Логическая схема научного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логическая схема научного текста



Основная мысль (тезис) О чем говорится + что говорится

Констатирущий тезис 1 Констатирующий тезис 2 Констатирующий тезис 3

Иллюстрации Иллюстрации Иллюстрации

Аналитическая оценка ситуации (вывод автора)

Задание 3. Прочитайте текст. Определите, к какому подстилю научного стиля относится этот текст. Докажите свой вывод, проанализировав его языковые особенности. Составьте логическую схему данного текста.

Что считается этическими нормами?

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каж­дой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы пред­писывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию сво­его места в жизни и в данном обществе.

В основе законов этики лежит задача сплочения, объединения членов данного общества, речь выполняет в этом плане важную социальную функцию, поэтому этические законы – это основа культуры общения.

Не случайно в античной риторике вопрос о нравственности оратора был пер­востепенным.

Платон, вслед за Сократом, подчеркивал, что мораль – главный критерий оценки достоинства речевого произведения. Первоначальное значение слова «этика» («этос») в Древней Греции – местопребывание (человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо). Позднее данное слово приобретает новый смысл – устойчивая природа какого-то явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. Аристотель, отталкиваясь от слова «этос» в значении – характер, внутренняя природа, нрав, образовал прилагательное «этический» или «этосный» - относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к ха­рактеру человека, описывающих его совершенное состояние – этические добро­детели.

В античности этике придавали такое большое значение, поскольку именно эти­ческое начало обеспечивало цельность и гармонию в человеке. И в наше время законы этики не потеряли своей значимости.

Необходимо отметить, что этический компонент речевого взаимодействия тесно связан в первую очередь именно с общением. Для коммуникации нормы прежде всего соотносятся с внешними параметрами ситуации. Потребность в от­правке или получении информации как единственная цель говорящего или слу­шающего чаще всего позволяет игнорировать не относящиеся к достижению дан­ной цели условия коммуникации. В этом отношении для достижения целей комму­никации бывает достаточно соблюдения условий осуществления контакта и со­блюдения языковых норм. Но это не значит, что в коммуникации этические нормы не действуют.

В общении на первое место по значимости выходят личностные взаимоотно­шения коммуникантов. Мораль, нравственность свойственны только личностям, и только личность может испытывать эмоции по поводу полученной информации или способа общения. Отсюда основные критерии оценки с точки зрения соблю­дения этических норм – не только этично/неэтично, красиво/некрасиво, но и при­лично/неприлично.

Кроме того, коммуникация предполагает речевые действия преимущественно в уже заданных условиях общения, а моделирование коммуникативной ситуации возможно только в общении. В свою очередь, это накладывает отпечаток на сте­пень приоритетности тех или иных этических и коммуникативных норм.

С этих позиций для выявления этических достоинств речи и этических норм необходимо определить основные моральные качества личности, которые прояв­ляются в общении. Это честность, правдивость, уважительность к другим, спра­ведливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, вежливость как проявление культуры и т.д.

В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоин­ствами речи и этическими нормами являются: правдивость, понятность (речь должна быть доступна адресату, речь не должна заставлять его прилагать излиш­ние усилия на ее расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости, логичность, вежливость и т.д. Различие между этическим достоинством и этической нормой состоит в этом случае главным образом в сте­пени проявления этого качества в речи. Если в норме оно должно быть в меру возможностей общающейся личности, то как достоинство оценивается высокий уровень проявления в речи этого качества.

Именно поэтому этические ошибки в большей мере связаны с недостатком общей культуры человека, чем собственно с культурой речи, но проявляются они именно в речи. На перечень и степень обязательности этических норм оказывают влияние и общечеловеческие ценности, и сфера общения, и то окружение чело­века, чьим мнением он дорожит.

Этические нормы направлены в первую очередь на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении. С этих позиций можно оценить степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на при­чинение ущерба другому человеку (не обязательно участвующему в данной си­туации общения). Принцип «Не навреди» каксается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смяг­чать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человече­ского достоинства, грубости, зависти, требование всемерно проявлять уважение к другим людям и т.п.

Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь это касается позиции говорящего/пишущего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим и т.п. из этого следует и уважительное отношение к другим.

Общий этический принцип: «Поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой». Другими словами, этические нормы и правила речи выводятся исходя из принципа взаимного уважения и одобрения, хотя прямо, сло­весно это в речи может и не проявляться (по Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова. Русский язык и культура речи: Курс лекций. М., 2007).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.007 с.)