ТОП 10:

Научный стиль речи, его основные признаки. Основные жанры научного стиля.



Русский язык

1. Язык как средство общения. Язык как система. Русский язык в современном мире. Язык и речь. Основные требования к речи.

(Язык как средство общения)Язык — основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свой мысли, чувства, желания. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом — носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке.
Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями

Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке — в словах, словосочетаниях и предложениях. С помощью языка люди передают свои .знания, опыт от поколения к поколению. Каждый язык представляет собой сложную систему. Элементами этой системы являются звуки, слова, предложения, которые тесно связаны между собой и образуют системы в языке: фонетическую, морфологическую, лексическую и синтаксическую.

(Язык как система) Язык – это система соц.обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации). Язык является самой сложной из всех знаковых систем. Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание.
Функции языка:
1) Коммуникативная
2) Когнитивная (гносеологическая, познавательная)
3) Аккумулятивная
4) Эмоциональная (междометия)
Части языка – уровни
1) Звуковой, фонетический (звук обладающий смыслоразделяющей функцией –Фонема)
2) Морфемный – значимые части слова
3) Лексический, слово – знак (словесный)
4) Синтаксический:
А) Словосочетание обладает номинативной функцией
Б) Предложение – коммуникативная функция
Слово – основная единица языка.

(Русский язык в современном мире)Русский язык в современном мире выполняет три функции: 1) национального языка русского народа, 2) языка межнационального общения народов СССР, 3) одного из международных языков.
РУССКИЙ язык — национальный язык
РУССКОГО НАРОДА
Русский язык — это национальный язык русского народа, который сыграл выдающуюся роль в истории, в победе Великой Октябрьской социалистической революции, в построении социализма. В настоящее время русский народ вместе с другими народами СССР идёт к коммунизму.
Русский язык — это язык науки, техники и культуры. На русском языке написаны бессмертные труды В. И. Ленина. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей — А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, и др, Труды многих известных учёных: лингвистов, , географа и других деятелей русской науки — написаны на русском языке.
Русский язык — один из самых богатых языков мира. Высоко оценивали русский язык классики марксизма-ленинизма.
Богатство и выразительность русского языка отмечали многие писатели и общественные деятели.


Основу русского национального языка составляет литературный язык.
Литературный язык — это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, учебных заведений. В школе изучается литературный язык.
Русский литературный язык — язык нормированный. Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определённым правилам, или нормам.
Литературный язык имеет устную и письменную форму.
Устная речь — это речь произносимая, звучащая. В устной речи важно правильно произносить звуки, слова, предложения, соблюдать интонацию и ударение. Для неё характерны простые короткие предложения.
Письменная речь связана с написанием. Письменная речь оформляется правильно и точно с точки зрения орфографии и пунктуации. В письменной речи используются сложные и осложнённые предложения.

(Язык и речь) Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.

Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций.

Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нём говорит, то речь всегда привязана к говорящему. Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников.

Под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

(Основные требования к речи) Речевая культура личности во многом зависит от ее ориентированности на основные черты безупречного, образцового речи Чтобы быть образцовым, речь должна характеризоваться следующими важнейшими и признаками:

o правильностью т.е. соответствовать литературным нормам, действующим в языковой системе (орфоэпические, орфографические, лексическим, морфологическим, синтаксическим, стилистическим, пунктуационным);

o содержательностью которая предусматривает глубокое осмысление темы и главной мысли высказывания, подробное ознакомление с имеющейся информацией по этой теме; разностороннее и полное раскрытие темы, избежание излишнего;

o последовательностью есть логичностью и лаконичностью мыслей;

o богатством предусматривающий использование различных средств выражения мнений в пределах соответствующего стиля, избежание ненужного повторения слов, однотипных конструкций предложений;

o точностью которая во многом зависит от глубины знаний и эрудиции личности, а также от активного словарного запаса Выражая свои мысли, следует подбирать слова, которые наиболее соответствуют высказываемому с содержания;

o выразительностью для достижения которой следует выделять важные места своего выражения и выражать собственное отношение к предмету речи;

o значимости и целесообразностью которая зависит прежде всего от того, насколько полно и глубоко человек оценивает ситуацию общения, интересы, состояние, настроение адресата Кроме этого, следует избегать того, что могло бы поразить собеседника, и указывать на ошибки собеседников в тактичной формі.

Итак, высокую культуру речи человека определяет совершенное владение литературным языком, ее нормами в процессе речевой деятельности

Культура речи - это еще и общепринятый речевой этикет: типичные формулы приветствия, пожелания, прощание, приглашения и т.д. Большое значение имеет и тон разговора, умение выслушать другого, вовремя и уместно в поддержать тему Внимательность, вежливость и вежливость - основные требования речевого этикету.

 

2. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

У современного литературного языка существует много разновидностей, которые складываются в единые функциональные стили, – это научный, официально-деловой, публицистический и разговорно-обиходный стили.

Разговорная речь относится к последнему. В текстах разговорного стиля реализуется коммуникативная функция. Существуют некоторые признаки, по которым определяется разговорный стиль, – неофициальность, непринужденность; неподготовленность общения; использование жестов, мимики; зависимость от ситуации.

Разговорные тексты носят устную форму, поэтому особое значение приобретают интонации, паузы, темп речи, логическое ударение. В отличие от устных докладов или лекций в разговорной речи допускаются неотчетливое произношение слогов, слов, быстрый темп речи. Что касается лексики, то для разговорной речи характерно преобладание конкретных слов над абстрактными, малоупотребительна книжная, иноязычная или терминологическая лексика. Для разговорного стиля характерны эмоциональность, экспрессивность, повтор слов и употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов. Также характерна тенденция к экономии языковых средств, что проявляется в употреблении слов вместо словосочетаний, например: сгущенка – сгущенное молоко, тушенка – тушеное мясо.

На уровне морфологии разговорный стиль проявляется преобладанием глаголов над существительными, частым употреблением личных местоимений, притяжательных прилагательных. Практически не присутствуют прилагательные кратких форм и деепричастия.

В синтаксисе разговорных текстов реализуются и общие свойства – экспрессивность, оценочность, стремление к экономии языковых средств, неподготовленность. Это проявляется в частом употреблении вопросительных, побудительных предложений, в особых сказуемых, в частом употреблении вводных, вставных конструкций, междометий. Самыми распространенными являются простые предложения, состоящие из пяти или девяти слов. Но бессоюзные и сложносочиненные предложения преобладают в разговорной речи над сложноподчиненными.

К основным особенностям разговорной речи можно отнести: неподготовленность, спонтанность; непосредственный характер речевого акта; большое влияние экстралингвистических (внеязыковых) факторов; широкое использование обиходно-бытовой и эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Функциональные стили являются открытыми системами. Границы между ними очень подвижны. Иногда трудно определить, к какому стилю относится текст, и некоторые моменты в этом вопросе спорны. Основная часть языкового материала – общеязыковые, межстилевые средства. Очень важно знать особенности каждого стиля и пользоваться языковыми средствами разных стилей в зависимости от ситуации и целей высказывания.

Но не все слова распределяются между литературными стилями. Они являются общими для всех стилей и называются фоном. При произнесении речи следует учитывать, в каком стиле вы ее произносите, и не отступать от него.

В каждом литературном стиле существует разновидность устной речи. Она обладает свойствами своего стиля. Но в отличие от письменной речи она также обладает вышеперечисленными признаками разговорной речи.

Активный словарный запас

К активному запасу относятся привычные, повседневно употребляемые слова, не имеющие оттенка устарелости или новизны.

Пассивный словарный запас

К пассивному запасу относятся устаревшие слова и неологизмы. Устаревшие делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы — слова называющие не встречающиеся предметы, явления, существа.

Пример: Царь, верста, гусли, гусар.

Архаизмы — слова, являющиеся устаревшими названиями предметов, явлений, существ, которые существуют и ныне.

Пример: Уста-рот, зело-очень.


Неологизмы — Слова, возникающие в языке для обозначения новых, ранее не существующих понятий, явлений, предметов. Новыми они остаются до тех пор, пока говорящий ощущает его новизну, необычность.

"Поговорка" и "Пословица"- это образно и кратко высказанная народная мудрость.
Например:"Волков бояться - в лес не ходить","Какой покров,такая и осень","В ногах правды нет".

Если мы откроем краткий словарь литературоведческих терминов,то обнаружим,что "Поговоркой" называют один из видов народного устного творчества,выражение,которое определяет одно из жизненных явлений.
"Пословица" же является кратким изречением по поводу разных жизненных ситуаций,а так же одним из типов устного народного творчества.

Примеры пословиц:

· "Своя рубашка ближе к телу"

· "Слезами горю не поможешь"

 

Примеры поговорок:

· "Нашла коса на камень"

· "Назвался груздём - полезай в кузов"

Фразеологизм– это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов.

Типы фразеологизмов

Выделяют несколько типов фразеологизмов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.

Фразеологическое сращение (идиома)— это устойчивый оборот, значение которого нельзя вывести из значений составляющих его слов.

Пример: после дождичка в четверг — никогда или неизвестно когда. Если не знать, что значит этот фразеологизм, догадаться о его значении практически невозможно.

Фразеологическое единство — это устойчивый оборот, значение которого можно вывести из значений составляющих его слов. Для фразеологического единства характерна образность: все слова такого оборота, объединившись, приобретают переносный смысл.

Пример: плыть по течению — подчиняться обстоятельствам, не предпринимать активных действий.

Фразеологическое сочетание — оборот, в котором есть слова как со свободным значением, так и с фразеологически связанным значением. Значение фразеологического сочетания можно вывести из значений составляющих его слов.

Как правило, одно из слов в составе фразеологического сочетания является постоянным, а остальные слова допускают замену.

Пример: Например, можно сказать светиться радостью, светиться счастьем, светиться любовью. Всё это фразеологические сочетания.

Признаки фразеологизма:

  • Содержит не менее двух слов.
  • Имеет устойчивый состав.
  • Не является названием.

Афори́зм —оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Примеры: «Каждый слышит только то, что он понимает»;
«Знание — сила»

Семь раз – примерь , и никакого толку.

 

12.Фонетика. Звук речи. Открытый и закрытый слог. Фонетический разбор слова. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи.

фонетика-это наука изучающая звуки.

Пример:Лыжи- лы´-жи – 4 б.,4 зв.

л [л] — согл., зв. непарн., тв.
ы [ы´] — гл. ударн.
ж [ж] — согл., зв., тв. непарн.
и [ы] — гл. безуд.
 
 

Звуки речи — это наименьшие звуковые единицы ,из которыз образуются слова. Звуки мы слышим и произносим.

Звуки как материальные знаки языка – выполняют две функции:

а) перцептивную – функцию доведения речи до восприятия

б) сигнификативную – функцию различения значимых единиц языка морфем и слов.

Звуки речи- это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы.

Они могут быть описаны в трех аспектах:

Ø с акустической (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движениявоздушной среды, вызванные органами речи;

Øс артикуляционной (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работыпроизносительных органов человека (артикуляционного аппарата);

Ø с функциональной (смыслоразличительной) стороны (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантовреализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполняющийсмыслоразличительную и строительную функцию.

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха

. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

· Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Во-да, стра-на.

· Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Сон, лай-нер.

· Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

 

· В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].(пример)Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

Фонетический разбор – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1.Записать слово орфографически правильно.

2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.

3.Отметить возможности переноса слова по слогам.

4.Фонетическая транскрипция слова.

5.По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.

6.Подсчитать количество букв и звуков.

7.Отметить случаи, если звук не соответствует букве.

Фонетический разбор слова морковь:

1.Морковь

2.Мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).

3.Перенос: мор-ковь

4.[маркоф']

5.М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

О – [а] – гласный и безударный.

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.

О – [о] – гласный и ударный.

В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный.

Ь —————————–

6.В слове 7 букв и 6 звуков.

7.о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

Акцетнология- наука, изучающая словесное ударение.

 

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне... произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называетсяударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

13Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Способы словообразования.

Морфемика - это значимая часть слова. (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

Корень- это значимая часть слова, в которой заключается лексическое значение всех однокоренных слов. Без корня слов не бывает, но бывают сложные слова с несколькими словами.(электростанция-корень1(электро),корень1(станц))

Чтобы найти корень в словенужно подобрать однокоренные слова и выделить в них одинаковую часть.

Пример: Вода, водяной, водный, водоснабжение. У всех этих слов корень –вод-.

Приставка-это значимая часть слова , которая служит для образования новых слов. Приставки в слове может и не быть и может быть несколько.

Пример: Прапрабабушка- две приставки –пра-.

Пример : Бабушка- приставки нету.

Некоторые приставкипридают слову дополнительные лексические значения .

Суфикс –это значимая часть , которая служит для образования новых слов и стоит после знака корня.

Пример:Дом- домик (суффикс –ик-)

Некоторые суфик5сыпридают слову дополнительный лексический оттенок.

Окончание-это значимая часть слова, которая находится в конце изменяемых частей речи и служит для образования грамматических форм слова.

Пример:бабушки(окончание –и-),прапрабабушка(окончание –а-).

Основа-это часть слова без окончания и интерфикса. Чтобы выделить в слове основу ,необходимо изменить грамматическую форму, чтобы определить окончание. Основа может прерываться ,например у возвратных глаголов.

Пример: Пешеход (основа –пеш- и –ход-)

Выделять основунеобходимо ,чтобы определить способ образование слова.

Пример:Зима( окончание –а-, корень –зим-, основа –зим-)-зимний(окончание – ий -, суффикс –н-, корень –зим-, основа –зимн-).

Постфикс- это значимая часть слова, образована возвратной формы у глаголов ,причастий , деепричастий и находится в конце слова (после окончания).

Пример: Глагол- учиться ,причастие- учащийся , деепричастие –учась.

Интерфикс( соединительные глаголы )- это значимая часть сложных слов, которое служит для образования новых слов путем сужения осов.

Пример:

Порядок морфемного разбора

1.Определить часть речи.

2. У изменяемых частях речи найти окончание. Для этого изменить форму слова.

3. Найти слова. Подобрать не менее 2-ух однокоренных слов.

4. Приставка.

5. Суффикс .

6.Окончание.

7. Основа.

Пример: Предчувствие.

Имя существительное

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Словообразование-это раздел науки о языке ,который изучает способы образования новых слов.

1.Приставочный-это способ образования нового слова путем прибавления к исходному приставки.

Пример:

2.Суффиксальный-это способ образования нового слова путем прибавления к исходному приставки.

Пример:Дом- домища. Кот- котик.

3.Приставочно-суффиксальный-это способ образования новых слов добавлением суффикса.

Пример:

Части речи

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные.

Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксические функции и синтаксические связи.

Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Пример:

Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).

Пример:

Междометия— это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Пример:

Татьяна ах! А он реветь . (Пушкин <Евгений Онегин>).

И сказал Игорь дружине своей:

<О дружина моя и братья!

Лучше ведь убитым быть…>

О Боян, соловей старого времени!

О Русская земля! Уже ты за холмом!...

О, стонать Русской Земле,

Вспоминая первые времена

И первых князей!...

Ярославна рано плачет в Путивле на забрале ,приговаривыя:

<О ветер ,ветрило!..>

15 Имя существительное. Лексико-грамматические разряды. Морфологический разбор имени существительного.

Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет ,явление и люднй. Отвечает на вопросы кто,что.

Пример:

Главные существительные

Существительное собственное— это индивидуальное название
предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных:
Пример: Россия, Париж, Пушкин.

Существительное нарицательное— это обобщённое название
однородных предметов, живых существ:

Пример:страна, город, поэт.

 

Конкретныминазывают предметы из реальной действительности (телефон.бутылка).

Отвлеченныминазывают абстрактные явления (любовь, холод).

Вещественныминазывают существительные, которые обозначают однородные вещества (соль, сахар).

Собирательныеобозначают совокупность однородных лиц ,предметов, как единого целого(народ,нация,молодежь).

Имена существительного бывают одушевленные и неодушевленные:

1.Одушевленные- Имя существительное, обозначающее живое. Отвечает на вопрос кто?(человек, животное).

2.Неодушевленные-является названием неживых предметов. Отвечает на вопрос что? (камень, дерево).

Существует три рода существительных:
1. женский род -мама
2. мужской род -папа
3. средний род окно

4. Общий(вредина,забияка)

Третьим свойством имени существительного является число предметов множественное (дома) и единственное (дом).

В предложении имя существительное чаще всего выполняет функцию подлежащего и жополнения.

Пример:Мама пришла веселой.

Склонение имен существительных:

Падеж склонения имени существительного , таких падежей 6:

1. имени́тельный паде́ж:
кто? что? – ма́ма,

2. роди́тельный паде́ж:
кого? чего? – нет ма́мы

3. да́тельный паде́ж:
кому? чему? – рад ма́ме,

4. вини́тельный паде́ж:
кого? что? – вижу ма́му,

5. твори́тельный паде́ж:
кем? чем? – доволен ма́мой,

6. предло́жный паде́ж.
о ком? о чём? – думаю о ма́ме.

1-ое склонение- м. и ж. род , относятся существительные имеющие окончание –а-, -я-( Маша, Женя).

2-ое склонение-ср. и м. род, у м. рода нулевое окончание (стол, рай) ; у ср. рода окончание –о,ё,е-(окно, тряпьё, море).

3- е склонение- ж. род, нулевое окончание (лошадь, дверь).

4- ое склонение – разносклоняемые –это 10 слов на мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя).

5-ое склонение –несклоняемые- заимствуют слова из других языков (леди, кофе).

16.Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды. Морфологический разбор имени прилагательного.

Имя прилагательное- самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей?

Имеет род:

М. род-красный.

Ж. род-красная.

Ср. род-красное.

 

Число:

Ед. число-красный.

Мн. Число -красные.

Падежи:

имени́тельный паде́ж:
кто? что? – белый

роди́тельный паде́ж:

кого? чего? – белого

да́тельный паде́ж:
кому? чему? – белому

вини́тельный паде́ж:
кого? что? – белый,

твори́тельный паде́ж:
кем? чем? – белым

предло́жный паде́ж.
о ком? о чём? – о белом.

Разряды:

Качественные- красивый цветок.

Относительные- железная дверь.

Притяжательная- лисий хвост.

Степени:

Сравнительная(ближе,сильнее)-бывает простой( окончание –ее,ей,е-) ; сложная (более, менее).

Превосходная(добрейший)-бывает сложная (самый, наиболее) ; синтетическая.

Прилагательное в предложении чаще всего выступает в роли определения(волнистой линией):

Отговорила роща (золотая березовым, веселым языком.).

 

17 .Имя числительное. Лексико-грамматические разряды. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное- это самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько ,который?

Числительные делятся на 4 лексико-грамматические разряда:

Количественные-два, пятнадцать, двести.

Собирательные- оба, двое, пятеро.

Порядковые- первый, второй, сотый.

Дробные- одна пятая, три целых.

 

В состав количества числительных входят:

Определительные количественные-определенное количество единиц (два,четыре,двести).

неопределенно количественные- неопределенное количество единиц (к ним относятся слова: мало ,немало, много, немного),а также местоименные числа( несколько, сколько нибудь, сколько- то, столько).

 

 

18.Местоимение. Лексико-грамматические разряды. Морфологический разбор местоимения.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Изменяется по подежам . Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.

 

Разряды местоимений по значению:

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей(устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

 

Пример: (К) кому – то

( К) кому – то –мест.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
  A Постоянные морфологические признаки:
  вид (совершенный, несовершенный);
возвратность (невозвратный, возвратный);
переходность (переходный, непереходный);
Б Непостоянные морфологические признаки:
  наклонение;
время (в изъявительном наклонении);
число;
лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении)

 

Пример: Любишь кататьсялюби и саночки возить (пословица).

Любишь

I.Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?

II.Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.

III.В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Кататься

I.Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?

II.Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).

III.В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

20.Причастие как особая форма глагола. Образование причастий. Правописание причастий. Морфологический разбор причастия. Причастный оборот и знаки препинания.

Причастие- это особая форма глагола, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?, обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного.

Пример:сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся.

Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам
и родам
и имеют такие же падежные окончания:







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.059 с.)