Языковые средства привлечения внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковые средства привлечения внимания



Языковые средства Примеры
1. Отклонения от нормативной орфографии  
Сочетание латиницы с кириллицей ДЕЛЬТА-MARIN
Соблюдение норм дореволюционной орфо­графии Магазин «Купецъ»
Употребление прописных букв в середине и в конце наименования МаксидоМ; КредоМЕД
Игра слов как нарушение норм орфографии «Всё ВАЗможно» (реклама ав­томобилей ВАЗ)
2. Каламбур – высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосо­четании) прямого и переносного значений «Pantin PRO-V – блеск и сила Ваших волос. Блестящий ре­зультат!»
3. Окказионализмы – новые слова, отсутствующие в системе языка, созданные специально «для данного момента» в экспрессивных целях «Не тормозни! Сникерсни!»
4. Персонификация – перенесение на неживой предмет свойств или функций живого лица «TEFAL ЗАБОТИТСЯ О Вас!»
5. Фонетические повторы, рифмованные рек­ламные лозунги «Ваша киска купила бы «Вис­кас»»
6. Дефразеологизация – семантический распад фразеологизма, использование его компонен­тов в прямом значении; при этом ассоциатив­ная связь свободного словосочетания с фра­зеологизмом сохраняется «Когда простуда берет за горло!» (реклама леденцов «Strepsils» – антибактериаль­ного средства от боли в горле). Существительное «горло» употребляется здесь и в своем пря­мом, и во фразеологически связном

 

А. Прочитайте следующие рекламные слоганы и названия товаров и орга­низаций. Определите, какие языковые средства выразительности в них исполь­зованы.

· «БингоШОУ – живите хороШОУ»

· «Margaret Astor – как ты прекрасна»

· «ОттЕнись со вкусом!» (реклама оттеночной пены)

· «Не окажитесь в безВАЗ­душном пространстве» (реклама автомобилей ВАЗ)

· «Дави на ГАЗ!» (реклама автомобилей ГАЗ)

· «Wella – вы велико­лепны!»

· ЭЛЬДОрадио

· «Купи себе Даниссимо!»

· «Это не сон, это СОНИ!»

· «Трогательный тональ­ный крем от Max Factor. Вы можете дотраги­ваться до лица, менять одежду, целоваться. И вам не надо будет по­правлять свой макияж»

· «Пора брать кассу» (рек­лама кассовых аппара­тов)

· «Сядь за руль и обгони ветер» (реклама автомо­билей)

· «Мобилизуйся!» (реклама мобильных телефонов)

 

Б. Подберите рекламные тексты, в которых используются различные средства привлечения внимания.

 

Задание 14. Составьте рекламный слоган любого предмета из вашего оби­хода, основанный на эпифоре или анафоре. Например:

Мы за русских,

Мы за бедных. (В. Жириновский)

Логичность речи

Задание 1. Устраните двусмысленность.

1. Директор приказал ученикам отнести компьютеры к себе. 2. Мы планируем посетить музей и вынести из него все самое интересное и полезное. 3. Грибоедов в своем произведении призывал думать своей головой, а не как все. 4. Был То­больск когда-то в Сибири большим городом, начинался с Урала и уходил за даль­ний Иркутск. 5. В горах пасут коров с необычайно теплой и густой шерстью, при­выкшей к ночному холоду и удобной для пастухов.

 

Задание 2. Устраните противоречивость высказывания.

1. Фантазия порой уносит художника от реальности к действительности. 2. В Англии помимо скотоводства, очень хорошо развито овцеводство. 3. Не случайно шотландцы носили длинную одежду, потому что такую одежду легче стирать. 4. Мальчик облокотился спиной на парапет. 5. В средневековье не ценили красоту вещей, и мастера делали в основном добротные вещи.

Задание 3. Устраните абсурдность высказывания.

1. Искусство многогранно, а творчество – это одна из его граней. 2. Скот в Англии является пейзажной живописью. 3. Войдя поглубже в мысли, молодежь должна стремиться к искусству. 4. Экспонат позировал творцу, а он в свою оче­редь отобразил его на холсте. 5. Зеркало истории видит нас и записывает все.

Задание 4. Устраните непоследовательность высказывания.

1. Все чаще уходил, вешал замок на белую от муки дверь, мельник на свой ху­тор. 2. Высказывание Д.С. Лихачева можно сравнить с медалью, у которой две стороны и на каждой разные взгляды. 3.Особенно хороши у Наташи глаза, они вместе с Соней в Отрадном мечтали о красоте природы. 4. После ранения князь Андрей возвращается домой. На поляне в Отрадном он встречает голый дуб. 5. Пушкин сделал много для русского литературного языка. Он умер в 37 лет.

 

Задание 5. Прочитайте «афоризмы», принадлежащие В.С. Черномырдину, определите, какая ошибка нарушает ясность и логичность речи.

1. Народ пожил – и будет! 2. Я не стал увязывать эти вопросы так перпендику­лярно. 3. Это не тот орган, который готов к любви. 4. У меня к русскому языку во­просов нет… 5. Все те вопросы, которые были поставлены, мы их соберем в одно место. 6. Но пенсионную реформу делать будем. Там есть, где разгуляться. 7. Вечно у нас в России стоит не то, что нужно. 8. Вас хоть на попа поставь или в другую позицию – все равно толку нет. 9. Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе. 10. Правительство в отставку? У кого руки чешутся – чешите в другом месте! 11. Страна не знает, что ест правительство. 12. Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит. 13. Хотели как лучше, а получилось как всегда. 14. У меня приблизительно два сына. 15. Правительство – это не тот орган, где, как многие думают, можно только языком. 16. Надо же думать, что понимать.

 

Уместность речи

 

Задание 1. Прочитайте предложения и объясните, в чём проявляется на­рушение требования уместности речи. Какой это тип уместности? Мотиви­руйте свой ответ. Какие еще коммуникативные качества речи нарушены в этих высказываниях? К каким жанрам относятся эти предложения?

1. По багажу к нам поступает много претензий. 2. И ещё одна встреча в селе Пашково с человеком, который, может быть, поможет изменить лицо работы клуба. 3. Необходимо обратить внимание на факт опоздания учащихся. 4. Местное население ежегодно проводит сбор свежих ягод. 5. Особый интерес представляют собой сборища, на которых вместе с ребятами присутствует их классный руково­дитель. 6. Надо поторопиться, ибо мы опаздываем на поезд. 7. Примером может служить вековой опыт Шатиловского и Анадольского лесомассивов, давно засе­лённых крылатыми друзьями. 8. Воровский родился в нашей Москве белокамен­ной в 1871 году. 9. В связи с изменением погоды у нас много бюлетенщиков. 10. Ещё очень большие богатства морей остаются втуне. 11. Что касается телефонов, то в настоящее время заканчивается кабелирование новых домов. 12. Сейчас кронаторы действуют особенно ретиво, осуществляется кронирование деревьев на улицах города. 13. Преступность скакнула вверх. 14. Новые приспособления для механической шабровки подшипников создаются с очень большим напрягом. 15. Вот бизнесмен – уникум двадцатого века. 16. Будет исполнено 14 прелюдий с по­стлюдией. 17. Его приезд растопил небольшой огонёк, который царил в аграрных душах. 18. В лотерее участвуют японские холодильники.

 

Задание 2. Объясните значения публицистических штампов и их умест­ность в газетной статье.

Труженики полей, труженики морей, труженики целины; люди в белых халатах, люди в серых шинелях, люди в белых воротничках; работники прилавка, работ­ники метлы и лопаты, работники ножа и топора; страна кленового листа, страна восходящего солнца, страна тюльпанов и каналов, страна тысячи озёр, страна дураков; белое золото, голубое золото, черное золото, зелёное золото; друзья природы, друг человека, зелёный друг.

Задание 3. Прочитайте высказывание Ф.П. Филина, учёного-лингвиста, и дайте письменный ответ на вопрос: какая форма сказуемого уместна в науч­ном или деловом тексте и нежелательна в непринуждённой разговорной или художественной речи? Приведите свои примеры уместного употребления подобного рода сказуемых.

Сами по себе глаголы иметься, производиться, осуществляться ни дурны, ни хороши. Всё дело в том, насколько уместно употребление того или иного обо­рота. Давайте сравним. Запустили спутник, запущен спутник – это говорим мы в обиходной речи, сообщая новость друзьям и знакомым. Произведён запуск спут­ника – официальное выражение, более точное. Я думаю, что обороты такого типа, как произведён запуск спутника вместо запущен спутник или достигнута эконо­мия в 250 тысяч вместо сэкономлены 250 тысяч, в деловом, научном языке вполне допустимы. Другое дело, если в разговоре ваша приятельница, вместо того чтобы сказать: «Не буду покупать туфли – лучше сэкономлю 40 рублей», про­изнесёт: «Если я воздержусь от покупки туфель, мною будет достигнута экономия в размере сорока рублей».

 

Задание 4. Уместность стилевая, как известно, регулируется стилем языка. В художественной литературе допустимы и становятся уместными отступления от литературной нормы на разных уровнях языка, если они вы­полняют определенную смысловую нагрузку. Прочитайте отрывки из произве­дений художественной литературы и оцените уместность таких отступле­ний

... Скипетр тебе вернув до сроку – Что уже душе до яств и брашна? Молодость моя! Моя морока – Молодость! Мой лоскуток кумашный! (М. Цветаева) … Пил как птицы. Тянул до потери сознанья; Звезды долго горлом идут в пищевод. Соловьи же заводят глаза с содроганьем, Осушая по капле ночной небосвод (Б. Пастернак) ... Арфеет ветер, далеет Нарва, Синеет море, златеет тишь, Душа – как парус, душа – как арфа. О чем бряцаешь? Куда летишь? (И. Северянин)   ... Начальник цеха моего, товарищ Зуев, Ко мне пристал, а я сказала: Не балуй! И вообще, из всех возможных Поцелуев Предпочитаю я воздушный поцелуй! И на заводе, да на ЗИЛе Знаменитом, Я после этого работать не могла, И наплевала я на фокусы с лимитом, И повернулась к цеху боком, И ушла (М.Танич) ... Ой, Вань, гляди какие клоуны! Рот – хоть завязочки пришей… Ой, до чего, Вань, размалеваны, И голос – как у алкашей! (В. Высоцкий)

Задание 5. Контекстуальная уместность регулирует композиционно-рече­вую организацию текста, единство плана содержания и плана выражения, одно­родность стилистической тональности. Прочитайте шутки А.П. Чехова. Ка­кие отступления от требований контекстуальной уместности он высмеи­вает? Ответ мотивируйте.

Роман адвоката(протокол)

Тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, февраля десятого дня, в городе С.-Петербурге, Московской части, 2 участка, в доме второй гильдии купца Живо­това, что на Лиговке, я, нижеподписавшийся, встретил дочь титулярного советника Марью Алексеевну Барабанову, 18 лет, вероисповедания православного, грамот­ную. Встретив оную Барабанову, я почувствовал к ней влечение. Так как на осно­вании 994 ст. Улож. о наказ. незаконное сожительство влечет за собой, помимо церковного покаяния, издержки, статьею оною предусмотренные (смотри: дело купца Солодовникова 1881 г. сб. реш. Касс. департ.), то я и предложил ей руку и сердце. Я женился, но не долго жил с нею. Я разлюбил ее.Записав на свое имя всё ее приданое, я начал шататься по трактирам, ливадиям, эльдорадам и ша­тался в продолжение пяти лет. А так как на основании 54 ст. Х т. гражданского Судопроизводства пятилетняя безвестная отлучкадает право на развод, то я и имею честь покорнейше просить, ваше п–во, ходатайствовать о разведении меня с женою.

Новая болезнь и старое средство

Сечение по своим симптомам аналогично перемежающейся лихорадке (febris intermittens). Перед сечением больной бледен от спазма периферических сосудов. Зрачки его расширены. Нужно вообще заметить, что вид начальства раздражает вазомоторный центр и nervus oculomotorius. Больной чувствует озноб. Во время сечения мы замечаем повышение температуры и гиперестезию кожи. После сече­ния больной чувствует жар. Он весь в поту.

На основании этой аналогии я советую учащимся перед уходом в училище принимать хинин.

 

Задание 6. Прочитайте тексты. Чье высказывание в каждом случае вы считаете неуместным? К каким последствиям для адресата приведет неуме­стное высказывание или неуместная форма высказывания? Обоснуйте свое мнение.

1. «Ты попробуй-ка, уговори меня, чтоб я тебе подал милостыню, тогда я тебе и подам», ― говорил Диогену какой-то очень скаредный и черствый человек. «Если б я знал, что могу убедить тебя в чем-либо, то убедил бы тебя пойти и по­веситься».

2. Какой-то богатей приглашал Аристиппа давать уроки его сыну. Философ за­просил за обучение довольно значительную сумму, а богач заупрямился и гово­рил, что за такие деньги можно купить осла. «Ну и купи, ― сказал философ, ― будут у тебя два осла».

3. Какой-то грек, большой болтун и пустомеля. Попал в Скифию, где над ним все смеялись. «Вы, скифы, ― убеждал он их, ― должны относиться ко мне с поч­тением: я родом из той же страны, где родился Платон». – «Коли хочешь, чтобы тебя слушали без смеха, говори, как Платон».

4. Однажды Свифт, собираясь сесть на коня куда-то ехать, заметил, что сапоги его не чищены. Он кликнул своего лакея и строго спросил его, почему сапоги не чищены. «Чего их напрасно чистить-то! – грубо отвечал лакей. – Все равно по­едете, опять их и забрызгаете грязью!» Сказав это, лакей тут же спросил у Свифта ключ от буфета. «Зачем это?» – спросил Свифт. «Я хочу завтракать», ― отвечал лакей. «Ну вот, стоит завтракать, когда через два часа снова захочется есть!» – ответил Свифт и, не дав ключа, пришпорил коня и ускакал.

5. В общественном саду молодой человек заметил впереди себя какую-то особу, с которой ему очень хотелось заговорить, но он все не мог придумать, как к этому приступить. Наконец, на его счастье, на спину даме уселось какое-то насе­комое. «Сударыня, ― осмелился кавалер, ― у вас позади поместился какой-то зверь». Барышня с тревожным восклицанием обернулась и сказала: «Ах, Боже мой, я вас и не заметила!»

6. Встретившись на приеме с известным русским ученым М.В. Ломоносовым, членом Императорской академии наук, один из царских сановников иронически спросил его:

― Скажите, любезнейший, благодаря чему вы стали вхожи в царский дворец? У вас, вероятно, были знатные предки?

Ломоносов, который происходил из простых крестьян, шутливо ответил:

― Для меня предки необязательны, ваше сиятельство! Я сам знатный предок!

Задание 7. Пародия – сознательная имитация юмористического, ирониче­ского или сатирического характера других жанров, стилей, чьей-либо индивиду­альной манеры речи, игры, поведения и т.п. Часто источником пародии явля­ется неуместно используемые автором различные средства выразительно­сти. Прочитайте тексты и определите, что пародируют писатели-сатирики в каждом случае.

Открытие Америки

  Пропер океаном. Приехал.   Открыл Америку в Нью-Йорке на крыше. Сверху смотрю ― это ж наш Конотоп! Только в тысячу раз шире и выше. Городишко, конечно, Москвы хужей. Нет Госиздата ― Дома, доложу вам, по сто этажей. Фокстротируют американочки. А мне на них   Стоп! свысока наплевать. Известное дело – буржуйская лавочка. Плюну раз ― мамочка-мать! Плюну другой ― мать моя мамочка! Танцуют буржуи и хоть бы хны. Видать, не привыкли к гостю московскому. У меня уже не хватило слюны. Шлите почтой. Нью-Йорк ― Маяковскому   (Александр Архангельский)

Кипение


Поэт совсем не хлюпик.

Он честной муки бог.

Зачем затоптан лютик,

Зачем в сердцах Подлог?


(Анатолий Чиков)

Поэт – не пестик в ступке, Поэт – не огурец. Он весь, как бог, в поступке, Он – мученик, борец! Затоптан одуванчик И выдернут к тому ж... Опустошен стаканчик, Обманут верный муж.   Зачем, ответь, эпоха И человечий род, Мы выступаем плохо А не наоборот?! Мой голос все отчаянней, От честных мук хрипит... Поэт совсем не чайник, Но иногда кипит! (Александр Иванов)

Чистота речи

Задание 1. Прочитайте воспоминания геолога о своих наблюдениях над языком говоров Среднего Урала. Попытайтесь перевести речь бабушки на ли­тературный язык, при затруднении обращайтесь к словнику.

В начале тридцатых годов я проводил геологические изыскания на Среднем Урале, в районе г. Егоршино, известном разработками угля. Поселился в деревне Сарафанное. Здесь, в избе, за деревянной перегородкой мне была выделена ком­натушка. Обрабатывая материалы дневного маршрута, я невольно слышал все разговоры хозяйки, которые она вела с трехлетним внуком. «Не шевели, Толинька, запон, не славно будет. Поди лучше на улку играть с ребятами», ― говорит ба­бушка, выдергивая передник из рук непоседы-внука. – «Я малестохонько погу­ляю». – «Да пошто сам-то? – замечает бабушка. – О будь ты грех, неколды, чуешь, мне-то». Ребёнок хнычет. «Ропотун, пошто ропчишь, бестужий? Иди-от, ― заме­чает бабушка, робята на улке, до перемет дойди. Ну тупай, и я приду на речку ремчишки мыть» (А.М. Викторов, геолог).

Словник: шевелить – хватать; запон – передник; не славно – плохо; малесто­хонько – немного; чуешь – слышишь, знаешь; ропотун – привередник; пошто – почему; роптать – капризничать; бестужий – бесстыжий; переметы – изгородь; тупать – ступать, отправляться; ремчишки – половички.

 

Задание 2. Назовите слова, нарушающие чистоту речи.

Покуролесили. Набедокурили. Помыкались. Намаялись. Пора и за ум браться. Время разбивать и время склеивать; время разрывать и время сшивать. Говоря проще, актуализировались императивы реинтеграции постсоветского простран­ства. Свидетельством тому – появление реинтеграционных проек­тов…(Независимая газета.―1994.―23 июня).

Саратовцы очень любят уступать в автобусе места старушкам. Как войдет ста­рушка, все мужчины поднимаются, наперебой предлагая свои места. Старушка в растерянности, не желая никого обидеть. «Отвали, падлы! – кричит кто-то. – Она здесь сядет! Бабка! Не топчись, курва, иди сюда, лезь, кому говорю, стерва ты такая!» И старушка лезет, садится и сидит. (Слаповский А. Дружба народов.)

 

Задание 3. Оцените правильность и чистоту речи героя М. Зощенко.

Честный гражданин(Письмо в милицию)

Состоя, конешно, на платформе, сообщаю, что квартира № 10 подозрительна в смысле самогона, который, вероятно, варит гражданка Гусева и дерет окромя того с трудящихся три шкуры. А когда, например, нетути денег или вообще не­хватка хушь бы одной копейки, то в долг нипочем не доверяет, и еще, не считаясь, что ты есть свободный обыватель, пихают в спину.

А еще сообщаю, как я есть честный гражданин, что квартира № 3 тоже, без со­мнения, подозрительна по самогону, в каковой вкладывают для скусу, что ли, опенки или, может быть, пельсинные корки, отчего блюешь сверх нормы. А в долг, конешно, тоже не доверяют. Хушь плачь!

А сама вредная гражданка заставляет ждать потребителя на кухне и в поме­щении, чисто ли варят, не впущает. А в кухне ихняя собачонка, системы пудель, набрасывается на потребителя и рвет ноги. Эта пудель, холера ей в бок, и мене ухватила за ноги. А когда я размахнулся посудой, чтоб эту пудель, конешно, уда­рить, то хозяйка тую посуду вырвала у меня из рук и кричит:

― На, говорит, идол, обратно деньги. Не будет тебе товару, ежели ты бессло­весную животную посудой мучаешь.

А я, если на то пошло, эту пудель не мучил, а размахивался посудой.

― Что вы, говорю, вредная гражданка! Я, говорю, не трогал вашу пудель. Возьмите свои слова обратно. Я говорю: недопустимо, чтоб пудель рвал ноги.

А гражданка выкинула мне деньги взад, каковые и упали у плите. Деньги лежат у плите, а ихняя пудель насуслила их и не подпущает. Хушь плачь.

Тогда я, действительно,не отрицаю, пихнул животную ногой и схватил деньги, среди каковых один рубль насуслен и противно взять в руки, а с другого объеден номер, и госбанк не принимает. Хушь плачь.

Тогда я обратно, не отрицаю, пихнул пудель в грудку и поскорее вышел.

А теперича эта вредная гражданка меня в квартиру к себе не впущает, и дверь все время, и когда ни сунься, на цепке содержит. И еще, стерва, плюется через отверстия, если я, например, подошедши. А когда я на плевки ихние размахнулся, чтоб тоже по роже съездить или по чем попало, то она, с перепугу, что ли, дверь поскорее хлопнула и руку мне прищемила по локоть.

Я ору благим матом и кручусь перед дверью, а ихняя пудель заливается из­нутре. Даже до слез обидно. О чем имею врачебную записку, и, окромя того, кровь и теперя текеть, если, например, ежедневно сдирать болячки.

А еще, окромя этих подозрительных квартир, сообщаю, что трактир "Веселая Долина" тоже, без сомнения, подозрителен. Там меня ударили по морде и запя­тили в угол.

― Плати, говорят, собачье жало, за разбитую стопку.

А я ихнюю стопку не бил, и, вообще, очень-то нужно мне бить ихние стопки.

― Я, говорю, не бил стопку. Допустите, говорю, докушать бутерброть, граж­дане.

А они меня тащат и тащат и к бутербротю не подпущают. Дотащили до дверей и кинули. А бутерброть лежит на столе. Хушь плачь.

А еще, как честный гражданин, сообщаю, что девица Варька Петрова есть по­дозрительная и гулящая. А когда я к Варьке подошедши, так она мной гнушается.

Каковых вышеуказанных лиц можете арестовать или как хотите.

Теперича еще сообщаю, что заявление мной проверено, как я есть на плат­форме и против долой дурман, хоша и уволен по сокращению за правду.

А еще прошу, чтоб трактир "Веселую Долину" пока чтоб не закрывали. Как я есть еще больной и не могу двинуться. А вскоре, без сомнения, поправлюсь и дви­нусь. Бутерброть тоже денег стоит.

Задание 4. Оцените подчеркнутые слова с точки зрения чистоты речи. Уместны ли они, по вашему мнению, в газетной строке? Отредактируйте (если это необходимо) фразы.

Основным видом спорта стала легкая атлетика. Поскольку со снегом и лыжами в ГДР было как-то туговато – Европа.

На мусоре хорошо разъедаются крысы и вороны. В Пионерском поселке, на­пример, пасюки шныряют среди жилых домов и ночью и днем, не опасаясь ни мо­роза, ни сотрудников дезинфекционной станции. …Приходится вместе прижучи­вать тех «заказчиков», которые не торопятся или не хотят оплачивать вывоз му­сора.

Кстати, когда Земфира училась, она жутко интересовалась биографиями ком­позиторов.

Атмосфера тревоги и нервного ожидания, вытаскивающая из глубин нашего подсознания первобытный ужас, порой действует похлеще, чем тонны кровищи, толпы жмуриков или стада Годзилл.

Газета «Вечерние ведомости» (редактор А. Стуликов, известный своими хва­лебными компиляциями про губернатора) – пошлейшее издание, худший образчик «желтой прессы».

Задание 5. Найдите канцеляризмы, исправьте предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошёл в кино. 2. В соответствии с вышеизложенными показателями встаёт вопрос о том, что надлежит сконструиро­вать максимально удешевлённый прибор. 3. Необходимо проводить контрольные мероприятия, соответствующие тому уровню знаний, который мы имеем на сего­дняшний день. 4. Широкомасштабный комплекс инициатив, выдвинутых в послед­нее время, остаётся в силе. 5. Ведутся изыскания возможностей создания турбин большой мощности. 6. На крутых склонах создание защитных лесных насаждений производилось в ручную. 7. Вышеупомянутые дети не пришли в детский садик ввиду болезни. 8. Имеет место нарушение трудовой дисциплины среди кадрового персонала.

 

Задание 6. Прочитайте предложения и определите, где указанные слова выступают в собственном значении, а где являются словами-паразитами. Предложения отредактируйте.

Бабушка, намажь мне блин маслом. Ну, вы, блин, даете! Египтяне собирали плоды с фигового дерева. Ковбоя не поймали, да на фиг он кому-то нужен? При­ходит он ко мне вечером, типа, денег попросить. В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует два типа дворян: романтика Ленского и прагматика Онегина. Воз­дух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Я люблю, ну как, гулять по лесу осенью. Он мне вчера конкретно говорит: «Я не буду учить этот параграф». У нас с ним сло­жились чисто деловые отношения. Волейбол, лыжи и спортивное ориентирование – чисто уральские виды спорта. На его вопрос мы ответили ну как типа просто.

Задание 7. Укажите варваризмы, вульгаризмы, диалектизмы и канцеля­ризмы в художественном тексте. Какую смысловую нагрузку они выполняют?

1. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекорсовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золо­той, то такая аристократка мне и не баба вовсе. А гладкое место.

А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в те­атр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме (М. Зощенко. Аристократка).

2. Мартынко с артелью матросов в море ходил, и ему жúра была хорошая. Хоть на работу не горазден, а песни петь да сказки врать мастер. Дак все прош­шали. С англичанами, с норвéжанами на пристанях толь круто лекочет, не узнать, что русский. Годы подошли, взели на военную службу. Послали караульным в стару морску крепость. Место невесёло, начальство строго, навеку бедной парень эдак не подчинялся, не покорялся (Б. Шергин. Мартынко).

3. Машка Гвоздева безусловно попадет в интеллигенцию, потому что от ее мозгов гораздо больше пользы, чем от ее рук. У меня ни рук, ни мозгов – один словарный запас. Это даже не литературные способности, просто я много знаю слов, потому что я много читаю. Это у меня от папы. Но знать много слов совер­шенно не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью сло­вами: точняк, нормалек, спокуха, не кисло, резко, структура момента (В. Токарева. Самый счастливый день).

4. Дорогой Соседушка. Максим…(забыл как по батюшке, извените велико­душно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человече­скую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стре­козу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую ручку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный мате­рик, населенный мужиками и крестьянским народом т.е. плебейским элементом (А.П. Чехов. Письмо ученому соседу.).

Задания для самостоятельной работы

1. Отметьте верные высказывания:

1. Точность речи – максимальное соответствие употребляемых слов называе­мым предметам, явлениям действительности, а также раскрываемым понятиям.

2. Общепонятность языка определяется необходимостью ограничить исполь­зование слов, непонятных, неизвестных в данной аудитории.

3. Метафора не создает двуплановость вос­приятия.

4. Развернутая метафора состоит из ряда однотипных метафорических слово­употребле­ний, которые не «поддерживают» друг друга.

5. Инверсия – это употребление слова в противоположном основному зна­че­нии.

6. Варваризмы – это иностранные слова, употребляемые без особой необхо­димости, имеющие русские эквиваленты.

7. Эллипсис – пропуск элемента, легко восстанавливаемого в контек­сте.

8. Если речь человека правильная, то она обязательно привлекает слушателей

9. Традиционно любой текст делится как минимум на две смысловые части.

10. Плеоназм – смысловая избыточность сочетаний слов, когда оба слова со­держат один и тот же смысловой компонент.

 

2. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта).

1. Основная часть имеет цель:

а) настроить собеседника на необходимое настроение;

б) убедить человека принять ту или иную информацию;

в) закрепить основную мысль.

2. Чтобы избежать частого использования слов-паразитов необходимо:

а) заранее готовиться к выступлению;

б) тщательно продумывать свою речь;

в) написать свое будущее выступление.

3. Диалектная лексика – это слова, ограниченные:

а) в социальном отношении;

б) в территориальном отношении;

в) не ограниченные.

4. При использовании терминов необходимо соблюдать ряд правил:

а) уточнить все ли присутствующие знакомы с данным термином;

б) уточнить употребляемое вами значение данного термина;

в) необходимо развести значение близких, синонимичных терминов.

5. Символ – это:

а) многозначный и глубокий по смыслу образ, сближающий абстрактное поня­тие и конкретный предмет, выступающий образным зна­ком этого понятия;

б) употребление слова для обозначения предмета (действия, признака), в чем-то сходного с тем, который обозначает­ся основным значением слова;

в) перенос наименования по смежности, т.е. обо­значение одним и тем же сло­вом предметов, близких по месторас­положению, времени существования, после­довательности прояв­ления, причинно-следственным связям и т.п.

6. Гипербола – это:

а) метафорическое словоупотребление, преувеличиваю­щее какой-то предмет или признак;

б) употребление слова для обозначения предмета (действия, признака), в чем-то сходного с тем, который обозначает­ся основным значением слова;

в) это метафорическое словоупотребление, противоположное гиперболе: здесь происходит преуменьшение величины или значимости предмета, события, признака.

7. Ирония – это:

а) изменение обычного порядка слов;

б) пропуск элемента, легко восстанавливаемого в контек­сте;

в) употребление слова в противоположном основному зна­чении.

8. Ассонанс – это:

а) повтор согласных;

б) повтор гласных;

в) повтор любых звуков.

9. С гуманистических позиций подходит поэт к изображению империалисти­ческой бойни. В данном примере нарушено коммуникативное качество:

а) точность;

б) логичность;

в) уместность.

10.Чистота речи определяется:

а) с точки зрения нравственности;

б) с точки зрения норм русского литературного языка;

в) с точки зрения качеств хорошей речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.119 с.)