Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как правильно определить тип текста?↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КУРСА. Самостоятельная работа №1. Тема: Лингвистический анализ текстов. Цель: проверить знания обучающихся о тексте как языковой единице и его типах и стилях. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменного анализа текстов: Задание 1: 1. Определите ТИП текста: описание, повествование, рассуждение. 2. Определите СТИЛЬ текста: научный, художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный. Текст 1 Установление трудового стажа. Порядок подтверждения трудового стажа изложен в Правилах подсчета и подтверждения трудового стажа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.02. Основным документом, подтверждающим периоды работы до введения в действие нового законодательства, является трудовая книжка. Сохраняется возможность установления трудового стажа на основании свидетельских показаний. Если документы, подтверждающие трудовой стаж, утрачены в связи со стихийным бедствием (пожаром, наводнением и т. п.) и восстановление их невозможно, стаж может быть установлен на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя (п. 28 Правил). (М. Петросян) Текст 2 Не только печальные, но и веселые рассказы О. Генри написаны человеком большого сердца. За причудливой, своеобразной манерой художника, повествовавшего о жизни с видом стороннего наблюдателя, угадывается душа человека, глубоко задумывавшегося над судьбами людей. О. Генри в своих рассказах по большей части смеется, но бывает, что он смеется в то время, как душа его обливается кровью. Он смешил других, а самому ему подчас совсем не было весело. Но он никогда не поддавался отчаянию и не хотел, чтобы отчаяние завладело его читателями. О. Генри верил в жизнь, в людей. И его рассказы озарены огоньком подлинной человечности. (А. Аникст) Текст 3 Наука, которая изучает поведение больших коллективов частиц, называется статистической физикой. Закономерности этой науки, так называемые статистические закономерности, имеют огромное значение прежде всего в силу того, что они не требуют для своего вывода знания о поведении (фактически – о движении) отдельных частиц, составляющих коллектив. В то же время всякая макроскопическая система содержит колоссальное количество частиц и, следовательно, подчиняется статистическим законам. Для систем с малым количеством частиц указанные законы становятся бессодержательными. (Н.Г. Басов, Ю.В. Афанасьев «Световое чудо века»). Текст 4 Персы воюют с русскими клопами, блохами и тараканами, для каковой цели приготовляют персидский порошок. Воюют уже давно, однако же еще не победили и, судя по размерам купеческих перин и щелей в чиновничьих кроватях, победят едва ли скоро. Богатые персы сидят на персидских коврах, а бедные – на колах, причем первые испытывают гораздо большее удовольствие, чем вторые. Носят орден «Льва и Солнца», каковой орден имеют наш Юлий Шрейер, завоевавший себе персидские симпатии, Рыков, оказавший России персидские услуги, и многие московские купцы за неослабную поддержку причин упомянутой войны с насекомыми. (А.П. Чехов «К характеристике народов»). Задание 2: 1. Определить тему и основную мысль текста. 2. Выписать ключевые слова. 3. Озаглавить текст. 4. Определить стиль текста и доказать свое мнение. 5. Определить тип речи и доказать свое мнение. Текст 1 Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А. И. Куприн) Текст 2 Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Меняются ли со временем представления о красоте? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (По Л. Мигдалу) Как правильно определить тип текста? Всего выделяются три функционально-смысловых типа текста: описание, повествование и рассуждение. В ОПИСАНИИ тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика. Например: День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо. (А.Н. Толстой) ПОВЕСТВОВАНИЕ характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п. Например: В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. (По М.М. Пришвину) РАССУЖДЕНИЕ основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т. д.). Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему. Например: Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина. (К.Д. Ушинский) Как правильно определить стиль текста? Функциональный стиль (стиль текста) – это определенная разновидность речи, соответствующая сфере ее функционирования и отличающаяся особым набором средств, характерных для данной сферы. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Данный стиль обслуживает сферу агитационно-массовой деятельности и употребляется для освещения событий экономической, политической, культурной, бытовой, криминальной, спортивной жизни. Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей или читателей. Форма реализации этого стиля – устный или письменный монолог. Свойства текстов публицистического стиля: акцент на актуальные проблемы дня, эмоциональность, оценочность, широкая тематика, ориентированность на массового читателя (слушателя), доступность, информативность, наличие субъективного, авторского мнения, предварительный отбор языковых средств. В публицистическом стиле часто используются: · торжественные слова (держава, святыня); · прилагательные в превосходной степени (величайшее, самый яркий); · фразеологизмы (стоять насмерть); · эмоционально окрашенные слова (душегуб, ренегат – «отступник», «изменник»); · устойчивые обороты типа играть роль, иметь значение, здравый смысл; · метафоры (нарост на теле государства); · сравнения (деньги текут рекой); · эпитеты (роковое стечение обстоятельств); · разговорно-просторечные слова (бабки, зеленые, крутой, браток); · иностранные слова (спикер, киллер, имидж, маркетинг); · новые слова, т.е. неологизмы (боевик – «террорист», биотерроризм, киднеппинг – «похищение людей с целью выкупа»); · профессиональные журналистские слова (интервью, репортаж, корреспондент); · слова общественно-политической лексики (бюджет, парламент, законодательство); · обращения (дорогие читатели, соотечественники, россияне); · вводные конструкции (по сообщению, по словам, к сожалению, к несчастью, к величайшей радости): · преимущественно простые предложения; · номинативные предложения (особенно в заголовках); · риторические вопросы (как жить? где искать защиту?); · вопросительные и восклицательные предложения; · неполные предложения; · присоединительные конструкции. Жанры публицистического стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, репортаж, интервью, заметка, эссе, памфлет, фельетон, прокламация, манифест. Например: Проект новой Концепции государственной миграционной политики ФМС готовила скоростным методом в соответствии с решениями мартовского заседания Совбеза РФ. 17 ноября с. г. проект должен был рассматриваться в Белом Доме. Но до правительства проект не дошел. По пути его перехватила дума, точнее сказать – думский Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. На заседании Комитета была выявлена беспомощность документа, призванного провозгласить новую миграционную политику, привлекательную для мигрантов … (Информационное Агентство «Миграция» (ИАМ), 2005 г.) Самостоятельная работа №2. Тема: Выполнение упражнений «Лексика и фразеология». Цель: закрепить и проверить знания обучающихся по лексике и фразеологии. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы Упражнение № 1: Перепишите слова.Укажите лексическое значение слов. Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стандартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль. Упражнение № 2: Выпишите только те слова, которые употреблены в переносном значении. Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, квелый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправданное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства. Упражнение № 3: Подберите и запишите синонимы к данным словам. Красивый, маленький, трудный, гуманный, быстрый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться. Упражнение № 4: Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи (письменно). Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный. Упражнение № 5: В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов (письменно). 1. Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора. 2. Он отличался (особым, особенным) даром предвидения. 3. Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизирует образ (невежы, невежды). 4. Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей. 5. Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).
Упражнение № 6: Укажите лексическое значение фразеологизмов (письменно). Авгиевы конюшни, строить на песке, запретный плод, опускать крылья, кот наплакал, валом валить, не в своей тарелке, зажать в кулак, крутить хвостом, переменить декорации. Упражнение № 7: Подберите фразеологизмы, которые имеют значения (письменно). Мало; Притворяться несчастным; Прославиться, стать известным4 Не думать о своей безопасности; Медлить, делать что-либо очень медленно; Выделяться отчетливо, ярко; В худшем случае; Чувствовать себя уверенно; Объективно, непредвзято; Много. Слова для справок (к упражнению № 7): невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.
Что же такое ЛЕКСИКОЛОГИЯ? Лексикология – эта та наука, которая изучает словарный состав языка. Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д. Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав. Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав). Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги). От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ). Существуют различные разновидности омонимов: · лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса); · омоформы (мой руки – мой пиджак); · омофоны (леса – лиса); · омографы (мУка – мукА). Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой). Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное). Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления). Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский). Что же такое ФРАЗЕОЛОГИЯ? Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать). С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.). С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы: 1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня; 2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются: а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора). Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных. Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 3 ч.
Самостоятельная работа №3. Тема: Определение способов словообразования. Цель: з акрепить и проверить знания обучающихся о способах образования слов; закрепить навыки определения способов словообразования. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1: Выполните словообразовательный разбор данных слов. Укажите способы образования слов. Изгнанник, коренастый, МВД, планировать, прелестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный. Упражнение 2: Составьте словообразовательные цепочки к следующим словам. Живой, карман, здоровый, народ, упрямый, память, зависть, твердый, дым, жестокий Упражнение № 3: Восстановите недостающие слова в словообразовательных цепочках (письменно). Брат – ___________ – братственный Боль – болеть – _____ – болезненный Медленный – __________ – медлительный Гнев – _____– разгневаться Говор – говорить – ________ – разговорчивость Единый – _____– единственно Упражнение № 4: Образуйте сложные слова из данных словосочетаний. Укажите способ сложения. Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст
Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный). Упражнение № 5: Распределите в два столбика слова образованные путем сложения и слияния. Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС. Как образуются слова. Способы словообразования. В русском языке существуют следующие способы образования слов: · неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное); · морфологический: - приставочный (развеселый – веселый); - суффиксальный (красноватый – красный); - приставочно-суффиксальный (втайне – тайна); - бессуффиксный (синь – синий); - сложение (газопровод). Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются: · сложением целых слов (диван-кровать); · сложением части слова и целого слова (турфирма); · сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон). Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются: · сложением начальных звуков (вуз); · сложением начальных букв (МГУ); · сложением слогов или частей слов (полпред); · смешанным способом (главк). Таблица «Способы словообразования»
Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 4 ч.
Самостоятельная работа №4. Тема: Выполнение упражнений «Существительное, прилагательное, числительное». Цель: закрепить и проверить знания обучающихся о самостоятельных частях речи (существительных, прилагательных, числительных); закрепить навыки определения грамматических форм частей речи. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1: Выпишите в два столбика существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Мышь, земля, слесарь, молодежь, студенчество, очки, ворота, храбрость, стрельба, добро, Вена, ковер, свежесть, стремление, верность, березняк, каникулы, пудра, железо, хлопоты, пшеница, мемуары, ширина, еж, опилки, ясли.
Упражнение № 2: Определите род существительных и согласуйте с ними прилагательные. (Вкусный) кофе, (разнообразный) меню, (полезный) кольраби, (интересный) пари, (овощной) рагу, (несправедливый) пенальти, (остроумный) конферансье, (пестрый) какаду, (привередливый) маэстро, (веселый) попурри. Различайте окончания существительных во множественном числе: И.п. -А (Я) (дома, стулья); -Ы (И) (столы, двери). Р.п. -ОВ (ЕВ) (столов, стульев); -ЕЙ (вожжей); нулевое окончание (грузин, чулок, волн). Упражнение № 3: Образуйте формы Р.п. множественного числа от следующих существительных. Будни, сумерки, цапля, башкир, румын, солдат, сапог, волны, дорога, простыня, ясли, лезвие, мандарин, апельсин, помидор, таджик, банан, носки, чулки, дупло, кочерга. Упражнение № 4: Распределите данные прилагательные по столбикам в зависимости от разряда. Зимний, добрый, куриный, вечерний, ценный, честный, решительный, легкий, отцов, волчий, сильный. Упражнение № 5: Образуйте возможные степени сравнения от данных прилагательных. Богатый, хороший, крутой, плохой, широкий, тугой, сладкий, робкий, опрометчивый, звонкий. Упражнение № 6: Определите разряд данных числительных. Укажите, являются ли они простыми, составными или сложными. Девятнадцать, шестьсот, шестьдесят четыре, семеро, одиннадцать, девяносто второй, сорок четыре, семьдесят шестой, первый, сто. Упражнение № 7: Укажите ошибки, допущенные при склонении числительных. Двое подруг, к шестисот сорока пяти студентам, около девяносто страниц, по обоим сторонам, пятидесятью восьмью рублями, четырехста трех участков. Таблица «Самостоятельные именные части речи»
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Есть существительные, которые употребляются только в единственном числе (собирательные – детвора, слова с вещественным значением – железо, собственные имена) или только во множественном (составные и парные предметы – грабли, названия материалов – отходы, промежутков времени – сутки, географические названия – Карпаты). Существуют существительные общего рода (задира Катя, задира Алеша; врач Иванов, врач Иванова). Склонение – это изменение существительного по падежам. К 1-ому склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -А (-Я) (книга). Ко 2-ому – ср. р. с окончаниями -О (-Е) и м.р. с нулевым окончанием (солнце, день). К 3-ему – существительные ж.р., оканчивающиеся на Ь (печь). Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму (жюри). Разносклоняемые (бремя, время, вымя, имя, знамя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь) имеют окончания разных склонений. Род несклоняемых существительных определяется по родовому слову (Онтарио – озеро); к м.р. относятся существительные, называющие лиц мужского пола (маэстро), к ср.р. – неодушевленные существительные (метро).
Таблица «Степени сравнения прилагательных»
Самостоятельная работа №5. Тема: Выполнение упражнений «Глагол, причастие, деепричастие». Цель: закрепить и проверить знания обучающихся о глаголе и его формах (причастии и деепричастии); закрепить навыки определения грамматических форм глагола и его форм. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1: Распределите по столбикам глаголы 1-го и 2-го спряжения. Хотеть, бороться, слышать, гнать, вычищать, колоть, дремать, клеить, ненавидеть, жаждать, быть, нестись, славить, сеять, поддержать, замести, встретить. Упражнение № 2: Укажите переходные глаголы. Рассказывать о поездке, доказывать правоту, сожалеть о неудаче, не писал письма, тормозить работу, препятствовать поездке, касаться вопроса, выслеживать добычу, рисовать в тетради, гулять по проспекту. Упражнение №: Укажите наклонение глагола. Хотелось бы, распределите, намажь, подошел, сделал бы, руководите, увидеть, отдохнул, останется, светить, употребляется, встретился бы. Упражнение № 4: Перестройте предложения, заменив личные глаголы безличными. Вьюга замела все вокруг: леса, поля, овраги. Очень хочу довести задуманное до конца. Неожиданно я услышала какие-то странные звуки. Солнце светит, да не греет. Упражнение № 5: Распределите в два столбика действительные и страдательные причастия. Убегающий, гонимый, расколотый, сделанный, рождаемый, прибежавший, строящий, назначенный, шедший, реющий, застывший, приколотый, бушующий, наполненный, сбежавший.
Упражнение № 6: Распределите в 2 столбика прилагательные и причастия. Мощеная улица, мощенная булыжником улица, бешеный зверь, взбешенный зверь, иллюстрированный журнал, копченый окорок, газированная вода, торжественный митинг, воспитанная девочка, взволнованное море, законченная работа, не написанная вовремя книга, соленая пища, плетеная корзина, кованый сундук, крашеный пол, освещенная солнцем. Упражнение № 7: Образуйте от данных глаголов деепричастия, укажите их вид и суффиксы. Закончить, порезаться, броситься, довезти, унести, растаять, спешить, любить, слушаться. Таблица «Спрягаемые части речи. Глагол и его формы (причастие и деепричастие).
ГЛАГОЛ. Различайте: · глаголы совершенного вида (что сделать? сказать) и несовершенного (что делать? говорить); · переходные глаголы (сочетаются с существительным или местоимением в В.п. без предлога (любить (что?) фрукты) и глаголы с отрицательной частицей НЕ с Р.п: (не читал книги)) и непереходные; · глаголы 2-го спряжения (В Н.ф. гл. с безударным личным окончанием – все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться, 7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть; 4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать) и 1-го спряжения (все остальные); · возвратные глаголы (глаголы с постфиксами -СЬ, -СЯ). Возвратные глаголы всегда непереходные. Наклонение глагола: Þ Изъявительное (гл. в форме наст., прош. или будущ. вр.: пишу, писал, напишу) Þ Повелительное (приказ, просьба: напиши) Þ Условное (возможное, желаемое действие: сказал бы) Запомните: личные глаголы могут употребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. – На улице накрапывает. ПРИЧАСТИЕ. Различайте: прилагательные (обозначают признак предмета: зеленый) и причастия (обозначают признак предмета по действию: зеленеющий – тот, который зеленеет). ДЕЕПРИЧАСТИЕ Запомните: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени, деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива. Критерии оценки выполненной работы: «5» - 90% - 100% правильно выполненной работы. «4» - 80% - 89% правильно выполненной работы. «3» - 70% -79% правильно выполненной работы. «2» - менее 69% правильно выполненной работы. Срок выполнения: 4 ч.
ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КУРСА. Самостоятельная работа №1. Тема: Выполнение упражнений «Определение вида связи в словосочетании». Цель: закрепить знания обучающихся о словосочетании. Содержание работы: Выполнение упражнений. План письменной работы: Упражнение № 1: Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях (письменно): 1. Потребность ответить; 2. Сотворил чудо; 3. Задача истории; 4. Внешний сюжет; 5. Вдруг приезжает; 6. Однажды напишет; 7. Радостно сообщил; 8. Яблоневый росток; 9. Сердился на себя; 10. Красный закат. На каждый вид связи добавьте свои примеры (не менее 10 на один случай) Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически; служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Если в словосочетании одно слово синтаксически зависит от другого, такой тип связи называется подчинением. Различаются три вида подчинительной связи:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.27.56 (0.016 с.) |