Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логическая схема научного текстаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 3. Прочитайте текст. Определите, к какому подстилю научного стиля относится этот текст. Докажите свой вывод, проанализировав его языковые особенности. Составьте логическую схему данного текста. Что считается этическими нормами? Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе. В основе законов этики лежит задача сплочения, объединения членов данного общества, речь выполняет в этом плане важную социальную функцию, поэтому этические законы – это основа культуры общения. Не случайно в античной риторике вопрос о нравственности оратора был первостепенным. Платон, вслед за Сократом, подчеркивал, что мораль – главный критерий оценки достоинства речевого произведения. Первоначальное значение слова «этика» («этос») в Древней Греции – местопребывание (человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо). Позднее данное слово приобретает новый смысл – устойчивая природа какого-то явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. Аристотель, отталкиваясь от слова «этос» в значении – характер, внутренняя природа, нрав, образовал прилагательное «этический» или «этосный» - относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние – этические добродетели. В античности этике придавали такое большое значение, поскольку именно этическое начало обеспечивало цельность и гармонию в человеке. И в наше время законы этики не потеряли своей значимости. Необходимо отметить, что этический компонент речевого взаимодействия тесно связан в первую очередь именно с общением. Для коммуникации нормы прежде всего соотносятся с внешними параметрами ситуации. Потребность в отправке или получении информации как единственная цель говорящего или слушающего чаще всего позволяет игнорировать не относящиеся к достижению данной цели условия коммуникации. В этом отношении для достижения целей коммуникации бывает достаточно соблюдения условий осуществления контакта и соблюдения языковых норм. Но это не значит, что в коммуникации этические нормы не действуют. В общении на первое место по значимости выходят личностные взаимоотношения коммуникантов. Мораль, нравственность свойственны только личностям, и только личность может испытывать эмоции по поводу полученной информации или способа общения. Отсюда основные критерии оценки с точки зрения соблюдения этических норм – не только этично/неэтично, красиво/некрасиво, но и прилично/неприлично. Кроме того, коммуникация предполагает речевые действия преимущественно в уже заданных условиях общения, а моделирование коммуникативной ситуации возможно только в общении. В свою очередь, это накладывает отпечаток на степень приоритетности тех или иных этических и коммуникативных норм. С этих позиций для выявления этических достоинств речи и этических норм необходимо определить основные моральные качества личности, которые проявляются в общении. Это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, вежливость как проявление культуры и т.д. В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются: правдивость, понятность (речь должна быть доступна адресату, речь не должна заставлять его прилагать излишние усилия на ее расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости, логичность, вежливость и т.д. Различие между этическим достоинством и этической нормой состоит в этом случае главным образом в степени проявления этого качества в речи. Если в норме оно должно быть в меру возможностей общающейся личности, то как достоинство оценивается высокий уровень проявления в речи этого качества. Именно поэтому этические ошибки в большей мере связаны с недостатком общей культуры человека, чем собственно с культурой речи, но проявляются они именно в речи. На перечень и степень обязательности этических норм оказывают влияние и общечеловеческие ценности, и сфера общения, и то окружение человека, чьим мнением он дорожит. Этические нормы направлены в первую очередь на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении. С этих позиций можно оценить степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку (не обязательно участвующему в данной ситуации общения). Принцип «Не навреди» каксается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти, требование всемерно проявлять уважение к другим людям и т.п. Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь это касается позиции говорящего/пишущего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим и т.п. из этого следует и уважительное отношение к другим. Общий этический принцип: «Поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой». Другими словами, этические нормы и правила речи выводятся исходя из принципа взаимного уважения и одобрения, хотя прямо, словесно это в речи может и не проявляться (по Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова. Русский язык и культура речи: Курс лекций. М., 2007).
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.009 с.) |