Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы словоупотребления. Точность речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Справка. Лексические нормы (нормы словоупотребления) ― это 1) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Антонимы – слова с противоположным значением. Омонимы – слова, которые совпадают по звучанию (написанию), но имеют разный смысл. Возможность употребления омонимов в одном и том же контексте создает двусмысленность. Паронимы – близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории.Примеры паронимов: адресат – адресант, гармонический – гармоничный, выборный – выборочный, дружеский – дружественный, описка – отписка, освоить – усвоить, представление – предоставление, эффективный – эффектный. Полисемия – многозначность. Большая часть слов в русском языке – слова многозначные. Значения многозначного слова реализуются в разных контекстах. Плеоназм – смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и то же или содержат один и тот же смысловой компонент; например: *памятный сувенир ( сувенир – "подарок на память"). С точки зрения языковой нормы лексический плеоназм, как правило, недопустим. Некоторые плеонастические сочетания, однако, закрепились в языке, например, экспонат выставки ( экспонат – "выставленный") Синонимы – слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению. Большинство синонимов различается либо оттенками смысла (ср.: способный – талантливый – гениальный), либо сферой употребления и/или экспрессивной окраской ( ср .: похитить – украсть – стащить). Тавтология – это неоправданная избыточность выражения. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок и т.п. Тавтологичны неправильные грамматические формы: *более красивее ( можно: красивее или более красивый); *самый наилучший ( можно: самый лучший или наилучший). Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности. Задание 1. Определите значение слова гололед в стихотворении В. Высоцкого. Как вы считаете, является ли это значение словарным? Как называется использованный автором прием, связанный с употреблением данного слова? Какую роль играет этот прием в тексте? Зачем автор повторяет слово гололед несколько раз?
Задание 2. В приведенном ниже фрагменте заполните пропуски. 1. … –человек, занимающийся выведением новых и улучшением существующих сортов растений. 2. … –человек, организующий и пропагандирующий здоровый образ жизни. 3. … –человек, занимающийся изучением культуры и истории народа. 4. …– предприниматель, организатор производства, специалист по управлению, руководитель, администратор. 5. … –человек, организующий постановку кинофильма или спектакля и осуществляющий финансовый контроль над ней. 6. … – лицо, выступающее посредником при заключении сделок на бирже. Задание 3. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужную форму: 1. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного …. 2. Не только женщины, желающие освободиться от ограничений, зависимости и добиться равных прав, добиваются …. 3. О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят …. 4. О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят …. 5. Исключительное право человека или организации – это …. 6. Тех, кто стремится к отделению от целого, называют ….
Задание 4. А.И. Солженицын в своем «Словаре языкового расширения», основанном на Словаре Даля, предлагает и возможное замещение некоторых заимствованных слов русскими. Догадайтесь, для каких иностранных слов предлагаются следующие эквиваленты. Образец: Оплечье, наплечник – аксельбант Супротень –…;наймы, прокат, кортома –…; покачень, коромысло – …; балясник, обнос – …; пустогруз, огрузка – … Задание 5. Некоторые существительные во множественном числе приобретают новое значение, например: отход (отбытие) – отходы (остатки какого-либо производства); запрос (требование) – запросы (потребности, интересы). Подберите несколько своих примеров. В случае затруднения обращайтесь к словарю. Составьте с данными словами предложения, где бы реализовалось точное значение слов. Задание 6. Пользуясь толковым словарем, определите значение слов иноязычного происхождения. Разбейте слова на тематические группы. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем. Аншлаг, аудитор, бартер, брифинг, вето, вернисаж, генезис, демагогия, дивиденд, дисплей, драйвер, инвестиция, конверсия, модем, мониторинг, пейджер, презумпция, привилегия, приоритет, резюме, рейтинг, реноме, траст, толерантность, файл, холдинг, экспансия. Задание 7. Выявите различия в значении и употреблении синонимов. Из данного списка выпишите цифры, фиксирующие идеографические синонимы (различающиеся оттенками значения): 1) возражать – противоречить – перечить – прекословить; 2) говорить – лепетать – шептать; 3) лингвистика – языкознание; 4) насмешливый – иронический – саркастический; 5) предсказание – прогноз; 6) скамья – скамейка. Задание 8. Укажите синонимы слова умереть в отрывке из романа И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев". ― Умерла Клавдия Ивановна, ― сообщил заказчик. ― Ну, царство небесное, ― согласился Безенчук. ― Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются... Или богу душу отдают, ― это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, ― значит преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдает… ― То есть как это считается? У кого это считается? ― У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считаетесь, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие, когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба отдают. Так про них и говорят: "А наш-то, слышал, дуба дал". Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил: ― Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут? ― Я человек маленький. Скажут: "гикнулся Безенчук". А больше ничего не скажут. – И строго добавил: ― Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая. Задание 9. Прочитайте словарные статьи и проанализируйте синонимический ряд, предложенный в них.
А. Составьте словосочетания или предложения со словами из заданного ряда словарной статьи. Б. Составьте словосочетания, открыв скобки. Замените заглавное слово в словосочетании на синоним, чтобы выражение стало более точным, выразительным. В каких сочетаниях это невозможно сделать? Ответ мотивируйте. Белый (бумага, парус, хлеб, гриб, вино, офицер, человек, горячка, танец, стихи, билет, день, простыня, лицо, шея, гора, снег); Красный (знамя, галстук, вино, армия, день угол, девица, рыба, зверь, лес, закат, ягода, бусы, ткань, краска, флот, книга, словцо, цена, нить, дерево, товар, уголок, лицо); Чистый (воротничок, посуда, одежда, комната, руки, душа, совесть, лицо, поле, небо, тетрадь, работа, угол, золото, спирт, воздух, речь, прибыль, вес, правда, вздор, отставка, деньги). В. Найдите ошибки в выражениях, связанных с неточным употреблением синонимов. Эта девочка оставила о себе красивое впечатление. Ее щеки стали чистыми, краска исчезла с лица, и она упала в обморок. Я делаю чисто сердечное признание. Ее шея была чистой как у лебедя. Красные люди сражались в гражданскую с белыми. На свободу Андрей вышел с белыми руками, красной душой и чистой совестью. Не позабыты нами чистые уральские виды спорта: морское троеборье, охота на лис и парусный спорт.
Задание 10. Подберите к устаревшим словам синонимы, эквиваленты в современном русском языке. Очи, чело, ланиты, взалкать, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей, шуя, выя, влачился, десница, виждь, внемли. Задание 11. Вставьте вместо точек соответствующие синонимы с общим значением « приезжать»: прикатить, притащиться, прилететь, подъезжать, приехать, примчаться. Между тем стали … гости. … предводитель – тонкое и хилое существо, чрезвычайно похожее на общипанную птицу. … офицеры ближнего полка – люди все ловкие и душистые. … на любительской тройке хват-полковник из бывших гвардейских. … в дряхлой карете, на костлявых одрах, дряхлый, но тем не менее автор неудобочитаемой заграничной брошюры. … сановник, недавно сдвинутый с позиции, а потому и красный, как пион, щепетильный и неподвижный, но чистоплотный до приторности и тупой как бревно (Эртель).
Задание 12. Прочитайте и проанализируйте антонимические пары из словаря антонимов. Составьте предложения, где бы правильно и полно реализовалось значение предложенных антонимов. СВЕ′ЖИЙ – СОЛЁНЫЙ Свежий – не подвергшийся какой-либо обработке. Соленый – приготовленный впрок с солью, в растворе соли. СВЕ′ЖИЙ – СТА′РЫЙ Свежий – не бывший в употреблении. Старый – давно находящийся в употреблении. СВЕ′ЖИЙ – СУШЁНЫЙ Свежий – не подвергшийся какой-либо обработке. Сушеный – подвергшийся сушке, приготовленный посредством сушки, вяленья. СВЕ′ЖИЙ – ТЁПЛЫЙ Свежий – довольно холодный, прохладный. Теплый – с повышенной температурой воздуха; без холодов. СВЕ′ЖИЙ – ТУ′ХЛЫЙ Свежий – только что полученный, не потерявший своих естественных хороших качеств. Тухлый – загнивший и издающий дурной запах. СВЕ′ЖИЙ – УСТА′ЛЫЙ Свежий – не бывший в употреблении, еще не применявшийся, не использованный. Усталый – ослабевший от продолжительной работы, деятельности, движения, испытывающий утомление, слабость. СВЕ′ЖИЙ – ЧЁРСТВЫЙ Свежий – недавно приготовленный, не потерявший своих хороших качеств. Черствый – утративший мягкость, свежесть; засохший затвердевший. СВЕ′ЖИЙ ― ШАБЛО′ННЫЙ Свежий – впервые высказанный. Примененный; оригинальный. Шаблонный – принятый за образец, которому все подражают; банальный, избитый. Задание 13. Подберите различные антонимы к многозначным словам: Мелкий (бассейн, дождь); свежий (хлеб, журнал); свободный (народ, стул, костюм, дыхание); тонкий (лед, порошок, работа); чистый (пол, голос, воздух). Задание 14. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению. 1. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 2. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. 4. Отсутствует наличие стульев. 5. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 6. Недостоверные факты должны нас настораживать. 7. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 8. Бездействие может привести к аварии, также как и неправильное действие. Задание 15. Подберите не менее 5 пословиц, в основе которых лежит антонимическая пара. Задание 16. Определите значение омонимов. Составьте предложения с каждым из слов. За справкой обращайтесь к словарю. Завод¹ – завод², пара¹ – пара², править¹ – править²; выдержка, занять, класс, мир, нота, среда, точка, язык.
Задание 17. Отгадайте загадки, в основе которых лежит омонимия. 1. У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? 2. Какие кошки мышей не ловят? 3. В бою рубят, а после боя развлекают? 4. Оружье, фрукты, камни-самоцветы – одно названье – разные предметы? Задание 18. В предложенных высказываниях найдите слова-паронимы, определите их сущность и функцию, которую они выполняют в тексте. Дополните список своими примерами (вспомните фрагменты из произведений известных вам авторов или народные поговорки со словами-паронимами). 1. Мирская молва, что морская волна (народная мудрость). 2. Сибиряки! Молва не врет, – Хоть с бору, с сосенки народ, Хоть сборный он, зато отборный (А. Твардовский). Задание 19. Выделите среди указанных пар слов: 1) синонимы; 2) паронимы; 3) грамматические варианты слов; 4) стилистические варианты слов: Лиса – лисица, поиски – происки, жакет – жакетка, человек – люди, строка – строчка, экономический – экономичный, избыток – излишек. Задание 20. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова – омонимы (А), а в каких – разные значения многозначного слова (Б). Ответ оформите в виде теста, указывая номер предложения и соответствующую букву. 1. Гранатовый браслет – гранатовый сок. 2. Магнитофонная лента – лента шоссе. 3. Заставить мебелью – заставить выучить урок. 4. Перевести текст – перевести библиотеку в другое здание. 5. Желтый лист – больничный лист. 6. Найти обрыв в проводах – крутой обрыв. 7. Клубы дыма – клубы по интересам
Задание 21. Составьте словосочетания из данных паронимов и слов, помещенных в скобках. Плата / оплата (перевода, за квартиру, за проезд, векселя, счета, за страх); поселок / проселок (глинистый, пыльный, размытый, узкий, рабочий, дачный, отстроенный); восход / всход (ранний, замедленный, гороха, дружный, клевера, утренний, красочный, луны, солнечный); тяжкий / тяжелый (думы, жизнь, мешок); мысленный / мыслимый (решение, образ, подход, предмет); выходить / сходить (трамвай, лестница, троллейбус, поезд, самолет, пароход); одеть / надеть (перчатки, куклу, пальто, ребенка, платьице, невесту к венцу, сыну ботинки, пиджак); вспрыснуть / впрыснуть (лекарство, белье, цветы, жидкость). Задание 22. Определите значение каждого из пары слов-паронимов. Составьте предложения, реализуя правильное значение слов-паронимов в контексте. Примеры паронимов: Адресат – адресант. Выборный – выборочный. Гармонический – гармоничный. Демократический – демократичный. Добровольный – добровольческий. Дружеский – дружественный. Духовный – душевный. Историчный – исторический. Комический – комичный. Критический – критичный. Летальный – летательный. Логический – логичный. Методический – методичный. Невежа – невежда. Нестерпимый – нетерпимый. Опасный – опасливый. Органический – органичный. Персона – персонаж. Представить – предоставить. Политический – политичный. Понятливый – понятный. Представление – предоставление. Реалистический – реалистичный. Скрытый – скрытный. Статус – статут. Тактичный – тактический. Удачливый – удачный. Фактический – фактичный. Задание 23. Устраните в предложениях плеоназмы и тавтологию. 1. Рабочие вновь возобновили работу в сентябре месяце. 2. Многие старые интеллигенты после революции эмигрировали за границу. 3. Эти успехи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур. 4. Ему мало на подготовку полчаса времени. 5. Надо расширять кругозор знаний у учащихся. 6. Новое кафе привлекает своим внутренним интерьером. 7. Часами стоят у окон пассажиры, любуясь пейзажем местности, по которой мчится поезд. 8. После войны у этой женщины не осталось личной семьи. 9. Всюду наблюдается невиданный и небывалый трудовой подъем. 10. Состояние детского транспортного травматизма в районе вызывает серьезную тревогу.
Задание 24. Какие языковые явления послужили источником словесной игры? Укажите каламбуры. 1. На политической кухне не все котелки варят. 2. Не по зубам чаще всего оказывается пища для ума. 3. И первые ласточки способны петь лебединые песни. 4. Самые здоровые сердца у бессердечных. 5. Вначале охотятся за сенсацией, а потом несут дичь. 6. – Можно, я вас перебью? – У нас нет времени! – Ничего, у меня «Калашников». 7. – Больной, лежите: вам необходим уход врача! – Вот и уходите, и побыстрее! Задание 25. Укажите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно и какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме. Народная демократия, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, практика работы, частная собственность, ночная серенада, пернатые птицы, три единственные дочери, демобилизация из армии, преобладающее большинство, жестикулировать руками, очевидное-невероятное.
Задание 26. В приведенных ниже высказываниях найдите лексические ошибки, расположите их в такой последовательности: А. Использование слова в несвойственном ему значении. Б. Неудачный выбор слова или выражения из синонимичного ряда. В. Неудачное использование антонимов. Г. Плеоназм. Д. Смешение паронимов. Е. Тавтология. Ж. Анахронизм. Предложите исправленные варианты. 1. Редактор у нас демократический: ко всем работникам одинаково уважительно относится. 2. На заводском дворе стояла длинная кавалькада готовых к отправке коробок с уникальным оборудованием. 3. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а спустился вниз по ступенькам. 4. Саша еще до войны прибивал девочкам отвалившиеся на дискотеке каблучки. 5. Дряхлость страшна не сама по себе, страшно остаться одиноким. 6. Команда уже второй год завоевывает в соревновании первое место и призовой кубок. 7. В результате очередного социального эксперимента наши экономисты пришли к неутешительным результатам. Задание 27. Найдите соответствие типа ошибки и предложения, в котором она встречается. Например: 8 – А А – тавтология; Б – незнание значения слова; В – неоправданное употребление эмоционально-окрашенной лексики; Г – нарушение логической сочетаемости слов; Д – возникновение двусмысленности; Е – неоправданное использование заимствованного слова; Ж – смешение паронимов.
1. В прошлом году выдался неурожайный год. 2. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Москвы. 3. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. 4. Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку. 5. Мы просмотрели расчеты по установке нового генератора. 6. Как показал отборочный турнир, финские спортсменки остаются самыми серьезными оппонентами нашим лыжницам.
Задание 28. Речевые ошибки допущены в предложениях: 1. В душе Наташи Ростовой накапливается противоречие к поведению Элен. 2. Научная абстракция базируется только на наблюдении и эксперименте. 3. Его поведение навсегда стало басней во языцех. 4. Серебряный век подарил нам плеяду выдающихся мастеров художественного слова. 5. Этих двоих нерадивых студенток хорошо знали в деканате. 6. Сообщение о случившемся на границе быстро стало достоянием служб информации. 7. Перед праздником магазин проводит распродажу бытовой техники. 8. Сборник представил страницы начинающим поэтам.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.01 с.) |