Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства выражения логических связей в текстеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Лексические средства связи. 1.1. Функционально-синтаксические средства связи, указывающие: а) на последовательность развития мысли (вначале, затем…); б) на противоречивые отношения (следовательно, поэтому, кроме того…); в) на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того); г) на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к, рассмотрим, необходимо остановиться на); д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод). 1.2. Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный). 2. Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью
Задание 1. Прочитайте и сравните отрывки лекций двух известных русских ученых-историков Сергея Федоровича Платонова (Петербургский университет) и Василия Осиповича Ключевского (Московский университет), рассказывающие об одном и том же историческом событии – засилии иноземцев при дворе Анны Иоанновны. Какой тип речи присутствует в лекциях ученых и с какой целью он используется? Ключевский В.О. «Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких уголков. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении. Этот сбродный налет состоял из «клеотур» двух сильных патронов, «канальи курляндца», умевшего только разыскивать породистых собак, как отзывались о Бироне, и другого канальи, лифляндца, подмастерья и даже конкурента Бирону в фаворе, графа Левенвольда, обер-шталмейстера, человека лживого, страстного игрока и взяточника.
Платонов С.Ф. «…Анна окружила себя своими курляндскими друзьями – немцами. Первое место среди них занимал курляндский ее камергер фон-Бирон, а затем братья Левенвольд. Они поставили во главе управления тех немцев, каких застали уже в России… Бремя власти Бирона русским людям казалось ужасным. Бирон и его приспешники вовсе не думали о народном благе, а сама императрица Анна была предана лишь удовольствиям. Поэтому все старания придворных направились к тому, чтобы собрать как можно больше денег для двора». При разгульном дворе, то и дело увеселяемом блестящими празднествами, какие мастерил другой Левенвольд, обер-гофмаршал, перещеголявший злокачественностью и своего брата, вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа». Задание 2. Определите, какие функционално-смысловые типы речи используются в тексте? …А какой у нас строй сегодня? Никак не демократия. Сегодня у нас, признаем честно, олигархия. То есть власть ограниченного замкнутого числа персон. На таких огромных пространствах, как Россия, с нашими нынешними язвами нам никогда не справиться при пассивности народа. Дайте народу реальную власть над своей судьбой. Допустите – каждому гражданину быть экономической личностью! Мы себя успокаиваем, будто у нас сегодня потому демократия, что у нас демократическая система выборов. Но нынешняя система выборов не дает выхода активным народным силам по всем просторам страны. В чем пороки? Московские партии рассматривают народ как материал для избирательной системы. Не случайно у нас загуляло снобистсткое словечко «электорат». А народ рассматривает: «Партии, – а-а-а! Кто бы из них не победил, все равно это будет одно и то же. Партия – начальство». А еще добавьте к этому инерцию голосования, которую мы вынесли из большевистских десятилетий. Мне пришлось говорить с рабочими. Они сами удивляются, говорят: вот мы сейчас при вас кроем свое начальство; свобода слова есть, правильно. Но доходит дело до голосования, что с нами происходит? Нам предлагают резолюцию, мы поднимаем руку.
… Спрашивают, какой выход?.. Не пропускайте местных выборов… Я понимаю, когда вы выбираете в Москву, вы, в общем, никогда не знаете, что это за люди, откуда они взялись, что они будут делать. Но местные выборы для вас: не будьте пассивными, не наказывайте сами себя, вы же видите этих людей, их лица, их поступки, их действия. Смотрите в их глаза, выбирайте тех, кто честен, бескорыстен, умен и … стоек перед начальством, мужествен перед начальством… (Солженицын А.И. Выступление в Государственной Думе 28 октября 1994 года).
Задание 3. Найдите в текстах заданий (см. Тема 2, § 2,задание 1, С. 24) лексические средства связи. Определите тип синтаксической связи (последовательная, параллельная).
Задание 4. Подберите примеры из ваших учебников на различные функционально-смысловые типы речи: описание, рассуждение, повествование. Свой выбор мотивируйте. Определите, какие типы синтаксических связей используются в этих примерах. Задание 5. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. Текст. 1 А. Таким замечательным временем для меня стало прошлое лето. Б. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ, а теперь в каждом из них я вижу бездну живых образов. В. Должно быть, у каждого человека случается счастливое время открытий. Г. Именно тогда я узнал много слов, бывших до той поры известными мне, но далекими и еще не пережитыми. Текст 2. А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич. Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков. В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной. Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Отметьте верные высказывания: 1. Язык – это знаковая система, речь является регулярным проявлением данной системы. 2. Речь стремится к стабильности, она консервативна. 3. Речь отнесена к объектам действительности (может быть истинной или ложной) 4. Речь звучит, а значит при воспроизведении используется система фонетических и просодических средств, поэтому воспринимается она на слух, акустически. 5. Кодифицированная речь обслуживает неофициальную сферу коммуникации, для которой характерны: непринужденность общения, неофициальность отношений между говорящими, неподготовленность речи, эмоциональность речи. 6. Монолог – это устное или письменное высказывание одного человека. 7. Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании). 8. В речевой практике не встречаются тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи. 9. Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. 10. Разговорная речь хотя и воспроизводится устно, однако она является заранее подготовленной, отредактированной, логичной и последовательной, точной, нормативной.
2. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта): 1. Когнитивная функция языка – это: а) средство общения;
б) средство познания; в) средство сохранения традиций. 2. Части слова (морфемы) составляют уровень языка: а) лексический; б) морфологический; в) морфемный. 3. Лингвистические средства письменной речи: а) точность и логичность; б) свободное обращение с нормами; в) используются простые синтаксические конструкции. 4. Признаки разговорной речи: а) нечеткость произношения; б) множество эмоционально-оценочных слов; в) умеренное использование невербальных средств общения. 5. Особенности диалогической речи: а) широкое использование невербальных средств; б) наличием распространённых конструкций; в) краткость высказываний. 6. Средства диалогизации: а) прямые обращения к слушателю; б) вопросно-ответный ход; в) предполагаемые оратором реплики слушателей. 7. К приемам диалогизации монологической речи не относится. а) употребление личных местоимений 1 и 2 лица. б) риторический вопрос в) употребление личных местоимений 3 лица. 8. Рассуждение – это: а) функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании); б) функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях; в) функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. 9. Экстралингвистические средства письменной речи: а) жесты; б) знаки препинания; в) интонация. 10. Классы слова составляют уровень языка: а) лексический; б) морфологический; в) морфемный.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.57 (0.013 с.) |