Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные средства выражения АЧ предложения.

Поиск

1. Порядок слов. Отклонения от обычного порядка слов обычно объясняется потребностью выражения АЧ.: He (тема) (wrote two letters - рема). One (тема) he (put into his pocket — рема), (the other into his wallet — рема).

2. Конструкция с предваряющим «there». Подлежащее помещается после сказуемого, что придает ему рематический статус: There (came — 2. понятие тематической прогрессии: простая линейная прогрессия и прогрессия с продленной темой. подлежащее — a loud noise from the room — рема).

3. Артикли. Если подлежащее или группа подлежащего употребляется с неопределенным артиклем или без артикля, то, как правило, это подлежащее выражает рему высказывания: The door opened and a man came into the room.

4. Частицы only, at least указывают на рему: Only he could show... He could only show...

5. Особая конструкция: формальное it + глагол to be (в соответствующей форме) + тот компонент предложения, который хотим превратить в рему + собзные слова (who, which, that...): It was there (there — рема) that I first met her — именно здесь я впервые встретил ее.

6. Интонационное выделение, иногда являющееся единственным выделением ремы или фразовое (логическое) ударение. В письменной речи это можно сделать графически, например, курсивом: Oh, I ought to have done it!

7. Указательные, притяжательные и личные местоимения в форме анафоры (т. е. использование языковых выражений, которые могут быть интерпретированы лишь с учетом других, предшествующих) — средства выражения ремы: her purse (понимаем, что ранее упоминалась эта «она», например, Mary, следовательно, her выступает в роли анафоры).

3. основные положения функциональной грамматики: понятия топикальности и фокусивности.

Топик - информация, которую говорящий считает уже известной, фокус - информация, добавляемая к топику. Таким образом, топик высказывания (то, о чем говорящий делает сообщение; исходный пункт) можно соотнести с темой, а фокус высказывания (информация, сообщению которой служит данное высказывание и которая добавляется к теме) с ремой. Их можно рассматривать как синонимы. (можно сослаться на Т. Гивона, американского лингвиста, одного из родоначальников функционализма в 1970-х).

Способы передачи компонентов актуального членения предложения в речи

1. Позиционно. Чаще всего тема реализуется в начале фразы, а рема в конце. Такая последовательность называется прогрессивной (объективной, неэмфатической). В противном случае (рема-тема) последовательность бывает регрессивной (субъективной, эмфатической). Такой порядок может объясняться рядом причин: позиционной контактностью ремы с членом предыдущего предложения, ритмом, желанием говорящего как можно скорее сосредоточиться на главном.

2.Интонационно. Передается путем расстановки ударений, пауз.

3. Ремовыделительные конструкции. Это может быть, но не всегда, агентивное дополнение – дополнение при пассиве, указывающее на источник действия – агенс. В английском языке такую роль может играть неопределенный артикль.

4. Выделительно-ограничительные наречия. Так, частица не всегда выделяет рему. Пример: Страусы не летают. Частицы а, же обычно выделяют тему. Пример: Все пошли на футбол, а Саша остался дома.

5. Контекст. Передается путем описания уточнения к фразе.

 

Основными же единицами звучащего текста (его речевой организации) является сверхфразовое единство (СФЕ) и высказывание. СФЕ – сложное структурное единство, складывающееся из минимум двух самостоятельных предложений, объединенных общим смыслом, представляет собой часть завершенной коммуникации. СФЕ строится из высказываний (реализованных предложений, лексически наполненных, обозначающих конкретный смысл единиц речи). С точки зрения задач членения текста не каждое предложение является высказыванием, но каждое высказывание есть предложение.

 

23. Предложение и высказывание.

 

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение.

Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

· выражает законченную мысль

· имеет цель высказывания

· грамматически организовано, имеет грамматическую основу

· оформлено интонационно.

Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

 

Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта. Рассматривается вконтексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

Признаки высказывания

Смена речевых субъектов (говорящих)

Завершенность (возможность ответить)

Адресованность (обращенность к кому-либо)

Экспрессивность (выражение индивидуальных эмоций говорящего)

Высказыванию свойственна ситуативность (соотнесение с конкретной ситуацией) и избирательность (говорящий по-своему выбирает элементы ситуации)

 

Предложение – единица языка
Высказывание – единица речи, речевого общения.

М.М.Бахтин: «Предложениями не обмениваются, как не обмениваются словами и словосочетаниями, - обмениваются высказываниями, которые строятся с помощью единиц языка: слов, словосочетаний и предложений; причем высказывание может быть построено и из одного предложения, и из одного слова… но от этого единицы языка не превращается в единицу речевого общения».

Основная единица языка – слово. Основная единица речи – высказывание. И тут хочу сказать, что некоторые лингвисты не различают понятия «предложение» и «высказывание». Другие считают, что «предложение» единица языка, а «высказывание» - речи. Ряд лингвистов заостряет внимание на том, что «высказывание» связано с намерением (интенцией) говорящего, потому что до тех пор, пока говорящий не сказал всего. что намеривался, высказывание не закончено. а ведь это может быть и несколько предложений! Есть и еще подход к тому, что такое «высказывание». Вернее, как оно связано с ситуацией общения. И в этой связи хочу привести слова М. Бахтина: «Предложение как единица языка, подобно слову не имеет автора. Оно ничье, как и слово, и, только функционируя как целое высказывание, оно становится выражением позиции говорящего в конкретной ситуации речевого общения».

У высказывания всегда есть цель. В общении люди легко и почти точно определяют коммуникативное намерение говорящего. Мы умеем различать просьбу, совет, приказ, вопрос, даже чувствуем вопросы, которые не требуют ответа. Но я не случайно сказала «почти». Кстати, большинство анекдотов выстроено на том, что в них обыгрывается неправильное понимание коммуникативного намерения. ну. например: В 3 часа ночи стук в окно. –Хозяева, дрова нужны? –какие дрова?! Ночь на дворе! Утром встали, а дров нет... Кстати, это можно назвать коммуникативной неудачей. Коммуникативная неудача может постигнуть говорящего. когда он и слушатель вкладывают разный смысл в одни и те же слова (вспомните про фоновые знания). Вот вам пример из «Алисы в стране чудес: -Сними свою шляпу,- сказал король Болванщику. –Она не моя,-сказал Болванщик.

Сделаем вывод. Интенция (намерение) говорящего лежит в основе процесса речи и того содержания, которое обладает информативной значимостью. Ведь коммуникация предполагает, прежде всего, передачу и восприятие информации. Любое высказывание содержит информацию. Но оно также выражает и позицию говорящего по отношению к ее содержанию. Что из этого следует? - В процессе речи язык реализует свои функции: информирования, модально-оценочную функцию, а также функции, которые выделяются на основании того, что в акте коммуникации может передаваться просьба, отдаваться приказ, даваться совет, оказываться воздействие и т. д.

Коммуникативная функция языка реализуется в речевом акте. Что это такое?

· речевой акт – это элементарная единица речи, последовательность языковых выражений, которую произносит говорящий и которая понятна тому/тем, кому она адресована (т.е., носителям языка);

· речевой акт – это осуществление интенции говорящего при помощи речи;

· задача речевого акта – воздействие на мысли адресата, когда он интерпретирует высказывание говорящего

 

Основными единицами звучащего текста (его речевой организации) является сверхфразовое единство (СФЕ) и высказывание. СФЕ – сложное структурное единство, складывающееся из минимум двух самостоятельных предложений, объединенных общим смыслом, представляет собой часть завершенной коммуникации. СФЕ строится из высказываний (реализованных предложений, лексически наполненных, обозначающих конкретный смысл единиц речи). С точки зрения задач членения текста не каждое предложение является высказыванием, но каждое высказывание есть предложение.

 

24. Проблема иерархии членов предложения.

Система Ч. п. сложилась в результате последовательного членения простого повество­ва­тель­но­го предложения, взятого в его максимально развёрнутой и связной форме, на функцио­наль­ные элемен­ты. Разли­ча­ют­ся главные Ч. п. — подлежащее и сказуемое, и второ­сте­пен­ные — опреде­ле­ние, допол­не­ния и обстоя­тель­ства. Выделение второстепенных членов связано с понятием иерархии членов предложения. Известно, что в предложении выделяют главные (являющиеся носителями предикативности) члены предложения и второстепенные, не принимающие участия в выражении основного грамматического значения предложения – значения предикативности. Однако с точки зрения смысловой (или логической) значимости второстепенный член предложения может быть более важным, чем главные члены, он может нести на себе основную смысловую (информативную) нагрузку. Например: Всем было ясно, что Лермонтов играет неспроста (Паустовкий).

 

1. традиционный подход к анализу компонентов ПР: формальные и семантические признаки анализа.

Члены ПР — двусторонний языковой знак, обладающий значением и формой. Его значением является синтаксическая функция, то есть то содержательное отношение, в котором данный синтаксический элемент находится к другому в составе некоторой синтаксической последовательности элементов в ПР-и.

Форма — морфологическая форма слова, позиция в ПР, интонационные показатели.

Традиционный подход указывает, как семантику, так и структуру ПР. Части ПР называются — члены. Выделяют подлежащее (носитель предикативного признака[1], который выражен сказуемым). Однако не всегда члены ПР обладают и формальными (структурными), и семантическими характеристиками одновременно. Интерпретация зависит от лексического значения компонентов и их позиции в ПР. Поэтому мы вынуждены задавать вопросы к компонентам ПР:

- Look at this woman in white (в чем? - тогда это будет дополнением или какая? - определение).

- The catcher in the rye (рай) (в чем? - дополнение или где? - обстоятельство).

Вывод: такие спорные случаи заставляют некоторых исследователей ставить под сомнение ценность традиционного подхода. Они предлагают структурный подход (дискриптивная лингвистика), анализ по непосредственным составляющим, когда выявляется иерархия двухчленных подчинительных связей между словами в структуре ПР-я.

Однако в недавних исследованиях отечественных лингвистов (Ильиш) традиционный подход был реабилитирован. Было предложено изучать форму и значение членов ПР в «базовых предложениях» (БПР, basic sentences). БПР — это простое ПР, описывающее элементарную ситуацию. В таком ПР простое сказуемое выражено началом конкретного действия, которое открывает определенное число вакантных мест в соответствии со своей валентностью, а подлежащее является Агентом. В таких БПР существует определенное соотношение между формальной семантической и коммуникативной структурами ПР-я.

Например, Jane is washing dishes. С точки зрения формальной структуры компоненты этого ПР — подлежащее (subject = Jane), сказуемое (predicate = is washing) и дополнение (object = dishes). С точки зрения семантической, Jane — Агент, is washing — предикат конкретного действия (predicate), dishes — объект, неодушевленный участник действия (object). С точки тема-рематического членения: Jane — тема, is washing dishes — рематическое ядро, dishes — рема.

Что касается других ПР-й, более сложных, у лингвистов нет ответа, как их рассматривать.

Однако, есть ПР-я, синтаксическая структура которых совпадает со структурой базового ПР-я, а семантическая структура — сложнее: His late arrival surprised everyone. Arrival — отглаголнье существительное, которе обозначает целую ситуацию: He arrived late and it surprised everyone.

Вывод: анализ членов ПР-я имеет смысл, если мы не будем ожидать регулярного соотношения между формой и значением, так как эти понятия не являются универсальными.

2. двухуровневая иерархия членов ПР-я: главные vs. второстепенные; обязательные второстепенные vs. факультативные второстепенные.

ПР-е состоит из элементов, которые отличаются по своим взаимоотношениям. Взаимоотношения имеют иерархическую структуру. Традиционно считается, что ПР-е состоит из двух уровней.

I уровень — деление элементов ПР-я на главные члены и второстепенные.

II уровень — на обязательные и факультативные.

Трудно отличить второстепенные члены от главных, понять, где факультативные, а где — обязательные.

Дополнение в БПР семантически обусловлено предикатом (глаголом), поэтому наравне с подлежащим оно рассматривается как семантическое и синтаксическое ядро ПР-я.

Прямое дополнение в БПР — актант, обозначающий предмет или человека, непосредственно задействованного в ситуации (патиенсы, экспериенсы, бенефицианты). Так как прямое дополнение относится к ядру ПР-я, его нельзя опускать, не разрушив структуры ПР-я, следовательно, прямое дополнение — обязательный член ПР-я.

Косвенное дополнение в БПР обычно используется со сказуемым, которое выражено 3-валентным глаголом. Без широкого контекста ПР без косвенного дополнения становится ущербным с точки зрения смысла и структуры, следовательно, косвенное дополнение относится к ядру ПР-я и также является обязательным членом ПР-я.

Обстоятельство — периферийный элемент структуры ПР, как правило, распространяющий сказуемое, определение или другое обстоятельство. Обстоятельство может быть как факультативным членом ПР-я, так и обязательным. Обязательным, как правило, являются обстоятельства времени и места.

Обстоятельства мечта обязательны в ПР-х, где сказуемое выражено глаголом движения или покоя, в таких ПР обстоятельство относится к ядру ПР: I ran to the shor, Mark lays on the grass.

Чем далее от сказуемого находится обстоятельство, тем менее оно связано с ядром: In London people often eat in chinese restaurant... Здесь обстоятельство in London находится на периферии, относится ко всему ПР-ю, с ядром тесно не связано. Не обязательный член.

Таким образом, обстоятельства — значимые единицы информации, которые могут как являться частью ядра ПР-я, так и относится к его периферии. Статус обстоятельства во многом определяется лексическим значением глагола-сказуемого.

Определение — факультативный член ПР-я и не интересует грамматиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.007 с.)