе прижучивать тех «заказчиков», которые не торопятся или не хотят оплачивать вывоз мусора. Кстати, когда Земфира училась, она жутко интересовалась биографиями композиторов. Атмосфера тревоги и нервного ожидания, вытаскивающая из глубин нашего подсознания первобытный ужас, порой действует похлеще, чем тонны кровищи, толпы жмуриков или стада Годзилл. Газета «Вечерние ведомости» (редактор А. Стуликов, известный своими хвалебными компиляциями про губернатора) – пошлейшее издание, худший образчик «желтой прессы». Задание 5. Найдите канцеляризмы, исправьте предложения. 1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошёл в кино. 2. В соответствии с вышеизложенными показателями встаёт вопрос о том, что надлежит сконструировать максимально удешевлённый прибор. 3. Необходимо проводить контрольные мероприятия, соответствующие тому уровню знаний, который мы имеем на сегодняшний день. 4. Широкомасштабный комплекс инициатив, выдвинутых в последнее время, остаётся в силе. 5. Ведутся изыскания возможностей создания турбин большой мощности. 6. На крутых склонах создание защитных лесных насаждений производилось в ручную. 7. Вышеупомянутые дети не пришли в детский садик ввиду болезни. 8. Имеет место нарушение трудовой дисциплины среди кадрового персонала.
Задание 6. Прочитайте предложения и определите, где указанные слова выступают в собственном значении, а где являются словами-паразитами. Предложения отредактируйте. Бабушка, намажь мне блин маслом. Ну, вы, блин, даете! Египтяне собирали плоды с фигового дерева. Ковбоя не поймали, да на фиг он кому-то нужен? Приходит он ко мне вечером, типа, денег попросить. В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует два типа дворян: романтика Ленского и прагматика Онегина. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Я люблю, ну как, гулять по лесу осенью. Он мне вчера конкретно говорит: «Я не буду учить этот параграф». У нас с ним сложились чисто деловые отношения. Волейбол, лыжи и спортивное ориентирование – чисто уральские виды спорта. На его вопрос мы ответили ну как типа просто. Задание 7. Укажите варваризмы, вульгаризмы, диалектизмы и канцеляризмы в художественном тексте. Какую смысловую нагрузку они выполняют? 1. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекорсовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе. А гладкое место. А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме (М. Зощенко. Аристократка). 2. Мартынко с артелью матросов в море ходил, и ему жúра была хорошая. Хоть на работу не горазден, а песни петь да сказки врать мастер. Дак все прошшали. С англичанами, с норвéжанами на пристанях толь круто лекочет, не узнать, что русский. Годы подошли, взели на военную службу. Послали караульным в стару морску крепость. Место невесёло, начальство строго, навеку бедной парень эдак не подчинялся, не покорялся (Б. Шергин. Мартынко). 3. Машка Гвоздева безусловно попадет в интеллигенцию, потому что от ее мозгов гораздо больше пользы, чем от ее рук. У меня ни рук, ни мозгов – один словарный запас. Это даже не литературные способности, просто я много знаю слов, потому что я много читаю. Это у меня от папы. Но знать много слов совершенно не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: точняк, нормалек, спокуха, не кисло, резко, структура момента (В. Токарева. Самый счастливый день). 4. Дорогой Соседушка. Максим…(забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую ручку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т.е. плебейским элементом (А.П. Чехов. Письмо ученому соседу.). Задания для самостоятельной работы 1. Отметьте верные высказывания: 1. Точность речи – максимальное соответствие употребляемых слов называемым предметам, явлениям действительности, а также раскрываемым понятиям. 2. Общепонятность языка определяется необходимостью ограничить использование слов, непонятных, неизвестных в данной аудитории. 3. Метафора не создает двуплановость восприятия. 4. Развернутая метафора состоит из ряда однотипных метафорических словоупотреблений, которые не «поддерживают» друг друга. 5. Инверсия – это употребление слова в противоположном основному значении. 6. Варваризмы – это иностранные слова, употребляемые без особой необходимости, имеющие русские эквиваленты. 7. Эллипсис – пропуск элемента, легко восстанавливаемого в контексте. 8. Если речь человека правильная, то она обязательно привлекает слушателей 9. Традиционно любой текст делится как минимум на две смысловые части. 10. Плеоназм – смысловая избыточность сочетаний слов, когда оба слова содержат один и тот же смысловой компонент.
2. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта). 1. Основная часть имеет цель: а) настроить собеседника на необходимое настроение; б) убедить человека принять ту или иную информацию; в) закрепить основную мысль. 2. Чтобы избежать частого использования слов-паразитов необходимо: а) заранее готовиться к выступлению; б) тщательно продумывать свою речь; в) написать свое будущее выступление. 3. Диалектная лексика – это слова, ограниченные: а) в социальном отношении; б) в территориальном отношении; в) не ограниченные. 4. При использовании терминов необходимо соблюдать ряд правил: а) уточнить все ли присутствующие знакомы с данным термином; б) уточнить употребляемое вами значение данного термина; в) необходимо развести значение близких, синонимичных терминов. 5. Символ – это: а) многозначный и глубокий по смыслу образ, сближающий абстрактное понятие и конкретный предмет, выступающий образным знаком этого понятия; б) употребление слова для обозначения предмета (действия, признака), в чем-то сходного с тем, который обозначается основным значением слова; в) перенос наименования по смежности, т.е. обозначение одним и тем же словом предметов, близких по месторасположению, времени существования, последовательности проявления, причинно-следственным связям и т.п. 6. Гипербола – это: а) метафорическое словоупотребление, преувеличивающее какой-то предмет или признак; б) употребление слова для обозначения предмета (действия, признака), в чем-то сходного с тем, который обозначается основным значением слова; в) это метафорическое словоупотребление, противоположное гиперболе: здесь происходит преуменьшение величины или значимости предмета, события, признака. 7. Ирония – это: а) изменение обычного порядка слов; б) пропуск элемента, легко восстанавливаемого в контексте; в) употребление слова в противоположном основному значении. 8. Ассонанс – это: а) повтор согласных; б) повтор гласных; в) повтор любых звуков. 9. С гуманистических позиций подходит поэт к изображению империалистической бойни. В данном примере нарушено коммуникативное качество: а) точность; б) логичность; в) уместность. 10.Чистота речи определяется: а) с точки зрения нравственности; б) с точки зрения норм русского литературного языка; в) с точки зрения качеств хорошей речи.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.017 с.) |