Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности склонения фамилий

Поиск
Склоняются Не склоняются
1. Русские фамилии, имеющие формальные по­казатели – суффиксы - ов-, (-ев-), -ин-, -ск-: Лермон­тов, Тургенев, Пушкин, Достоевский. 2. Нерусские фамилии на безударный - а, -я: Сенека, Данелия. 3. Фамилии нефранцуз­ского происхождения на ударный - а, -я: 1. Фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко (-енко): Дубяго, Долгих, Дурново, Шевченко. 2. Фамилии, напоминающие номинации живот­ных, географическое имя, абстрактное понятие: Грусть, Любовь, Полоз, Ремень, Крыса, Сало. 3. Женские фамилии, имеющие основы на согласные и нулевое окончание в именительном падеже (на письме они кончаются согласной буквой, ь или й): Наталии Герцен, Любови Блок. 4. Фамилии на - е, -э, -и, -ы,-у, -ю, -о: Гёте, Мегрэ, Дебюсси, Шоу, Камю, Гюго, Короленко. 5. Фамилии на - а, которому предшествуют гласные (чаще всего у или и): Галуа, Эредиа. 6. Фамилии французского происхождения с ударным -а, -я после согласного: Дюма, Дега, Золя.

Формы имени числительного

1. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро) используются в ограниченном числе случаев, а именно:

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола;

б) с существительными, имеющими формы только множественного числа;

в) с существительными дети, ребята, люди, лицо;

г) с личными местоимениями.

Собирательные числительные не сочетаются с именами существитель­ными, обозначающими лиц женского пола!

Числительными восьмеро, девятеро мы практически не пользуемся.

2. Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода, а числительное обе ― с женского.

3. Склонение количественных числительных.

― При склонении сложных числительных, обозначающих сотни и десятки и кончающихся на - сот(-сти, -ста) или - десят, каждая часть склоняется, как про­стое числительное (шестидесяти, восьмьюстами).

― У числительных сорок и девяносто две падежные формы:

И. + В.п.: сорок девяносто

Остальные падежи: сорока девяноста

― В составных количественных числительных склоняется каждое слово.

― Числительные полтора и полтораста имеют только две формы:

И. + В.п.: полтора, полтораста

Р., Д., Т., П.: полутора, полутораста

Нормы управления

1. Управление – выбор падежной формы подчиненного слова. Следует разли­чать конструкции с близкими по значению словами, которые имеют разное управ­ление:

идентичный чему-либо сходный с чем-либо
обращать внимание на что-либо уделять внимание чему-либо
основываться на чем-либо обосновывать чем-либо
отзыв о чем-либо рецензия на что-либо
различать что и что отличать что от чего
уверенность в чем-либо вера во что-либо
уплатить за что-либо оплатить что-либо

2. Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова тре­буют одинакового падежа и предлога. Например, говорить и писать о нашем времени. Но если зависимое слово стоит при словах, требующих разного управле­ния, то возникает ошибка: * подбор и наблюдение над фактами (подбор чего, наблюдение над чем).

3. Скопление падежей, нанизывание, * дом племянника жены кучера брата доктора, затрудняет понимание фразы.

Употребление деепричастных оборотов

1. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего: проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню. Неверно: * подъезжая к сей стан­ции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

2. Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

― если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное дееприча­стием, относятся к разным лицам;

― если предложение представляет собой пассивную конструкцию.

 

Задание 1. К данным именам существительным подберите согласованные определения и укажите род существительных.

Колибри, тюль, мозоль, кенгуру, вуаль, лебедь, шимпанзе, просека, рельс, жабо, кофе, авеню, кашпо, суфле, меню, моль, корь, писака, соловушка, сосе­душка, иваси, канифоль,бандероль, гравюра, дуэль, катаракта, мозоль, плац­карта, чинара, домище, коммюнике, конферансье, пенни, салями, филе, фрау, цеце, эскимо, бродяга, коллега, жертва, миледи, рефери, болеро.

 

Задание 2. Выберите правильный вариант.

Правая бакенбарда – правый бакенбард, болезненный заусенец – болезнен­ная заусеница, стальная рельса – стальной рельс, новая туфля – новый туфель, яблочный шампунь – яблочная шампунь, кожаный тапок – кожаная тапка, удобный кроссовок – удобная кроссовка, пушистый боа – пушистое боа, изящное панно – изящный панно, своевременный пенальти – своевременное пенальти, новое трюмо – новый трюмо.

Задание 3. Определите, какие существительные являются одушевлен­ными, какие – неодушевленными. Какой вывод о соотношении грамматики рус­ского языка и логики вы можете сделать?

Бактерия, вирус, микроб, кукла, валет, труп, мертвец, покойник.

 

Задание 4. Раскройте скобки.

Обширных (пустыня); старых (простыня); помещичьих (усадьба); не хватает (ясли); мощных (дизель); открытых (слог); средневековые (цех); нет детских (оде­яльце, полотенце); из глубоких (ущелье); тонких (запястье); у некоторых бочек не было (дно); не видно долгожданных (баржа); не убивал я этих (цапля); не хватило тесу на несколько (кровля); слабые (тенор); быстроходные (катер); старинных (ко­пье); ящик (банан); полкило (орех); полведра (помидор); черных (чулок); детских (носок); мука для (оладья); непоседливых (шалунья).

 

Задание 5. Из предложенных вариантов выберите пары, члены которых одинаково нормативны в современном языке.

Бухгалтеры(а), выборы(а), табели(я), редакторы(а), циркули(я), инспекторы(а), инструкторы(а), кондукторы(а), боцманы(а), почерки(а), тракторы(а), катер(а), до­говоры(а), цехи(а), корректоры(а).

 

Задание 6. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже.

Беспокоиться (мать), упрекать (грубость), уверенность (успех), потребность (книга), тревожиться (брат), поехать (Крым, Кузбасс, Альпы, Украина, Кубань), радоваться (поездка), контролировать (исполнение), следить (порядок), ждать (трамвай), предостерегать (ошибки), просить (совет), осуждать (беспечность).

 

Задание 7. Составьте словосочетания с данными словами, используя их в косвенных падежах.

Вагон-ресторан, книга-справочник, кресло-кровать, роман-газета, школа-ин­тернат, идея-фикс, платье-халат.

 

Задание 8. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны формы Им.п.):

Букет от Романа Гуревич (Гуревич). Квартира продана Сергею Чутких (Чутких). Письмо от Михаила Павловских (Павловских). Привет от Натальи Овсиенко (Ов­сиенко). Подарок Валентине Шевченко (Шевченко). Ответ от Анны Рейслер (Рейс­лер). Сувенир Павлу Дубяге (Дубяго). Букет Светлане Дивнич (Дивнич). Книги для Зои Дахно (Дахно). Сюрприз для Василия Пивенко (Пивенко). Цветы переданы для Натальи Шабиняго (Шабиняго). Посылка для Марины Колбаса (Колбаса). Доку­менты для Виктора Долгих (Долгих). На собрании нет Ирины Седых (Седых). По­смотреть на Андрея Чуткого (Чутких). Перевести звонок на Виталия Ремня (Ре­мень).

 

Задание 9. Авторы литературных произведений нередко создают искусст­венные слова (окказионализмы). По каким формальным показателям можно оп­ределить их принадлежность к какой-либо части речи?

Козь, мисик, зеленавка, драколов, тум-тум, верлиока, ящук, швабрак, зелинья, джаббервокк, чумеч, зелюк, нава, мюмзик, глуща, бармаглот, мова, глущоба, брандашмыг, хрюк, кукарямба, варкалось, хливкий, глокий, куздра, пыряться, хрю­котать, злопастный.

 

Задание 10. В шуточном стихотворении найдите грамматические ошибки. Исправьте текст.


Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живет

Тот, кто любит овощ,

Любой продукт, сжует.

Он яблок, помидору и

Всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнет в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живет в шкафу.

 

Пропала тюль и тапок,

И туфель на меху.

Он съел жилету кунью

И дедовский попах,

Персолем и шампунью,

Который весь пропах.

Так, кто же ту путь проделал

Из шкафа в антресоль.

Мыш, ненасытный где он,

Где он огромный моль?


Задание 11. Правильно произнесите записанные цифрами числительные.

1. За неделю проверено более 39424 различных объектов, в том числе без малого 23 тысячи многоквартирных жилых домов и более тысячи объектов жизнеобеспечения. На 234 из числа последних по результатам проверок усилена охрана. Только за неделю оперативники раскрыли 324 преступления. Из незаконного оборота изъяли 40 стволов огнестрельного оружия, 653 единицы боеприпасов, около 20,5 кг наркотических и 33 кг взрывчатых веществ, а также 8 взрывных устройств. Кроме того, во времена проверок на дорогах сотрудники ГИБДД обнаружили и изъяли 3 автомобиля, числящихся в угоне.

2. Жители небольшой японской деревни Хошубана, находящейся в 98 минутах езды от Токио, гордятся тем, что в их деревне раз в год – в первую неделю мая – запускают самый большой в мире воздушный змей. Его размеры – 14,5 на 11 мет­ров, вес – 78,6 килограммов. На изготовление гиганта ушло 1523 листа плотной бумаги, сделанной вручную, кустарным методом. «Скелет» сделан из бамбука. Длина веревки змея – 915 метров, а длина «хвоста» – 135 метров. Запускает змея команда из 50 человек, разбитая на три бригады. Одна бригада ставит змей вер­тикально на землю, а две другие изо всех сил натягивают веревку. Ветер давит на наклонную бумажную стену, змей начинает шевелиться, затем медленно взмы­вает в небо.

Запуск воздушных змеев самой разной формы и величены – национальный обычай японцев, утвердившийся с XVIII столетия.

Задание 12. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправиль­ного выбора формы числительного.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо жен­щин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и два­дцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. На обеих берегах реки раскинулись поля. 7. Город находится в полтораста километров отсюда.

Задание 13. В нашем языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют неполное спряжение:

Ощутить, висеть, осудить, дерзить, толпиться, теплиться, зеленеть, пылесо­сить, убедить, нестись (откладывать яйца), победить, утвердить, скопиться, чу­дить, исколесить, куролесить, учредить, клеймить, насладиться.

Вспомните, какие формы они не образуют и по каким причинам. Как можно избежать этого неудобства? Приведите примеры.

 

Задание 14. Как правильно? Есть ли варианты в пределах нормы?

Лазать: лазаю или лажу; щекотать: щекочешь или щекотишь; щипать:щиплю или щипаю ― щиплешь или щипишь или щипаешь; мерять: меряю, меряешь или мерить: мерю, меришь; мучать: мучаю, мучаешь или мучить: мучу, мучишь; нян­чить: нянчу, нянчишь или нянчать: нянчаю, нянчаешь.

Задание 15. Употребите глаголы:

А) в повелительном наклонении: бежать, лечь, ехать, положить, класть;

Б) в форме 3-го лица единственного числа настоящего-будущего времени: бриться, вскипеть, вспотеть, позвонить, сыпать, выздороветь, обессилеть.

Задание 16. Составьте предложения со следующими глаголами, которые могут иметь разное значение и поэтому в разных предложениях будут требо­вать при себе разных падежей.

Верить (кому? во что?); вспоминать (о ком?/о чем? про кого?/про что?); дер­жаться (чего? за что?); докладывать (кому? что? о чем?); интересовать (кого? чем?); жертвовать (кем?/чем? что?); любоваться (кем? чем?); наметить (кого?/что? кем?/чем? к чему?); сообщать (кому? что? о ком?/о чем? чему?); сопровождать (кого? что?); уделять внимание (кому? чему?); сосредоточить вни­мание (на ком? на чем?); обратить внимание (на кого? на что?); ходатайствовать (о ком? о чем? за кого?).

 

Задание 17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Охапка георгинов, тремястами книгами, самый лучший вариант, менее работо­способнее, семисот книг, пачка макарон, двое армянов, много дел, занавеска ко­лыхается, нас было трое, новые драйвера, красивый тюль.

Задание 18. В приведенных ниже примерах выделите нарушение норм лите­ратурного языка: а) в образовании форм слова; б) в построении словосочета­ний.

У меня много делов; ждут каникулов; радовались красотой природы; пресле­довали за хищником; ходют без польт; смотрели в след грузовика; в окне выгля­нула девочка; на деревьях опали листья; шесть карандашов; подошли к прорубю; шишка на лбе; вода такая холодная, пальцев опустить страшно; урожай яблоков; пирожки с повидлой.

Здание с зарешетчатыми окнами; празднование Первомая, совпадшее с Пас­хой; купить за более дешевую цену; использовать шанс к достижению цели; мы подскажем вам, как лучше отдохнуть; время подскажите, пожалуйста; оплатите за проезд; пробывать на Кузбассе; в результате работы выработан; я с театра уво­лился.

На пакет документов смотрим как единое целое; а в Молдавии и Украине; часть из них погибли при переходе; день объявлен как государственный праздник; а если же вас не интересуют фрески; дать вам пару информаций; мы должны ре­шить все нужды; я их позиций не разделяю; улица считалась симпатичной; и мне хочется реабилитировать немного, как они это делают.

Задание 19. Какие ошибки допущены в данных предложениях? Какие из них являются синтаксическими? Отредактируйте предложения.

1. Сергей Тюленин сжег биржу труда, где находились списки молодежи, кото­рых должны были отправить в Германию. 2. Поэт видел и показывал, как возрас­тает у крестьян стремление вырваться на волю, как мужает его самосознание. 3. Это человек, в котором «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно». 4. Салтыков-Щедрин написал сказку «Премудрый пескарь», в кото­рой зло высмеял обывателей, которые дрожали за свою шкуру. 5. Студенты на практике большие трудности испытывают с доведением материала по Достоев­скому до сознания учащихся. 6. Кого Хлестаков принимал, он просил у него денег взаймы и говорил, что странный случай со мной, что я в дороге совсем издер­жался. 7. Катаясь на лыжах, у меня больно подвернулась нога. 8. Ответ прошу выслать в адрес моего мужа, так как у меня нет его постоянно. 9. Рыбтрест начи­нает набор для экспедиционного лова юношей в возрасте до 25 лет.

 

Задание 20. Распределите данные предложения на две группы в зависимо­сти от типа ошибок – лексических или грамматических. Выполните правку, указывая конкретную причину нарушения языковых норм.

1. Отвечая на вопрос аудитории, выступающий оперировал с точными дан­ными. 2. Благодаря углубленного изучения этого предмета большинство уча­щихся нашего класса существенно повысили свой кругозор. 3. Прошло немало времени с тех пор, как редактор отредактировал рукопись. 4. Немало храбрецов когда-то пыталось добраться сюда. 5. Во время консультации преподаватель дал разъяснения о допущенных ошибках. 6. Было даже как-то неловко, что столько людей прошло нас встречать.

Задание 21. Раскройте скобки и поставьте глагол в нужной форме. Ответ мотивируйте.

1. Большинство учеников (прочитать) уже все книги. 2. Несколько человек (броситься) ей навстречу. 3. Двое ножниц (лежать) на столе. 4. В этом году (пере­именовать) две школы. 5. Сколько здесь (танцевать) людей? 6. В картинной гале­рее (храниться) множество знаменитых полотен. 7. Ряд писателей (получить) пре­мии. 8. Двести пятьдесят (состоять) из двадцати пяти десятков.

Задание 22. Найдите ошибки в употреблении деепричастия и деепричаст­ного оборота. Исправьте предложения.

1. Придя в школу, тебя встретит добрая, как мама, твоя первая учительница. 2. Но будучи став монахом, желание продолжить образование не оставляло его. 3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что автор сам воевал. 4. Написав свой роман, Солженицына иммигрировали за рубеж. 5. Возвращаясь домой, одна мысль тревожила героя: «Узнает ли его родной сын?» 6. Идя по первому снегу в то утро, пурга не прекращалась.

Задание 23. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным со­гласованием, управлением, порядком слов.

1. Приехав с Петербурга, он очень был доволен. 2. Согласно протокола води­тель был оштрафован. 3. Все эти мероприятия рассчитаны на благо населению. 4. Уделите внимание на свой внешний вид. 5. Большинство стихотворений М. Цве­таевой пронизаны лирикой и красотой написания. 6. Все чаще уходил, вешая за­мок на белую от муки дверь, мельник на свой хутор.

Задание 24. Согласуйте определения и прокомментируйте свой выбор.

1. Престарел… отец и мать нуждались в поддержке. 2. Софья Ковалевская – знаменит… математик. 3. Маленьк… брат и сестра играли в салочки. 4. Этот чело­век – больш… неряха. 5. Творческ… молодость и зрелость актера прошл… на сцене Театра на Таганке. 6. Большинство произведений поэта А. Фета посвящен… теме любви.

Задание 25. Определите, какие нормы русского литературного языка нару­шены в данных предложениях, исправьте их.

А. 1. Не доходя до оврага, снаряд взорвался. 2. Новые Сочи отстроены по планам архитекторов. 3. Гагарин был первым проходимцем в космосе. 4. Опоздал на последнюю электричку – пришлось идти пешком. 5. Охотники являются истре­бителями живой природы. 6. Звери ведут более скрытный образ жизни. 7. Благо­даря разливу рек движение остановлено. 8. Птицы летят на низкой высоте – быть дождю. 9. Закончив фреску, большая ее часть покрылась плесенью. 10. На его пути происходило много трудностей. 11. Я бесконечно рад и горд, что учусь в Ур­ГПУ. 12. Как быть этой страстной, пылкой, гордой натуре, которая должна прожить всю жизнь под высоким забором купеческой усадьбы. 13. Базаров предстает пе­ред нами в разгар своей физической слабости. 14. Рукописи остались нерукотвор­ным памятником творцу. 15. Его патриотизм был интернациональным.

Б. 1. Как не хотелось бы примеривать на себя пижаму больных. 2. У меня воз­ник вопрос, посмотрев кино. 3. Остановим прогрессирование регрессивных функ­ций мышц. 4. Много технических трудностей перенес художник. 5. Гости с любо­пытством дивились. 6. Я долго водил перед его глазами кусок говяжьего мяса. 7. Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества. 8. Ма­газин расположен вблизь университета. 9. Так он проработал над этой работой четыре года, работал он увлеченно. 10. Я пробовал успокоить забродившего вах­тера. 11. Более увереннее ведет линию на бумаге ребенок. 12. Молодежь легко покидает отеческие гробы. 13. Смерть ни в чем не повинной кобылы бесчело­вечна. 14. Теория Раскольникова дала большую трещинку. 15. Он был одет на старомодный маневр.

 

Задание 26. Определите, какие нормы русского литературного языка нару­шены в тексте школьного сочинения. Исправьте ошибки.

Поход в театр

Сегодня мы с классом ходили в театр. Зайдя в фойе, нас встретили гардероб­щицы и повешали на вешала наши польта. Я купила программку и стала ее чи­тать. А наши мальчики пошли в буфет и купили вафлей, морожено и кофе. Таня тоже пошла и купила для меня и ее кофе, двое батончиков шоколада и марме­ладу. Особенно мне понравилось второе действие балета. Музыка в «Щелкун­чике» медленная, тягучая, заводная и протяжная. Полная впечатлений, она не дает задуматься о чем-то другом. Принцесса была особенно красивая, на ней было белое платье, серебряные туфли на высоком каблуке и длинная метла. Принц был в голубом камзоле, черных ботфортах и короне. Вальс цветов был не забываемым. Мыши были противные и блестящие. В конце мне не хотелось ухо­дить, и музыка еще долго меня преследовала уже едучи домой. А Ольга Леони­довна сказала, что мы пойдем на следующий месяц в драму. Мы очень этому до­вольны.

Орфографические нормы

В область изучения орфографии входит теоретическое осмысление принци­пов, норм, правил графического оформления слова; определение и исследование внутренних процессов и влияние внешних факторов на изменения, происходящие в орфографической системе языка. Орфографическая норма базируется на трех принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном.

Морфологический принцип диктует единообразное написание слов и частей слов (морфем). Этому принципу подчиняются следующие правила:

Правописание однокоренных слов – тр а ва, тр а вка, тр а вянистый.

Правописание приставок от дать, от крыть.

Правописание суффиксов – туман н ый, кон н ый, боль н ой.

Правописание окончаний с учетом единого написания одинаковых граммати­ческих форм – на вод е, на земл е; на берег у, на пол е; на пут и; говор ит, дыш ит.

Морфологический принцип позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре слова.

Фонетический принцип диктует придерживаться максимального соответствия звукового и графического облика слова (как слышим, так и пишем). Например, на этом принципе строятся правила правописания приставок на з и с – рос черк, рас­ писание, раз бить, рас пить.

Традиционный принцип требует придерживаться закона, установленного в бо­лее раннюю эпоху и не менять традиции (пишем так, как писали сотни лет назад). Например: правописание жи и ши: ж и ть, ш и ть; окончание ого, его в прилага­тельных ед.ч. род.п. больш ого, хорош его.

Орфографическую систему русского языка определяет не один принцип, а со­вокупность нескольких при доминировании одного – морфологического. На этом основании и определяется орфографическая норма.

Орфографическая норма – исторически сложившееся и теоретически осмыс­ленное оформление слова на письме. Орфографические нормы регламентиру­ются правилами орфографии. При наличии вариантов передачи звукового ком­плекса слова буквами нормы правописания формулируются в виде правил.

Орфографическое правило – это положение, предписание, которое выражает закономерности при передаче звуков в словах и морфемах буквами, а также рег­ламентирует способы графического оформления слов, например слитное, раз­дельное, дефисное написание или выбор между прописной и строчной. Орфогра­фические правила невозможно применять, если не владеешь теоретическими знаниями по грамматике русского языка.

 

Задание 1. Найдите орфографические и речевые отступления от нормы в рекламах старой Москвы, исправьте и объясните их природу.

1. Парижский парикмахир Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка. 2. Кролики, белки, куры и прочия певчия птицы. 3. Набойка матроссов и полуперин. И.Ф. Федорова. 4. Повивальная бабка сприютом для секретных. А. Мухова. 5. Покупка лому золота и серебра. Здесь же специалист по ставке банок и пияек. 6. Партниха и ажурная строчка.

Задание 2. Язык художественной литературы в качестве одного из средств выразительности речи использует графон – намеренное искажение орфогра­фического облика слова с целью создать комический эффект. Проанализируйте графоны и назовите, на основании каких именно отступлений от правил гра­фики и орфографии создается комический эффект.

1. На крылечке тёмного и гнилого строения, вероятно бани, сидел дюжий па­рень с гитарой и не без удали напевал известный романс:

Э-я фа пасатыню удаляюсь

Ата прекрасных седешних мест (Иван Тургенев).

2. Орфографический словарь.

На прашлагодние ашибки

Сматреть мне трудно бес улыпки.

Пишу я лучче многих в классе

Мне падарил падарок Вася:

Мы изучяли весь енварь

Арфаграфический славарь (Михаил Яснов)

3. На Мих. Левидова.

Левидов от ума большого

Решил затмить Бернарда Шоу.

Но то, что хорошо у Шоу, то у других нехорошоу (Анонимная эпиграмма).

4. Анекдот.

– Замолаживает, однако! – сказал ямщик и указал кнутом на хмурое небо. По­ручик Владимир Иванович Даль сильнее закутался в тулуп, достал записную книжку и записал в неё: «Замолаживает – быстро холодает».

Так родился Толковый словарь живого великорусского языка.

– Замолаживает, – повторил ямщик и добавил, – надо бы потолопиться, балин. Холошо бы до вечела доблаться. Но-о-о!

 

Задание 3. Запишите под диктовку текст, проверяя свои знания в области орфографии.

Приближаются весенние экзамены, и мы с братом Сашей усиленно готовимся к их сдаче. Саша учится в университете, а мне ещё далеко до аттестата зрелости: в этом году мне, может быть, удастся получить свидетельство об окончании вось­мого класса.

Из-за болезни я не был в школе два месяца и вследствие этого очень отстал. Во что бы то ни стало мне необходимо повторить всю программу, пройденную в продолжение года. Я рассчитал, по скольку страниц надо читать в день, но мне никак не удаётся выполнять эти расчёты. Стоит только усесться за учебник, как в голову сами приходят мысли о стадионе. Хорошо бы сыграть в волейбол или по­тренироваться в беге – в прошлом году я был чемпионом школы в соревнованиях на короткую дистанцию.

Неплохо сбегать с компанией сверстников на берег Волги, к речному вокзалу, или забраться в палисадник и почитать что-нибудь о кораблях, караванах, не­обыкновенных приключениях. «Оставь беллетристику до каникул», – совсем по-учительски напоминает Саша. Он весь поглощён занятиями: что-то подчеркивает карандашом в брошюрах, выписывает цитаты из сочинений классиков, иногда читает вполголоса об агрессиях, капитуляции, конгрессах, концессиях и ещё о чем-то совершенно непонятном.

Я сажусь за стол и тоже читаю о меридианах и параллелях, о кристаллах и элементах. Но начинается трансляция матча со стадиона «Динамо», и я замираю над недочитанным параграфом. Саша тотчас выключает радиоприёмник.

Я старательно решаю уравнения с двумя неизвестными, но всё равно слышу и шум трамваев, и крики девчонок, скачущих на тротуаре. В отчаянии я ухожу на кухню, но здесь мне мешает сосредоточиться наш пёс Дружок, сидящий в конуре под окном (По В. Мазиловой).

 

Пунктуационные нормы

Под пунктуацией принято понимать, с одной стороны, систему графических неалфавитных знаков (знаков препинания), а с другой стороны, систему правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления пись­менного текста. В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, кавычки, скобки. Традиционное описание пунктуации как средства организации предложения сузило понятие пунктуационная норма, так как основной функцией пунктуации является смысловое членение речи, а это достаточно трудно описать в правилах и предписаниях. В авторском тексте иногда наблюда­ется несоответствие между действующими нормами, пунктуационными правилами и реальным употреблением знаков препинания (употребление точки с запятой, двоеточия, тире). Это связано со специфичностью пунктуационной нормы: она проходит долгий и сложный путь от индивидуализированной пунктуации (автор­ской) до общепринятой. Формирование пунктуационных норм обусловлено тесным взаимодействием субъективного и объективного в языке и речи. Спонтанное фор­мирование большинства пунктуационных норм обуславливает рекомендательный характер пунктуационной нормы (в отличие от орфографической). Те нормы, кото­рые выдержали испытание, т.е. регулярно встречаются в практике письменной речи и при этом получили признание в обществе, закрепляются в правилах пунк­туации.

Строго обязательными являются знаки, употребление которых обусловлено прежде всего организацией предложения. К разряду обязательных относятся знаки грамматические, или структурные:

Точки, фиксирующие конец предложения: Лесная глушь. Смеркается. В су­мерках запахи особенно сильны.

Знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их ограни­чительная роль): На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещённой сзади свечой.

Знаки, выделяющие разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения, но грамматически с ним не связанные, т.е. не являющиеся его чле­нами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки; обращения; меж­дометия): Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! Предусмотрительный Левинсон ещё до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение.

Знаки при однородных членах предложения: Всё это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом сказки.

Знаки, выделяющие приложения, определения – причастные обороты и опре­деления-прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке у моря.

Степень вариантности использования разнообразных пунктуационных знаков и их комбинаций ограничивается в конечном счете самой системой текста, а также действием пунктуационных норм.

 

Задание 1. Какой пунктуационный знак вы поставите вместо косых линеек между двумя частями бессоюзного сложного предложения? Объясните вари­анты постановки знака определенной зависимостью смысловых отношений, которые вы установили между частями.

1. Молодежь ушла // в клубе стало скучно. 2. Наступит лето // поедем в де­ревню. 3. Одно было несомненно// назад он не вернется (И. Тургенев). 4. Жилин видит // дело плохо (Л. Толстой). 5. Пашню пашут // руками не машут. 6. Посмотрит // рублем подарит (Н. Некрасов). 7. Чин следовал ему // он службу вдруг оставил (А. Грибоедов). 8. Выйти невозможно // на улице проливной дождь. 9. На улице проливной дождь // выйти невозможно. 10. Экскурсия не состоится // плохая по­года.

Задание 2. Поставьте запятую в нужном месте.

1. Поставить статую золотую пику держащую. 2. Помиловать нельзя казнить. 3. Эдуарда убить не смейте бояться бесполезно. 4. За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей матери двое незнакомых мне лиц моя сестренка и я. 5. Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать восхождение. 6. Предоставленные сами себе дети могут оказаться в трудном положении. 7. Обычно спокойный оратор на этот раз сильно волновался.

Задание 3. Свободный диктант. Разбейте многочисленные синтаксические конструкции на менее сложные.

Я вынырнул из подвала на свежий воздух, чистый, светлый день и как-то ра­зом отчётливо заметил, что на дворе всё наполнено предчувствием весны. Оно и в небе, которое сделалось просторней, выше, голубей в разводах, оно и на отпо­тевших досках крыши с того края, где солнце, оно в чириканье воробьёв, схватив­шихся врукопашную середь двора, и в той ещё негустой дымке, что возникла над дальними перевалами и начала спускаться по склонам к селу, окутывая синей дрёмой леса, распадки, устья речек. Скоро, совсем скоро вспыхнут горные речки зеленовато-жёлтой наледью, которая знойными утренниками настывает рыхлой и сладкой на вид коркой, будто сахарная та корка, и куличи скоро печь начнут, крас­нотал по речкам побагровеет, заблестит, вербы шишечкой покроются, ребятишки будут ломать вербы к родительскому дню, иные упадут в речку, наплюхаются, а потом лёд разъест на речках, останется он лишь на Енисее, меж широких заберег, и кинутый всеми зимник, печально роняя вытаивающие вехи, будет покорно ждать, когда его сломает на куски и унесёт. Но ещё до ледохода появятся под­снежники на увалах, прыснет травка по тёплым косогорам и наступит Первый май. У нас часто бывают вместе и ледоход и Первый май (В. Астафьев).

 

Задание 4. Напишите диктант, проверяя свои знания по пунктуации.

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нём написаны стихи, и со всех четырёх сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на буль­вар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памят­ника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полез­ней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому он добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увле­кавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки выни­мали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился ред­ким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку (По А. Платонову).

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. А. Внимательно прочитайте таблицу. Скажите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические) отно­сятся перечисленные в таблице трудности. Озаглавьте таблицу. Дополните графу «правильные варианты» таблицы, используя слова для справок:

Агрессор, алфавИт, баловАть, бан[де]роль, блеклый, бытиЕ, вероисповЕда­ние, горькА, грУбы, закУпоривать, клалА, клАли, прИданы, прожитА.

Б. Все ли слова связаны с той трудностью, которую вы определили?

Таблица 1

Вид трудности Примеры
Правильный вариант Правильный вариант
Произношение звука [э] или [о] на месте буквы Е под ударением а[ф’э]ра   а[ф’о]ра
Произношение твердого и мягкого согласного в заимствованных словах перед буквой Е [р’э]льс но компью[тэр] [рэ]льс компью[т’эр]
Правильная постановка ударения в именах существительных договОр свёкла дОговор свеклА
Правильная постановка ударения в кратких прилагательных, кратких страдательных причастиях, глаго­лах в прошедшем времени прАвы принятА взялА правЫ прИняты взЯла
Правильная постановка ударения в глаголах премировАть звонИт, звонЯт премИровать звОнит, звОнят

Задание 2. Внимательно прочитайте таблицу. Скажите, к какой группе (ор­фоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические) отно­сятся перечисленные в таблице трудности.

Таблица 2

Вид трудности Примеры
Правильный вариант Правильный вариант
Колебания в роде существительных мой шампунь этот диван – кровать моя шампунь эта диван – кровать
Выбор окончания и.п. мн.ч. имен суще


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.52.77 (0.018 с.)